image

Недавно Еврокомиссия сообщила о претензиях в адрес Google, которая нарушает антимонопольное соглашение на территории Евросоюза. Обвинения направлены не только в адрес Google, но и Alphabet — в состав которой теперь входит интернет-гигант. В основе этих обвинений лежит несколько проблем, связанных с монополией на рынке поисковиков, а также мобильных платформ.

Изначально Google запрещает производителям мобильных устройств устанавливать модифицированные версии Android на собственные устройства. Вместе с этим Еврокомиссия предполагает, что Google платит мобильным вендорам за предустановку мобильных приложений Google Search и Chrome, что значительно усложняет конкуренцию для новых игроков на рынке.

Этот прецедент особенно важен, так как Google настаивает на «открытости» Android на рынке, но на деле экосистема оказывается закрытой и недоступной для модификации со стороны мобильных вендоров. Но почему Еврокомиссия подала иск непосредственно против Google, а не Apple, которая вообще не даёт разрешения на предустановку каких-либо приложений.

Изначально Еврокомиссия начала дело против Google в 2010 году, когда компанию подозревали в недобросовестной конкуренции на рынке поисковых движков. Речь шла относительно приоритета собственным сервисам Google в поисковой выдаче, а это практически исключало любую возможную конкуренцию.

В апреле 2015 года Еврокомиссия наконец-то анонсировала официальный иск против Google, в котором обвинения ограничились только поисковой выдачей магазинов в Google. Но тогда стало понятно, что представители Еврокомиссии не ограничатся этим и продолжат развивать дело о монополизации рынка поисковиков.

В случае с Android наблюдается похожая ситуация — Google заявляет, что операционная система для мобильных устройств полностью открыта, но все же накладывает жёсткие ограничения. Более того, общедоступный код, несмотря на открытость конференции, зачастую содержит не все элементы, которые могут потребоваться для разработки приложений.

И это непосредственно влияет на конкуренцию на рынке поисковиков — компания заставляет мобильные вендоры предустанавливать Google Play, а также Chrome, в которых использует своё влияние для рекомендации Chrome. Все это приводит к ситуации, когда Google оказывается в выигрышном положении на мобильном рынке.

Похожий прецедент уже был в случае с Windows на рынке Европы в 2004 году. Тогда Еврокомиссия заставила Microsoft начать поставлять операционную систему Windows без Windows Media Player, что дало конкурентным решением шанс на развитие на местном рынке. Ситуация с Google практически полностью идентична, но, когда Еврокомиссия начала разбирательство лидерами на рынке были Nokia и Symbian, а теперь же поисковый гигант практически полностью монополизировал нишу мобильных устройств.

А в случае с Apple наблюдается обратная ситуация — устройства на iOS выпускаются только под брендом компании, в принципе не допуская никакой конкуренции между производителями девайсов.

Комментарии (2)


  1. BupycNet
    27.04.2016 08:38
    +1

    «Вместе с этим Еврокомиссия предполагает, что Google платит мобильным вендорам за предустановку мобильных приложений Google Search и Chrome, что значительно усложняет конкуренцию для новых игроков на рынке.»
    http://9to5google.com/2014/01/23/google-we-do-not-charge-licensing-fees-for-androids-google-mobile-services/
    Вообще то наоборот, производители платят деньги за лицензию GMS. Причем производитель без проблем может создать устройство без GMS — но кто его купит то? Устройства на яндекс сторе не взлетели как раз таки из за предустановленных яндекс баров заместо гугловского софта. К слову, справедливости ради — в яндекс сторе вроде бы и нет и не было гугловского софта даже? При этом в плей маркете есть софт яндекса…


    1. Aingis
      27.04.2016 16:32

      Вообще то наоборот, производители платят деньги за лицензию GMS. Причем производитель без проблем может создать устройство без GMS — но кто его купит то?
      Вы за лесом не увидели деревьев. Не GMS в целом, а конкретно магазина приложений Google Play. Основная претензия в Яндекс.Киту была именно в этом.
      Устройства на яндекс сторе не взлетели как раз таки из за предустановленных яндекс баров заместо гугловского софта.
      Нет, дело именно в Google Play. Те же Яндекс.Карты выигрывают у конкурентов с большим отрывом. А вместе с Google Play увязывается всё остальное, как написано в статье, и это ограничивает. То есть, если производитель ставит Google Play, то он обязан ставить поиск Гугла на первый экран, и не ставить другие конкурирующие приложения на первом экране вообще. А какое отношение имеет поиск к Андроиду? Никакого, это злоупотребление монополией. Причём монополии именно андроида с Гугл плеем.