В 2014-м году мы решили, что для нашей системы управления сайтами DIAFAN.CMS нужен рекламно-имиджевый ролик. Мы не планировали рекламу на телевидении, не собирались продвигаться на Ютубе, не хотели оформить анимацией сайт, но ролик оказался позарез нужен. Нужен и всё тут, знаете как это бывает, просто «загорелось». Основная потребность — «чтобы у нашей CMS было красивое видео». Знакомые ребята (videoproject.ru), профессионально занимающиеся видеосъемкой, сначала стращали нас, что снять десяток секунд достойного ролика — это несколько дней подготовки, целый съемочный день и пару недель постпродакшена. Убеждали, что для CMS целесообразнее заказать графическую анимацию, проще говоря мультик (что-то типа такого) за пару десятков тысяч рублей. Но маховик нашего желания было не остановить, и мы решили снимать полноценное видео.




Сценарий


Первым делом мы собрались для обсуждения, что и как будем снимать. Изначально мы хотели получить просто красивый имиджевый ролик в пределах одной минуты, с хорошей яркой картинкой, с наплывами камеры на ноутбуки, с какими-то крупными планами рук, стучащими по клавиатуре, с размытием фона и т.д. Люди сидят дома, на работе, на отдыхе, и легко управляют своими сайтами, о чем можно сказать закадровым голосом на фоне приятной музыки. А в конце ролика вывести логотип «Система управления сайтами DIAFAN.CMS». Для такой съемки нужны только помещения, люди, аксессуары и хорошая камера, чтобы всё это снять. Однако, в процессе подсчета усилий, которые требуются для реализации даже такого простого сценария, выяснилось, что в любом случае затраты будут немалые. И раз уж мы решили не скупиться и снимать всё хорошо, то почему бы нам всё-таки не заложить в ролик какую-то идею. Тогда мы начали усложнять.

Чтобы видео донесло до зрителя какую-то идею, направление ролика должно быть больше рекламным, чем имиджевым. Но как рекламировать систему управления сайтами? Это не майонез, где можно показать салат и довольного сытого мужа. Это не автомобиль, где можно снять интерьер салона и дорогу. И это не стиральный порошок с чистой одеждой в кадре. Это специфическое программное обеспечение достаточно узкой направленности. Скажем сразу, мы обсудили много «креативных» вариантов, и управление сайтом изнутри, глазами CMS, как на электронном заводе, и зеркальное отображение браузера, для посетителя сайта и для администратора, и реальный магазин против интернет-магазина, чтобы показать, что управлять интернет-магазином не сложнее, чем двигать товары на полке реального магазина. Идей было много, но они все разбивались о голливудские бюджеты, которые требовались для мало-мальски качественной съемки чего-то масштабного. А мультик мы снимать не хотели. Поэтому отталкиваться мы стали от исходного сценария и в итоге родилась интересная идея. Разные люди в разных ситуациях легко и просто управляют своими сайтами, а в конце мы как-нибудь показываем, что за простым нажатием кнопки стоит большая работа. Ведь CMS — это система управления, то есть, механизм, который обслуживает сайт. Администратор меняет цену в административной части, и цена меняется на сайте, благодаря CMS. Поэтому мы решили представить систему, как супер-героя, который властвует над сайтом и делает с ним всё то, что велит хозяин.

Тогда мы определились, что снимать будем ровно три ситуации. Деловую женщину, которая работает у себя в кабинете. Путешественника, который присел в уличном кафе, выложить в свой блог очередную статью. И девушку на курорте, на пляже, которая из шезлонга администрирует свой сайт. Девушка в админке меняет цену у какого-то товара, камера отъезжает в строну, зритель видит браузер сайта, где изображен этот же товар. Из-за кадра выходит супер-герой в костюме «DIAFAN.CMS», снимает с сайта старую цену и вешает на её место новую. Занавес. Дополнительно мы приняли решение не снимать лица людей, чтобы деперсонализировать наших героев и дополнительно акцентировать внимание на главном — экране компьютера и изображенной на ней DIAFAN.CMS.

Что нужно для съемки и бюджет


Что Сколько Почем
Студия для съемки. Первым делом мы определились с местом, где будем всё снимать. Мы пошли по наиболее бюджетному варианту и решили отталкиваться от того, что могут предложить московские фото-студии. В одной из них мы арендовали два помещения, в одном было сразу две локации, «уличное кафе» + «деловой кабинет». В другом помещении локация «пляжный домик». Да-да, чтобы снять рекламу «на пляже», не обязательно ехать к морю. 8 часов
1,2т.р./час — всего 10.000р.
Свет. Прожектора, софиты, светофильтры, штативы. Взяли в аренду в студии. 3 источника по 2т.р./сутки — всего 6.000р.
Профессиональные актеры. На актерах экономить нельзя. Кто-то скажет, мол, да ладно, можно снять самого себя или позвать друзей, но нет. Поведение в кадре, позы, жесты, непринужденность перед камерой и прочие движения выдают новичков, и это очень хорошо заметно. Мы решили, раз уж лица мы не снимаем, то обойтись можно двумя актерами, мужчиной и женщиной. В разных локациях и в разных костюмах они будут смотреться разными героями. Мужчина и девушка по 15т.р. — всего 30.000р.
Одежда. Костюм супер-героя «DIAFAN.CMS» и одежда для актеров. Если в рекламном ролике использовать поношенную одежду, это будет очень хорошо видно в кадре. Поэтому для рекламных съемок всегда покупается новая одежда, которая затем, по возможности, сдается обратно в магазин. Этим занимается костюмер. Согласно сценарию. 30.000р (порядка 20.000 возвращается).
Костюмер. Ездит по магазинам, подбирает соответствующие сценарию фасоны одежды по размерам актеров и покупает её. В момент съемок отвечает за то, чтобы одежда сидела на героях безупречно, без складок и других проблем. Более того, для каждой локации покупается неколько вариантов одежды. Ведь если в процессе съемки выяснится, что купленный только один синий пиждак не гармонирует с интерьером, или сливается с задним фоном, тазом накроется вся съемка. Организация покупки одежды, съемочный день, возврат одежды 10.000р.
Оператор Профессионал, умеющий обращаться с камерой и всеми аксессуарами для неё. Съемочный день 18.000р.
Продюсер. Человек, который руководит всем съемочным процессом. Съемочный день 15.000р.
Аренда съемочного оборудования В нашем случае это была камера Sony FS700 + Odyssey Recorder, два объектива Canon 24l/1.4 и 50l/1.2, рельсы и кран. Съемочный день 12.000р.
Постпродакшн и монтаж. Обработка видео, склейка кадров, наложение музыки, голосов и эффектов. А также врезка моря, падающего браузера и снятия цены с сайта. Согласно сценарию 30.000р.
Голоса. Записанные в профессиональной студии звукозаписи. Три голоса 3*1т.р. — всего 3.000р.
Музыка. Фоновая. Небольшой трек 2.000р.
Расходные материалы. Мелочевка, поднос официанта, чашка для кофе, бокал для коктейля, свежая мята, лаймы, минералка, коктейльные зонтики и пр.


Согласно сценарию 3.000.р.
Питание. Еда для всех. А как же? Всех этих людей, актеров, оператора, костюмера, продюсера нужно кормить :)
Два приема пищи 10.000р.
Итого: 199.000р.

Съемка была назначена на 24 июля 2014 года, с 8 до 17. В один день съемок мы уложились, и спустя несколько недель постпродакшена ролик был готов! Что получилось, смотрите сами.



А теперь о том, как мы всё это снимали.



Процесс съемки


Магия телевидения в том, что ведущий строгих новостей может сидеть в плавках и шлепанцах, главное, чтобы в камеру попадал только пиджак. Также устроены многие студии, эмулирующие разные локации. Часто в одном помещении студии в разных углах воссозданы интерьеры и экстерьеры, и съемка в нужном ракурсе создаст необходимую иллюзию. А также можно снимать сначала конец фильма, а потом завязку, и в конце смонтировать в правильном порядке, поэтому мы начали с путешественника.



Самое важное при съемке в таких студийных локациях — это свет. Разными прожекторами, софитами, цветными фильтрами можно в помещении без окон и дверей создать эффект лунного света, вечернего солнца, яркого дня. В нашей первой локации мы хотели создать иллюзию уличного кафе, утреннего солнца и легкого бриза. Солнцем был источник на 1000Вт, а иллюзию ветра и колышащихся листочков создавал Дмитрий. :)



Можно заметить, что при съемках на экране ноутбука ничего не изображено, а только наклеены 4 точки по углам. Это делается потому, что во-первых, мерцание экрана плохо снимается, и во-вторых, сами интерфейсы в реальном размере экрана в экране выглядят слишком мелко и непонятно. Чаще всего все интерфейсы накладываются по четырем меткам уже при монтаже ролика.

Следующей локацией был кабинет деловой женщины. Этот эпизод мы снимали уже гораздо дольше. Сначала мы гоняли актрису с одного края дивана на другой, затем костюмер забраковала светлую блузку и переодела героиню в темную, затем мы поставили стол под ноутбук, но в итоге отодвинули его. Мы даже несколько раз передвигали фотоаппарат, «неидеально» стоявший на заднем фоне.



Но все-таки определились и сняли дубль.



Для красивого изображения на экране реальные расслабленные позы людей не подходят. Приходится делать много дублей, чтобы подобрать нужный угол съемки чтобы актер хорошо выглядел в кадре. Спину согнуть, одно плечо выше другого, голову вперед и вниз, ноги вниз и вбок. А каждое движение героя приходится репетировать, и в последовательности и во времени.



Конечно, не обходится без ляпов и испорченных дублей, когда у кого-то звонит телефон или что-то с грохотом неожиданно падает.



Очень долго приходится работать в неудобных позах и оператору, например, когда наплыв на экран ноутбука должен был идти из-за плеча героини сверху вниз. В момент, пока продюсер с оператором решают рабочие вопросы, актеры отстраненно болтают на личные темы.



Во второй локации мы потратили 70% времени, а нам надо было еще переместится на другой этаж, к «пляжу». Перенести свет, камеры, одежду, а также сделать перерыв на обед. Поэтому пришлось подстраховаться и на месте продлить аренду третьей локации еще на час.

В третьей локации «Пляжный домик» все почувствовали себя как на курорте. Пока устанавливались камеры, освещение и штативы, каждый сделал селфи на песке, в шезлонге и с доской для серфинга. :) Начали снимать. Эффект яркого полуденного солнца создавал мощный прожектор. Ветром, колышащим пальмы, служил промышленный вентилятор. А вот коктейль бы настоящий, для него пришлось покупать и газировку и лаймы и настоящую мяту и зонтики и трубочки. Купальников у костюмера было заготовлено два, желтый и голубой. После нескольких дублей решили остановиться на голубом, он смотрелся динамичнее.



По сценарию в этой локации камера наезжает на ноутбук, девушка меняет цену у товара, затем камера отъезжает наверх, и сверху выпадает браузер с сайтом. Выходит супер-герой «DIAFAN.CMS», снимает старую цену и вешает на её место новую. Конечно, браузер пририсовывается при монтаже ролика, но так как на его фоне будет наш актер, это место должно быть зеленым фоном. А чтобы актер снял с сайта старую цену и повесил новую, для естественности нужно чтобы актер снял что-то реальное, а не просто махал руками. Мы вырезали картонку и покрасили её зеленым. С обратной стороны картонки приклеили двусторонний скотч, и таким образом её можно было вешать на наш фон. Однако, эта табличка не желала висеть дольше одной минуты и падала сама собой в самый неожиданный момент, испортив нам не один дубль.



После того, как табличка упала в очередной раз, мы прилепили её не абы как, а серьезно придавив с двух сторон. И испортили очередной дубль, так как актер тупо не смог её отодрать от фона.



В итоге победили все-таки мы и несколько удачных дублей было снято.



Затем мы сняли закрывающийся экран ноутбука, и начали сворачивать оборудование. Съемочный день был окончен. Далее предстояла обработка видео, монтаж, подбор музыки, а также написание закадрового текста и запись дикторов.

Пока монтировался ролик, мы решали вопрос с озвучкой. Нам нужны были три разных голоса, подходящих нашим героям по образу. Обычно диктор записывает простыню на пару минут, где повторяет текст и так и эдак, на разный лад. А продюсер затем вырезает куски нужных интонаций.

Деловая женщина.mp3
Путешественник.mp3
Девушка на курорте.mp3

Фоновую музыку мы покупали на инвато (audiojungle.net) и её подбор занял жуткое количество времени, около двух недель. Вариантов была перепробована тысяча, не меньше. В итоге мы остановились на том, варианте, который вы слышали. Но был еще один спорный вариант, который сильно конкурировал. Вот он. Что называется, сравните настроение :)



Пока мы нигде не рекламировались с этим роликом, поэтому он выполняет свою исходную задачу: он у нас просто есть :) Хотя нет, в оформлении сайта CLOUD.DIAFAN.RU мы его все-таки использовали.

Надеемся, наш опыт поможет тем, кто решит заняться съемкой ролика для своего IT-проекта.

Комментарии (19)


  1. Elkaz
    22.04.2015 17:23
    -1

    Здорово описан процесс — спасибо. Ролик тоже неплохой.
    Но уж очень явно актёры симулируют нажатие клавиш на клавиатуре — сильно бросается в глаз неестественность. Причем это на всех кадрах, вроде.


    1. diafan Автор
      22.04.2015 17:26

      Ну именно в этом ролике мы уже ничего поменять не сможем. Но на будущее нам, а также тем кто решится сделать что-то подобное, как совет обратить внимание на руки актеров на клавиатуре, очень пригодится.


  1. titulusdesiderio
    22.04.2015 21:10
    +2

    Актёры бурно насилуют клавиатуру, а на экране плавно перемещается курсор. Глаз режет просто ужасно.


    1. diafan Автор
      22.04.2015 22:01

      Да, к курсорам замечаний было очень много. Монтажер никак не мог заставить двигаться его нормально.


  1. olegkrasnov
    22.04.2015 21:31
    +1

    Скучно, фальшиво, пресно.
    Да ещё и яболки на макбуках зачищены — зачем?


    1. diafan Автор
      22.04.2015 22:00

      Основной посыл текста — дать информацию как мы снимали ролик, а не «зацените видео».
      Но тем не менее, раз уж Вы высказались и чтобы Ваша рецензия на наш ролик была еще более авторитетной, позвольте узнать у Вас, что снимали Вы? Дадите ссылки на образцы, чтобы мы понимали, к чему стремиться? :)


      1. olegkrasnov
        23.04.2015 00:04

        Я ничего не снимал, но видел много интересных роликов. Чтобы отличить хороший ролик от никакого мне не надо самому их снимать.


        1. diafan Автор
          23.04.2015 11:49
          -2

          Ну, когда всякие Петросяны снимают «Самый лучший говнофильм — 5» и берут деньги за просмотр, высказаться имеет полное право каждый зритель. А когда мы сами придумали, и чуть ли не своими руками сняли свой первый ролик на весьма специфичную тематику, да еще не поленились весь процесс описать, тут дело другое. ;)
          Роликов хороших много разных, это понятно. Но у какой CMS есть что-то подобное, для сравнения?


          1. kibitzer
            24.04.2015 10:44

            Уверен, авторы «Самого лучшего говнофильма — 5», говорят то же самое. Статья супер и ролик смотрится профессионально, но… Он действительно пресный, вторичный и как у всех. Он не зацепит. Наверное и цели такой не ставилось?!

            ЗЫЖ вы на критику не обижайтесь, тем более очень мягкую, мы же как «зрители» это высказываем, для которых вы его и делали. Или он был сделан для написания статьи? ;)


      1. olegkrasnov
        23.04.2015 00:07

        Извините, если обидел. Возможно ролик нормуль, для своей аудитории, просто похоже я туда не попадаю :)


        1. diafan Автор
          23.04.2015 11:50
          +1

          Ладно, ролик — говно, тут мы с Вами определились. А сама публикация-то хоть хорошая? ;)


  1. Peregrinus
    23.04.2015 10:11
    +1

    Классно получилось, даже захотелось посмотреть что за CMS такая. Клавиатура и курсор конечно бросаются в глаза, но это если вглядываться. Не думаю, что ваша целевая аудитория будет этим заниматься.


    1. diafan Автор
      23.04.2015 11:51
      +1

      Спасибо!


  1. exelens
    23.04.2015 13:51
    +1

    Ролик понравился =)
    Сделайте для пользователей хабра/гиктаймса/мегамозга тестовый период для тестирования и уверен, что много людей захочет посмотреть Вашу CMS


    1. diafan Автор
      23.04.2015 15:30

      Велкам! 21 день ни копейки! Для всех! И всегда было ;)


  1. Frogy_F
    23.04.2015 15:35

    Таблица с затратами понравилась. Спасибо. пригодится.


  1. r00tGER
    24.04.2015 09:21

    Публикация — хорошая, ролик — обычный :)
    Почему все с одним и тем же ноутом? (они все знакомы, один на всех?.. зато, мак...)

    А самое главное — не меньше 3-ки!!!


  1. Sergey-From-Irkutsk
    24.04.2015 16:04

    А мне ролик понравился! Прям сильно!

    Ролик классный, а за публикацию «как мы снимали видео» отдельное спасибо, всегда интересно смотреть на кухню, как происходит волшебство.

    Удачи вам в вашем начинании.


  1. mottoman
    03.05.2015 20:14

    Соглашусь, ролик отменный. Не знаю о какой пресности речь, всё очень красиво, эстетично, не навязчиво и логично.

    Возможно кому-то не хватило взрывов, шуток, драк, но задачи вирусности для всех явно не стояло, так что оно тут и не надо.

    А описанный процесс и вовсе порадовал, спасибо автору.