image
Фото NASA
Исследовательская команда NASA успешно закончила тестирование новой технологии Adaptive Compliant Trailing Edge (ACTE), которая позволяет изменять геометрию крыла самолёта. Инженеры выполнили 22 полёта в течение последних шести месяцев на реактивном самолёте Gulfstream III, специально оборудованном для прохождения испытаний. Основой выгодой от внедрения ACTE будет экономия топлива: с учётом того, что в год на авиационное топливо ежегодно тратится $212 млрд, то экономия от 4% до 12% оказывается весьма существенной.

Разработкой технологии ACTE занимается компания FlexSys, вышедшая из академической среды Мичиганского университета. Сама поверхность такого крыла представляет из себя полностью бесшовный объект, изготовленный преимущественно из алюминия, титана, волоконно-армированных полимерных композитов и других материалов, применяемых в авиационной промышленности. За время испытаний угол наклона плоскости крыла последовательно изменялся от -2° до 30° — и эти показатели не являются пределами: просто инженеры хотели избежать ненужных рисков. Сама гибкая часть крыла самолета Gulfstream III имеет длину 4.3 метра, а сам наклон меняется при помощи специальных приводов.

NASA профинансировало компанию-разработчика суммой в $40 млн, однако сроки внедрения технологии в коммерческую эксплуатацию специалисты оценивают в 6-10 лет. Кроме того, дополнительным плюсом ACTE является то, что такие закрылки можно будет сравнительно легко установить на существующие самолёты. Получить визуальное представление о том, как работает технология можно на видео ниже:

Комментарии (10)


  1. ToSHiC
    29.04.2015 23:29
    +3

    Интересно, как они будут делать ещё и щель на больших крыльях. Ведь закрылки не просто так составные и выдвигаются назад — через щели запитывается воздухом верхняя поверхность крыла, чтобы избежать срыва потока.


    1. gryberg
      30.04.2015 09:13

      Опередили, тоже хотелось узнать как они будут реализовать двухщелевой закрылок. Хотя в ролике они хвастаются 40% снижением шума, а щели как-раз шумят сильно…


    1. kahi4
      30.04.2015 11:28
      +2

      Да, как-то не очевидна польза этой технологии. Щель в закрылках позволяет уменьшить взлетную и посадочную скорость чуть ли не в два раза, летать с большими углами атаки (у ИЛ-76 увеличивая подъемную силу в 3 раза!). Более того, разработать закрылки с щелью — была гениальная инженерная мысль, а тут «шаг назад».
      Ну а элероны и так не имеют заметных щелей, больше потерь приходится на вихревые потоки на законцовках крыла.

      P.S. «Изменяют геометрию крыла» — часто понимается под этим изменение стреловидности. Да и в целом, звучит желто, покуда изменять геометрию крыла скорее не нужно, чем сложно.


      1. hermit931
        01.05.2015 22:27

        Извините конечно, но
        Получаеться что специалсты там что то изобретали, а как подсказывают диванные аналитики, они всего лиш проели эти 40 лямов.
        Без обид конечно, но раз столько лет разрабатывали эту технологию и находилось для этого финансирование, значит нужно, значит полезно. Никто бы таких денег не вкидывал ради интереса. На видио видимо всего процеса не разьясняют, для какго нибудь пресрелиза и обычных людей этого впроне хватит.
        PS: об этой технологии ЕМНИП было слышно года около 2 лет назад, если не больше, и щас ее довели до испытаний. И раз за столько времени не заглохло дело, то видимо востребовано.


        1. Zelgadis
          01.05.2015 23:52

          А вот если бы действие происходило в РФ, то тут бы обсуждали распилы…


        1. kahi4
          02.05.2015 00:59

          Простите, но у меня авиационное образование и для чего нужны закрылки и щели в них я знаю. В видео и в статье описывается технология, которая напрямую перечеркивает преимущество закрылок. Скорее всего, за этой технологией скрывается гораздо большая польза, однако конкретно как замена щелевых закрылок эта разработка не годится, а они могут исследовать сколько им захочется. Более того, что за мнение «люди исследуют, их финансируют, значит не все так плохо». Был я пару раз на конференциях аэрокосмической тематики. Большинство проектов даже близко не заслуживают финансирования, тем не менее они его получают.

          В целом — изменяемый профиль крыла технология бесспорно полезная, я вижу основное её применение для изменения аэродинамических характеристик при переходе на сверхзвук, покуда там появляется куча проблем. Так же можно использовать для рулей высоты (хотя там щели очень маленькие, но тем не менее), элеронов, руля поворота.


          1. hermit931
            05.05.2015 14:52

            Я не спорю, что комментарии оставляют люди в теме, но все таки там тоже сидят инженеры из этой же оперы. Возможно что их вгляд смотрит на эту технологию с несколько другого направления и может в ней видят большее чем очевидное.
            Насчет
            Большинство проектов даже близко не заслуживают финансирования, тем не менее они его получают.
            то вероятно у них хорошие менеджеры


  1. dzobnin
    30.04.2015 13:28

    Наконец-то самолеты научились махать крыльями.


  1. kumbr_87
    03.05.2015 02:08
    -1

    durex окрыляет


    1. kumbr_87
      03.05.2015 13:13

      ну а что, эффект словно презерватив на крыло натянули.