Сегодня наконец-то состоялся очередной релиз редактора для художников Krita 3.0. На разработку новой версии ушел почти год. За этот год в Крите были реализованы анимация, режим мгновенного предпросмотра и множество мелких улучшений, за которые проголосовали спонсоры Кикстартера 2015. Кроме того, в проекте произошло много организационных изменений: отделение от Calligra, порт на Qt5 + KDE Frameworks 5 и старт выпуска стабильных версий для OSX.



Обо всем этом я постараюсь рассказать в данной статье!


Технические детали



Итак, начнем с технических деталей. Осенью 2015-го года, Крита официально отделилась от родительского проекта, офисного пакета Calligra. Она уже давно перестала вписываться в концепцию «офисного» приложения, а необходимость портирования на новую версию библиотек (Qt5 + KDE Frameworks 5 Tier1) лишь ускорило этот процесс. В итоге Крита обзавелась отдельным репозитарием и избавилась от множества лишних зависимостей, что значительно облегчило жизнь разработчиков.

Кроме того, начиная с версии 3.0 Крита официально поддерживается на OSX. Есть правда несколько проблем, связанных с openGL. Пока недоступны две функции: High Quality Canvas Filtering и Instant Preview. Обе эти функции требуют поддержки openGl 3.0, что пока невозможно на OSX + Qt5.

Дело в том, что Apple в своих продуктах отказалась от поддержки профиля «openGL Compatibility Profile». Т.е. разработчики приложений для OSX не могут одновременно работать с старыми функциями эпохи openGL 2.1 и нововведениями openGL 3.0 — либо одно, либо другое. Код самой Криты уже давно портирован на openGL 3.0 и вовсю использует его возможности, однако, как оказалось, библиотека Qt — нет. Qt внутри использует функции времен openGL 2.1. При попытке запуска такого «смешанного» приложения на OSX пользователь вместо окна увидит лишь черный прямоугольник.

Сейчас разработчики временно решили эту проблему отключением под OSX всех функций 3.0 и использованием лишь старого API. Но к концу лета эти проблемы должны быть исправлены: студент Julian Thijssen уже начал свой проект Google Summer of Code, в котором код Qt будет портирован на новые интерфейсы openGL 3.0!

Чего же все-таки нового?



Рисованная анимация


Главным нововведением релиза является, конечно, поддержка анимации. Ради этого разработчикам пришлось практически полностью переписать движок просчета изображения. Однако это дало свои плоды: теперь пользователь может создавать многослойные анимированные клипы, использовать «луковые слои» для сравнения с предыдущими и следующими кадрами, экспортировать анимацию в виде спрайтов.



Режим «Мгновенный предпросмотр»


Изображения пользователей становятся все больше и больше, и Крита уже перестает справляться с отрисовкой больших кистей на лету. Еще несколько лет назад разработчикам пришла в голову идея, что кисти не обязательно обсчитывать на лету, а можно показывать пользователю лишь уменьшенную копию изображения, а оригинал считать в фоновом режиме (см. прошлогоднюю статью на Хабре). И вот теперь эта идея, наконец, воплощена в жизнь в виде режима Instant Preview. Он работает с большинством кистей и фильтров.



Работа со слоями


Был полностью переписан интерфейс работы со слоями. Изменился как внешний вид, так и функциональность. Пользоветель теперь может работать сразу с некколькими слоями: выделять на холсте видимые слои с помощью комбинации Shift+R+Click, переносить, группировать, изменять свойства. Появилась возможность задавать отдельным слоям цветные метки, а потом фильтровать их по цветам. Подробности можно увидеть в видео от GDQuest:



Сетки и направляющие


Одной из задач, выбранных спонсорами было создание нормального пользовательского интерфейса для сеток и направляющих в Крите. Теперь и те, и другие настраиваются через специальную панель. Кроме того, большинство инструментов в Крите теперь поддерживают «прилипание» к сеткам, направляющим и векторным объектам. Настроить прилипание можно вызвав специальное сеню сочетанием Shift+S.


Градиентный мэппинг


Этот фильтр не был запланирован, но пользователь Spencer Brown просто взял и написал его :)


Скачать установочные пакеты можно на официальном сайте.

Выпуск новой версии Криты стал возможен исключительно благодаря прошлогодней кампании на Кикстартере. В этом году проект также проводит кампанию, которая позволит добавить Крите новые инструменты работы с текстом и векторными объектами! Кроме этого, после окончания кампании спонсоры смогут выбрать между 24 стреч-целями, т.е. определят, какие дополнительные функции будут реализованы в Крите.

Посмотреть подробности и, при желании, помочь проекту можно на странице кампании на Kickstarter.

Ссылки:

Полный список нововведений Krita 3.0: ссылка
Страница прошлогодней кампании «Kickstarter 2015»: ссылка
Группа русскоязычных пользователей в ВК: http://vk.com/ilovefreeart
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (37)


  1. helg1978
    31.05.2016 22:01
    +2

    Есть некоторые глюки в работе, но сидя под Linux капризничать не приходится — отличный редактор!


  1. engine9
    31.05.2016 22:03
    +4

    Крита для фотографических задач просто идеально заменила фотошоп на линуксе. Собрать панораму, или подретушировать фото, подготовить превьюшку, сделать тонокоррекцию все как в ФШ. Даже многие шорткаты совпадают.


    1. gudvinr
      01.06.2016 10:07
      +1

      В 3.0 в настройках шорткатов есть возможность включить совместимость с PS или Sai


  1. goroskob
    31.05.2016 22:12

    Насколько я понимаю, зависимости от KDE Frameworks Krita не лишится никогда?


    1. dkazakov-dev
      31.05.2016 22:16
      +1

      Крита зависит лишь от первого уровня KF5 Tier1, самого легкого. Весь пакет целиком занимает 86МиБ, из которых половина — это кисти и паттерны. Что вам не нравится в этой зависимости?


      1. Alexey2005
        01.06.2016 00:40
        +7

        Мне не нравится, что в средах, отличных от KDE, возникают проблемы с интерфейсом. Qt5 не слишком-то склонен учитывать системные настройки, прежде всего DPI и размеры шрифтов, когда работает в чужеродной среде. В итоге либо шрифты микроскопические, либо, если попытаться решить проблему радикально и сделать

        export QT_SCALE_FACTOR=1.25
        начинаются вот такие забавные глюки:

        Это Lubuntu 16.04. В Xubuntu, судя по отзывам, происходит точно то же самое — либо обзаводимся лупой, либо миримся с расползанием UI. А вот жалобы на аналогичную проблему пользователей Windows — на 1080p экране тоже без лупы никуда, ну или мириться с кривой работой масштабирования.


        1. dkazakov-dev
          01.06.2016 09:55
          +1

          У меня на всех рабочих компьютерах стоит Ubuntu 16.04 с Unity, со шрифтами проблем нет никаких. Монитор у меня 1080p 23". Под Win10 тоже никаких проблем. Скорее всего, у вас какие-то проблемы с fontconfig.

          На Win10+HiDPI экран (3200х1900) со шрифтами тоже нормально. Есть небольшие косяки с лейаутами, но это другое.

          QT_SCALE_FACTOR применяется только для HiDPI устройств, и применять его уже не рекоммендуется. Можно попробовать

          export KRITA_HIDPI=1

          Это включит внутренний скейлинг в Qt. Но это все исключительно для HiDPI.


    1. danfe
      01.06.2016 11:47
      -1

      Зависимость от KDE, конечно, слегка омрачила новость про отделение от Каллигры, но имхо товарищи верной дорогой идут (к Qt-only версии). Жду graphics/krita в портах FreeBSD! Давно хотелось попробовать Криту, но останавливала необходимость ставить ради неё KDE.


  1. glebokator
    31.05.2016 23:03
    +1

    Вау, с такими нововведениями вместо фотошопа я начну устанавливать кое-что другое.


  1. daggert
    01.06.2016 00:05

    Работать стал шустрее чуток, но все равно есть мелкие подвисания и глюки, бесящие типичного фотошопера. Из самого противного — мерцание при работе с большими документами, когда нарисованное кистью мерцает перед «слепливанием» с уже нарисованным. Не знаю программный это косяк или из-за видоуза.


    1. daggert
      01.06.2016 00:12

      Но работать в нем приятно, не спорю, впечатления, лично у меня, только позитивные.


    1. dkazakov-dev
      01.06.2016 09:58
      +1

      Сцепливание частично исправил недавно. Скоро буду доделывать. Если сильно раздражает, можете отключить Instant Preview (Shift+L)


      1. daggert
        01.06.2016 17:28
        +1

        Вот еще это очень расстраивает:
        image Пришлось отказаться от установки под бубунтой.


        1. dkazakov-dev
          01.06.2016 17:42

          Ее нету в репозитариях. Это старая 2.9. Ставьте с официального сайта AppImage.

          Если у вас 16.04, можете поставить из Krita Lime пакет krita3-testing:
          https://docs.krita.org/Installation#Ubuntu_and_Kubuntu


          1. daggert
            02.06.2016 10:46

            Благодарю, работает превосходно!

            На elementary OS смотрится почти нормально (:


  1. agriiii
    01.06.2016 01:34
    +3

    Я всю зарплату готов отдать, если они сделают из него вменяемый аналог фотошопа ибо GIMP имхо мертв и давно не было толковых обновлений, а тут ребята и работают активно и деньги знают как собирать и… короче молодцы.


  1. xwild
    01.06.2016 06:01
    +1

    У меня только одна просьба, в appimage сборке нет ни одной полностью светлой темы оформления, хотелось бы «norway» :)

    Скриншот
    image


    1. dkazakov-dev
      01.06.2016 10:05

      Можно сделать. Добавьте вишлист на багзиллу и пришлите мне ссылку в личку :) Можно еще ссылку/скриншок КДЕшной темы за компанию.

      https://bugs.kde.org/enter_bug.cgi?product=krita


  1. ZaEzzz
    01.06.2016 07:49

    Если бы они еще адекватнее открывали PSD файлы, то я был бы готов купить это редактор!
    Сейчас есть некоторые косяки с кистями, слоями и fx.


    1. dkazakov-dev
      01.06.2016 10:12
      +2

      Крита открывает/пишет PSD. Поддерживаются растровые слои, маски прозрачности, стили слоев, режимы наложения, групповые слои, pass-through. Векторные и фильтрующие слои открываются в растеризованном виде. Кисти ABR тоже открываются.

      Просто растеризуйте все сложные объекты при экспорте и все будет ок. Сделать полную копию векторых и fx-слоев никто кроме самой Adobe не сможет, ибо спецификация закрытая и никто не знает, как оно там работает.


      1. Zergos_Z
        01.06.2016 11:52
        +1

        К сожалению требовать подобных действий от всех, с кем вы работаете и у кого есть фотошоп — нельзя. А о том, что какой-то элемент рендерится неправильно, вы никак не узнаете, без сравнения с PS. Если бы при открытии файла выдавалось предупреждение о том, что такой-то и такой-то блок не может быть отображен, то еще можно было бы со скрипом работать. Но если ты открываешь файл и он отобразился неправильно, а ты об этом просто не знаешь, то так работать нельзя.


        1. dkazakov-dev
          01.06.2016 11:59

          Можно, например, просить tiff файлы. Формат свободный, открывается везде, фотошоп его отлично поддерживает. И места, кстати, на порядок меньше занимает.


          1. Zergos_Z
            01.06.2016 12:19

            Только он не подходит верстки сайтов, создания мобильных приложений, и т.д.


            1. dkazakov-dev
              01.06.2016 12:25

              Ну тогда только репортить баги в рендеринге с прикреплением сбойных файлов.


      1. Shultc
        01.06.2016 11:59

        Можно настроить нейронную сеть, которая найдёт закономерность в их закрытом формате хранения векторых и fx-слоев…


        1. Zergos_Z
          02.06.2016 10:37

          А можно просто выдавать сообщение «Не могу отрендерить такой-то и такой-то блок, что делать дальше?», а не делать попытки нарисовать. Если ты увидел, что у тебя проблемы с определенными блоками, ты просто пишешь дизайнеру перевести их в растр — и все. А если не видишь, и у тебя нет jpeg для сравнения, то ты будешь в твердой уверенность что выполняешь все в соответствии с дизайном, делать брак.


          1. dkazakov-dev
            02.06.2016 11:26

            Ну можно, только это весьма сложно. Добавьте, пожалуйста, вишлист с подробным описанием на багзиллу, как вы это себе представляете. Подумаем. Там с точки зрения GUI это очень сложно реализовать.


  1. Yur1j
    01.06.2016 09:58

    В цветовой модели CMYK — диапазон цветов 0-255, хотя должен быть по идее 0-100%


    1. dkazakov-dev
      01.06.2016 10:13

      В каком инструменте, можете на багзиллу отрепортить?


  1. Zergos_Z
    01.06.2016 11:47
    -2

    Поставил себе для сравнения с фотошопом, открыл уже готовый PSD в двух редакторах и сразу увидел отличия в рендеринге. К сожалению для моей работы такое не годится. Придется ждать следующей версии и надеяться, что все будет исправлено


    1. dkazakov-dev
      01.06.2016 11:57
      +2

      Лучше сразу отрепортить на багзиллу. Если это не связано с какими-то специфичными функциями фотошопа, то исправим.

      UPD: и файлы приложить


      1. Zergos_Z
        01.06.2016 12:37

        Отправил, жду фиксов.


  1. WST
    01.06.2016 11:58

    Под платформу Windows когда-то просто потрясающим был редактор Ulead PhotoImpact. В нём были широчайшие возможности — множество фильтров, поддержка векторных слоёв (точнее говоря, объектов, в терминологии этого редактора). Потом их угробил Corel… Печально вышло очень. В любом случае, заниматься графикой я почти перестал, для того, что делаю сейчас, более чем хватает GIMP (пользуюсь им на Arch Linux).


  1. TsukinoMai
    01.06.2016 18:00

    Хмм… Скачал, поставил и сразу вопрос: экспорт анимации в gif всё ещё недоступен? По крайней мере в выпадающем списке Export animation под Windows его не видно: https://monosnap.com/file/f7Z7V6aLcW3AuQMBJGMYVWzi1SIzej.png

    P.S. На сайте в чейнджлоге вроде обещаны «New pixel art presets», где их можно найти? :)


    1. dkazakov-dev
      02.06.2016 11:27

      «New pixel art presets» — в строке поиска профилей вводите Pixel и они вам отфильтруются.


  1. dkazakov-dev
    02.06.2016 10:32

    Экспорт в видеоформаты и гиф официально появится в Krita 3.1. Неофициально — где-то через неделю в тестовых сборках. Я сейчас как раз прикручиваю ffmpeg для этого.

    Как только будут тестовые сборки я дам новость в нашей группе: http://vk.com/ilovefreeart

    Сейчас пока можно только экспортировать в секвенцию png-файлов, а затем конвертировать сторонними приложениями во что нужно.

    А по поводу профилей — не знаю. Чуть позже спрошу у людей.


    1. TsukinoMai
      02.06.2016 15:43

      Спасибо, будем ждать значит (просто вроде раньше мелькала информация, что это запланировано на 3.0, но я особо за этим не следил). И профили нашлись. Удачи вам в дальнейшей разработке, приятно всё таки видеть как проект становится лучше.