Из 50-ти беспилотных автомобилей, которые курсируют по дорогам Калифорнии с сентября прошлого года, в аварию попали только четыре из них. Три Lexus SUV принадлежат Google, четвертая машина разработана автомобильной компанией Delphi. Поисковый гигант не стал раскрывать подробности инцидентов со своими авто, зато спикер Delphi Кристен Кинли рассказала, как это было. Во время поворота налево в бок Audi SQ5 врезался другой автомобиль, что привело к умеренным повреждениям обеих машин, за рулём которых в это время находились люди. И в Google, и в Delphi говорят, что все 4 случая ДТП, случившиеся с их беспилотными автомобилями, произошли по вине других водителей.

Разрешение на тестирование робокаров в «боевых условиях» было выдано в конце сентября прошлого года Google, Mercedes и Audi, немногим позднее к ним присоединилась и Delphi. Непременным условием официального разрешения было условие того, что в кабине автомобиля должен находиться инженер-водитель, который в случае возникновения аварийной ситуации должен принять управление на себя. О любых инцидентах во время испытаний должен ставиться в известность Департамент транспортных средств штата (Department of Motor Vehicles), который отказывается комментировать любую информацию по этому вопросу. Однако некий источник в этом ведомстве на условиях анонимности сообщил журналистам New York Times, что в двух из четырёх случаев ДТП автомобили находились в состоянии автономного управления на скорости около 10 миль в час (примерно 16 км/ч).

Google, со своим реноме высокотехнологичной компании, оказывается на слуху у многих критиков. К примеру глава организации Consumer Watchdog журналист и адвокат Джон Симпсон, который называет себя защитником прав потребителей в информационную эпоху, полагает, что намерение Google производить робокар вообще без руля и педалей — это серьёзный вызов безопасности не только самого владельца такой машины, а ещё и множества окружающих его людей. (Симпсон стал известен после того, как он подал судебный иск против Google, протестуя против автоматического сканирования содержимого почты Gmail; он же говорил, что уберечь американцев от чересчур пристального внимания владельцев Google Glass должен Конгресс США).

В ответ на это краеугольным камнем беспилотных авто называют безопасность, которая обеспечивается большим числом встроенных камер, радаров и сенсоров и соответствующим программным обеспечением. Вместе они могут обеспечить такую скорость реакции на возникшие проблемы, на которую человек попросту неспособен.

Комментарии (63)


  1. nerudo
    11.05.2015 20:25
    +4

    Интересно, из 50 случайно взятых автомобилей с водителями сколько попало в аврию с сентября прошлого года?


    1. Disasm
      11.05.2015 20:49

      По статистике ГИБДД примерно получается один автомобиль на две сотни (33982 ДТП в месяц из статистики «по дням недели», на 55 миллионов зарегистрированных ТС).


      1. malan
        11.05.2015 20:57
        +20

        Видимо робомобили ездят только по ПДД и понятия не имеют про ДДД. Отсюда и повышенная аварийность:)


        1. DrPass
          12.05.2015 10:07
          +3

          Подозреваю, что если автомобили перестанут ДДД, и эти самые Д будут чаще становиться виновниками ДТП, их стиль вождения на дорогах станет намного приличнее. Тем более что робомобили двигаются с безопасной скоростью, а их ремонт виновникам ДТП будет обходиться очень дорого.


      1. Kolegg
        11.05.2015 23:43

        Кстати, а не отличались ли эти автомобили внешним видом: внешними элементами (камерами-лидарами) или раскраской (емнип, где-то предлагался закон о спецокраске таких авто). Это могло отвлечь водителей от дороги.


      1. akuzmin
        11.05.2015 23:49
        +11

        Думаю, робоавтомобили ездят намного больше, чем обыкновенные авто, их ведь тестируют (в условия разного освещения в том числе, т.е. возможно и круглосуточно). Поэтому и аварий с ними больше.


        1. Iv38
          13.05.2015 00:49

          Точно. Это неплохое объяснение.


  1. KivApple
    11.05.2015 21:09
    -2

    Безусловно, в обычных условиях автопилот будет лучше водителя. Но вот при поездке по пересечённой местности или во время стихийных бедствий ручное управление необходимо ИМХО. Так что убирать полностью педали и руль можно лишь в общественном транспорте и такси. В остальных случаях они должны остаться, но водитель будет отвечать за любой ущерб, если не было действительно форс-мажорной ситуации. То есть автопилот считается прав по умолчанию в любой аварии, если ситуация была в пределах нормы.


    1. tronix286
      11.05.2015 21:31
      -1

      Ага, прав автопилот, как-же. Вы просто кода не видели, а если бы увидели — офигели бы от обилия костылей, как в прочем, в любом программном продукте, несколько сложнее hello world. Допускаю, что большие компании могут больше выделить времени и средств на тестирование, но все равно — этот автопилот черный ящик. Я предлагаю считать правым автопилот только в том случае, если участник ДТП посмотрел сорки и не выявил вопиющих багов.


    1. Boba_Fett
      11.05.2015 22:11
      +3

      Если (когда) робоавтомобили станут действительно массовыми, у большей части водителей будет гораздо меньше опыта ручного управления.


      1. FAT16
        12.05.2015 15:40

        Можно вместо руля-педалей геймпад прикрутить, на случай ЧП


        1. DjPhoeniX
          13.05.2015 11:15
          +1

          А как быть любителям ПК? Или можно будет WASD вместо геймпада поставить?


          1. FAT16
            13.05.2015 15:13

            Ага, и игровой руль с педалями
            Поставить компактный интуитивно-понятный геймпад с акселератором для пальца и т д, на манер пультов для квадрокоптера. Дать ему приоритет управления выше чем у компьютера, положить в ящик с пометкой «На случай ЧП». Формально человек может управлять в крайнем случае.


            1. KivApple
              13.05.2015 19:20

              Хорошая идея. В случае возникновения внезапной опасности на дороге у автопилота в любом случае реакция будет гораздо лучше, чем у человека, тем более с малым опытом вождения. Ручное управление нужно именно в ситуациях, когда необходимо нестрандартное поведение. Вроде поездки на природу в выходные или чтобы покинуть зону стихийного бедствия. А значит есть немного времени на переключение.


  1. MaxFactor
    11.05.2015 21:32
    +7

    А я мечтаю о том чтобы беспилотные автомобили появились, да побольше. Например, я бы сделал так (надо бы мысль запатентовать, ахаха): вышел из дому, лег в авто на кровать, указал что на работу и дрыхнешь час-пол часика, а он тебя везет 40-60 км/ч такой кайф.


    1. BelBES
      11.05.2015 21:42
      +25

      То, что вы сейчас описали, называется общественным транспортом ;-)


      1. Boba_Fett
        11.05.2015 22:08
        +9

        Там кроватей нет.


        1. makecode
          12.05.2015 11:33
          +1

          Все уже есть. Поищите «автобусы с кроватями в китае».


          1. dasty
            12.05.2015 17:02

            Ну это же в Китае


      1. Bluewolf
        11.05.2015 22:51
        +17

        Общественный транспорт не забирает вас у дома, не довозит прямо до работы, часто требует пересадок, редко имеет кондиционер и вообще комфортную конкретно для вас температуру, там шумно, его часто нужно ждать, стоя на остановке в течение довольно большого времени и там точно нет мест для лежания.

        И многие из этих проблем принципиально неустранимы в ОТ, но отлично решаются в автоматическом транспорте.


        1. koreec
          12.05.2015 05:17
          +6

          Это вы нормального общественного транспорта не видели. Возьмем, к примеру, Южную Корею.
          1) Кондиционеры есть везде
          2) Все ездит по расписанию
          3) На всех остановках есть табло с информацией о прибытии следующего автобуса
          4) Есть приложанея для смартфонов, показывающие ближайшие остановки, расписание, маршруты, местоположение конкретных автобусов и т.п
          В качестве бонуса — автобусы ездят по выделенным полосам. Но вот мест для лежания действительно нет.


          1. malan
            12.05.2015 06:27

            4) Есть приложанея для смартфонов, показывающие ближайшие остановки, расписание, маршруты, местоположение конкретных автобусов

            Ну я нас тоже Яндекс.Транспорт есть


            1. valergrad
              12.05.2015 14:04

              И да, в Москве, по крайней мере, расписание соблюдается процентов на 90-95 — все время выхожу из работы/дома четко под автобус и крайне редко страдаю из-за этого.


            1. DjOnline
              12.05.2015 17:33
              +1

              Лично ехал на автобусе от м. Киевская пару недель назад, который по Яндекс.Транспорту якобы уехал на 2км вперёд.
              Так что да, в том пародийном видео www.youtube.com/watch?v=1AfBRoNmWng видимо была доля правды.


              1. malan
                12.05.2015 18:16

                Ну ездят иногда фантомные автобусы, но это же мелочь. Я только мечтал о таком приложении в студенческие годы.


          1. shogunkub
            12.05.2015 06:49

            Насчёт 1) — там это суровая необходимость, я в отелях вообще без включения кондиционера спать не мог… В транспорте аналогично — жарко и влажность дикая без кондиционера.


          1. DrPass
            12.05.2015 14:01

            Хуже всего то, что в ОТ, каким бы пунктуальным он не был, и мест для сидения хватает обычно далеко не для всех.


            1. koreec
              13.05.2015 03:44

              Все зависит от организации. В Сеуле для поездок на расстояния больше пары километров есть автобусы-экспрессы, в которых разрешено брать пассажиров только на сидячие места.


    1. zed91
      12.05.2015 10:17
      +2

      Всё давно изобретено — личный водитель


  1. Iv38
    11.05.2015 21:34
    +3

    Конечно, здорово, что автопилот не виноват ни в одной из аварий, но большим достижением это назвать трудно. Нужно уметь предсказывать опасное поведение и других участников движения, особенно, когда большинство этих участников — люди, которые могут нарушать правила по невнимательности или преднамеренно. Статистика мизерная, но пока кажется, что роботы справляются с этим неважно.

    Кстати, из описания инцидента с машиной Делфи не очень понятно, кто же ей управлял:

    что привело к умеренным повреждениям обеих машин, за рулём которых в это время находились люди

    То есть обе машины вели люди в этот момент? Или имеется ввиду, что люди просто были в роботизированной машине во время аварии?


    1. BelBES
      11.05.2015 21:44

      Если машина ездила в тестовом режиме, то скорей всего за рулем робо-кара сидел оператор. А что касается предсказывания опасного поведения окружающих, то из известных мне, как миниму Daimler занимаются разработками таких систем.


    1. shifttstas
      11.05.2015 21:51

      Нужно уметь предсказывать опасное поведение и других участников движения, особенно, когда большинство этих участников — люди, которые могут нарушать правила по невнимательности или преднамеренно. Статистика мизерная, но пока кажется, что роботы справляются с этим неважно.


      Гораздо проще как-то пометить все робомобили (по аналогии с желтым цветом такси) и дать им преоритет по сравнению с обычными машинами в непонятных ситуациях


      1. Iv38
        11.05.2015 23:15

        Сложно дать приоритет, когда в непонятной ситуации виноват человек, который, скажем, просто отвлекся.


    1. Kolegg
      11.05.2015 23:37
      +1

      Нужно уметь предсказывать опасное поведение и других участников движения, особенно, когда большинство этих участников — люди

      Это игра с неполной информацией, сразу после того как ИИ научится обыгрывать человека в покер, так и на дорогах будет вести себя более адекватно.


      1. amarao
        12.05.2015 23:06

        modprobe auto_podstava
        echo scratch >/dev/auto/podstava


    1. AmberSP
      12.05.2015 10:37
      +1

      >Нужно уметь предсказывать опасное поведение и других участников движения, особенно, когда большинство этих участников — люди, которые могут нарушать правила по невнимательности или преднамеренно.

      Научатся. Можно сформулировать какие-то признаки, по которым выделять «опасно неадекватных» водителей и их манёвры. Бывает, стою на светофоре и понимаю, что вот эта машина рванёт под еще красный. Или что грузовик на трассе через несколько секунд моргнёт поворотником и перестроится влево, и его не будет волновать, кто там слева ехал. Это видно заранее.


      1. ntfs1984
        12.05.2015 14:58
        -3

        Не научатся. По крайней мере в ближайшие 100 лет.
        Сформулировать какие-то признаки? Для начала их нужно банально считать и определить. Например «вот эта фигня — автомобиль, вон та фигня — просто красная бочка, а фигня дальше — все таки автомобиль, пусть и повернут необычным углом ко мне».
        Получаем некоторый массив данных (это ведь вы храните в мозгу в виде ассоциаций, а компьютер так не умеет). В который нужно добавить ключ «опасен\не опасен». У человека ЧАЩЕ ВСЕГО этим занимаются интуиция и опыт, который опять таки формируется на основе предыдущих ассоциаций и не только в контексте дорожного движения. К примеру мы знаем, что дети играющие в футбол потенциально способны побежать за случайно улетевшим мячом, потому что мы уже видели таких детей, да и сами были такими детьми. Как прикажете это анализировать компьютеру?
        А если не дите, а какой-то алкаш\наркоман, пытающийся идти по бордюру? Мы знаем, что покачивание — признак скорее всего опьянения. Как вы это поймете будучи компьютером?

        Слишком слабы сейчас компьютеры, и несовершенны алгоритмы анализа, чтобы это можно было воплотить в жизнь… Хотя идея безусловно хороша.


        1. Awake
          12.05.2015 15:43
          +1

          100 лет — это слишком большой срок, сравните просто 1915 и 2015.


        1. WraithOW
          12.05.2015 18:03

          Как вы это поймете будучи компьютером?

          Так же, как это сейчас описали вы. По алгоритмам трекинга людей на видео написана не одна сотня работ, ну а дальше системе в общем требуется лишь анализировать положение пешеходов и их скорость/направление движения и сопоставлять с эталоном — человеком, равномерно идущим со скоростью ~4-5 км/ч вдоль дороги на определенном расстоянии от проезжей части. Любой из приведенных вами примеров будет давать ощутимое отклонение от эталона, и дальше уже автопилот сможет оценить уровень опасности и адекватно отреагировать.


        1. malan
          12.05.2015 18:19

          У автомобилей, Слава Макаронному Монстру, есть номера. За пару лет соберут базу чудаков-водителей и всё. Лучше любой интуиции. Можно для начала базу данных о ДТП туда залить.


  1. zed91
    12.05.2015 10:18
    +3

    Мне эти цифры ни о чем не говорят. Нужно сравнение с количество ДТП/100 тыс. км, либо количество ДТП/моточасы и т.д.


  1. ntfs1984
    12.05.2015 12:25
    -1

    Именно. Нужны сравнения и равные условия более-менее.

    4 ДТП из 50 возможных — это ни много ни мало, 2%.
    2% от 10 000 автомобилей среднего по размерам города — это на минуточку, 200 потенциальных ДТП за 9 месяцев. И это Калифорния, где за рулем нет пьяных, лихачей, а пешеходы стараются так же соблюдать ДТП как и водители. У нас все будет прозаичнее: buffer overflow от количества аварийных ситуаций :)


    1. uups
      12.05.2015 13:17

      Без учета пробега информация о количестве ДТП не имеет смысла. Более того нужно еще и учитывать условия в которых передвигался автомобиль.


    1. AmberSP
      12.05.2015 14:41
      +8

      >И это Калифорния, где за рулем нет пьяных, лихачей, а пешеходы стараются так же соблюдать ДТП как и водители.
      А еще там единороги скачут по радуге, ага.
      www.dui-usa.drinkdriving.org/California_dui_drunkdriving_statistics.php
      2008 год — 1029 трупов в ДТП, где хотя бы один участник был бухой (0.08%), 170 трупов — где немного подвыпил (0.01%)

      в 2007 году в Калифорнии арестовали 204015 (двести четыре ТЫСЯЧИ пятнадцать) человек за пьяное вождение. 560 пьяных водителей в день в одном только штате. На 28 миллионов человек. В среднем за год за пьяную езду арестовывают каждого двухсотого человека, если считать даже младенцев и округлить население штата на пару миллионов человек вверх.

      Это не похоже на место, «где за рулем нет пьяных, лихачей», Карл.


      1. ntfs1984
        12.05.2015 14:50

        Сэр, вы прицепились к одному единственному словосочетанию, вырванному из общего контекста.
        Я рад за ваши познания пропорции нетрезвых водителей Калифорнии (пусть и за 2007-й год), однако не будете же вы спорить, что в Калифорнии условия хуже чем у нас в СНГ? Основной смысл фразы: 4 фейла на 50 авто — 200 фейлов в городе среднего размера, и это немного не вписывается в понятие идеального автомобиля.


        1. Mendel
          12.05.2015 15:51

          Помимо того, что у нас нет статистики по километражу, это всё равно неверная статистика.

          Не помню цифр, но где-то видел статистику, что ДТП по вине женщин (в процентном отношении) заметно больше (кажется раза в два, но могу ошибаться) чем по вине мужчины.
          При этом я предпочту ехать в машине с водителем женщиной (в среднем конечно), просто потому что… количество ДТП по вине женщины-водителя в которых были серьезно (средней и тяжелой степени ранения, смерти) травмированны люди (включая водителя) в несколько раз НИЖЕ.
          Мужчины эффективнее, женщины осторожнее. Если машина ее, то мне будет спокойнее если она ее разобьет, чем если мужик пойдет кому-то показывать кто быстрее ездит, или подрежет на скорости, и машину выкинет на обочину… со мной.


        1. AmberSP
          12.05.2015 17:26

          Хотите сравнивать количество фейлов — попробуйте собрать статистику по количеству машин, ДТП, плотности потока… Ну много как можно статистикой играться. Но перед тем, как утверждать, что «там лучше», все равно лучше начать с цифр.

          кроме того
          1) робомобили — тестовые, а не серийные
          2) они соблюдают ПДД, а люди нет и робомобили пока не умеют от них спасаться
          3) если человек начнет соблюдать ПДД и ездить, как будто все вокруг тоже соблюдают ПДД, количество ДТП резко вырастет. Иван Бугаев (можете в ЖЖ поискать) на своем RAM`е так и катается. Исходя из предположения, что при повороте направо из правого ряда МКАДа, например, справа никого нет. А там есть, любители обочин (2500 рублей). Так вот у него то ли 60, то ли 160 ДТП уже. Все мелкие, за исключением пары случаев — не по его вине.


          1. DjOnline
            12.05.2015 17:45
            +1

            Ссылку бы.


            1. Chamie
              12.05.2015 18:36

              Присоединяюсь.


          1. Aingis
            12.05.2015 19:17

            > 2) они соблюдают ПДД, а люди нет и робомобили пока не умеют от них спасаться.

            Вообще-то умеют (см. комментарий про подрезание), но если какой-то лихач выскочит из слепой зоны на красный свет или что-то в подобном роде, то тут только общегородская система слежения поможет.


            1. AmberSP
              12.05.2015 21:10
              -1

              *Анекдот про японскую чудо-пилу на сибирской лесозаготовке*

              DjOnline, Chamie уточните, пожалуйста, ссылку на что? Если на тот коммент в (возможно) подзамочном посте в жж-коммуночке ru_auto, то извините, я не готов потратить несколько часов на поиск. Если на жж этого человека — то bougaev.livejournal.com

              У вас вызывает сомнение тот факт, что кто-то может из принципа не менять траекторию движения, когда кто-то лезет справа? Если некуда спешить и не переживаешь за царапины на кузове — почему бы и нет?

              P.S. простите, что все в один коммент, следующий только через час.


              1. Chamie
                12.05.2015 23:38
                +1

                Ссылку на человека, на его ЖЖ, на историю, на статистику, на что угодно. Иначе это текст вида «А вот один мой знакомый, поверьте мне на слово, …».


                1. AmberSP
                  13.05.2015 10:16

                  Вы водите? Если да, то сколько раз в неделю жмете на тормоз, чтобы не въехать в автомобиль, который нарушает ПДД? Я за обычный дневной пробег в 15 км — минимум один-два раза. В любом месте пересечения или объединения потоков всегда кто-то нагло лезет. Мне время и машину жалко. Кому-то нет. Ссылку на жж я привел, между прочим. Если хотите докопаться до правды — то единственный способ — договориться о встрече и попросить продемонстрировать справки о ДТП. Всё остальное — той или иной степени вера на слово. Я — верю. Если Вы не верите и живёте в Москве — ну попробуйте встретиться и спросить.

                  Статистику «в Калифорнии рай, а в СНГ безумные дороги» должен приводить автор этого утверждения. Статистику бухих водителей я привел. Кроме того, достаточно ключевых слов для самостоятельного изучения вопроса.

                  А вот статистика про пробеги гугломобилей попалась сегодня в новостях: motor.ru/news/2015/05/12/googledtp

                  «За последние шесть лет беспилотные автомобили Google приняли участие в 11 незначительных авариях. Об этом в своем блоге написал глава отдела «Гугла» по разработке машин с системами автономного управления Крис Урмсон.
                  По его словам, с 2009 года такие машины проехали во время испытаний по американским дорогам более 1,7 миллиона миль (2,7 миллиона километров), около одного миллиона миль из которых (1,6 миллиона километров) было пройдено в беспилотном режиме. «Незначительные повреждения, никаких травм», – отметил Урмсон.»

                  11 мелких ДТП за 1,6 миллиона километров. 1 мелкое ДТП на 145 тысяч км. Вообще очень неплохой показатель.
                  Кстати, это тот неловкий момент, когда в новости на лентеру фактов больше, чем в статье на гиктаймс.


                  1. Chamie
                    14.05.2015 11:09

                    сколько раз в неделю жмете на тормоз, чтобы не въехать в автомобиль, который нарушает ПДД?
                    Несоблюдение им ПДД не освобождает меня от обязанности их соблюдения. Если я не заторможу, то ответственность будет лежать на мне.
                    Ссылку на жж я привел, между прочим.
                    Ну, в самом его ЖЖ об этом не нашёл. Т.е., всё, на что вы ссылаетесь — это одно его высказывание в комментариях к одной подзамочной записи?.. И считаете, что он не мог ни приврать, ни преувеличить, ни ошибиться?
                    Вообще, да, хотелось почитать про хоть какие-нибудь подробности этих ДТП. А то два из трёх всегда заявляют, что ДТП было не по их вине. При этом, даже если ко мне со встречки вдруг вылетит «красавец», а я не попытаюсь увернуться, а принципиально пойду на таран, то я нарушу ПДД, пункт 1.5: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».


                    1. KivApple
                      14.05.2015 23:12

                      Вроде как по ПДД водитель должен тормозить при опасности, так что врезаться как раз таки придётся, хотя и на меньшей скорости. Впрочем, конечно, надо смотреть на правоприменительную практику. Было бы логично не наказывать водителя, если он нарушил ПДД (не затормозил, а уклонился, причём не дозволенным манёвром) ради избежания ДТП.


  1. lim
    12.05.2015 16:59
    +5

    Знакомые, живущие в Калифорнии, рассказывали, что несколько раз пробовали подрезать гугл-кар, чтоб посмотреть что будет. В их случае все закончилось благополучно. Но я думаю, они не одиноки в своих экспериментах. Это может частично объяснить статистику аварий.


  1. Neuronix
    12.05.2015 17:02

    Неее… Вот машину без руля и педалей я бы не купил. Как опцию (вроде парктроника) — запросто, но вот чтобы у меня отняли УДОВОЛЬСТВИЕ от самостоятельной езды…


    1. BlackFoks
      12.05.2015 22:09

      Всегда помни, что своим удовольствием ты можешь кого-то убить. Просто ошибешься, не по своей воли, без злого умысла. Отвлечешься на разговор или птичку, не заметишь яму и вылетишь на встречку. Ты выживешь, будет пара царапин, а в машине на встречке погибнут все.

      Я за робомобили и за запрет водить людям. Водить только на спец трассах.

      P.S. В мире огромное кол-во ДТП, огромное кол-во смертей от этого. Я не думаю, что все эти ДТП были совершены с умыслом.


      1. Neuronix
        13.05.2015 09:07

        Ошибки обычно возникают от усталости (любой — нервной или физической). Вот тут то и нужен автопилот.


  1. gro
    12.05.2015 17:07
    +4

    Люди всегда мешают. А пользы от них никакой.


  1. dasty
    12.05.2015 17:43

    Уже представляю как какой-нибудь стартап в духе Uber запустит миллионы таких автомобилей по всему миру. Вышел на дорогу, нажал на кнопку на часах, через пол минуты перед тобой останавливается автомобиль и везет тебя в одиночестве куда нужно. Идеально.

    Эти автомобили сами будут заезжать на станции подзарядки и в парки для чистки салона. Вот оно, самое настоящее будущее :)


    1. ntfs1984
      12.05.2015 19:15

      Думаю Альтрон бы одобрил вашу идею =)


    1. Iv38
      13.05.2015 01:04

      Так Uber уже этим занят.