Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев. В 1983 г. он хакнул систему ПО АвтоВАЗ, в результате чего работа конвейера остановилась на три дня. И это одна из первых «кибер-атак» в СССР, которую обнаружили.

Молодому специалисту пророчили блестящие перспективы в математике, но он не пошел в науку и по распределению попал на АвтоВАЗ. В Управлении автоматической системой для подачи механических узлов на конвейер работали программисты, занимающиеся ПО и рядовые техники, которые обслуживали систему и не имели отношения к программному обеспечению.



Работа проходила по следующей схеме: в случае необходимости программист мог вносить изменения в ПО, при этом письменно не отчитываясь о своих действиях. То есть, можно было изменить систему и остаться незамеченным.

Этим и воспользовался программист Уртембаев, занимающийся обслуживанием компьютеров. С помощью обычной дискеты (предварительно протестированной), он внес свои правки в программу, управляющую подачей деталей на конвейер. По сути, Уртембаев разработал патч к основной программе-счетчику, отмеряющей циклы подачи узлов на линию конвейера. В результате чего ритм счетчика сбивался и заданная деталь поступала на конвейер с опозданием. Учитывая, что процесс был просчитан до секунд, задержка была попросту недопустимой.

По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. И чтобы обезопасить себе, программист позаботился об алиби — он назначил старт патча на день своего выхода из отпуска. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер. Но план провалился, так как программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней…



Когда патч самоактивировался, автоматика будто взбесилась. Детали продолжали исправно поступать на конвейер, да только не в то время и не те, что требовались. Цикл производства сбился, никто ничего не понимал, вокруг творился настоящий механический и логический хаос. В результате тщательной проверки лучшими специалистами всего оборудования ЭВМ, технических неисправностей не обнаружили. Но отыскали неисправный фрагмент кода. Перезапуск рабочей программы не помог, сбои продолжались. Понадобилось около трех дней для того, чтобы нормализовать рабочий процесс. Сбой в системе нанес серьезный материальный ущерб предприятию, поскольку с конвейера не сошли сотни автомобилей.

Мурат сам признался в содеянном. После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.

Дело пошло в суд. Но вот с наказанием возник коллапс. По закону совершенное действие не подпадало под разряд преступления и не предусматривало уголовного наказания. Поэтому первого хакера осудили за хулиганство и дали полтора года условно с подпиской о невыезде. Само собой Уртенбаева уволили с должности программиста, но обязали возместить причиненный ущерб. Он отрабатывал свое наказание в качестве слесаря на главном конвейере.



Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева. В газетах писали, что системный программист Волжского автозавода модифицировал ПО АСУ ТП главного конвейера, в результате чего работа была остановлена на трое суток. Двести автомобилей не сошло с конвейера ВАЗа, пока программисты искали источник сбоев. Ущерб исчислялся миллионами рублей.

Комментарии (37)


  1. ctacka
    18.02.2016 18:47
    +47

    Вспоминается старый анекдот.
    — У меня коллега продакшн уронил.
    — Он что, хакер?
    — Нет, он просто м…ак!

    Какой же он хакер, если просто намеренно испортил код, который сам же и писал? Разве он обошел какую-то защиту?


    1. shasoft
      18.02.2016 19:38
      +13

      Сделал закладку в коде. Но сделал по-глупому и поэтому попался. Судя по статье там таких хакеров было много, просто этот оказался самый глупый.


      1. heathen
        18.02.2016 19:59
        +2

        Судя по статье — не попался, а признался сам.


        1. Wesha
          19.02.2016 00:00
          +10

          не попался, а признался сам.
          Уга. «Да заяц я, заяц, только по почкам не бейте!!!» ©


    1. avas
      19.02.2016 17:49
      +1

      существенное дополнение к "бородатому" анекдоту — "Он его со стола уронил!"


  1. andvgal
    18.02.2016 19:24
    +10

    Исходя из описания, он не более чем попавшийся последователь истинных корифеев получения премий на багфиксах псевдослучайных проблем, испортивший всю малину.


  1. rafuck
    18.02.2016 19:25
    +3

    200 автомобилей за трое суток? Миллионы рублей в ценах 1983 года?!


    1. andvgal
      18.02.2016 19:35

      Вопрос явно не мне адресован, но цена ВАЗов в 83-м была от 6400 руб до 10300 руб. в зависимости от модели (цены из поиска в интернете). Выходит более 1 млн. по самым скромных подсчётам.


    1. VladimirAndreev
      18.02.2016 19:37
      +3

      2007250 = 5000200+2000200+250200 = 1000000+400000+50000 = 1,45 млн цена невыпущенной продукции, плюс может еще комплектующие повредились и работы по их возврату и дефектовке, миллиона 2 легко. при средней зарплате в 200 рублей — 800 лет чуваку отрабатывать...


      1. mtivkov
        19.02.2016 22:39
        +1

        Невыпущенная вовремя продукция — не значит безнадежно испорченная.
        Вряд ли в СССР могли осудить за недополученную вовремя прибыль, тем более, что скорее её и не было — есть же буфер в виде склада готовой продукции.
        Потому платил он скорее всего только за испорченное.


    1. deniskreshikhin
      18.02.2016 19:41
      +3

      Жигули вроде около 8000р. стоили, получается 1.6 млн рублей это стоимость 200 машин. Плюс всякие косвенные издержки — срыв плана, устранение последствий и т.п. Так что цифра вполне реальная.


      1. MacIn
        19.02.2016 00:24
        +2

        Плюс, опять же, простой транспорта, ЖД например, из-за неотгрузки продукции и т.д. Там куммулятивный эффект.


      1. Source
        19.02.2016 14:41
        +1

        Хм, сколько ж лет он этот ущерб возмещал в качестве слесаря?


  1. Zhbert
    18.02.2016 19:55
    +24

    Первое, что я подумал, это было "Ну нифига себе! В 83 году ну АвтоВАЗе было ПО!!"...


    1. Osaul
      18.02.2016 19:58
      +22

      Оно там и сейчас есть… вот интересно сильно ли изменилось с тех времен.


      1. lightman
        18.02.2016 20:33
        +49

        Тот косячащий сборку ВАЗов вирус так и не вычистили полностью до сих пор. Всё сходится!


      1. u007
        19.02.2016 07:13
        +1

        А зачем его менять? Есть же правило: "работает — … "


    1. MacIn
      19.02.2016 00:26
      +1

      На ВАЗе, не было такого завода "АвтоВАЗ". ВАЗ был роботизирован очень серьезно. Нам в свое время показывали учебные фильмы по этой тематике, снятые на ВАЗе.


      1. NetBUG
        19.02.2016 05:25

        Как минимум, Fiat: Made by robots for people.


        1. MacIn
          19.02.2016 06:12

          Не знаю, как Фиат, у нас были свои линии. Мои преподаватели ВУЗовские принимали участие в разработках линий.


  1. impetus
    18.02.2016 20:44
    +33

    Основную предпосылку проблемы не описали — а именно: программисты АСУ были на ВАЗе в весьма затюканном положении — не имея доступа к материальным благам они не могли ничего с завода выносить, даже электрики могли, отвественность большая, а отношение к ним было как к обслуге "ну-ка сбегай быстренько", что отражалось не столько на зарплате в виде отсутствия премий сколько на достпупе ко всяким доп благам жизни (очерёдности отпусков, путёвки в санатории, очереди в детсады и на квартиры, да на те же автомобили, доступ в высокоранговые столовые и прочая и прочая)… Типа всё работает само а вы тут нахрена и чем вообще занимаетесь?
    Вот они и начали постепенно повышать свой социальный и общественный статус, героически решая "внезапные" проблемы


    1. Iceg
      18.02.2016 21:22
      +11

      И с тех пор ничего не изменилось, да.


  1. PapaBubaDiop
    18.02.2016 21:08
    +10

    Это первый, кого раскусили. Настоящих не поймали. Настоящие и рады бы рассказать о минутах триумфа кода, да уж померли почти все. А кто живой остался — не помнят ни хера.


  1. Iceg
    18.02.2016 21:24
    +1

    Добавьте ещё теги АСУ ТП, АСУТП и в хаб Промышленное программирование, пожалуйста.


  1. dom1n1k
    18.02.2016 22:10
    +2

    Эта история в последние год-два пересказана сотни раз на разных сайтах, в разных пабликах и т.д.
    Много пишут ещё про узкую группу "элитных" программистов на вазе, которые сами организовывали сбои в работе завода, потом героически их решали и получали ха это премии. А прочих, неэлитных не подпускали к действительно важному ПО и оборудованию.
    Но вот с пруфами везде туговато.


    1. Yak52
      20.02.2016 12:26
      +1

      "Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева." Ага на весь Союз. Из передовицы в газете Правда.


  1. tangro
    19.02.2016 00:47
    +4

    Самое в этом рассказе палевное — "сам признался". Зачем? Очень хотел полтора года срока и разжалование? Скорее уж конвеер действительно сломался на три дня и нужно было на кого-то это повесить — повесили на того, кто был в отпуске и не смог вовремя доказать, что не виноват. А потом ему дали выбор — либо признаешься и "полтора условно с понижением" либо не признаешься — и идёшь по полной. Выбор ему был очевиден.


    1. MacIn
      19.02.2016 01:10
      +1

      Вряд ли. Учитывая то, что вскрылись аналогичные злоупотребления его коллегами (он участвовал в анализе их закладок), это могла быть сделка со следствием. Его могли сдать его коллеги, потому что он "спалил контору".


      1. shasoft
        19.02.2016 08:07

        тут скорее применили принцип: "Били все, но убил тот кто ударил последним"


        1. MacIn
          19.02.2016 08:48

          Насколько я понял, по другим случаям доказали вредительство, но не смогли доказать, что конкретные лица причастны.


  1. JRazor
    19.02.2016 07:19

    Почему подобные статьи не публикуются на мегамозг? Я понимаю, блог компании и все такое, хостинг надо продавать, но зачем здесь?

    <nerd>Сейчас бы про Автоваз в комментариях пошутить. Очень оригинально</nerd>


  1. kzn
    19.02.2016 10:26
    +6

    А хакеры-то тут причем?


  1. Kapn614
    19.02.2016 11:15
    +3

    Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев.

    После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.

    Не пойман — не хакер?


  1. NeonXP
    19.02.2016 14:22
    +4

    Извините, если верить статье, то он, во-первых, совсем не хакер (хакер это вообще не про взлом с целью поломки). А, во-вторых, вообще м… к какой-то, который саботировал труд сотен, если не тысяч людей (если брать всю цепочку, которая на конвейере только начинается).
    Да и криворукий, к тому же, раз .«предварительно протестированной… программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней».
    P.S.: а приговор, как по мне, на удивление справедливый, если не сказать, что мягкий.


    1. MacIn
      20.02.2016 02:34

      Еще бы не мягкий, если за ущерб в лям с гаком его заставили отработать всего стоимость пары автомобилей.


  1. RomanPyr
    20.02.2016 23:45
    +1

    По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер.
    Так появился первый советский разработчик антивирусов :)


  1. emusic
    25.02.2016 19:26

    А рядовые сотрудники и студенты, еще в 70-е ломавшие вдоль и поперек коллективные вычислительные системы (в основном на ЕС ЭВМ) и не знали, что первым это сделал Уртембаев в 1983-м… :)