О работе фотографа в Google просмотр улиц (ранее Панорамы Интерьеров)


Меня зовут Илья, я участник проекта Google просмотр улиц. Основная моя работа это съёмка виртуальных туров по заведениям и публикация их на Google панорамах. Участвую я в проекте с 2014 года, а начал снимать виртуальные туры с 2008 года, сначала не на коммерческой основе, а просто для собственного интереса. В этой статье я расскажу про технику, которую я использовал раньше и к чему пришёл сейчас.


На фото стальная, самодельная голова

Вообще, между фотографом и съёмкой панорам стоит только одна преграда – это параллакс эффект, только из- за него нельзя просто так взять и снять с помощью обычного штатива идеальную панораму. Для минимизации этого эффекта фотографу следует использовать панорамную головку. За первую мою панорамную головку, да и за первый опыт панорамной съёмки я благодарен своему учителю Николаю Матросову, именно он подарил мне самодельную стальную головку для зеркальной камеры.

С этой головкой я благополучно снимал панорамы до 2014 года, но в связи с участием в программе Google панорамы интерьеров (нынче Просмотр улиц) встал вопрос о покупке более подходящей и современной панорамной головки. Причины на это были следующие. Стальная головка это, конечно, круто, этой кочергой можно было бы отбиваться от собак (весила она грамм 700), но она была тяжеловатой для фотосъёмки – это первая причина, но совсем не главная. А главная причина была в том, что эта головка была заточена (в прямом смысле заточена) под зеркальную камеру.



Лично я в 2011 году окончательно перешёл на беззеркальные камеры для всех видов съёмок кроме репортажей, так как эти камеры подходят лучше своих старших собратьев. Это к слову. Площадка от крепления к штативу до объёктива у зеркальной и беззеркальной камер разная. У моей самодельной головки не было регулировки расстояния до этой площадки, и снять панораму, избегая параллакса, на беззеркалку я не мог. Для этого я решил приобрести головку Nodal point BASIC. От старшей версии ORBITA она главным образом отличалась допустимостью меньшего веса, а моя камера Sony NEX 6 как раз была очень лёгкой. Разница между съёмкой панорамы на самоделку и на заводскую головку с регулировками и небольшим весом просто налицо. Стоит ли говорить, что нодальную точку я нашёл идеально (нодальная точка – необходимый термин для настройки панорамной головки, смотрите подробнее Wiki).

В итоге, мой набор для съёмки вышел лёгким и компактным, а главное бюджетным, но без ущерба качеству. Так как панорамы для проекта снимаются исключительно в HDR, то разницы в качестве между полнокадровыми собратьями я не увидел, серьёзно, ведь ISO для съёмки поднимать не нужно, а более дорогая матрица это главным образом более чистое ISO и более широкий динамический диапазон! А куда уж шире чем HDR.



Добавлю, что помимо головки мне пришлось приобрести ротатор. Скажу вам честно, что дешевле и качественнее чем у Nodal point ротатор вы не найдёте даже на Aliexpress. Я серьёзно рассматривал главный вариант как покупку ротатора на Али, но с нынешним курсом это бесполезно. С ротатором съёмка проводится быстрее. Слышно поворот камеры по щелчку, и легче выровнять горизонт на головке штатива, так как не приходится крутить саму шаровую головку.

В итоге мой набор это NP Basic и Sony nex 3n, к слову, ни одна беззеркалка у меня ещё не вышла из строя!

И в заключение пара слов о работе фотографа в проекте Google Просмотр улиц


Это было сложно. Нужно отвечать за качество – панорамы должны соответствовать строгим критериям Google. Когда я устраивался на проект, мне было довольно трудно несмотря на опыт. Сразу скажу, что у фотографов нет никакой материальной связи с Google – платит заказчик виртуального тура. Лично у меня это основная работа, хотя большинство совмещает работу в проекте с чем-то ещё. Я думаю, что среди конкурентов у меня на данный момент самый компактный набор оборудования, что позволяет легко передвигаться по городу и быстро собирать и разбирать. Менять оборудование я пока не планирую, в этом нет необходимости.

P.S В 2016 году Google резко сменил курс — отменили практически все правила съёмки, убрали экзамен, теперь это просто продажи. Жаль что программа заканчивается так.

Вот, в принципе, и всё, чем я хотел поделиться с вами в этой статье.
Трофимов Илья piter360.ru

Комментарии (47)


  1. Rumlin
    18.03.2016 11:57

    Из используемого оборудования не указаны объективы...


    1. kAIST
      18.03.2016 13:34

      По своему опыту скажу, что особых требований нет, главное чтоб не "мылил" по краям. Чем "шире", тем меньше кадров нужно для съемки панорамы. Я снимаю на 24 мм (на полном кадре), хотя есть 16 мм, но мне почему то в итоге оказалось так удобнее.


    1. cudrav21
      18.03.2016 14:08

      Прошу прощения — samyang 8mm. При чем он обошелся мне дороже камеры. (14000)


    1. kucheriavij
      18.03.2016 20:52

      Как мне сказал знакомый фотограф, панораму можно хоть на телефон снять. А вообще лучше конечно fisheye использовать. Лично я пользовался samyang, модель не помню, давно было… Сейчас этим не занимаюсь уже. У меня главной проблемой были кадры зенита и надира, я так и не постиг как их в порядок приводить


      1. Rumlin
        18.03.2016 22:37
        +1

        У меня друг снимает примерно также сферические панорамы. NEX-6 и какой-то фишай. До этого мучался с "обычным объективом", сшивая множество снимков в одну сферу.
        Сферическую панораму на телефон можно снять, но будет примерно также —


        1. kucheriavij
          19.03.2016 01:14

          Выглядит впечатляюще, но на сколько это удобно? По скорости съемки явно медленнее чем руками отснять. У меня была Manfrotto 303SPH (точнее у моего работадателя) и банальный eos1100 с рыбим глазом. Панорамы довольно сносные получались, особенно у такого дилетанта как я


          1. Rumlin
            19.03.2016 18:07

            Мне самому не понятна выгода от этого агрегата. Скорее всего это отражение ситуации в 2012 году, тогда хороший фишай, не мылящий по краям, очень прилично стоил. Вижу смысл для съемок в помещениях сферических панорам очень высокого разрешения.


            1. tea
              20.03.2016 22:02

              Хороший фишай и сейчас стоит очень не дешево, а без панорамной головки, особенно в помещениях, снять панораму просто нереально. С рук можно снять панораму на улице и то, 360 гр. не получится.


              1. Rumlin
                21.03.2016 11:50

                Само собой с панорамной головки, но количество снимков и потраченное время резко уменьшаются.


  1. ClearAirTurbulence
    18.03.2016 12:41

    Еще интересно услышать, в чем собираете. AutoPano? PTGUI? Что-то еще?
    И огромное спасибо за наводку на хорошую голову и ротатор.


    1. cudrav21
      18.03.2016 14:09

      Ptgui, уже раз сто пробовал и продолжаю пробовать другой софт, но пока все не то.


  1. bobermai
    18.03.2016 13:14

    В 2016 году Google резко сменил курс — отменили практически все правила съёмки, убрали экзамен, теперь это просто продажи. Жаль что программа заканчивается так.

    Это довольно логично на самом деле. Потому что предшествующая политика "фотограф привязывается к району, в котором у него официальная регистрация" — это был эпик фэйл, если честно.
    Как и принцип "за программу в России отвечает PM, который сидит в Женеве, вот его телефон".


  1. medved13
    18.03.2016 13:45
    +2

    Эх, ещё бы понимать как выглядит панорама с параллаксом и без параллакса, а то непонятно за что борется автор при помощи данной приблуды. Да и вообще, побольше бы мат.части, а то даже отсылка на wiki "смотрите подробнее Wiki" идёт не ссылкой на конкретную статью, а пространно на всю вики.


    1. Loki3000
      18.03.2016 13:54

      Панорама с параллаксом просто не сшивается. Либо сшивается с серьезными косяками и геморроем.


      1. medved13
        18.03.2016 13:57

        Ну телефоны и фотоаппараты же сшивают панорамы без специальной головки. Да, они сильно режут по высоте, но если снимать в вертикальной ориентации, то получается вполне себе. Или я чего-то не понимаю в панорамах именно на 360°?


        1. cudrav21
          18.03.2016 14:10

          Именно точки стыковки будут видны без головки, то есть кадры внахлест.


        1. ClearAirTurbulence
          18.03.2016 19:47

          Там обычно в «видео-режиме» сшивается, а не из десятка-другого кадров. 360 градусов почти невозможно получить. Ну и качество нужно сравнивать не на экранчике телефона, а на нормальном мониторе. Особо заметно это будет при 3D-просмотре в каком-нибудь DevalVR.


    1. plm
      19.03.2016 10:35
      +1

      Допустим, близко от фотографа стоит телеграфный столб, он попадает на правый край кадра. Из-за столба на дальнем плане видно надпись "Мебель" на магазине. Фотограф поворачивает камеру вправо на следующий кадр, столб уже слева, но из-за неточности установки точки поворота камеры в вывеске магазина уже не видно первую букву — ее закрывает столб. Какой бы ни был крутой софт, склеить корректно такие картинки не удастся.


  1. Magnum72
    18.03.2016 14:27

    А как находится нодальная точка ?


    1. cudrav21
      18.03.2016 16:49
      +1

      С помощью двух иголок — я считаю лучший вариант. Вот тут мне нравится как показано http://zubetzblitz.narod.ru/NewQTWR/parallax/parallax.htm


  1. Battletoads
    18.03.2016 14:28

    а каким софтом пользуетесь для сшивания?


  1. Federizzi
    18.03.2016 15:08

    А можно узнать чем беззеркалки лучше подходят?

    Так как панорамы для проекта снимаются исключительно в HDR, то разницы в качестве между полнокадровыми собратьями я не увидел, серьёзно, ведь ISO для съёмки поднимать не нужно, а более дорогая матрица это главным образом более чистое ISO и более широкий динамический диапазон! А куда уж шире чем HDR.

    Немного не понял. HDR это имеется ввиду raw? Или долгая выдержка? Или это режим вашего Sony Nex? Как этот режим устраняет разницу в шумах между большой и мелкой матрицей?


    1. bkotov
      18.03.2016 15:51

      Шумы на снимке, снятом камерой с мелкой матрицей проявляются при попытке вытянуть тени. HDR позволяет избежать необходимости тянуть тени, т.к. делается несколько кадров с разной экспозицией и совмещаются в редакторе, для того чтобы весь диапазон яркостей на снимке смотрелся гармонично, т.е. не было проваленных теней и выбитых светов.


      1. Federizzi
        18.03.2016 16:28

        в том то и дело, что про HDR из нескольких снимков я знаю. Но автор имел ввиду нечто другое.
        Иначе вместо одного снимка зеркалкой делать несколько это явно не проще. Тем более еще совмещать в HDR редакторе


        1. bkotov
          18.03.2016 16:35

          Не знаю как у сони, но у некоторых БЗК есть режим расширения динамического диапазона, который автоматически поднимает ИСО. Фактически же происходит съемка с небольшой недодержкой по экспозиции с последующим вытягиванием теней, что приводит к увеличению шумов. В целом, в современных камерах, особенно БЗК, часто есть два-три честных аппаратных значения ИСО, остальные получаются программным усилением экспозиции недоэкспонированного снимка.
          Вобщем, если я правильно понял, то автор делает несколько снимков для HDR, чтобы избежать негативных эффектов от программного расширения DR


        1. Fuzzyjammer
          18.03.2016 16:37

          Автор имел в виду, что проще таскать легкую карманную беззеркалку, чем тяжелую зеркалку, а с учетом съемки в HDR разницы в качестве результата нет.


    1. cudrav21
      18.03.2016 16:51

      Именно HDR встроенный в камеру, меня он на 100% устраивает. Про шумы я как раз и пишу "ISO для съёмки поднимать не нужно".


      1. bobermai
        18.03.2016 16:58

        Сонивские беззеркалки выдают HDR в RAW? В те времена, когда я много занимался панорамными съемками, периодически приходилось докручивать цвета на фото под видение заказчика.


        1. cudrav21
          18.03.2016 18:06

          Нет, обычный jpg. Насыщенность приходиться добавлять.


  1. bkotov
    18.03.2016 15:47

    А куда уж шире чем HDR.

    HDR наоборот сжимает динамический диапазон снимка, чтобы он гармонично смотрелся на экране.


    1. cudrav21
      18.03.2016 16:52

      Нет.

      HDR — одно из слов-нововведений, связанных с цифровой эрой в фотографии, определяется как «изображение с широким динамическим диапазоном» (high dynamic range image/photo) и связано с особенностями фотографии и фотопечати.


      1. bkotov
        18.03.2016 17:17

        HDR — это фактически компрессия широкого DR снимаемой сцены, чтобы уместить его на устройстве отображения или на бумаге. Поэтому по факту после склейки мы получаем сжатый диапазон


    1. ProLimit
      19.03.2016 00:46

      Собственно, это то же, что делает камера с широким диапазном матрицы — она полностью покрывает диапазон сцены, сжимая его и не допуская полный ноль и пересвет. Так что автор все правильно пишет.


      1. bkotov
        19.03.2016 07:37

        Камера автора делает 2-3 снимка с разной экспозицией для HDR, там нет никакого "широкого диапазона матрицы".
        Попробую написать понятнее. Например, если диапазон яркостей сцены составляет 14 стопов, а вы программно сожмете его до 8 стопов, чтобы отобразить на экране и тени и света, он ведь не станет от этого шире, верно?


        1. ProLimit
          19.03.2016 11:50

          Речь о том, что мы захватили ШИРОКИЙ диапазон сцены без потерь (кроме потери разрешения, но зато повысили ISO за счет усреднения 2-3 снимков). То же самое, что делает более дорогая матрица.


          1. bkotov
            19.03.2016 16:17

            Более дорогая матрица захватывает широкий диапазон целиком, не сжимая его. Это вобще не тоже самое.


    1. tea
      19.03.2016 13:30

      Все таки HDR – широкий диапазон (что, собственно, следует и из названия). Матрица камеры, в отличии от органа зрения человека, может запечатлеть гораздо менее широкий диапазон. Для того, что бы приблизить снимаемый диапазон к диапазону воспринимаемому человеческим глазом придумали HDR – съемка нескольких кадров с узким диапазоном с дальнейшим объединением в один кард с широким. Широкий диапазон говорится в контексте возможностей камеры, а не освещённости сцены.


      1. bkotov
        19.03.2016 16:22

        Название не отражает суть. Современные матрицы могут захватить 14 стопов динамического диапазона. Это достаточно много. Другое дело, что глаз быстро адаптируется к разным условиям освещения и хорошо различает детали в контрастных сценах. Поэтому, чтобы приблизить восприятие картинки на экране или на отпечатке к тому что человек увидел бы вживую (вернее как бы воспринял), необходимо сжать эти 14 стопов, т.е. вытянуть тени и понизить света.


  1. tea
    19.03.2016 13:37
    +1

    Тема статьи мне интересна, т.к. сейчас пытаюсь заниматься примерно тем же. Открыл статью, предположив, что сейчас найду хоть что-то интересное, но статья пустая (предполагаю, что это реклама себя в качестве панорамного фотографа). Дополните, пожалуйста, статью хоть какими-то деталями…
    Вы упоминаете в статье HDR, как вы собираете результирующую панораму: предварительно обработав серии кадров в HDR-изображения и затем собираете панораму из них, или собираете несколько панорам и затем объединяете их в HDR? Профи говорят, что второй вариант более правильный, как делаете вы?
    Как снимаете нодальную точку, как «натягиваете» ее на панораму?
    Спасибо.