image
Медиа в современном мире постоянно жалуется на недостаточное внимание к их проблемам. Печатным изданиям становится тяжелее удерживать себя наплаву и они уходят в интернет. И как только они спускаются туда, куда раньше боялись даже заглядывать, интернет бьет их по лицу новой реальностью. Пользователи не горят желанием платить за контент, который они могут прочитать если не здесь, так там. Они ставят различного рода расширения для блокировки рекламы, просто воруют контент и оставляют всех с носом. На что только люди не пойдут, лишь бы остаться при своих кровных и никому не заплатить.

А что интернет издания, которые сразу обосновывались в сети? Сначала они вешали кучу баннеров, которые мигали, всплывали изо всех сторон и пытались наткнуться на курсор. Ждали вашего клика словно затаившийся лев выжидает пока антилопа потеряет бдительность. Но со временем это перестало помогать, а выработавшийся сетевой этикет сделал сайты пресыщенные таким количеством шлака никому не нужным. (Конечно, мы все равно иногда вынуждены их посещать, потому что они остаются большим оплотом пиратского контента, который позволяет нам экономить деньги).

С приходом нативной рекламы всё слегка начало меняться. Издания смогли очистить свои сайты от всего лишнего, оставляя пользователя наедине с тем, зачем он пришел к ним?—?с текстом, видео, или и тем и другим. Да, приходилось временами сталкиваться с рекламными материалами?—?но если автор и редакция подходила к этому с умом, читатели получали полезную для него информацию. Которая, как не странно, была ничем не хуже чем обычный текстовый материал. Редакции оставалось лишь понять свою аудиторию, тщательно отбирать рекламного партнера и дело в шляпе. Казалось, вот она, революция, которая стала большим спасательным кругом для всех без исключения.

Оказалось, что такой формат тяжело оценить. Просмотры здесь ничего не решают, нужен реальный результат, цифры и факты которые можно сопоставить. Это раньше можно было продавать клики и никто не отвечал за их качество, никто не обещал, что пользователь кликнувший на баннер точно купит рекламируемый товар или услугу. Все умывали руки. С нативной рекламой это сделать не получилось. Настолько простой способ подачи и настолько сложный в реализации подход к продажам условных “полос” на сайте любого издания только помогает делать вид, будто все в порядке. Поэтому революции и прорыва не случилось. Сайты остаются топтаться на месте, скатываются до желтых заголовков и возвращают баннеры. Никто не мог придумать никакого, по-настоящему эффективного способа доставить контент непосредственно пользователю. Да, были e-mail рассылки и push уведомления. Однако в письме собирали все материалы, а в push помещали ту новость, которую кто-то считал нужным. Никто не гарантировал, что пользователь на него отреагирует, а если реакция и последует?—?это не вовлеченность, которую все так жаждут. А ведь решение было буквально под носом, причем очень давно.

Первый популярный способ обмениваться сообщениями, так мгновенно насколько это возможно. Так или иначе все использовали этот мессенджер, а некоторые продолжают его использовать до сих пор. Многих позже начало отпугивать огромное количество спама поступающего против желания пользователя. То и дело, бывает запустишь ICQ чтобы пообщаться с друзьями на том конце света, но тратишь драгоценное время на то, чтобы блокировать незнакомые аккаунты. А ведь эту открытость можно было использовать. Вы только представьте, что эти атаки ботов можно было переместить в полезное русло, взять это под контроль и предложить пользователю получать ценную информацию. Держать руку на пульсе жизни, быть в курсе всего и всегда. Я хорошо помню времена, когда даже на старом телефоне всегда пытался оставаться на связи. Но все это оказалось потеряно, администрация и руководство потеряло связь со своей аудиторией и не выдержало натиска бума социальных сетей. И пока мир упивался новыми возможностями которые перед ним открылись, медиа все так же сокрушались, что никак не могут побороть свой кризис. По сути, никто из них не пытался придумать выход из положения, все могли только пробовать адаптироваться к положению вещей. Это работало, но так же до определенного времени. Может и до сих пор работает, но не в тех масштабах которые нужны серьезному СМИ. Нужное средство все время было рядом, но все ходили по кругу.

Прямые трансляции в Periscope или Facebook? Быстрые и короткие сообщения в Twitter? Лояльная аудитория вокруг открытых групп и сообществ в социальных сетях? Youtube? Все хорошо, но нужно было придумать нечто такое, что будет способно жить несколько лет, нужен был метод и способ получить возможность давать контент пользователям таким образом, чтобы у них не оставалось шанса не посетить сайт. Успешное медиа от неудачного отличает лишь востребованность, но с каждым годом удерживать внимание людей на себе становиться тяжелее. Сайты растут как грибы после дождя, и на десять плохих попадается один хороший. Но вся десятка утопает в бесконечном информационном потоке. И все из-за того, что те, которые должны задавать тон и темп всей индустрии не смогли придумать ничего самостоятельно. Не обращали внимания, что все пути потребления контента придуманы на стороне?

Бум мессенджеров пришел и прошел мимо нас. Вам может казаться, что вы активно принимали участие в их развитии. Пользовались ими, создавали сетевой эффект и подсаживали всех знакомых, друзей и родственников. Но все, что вы в них видели уже было?—?просто повторение, как говориться, мать учения. Это было хорошо забытое старое, что смогли подать как невероятно новое. 
Стоит признать, что после активной фазы роста, мессенджер как явление перестал быть чем-то интересным. Для одних этого оказалось достаточным, для других?—?этапом промежуточным. Тоже самое в свое время было с RSS. Это был интересный и удобный (для кого-то) способ отслеживать интересующие публикации на интересных сайтах. Кто-то до сих пор пользуется этим форматом, но на деле это тоже уже прошлый век. Мессенджер уже давно не просто место, которое используют для получения личных сообщений. Это платформа с безграничной возможностью роста и огромная площадка для ведения бизнеса практически любого масштаба. (В тех или иных смыслах и способах). Скорее всего именно эту возможность увидел в этом направлении Павел Дуров, когда придумал Telegram. Каждый шаг и каждая новая функция явно была продуманна заранее.

Кто-то говорит, что Telegram это новая социальная сеть. Кто-то говорит, что это новая операционная система (благодаря возможностям некоторых ботов). Я открыто говорю: Telegram и его каналы это свежий глоток воздуха в застоявшемся болоте медиа. Возможно это последний оставшийся способ заставить пользователя чаще заходить на сайт, возможно это первый настоящий способ сформировать вокруг себя по настоящему лояльную аудиторию. Почему? Все просто.

Мессенджер все еще остается чем-то личным и приватным. Но не потому, что вы общаетесь там с избранным количеством контактов?—?а потому, что вы не хотите видеть там чужих, а если и хотите?—?то не для того, чтобы получать неприличные предложения с кремами и гелями для ваших гениталий. Первой попыткой можно считать эксперимент Viber, создавшей возможность сделать публичные чаты. Уже тогда можно было догадаться в каком направлении нужно двигаться. Пользователи сами подталкивали к этому, это простое решение лежало буквально на поверхности. 
Сколько людей бросились в публичные чаты лидеров мнений (которые не только использовали его в личном продвижении, но и продвижении самого мессенджера), а еще были публичные чаты различных изданий. Они позволили получить настоящую обратную связь, без прикрас и без украшений. Если кто-то ленился заводить аккаунт на каком-то сайте, то что ему стоит в пару нажатий оставить или положительный, или отрицательный отклик. Зато это была настоящая живая реакция которую можно оперативно отслеживать и на которую можно было реагировать. Каналы только развили эффект и направление.

Я сам активный пользователь каналов. У меня в Telegram больше десятка каналов, которые предоставляют мне исключительно полезную информацию. Я имею к ней доступ всегда?—?на работе, на прогулке или дома. Я могу включить уведомления, я могу их отключить, но сообщения не перестанут приходить. Таким простым решением как Mute или Unmute я легко сортирую по важности потребляемую информацию. В удобное для меня время я могу зайти и просмотреть все, что для меня важно. При этом, весь этот поток никак не мешает моим личным перепискам.

Почему Telegram стал так важен и почему именно такому способу удалось оставить всех далеко позади? Потому что Telegram самый настоящий народный продукт. Ему не нужно было наращивать пользователей путем рекламы или других способов продвижения. Мессенджер имеет свою естественную аудиторию, которую заработал лишь за счет того, что с самого начала был ориентирован на своих пользователей. Мы устанавливали приложение себе на смартфон, оно нам нравилось и мы приглашали туда других. И этот сетевой эффект один из самых больших на моей памяти. Остальные, кому удавалось подобным образом привлечь массы, рано или поздно все равно уходили в тень своих конкурентов. Дуров же органично наращивая возможности своего детища, пропорционально наращивает и пользователей, делая влияние Telegram на мир технологий и медиа еще сильнее. Остальные, WhatsApp, Messenger и так далее могут сколько угодно хвастать количеством, но отныне и до конца этой гонки (а будет ли ее конец?) будут вечно вторыми.

Безусловно, есть вероятность, что все снова будет потеряно. Равно такой эффект мы могли наблюдать с Вконтакте, и Дуров потерял свое влияние и то, что осталось от прежней социальной сети мы можем видеть воочию. Вполне возможен вариант, что Дуров и сам сможет все испортить. Ни в первый, ни второй вариант верить не хочеться, они не сулят ничего хорошего. Хотя это безусловно порадует конкурентов, в частности Facebook, который с помощью своей платформы Instant Articles пытается предоставить медиа свой, удобный способ предоставлять пользователям информацию. И не смотря на то, что они кардинально отличаются, они преследуют одну и ту же цель: дать пользователю простой, удобный и быстрый способ быть в курсе событий. Кто-то говорит, что навигации приложения многого не хватает: разделение сообщений и каналов например. Но так ли это важно? Сообщения от каналов, либо от пользователей сортируются в зависимости от времени поступления. Если вы ведете оживленную переписку с кем-либо, зачем вам сортировка на несколько экранов? Не отправляя кого-то в намеренное игнорирование, вы никогда не пропустите важное сообщение. Telegram хорош в том виде, в котором он есть и если доработки и нужны?—?так это только в полноценной автоматизации рассылки контента от медиа. Легкий и простой API, который позволил другим сервисам реализовать подобные функции это хорошо?—?отлично, если это снова окажется в одном месте и под рукой каждого. Пожалуй, это единственная вещь отсутствие которой отделяет мессенджер от отменной медийной платформы.

Telegram сильная вещь до тех пор, пока есть сила которая его питает. Медиа могут использовать эту силу бесплатно и выматывать своих пользователей до последнего?—?делая их только счастливее. И хотя до конечной точки развития мессенджера как полноценного сервиса еще далеко и многое предстоит сделать, самое тяжелое позади.

Комментарии (31)


  1. XLOR
    25.04.2016 13:18
    +2

    Какое-то надувание мыльного пузыря, на уровне рекламной агитации.
    Слишком мало слов «революционный» и «инновационный», для того чтобы это превратилось в рекламный пост и слишком мало фактов и анализа чтобы это превратилось в пост.

    Телеграм — такое же хорошо забыто старое, под новым соусом. Революционного — ничегошеньки, лично моё ИМХО.


    1. bogdanbogdan
      25.04.2016 13:53

      А где именно в плане распространения контента, телеграм это забытое старое?


      1. theemfs
        25.04.2016 14:00

        чаты 1:1 были
        чаты групповые были
        боты были
        секретные чаты были
        доступ к учётке с разных девайсов был
        что ещё?

        сделано удобнее, но это и есть «новый соус»


        1. bogdanbogdan
          25.04.2016 14:03

          Да, это было. Не было каналов — централизованной поставки контента от издателя к пользователю. Именно это я назвал революцией — потому что это тоже все было под рукой, но не использовалось


          1. theemfs
            25.04.2016 14:06

            twitter?


            1. bogdanbogdan
              25.04.2016 15:12

              Нагромождение в одном потоке различной информации. Если скажете про списки — это лишние телодвижения, нужно напрячься, да и ограничения по тексту. Телеграм скорее сравним с Тамблером (Тумблером?) — но и у него выигрывает.


              1. theemfs
                25.04.2016 16:36

                лучше (удобнее) реализация и революция — не одно и тоже


          1. sticks
            26.04.2016 08:54

            IRC: +m на канал и дать OP боту, который будет что-то писать в канал. Работает с 90-х годов. Другое дело, что Телеграм, опять же, сделал это удобнее, но ничего революционного.


            1. bogdanbogdan
              26.04.2016 08:55

              Да в том и дело — что это сделано удобнее, и этим начали пользоваться. Вот что революционно. Прямой канал от поставщика контента к пользователю.


              1. sticks
                26.04.2016 09:05

                Это не революция, а эволюция.

                Грубо говоря, в контексте вашей статьи, Дуров увидел, как допилить уже существующие технологии так, чтобы они стали вкусными и удобными для поставки и потребления контента. Это хорошо, но на революцию не тянет.

                Технически все то же самое можно было сделать и 20 лет назад. В начале двухтысячных это уже точно было: в тех же IRC сетях боты брали RSS с тематических сайтов, парсили и кидали текст в канал или тебе в приват.


      1. gr1mm3r
        25.04.2016 16:58
        +3

        Видимо вы не сидели в IRC. Мое мнение Телеграм — это IRC с добавленным шифрованием.


        1. Kondra007
          25.04.2016 18:31

          И это, кстати, неплохо (оценочное суждение)


      1. viiy
        01.05.2016 18:26

        А как же mail lists? Там до сих пор находится информация, которой нет на stackoferflow


  1. theemfs
    25.04.2016 13:53
    +2

    У таких статей эффект получается совершенно обратный.


  1. inlanger
    25.04.2016 15:17
    +1

    До сих пор не понимаю шумихи вокруг ботов в меседжерах. Не могу для себя придумать ни одного бота, который был бы удобнее открытой вкладки в браузере или очередной софтины в телефоне.


    1. zigzag8312
      25.04.2016 16:21

      Приведу несколько примеров, чем пользуюсь лично я: Погода по запросу и два раза в день утром и вечером мне прилетает от бота. Скриншоты пробок по запросу в моем городе по умолчанию, а также с возможностью посмотреть любые другие города — незаменимо, когда я за рулем. Успеть запросить это и увидеть результат можно даже на самом коротком светофоре. Карта местности вокруг локейшена, где я нахожусь с необходимым приближением. Котировки валют по запросу. Не говоря уж о возможности скинуть локацию — незаменимо для встреч, но это уже не касаемо ботов. Собираюсь прикрутить к боту свой календарь, чтобы он делал напоминания + высасывать откуда-либо информацию по интересным эвентам — в планах. В итоге почти все интересы я перетащу в одно шутрое приложение, которое очень хорошо работает даже на 4-хлетнем смартфоне.


      1. zigzag8312
        25.04.2016 16:37

        А, и забыл важное — погодный радар, картинка с осадками и направлением движения фронта.


      1. bogdanbogdan
        25.04.2016 16:38

        Ну вот да — но я все же не понимаю, почему все видят восхваление ботов, если я большей частью писал про каналы? :)


        1. theemfs
          25.04.2016 16:40

          подача материала


        1. zigzag8312
          25.04.2016 16:43

          Каналы пока не очень, на мой взгляд, либо мне не попадались правильные каналы. Использую всего пяток узкоспециальных, а что-то масштабнее — пока проще по желанию на новостные, околоновостные и развлекательные сайты заходить. Но думаю эта тема получит развитие…


      1. inlanger
        25.04.2016 16:59
        +3

        > Погода по запросу и два раза в день утром и вечером мне прилетает от бота.
        Google Now, причем в развернутом виде

        > Скриншоты пробок по запросу в моем городе по умолчанию
        Google Maps, причем с возможностью двигать карту, а не статичный скриншоты

        > Успеть запросить это и увидеть результат можно даже на самом коротком светофоре.
        С помощью «ОК гугл» это можно сделать и на ходу без отрыва от процесса вождения

        > Котировки валют по запросу.
        Google Now :)


      1. exelens
        25.04.2016 17:17

        ИМХО погоду проще смотреть в гугле — погода СПБ — прямо в строке поиска браузера Хром.
        Пробки лучше смотреть на навигаторе. Ведь они имеют свойство исчезать. Ну или они и так каждый день в одних и тех же местах.


    1. theemfs
      25.04.2016 16:39

      ещё один вариант использования — мониторинг


    1. imhuman
      01.05.2016 18:26

      У меня есть бот для контроля интернет-магазина, я своевременно получаю инфу о заказах и комментариях, и могу быстро отреагировать, иногда скорость спасает. Я могу изменить цену товаров, дать скидку конкретному покупателю, узнать складские остатки, получить статистику, сообщения об ошибках, да нет предела функционалу. И общение с магазином через бота значительно удобнее, чем через веб-версию сайта, особенно в условиях небольшого дисплея и неустойчивого в дороге интернета.


  1. exelens
    25.04.2016 17:19

    Поставил телеграмм. Особо ничего в нём интересного нет.
    Все кто надо есть в почте или вк или фб.

    Да, я посмотрел ботов, да я сделал бота своей группе в вк. Но кроме меня и бота в ней никого нет.

    Пока как то всё очень как то никак.

    Да и выбор огромный… Раньше было хорошо… тупо была у всех аська. Ради интереса зашёл туда и оказалось, что народ до сих пор онлайне.


    1. bogdanbogdan
      25.04.2016 17:26

      У меня например в телеграм огромная книга контактов, огромное количество каналов, тех же хабра и гиктаймс. Боты — на любителя, не все и не всегда можно считать удобными. Тот же гугл нау удобнее. Но, насколько удобно получать все новости в одном месте, удобным способом. Вместо того чтоб держать лишние приложения новостных сайтов, или какой-то флипбоард, который тоже, откровенно говоря — на любителя.


      1. exelens
        25.04.2016 17:29

        Я не говорю, что это плохо. Говорю, что лично для меня (человека который в интернетах с 97 года) он не интересен… так как ничего уж такого в нём нет.


  1. r00tGER
    26.04.2016 11:30

    А что не так с медиа?
    Несколько раз в день пробегаюсь по привычным медиа в удобное для меня время. Достаточно пары минут, что-бы просмотреть анонсы и оценить ситуацию в мире. Иногда открыть пару вкладок с интересными темами. Все.

    Зачем усложнять эту простую процедуру в виде телеграммного посредника.
    При всей симпатии к Телеграмму, совершенно не разделяю вашего восторга.


    1. bogdanbogdan
      26.04.2016 13:22

      То что вы несколько раз в день пробегаетесь — для вас норма. Для медиа — катастрофа. Им нужна лояльная аудитория, готовая огромными томами потреблять их контент. Но часто, можно что-то упустить — в общей сводке. Телеграмм частично решает эту проблему — потому, что НЕ интересные каналы пользователь не добавит. А это существенно помогает любому сайту определить лояльность аудитории, и быстрее реагировать на изменения в ее поведении.


      1. r00tGER
        26.04.2016 13:54

        А у меня нет чувства дискомфорта от ощущения, что я «что-то упускаю — в общей сводке». Если, это действительно стоящее и важное — то оно непременно всплывет ещё много раз. В конце-концов в окно увижу, что происходит что-то странное, о чем я не в курсе.

        Мне вполне достаточно «итоговой недельной подборки», а чаще — это пустая суматоха.


  1. teifo
    26.04.2016 12:37

    Смысла в ботах пока не нашел. Бесполезны они лично для меня. Телеграм все больше погружается в мелкие баги, которые не решает, удобство использования тоже страдает с ростом функций, а так как они хотят быть просто чатиком, то надежд на изменение нет. Вацапу достаточно добавить функцию ответа, каналы и телеграм лишиться основной части своих преимуществ для простых пользователей.