Каков в данный момент статус беспилотных дронов в РФ?
В отличие от ситуации всего пару лет назад, дроны ввозятся и продаются на территории РФ полностью легально. Приобретать БПЛА можно безо всяких условий. А вот запускать их, если говорить строго по букве закона, нельзя.

В чем именно проблема?
Правила получения регистрационных номеров для беспилотников в Росавиации и ФСБ (да-да, уведомлять силовиков о наличии у вас дрона также придется) прописаны, но… не утверждены Правительством РФ официально. В день, когда «беспилотные» поправки в закон о регистрации воздушных судов полностью вступили в силу, группа энтузиастов пыталась зарегистрировать свои машины. Итог – успеха не достиг никто.

Значит, текущие поправки в воздушное законодательство бессмысленны?
Вряд ли стоит утверждать так резко. Сами по себе эти поправки нужные и в любом случае необходимые в эпоху медленного, но верного внедрения дронов в повседневную жизнь. Но пока они – фактически плоть без скелета.

Получается, дроны можно не регистрировать и летать без всяких разрешений?
Выходит, что на данный момент это так. Никакого наказания за это не предусмотрено, как и не существует никакой нормативной базы для выявления нарушителей и привлечения их к ответственности – дроны летают низко, радары их не засекают, а полицейские экипажи очень вряд ли станут гоняться за каждым увиденным во время патрулирования квадрокоптером. А если и станут – см. выше, наказать оператора невозможно. Гипотетически штраф в 3000-5000 рублей за нарушения правил пользования воздушным пространством вам могут выписать, но на практике вряд ли (если не летать над режимными объектами типа тюрем, территорий посольств, министерств, ведомств, военных частей, объектов метрополитена(!), и даже мостов и вокзалов). Впрочем, за полет над аэропортом могут привлечь и по другим основаниям (помеха работе транспорта), причём с совсем другими последствиями, так что семь раз подумайте, где и как эксплуатировать ваш дрон.

Когда законодательную базу приведут в норму?
Неизвестно. Но уже сейчас Минтранспорта подготовило новые изменения в Воздушный кодекс, согласно которым БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 кг (или до 5 кг, информация разная) не будут подлежать обязательной сертификации и государственной регистрации. Как будут развиваться события дальше, покажет время.

А как выглядит опубликованный порядок регистрации дрона в Росавиации?
Владелец БПЛА должен подать заявление в региональный отдел Росавиации (в произвольной форме, но лучше не от руки, а на напечатанном бланке), в котором будут указаны: заводское наименование аппарата, серийный номер, дата и страна изготовления, название компании-изготовителя, назначение дрона (в нашем случае – гражданское), а также взлетная массу, количество двигателей и их мощность. Также следует указать свои паспортные данные, телефоны для связи и ИНН (на случай, если вам захочется использовать дрон в коммерческих целях. Когда-нибудь). Затем, в теории, в течение 10 рабочих дней аппарат заносится в единый реестр воздушных судов, а владелец получает на руки защищенный сертификат и специальные опознавательные знаки, которые следует нанести на дрон. Затем те же данные предоставляются в ФСБ. Всё.

Комментарии (17)


  1. SnowLoKu
    11.05.2016 13:26
    +2

    И как они предполагают регулировать самоделки у которых нет серийного номера и может меняться количество двигателей их мощность и взлетная масса?


    1. saege5b
      11.05.2016 14:36

      Скорее всего также. как и самодельный автотранспорт.


      1. Antofka
        11.05.2016 16:38

        Это будет большой, большой ужас, если это будет точно так же. Говорю как человек который хотел делать «самодельный» мотоцикл, но отказался от идеи из-за тяжёлой процедуры легализации.
        Если каждую самоделку придётся нести в профильный институт(инстанцию) которая находится только в Москве… то частный авиамоделизм практически обречён в России. А расценки на содержание авиамодельных кружков (для которых, по логике, должны предусмотреть процедуру если не упрощённой, то по крайней мере групповой/стандартизированной процедуры регистрации) резко подскочат в цене.


        1. zhigalin
          13.05.2016 16:13
          -1

          Если кто-то делает летающею махину за 30 кило, я только за её регистрацию.


    1. Skymec
      11.05.2016 16:12
      +3

      Минтранс подготовил изменения в Воздушный кодекс РФ, касающиеся использования БПЛА. Предложение Министерства состоит в том, чтобы освободить владельцев беспилотников с максимальной взлетной массой до 30 кг от процедуры обязательной сертификации и государственной регистрации, что отражает интересы авиамоделистов и разработчиков в первую очередь. Как ожидается, коррективы должны вступить в силу осенью этого года.


      1. stigory
        11.05.2016 16:27

        Давайте отберем у них всё, а потом половину вернем. И они будут счастливы. Это всё напоминает какую-то аферу «Как развести лоха чтобы он остался доволен».


        1. Riketta
          11.05.2016 18:41
          +1

          В изначальной формулировке было что-то в районе 30кг, а потом кому-то стукнуло в голову написать 0.3кг. Теперь по сути вернули начальный вид.


          1. stigory
            12.05.2016 06:20

            Вполне возможно, я не настолько погружен в тему. Но, мое впечатление дилетанта со стороны именно такое.
            А в остальном, летаю понемножку на участке земли, принадлежащей мне и в принципе не собираюсь заморачиваться всеми этими кручениями гаек туда-суда.


  1. AVX
    11.05.2016 13:28

    Нужно ли куда-то предъявлять сам аппарат? Что делать тем, кто собрал его из набора деталей, или даже полностью сам разработал? Какая-то плата взимается за регистрацию? Можно ли оформить через портал госуслуг?
    P.S. таких аппаратов нет, но очень хочется, поэтому (пока) только интересуюсь всем этим.


    1. Skymec
      11.05.2016 16:29

      В связи с тем, что до сих пор нет подзаконных актов, регламентирующих процедуру регистрации, нет четкой системы необходимых атрибутов. Сумма госпошлины и наказание для нарушителей в законе также не прописаны.


  1. PaulMaul
    11.05.2016 14:03

    А дроны с автопилотом можно запускать?


    1. Skymec
      11.05.2016 16:34

      Закон не предполагает дифференциацию пилотируемых и автопрограммируемых БПЛА, осуществляющих полет по заданному маршруту (POI).


  1. Diaver
    11.05.2016 17:35
    +2

    Я за прозрачную и адекватную регистрацию дронов весом от 7 кг. Все-таки, очень не хотелось бы чтобы такая штука на кого-то свалилась без последствий для владельца. Так как, на мой взгляд, владельцу таких серьезных машин нужно понимать ответственность и осознавать возможные последствия своих действий.


    1. corw
      13.05.2016 13:57

      Почему именно 7 кг, если не секрет? Вы так говорите, как будто упавший на голову дрон весом 6.5 кг как-то легче перенести.


  1. orlean
    11.05.2016 19:25

    подавал заявки в Россавиацию на несколько БПЛА, в том числе и на БПЛА «воздушный змей» — вес его 320 грамм. а значит подлежит регистрации. В ответ, как и ожидалось, отписка с отказом, по всем БПЛА.
    Сканик отказа

    но троллинг удался


    1. orlean
      11.05.2016 19:28
      +1

      http://skyline24.ru/files/uploads/2016/05/img032.jpg — скан отказа


  1. kranky
    12.05.2016 18:30

    > Гипотетически штраф в 3000-5000 рублей за нарушения правил пользования воздушным пространством вам могут выписать, но на практике вряд ли

    Красота, как обычно. Закон принят, но исполняться будет вряд ли. Только если кто-то из бояр или их свиты к вам личную неприязнь испытает.
    Давно пора в конституции оставить только одну статью — «жить нужно по понятиям», а весь остальной хлам оттуда повыкидывать.