/ фото Jaro Larnos CC

В нашем блоге на Хабре мы делимся с вами новостями из мира IaaS, а также рассказываем о новых технологиях и трендах. Сегодня нам бы хотелось поговорить о системах планирования ресурсов предприятий (ERP), а точнее, об их облачных реализациях. Отметим, какие тренды намечаются в сфере ERP-систем, и чем облачные системы планирования ресурсов отличаются от своих «коллег на местах».

Согласно отчету Gartner, облачные альтернативы локальным ERP-системам серьезно укрепят позиции, и к 2018 году как минимум 30% компаний, занятых в сфере предоставления услуг, переведут большинство своих ERP-приложений в облако.

ERP-решения, развёртываемые «на местах», реализуются по модели лицензирования, когда программное обеспечение приобретается и загружается на серверы компании. В этом случае организация самостоятельно следит за своей инфраструктурой и платформами: отвечает за работоспособность оборудования, катастрофоустойчивость, платит деньги за занимаемое машинами пространство.

Облачное же решение подразумевает, что используемые сервисы работают на серверах, расположенных на стороне поставщика, а это освобождает компанию от лишней «головной боли» с обслуживанием.

Почему именно облако?


Локальные системы планирования ресурсов предприятия требуют больших первоначальных денежных вливаний на приобретение оборудования и развертку ИТ-инфраструктуры. Более того, такие решения продолжают «вытягивать» средства в процессе эксплуатации: деньги уходят на управление и поддержку работоспособности аппаратной и программной частей.

А если в компании нет опытного ИТ-отдела, то руководству придется выделить бюджет на обучение персонала, чтобы сотрудники могли выполнять свои функции: обслуживать серверные стойки и залы, апгрейдить оборудование и программное обеспечение.

Для облачных ERP начальные инвестиции, как правило, гораздо меньше, поскольку в этом случае не приходится покупать свое оборудование – нужно лишь настроить программное обеспечение и начать с ним работу через интернет. Обслуживание ИТ-инфраструктуры полностью ложится на плечи поставщика – он следит за функционированием систем и отвечает за сохранность ваших данных. Такой подход позволяет высвободить ресурсы компании и направить их на развитие и рост бизнеса.

Стоит отметить, что с течением времени экономия денежных средств лишь увеличивается и становится заметнее. Согласно результатам исследования, для компаний со штатом в 100 человек совокупная стоимость владения (TCO) облачными ERP-системами за 4 года оказывается на 50% ниже стоимости владения локальными ERP-решениями.

Системы планирования ресурсов предприятия, разворачиваемые компанией на собственном оборудовании, обладают большим потенциалом в кастомизации, однако эти настройки плотно связываются с текущей реализацией, поэтому их приходится восстанавливать при обновлении системы. Эта особенность – одна из главных причин, почему компании избегают обновлений локальных ERP-систем и пользуются неактуальными технологиями. Согласно проведенному исследованию, два из трех средних бизнесов пользуются устаревшими версиями ERP-приложений.

От сложностей с актуализацией облачные ERP-решения избавлены: они регулярно обновляются поставщиком, потому вы можете быть уверены, что пользуетесь последней версией приложения. При этом все настройки автоматически мигрируют. Однако облака ускоряют не только процесс кастомизации систем планирования ресурсов предприятия, но их развертку. Развертка облачных ERP-решений занимает от 3 до 6 месяцев, в то время как на запуск локальной ERP требуется около года.

Также облачные ERP-решения предоставляют более высокую производительность по сравнению с «онпремисными». Поставщики облачных услуг разрабатывают ИТ-инфраструктуру таким образом, чтобы обеспечить максимальную сетевую производительность и высокую доступность приложений. Еще один плюс облака –возможность подстройки нагрузки согласно нуждам бизнеса: количество вычислительных ресурсов легко увеличивается и так же легко уменьшается.

Что касается сохранности данных, то и здесь облачные технологии превосходят локальные решения. IaaS-провайдеры способны предоставить уровень безопасности корпоративного уровня, соответствующий индустриальным стандартам, таким как PCI DSS и SAS 70.



Все вышесказанное подтверждают результаты исследования, проведенного Accenture, Oracle и FDMagazine среди финансовых директоров (CFO) 80 бельгийских компаний. 38% CFO отметили как ключевой фактор перехода на облачные системы ERP низкую совокупность владения, а 11% – низкие капитальные затраты на старте.

Кто использует облачные ERP-решения


Подход, при котором сервисы переносятся в облако, интересен компаниям, как уже использующим облако и желающим улучшить сервисы с помощью дополнительной функциональности, так и «молодым» стартапам, которые не могут позволить себе покупку дорогостоящего оборудования.

«Системы класса ERP уже не означают многолетних внедрений и сложную инфраструктуру, неподъёмную для малых компаний. – отмечает Юрий Шумаков, генеральный директор Awara IT Solutions. – Использование облачных инфраструктурных решений позволяет без серьезных капитальных вложений начать использовать ERP-систему, что несомненно способствует росту бизнеса, выходу на новый уровень. Таких возможностей для роста еще 5 лет назад просто не существовало».

В качестве примера компании, работающей с облачными системами планирования ресурсов предприятия, можно привести одного из лидеров российского рынка системной интеграции – компанию «КОРУС Консалтинг», которая использует IaaS-облако «ИТ-ГРАД» для решения задач собственных клиентов.

За последние 8 лет сотрудники «КОРУС Консалтинг» реализовали большое количество проектов по созданию ИТ-инфраструктуры в различных отраслях. Летом прошлого года компания поддержала новый бизнес – сеть столичных супермаркетов «БУМ». Ретейлеру было невыгодно инвестировать в оборудование, потому было выбрано решение в облаке по модели IaaS.

Сейчас в облаке «ИТ-ГРАД» располагается ERP-система Microsoft Dynamics AX, система управления магазином, учитывающая приход/расход товаров, контроллер домена (Active Directory, AD), серверы приложений, терминальные серверы и база данных SQL.

Практически вся серверная ИТ-инфраструктура клиента, необходимая для организации бизнеса, вынесена в облако хостинг-провайдера. С точки зрения серверной архитектуры «БУМ Маркет» полностью отдали эту часть на аутсорсинг.

Интегрировав IaaS-решения компании «ИТ-ГРАД», «КОРУС Консалтинг» предоставляет дополнительные услуги в виде администрирования SQL и операционных систем, включая сопровождение ERP-системы.

«Отвечая за решение целиком, стоит включать работы по администрированию и сопровождению в собственную зону ответственности», – комментируют представители компании.

С предоставлением услуг по управлению предприятием из облака связана и компания «Первый БИТ», подразделение которой занимается развитием направления на базе продукта 1С.

«Наша миссия – сделать услугу удаленного доступа к базам 1С такой же простой, как почта в каком-нибудь Gmail, – говорит Виктор Канаев, руководитель отдела облачных вычислений компании «Первый БИТ». – Сегодня кто угодно может с легкостью зарегистрироваться в онлайн-сервисах электронной почты и обмениваться письмами. Мы хотим сделать доступ к 1С таким же простым и удобным для любой компании».

Проекты организации строятся из «типовых блоков». Каждый блок состоит из Windows-сервера с базой 1С и встроенной клиентской части; для нагруженных проектов клиент и база дополнительно разделяются на разные машины. Помимо самой инфраструктуры 1С в качестве вспомогательных сервисов существуют Active Directory, Linux-машины для маршрутизации и прочих сетевых функций, терминальная ферма Windows, системы мониторинга – получается масштабируемая enterprise-инфраструктура в облаке.

Кстати, компания «ИТ-ГРАД» также предлагает решение «1С:ERP Управление предприятием 2.0» для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий с учетом лучших мировых практик автоматизации крупного и среднего бизнеса.



/ фото Ken Teegardin CC

Облачные технологии и рост популярности аутсорсинга в бизнес-среде окажут влияние на принимаемые руководителями компаний решения касательно использования облачных ERP-систем. Уже сейчас облачные ERP-технологии стали одним из самых быстрорастущих сегментов ИТ-индустрии. Рынок программного обеспечения, связанного с планированием ресурсов предприятия, вырос на 3,8% с $24,4 млрд в 2012 году до $25,4 млрд в 2013.

«В последнее время компании отдают предпочтение облачным ERP-решениям, поскольку вносить изменения в функциональность такого рода сервиса гораздо проще, чем работать с локальными инсталляциями», – говорит Виджай Рамакришнан (Vijay Ramakrishnan), директор по маркетингу компании Intacct.

Действительно, сегодня все больше организаций уходит от установки систем планирования ресурсов предприятия «на местах» в сторону решений, ориентированных на работу в облаке. Перенося локальную инфраструктуру на мощности IaaS-провайдера, компании получают серьезную гибкость и мобильность, а также экономят денежные средства.

Другие материалы из нашего блога:

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. Daruna22
    11.08.2016 19:12
    -1

    Как реклама пойдет, а вот с цифрами как обстоят дела? Я вот динозавр, почти все свое, ибо с облачными решениями выгода исключительно на бумаге, а на деле, облако у нас выходило дороже чем свое, уже на третий год. Что как бы несколько перебор. Ну и про надежность, уже только улыбки вызывает. Счастливые клиенты облачной телефонии МТТ, на которой неделю связи не было. В связи с современными реалиями, у меня два вопросы, какова материальная ответственность перед конечным заказчиком, и что происходит с инфраструктурой, если имеет место быть задержка платежей. Нам пару лет назад чуть меньше миллиона считали. Ну вот задержали, месяц, два? Как такие вопросы решаются?


    1. dmitrykabanov
      11.08.2016 19:25

      Думаю, что тут нужно на корпоративную почту написать просто. Смысл вот в комментах какие-то условия и цены обсуждать? Все зависит от ваших задач и потребностей. Это в любой сфере так.


      1. Daruna22
        12.08.2016 09:34
        -1

        Я про коммерческое предложение и не спрашивал, а спросил прямо, про те вещи, которые очень важны, но не затрагиваются совсем, и если мне не изменяет память в 2013-ом я с ИТ-ГРАДом и контактировал, как с одним из вариантов, если это они на Кожуховской сидели.
        ЗЫ Как наши ИТ компании умеют решать проблемы, я с МТТ ощутил, где мы еще и ВИП клиент, они просто сделали вид, что ничего не было. Ну и заказали агентство, что бы в сети почистить информацию.


        1. dmitrykabanov
          12.08.2016 09:38

          Ну пока ощущение, что вы о чем-то абстрактном говорите и пытаетесь вспомнить что-то :) мне кажется, тут лучше в личку уже писать.


    1. it_man
      12.08.2016 22:55
      +1

      Облака совершенно разные бывают. Как и оборудование. Где-то дорого и надежно, где-то дорого и ненадежно, дешево и ненадежно, дешево, надежно, но ограничено по функциональности. Вариантов на рынке сейчас масса.
      Материальная ответственность перед заказчиком прописывается в SLA в виде штрафов за нарушения согласованных параметров качества и доступности услуги. Естественно у каждого облачного провайдера свои параметры. Надо разбираться в каждом случае.

      По поводу задержки в оплате — тут все зависит модели в которой продается облако — если это массовый рынок, то тут предоплата, напоминания при подходе к пороговому значению, а потом автоматическое отключение (в лучшем случае можно оттянуть этот момент посредством обещанного платежа). Так, например, работает 1cloud.ru.

      Другая ситуация в корпоративном сегменте. Если смотреть на примере ИТ-ГРАДа, то мы работаем по постоплате. Счета выставляются по результатам потребления за месяц. Сроки оплаты согласуются с каждым заказчиком индивидуально. Если происходит задержка оплаты, то этим вопросом занимается индивидуальный аккаунт-менеджер, связывается с клиентом, уточняет причину задержки, перспективы оплаты. В сложной ситуации с персональным менеджером всегда можно договориться, решить вопрос гарантийным письмом, согласовать увеличенный период оплаты и прочее.


  1. Daruna22
    12.08.2016 10:01
    -1

    Вопросы про мат ответственность и про работоспособность сервис в случае задержки платежей это абстракции? Улыбаюсь