Подошел к концу второй год попыток построить стабильно летающую версию Х-коптера 450 класса во время отдыха в отпускной период.



Можно сделать промежуточные выводы и дать рекомендации по постройке стабильно летающей версии.
История началась в 2015 году, когда к отпуску было решено собрать бюджетную версию Х-коптера 450 класса. Заказав к отпуску готовый набор из Китая, я сделал первую свою ошибку. Заказывать набор нельзя, так как состав комплектующих не всегда оправдан и не факт, что собранный из набора аппарат полетит в неумелых руках. Небольшое увеличение цены может себя оправдать при покупке комплектующих по отдельности только тем фактом, что собранный коптер будет реально летать и будет летать хорошо, не представляя из себя особой опасности для окружающих и не делая падения каждые 3 мин.

Коптер стал радовать стабильностью полетов (без ежеминутных крашей по причине отказа двигателей и плохого контроллера полетов) только к концу второго отпуска.



Итак, рецепт безопасных для окружающих и для себя полетов за минимальную цену коптера заключается в следующем:

1) Исходный двигатель надо либо собрать самому, либо перепаять разъемы заново.



2) Для двигателей правого вращения нужна доработка «напильником» и стальной или медной проволокой (диаметром 0.8 мм)

Сначала делаем отверстие в верхней части двигателя, как показано ниже на рисунке:



А уже затем вставляем проволоку и любым удобным способом фиксируем гайку от самоотворачивания (у меня на рисунке проволока установлена неправильно, так как ее надо было развернуть на 180 градусов).



Либо покупаем движки с автозатягом гайки пропеллера по типу таких:



3) Нужен контроллер полета, оснащенный не только гироскопами, но и датчиком гравитации (Naza32, CC3D, APM), просто акро-контроллер типа KKmulticopter годится только для полетов в безветренную погоду, в зале или по FPV, но никак не для полетов на улице в присутствии рядом с пилотом обычных людей типа зевак — нельзя травмировать людей ежеминутными крашами и полетами в неизвестном направлении с розысками коптера в кустах и на балконах чужих домов.



Нормальный контроллер полетов — это, например, контроллер APM.



Контроллер полетов АРМ — это мой выбор на текущий момент. GPS крайне необходим. Потеря коптера из виду — обыденная ситуация при наличии ветра и отсутствии опыта, особенно в солнечный день, когда не видно подсветку лучей уже на расстоянии 50 метров! и когда коптер убегает от вас на скорости 30 км/ч, собственной скорости и 10 км/ч скорости ветра. Спасти в данном случае может только функция автовозврата на место взлета при помощи GPS. Наличие дальнобойного FPV только усугубляет ситуацию с потерей коптера, так как потеря видеосигнала происходит резко и на таком расстоянии от пилота, что визуально найти коптер в небе среди деревьев, домов и т.п. в ясный солнечный день по подсветке лучей просто невозможно. Хоть я и сделал посветку максимально мощной, установив на лучи коптера LED мощностью 1Вт, это никак не помогло мне при потере коптера из виду. Спас только автовозврат — я выключил пульт управления и коптер тут же сам выплыл из небытия и опустился в точку взлета.

Вот пример самого распространенного в продаже год назад двигателя (сейчас, за те же деньги, можно найти более достойный вариант с самозатягом винтов, похожий на двигатели DJI Phantom).



Разобраться в постоянных крашах я смог только во время второго отпуска, так как какие-либо полеты стали получаться сразу, но вот краш коптера к концу отпуска все перечеркнул и коптер пришлось пересобирать заново, а уже дальнейшие нестабильные полеты выявили причину неудачных полетов с непонятными падениями. 4 двигателя отказывали постепенно и не предсказуемо только в полете. Коптер каждый раз падал как камень с высоты и установить причину падения при рассмотрении груды обломков было сложно. Высота была невелика, но камни и асфальт не давали шансов на выживание рамы.

Как оказалось разделывать провода двигателей при напайке разъемов на них в Китае, в принципе, не умеют! Надрезая оболочку провода ножом работники закладывают гарантированный отказ коптера в полете и так же гарантированный полет камнем на землю без какой-либо альтернативы. Непредсказуемый по времени краш обеспечен технологически.

Если будет интересно, то расскажу о своем опыте полетов FPV и о настройке коптера для первого полета.

P.S.: Для тренировки навыков в управлении коптерами купил Syma X5, но это мало помогает в управлении коптером 450 класса… Так что буду летать и дальше на 450 коптере каждый день для тренировки, пока будет позволять погода.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (147)


  1. Disasm
    17.07.2016 02:04
    +1

    > Надрезая оболочку провода ножом работники закладывают гарантированный отказ коптера в полете и так же гарантированный полет камнем на землю без какой-либо альтернативы.
    Это вы утверждаете, основываясь ни на чём? При этом ещё советуете зачищать провода паяльником. Хм, я уж лучше лёгкие поберегу.

    А как вообще работает конструкция с медной проволокой? Пропеллеру она разве не мешает?


    1. GoldenStar
      17.07.2016 12:26

      Пропеллеру не мешает. Надрезы на проволоке видны при разборе конструкции и удалении припоя, а так же по характерному надлому провода при нескольких изгибах в разные стороны в месте спайки провода и banana plug.


      1. I-denis
        17.07.2016 12:34

        Фиксатор резьбы для разьемных соединений не пробовали? Синий например…


        1. GoldenStar
          17.07.2016 12:56

          Нет не пробовал, потому что при перевороте коптера вверх ногами гайки откручиваются об камни на раз-два и рисковать лишний раз не хочется. Стопор снаружи и его видно — в этом его основное достоинство. Посмотрел и все сразу понятно. Заменить винт тоже пару пустяков. Ломать алюминиевый болт, сворачивая на нем резьбу, прихваченную анаэробным клеем, мне почему тоже не хочется. Плюс там еще и цанговый зажим — если просочится клей на конус, то точно будут потом проблемы.


          1. I-denis
            17.07.2016 13:18
            +3

            Имхо, слишком много «если» для человека который не пробовал.
            Мое мнение — проволочка это ужасно, снятие изоляции — то же. Вы пытаетесь открыть глаза тем у кого ничто не отваливается???
            Второе мнение — время потраченное на вдумчивое чтение rcdesign, позволило бы Вам наслаждаться коптером в первый ваш отпуск

            Ззы: если используете говномоторы, с говнопроводами, то провода то можно перепаять на нормальные сразу, затраты копеечные.


            1. GoldenStar
              17.07.2016 13:27

              1) Где пруф на статью на вашем ресурсе, которую можно прочитать за 2 мин и построить не падающий бюджетный коптер? Курить форумы можно бесконечно — вы этого ни разу не замечали?
              2) Моторы отличные, так как ресурс у них приличный и альтернативы за те же деньги в 2015 году им не было. Подшипники у них можно менять (лежат прозапас 20 шт.)
              3) ESC отличные
              4) Провода перепаять невозможно — это жгут из 3-х проводов являющийся продолжением обмотки статора.
              Вижу комментарий от теоретика не нюхавшего пороху


              1. pavlick
                17.07.2016 14:25

                вижу статью и агрессивные комментарии от человека, который купил самые дешевые китайские моторы, и жалуется, что они низкого качества.


                1. GoldenStar
                  17.07.2016 16:27

                  Прошу извинить меня за резкие комментарии — не думал что могу кого либо обидеть. Самые дешевые моторы вовсе не самые плохие, может даже наоборот. Вся проблема в том что я купил комплект готовый под сборку без паяльника. Этот комплект оказался настолько хитро собран и с жучками, что стабильно коптер летать стал только на второй сезон. Причина отказов может быть в любом наборе для сборке — даже в самом дорогом. Припаяют вам banan plug китайцы в домашней мастерской и вуаля — коптер будет падать на головы


                  1. pavlick
                    17.07.2016 16:31

                    Это на каком-нибудь али было написано, что это набор под сборку без паяльника? Они обычно очень сильно преувеличивают)
                    Вот поэтому я собирал все по частям и сам все паял, пилил, сверлил, тестил и так далее. Чтобы уж если косяк, то свой )


              1. I-denis
                19.07.2016 13:04

                Вы потратили два года на устойчивый полет?! Вам нужна статья на 2мин? Как говорится — ищущий да обрящет. На ресурсе вполне достаточно провереных летающих конфигураций с полным списком электроники, двигателей и винтов


            1. GoldenStar
              17.07.2016 13:34

              Статей много и я кстати их читал, но ни кто не решил мою проблему — упал коптер и бросили занятия полетами, так как запчасти ждать долго, а в России лето не бесконечное. У меня все получилось и летать могу по 30 мин в день непрерывно на 4 аккумуляторах. Раньше максимальный полет был 15 мин и здравствуй земля из-за отказа техники. Посмотрите видео все ругают контроллеры полета в непредсказуемых крашах (Naze32 и т.п.). Мне же удалось найти причину крашей самосборных конструкций.


              1. NetBUG
                18.07.2016 21:20

                Это практически очевидно — pwoertrain должен работать гарантированно без сбоев.

                Кстати, неплохо проверить платформу на вибростенде (простейший способ — собрать раму с моторами и ESC и прокатить в багажнике по российским дорогам) :)


  1. Andy_Big
    17.07.2016 02:31
    +4

    А как вообще работает конструкция с медной проволокой? Пропеллеру она разве не мешает?

    Это аутраннеры (outrunner), у них вращается внешний корпус, в который проволока и продета. А вот как это сказывается на балансировке — большой вопрос.


    1. pavlick
      17.07.2016 08:02

      вообще во всех нормальных моторах факт разного направления вращения винтов продуман хорошо. Все эти фортели с проволокой — это скорее от того, что не подумал зараннее


      1. GoldenStar
        17.07.2016 12:14

        Вас забанили в поисковике google? найдите Bullet на данные двигатели с правой и левой резьбой — я Вам скажу спасибо. Писать можно много, но вот сделать могут ни все — даже Китайцы еще не сделали и не продают.


        1. pavlick
          17.07.2016 14:04
          +1

          Откуда такая агрессия? Если вы использовали моторы, у которых резьба только в одну сторону, то обобщать на все и на всех не стоит. Когда я делал гексу, я использовал моторы t-motor, у которых есть комплекты для CW и CCW винтов (с разным направлением резьбы)
          чтобы не быть голословным:
          http://www.rctigermotor.com/html/2013/adapter_0916/72.html
          http://www.rctigermotor.com/html/2013/adapter_0916/73.html
          Такие же комплекты есть под M8


          1. GoldenStar
            17.07.2016 16:42

            Простите если обидел. Посмотрел Ваши на ссылки. Стоимость вашей гайки равна стоимости моего двигателя вместе с регулятором оборотов. На бюджетность такое решение ни как не смахивает. Это очень дорого.


            1. pavlick
              17.07.2016 17:16

              если движок вместе с регулятором стоит 13 баксов, то уже хорошо, если он в принципе работает. И отвинтившаяся на ходу гайка, кажется, является не самой наиболее вероятной причиной отказа. Вообще рекомендую в таком случае гайки со стопорными кольцами или лок-тайт. Оба варианта практически одноразовые. Гайка с пластиковым стопорным кольцом с каждым откручиванием работает все хуже и хуже.


              1. GoldenStar
                17.07.2016 21:43

                Двигатели 4 шт по 400р. = 1200р. на алиэкспресс.
                Регуляторы 4 шт. на 30А (SimonK совместимые, например JMT) = 1200р.
                Итого комплект 2800р. — за такие деньги можно купить только один двигатель 5008 или 4108 на 350KV и дорогущий четырех лопастный винт.
                При этом мощность двигателей 2212 достаточна для Х коптера на 450 раме, а пропеллеры стоят всего 20 — 30 р/шт. Для подвеса с экшн камерой конечно уже надо строить шестерку. Четверка летает с подвесом на такой раме как у меня — но очень тяжело ей это делать. Надо легче раму и легкий аккум на 2200 а/ч.
                В общем статья про бюджетный коптер, так бы и не взялся бы за ее написание…


    1. GoldenStar
      17.07.2016 12:22

      Все отлично! Коптер летает стабильно и без сильных вибраций. С балансировкой все отлично. Есть конечно небольшое «желе» на FPV, но это даже не сказывается на качестве восприятия картинки из-за низкого разрешения FPV системы (камера-монитор).


      1. pavlick
        17.07.2016 17:22

        Оно может быть в целом не сильно сказывается, учитывая скорость вращения, но даже маленькие вибрации на такой скорости будут сокращать срок службы. Несимметричное сверление верхнего кожуха приводит к разбалансировке — подшипники будут быстрее изнашиваться


        1. GoldenStar
          17.07.2016 21:09

          Не симметричное сверление не оказывает ни какого влияния при полете на среднем газе. Вес высверленного алюминия очень мал! расстояние минимально от оси. Все отлично — не надо бояться. Двигатель и винт отбалансировать можно только на спец оборудовании не доступном любителю. Все мои сверления ни как ни сказались на качестве полетов. Да, согласен, коптер потряхивает при полете, на определенном уровне газа возникает обычный резонанс. Резонанс виден в FPV, но он так же появляется и от ветра и от наклона коптера и вообще ни как не мешает при полете. Как в самолете — потрясло на определенной высоте, но ничего не произошло и все закончилось. Балансировка не нужна точно, если доработки не превышают разумные пределы. Вообще тряска обусловлена даже контроллером полета. Какая дикая была тряска при управлении коптером через KKmulticipter 5.5 (прошивка от MansoKim) даже страшно сейчас вспоминать. Контроллер полета APM намного мягче в полете.


          1. pavlick
            17.07.2016 21:12

            Вот пример спец. оборудования, необходимого для балансировки винта.
            http://www.pilotage-rc.ru/products/balansir_dlya_vinta_RC7044/
            Моторы обычно бывают уже отлично сбалансированными. Хотя не могу точно сказать про качество балансировки мотора за 13 баксов.


            1. GoldenStar
              17.07.2016 21:21

              Винт не балансировал ни разу. Приспособу видел, но у меня не вертолет, а коптер и его винт не нуждается в балансировке — все прекрасно летает и так. Я винты как семечки менял прямо в поле — чиркал их об камни, гнул и ломал. Не думаю что каждый раз надо их балансировать. Вертолет да — там скорость наконечника винта со сверхзвуковой скоростью воздух рассекает и обороты в 4 раза выше чем на коптере. Разный класс летающих аппаратов.


              1. pavlick
                17.07.2016 21:29

                Да я вас не уговариваю. Если вас устраивает, значит все отлично. А вот когда моторы по ~$100 каждый, и винты по 17-18", то лучше нормально балансировать. И без сверлений, конечно же


                1. GoldenStar
                  17.07.2016 21:46

                  Согласен — буду (пока что в планах) собирать коптер на двигателях 5008 для подвеса фотоаппарата, тогда да и винты и двигатели надо будет проверять на дисбаланс


            1. GoldenStar
              17.07.2016 21:23

              Хочу заметить что винты тоже сделаны на заводе, как и двигатели и балансировать кусок пластмассы идеальной формы точно нет нужды.


              1. dipspb
                19.07.2016 01:25
                +1

                Очень серьёзное заблуждение. Есть производители, винты которых практически не нуждаются в балансировке. Это верно. Но это далеко не правило. Тех, чьи винты необходимо балансировать — их намного больше.


  1. DROS
    17.07.2016 06:22
    +3

    А о чем вообще пост то? О том, что кто-то не читая элементарных рекомендаций по самосбору, купил рассыпуху и внезапно понял, что купил что-то не то?

    А контроллер KK — это вообще замечательная штука. Насколько я помню, он не способен в принципе определить где верх, а где низ. Так что если коптер на его основе крутануть к верху пузом, контроллер будет честно стараться держать его в горизонте вверх тормашками, пока неожиданно для себя не встретится с землей.


    1. GoldenStar
      17.07.2016 12:19

      Да так и есть, но летать на нем просто невозможно — все полеты на грани фола. В нем настолько неграмотно все сделано, что пришлось первоначально вносить изменения в конструкцию коптера, что бы хоть как то полетать и не выкинуть отпуск впустую.


    1. GoldenStar
      17.07.2016 12:25

      Отвечая на ваш вопрос. Собрал коптер по минимальной цене и «Внезапно понял», что бюджетный коптер может быть безопасным, но найденное решение дорого обошлось — потерял два года (летаю только в отпуске летом).


      1. dipspb
        20.07.2016 14:22

        Не может. С ПВХ проводами у мотора — не может быть безопасным точно. Нагрев, оплавление ПВХ, КЗ, падение… Вибрация, микротрещина в месте пайки, перегрев в месте микротрещины, облом тонкого провода, падение…

        С многожильными силиконовыми проводами такое невозможно практически.


  1. SGMC
    17.07.2016 07:17
    +1

    Сделайте пожалуйста видеозапись, как вы оплавляете паяльником силиконовую оболочку проводников моторов.
    Если же у вас моторы, имеют ПВХ оболочку проводников, то вы ССЗБ.


    1. GoldenStar
      17.07.2016 12:16

      Силикона на оболочке выводов двигателей нет — это бюджетные моторы. У меня есть балкон и постоянный ветер так что ССЗБ не про меня.


  1. HOMPAIN
    17.07.2016 12:20

    >При этом ещё советуете зачищать провода паяльником. Хм, я уж лучше лёгкие поберегу.
    Неужели это настолько вредно?

    >А как вообще работает конструкция с медной проволокой? Пропеллеру она разве не мешает?
    У этих моторов крутится вся внешняя часть целиком. Пример: youtu.be/NVGkuwHi7ek?t=1m56s
    Хотя, мне все равно такой вариант кажется не очень надёжным.


  1. Frolv
    17.07.2016 12:20

    1.Это как нужно «уметь» так зачищать провода от изоляции, что бы жилы повредить…
    2. Пропеллер затягивается гайкой, а потом контргайкой (которая как у вас на фото), проволока внесет дисбаланс, а это вибрация, и как следствие, желе на видео, и убитые подшипники на моторе.
    3. Полетный контроллер «бюджетный» — это NAZA лайт, перепрошитая в нормальную.
    все мое имхо.


    1. GoldenStar
      17.07.2016 22:03

      Микро надрез еле видимый глазом приводит к таким последствиям. Кто занимается электроникой или электромонтажники знают о таких проблемах не по наслышке. Знал об этом и я, но все же не думал что у Китайцев все так плохо.


  1. GoldenStar
    17.07.2016 12:53
    +1

    Для тех кто дочитал статью до конца — бонус. Серия фотографий.
    Предполетная проверка



    Вечерний полет на коптере:



  1. Arxitektor
    17.07.2016 15:45

    Цанги зло по крайней мене те что у меня были.
    Гнуться от падений и начинают давать вибрацию.
    Моторы с разнонаправленной резьбой удобны.
    Но я предпочитаю гайки с пластиковой вставкой.
    Реги лучьше всего брать от гоночных рейсеров не очень дорого и рейсер собрать можно.
    Мозг взять CC3D или аналог прошить гоночной прошивкой и настроить пиды.
    450 летает великолепно.
    Учится летать и учить ориентации и как себя ведёт коптер.
    Потом ставить мозг с GPS.
    Самый безгиморный это 1 наза лайт шитая во вторую.

    .


    1. GoldenStar
      17.07.2016 16:59

      Цангу погнал только раз — хотя падал и с 20 метров в снег и лед. Видимо мне везло. Цангу выправил плоскогубцами. Гайки с пластиковой вставкой у меня есть — хорошая вещь, но они почти одноразовые — их желательно менять при смене пропеллера.


  1. newkamikaze
    17.07.2016 18:44

    Ожидал более-менее подробной инструкции с описанием процесса и объяснением выбора комплектующих, а получил несколько разрозненных советов. Более того, сами эти советы кажутся мне сомнительными. Я собирал 3 квадрика и писал об этом статьи на своём сайте. Для них полезные советы я собирал по форумам месяцами, а сами статьи потом ещё несколько раз дополнял. Тут на Гиктаймсе есть последняя статья (в двух частях), если интересно.


    1. GoldenStar
      17.07.2016 21:14

      Инструкции будут. Не торопите время. Там вообще все просто и элементарно. Пост для тех кто уже собрал коптер, но постоянно терпят краши.
      Собрать коптер можно очень быстро, но это будет снаряд для внезапных падений если заранее не принять меры по самостоятельной пропайке разъемов двигателей.


      1. newkamikaze
        17.07.2016 22:40

        То есть все проблемы от непропайки коннекторов? А я всё парился, то картинка OSD при подаче газа пропадает, то синхронизация регулей срывается, то полётный контроллер не прошивается. Всё, теперь коннекторы буду пропаивать себе и соседу. Особенно, если учесть, что я всегда до этого провода моторов напрямую к регулям паял.


        1. GoldenStar
          17.07.2016 22:56

          Краши непредсказуемые и жестокие ))) — мордой об камни и рама ломается.
          Если вы зачищали провода грамотно и еще и паяли сами, то беспокоиться вам не о чем.
          Озвученные вами проблемы к ВНЕЗАПНЫМ крашам не относятся. Ваши проблемы видны еще при взлете.


          1. newkamikaze
            17.07.2016 23:05

            Ладно, оставив сарказм скажу так: причин для внезапных крашей может быть море и непропаянные коннекторы проводов — случай редкий и скорее даже частный. Опять же, как писали выше, у хороших моторов и пайка хорошая, а скупой платит пока не поумнеет.


            1. GoldenStar
              17.07.2016 23:10

              Дело не в скупости — каждый платит сколько хочет. Личное дело каждого. Куда бы ни катился мир, но не у каждого есть 1000$ на DJI Phantom 4. Учиться можно на дешевом коптере, лишь бы он летал. Посмотрите видео по настройке APM — даже за «бугром» люди строят точно такие коптеры как сделал я. Видимо и там не у всех зарплата стремится в космос.


              1. newkamikaze
                17.07.2016 23:15
                +1

                И у меня не стремится. Просто когда лично я собирал первый квадрик (до этого были покупные) и выбирал между моторами за 9$ и за 12$, и купил подешевле, так как «и на них тоже летают», вдобавок «мне только попробовать». Выяснилось, что моторы тянули слабо. А ведь переплатил бы не сильно.


            1. GoldenStar
              17.07.2016 23:42

              Кстати моя проблема к стоимости мотора и его качеству ни какого отношения не имеет. Выводы моего мотора продолжение обмотки и внутри мотора какая либо пайка отсутствует в принципе. Самое главное заблуждение в данном случае — это то что если переплатить за мотор то коптер ни когда из-за них не упадет.


        1. GoldenStar
          17.07.2016 23:06

          На FPV у меня все работает великолепно. OSD еще не прикручивал. Питание надо делать на импульсном преобразователе по типу такого

          и будет вам счастье. Не нужно забывать, что регулятор оборотов должен иметь качественный BEC (источник питания на 5в, для приемника) — лучше линейный.


          1. newkamikaze
            17.07.2016 23:10

            Ну мои квадрики помельче, а там регуляторы, как правило, без BECов используют, а приёмние и ПК питают от PDB со встроенными BECам. И поверьте, там нюансов в сборке значительно больше.


            1. GoldenStar
              17.07.2016 23:11

              я на Syma x5 FPV 5.8ГГц Boscam сделал — ничего летает, но тяжеловато ему родимому… куда уж меньше — коптер 120 грамм весит без батареи


            1. GoldenStar
              17.07.2016 23:13

              преобразователь DC-DC step Up пришлось самому сделать на ток 1А, так как Syma X5 две батареи питания и FPV впридачу уже не поднимает


            1. GoldenStar
              17.07.2016 23:25

              Вот с таким преобразователем FPV работает отлично на Syma X5


              1. newkamikaze
                18.07.2016 00:32

                Возможно, хотя полулу на вашем посте выше, вероятно лучше. В мелких квадриках дело не только в компактности, но и в том, как всё организовать и расположить. С этой точки зрения PDB вместе с 12В и 5В BECами предпочтительнее.


  1. Frolv
    18.07.2016 00:46
    +1

    От разьемов между моторами и регуляторами стоит отказаться — только пайка!


    1. GoldenStar
      18.07.2016 01:37

      Почти согласен, но разъемы спасают двигатель при поломке луча. При неправильной зачистке проводов это может и не спасти от проблем тоже. Силовые провода сильно взаимодействуют между собой вызывая очень заметную визуально вибрацию. Потом из-за этого идет поломка.


    1. Alex_ME
      18.07.2016 20:03

      У меня было несколько раз отключение двигателя в полете из-за разъемов. И стандартные «бананы» пробовал, и какие-то костыли.


      1. GoldenStar
        18.07.2016 20:27

        У меня ни разу такого не было — очень хорошо затягиваю хомутами. На полном газу там такие большие токи, что провода действительно могут вырваться если не зафиксировать их от сдвига.


  1. dmitryklerik
    18.07.2016 12:11

    Эти моторы не должен использовать в здравом уме никто. Год назад (и сейчас) были популярны sunnysky x2212 kv980, оригинальные dji, t-motor и более дешевые нунейм копии dji 2212 (с первого-второго фантома).


    1. GoldenStar
      18.07.2016 12:26

      Сами по себе моторы не для коптеров, но они ни куда с рынка не денутся… Проблему с отваливанием проводов при неправильной разделке концов можно получить абсолютно на любом моторе. Статья надеюсь хоть немного поможет для фанатов DIY правильно собрать моторную часть.


  1. dmitryklerik
    18.07.2016 12:30

    Вообще тот факт что вы в 2016 году заикаетесь о цанговых моторах и контролере KK говорит о том что вы очень мало знаете тему.

    Извините, но думаю что вы падали как раз этого, только из-за того что плохо разобрались в теме.

    Сейчас любой школьник может собрать коптер который полетит сразу, для это достаточно посмотреть видосики на ютубе и чуть-чуть почитать профильные форумы и группы в vk.


    1. GoldenStar
      18.07.2016 17:33

      Летаю сейчас. Моторы купил нормальные уже давно. Купил современную легкую раму от Walkera 350 — буду делать коптер с подвесом. Старый коптер выкидывать не собираюсь и на цангах сделаю гекса коптер (валяются моторы: 6 шт.). Почитайте мои комментарии выше — может и не упадете на современных моторах если послушаете моего совета.


    1. GoldenStar
      18.07.2016 17:38

      Кстати я летал на KKmulticopter — летать можно, но сложно. Только возле себя или по FPV. Контроллер вполне себе ничего но для профессионалов и только для них.


    1. GoldenStar
      18.07.2016 17:40

      Про коптеры только слышу но ни разу не видел стабильно летающую самоделку ни где… сам летать научился и делюсь опытом


    1. Alex_ME
      18.07.2016 20:06

      Не могли бы подсказать, какие сейчас более… кошерные моторы и мозги?
      У меня лежит на полке полумертвый квадр трехлетней давности с крайне неудачными, как мне кажется, моторами Turnigy 2213 20turn 1050kv 19A Outrunner — много жрут.


      1. GoldenStar
        18.07.2016 20:23

        По поводу мозгов — надо разбираться. Только осваиваю ArduCopter и MissionPlanner. Пока все нравится, кроме глючного авто возврата (только что снял коптер с дерева из-за глючного автовозврата — тестирую его).


      1. GoldenStar
        18.07.2016 22:24

        Вот калькулятор ecalc.ch для расчета квадрокоптера. Можете воспользоваться. Сам я не пробовал данный калькулятор, поэтому прокомментировать пока не могу.


        1. Alex_ME
          18.07.2016 22:25

          Спасибо Вам, выглядит многообещающе — в закладки.


        1. dipspb
          19.07.2016 09:41

          А как же вы тогда подбирали пару винт-мотор?


          1. GoldenStar
            19.07.2016 22:02

            Китайцы выслали с набором ARF/RTF коптера 450 класса. Ни чего я не придумывал — купил готовое и намучился в итоге.


            1. dipspb
              20.07.2016 13:35

              Это и понятно. 1000kv для такой крупной рамы — неудачный выбор. IMHO
              Попробуйте в калькуляторе поиграть с вашими параметрами — винты, моторы, регули, батарея, вес общий.

              Сколько у вас сейчас полётное время зависания (hover) и при какой массе и батарее?


              1. GoldenStar
                20.07.2016 20:56

                Батарея Li-Po 3500 25С. Время полета около 15 мин активных полетов (5 мин полет, 5 мин перерыв). Рама уже тяжелая с этой батареей. Надо делать легче или делать Гекса (6 лучевой) коптер на данных моторах. Боюсь что подвес с экшн камерой на данной раме будет чрезмерной нагрузкой для этих моторов. Летать смогу, но скорость посадки коптера будет трудно регулировать. Тоесть будет уже переутяжеленный. Просто камера без подвеса легко поднимается. Поставил ноги из пластиковой трубы диамтром 16 мм и сразу потерял сильно в резвости взлета — пришлось убрать. Поэтому подвес на данную конфигурацию пока что не ставлю.


                1. dipspb
                  20.07.2016 21:05

                  Если у вас 15 минут активных полётов, то всё не так плохо на самом деле. С батареей 3500 — совсем неплохо. А что у вас за винты? Размер и шаг. И общий вес полётный какой? Можно было бы более ёмкую батарею, но моторы слабоваты.


                  1. GoldenStar
                    20.07.2016 21:22

                    Вес полетный на вскидку килограмма три — весов нет не на чем померить. Я в отпуске сейчас. винты стандартные для 450 рамы: 1045 типа таких


                    1. dipspb
                      20.07.2016 21:36

                      3 кило это сурово. Винты значит 10 дюймов с шагом 4.5. Надо проверить по калькулятору (чуть позже гляну), на на первый взгляд великоваты для 1000kv


                    1. dipspb
                      20.07.2016 22:16

                      Ввёл ваши данные в калькулятор. Точно таких нонейм-моторов он не знает, но нашлись подобные Cheetah 2212-13 1000kv. При весе всего вместе 3кг он вообще отказывается считать как нереальное. Даже при весе в 2.0-2.5 кг орёт, что допустимые токи мотора превышены. Фигня какая-то. Либо ваш нонейм от этого сильно отличается очень, причём в лучшую сторону, либо вы что-то не так сказали. Ну и расчётное полётное время и близко не лежит к 15 минутам.

                      image


                      1. dipspb
                        20.07.2016 22:36

                        Пардон — мощность, не ток. Посмотрел самые разные нонеймы такого типа — у всех указана макс. мощность не выше 167W. У большинства 150W. Они похоже у вас на пределе работают.


                        1. GoldenStar
                          20.07.2016 23:52

                          мощность моих моторов более чем 250 Вт


                          1. dipspb
                            20.07.2016 23:54

                            А можно ссылку? На параметры. Интересно стало


                          1. dipspb
                            21.07.2016 00:16

                            Собственно вот и видео-обзор этого мотора — никаких чудес.



                            На мощности 153W он даёт тягу 600г с аналогичным винтом, это выглядит реальным. Китайцы на Alibaba конечно пишут для него 200W постоянной мощности, но в реальности у него лимит 150W кратковременной (15s).

                            Будет интересно посмотреть ваши ссылки. Что-то чудеса какие-то.


                          1. dipspb
                            22.07.2016 13:23

                            «Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха..» © :)


                            1. GoldenStar
                              23.07.2016 01:53

                              вернулся домой с отпуска — летел весь день… пока не когда… отвечу позже, так как надо выспаться


                            1. GoldenStar
                              23.07.2016 02:11

                              Ни каких чудес- такое же видео от немца дает уже более реальные цифры для моего мотора и подтверждает мои слова: 14А — 800 гр тяги (вот видео). Наверное все же коптер близок к 2.5 кг живого веса (постараюсь взвесить его на рынке так как отсутствуют дома весы). Тяги в 3.2 кг ему хватает для резвых полетов.


                              1. dipspb
                                23.07.2016 17:27

                                Проблема не в том, что мотор даёт мало тяги. 600г это номинальная тяга, 800г это уже на пределе в 150W мощности, или даже за пределом. Мне нигде не удалось найти свидетельств о мощности моторов 2212 более 160W. Потому и сказал, что моторы у вас работают на пределе электрической мощности, на которую они рассчитаны.

                                То, что вы упомянули их мощность в 250W — это выглядит сказочно при таком исполнении и качестве мотора.


                              1. dipspb
                                23.07.2016 17:33

                                Ещё раз прошу ссылку на характеристики вашего мотора, где для него заявлено 250w. Если это действительно так, то мотор ещё опаснее чем я думал до этого.


                                1. GoldenStar
                                  23.07.2016 20:38

                                  Вот мотор похожий на мой — заявляют 220Вт и ток 18А. Похоже на правду при таком токе. Провода двигателя опять без силикона стоимостью 10$. Как вы считаете? он там точно нужен, если при коротком замыкании отрабатывает токовая защита ESC? Считаю, что не нужен на 250Вт двигателе. Так как вживую наблюдал короткое замыкание. Греется немного ESC, а провода двигателя холодные… не дымятся и не плавятся.


                                  1. dipspb
                                    24.07.2016 13:08

                                    Нет, это не мотор похожий на ваш. Мотор 100% похожий на ваш как раз на видео, и там 150W.
                                    Почему вы всё время апеллируете к цене?! Причём здесь цена? Вы считаете нормой отказ от надёжности и высокий риск ради малой цены? Ну ок… Так и скажите «забиваем на риски». Но не надо описывать это как нормальный опыт — это не оно.

                                    Защита от КЗ в ESC? Когда он будет в воздухе и рухнет вниз с КЗ в моторе — вам сильно легче будет от этой защиты? ПВХ в моторе — это НЕ НОРМА. Это откровенное кроилово. Бывают всякие потребности, но объявлять это нормой нельзя.


                                1. GoldenStar
                                  23.07.2016 20:46

                                  а чем Вам не нравится правда про мой мотор из этого ролика. Где логика? Ваше видео правильное, а мое нет?


                                  1. dipspb
                                    24.07.2016 13:22

                                    Указанный вами ролик, только подтверждает мои слова:
                                    1) Это мотор именно 150W, подробные характеристики по ссылке в его видео
                                    2) Оптимальная производительность мотора при токе 10А (как раз номинальный ток)
                                    3) Тяга при номинальном токе 660г
                                    4) Тяга около 700г при МАКСИМАЛЬНОМ токе 12А, но в параметрах указано максимальное время 60s
                                    5) Автор показывает тягу 770г при запредельном токе порядка 14А, это вообще никак не гарантируется производителем

                                    Выводы:
                                    a) 4 мотора с тягой 660г могут поднять вес 2640г и работать так произвольное время при нормально охлаждении.
                                    b) 4 мотора с тягой 700г могут поднять вес 2800г и работать так около одной минуты при нормальном охлаждении.
                                    с) При вашем полётном весе и необходимости иметь запас для парирования порывов ветра — ваши моторы работают либо на пределе своей ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ мощности, либо за её пределами.
                                    d) Надёжность конструкции очень низкая. Рекомендовать такое нельзя.

                                    p.s. Поставив батарею 4S/5S автор ролика мог бы показать вам тягу и в 1..2kg. Вот только мотор будет при этом не жилец, в течении очень короткого времени. Поэтому забудьте вы фантастические цифры тяги такого мотора — его предел тяги с вашими винтами, это 600-700 грамм. Всё что выше — безрассудство.


                                1. GoldenStar
                                  23.07.2016 21:55

                                  Вот характеристики на мой мотор от китайцев:
                                  W2212, KV1000: GWS1047RS paddle, 11V 15.6A, 6810 rpm, 886 grams of thrust.10V 14A, 6530 rpm, 820 grams of thrust.
                                  Доступно по данной ссылке
                                  Получается что с пропеллером 1047 данный двигатель дает тягу 900 грамм на 7000 об/мин при токе 16А.
                                  Почему я доказываю очевидное я не понимаю…


                                  1. dipspb
                                    24.07.2016 13:26

                                    Нет, это не ваш мотор. Ваш мотор имеет хорошо известную среди нонеймов маркировку 2212/13T 1000KV и на том же алиэкспрессе куча таких моторов. И у них у всех 150-160W


                                  1. dipspb
                                    24.07.2016 13:29

                                    Доказываете вы потому, что ваши же аргументы и ссылки не сходятся с вашим же текстом и публично доступными данными. Никто и не стал бы к вам придираться, если бы вы не попытались в статье заявить это как «опыт». А значит — вашим «рекомендациям» могут последовать другие.


                        1. GoldenStar
                          20.07.2016 23:54

                          Вообще в сети есть видео где моторы (4 шт.) мощнее моих поднимают аккумулятор весом 15 кг и держат его более 3 мин в воздухе на высоте 1 метр. Так что ваш калькулятор что то не то пишет. У мотора тяга если я не ошибаюсь около 2 кг! у одного мотора. Смотрел это видео еще 3 года назад или более


                          1. dipspb
                            20.07.2016 23:56

                            Калькулятор не мой ) Он считается достаточно качественным.
                            Ссылки можно? На моторы с параметрами и видео


                          1. dipspb
                            21.07.2016 00:33

                            2 кг тяги вашего мотора — это точно сказка и фантастика. Либо предсмертный рывок мотора ( Для этого нужен не ваш винт и не ваша батарея. Сколько-то секунд он протянет.

                            Посмотрите видео выше я вставил — у него 600 грамм тяги на полном газу с вашим винтом и батареей 3S.


                            1. GoldenStar
                              23.07.2016 01:54

                              ну коптер не меньше 2,5 кг весит и летает так весело, что в тягу 600 грамм даже не вертися, так как с такой тягой ему просто не взлететь


                              1. GoldenStar
                                25.07.2016 19:09

                                как оказалось вес коптера 1.25 кг. и поэтому коптер оказался таким шустрым… посадить реально сложно… цепляется за воздух и где то там парит высоко, хоть не вырубай совсем моторы…


                  1. GoldenStar
                    20.07.2016 21:27

                    Вообще вес минимальный для данной рамы. Полный вес = рама + двигатели + батарея + ESC + 250 гр остальное.


                    1. GoldenStar
                      25.07.2016 19:07

                      Взвесил коптер! Купил весы и получилость, что оценивая вес я ошибся в два раза. Причем вес оценивало несколько человек. Вес коптера в снаряженном состоянии всего лишь 1250 грамм. Всех прошу меня простить ))). Не думал что ошибусь так сильно. Правда весы ±100гр. точности.


  1. GoldenStar
    18.07.2016 20:21

    Сейчас прямо подсказать не могу на 100%, но по увиденной совсем недавно мной на aliexpress тех документации на двигатель 4108 350KV нагрузочная кривая по тяге двигателя оптимальна для долговременных полетов при расходах двигателя 20%. и мощности 150Вт при тяге около 300 грамм. Надо по идее делать простейший стенд для двигателей для снятия нагрузочной характеристики и считать. Думаю, что оптимально на таких движках как у меня делать гекса или окта коптер, так как мощность моих движков в половину меньше 4108 350KV (пропеллеры там 4-х лопастные).


    1. dipspb
      19.07.2016 09:40

      «делать простейший стенд для двигателей для снятия нагрузочной характеристики и считать» — а воспользоваться калькулятором, который вы же и указали выше? И получить всё то же самое — не судьба?


      1. GoldenStar
        19.07.2016 22:05

        Вы вообще о чем пишите? Я купил готовый набор и ни чего не изобретал и не рассчитывал. Получил отличные регули ESC на 30А, посредственные моторы 2212 на цангах, тяжелую но дико живучую раму… и кучу опыта


        1. dipspb
          20.07.2016 13:40

          Я о том, что прежде чем бросаться строить стенд, стоит разобраться с калькулятором. Он достаточно качественный и выдаёт нагрузочные кривые. И он даст вам лучшее понимание чего потом хотеть от стенда, на что внимание обращать. Пока вы не измеряете разброс характеристик реальных экземпляров (разброс = плохое качество изготовления) — калькулятор вполне заменит стенд.

          Регули 30 ампер на такие моторы — это вообще непонятный выбор поставщика. А чем они так хороши? Там достаточно лёгких на 15-18 ампер.

          Опыт это хорошо ) Но наступить на «собачью мину» — тоже опыт )


          1. GoldenStar
            20.07.2016 21:01

            Чем они хороши не знаю, но понимаю что «запас карман не тянет». Регуляторы после полетов при проверке на нагрев вообще ни разу небыли горячими. Как бы я ни летал, как бы резво не наваливал — в регуляторах уверен на все 100%. При замыкании обмотки даже не поперхнулись (проверял коптер и не знал что коротнула обмотка мотора после краша).


            1. dipspb
              20.07.2016 21:07

              Вот на этом «запас карман не тянет» — ох сколько я обломов получал )) Облегчать до оптимума НА ВСЁМ. Включая регули. Пока у вас не тяжеловес на 680-й раме — не нужны там такие.


              1. GoldenStar
                20.07.2016 21:50

                Согласен надо облегчать… только на чем кроме рамы? так же решил как и вы что надо облегчить поэтому заказал вот такую супер легкую раму (реально невесомая оказалась).


              1. GoldenStar
                20.07.2016 21:52

                Заказал амперметр на APM — полетаю и посмотрю реальные токи, а пока что трогать регуляторы не буду.


  1. dipspb
    19.07.2016 01:11

    Рекомендации в статье несколько странные. по пунктам:

    1) Такое крепление гайки винта обязательно ведёт к разбалансировке сборки винт-мотор. Этого может не заметить хозяин, но акселерометры (которые автор обозвал «датчиками гравитации») это почувствуют обязательно в при попадании оборотов в частоту семплинга MEMS-акселерометра начнутся «уплывания» коптера и плохая фиксации в режиме PosHold. Если уж очень приспичило зафиксировать винт к мотору помимо гайки — две пластиковые стяжки по обе стороны от гайки, притягивающие винт в мотору симметрично — отлично делают своё дело и не нарушают балансировку. Но хорошие цанги с хорошими гайками и в этом даже не нуждаются. А вот о том как правильно удерживать винт при затягивании гайки — стоило бы упомянуть.

    2) На фото показаны моторы с НЕПРАВИЛЬНЫМИ проводами. Купить такое даже год назад — нужно было СПЕЦИАЛЬНО постараться. Даже дешёвые китайские нонеймы шли с проводами в силиконовой изоляции (с целью защиты от КЗ при перегреве, токи там серьёзные) и ОЧЕНЬ большим количеством очень тонких жил. Просто так серьёзно повредить правильный провод кусачками сложно, зачищается он именно ими и никакой паяльник на зачистит силиконовую изоляцию. На фото же провода с тонким набором малого числа жил, НЕ в силиконовой изоляции. Исходя из этого автор даёт ОБЩИЕ и НЕКОРРЕКТНЫЕ рекомендации.

    3) APM «нормальным контроллером» на сегодня назвать трудно, поскольку в него влезают только устаревшие версии прошивки ArduCopter. Даже его потомок PixHawk успел слегка устареть и скоро будет заменён на следующее аппаратное поколение.

    4) GPS и режим RTL — это замечательно. И действительно спасает часто. Но для новичков в этом много подводных камней. Простой сценарий: плохой день, небо затянуто и магнитные бури… вместо 7-9 спутников ловятся 2-5. Настройка по умоляанию не позволяет взлететь при таком кол-ве спутников. Новичёк сердится и вырубает ограничение. Ок — говорит коптер — я сейчас вижу 2 спутника и вроде бы я в южной африке. Взлетаем… Внезапно садится батарея (или пропадает сигнал аппаратуры управления). Ок — говорит коптер — возвращаемся домой. Сколько у нас теперь спутников? 15! Отлично! А где там у нас южная африка?! Да фигня вопрос — несколько тысяч километров. И бодрым шагом чешет за горизонт… А новичёк матерясь бежит за ним в направлении южной африки. И это только один сценарий.

    Автору пожелаю лучше отделять свой частный опыт от того, который можно рекомендовать в качестве обще-применимого.
    С уважением


    1. GoldenStar
      19.07.2016 03:15

      1) Про какие ПИДы вы говорите не понимаю (шутка) — пользуюсь только режимом AltitudeHold — высоту держит. Режим Stabilize еще ни огорчал ни разу. Возможно вы и правы но нарушить балансировку моей проволочкой прижатой к оси вращения по моему не возможно. Там соосность винта на гайке плюс минус километр — о какой балансировке вы пишите вообще? Не понимаю честное слово. Балансировать надо тогда уж притянутый к мотору винт вместе с мотором и цангой, и потом не дышать на него.
      2) Не знаю — не знаю, Вам виднее, может закупаетесь в европе, а в китае уже второй год делают такие двигатели как на фото только в ПВХ изоляции. Вы думаете я один раз купил двигатели и все? В течении года пришлось докупить еще два! Все были абсолютно одинаковые.
      3) СС3Д революшн? да — наверное хороший контроллер, сам о нем подумываю. Наверное куплю к Новому Году.
      4) Похоже на правду. Все же у меня автовозврат то же через раз работает — пока не разобрался с ним, но как вы описали «снять ограничения» — это из разряда совсем уж злостного буратины. ограничения стоят на 3 спутника и точность порядка полуметра на 3-х спутниках. Только что разбирал логи своего полета… автовозврат не сработал на АРМ, но вот трек полета поражает своей точностью при этом старт шел с 3-х спутников с увеличением до 6 шт.

      Общеприменимо — это то что покупают все… гляньте на количество покупок таких же наборов как у меня и на количество продаж таких же двигателей как у меня. На алиэкспресс есть статистика покупок и отзывов к ним. Все доступно.


      1. dipspb
        19.07.2016 08:10

        Кажется, не туда ответил, пардон — см. ниже


      1. dipspb
        19.07.2016 08:21

        … и реальная точность (HDOP) в полметра на трёх спутниках — это из разряда фантастики или крайнего везения :) Вы её по телеметрии прочитали или на глазок?


        1. GoldenStar
          19.07.2016 21:41

          Да на глазок конечно… включил карту полетов и увидел фантастически точный трек моего полета на карте. Точность Ublox Neo 7 1.5 метра.


          1. dipspb
            20.07.2016 13:46

            Ну… ) Это и есть на глазок. «включил карту полёта» — как конкретно?.. Реальная точность Neo-7 зависит от условий, в которых он работает. 3 спутника это жесточайший минимум для определения координат любым GPS модулем.

            И то что он у вас на карте красиво всё рисует (это ещё вопрос как вы отображали трек и с какой частотой он сохранялся) — это ещё не значит, что он будет так же хорошо стоять на одной точке в PosHold/Loiter при трёх спутниках. А один может и потерять. Три спутника — это риск.


            1. GoldenStar
              23.07.2016 22:02

              Сегодня смотрел количество спутников через ноутбук — 9 ловит сразу за 1 мин. Хороший показатель… но автовозврата нет все равно… вернее может и есть но надо его в поле пробовать. Попробую наверное завтра.


              1. dipspb
                24.07.2016 13:30

                Ну… если что — кидайте лог, разберёмся


      1. dipspb
        19.07.2016 08:25

        По балансировке. При отсутствии цанги балансируется отдельно мотор и отдельно винт. После этого в винт ставится центрующий вкладыш. Этого вполне достаточно для того, чтобы иметь приемлемый уровень вибраций.

        С цангой — делаем всё то же самое, плюс молимся на качество цанги и гайки. Больше с этим сделать ничего нельзя.


        1. GoldenStar
          19.07.2016 21:43

          «Центрующий» вкладыш так называется понарошку, потому что на мои цанги он садится либо с зазором ± 1 мм, либо не налазит вообще и его приходится на 1 мм расверливать и он опять болтается.


          1. dipspb
            20.07.2016 13:49

            Токарь, нейлоновый цилиндр (любой другой приличный пластик), собственные вкладыши — не? Рассверлить имеющийся меньше чем на 1мм?


            1. GoldenStar
              23.07.2016 22:08

              Вибрации смотрел сегодня при вторичной сборке коптера (запускал моторы без винтов). Да, действительно проволочки вносят дисбаланс. Но дисбаланс не очень сильный — попробую скомпенсировать длиной и формой свисающего конца проволоки… Сам коптер с винтами в сборе ведет себя нормально.
              Если подходить к центровке и балансировке лопастей так серьезно, то на до брать моторы в форме блина и кидать четыре лопасти на шарнирах как на вертолете


              1. dipspb
                24.07.2016 13:31

                Совершенно необязательно. Исключение одних только цанг, вкупе с раздельной балансировкой моторов и винтов, даёт огромный эффект. Центрующие вкладыши обязательны.


    1. GoldenStar
      20.07.2016 22:02

      АРМ сам обновился на 3 версию с 2.8 — все самое свежее
      Памяти в нем много — логи пишутся очень большие и еще остается память
      Аппаратно есть все датчики 10DOF GPS OSD, датчик тока и напряжения, соответственно качественный FileSafe
      Цена конкурентоспособная… что еще там надо?


  1. dipspb
    19.07.2016 08:09

    1) PosHold и Loiter, не AltHold. В AltHold/Stabilize роль акселерометров минимальна. И вас пока спасают высокие обороты мотора (1000kv) и малые винты. Первое снижает риск попадания в частоту семплинга, второе снижает массу винтов. Но как только вы поставите правильные для 450-й рамы моторы и винты — запросто может вылезти. Да и MissionPlaner должен показывать уровень вибраций при настройке и в логах. Чтобы небыло плохой соосности — к пропам в комплекте идут центрирующие шайбы-вкладыши под разные диаметры вала. Если вы без таких шайб и винт реально гуляет на оси — это точно жесть жесточайшая и пламенный привет подшипникам мотора. Цанги сами по себе зло. Крайне редко бывают хорошие и то, если повезёт. Это просто более-менее терпимый компромис между удобством и качеством работы. А уж править цанги плоскогубцами «на глазок» — это уже точно ужас.

    2) Нет, не только такие. Вот пример популярного и более-менее качественного движка с того же AliExpress. Там нормальные силиконовые провода. И это дешёвый движок. Если это дорого — то стоит признать приоритет экономии и смириться с отсутствием минимально-необходимого качества. И уж тем более не давать общих рекомендаций на основании такого выбора. Я уже не говорю о том, что есть китайцы, а есть китайцы. А ещё есть Тайвань. Имена HobbyKing и RCTimer сегодня вроде как всем уже известны.

    3) Про CC3D ничего не могу сказать, мне гораздо ближе по функциональности всё что летает на ArduPilot/ArduCopter. Тот же PixHawk или свежие поколения типа PixRacer. Но начинать стоит действительно с APM — он проще и в силу этого в нём меньше сюрпризов. Опять же — если вы привыкли к MissionPlaner, то придётся привыкать к другому софту заново.

    4) Приложите к статье ссылки на файлы логов при LOG_BITMASK = 131070. Тогда можно будет понять причину. Их может быть много. И разрешать взлёт на трёх спутниках — это смело :) Взлетаем на трёх, потом в воздухе теряем один и пилим в ближайшую стену.

    «Все» — покупают разное. На том же AliExpress есть нормальные моторы. Что я вам и показал выше. Проблема вашего мотора не только в изоляции проводов — меньшее количество более толстых жил ведёт к более высокому сопротивлению провода и меньшей способности выдерживать большой ток.

    5) В самой статье вы забыли упомянуть важное — ESC (регуляторы) именно для коптеров отличаются прошивкой и настройками от прочих. Прежде всего минимальным временем отклика и способностью к торможению. И наиболее популярная прошивка сегодня — SimonK. Именно поэтому ключевому слову их и стоит искать. Потому что часто новички покупают обычные самолётные регули и потом удивляются — а чего это он летает как корова на льду и раскачивается?


    1. GoldenStar
      23.07.2016 22:10

      Спутников 9 шт. Смотрел сегодня с ноутбуком в поле.


  1. Sarent
    19.07.2016 09:18

    Два года убить на сборку ни пойми чего не понятно из чего…
    Пафос и завышенное самомнение на фоне беспредельной самоуверенности.
    Но это все спадет когда такое творение влетит куда нибудь и нанесет значительный ущерб.
    Хламолет, одним словом.
    В конечном итоге кроилово приведет к попадалову.

    ИМХО
    Собрано мной не мало коптеров, но такое вижу впервые.


    1. dipspb
      19.07.2016 09:37

      IMHO одной последней строки было бы достаточно.


      1. GoldenStar
        19.07.2016 21:35

        Удачных Вам полетов. Желаю Вам тоже, взять в руки паяльник, накопить опыт реальных полетов, а потом то же написать статью. Мне удалось пройти путь длиною в 2 месяца (два отпуска 2015 и 2016 гг) и получить стабильно летающий коптер. Мне удалось сделать FPV полетать с камерой. Жалко Yi camera самоустранилась от полетов — так бы выложил видео прямо с коптера.


        1. dipspb
          20.07.2016 14:01

          Спасибо, и вам ) Ага… Пиписьками меряемся? )) Паяльник, станция сойдёт? ) Опыт… Есть немного. Статья? Ну ок, когда решил аппаратную проблему производителя контроллера — ну написал статью, чтобы все могли тоже исправить эту багу. А так — зачем? Есть люди опытнее меня, лучше почитаю сам.

          Два месяца с неправильными моторами и конфигурацией, без понимания расчётов с помощью калькулятора — увы, сочувствую, но это отрицательный опыт из разряда «как не надо делать». Это должно быть предостережением. Стабильно летающий коптер — это норма, но никак не достижение. FPV — а что тут такого?

          Вот когда у вас 450-я рама будет летать не просто «стабильно» а надёжно, со всем этим хозяйством (вы ещё телеметрию не упомянули, она есть?), без перегревов, с долгой жизнью моторов, с полётным временем хотя бы минут 20 (сколько сейчас?). Вот тогда добро пожаловать — у вас будет опыт.

          «Путь длинною в два месяца» — это )) это не очень серьёзно


        1. dipspb
          20.07.2016 14:08

          К слову о стабильности — максимальную скорость стабильного снижения проверяли? Без раскачки. Проверьте, метров примерно с 40. Либо вы будете сильно удивлены, либо я.


          1. GoldenStar
            20.07.2016 21:12

            Снижается «на глазок» великолепно — захочешь не посадишь, так как нехотя это делает.
            Если поставить ноги по 15 см. длиной — то да нагрузка увеличивается и коптер начинает так валить вниз, что затормозить его внизу можно только большим газом. Можно аккум 3500 заменить на 2200, то и с ногами будет снижаться легко, но время полета будет заметно меньше.
            Снижение точно без раскачки — правда выше 50 метров не летал еще… страшновато.


            1. dipspb
              20.07.2016 21:42

              Он должен без ног тоже снижаться нормально при убирании газа, если надо — сильном убирании. Если при этом он не раскачивается, значит моторы более-менее приличные (не считая проводов), если раскачивается при этом и пытается свалиться — либо им момента не хватает на малых оборотах, либо регули неправильные. Но у вас регули SimonK, с ними всё прилично. Где-то так.


              1. GoldenStar
                20.07.2016 22:05

                Нет — сваливания нет точно ни при какой загрузке. Этот коптер был мной как то разок сильно перегружен но все равно ни куда не сваливался даже на KKmulticopter


                1. dipspb
                  20.07.2016 22:24

                  Он наоборот рискует свалиться в раскачке при низкой загрузке — винты работают на меньших оборотах и им может не хватать момента и времени на быстрое парирование крена.


    1. GoldenStar
      19.07.2016 21:37

      Кто Вам сказал что два года? Читать Вас в школе учили? Прочтите внимательно все что написано выше и ниже, а потом уже пишите комментарии.


    1. GoldenStar
      23.07.2016 12:13

      Уважаемый пользователь Sarent (написавший всего один комментарий)! Купил простейшие новые моторы (копия DJI Phantom) — забрал вчера с почты. Могу сказать что ваш комментарий — пустой звон. Супер двигатели с накачанными губами и силиконом в проводах до сих пор китайцы не продают. Силикона там не было и нет. Опять провода являются продолжением обмотки, изоляция — обычный термоусадочный ПВХ пластик.

      Приезжайте к нам на Колыму научу вас строить коптеры.


      1. dipspb
        23.07.2016 17:31

        «Супер двигатели с накачанными губами и силиконом в проводах до сих пор китайцы не продают.»

        Ложь. Я вам давал уже ссылку на нормальный движок с силиконовыми проводами. И про эти моторы я могу утверждать совершенно
        точно — они у меня на квадрике своё отработали.

        Этот движок продаётся китайцами давно.


        1. GoldenStar
          23.07.2016 20:11

          Привет ))) цену на него видели? за его цену можно купить ESC 30A SimonK & 2212 1000KV motor.
          Речь идет о сборке бюджетного коптера. Я вас понимаю, но от силикона не жду ни каких чудес. Куплю может быть и силикон 4108 350KV — видно будет. Сегодня полетал еще на одной батарее. +10 мин к полетам. Все хорошо — опять без крашей и происшествий. Теперь полеты реально начинают радовать каждый день. Хоть и не все получается (автовозврат в точку взлета в режиме RTL), но все же достигнутый мною результат меня радует! Буду двигаться маленькими шагами в сторону полного освоения MissionPlanner и всех режимов полета.


          1. dipspb
            24.07.2016 13:37

            Давайте всё же начнём различать «до сих пор китайцы не продают» и «за его цену можно купить»… И попробуем утверждать менее категорично, хорошо? А то с «опытом» это не вяжется никак.

            Чудо от силикона в моторе только одно — меньше риск падения при нагреве мотора. Иногда это может стоить дорого. Перестаньте относиться к такой изоляции в моторе, как какой-то излишней роскоши и редкому чуду. Это то, что называют must have.


            1. GoldenStar
              24.07.2016 21:14

              Почти согласен с Вами в вопросе силикона. Да, там где обмотки в двигателе суммируются путем пайки каждой обмотки на клеммную колодку и потом просуммированный ток с каждой обмотки идет наружу через силиконовый многожильный провод. Там, да силикон нужен и без него ни куда. Там же, где оболочка ПВХ дополняет родную лаковую изоляцию… вопрос спорный. Нужен силикон или не нужен. По идее с ним вообще отлично, но и без него ни чего не произойдет. Еще раз подчеркиваю это — был коротышь в двигателе — оторвало статор, он прокрутился на месте и подрезал два силовых провода на входе в двигатель. Коротило так, что провода двигателя ходили на 5мм при попытках ESC прокрутить двигатель. Но нагрелась ESC, а сам двигатель просто пульсировал на малом токе. Провода двигателя нормально выдержали нагрузку и на них нет следа оплавления. Двигатель лежит сейчас передо мной с ним все нормально. Понимаю в этом заслуга ESC, но для этого она там и стоит и ограничивает токи на уровне 30А.


              1. dipspb
                24.07.2016 22:06

                Силиконовые трубки одеваются на проводники без всяких паек в моторе, точно так же как у вас одеты трубки ПВХ. Нет никакого смысла экономить на копейках, снижая надёжность. Про ESC уже даже лень повторяться — при падении по отказу мотора вам будет всё равно, сработала защита или нет. ПВХ поплавится не из за КЗ, он поплавится банально по перегреву мотора, а на эмаль нет особой надежды.

                Если вас устраивает такое дешёвое решение — нет проблем. Только, пожалуйста, не объясняйте никому, что это норма и так можно. Кто-то повторит такой копеечный «опыт» и получит потом проблемы. Дальше не вижу смысла обсуждать ПВХ. Всё что мог, я уже сказал.


                1. GoldenStar
                  25.07.2016 06:16

                  Просто вы так пишите про силикон как будто он там применяется конструктивно по какой особой причине. Если просто одеть то ктоже против то будет — одевайте хоть что, хоть например силикон. Тем более что он лучше термоусадочной трубки. Но есть одно НО. Он более гибок и поддерживает вибрацию проводов, что очень плохо.


                  1. dipspb
                    25.07.2016 11:31

                    Вам эта причина уже триста раз объяснена — надёжность. Точка. Его одевают при производстве мотора. Про гибкость и «поддерживает вибрацию проводов» — это вообще какая-то каша в понимании процессов и дичайший бред. Какое нафиг «поддерживает вибрацию»?! Вы меряли резонансную частоту, массу свободного участка? Какой длинны? Вы вообще о чём?! Бред какой-то. Вам что-то мешает притянуть силиконовый провод так же как и ПВХ?!


                    1. GoldenStar
                      25.07.2016 19:00

                      Давайте про силикон пока забудем. Спорный момент. Силикон более безопасен и устойчив в аварийных ситуациях из-за своих свойств. Термоусадка не боится пламени открытой свечи, но при сильном нагреве лопается и плавится. Она подвержена истиранию — наверное главный ее недостаток. В то что она разлагается при нагреве до 120 градусов — в это не верю. Вот цитата из той же ВиКи: Температурный диапазон эксплуатации термоусаживаемых изделий, в зависимости от материала, может находиться в промежутке от ?60?С до +260?С. Наиболее распространённые трубки из полиолефинов имеют стандартную рабочую температуру ?50?С до +125?С
                      Рабочая температура 125 градусов это хороший показатель.
                      Если летать зимой то даже разговоров нет, я с вами полностью согласен — силикон рулит во всех узлах и деталях.


            1. GoldenStar
              24.07.2016 21:33

              Нагрев моего мотора действительно идет — около 50 градусов на внешней оболочке, после полета на воздухе с температурой +32 градуса… надо будет как нибудь померить температуру движков внутри после полета бесконтактным термометром (у меня есть такой)


              1. dipspb
                24.07.2016 21:53

                Температуры основания и статора, это не то. Нужно мерять пирометром температуру провода в обмотках, через окна ротора. Цитата из вики:

                температура плавления — 150—220 °C. Теплопроводность — 0,159 Вт/м·К. Трудногорюч. При температурах выше 110—120 °C склонен к разложению с выделением хлористого водорода HCl.


                1. GoldenStar
                  25.07.2016 06:18

                  Давайте ВиКи в сторонку отложим. Технологии меняются. СЕйчас провод идет не в лаковой изоляции а в какой то современной типа полиуретана. Надо отжигать провод термофеном и смотреть температуру плавления оболочки по температуре фена.


                  1. dipspb
                    25.07.2016 11:34

                    А может проще всё? Заплатить 10-ть копеек за мотор вместо 5-ти и жить спокойнее?
                    Разница в 400р за один мотор — это всё стоит такой фигни и споров?!


                    1. GoldenStar
                      25.07.2016 18:39

                      Да не — не стоит ))). Сейчас когда полетал на дешевых моторах, подрос в своих глазах как пилот — да… появляется аппетит и уже хочется собрать вещь подороже и получше. Гексакоптер на двигателях не меньше 4108 350KV с подвесом, с нормальной рамой которая будет хорошо аммортизировать вибрации и т.п. Когда покупаешь коптер первый раз комплектом и видишь разницу в 2000руб, на эти деньги хочется купить передатчик на FPV или еще что нибудь, что бы максимально охватить все свои желания. Моторы на которых я сейчас летаю мне реально нравятся — ну вот понравились они и все тут. Простые, колхозные, шумят подшипниками, но летают отлично и полетают еще. Скоро поставлю в них новые подшипники и буду летать на хорошей тренировочной раме дальше. Тем более у меня уже две таких рамы и получается что есть куча запчастей… тренируйся сколько хочешь