Послепраздничные дни мая ознаменовались выходом огромного количества новых документов. Пока, как правило, в виде проектов, но все же. Как ни странно, но видимо привыкшие ко всему жители Хабра не обратили на это внимания. А между прочим, зря.

За прошедший год интерес к вопросам защиты персональных данных существенно упал. Видимо, большинство компаний так или иначе оформили необходимые документы — с одной стороны. А с другой стороны, несмотря на большие ожидания, Роскомнадзор так и не развернул массовые проверки. Более того, не сумев решить проблемы с количеством экспертов, он сократил штат и зарплаты сотрудников.

Но вернемся к нормотворчеству. Если в прошлом году нас пугали ростом уровня штрафов, то в этом году Роскомнадзор решил зайти с иной стороны, разместив проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации».

Думаю, большинство в курсе, что Роскомнадзор имеет так называемый Административный регламент, утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 N 312, в соответствии с которым, в частности, и должны проходить все проверки качества защиты персональных данных. На первый взгляд, проект Постановления Правительства очень напоминает этот регламент. Если бы не мелкие отличия.

Внимание! Публикация обсуждает элементы ужаса и мистики и не рекомендуется к чтению на ночь!

Во-первых, обратим внимание на то, кого может контролировать Роскомнадзор:

2. Государственный контроль и надзор включает в себя деятельность Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение в пределах своей компетенции нарушений государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок проверяемых лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, проведения мероприятий систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации, а также анализа и оценки состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении проверяемыми лицами деятельности по обработке персональных данных на основании представленных ими документов и локальных актов.

При этом проверяющие совсем не против, чтобы те же физлица предоставляли проверяющим необходимые для работы помещения.

47. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица, физического лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности по обработке персональных данных. В случае, если у физического лица отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, проверка проводится по месту нахождения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориального органа.

Кстати, сама возможность проведения проверок физлиц не новость — Федеральный закон № 152-ФЗ распространяет свои требования и на них, но, тем не менее, физлица до сих пор в своей массе требования по защите своих данных, и не только персональных, не исполняли и не собираются это делать.

Но вернемся к началу документа и почти сразу видим, что к ранее осуществлявшимся плановым и внеплановым проверкам добавляется еще и наблюдение. Что это такое? Вещь совершенно загадочная:

3. Деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий систематического наблюдения.
72.… Предмет мероприятий систематического наблюдения в области персональных данных определяется Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

По результатам наблюдения может быть направлено «требование об устранении выявленного нарушения в срок, не превышающий десять календарных дней, с последующим информированием Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или ее территориального органа об исполнении требования».

В отличие от достаточно логичной процедуры проверки, когда проверяемый знает о проверке и морально готов к замечаниям, в данном случае предписание может свалиться как снег на голову, а выполнить его нужно за 10 дней. При этом возможность выполнения (наличие тех же специалистов на месте) не учитывается. В случае невыполнения предписания:

76.… Информация… направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации или прокуратуру субъекта Российской Федерации по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица, физического лица для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
77.… проводится внеплановая проверка в порядке, установленным настоящим Положением.

Здесь и ниже все цитаты даны в соответствии с орфографией и пунктуацией документов, откуда они взяты

Сразу за разделом о мероприятиях систематического наблюдения в проекте Постановления имеется еще более фантастический раздел:

Анализ и оценка состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации

78. Анализ и оценка состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации… осуществляется… на основании представленных в инициативном порядке государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом, физическим лицом документов, локальных актов и иной информации, подтверждающих выполнение требований законодательства Российской Федерации.

Вы можете представить, чтобы все, вплоть до физлиз, в инициативном порядке начали предоставлять доказательства выполнения ими требований закона? А если наложить это еще и на кадровый голод Роскомнадзора…

При этом:

81. По итогам проведенного анализа и оценки состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации… в адрес государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица, физического лица направляется письмо с итоговой информацией с заключением о соответствии деятельности… по обработке персональных данных законодательству Российской Федерации в области персональных данных либо в случае наличия фактов несоответствия представленных документов, локальных актов и информации законодательству Российской Федерации в области персональных данных, с требованием об устранении выявленных нарушений.

82. Требование об устранении выявленных нарушений подлежит исполнению в срок, не превышающий десять календарных дней…

83. В случае неисполнения… составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно, цель была и благая. Действительно, количество специалистов, особенно в мелких компаниях, способных самостоятельно разработать весь комплекс документов по защите персональных данных, не так уж и велико. И Роскомнадзор мог бы взять на себя роль помощника и консультанта в этом нелегком и важном деле. Но согласно нынешней редакции вместо консультации можно получить лишь предписание — я слабо представляю себе желающих пуститься в такое приключение.

Еще раз вернемся к началу документа и посмотрим на цели деятельности Роскомнадзора:

5. Плановые и внеплановые мероприятия систематического наблюдения проводятся в целях предупреждения, выявления, прогнозирования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации без взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими обработку персональных данных, и их уполномоченными представителями.

Про само прогнозирование далее по тексту проекта ничего нет, поэтому мы можем лишь догадываться, как, кем и в чьих интересах будет проводиться прогнозирование, а также как оно будет сказываться на результатах тех же проверок или систематического наблюдения.

В начале статьи было обещано немного ужаса. И проект дает нам его:

8. Проведение внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Положения, за исключением пункта 7.2, не требует согласования с органами прокуратуры.

Пункт 7.2 — это внеплановые проверки по результатам обращения граждан.

На данный момент действующий Административный регламент гласит:

55. Согласование проведения внеплановых выездных проверок Службы или ее территориальных органов производится по месту осуществления деятельности Операторов, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства с прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным подпунктами 38.2.1, 38.2.2 настоящего Регламента.

58. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

84. После завершения внеплановой выездной проверки, согласованной ранее с органами прокуратуры, Служба или ее территориальный орган направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, копию акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

То есть на данный момент вся деятельность Роскомнадзора должна проходить под контролем прокуратуры, что сильно снижает вероятность неадекватных действий (хотя, конечно, и не исключает), что будет твориться после того, как деятельность будет выведена из-под контроля?

9. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или ее территориальных органов при осуществлении государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации вправе:

9.3. выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
9.7. в пределах своей компетенции проверять и оценивать достаточность принятых государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом, физическим лицом мер для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».
9.8. выдавать обязательные для исполнения требования о приостановлении или прекращении обработки персональных данных, осуществляемой с нарушениями требований Федерального закона «О персональных данных».
63. В случае выявления в ходе или по результатам проверки фактов обработки недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориального органа вправе требовать от государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица, физического лица принятия мер по блокированию или уничтожению указанных персональных данных.
69. В случае, если неисполнение предписания нарушает права и законные интересы субъекта (субъектов) персональных данных государственному органу, органу местного самоуправления, юридическому лицу, физическому лицу направляется требование о приостановлении деятельности по обработке персональных данных до устранения нарушения, ранее выявленного в ходе проведения проверки, указанного в предписании.

Или в варианте действующего Регламента:

6. Должностные лица Службы или ее территориального органа при проведении проверок вправе в пределах своей компетенции:
6.1. Выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области персональных данных.
6.2. Составлять протоколы об административном правонарушении или направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, а также о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью.
6.3. Обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных.
6.6. Получать доступ к информационным системам персональных данных в режиме просмотра и выборки необходимой информации.
6.7. Направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности Оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности предусмотрен запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
6.8. Принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Административный регламент на данный момент четко определяет причины для плановой или внеплановой проверки:

33. Основанием для включения плановой проверки в План является начало осуществления Оператором деятельности по обработке персональных данных, а также истечение трех лет со дня:
33.1. Государственной регистрации Оператора в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя.
33.2. Окончания проведения последней плановой проверки Оператора.
34. О проведении плановой проверки Оператор уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя, заместителя руководителя Службы или ее территориального органа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

38. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
38.1. Истечение срока исполнения Оператором ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
38.2. Поступление в Службу или ее территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о следующих фактах:
38.2.1. Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
38.2.2. Причинение вреда жизни, здоровью граждан.
38.3. Приказ руководителя Службы или руководителя территориального органа Службы, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
38.4. Нарушение прав и законных интересов граждан действиями (бездействием) Операторов при обработке их персональных данных.
38.5. Нарушение Операторами требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также о несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, фактической деятельности.
40. О проведении внеплановой выездной проверки Оператор уведомляется Службой или ее территориальным органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

41. Если в результате деятельности Оператора причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление Оператора о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Проект постановления расширяет список. Несколько пунктов из проекта

13. Формирование плана плановых проверок осуществляется, в том числе, исходя из следующих критериев:
13.1. трехлетний период с момента окончания проведения последней плановой проверки.
13.2. информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах, содержащих признаки нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных при обработке персональных данных, а также выявленных по результатам мероприятий систематического наблюдения.

Инициировать статью в местном СМИ на основе жареных фактов?
13.3. обработка персональных данных значительного числа субъектов персональных данных, а равно обработка биометрических и специальных категорий персональных данных.

Обрабатывать большое число данных в условиях современной экономики как раз могут совсем небольшие фирмы — туристические, аутсорсинговые и т. д.

13.4. непредставление информации, в том числе уведомительного характера, предоставление которой предусмотрено Федеральным законом «О персональных данных».
14. Периодичность проведения плановых проверок в отношении государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица составляет не чаще одного раза в два года, в отношении физического лица — не чаще одного раза в три года.

7. Внеплановые проверки проводятся...:
7.1. в случае истечения срока исполнения… выданного… предписания об устранении выявленного нарушения;
7.2. по результатам рассмотрения обращений граждан… при условии:
7.2.1. наличия материалов, подтверждающих факт нарушение их прав…
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или ее территориальные органы, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 7.2 настоящего Положения, не могут служить основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки.
7.3. поступления… информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о подтвержденных фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных при обработке персональных данных.
7.4. в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
7.5. в случае нарушения государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом, физическим лицом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, выявленного по итогам мероприятий систематического наблюдения в области персональных данных.
7.6. на основании подтвержденного факта несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, фактической деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, юридического лица, физического лица.
7.7. в случае неисполнения требования… об устранении выявленного нарушения требований в области персональных данных.
7.8. на основании представления (требования) органа прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

Не ждете проблем?

20. О проведении внеплановой выездной проверки государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, физическое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

С иными мнениями по поводу данного законопроекта можно ознакомиться тут, тут и тут.

Напоминаю, что проект выложен, но пока еще не утвержден в свое финальном варианте. Ждем.

Комментарии (31)


  1. godlin
    18.05.2015 14:52
    +9

    Слава Солнцеликому! Слава ставленнику божьему!

    Падайте лицами вниз! Вниз!
    Вам это право дано!
    Пред Королём падайте ниц!
    Слякоть и грязь — всё равно!
    (С) Высоцкий


    1. teecat Автор
      18.05.2015 15:21

      Мне более нравится позиция из «Крысы из нержавеющей стали» Гаррисона. Система могуча, и только человек знающий может ее победить


      1. Psixozzz
        18.05.2015 15:31
        +7

        Так ведь и жанр этого произведения — фантастика.


        1. teecat Автор
          18.05.2015 15:49

          А документы, которые мы зачастую подаем в Роскомнадзор — не фантастика?

          Если серьезно, например тот же Административный регламент четко прописывает всю процедуру хода проверки, включая какие документы вы можете запросить у проверяющих и что вы им обязаны показать. Знание возможностей противника нужно всегда.

          Львиная доля проверок — документарные. Экспертов в подразделениях Роскомнадзора — я бы сказал минимально. Соответственно, если вы составите все документы с нужной аргументацией — вероятность отсутствия проблем резко возрастает


  1. greenkaktus
    18.05.2015 16:13

    Вся защита персональных данных выстроена на бумажках. Есть бумажка — ты молодец. А чего там реально у тебя защищается — всем наплевать.


  1. rie
    18.05.2015 16:16
    +8

    image


    1. SpiritOfDarkDragon
      18.05.2015 17:03
      +9

      Куда это вы? В прямом смысле. Я, вот, всё чаще задумываюсь над выбором страны, но однозначно не могу выбрать, где будет лучше.


      1. Lovesuper
        18.05.2015 17:40

        Каймановые острова. Имхо.


        1. SpiritOfDarkDragon
          18.05.2015 17:53
          +2

          Как там с работой ITшнику? Только удалёнка? Образование, медицина (семья и дети накладывают дополнительные критерии)? С техникой там норм, или тот же ноут заказывать где-то ещё? Да и тропический климат мне лично не очень.


          1. Lovesuper
            19.05.2015 11:51
            -3

            Я же написал — имхо! А лечиться можно уринотерапией.


      1. rie
        18.05.2015 20:18
        -6

        А где хуже чем в России? Только в странах третьего мира, да в снг. Вот ты привел как критерий образование, медицину и работу. Это тройное ха, ничего из этого, в России, практически нет. Рассматриваю — Канаду, сша.


        1. SpiritOfDarkDragon
          18.05.2015 23:57
          +5

          В каждой стране можно всякое найти, но давайте без перегибов?

          1. Образование. По стране всё отличается, но из моего опыта:
          Простая городская школа, не лицей, не гимназия, готовила достаточно хорошо, чтобы без всяких репетиторов самому поступить в физтех/бауманку/мгу и прочие топовые технические вузы Москвы, и даже не по баллам егэ, а по олимпиадам (которые в том же мфти далеко не каждый решит).
          Институт, пусть и был царством маразма над здравым смыслом, благодаря некоторым преподавателям всё же давал весьма хорошие знания. нужно лишь желание учиться. Ни при каком раскладе не смогу сказать, что 5 лет провёл там зря, несмотря что почти ничего в профессии из универского курса не использую.
          Ищущий да обрящет.
          2. Медицина. Опять из опыта:
          Так сложилось, что перенёс 3 операции, под общим наркозом. Да, персонал не как в американских сериалах. Иногда угрюмый, иногда резкий, но дело знает, ставили меня на ноги быстро. Позже встречался с совсем запредельным градусом маразма, но в случае нужды находились люди, которые продирались сквозь него (это я про врачей). Хотелось бы лучшего, да, очень хотелось, но совсем мешать с грязью отечественную медицину не стоит.
          Помимо прочего родители спокойно через интернет записываются на прием в поликлинику, и никаких проблем не испытывают. Так что какие-то инновации и сюда проникают, хотя казалось бы…
          3. Работа. Серьёзно? В России нет работы для ITшника? Школьнику с php — да, сложно найти работу, и то, можно. Опять таки, надо только думать головой и уметь искать. Но это нужно в любой стране.

          Куда бы я отсюда хотел бы уехать?
          Пока детально не изучал страны, пишу по общему на данный момент впечатлению.
          1. Скандинавия (Норвегия, Исландия). Прекрасная экология и уровень жизни, тихая размеренная жизнь, но пугает европейская толерастия. По слухам растить детей там очень напряжно, много повёрнутых на этой теме. Да и цены высокие.
          2. Китай. Стремительно развивающаяся экономика, огромный рынок труда, цены. Но всё обламывает великий китайские фаервол. И не столько сам он, сколько политика приведшая к его появлению. Есть Гонк-Конг, но там такая экология, что проще просто умереть стоя.
          3. Германия. Чисто субъективно: я лучше китайский выучу, чем немецкий. А с одним английским там нормально жить не получиться.
          4. Япония. Жёсткая миграционная политика и безумная трудоспособность местных.

          Переехать в США желания не было никогда. Просто не было. А некоторые вообще оттуда сюда бегут. Да и в страну с такой внешней политикой совсем не хочется, опять-таки имхо.

          Канада… расскажите про Канаду, пожалуйста :)


          1. SpiritOfDarkDragon
            19.05.2015 00:01

            //за опечатки простите, перечитывать стал после отправки


          1. nikitasius
            19.05.2015 00:40

            Если рассматривать Россию as is, то это страна, у которой есть глава, и которой и которому не указ остальные страны и где нет свободы слова.
            А ведь свобода слова и отсутствие своеволия в трактовании законодательной базы дает нам уверенность в том, что Закон нас защищает и мы может воздействовать на государство, когда последнее принимает неверные с точки зрения граждан, решения.
            В Европейских странах соблюдается закон и есть свобода слова.
            С другом стороны «очень круто» жить в стране которая сама себе на уме, это ж «офигенно!», «классно», но с практической точки зрения несерьезно и недальновидно.

            Что до других стран (та же Европа) — проблемы есть везде, но 99% бытового уровня (работа, страховка, товары и, местами, бюрократия). Но, согласитесь, лучше иметь дело с бытовыми проблемами, чем с «майором в роскомскайпе»:)


            1. teecat Автор
              19.05.2015 09:31
              +1

              Это как раз не проблема (а может даже и следствие). У нас нет нормальной системы смены власти, лифта одаренных и тд. В результате какой бы не был вождь — через некоторое время он сам собой окружается теми, кто умеет говорить нужную правду.

              В общем-то классика отсутствия умения управлять процессами вплоть до отсутствия самих процессов


              1. nikitasius
                19.05.2015 13:00
                -1

                Проблема в том, что народ не может влиять ни на «вождя», ни на окружения в силу отсутствия стороннего контроля и урезанных свобод. Вот и все.


                1. teecat Автор
                  19.05.2015 13:11

                  А он хочет влиять? Или отстаивать свои права? Все жалуются на маленькую зарплату, условия труда и тд, но вот отстаивать свои права предпочитают в одиночку или вообще молча. Кто перечислит мне профессиональные объединения, отстаивающие права ИТшников (профсоюзы, а не клубы по интересам)?

                  По сути профсоюзы базируются на активности своих членов — готовности их идти на противостояние вплоть до забастовок и тд. Я лично в России не знаю ни одного работающего профсоюза. Без готовности членов профсоюза к борьбе ни один профсоюз не выживет.


                  1. nikitasius
                    19.05.2015 14:45

                    А в России нету базы для нормальных профсоюзов. Вы пинаете на народ, но забываете что права ограничены и как следствие и действия.
                    Улыбнитесь! Посмотрите на пособие по безработице по Москве и в какой-нибудь цивилизованной европейской стране!

                    Вы считаете, что с такими цифрами можно что-то делать и чем-то рисковать?
                    Люди очень долго жили в СССР и затем четверть века в «демократии» по принципу моя хата с краю.
                    Теперь же гайки стали закручивать и, казалось бы, надо действовать, но… за четверть века или хотя бы за последние 10 лет никто не пошевелился, а митинги «урезали» года 3 назад, если мне память не изменяет.

                    Что до «силы народной», то максимум хватит на площадь выйти, но вождь не дурак, он «кинет кость», пообещает уволить таких-то генералов и таких-то министров и люди успокоятся, вроде как проблему и решили и можно расходиться, только проблема-то не одна и пока волна несется, надо решить и другие но… люди такие люди, кто-то крикнул «расходимся!».

                    Что самое обидное, что создание такой базы (те же пособия, мед страховка) напрямую зависит и от граждан. Налог в 13% это смех! Боже мой, всего лишь 13% и всего лишь гос-ву!
                    Но никто платить не хочет… зарплата маленькая… и все, снова приуныли, замолчали, шашки убрали.
                    Надо бороться на зарплату! Надо бороться за создания базы для граждан. Цены вырастут? Так и деньги тоже! Большее количество россиян станут платежеспособными в других точках мира.

                    А мир — он огромен. Больше чем за МКАДом или в Анапе!

                    Но ничего такого в ближайшие 9 лет точно не светит. Россияне упустили шанс, а виза, пока еще, жизни не стоит ;-)


                  1. d00kie
                    26.05.2015 22:11
                    +1

                    В ИТ вообще не видел норм. профсоюзов и, тем более забастовок. Норм ИТшники, если им чего-то не нравится, просто сваливают в другую контору где условия лучше. Так как предложений по всей планете и нет никаких ограничений кроме «головы», то эти профсоюзы и не нужны.


                    1. teecat Автор
                      27.05.2015 07:52

                      Да, проблем нет, когда свое здоровье при себе и проблема увольнения по возрасту не актуальна


          1. teecat Автор
            19.05.2015 09:41
            +1

            Поддержу. У нас есть отличные люди и в медицине (и тихо подозреваю, что наша система скорой помощи как бы не лучшая) и в образовании. Проблема не в тех, кто работает с нами — они то в большинстве своем стараются выполнить свою работу качественно, а в тех, кто стоит выше. По тем же учителям — огромная нагрузка бесполезных отчетов и идиотских требований. Жесткий формализм в виде требований гонки за рекордами. И возрастающая из года в год гора писанины

            Ну и как и в той же космонавтике все добивают нищенские зарплаты низового звена — тех кто работает.


          1. rie
            19.05.2015 11:05
            -2

            1 — В России образования нет, ну нет его, оно вымерло, кое-где еще есть классные преподы и чуваки, но это все капля в море, в топых вузах страны, твориться тот же защквар и деградация, что и в остальных вузах страны, просто у них база щире, практически все чуваки могущие и хотящие в науку учатся, что бы не идти в армию и свалить из этой страны.

            2 — То есть ты судишь по медицине — «меня не убили на операционном столе, ну и ок, все нормуль»? В России медицины, как и образования нет, в дс\дс2 да что-то еще есть, но по России все в плачевном состоянии, как может вообще в России существовать медицина когда нет ни профессионализма, ни новых технологий, ни нормальной экономики? Про горстку людей которые реально могут, я молчу, всей стране к ним на прием и на операции записываться?

            3 — Ты шутишь что ли, нормальная работа для it специалиста в России это либо фриланс, либо работа под патронажем какой-то зарубежной конторы, либо ты чувак\команда, который делает что-то свое, что будет пользоваться спросом на западе или в европе, с переездом туда. Смотря на реалии российского бизнеса, и то как компании типо яндексов прогибаются под власть, ну да — работать можно, ну да — есть интересные задачи, ну да — можно ездить еще по конфам, но российский рынок такой маленький, такой не интересный, такой предсказуемый, такой ненужный, что смысла я большого в этом не вижу, да и на душе гадко будет.

            Вот ты сказал про внешнюю политику сша, хабр конечно не для политоты, но что с ней не так, вполне взвешенная и более-менее честная, вполне прогнозируемая, в отличии от этой страны. Я на самом деле не хочу заводить срач на эти темы, потому что объяснять и приводить доводы, просто бесполезно, пока человек сам не дойдет до каких-то определенных границ понимания реалий российского общества, он ничего не сможет принять. Про вот будет сменяемость, народ очнется, будет все хорошо — я не верю, уже было такое и не раз, хорошо не было.


            1. teecat Автор
              19.05.2015 11:26

              По первым двум не хочу ввязываться в спор, но лично я видел много профессионалов. И меня учили и меня лечили. Я достаточно много выступаю перед студентами и соответственно встречаюсь с преподавателями. Недавно вот выступал в Краснодаре. Далеко не московские зарплаты — и тем не менее, люди, которые делают дело

              А вот по 3… Благодарим стремление к халяве. Касперский, Доктор Веб, Парагон, Акронис. Список продолжать не буду, но компаний, в которых есть что делать профессионалам — у нас много. А вот рынка сбыта, позволяющего бы развернуться стартапам — почти и нет


      1. BaRoN
        19.05.2015 10:34

        Как по мне, так в прямом смысле везде хорошо по-своему (исключив страны третьего мира). В Европе, включая Россию, хорошо образованием и медициной. В Ю-В Азии дешевизной и морем. Хочу как-нибудь добраться до Австралии, наверняка там тоже как-то по-своему хорошо :-).
        А стран без недостатков, вроде, не бывает. Но если кто найдёт, дайте знать, что ли =).


  1. Zawullon
    18.05.2015 17:34

    Глядя на намечающиеся тенденции, боюсь, как бы это не оказалось подготовкой основания для выезда за использующими VPN, Tor и т.п.


    1. Lovesuper
      18.05.2015 17:40
      +3

      За кем нужно уже выехали. А за остальными по мере оборзевания, я думаю.


    1. teecat Автор
      18.05.2015 20:28
      +1

      Крайне сомневаюсь. Для выезда за перечисленными вами категориями нужно иметь как соответствующее (огромное) количество тех. специалистов, так и иметь цель, зачем за ними выезжать. Великих строек ( в том числе в деле программирования) я сейчас не наблюдаю, а иных целей приложения рук спецов…
      А вот в целях пополнения бюджета, в случае выдачи задачи правительством — и такой пункт в проекте в наличии — вполне да


    1. SgtRiggs91
      18.05.2015 21:37

      Подозреваю, что никому Вы особо не нужны ни из-за VPN, ни из-за Tor. Вот в случае какой-нибудь «экстремистской» деятельности — возможно, и то ещё нужно выяснить, напрягаете ли Вы этим кого-то или нет.


      1. kleshnin
        20.05.2015 08:54
        +1

        А тут как. Чиновники же воспринимают интернет, как средство доставки информации, этакий глобальный митинг, а анонимайзер — как маску на лице человека в толпе. Если ты прячешься, значит виновен.


  1. nomadmoon
    19.05.2015 05:25
    +2

    Кадровый голод в роскомпозоре? У меня гениальная идея:

    1) Устраиваемся в роскомпозор
    2) Вместо работы пинаем балду
    3) ???
    4) Россия спасена!


    1. Temych
      20.05.2015 13:03

      Можно и более эффективно:
      2) если вы попали в правовой департамент: выступаем в суде на стороне РКН и успешно проигрываем дела по искам от неправомерно заблокированных сайтах;
      2) если вы попали в аналитический отдел: адекватно обрабатываем заявки на удаление материалов с сайтов — выкидываем в корзину весь тот бред, что шлют на блокировку представители лиги безинтернета и Ко;
      2) если вы попали в IT-отдел: выкладываем в открытый доступ все поступившие заявки на блокировку и реестры запрещенных сайтов (не запрещено законом), публикуем на интернет-ресурсах РКН информацию о средсвах восстановления доступа к заблокированной информации;
      2) если вас взяли в заместители: проводим серию мероприятий с целью разъяснения общественности и СМИ на примерах правоприменительной практики о всём вреде для интернет-отрасли и граждан законов, направленных на госрегулирование интернет-пространства.

      Проработать удастся недолго — но эффектно и эффективно для общества))