Последнее время в дорогих плеерах и усилителях все чаще можно наблюдать специализированный выход для наушников под названием «балансный», предназначенный для «балансных» наушников. Зачем это нужно и с чем это едят?

Балансным или симметричным принято называть такую схемотехнику (или принцип передачи), при которой один канал передается сразу двумя потоками, где второй поток относительно первого передается в противофазе.

Работники музыкальной индустрии постоянно сталкиваются с коммутацией компонентов балансными кабелями, позволяющей эффективно бороться с помехами и наводками на кабель.



Работает это достаточно просто. Сигнал раздваивают и один из них инвертируют. Наводки и помехи одинаково копятся. В приемнике один из сигналов обратно инвертируют и после складывают. Полезный сигнал складывается и просто увеличивает свою амплитуду вдвое, а помехи взаимовычитаются. Польза при такой передачи данных очевидна — можно использовать кабели большой длины и при даже низком уровне сигнале мы не получаем заметных помех. Балансные кабели широко используются на расстояниях выше 2-5-х метров.

В домашних условиях балансные кабели редко нужны, т.к. на малых расстояниях наводок практически нет, а вот операция разделения, двойного инвертирования и сложения может дать больше искажений от увеличения активных элементов на пути сигнала.

Балансный кабель – это всегда минимум 3 проводника для одного канала (при трех контактах один провод общий).

Название «балансный усилитель» зародилось в мире персонального аудио как попытка продать усилитель в мостовом включении без ассоциации с концертным усилителем (в большинстве своем посредственного качества).

Формально схема усилителя выглядит так:



Визуально видна симметрия сигнала. Отсюда первое красивое «продажное» название «симметричный», а далее подхваченный термин из Про Аудио – балансный. Для технически подкованных людей, это как было, так и осталось – мостовое включение усилителя, когда два усилителя работают на один канал, удваивая напряжение.

Потребность в мостовом включении уходит корнями в особенности работы транзисторов и интегральных микросхем. В старые добрые «ламповые» времена основной проблемой получения высокой мощности был выходной ток – лампа могла выдавать высокое напряжение, но на выходе был сравнительно небольшой ток. Соответственно и сопротивление первых излучателей было высоким для наилучшего согласования. Для низкоомных динамиков требовалось ставить понижающие трансформаторы, преобразуя соотношение напряжения и тока при той же выходной мощности. Для подъема мощности при увеличении выходного тока активно практиковалось и включение нескольких усилителей параллельно. Уровень напряжения оставался прежним, а запас по току был выше.

У транзистора свойства оказались противоположны, уровень тока можно было получить большой, а вот диапазон напряжений (в котором схема работает линейно) ограниченным. Если поднять даташиты на большинство интегральных схем, то можно увидеть, что максимальные уровни напряжения ограничены на 12 или 25 В. Подставляя распространенные сопротивления в виде 4 и 8 Ом автоматически получаются предельные значения мощности усилителя с учетом мощности питания усилителя.

При широко распространенных динамиках в 4 и 8 Ом мощности транзисторных усилителей оказалось достаточно для большинства задач. Особняком выделяется концертная акустика, где требуется повышенная мощность, получить которую можно лишь увеличив напряжение. Чтобы уйти от ограничения в 12/25 В, используется мостовое включение. Знакомые с концертной техникой знают, что обычно доступно два режима у усилителя – стерео и более мощный моно «Brige».

В мостовом режиме усилителя есть свои особенности подключения наушников. При подключении наушников нельзя использовать общий провод от правого и левого каналов и минимальное количество контактов должно быть не менее четырех. Это очень важно, т.к. при подключении к усилителю нельзя использовать обычный кабель с трехконтактным штекером (включая и переходник).


Гнездо балансного усилителя Oppo HA-1

Так как наушники не используют кабели в палец толщиной, то вместо винтовых клемм обычно используют XLR разъемы: четырех контактный (самый распространенный на сегодня) или два трехконтактных. В портативных плеерах Hi-FiMan и Astel&Kern используется четырех контактный штекер (и у каждого производителя своя распайка).


Два трехконтактных балансных разъема у Abyss AB-1266

Так как разъемы провода с разъемами XLR называются «балансными» в Про Аудио, то и неудивительно, что название «балансный усилитель» накрепко утвердилось и в персональном аудио.

Вернемся к усилителям для наушников – зачем же такой режим повышенной мощности нужен?

Громкость


Есть ряд моделей наушников, которым нужен усилитель с высоким выходным напряжением, как у усилителей для колонок. Но усилители для колонок далеко не всегда можно использовать для наушников – с эстетической точки зрения нет гнезда для наушников с прямым выходом и уровень фоновых шумов, не уловимый из колонок, хорошо слышно в наушниках.

Качество


С позиции качества выигрыш так же есть, хотя по отношению к стоимости не всегда адекватен. Если взять два усилителя, к примеру в классе А, где искажения на низких амплитудах минимальны, то в балансном подключении мы можем получить аналогичное качество на высоком уровне громкости, нежели с того же усилителя, но в обычном режиме. Или на той же громкости в балансном режиме у усилителя будут ниже искажения, чем в обычном (ведь никто не требует слушать усилитель в режиме максимальной мощности?).
Дополнительно в балансном подключении происходит усреднение сигнала и это позволяет немного снизить расхождения характеристик между правым и левым каналом.

Здесь можно много спорить на тему, что лучше, использовать два усилителя в мостовом режиме, или при той же стоимости выбрать другое схемотехническое решение в «обычном» режиме (например на более дорогих компонентах или с большем количеством деталей).

Там, где речь идет исключительно о бюджетных устройствах, мостовые усилители активно применяются лишь концертной технике (приоритет громкости без оглядки на качество). В усилителях для наушников отдельные бюджетные мостовые усилители лишь ради высокой громкости в большинстве случаев лишены смысла.

В среднем классе балансные усилители представляют собой спорное решение, т.к. сильна конкуренция с обычными усилителями. Например, что лучше, Violectric V200 или V181? С разными моделями наушников вперед будет вырываться то одна, то другая модель.


Схема Violectric V181 (два стереоусилителя, один работает в противофазе)

А вот в дорогостоящих решениях мостовые усилители оправданы, где разработчик приходит к выводу, что усилитель в обычной схеме уже исчерпал свой запас по увеличению качества и дальше продвинутся можно лишь сделав «двойной» (мостовой) усилитель для использования в облегченном режиме. И конечно же в дорогостоящих решениях не подсчитывается скрупулезно каждая копейка за компонент и разработчик может сосредоточится исключительно на качестве звука, а не экономии производства.


Балансный усилитель Violectric V281

Не стоит недооценивать и предприимчивых маркетологов, которые могут сыграть на устоявшемся мнении «балансный усилитель – это вершина качества» и выкатить на рынок бюджетные модели, где каждый усилитель надо оценивать максимально критично.

Выводы



Балансный усилитель Violectric V181 и Audeze LCD-X

Преимущества у балансных усилителей есть.

Преимущества:
  • Возможность получить высокий уровень сигнала на выходе для низкочувствительных наушников
  • Прирост в качестве звука за счет эксплуатации в облегченном режиме

Экономическая целесообразность зависит от каждого конкретного случая.
Усилитель для наушников, это важная часть аудиосистемы

Проголосовало 433 человека. Воздержалось 103 человека.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (10)


  1. Ice_venom
    31.03.2015 19:39

    Может кто подскажет: есть плеер hifiman hm-700 c с балансным входом для наушников 3.5мм
    Как найти балансные наушники? В яндекс маркете, например, нет такого параметра, а производители не пишут.


    1. romanrex
      31.03.2015 19:54
      +1

      Внутриканальных балансных наушников очень мало, причем распайка под HiFiMan совпадает только у наушников HiFiMan. У A&K распайка другая.

      Если провод съемный, то надо купить четырехконтактный джек и отдельно спаять/сделать провод. Когда-то делал такой под Westone и M-Audio.


    1. Alexeyslav
      01.04.2015 10:42

      Собственно… балансные наушники это всего лишь наушники с полностью независимым подключением. Характерный признак — каждое ухо имеет индивидуальный разъем. Есть таких масса под обычный штекер — просто провод заменяется на 4-жильный и делов.


  1. Alexeyslav
    01.04.2015 10:47

    Возникает один вопрос, зачем балансному входу общий провод? Витая пара справляется с аналогичными проблемами без общего провода. Так только схемотехника усложняется и предъявляются повышенные требования к смесителю и входным усилителям/инверторам.


    1. romanrex
      01.04.2015 12:07

      Витая пара не настолько хорошо справляется.
      Витая пара является недорогим и эффективным решением для передачи цифрового сигнала, где поток данных можно восстанавливать (т.е. допускаются помехи до определенного уровня без вредя для распознания «0» и «1»). А вот аналоговый сигнал уже никак не почистить и это критично.


      1. Alexeyslav
        01.04.2015 14:10

        Витая пара очень хорошо справляется с подавлением синфазных помех, и степень их подавления зависит от качества скрутки. Точно так же качество подавления помех балансного входа будет зависеть от симметричности обеих линий.


        1. romanrex
          01.04.2015 14:55

          С практической стороны, несмотря на то, что витая пара существенно дешевле, в микрофонных кабелях не используется.


          1. Alexeyslav
            01.04.2015 15:03

            Может быть, именно потому что дешевле…
            Может, все-таки есть какая-то веская причина применения трёхпроводной схемы а не двухпроводной? Если витая пара прекрасно справляется с подавлением помех даже на относительно высоких частотах… то что говорить о звуковых.

            Было бы гораздо убедительней сравнение(математическое хотя бы, но можно и реальное) схем включения кабелей разных систем.

            Где-то видел(ссылку уже не найду) сравнение схем включения экранированных кабелей где подробно расписаны в каких условиях применяется каждое включение(одножильные, двухжильные, одинарный экран, двойной экран, экран используется как силовой или электрически соединен только с одной стороны) и ОТ КАКИХ помех спасает.


          1. Alexeyslav
            01.04.2015 15:37

            Еще раз погуглил, нашел такой документ(pdf). там есть некоторые мысли подкрепленные теорией и даже реальным измерением в конце. Но рассматривается в основном именно витая пара. Этого мало. не рассмотрен даже двойной экран.


    1. maksfff
      01.04.2015 13:19

      Сигнал передается по центральным жилам, внешний экран экраном и остается.