Успокойся, все когда-нибудь судятся
Мой юрист

В этой статье я хочу рассказать о том, что такое упрощенное делопроизводство в суде, в чем его особенности, недостатки и какие «подводные камни» в таком подходе ждут участников процесса. Как показывает практика, наиболее актуальна тема упрощенного производства в суде для представителей сферы услуг в общем, и для IT-компаний и специалистов в частности. Все мы сталкиваемся в процессе работы с конфликтными ситуациями, недобросовестными клиентами, другими сложными случаями. И далеко не всегда удается уладить дело миром в досудебном порядке.

Большинство из нас представляет себе суд примерно так, как его показывают в кино или телепередачах. Это наличие нескольких судей, адвоката, свидетелей. Участников процесса вызывают по одному, позволяют высказаться, задают вопросы. Истец и ответчик, а также их представители, обосновывают и доказывают свою точку зрения. Далее суд удаляется на совещание, после чего судья зачитывает решение.

Скорей всего те, кто вынужден был судиться в последние годы, уже улыбаются, читая мое описание судебного процесса. Но факт есть факт – я и сам так представлял суд еще совсем недавно, и многие до сих пор не знают о том, что все может оказаться по-другому. А причина здесь в появлении упрощенного делопроизводства в суде.

О том, в каких случаях используется упрощенное судопроизводство, что это вообще такое и как выглядит при этом суд, а также какие виды атаки и защиты наиболее актуальны при таком варианте делопроизводства, я расскажу в этой статье.

Почему я пишу об упрощенном судопроизводстве?


Я и моя небольшая компания занимаемся бизнес-консалтингом, IT-консалтингом и другими услугами, связанными с этими направлениями. Как и все, мы работаем на основе договора, который заключаем с компанией-клиентом. Так случилось, что с одним из наших клиентов после длительного сотрудничества случилась конфликтная ситуация, в результате которой он подал на нас в суд, который проходит как раз по упрощенному варианту делопроизводства.

До того, как мы столкнулись с этим видом судопроизводства на практике, я и сам не догадывался, что такой вариант судебных процессов существует. Ранее я был уверен, что если я заключил контракт, получил 100% предоплату и выполнил свою работу по контракту в полном объеме, то в случае возникновения конфликтов я всегда сумею защитить свои интересы в суде.

Наша компания за год обычно выполняет контракты для 40-60 клиентов, в большинстве случаев это крупные проекты, требующие значительных затрат времени и сил. Естественно, случаются и у нас накладки (никто не совершенен), бывают и недоразумения, когда клиент, как оказывается, ожидал не совсем того, что было договорено и прописано в контракте (здесь IT-специалисты меня поймут). Разные ситуации бывают. Как сказала моя сестра, которая работает адвокатом: «Все когда-нибудь судятся. Не переживай. Это тебе невероятно повезло, что за 11 лет работы у тебя только первый суд».

С одной стороны, мне повезло, что среди родных и друзей нашелся профессиональный юрист, с другой – я все же и сам пытался искать информацию в интернете, как-то хотел разобраться в вопросе. И обнаружил, что информации об упрощенном судопроизводстве очень мало. Есть документы, статьи и разъяснения, но почти все они написаны очень сложным для восприятия языком, с применением множества профессиональных юридических терминов.

В этой статье я расскажу о своем личном опыте, о тех нюансах упрощенного судопроизводства, с которыми я столкнулся на практике, а также о том, что узнал, когда решил изучить всерьез эту тему. И здесь я пишу не для юристов, а для обычных людей, предпринимателей и бизнесменов, которые также могут столкнуться с этим вопросом. А потому в статье не будет обилия терминов и ссылок на статьи административного права РФ. Их найти в интернете и без моей помощи сможет каждый желающий. Я постараюсь как можно проще пояснить, в чем особенности упрощенного законодательства и как его могут использовать против вас недобросовестные заказчики.

Что такое упрощенное судопроизводство?


Упрощенное делопроизводство в суде – это метод рассмотрения исков в арбитражном суде, при котором дела рассматриваются в сжатые сроки, без вызова сторон, на основе доказательной базы, предоставленной истцом и ответчиком в письменном (документальном) виде.
Такой метод рассмотрения дел в арбитражном суде появился сравнительно недавно. Последние изменения в главе 29 Арбитражного кодекса РФ, касающиеся упрощенного судопроизводства, вступили в силу с 1 июня 2016 года. Считается, что эти изменения помогут оптимизировать работу судебных органов, а также ускорить и упростить рассмотрение споров.

Упрощенное судопроизводство рассматривает споры в следующих случаях:

  • Исковые заявления о взыскании задолженности, в которых сумма не превышает 250 000 рублей для предпринимателей, и 500 000 рублей юридических лиц.
  • Оспаривание неправомерных решений и правовых актов от органов и должностных лиц, которые осуществляют публичные полномочия, в которых содержится требование об уплате или взыскании, налагаемом на имущество заявителя на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
  • Привлечение граждан и организации к административной ответственности или, наоборот, оспаривание решений о привлечении к административной ответственности. При этом сумма штрафов также не должна превышать 100 000 рублей.
  • Взыскание обязательных платежей, а также санкций по ним, в случаях, если сумма взыскания будет составлять от 100 до 200 тысяч рублей.
  • Перечисленные выше дела по новому законодательству рассматриваются в упрощенном порядке независимо от мнения и согласия сторон.

Кроме того, независимо от суммы иска, в упрощенное судопроизводство попадают также:

  • Иски, основанные на документально подтвержденных обязательствах ответчика. В случае если ответчик признает их, но не выполняет. Например, задолженность заказчика по договору, от которой он не отказывается, но и расплачиваться не спешит.
  • Иски о взыскании денежных средств, основанные на документах, представленных истцом. Например, различные варианты задолженности по договору, даже если ответчик эту задолженность отрицает. Либо иски о невыполнении предоплаченных услуг в соответствии с договором.
  • Требования, основанные на протесте векселя в неплатеже, которые были подтверждены нотариально, кроме приказного судопроизводства.

Также по ходатайству истца или суда и при согласии ответчика могут в упрощенном порядке рассматриваться и любые другие дела, если к этому нет препятствий по закону.

Таким образом, если у вас с клиентом возник спор по вопросам оплаты и/или оказания предоплаченной услуги по договору, сумма в котором не превышает 250 тыс. рублей для ИП и 500 тыс. рублей для юридических лиц, вы можете попасть в упрощенное арбитражное судопроизводство.

Как работает упрощенное судопроизводство:

  • Подать иск можно, как и лично в обычном порядке в суде, так и через портал Мой арбитр через электронную систему подачи документов.
  • Иск рассматривается судьей единолично, т.е. в суд ни истец, ни ответчик не вызываются вообще.
  • Срок рассмотрения дела судьей не может превышать 2 месяца, кроме случаев, когда кто-то из участников процесса проживает и в момент подачи иска находится за пределами РФ.
  • Документальные подтверждения (доказательства) подаются в суд в течение 15 дней после вынесения решения о принятии искового заявления. После истечения указанного срока никакие документы не принимаются, и если доказательства истцом не были предоставлены, то заявление и другие документы, которые были поданы, возвращаются без рассмотрения дела.
  • Еще один срок предназначен для подачи документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование своей позиции. Этот срок не может превышать 30 дней.
  • Предварительные судебные заседания в упрощенном делопроизводстве отсутствуют. Судья на основе имеющихся документов сразу выносит решение, которое подлежит немедленному исполнению. В законную силу решение суда вступает через 10 дней, если не будет подана апелляция.

Таким образом, истец может подать жалобу в электронном виде через сервис «Мой арбитр», решение суда узнать можно будет там же. А ответчик в некоторых случаях может даже не догадываться о том, что прошел суд, и узнает об этом факте только на основании решения суда, когда получит его на руки.

В чем сложность упрощенного судопроизводства для сферы услуг?


Проблема начинается в области самого понятия услуга и особенностей документооборота в этой сфере. Так, если компания продает какой-то товар, то ее сотрудники могут не передать товары до подписания определенных документов. Так, в момент получения товара покупатель подписывает товарную накладную, которая одновременно является актом приемки-передачи товара. А потому и доказать факт передачи товара всегда просто.

С услугами все намного сложнее. Услугу сложно измерить и посчитать в процентах или штуках, услуга – это во многих случаях нечто эфемерное. После оказания услуги ее нельзя забрать обратно в случае отказа от подписания акта выполненных работ. А именно этот акт и является документальным доказательством выполнения услуги, причем, заполняется и подписывается он уже после приемки всех работ заказчиком.

Существует такая крылатая фраза «Оказанная услуга ничего не стоит». Что это значит? Оказанную услугу вы не сможете ни забрать, ни использовать по своему усмотрению, ни перепродать другому человеку. Вы просто предоставили определенную услугу, и после этого можете доказать факт ее выполнения, причем, только в том случае, если был подписан акт приема-сдачи работ. Конечно, могут быть также и косвенные доказательства, например, показания свидетелей, или документальные свидетельства. Также в отдельных случаях вы можете показать результаты своей работы, например, готовый сайт или выполненный архитектурный, инженерный или любой другой проект и т.д. Но далеко не всегда даже это возможно.

Именно особенности природы услуги недобросовестные заказчики могут использовать для достижения своих целей в случае применения упрощенного делопроизводства.

Договорные отношения в сфере IT


Прежде чем переходить к методам, которые недобросовестные заказчики могут применить против вас с использованием упрощенного судопроизводства, давайте вспомним, как именно работают IT-специалисты и компании.

  1. Проводятся переговоры, во время которых уточняются все пункты договора и приложений к нему.
  2. Подписывается договор с заказчиком на выполнение определенных услуг (создание сайта, разработка и/или внедрение программного продукта и т.д.)
  3. В зависимости от условий договора исполнитель может получить 100% или частичную предоплату (некоторые компании работают на условиях постоплаты, но их в сфере IT немного).
  4. Выполняете работу в полном объеме.
  5. Заказчик принимает проект, подписывает акт приема-сдачи работ, и выплачивает оставшуюся сумму по договору (кроме случаев 100% предоплаты).

На этом сотрудничество считается успешно завершенным.

Но при этом в сфере услуг вообще, и в IT-сфере в частности, все мы исходим из того, что не только исполнитель, но и заказчик будет добропорядочно выполнять все условия договора. Почему я на этом акцентирую внимание? В IT-сфере, как и при выполнении многих других услуг, ни наличие подписанного договора, ни даже 100% предоплата не гарантируют защиту прав исполнителя в полном объеме.

После выполнения услуги заказчик, настроенный на то, чтобы не выплачивать оговоренную сумму или вернуть средства по суду, может отказаться подписывать акт приема-сдачи работ. А в некоторых случаях даже после подписания такого акта он может попытаться вернуть себе средства через суд.

Также важно помнить об особенностях IT-сферы. Да, все мы при сотрудничестве настроены, прежде всего, на выполнение услуги и получение средств. Но именно в IT-сфере важно не только оказание услуги, т… е. полноценная реализация проекта, но и сама идея.

Вы можете каким-то образом пытаться «подстраховаться» от того, чтобы в случае каких-то проблем с заказчиком он не смог получить полноценный результат. Но уже на этапе, например, создания макета дизайна, принципиальных решений по интеграции различных программных продуктов и в других подобных случаях заказчик уже получает результат – принципиальное решение проблемы, идею. А дальше он всегда может воспользоваться этой идеей, например, привлечь к реализации сторонних специалистов с меньшей суммой оплаты. А потому в сфере IT защищенность исполнителя от недобросовестных заказчиков оказывается еще ниже, чем во многих других сферах услуг.

Конечно, все мы настроены на хорошие отношения с заказчиками и добросовестное выполнение своей работы. Стремимся избегать конфликтов и находить компромиссные решения. Но в данном случае я веду речь о том, что может сделать недобросовестный заказчик, т.е. такой заказчик, который изначально был нацелен на получение результата без оплаты или на возврат средств после получения услуги. О том, как это возможно, я расскажу ниже.

Как происходит атака?


Итак, представьте себе, вы выполнили свою работу в оговоренные сроки и в полном объеме. Заказчик подписал акт приема-сдачи работ. Казалось, сотрудничество успешно завершено. Но потом вы получаете странную претензию, где, по сути, нет ничего конкретного.

С одной стороны, мы все можем совершать ошибки, и какие-то недочеты в работе также могут быть выявлены уже после завершения сотрудничества. Думаю, что и вы также соглашаетесь поправить какой-то баг или недочет уже после получения полной оплаты и подписания всех документов, если проблема была выявлена в разумные сроки и вы понимаете, что – да, здесь явно ваша недоработка. Но такие вопросы обычно решаются по телефону или при помощи личной переписке (email, skype и пр.). Без официальных претензий и каких-либо проблем.

В приведенном мною примере никаких реальных проблем не возникло, попыток связаться с вами также никто не предпринимал. Просто пришло непонятное письмо-претензия, в котором никаких реальных проблем описано не было.



Далее, если вы ничего не знаете об упрощенном судопроизводстве и о методах работы в этих условиях недобросовестных заказчиков, вы, как и я в свое время, спокойно можете не отвечать на эту претензию ничего и просто забыть о странном письме.

На самом деле эта претензия была нужна с единственной целью: чтобы выполнить пункт о попытке досудебного урегулирования спора, после чего заказчик подает на вас в суд, а вам приходит копия его искового заявления.

На чем строится данный вид атаки? В случае судебного производства на общих основаниях вы будете присутствовать в суде и сможете предоставить со своей стороны все доказательства: договор, электронную переписку, результаты работы, свидетельские показания и пр. И суд обязан будет рассмотреть каждое из этих доказательств в отдельности.

В упрощенном делопроизводстве рассматривается не сама выполненная работа и ее соответствие договору, а претензия. Т.е. если вы в течение месяца не ответите на претензию от заказчика, он получает право подать на вас в суд, после чего суд будет рассматривать, в первую очередь, эту претензию. А тот факт, что вы на претензию не ответили, для суда будет доказательством того факта, что вы с претензией согласны.

Далее, вам необходимо обязательно подать в сжатые сроки документы, подтверждающие вашу правоту. Но сроки упрощенного судопроизводства сжатые (от момента принятия иска до суда – не более 2 месяцев), и если вы отсутствовали в этот период или по какой-либо другой причине не сумели вовремя получить иск и правильно на него среагировать, суд будет рассматривать ваше молчание как подтверждение правоты истца, т.е. вашего заказчика.

Далее, напоминаю, решение принимается в течение одного заседания без каких-либо предварительных слушаний и необходимости присутствия сторон в суде. В результате вашего молчания судья выносит решение о правоте истца, т.е. вы проигрываете дело и оказываетесь обязанными выполнить условия недобросовестного заказчика. Плюс – на вас ложатся все судебные издержки.

Далее у вас есть еще 10 дней на подачу жалобы в арбитраж, но снова-таки, срок сжатый, а вы можете даже не догадываться о том, что с вами кто-то судится. И через 10 дней ваш расчетный счет оказывается под арестом или с него автоматически в пользу истца снимается необходимая сумма.

Основные виды атаки: чего следует опасаться


Казалось бы, не так и страшны эти претензии и возможные иски. Главное, своевременно отвечать на них и ваша правота будет доказана, ведь в реальности вы полностью выполнили все условия договора и даже имеете подтверждающие документы. На самом деле, все не так просто.
Юридически грамотные, но настроенные недоброжелательно заказчики могут воспользоваться некоторыми хитростями, чтобы сумма иска попала под закон об упрощенном судопроизводстве, и, одновременно, сделать для вас защиту намного более сложной и трудоемкой.

Дробление суммы

Если ваш договор оказывается суммарно больше, чем 250 000 рублей, то недобросовестный заказчик может разделить эту сумму на несколько частей, пользуясь тем, что в счете или договоре (приложении к договору) услуги указаны раздельно.

Например, в вашем договоре имеется 5 этапов работы, каждый из которых имеет определенную стоимость. Заказчик может подать иск не на все этапы, а только на 2 или 3 из них, рассчитав все таким образом, чтобы итоговая сумма иска не превышала 250 000 рублей. При этом по другим пунктам договора он может также подать отдельные иски.

Дробление счетов и актов

Если вы работаете на условиях ежемесячной оплаты (абонплаты) или договариваетесь о любом другом графике выплат, при которых на каждую оплату создается счет и подписывается акт приема-сдачи работ (что для бухгалтерии необходимо), то в результате вы можете получить столько исков, сколько было отдельных счетов. Причем, практически одновременно.

На что рассчитывает атакующая сторона?


Для того чтобы знать, как правильно действовать и противостоять возможной атаке, стоит понимать, о чем думает недобросовестный заказчик и на что он рассчитывает, когда подает на вас в суд.

Сжатые сроки на подготовку

После того, как иск будет принят судом, ответчик обязан подготовить документы срок от 15 до 30 дней, т.е. сроки на подготовку документов, поиск юриста для консультаций и правильного их оформления, либо изучение самостоятельно всех особенностей подачи документов, а также на сбор доказательств и любые другие действия – очень сжатые.

В то же время истец (недобросовестный заказчик) может готовиться к атаке заранее, и потратить на подготовку к судебному разбирательству столько времени, сколько ему будет нужно. И даже время для подачи иска он может выбрать с выгодой для себя, например, подождать вашего отпуска, поездки какой-то, напряженного момента в работе и т.п.

Таким образом, недобросовестный заказчик может спокойно и в удобном для себя режиме подготовить все документы, просчитать различные варианты, продумать стратегию и тактику. В то время как исполнитель (отвечик) ограничен по срокам очень сильно. При этом малый и средний бизнес ориентирован, прежде всего, на нормальное сотрудничество, на выполнение своей работы, а не на судебные разбирательства.

Как следствие, опыта и знаний в подобных вопросах чаще всего оказывается очень мало или он отсутствует вообще. Приходится в срочном порядке изучать правовые нюансы, искать юриста. Текущие заказы при этом вынуждено приостанавливаются, теряется время и деньги. В итоге, вы можете просто не уложиться в сроки или совершить какие-то ошибки.

Заспамить вас большим количеством исков

Например, если вы работали 2 года, и каждый месяц подписывали акт приема-сдачи работ, вы можете получить 24 претензии, а потом на основе каждой 24 иска. На каждую претензию вы должны своевременно дать ответ. По каждому иску вы должны будете отвечать, причем, также в сжатые сроки.

Сразу скажу – это очень большая работа. На каждый иск вам нужно будет правильно составить отзыв, а в случае необходимости, еще и ходатайство, собрать и правильно оформить весь пакет документов. Здесь потребуется опытный юрист, так как иначе вы можете сделать где-то ошибку, в результате которой ваши документы не будут приняты к рассмотрению судом.

Например, против вас может быть подано 8 исков суммарно на 1 млн. рублей. Каждый из них в среднем – на 125 000 рублей, т.е. каждый из них попадает под условия упрощенного судопроизводства. Затраты заказчика на 1 иск составляют примерно 10 000 рублей. Т.е. суммарно он потратил 80 000 рублей. В итоге, даже если один иск из всех выиграет, затраты недобросовестного заказчика полностью окупаются, причем, окупаются с прибылью.

При этом в случае проигрыша истцу никакие наказания не грозят. Более того, разные иски всегда попадают к разным судьям, что также повышает вероятность выигрыша хотя бы в одном или нескольких случаях.

Незнание закона не освобождает от ответственности

В этом случае заказчик рассчитывает на вашу юридическую безграмотность. Если вы не знакомы с особенностями упрощенного делопроизводства, оставили без ответа претензию, неправильно оформили или несвоевременно подали документы, совершили какую-то еще ошибку, то вы можете проиграть суд.

В этом случае время является важнейшим фактором, который играет на атакующую сторону. А сроки в упрощенном судопроизводстве очень сжатые.

А потому если вы получили претензию, но в указанные в законе сроки (до 30 дней) не отреагировали на нее, будет подан иск, после чего также вам на сбор и подготовку документов дается совсем немного времени. И здесь отсутствие реакции с вашей стороны, как и ошибки при составлении документов могут окончиться одинаково печально для вас.

Зная загруженность наших судов и отсутствие ответственности судьи перед вами за ошибочное решение, вероятность того, что суд подойдет к вопросу формально и встанет на сторону истца, очень высока.

Ваше отсутствие и неосведомленность о подаче иска

В этом случае атакующая сторона либо осведомлена о вашем отсутствии, либо предполагает такую возможность. Например, если вы уедете в отпуск или будете по любой другой причине отсутствовать в течение 40-50 дней, вы не успеете ни подать документы для защиты своих интересов в суде, а, возможно, опоздаете даже на подачу апелляции, на которую вам после решения суда выделяется 10 дней.

С одной стороны, наличие online-сервиса позволяет защищать свои интересы при упрощенном делопроизводстве удаленно. С другой стороны, находясь в отпуске, вы вряд ли своевременно получите свою почту, и можете вообще не узнать о судебном процессе. Да и сложно защитить себя без доступа к документам, которые остались дома.

Распространенные вопросы и ошибки поставщиков IT услуг


Ниже я приведу вопросы и ошибочные утверждения, которые могут привести к излишней самоуверенности и чувству защищенности от недобросовестных заказчиков. Не буду скрывать, я и сам оказался в числе тех, кто верил в то, что мне подобные иски никогда не будут грозить. Как оказалось, все не так просто.

Я беру 100% предоплату, а потому мне ничего не грозит

Буду честен. Я тоже когда-то так думал. При этом я исходил из того факта, что при 100% предоплате доказывать, что я не оказал услугу, будет должен сам заказчик. И если услуга была в реальности оказана, то я обязательно выиграю дело. Как оказалось, при упрощенном делопроизводстве все не совсем так.

Как я уже описал выше, заказчику достаточно отправить вам претензию, в которую он может вписать все, что угодно, а дальше, если вы не отвечаете на эту претензию, он смело обращается в суд. К заявлению он «забывает» приложить акт приема-сдачи или пишет, что отказывается от этого акта, и получает реальные шансы выиграть дело в суде.

Я подписал акт приема-сдачи, какие могут быть претензии?

Как я указал выше, подписанный акт приема-сдачи истец может просто не прикладывать к исковому заявлению, и даже указать, что такого документа не существует. В случае выявления подписанного акта приема-сдачи в документах, поданных с вашей стороны, никакого наказания за такую «забывчивость» истец не понесет.

Я всегда отвечаю на претензии, независимо от их содержания

Как и в случае с актом приема-сдачи заказчик может просто не приложить ваш ответ на претензию и даже не упоминать о том, что такой ответ он когда-либо получал. Наоборот, он будет утверждать, что ответа не было, и вам придется доказывать суду, что вы своевременно отправили ответ, а заказчик его получил.

Как в случае с актом выполненных работ, так и в случае с ответом на претензию, ваш оппонент рассчитывает на то, что вы не подадите своевременно документы или допустите ошибку при их подаче. В результате ваш заказчик может выиграть дело. А если документ будет предоставлен суду, никаких штрафов и других наказаний за преднамеренное искажение фактов он не несет.

У меня договор на сумму много больше, чем 250 000 рублей

Это не защищает вас от возможных махинаций с использованием упрощенного судопроизводства, так как заказчик может раздробить сумму на несколько исков, каждый из которых будет менее 250 000 рублей.

Заказчик исправно платит из месяца в месяц, какие могут быть претензии?

Считается, что оплата текущего счета является косвенным подтверждением того факта, что по предыдущим периодам (оплаченным ранее) претензий у заказчика нет. Т.е. если вы работали в течение 9 месяцев, и каждый месяц заказчик исправно оплачивал счета, то суд должен учесть этот факт в вашу пользу и отказать истцу, по крайней мере, по 8 из 9 исков, а, может, и вообще.

Но и здесь все не так просто. Если бы все эти счета оказались в одном иске, то они гарантированно рассматривались бы одним судьей и понятно, что вопросы у судьи по поводу столь странного поведения истца возникли бы. Также случилось бы, если бы все иски попали бы к одному судье.
На практике обычно оказывается, что иски против вас распределены по разным судьям, и вероятность того, что судья при рассмотрении одного иска узнает о существовании еще нескольких, крайне мала.

У меня есть свидетели и все необходимые документы

Конечно, хорошо, что у вас есть все доказательства вашей правоты. Но в упрощенной системе судопроизводства очень важно не только наличие документов, которые докажут вашу правоту, но и сроки их подачи. Если вы опоздаете с подачей документов, дело будет решено в пользу истца. Если допустите ошибки и документы вернутся к вам, то они также не будут рассматриваться судом. При этом повторная подача документов (после исправления ошибок) после оговоренного срока не будет приниматься судом во внимание.

Здесь я собрал только некоторые распространенные вопросы и утверждения, связанные с темой упрощенного судопроизводства. Сейчас я готовлю отдельный проект, который будет посвящен этой тематике, где планирую разместить более полную базу знаний. А сейчас, если у вас остались вопросы по этой теме, или вы хотели бы получить оповещение об открытии такого проекта, пишите мне через мой сайт или здесь. Я обязательно вам отвечу.

Резюме


Когда я столкнулся с этой системой лично, я задумался, зачем упрощенное делопроизводство вообще ввели. С одной стороны, идея понятна: государство, таким образом, попыталось разгрузить арбитражных судей, так как судятся в нашей стране много, и далеко не всегда действительно для принятия верного решения нужны длительные сроки и многочисленные заседания суда.

С другой стороны, упрощенное делопроизводство, как и многие другие хорошие изначально идеи, недостаточно проработано. В результате, как мне кажется, количество судебных исков может вырасти в разы просто потому, что перечисленные мною выше методы становятся для заказчиков услуг очень большим соблазном. Все мы понимаем, что возможность получить почти без затрат значительную сумму денег в бизнесе всегда найдет массу последователей, особенно, в тех случаях, когда заказчик осведомлен о длительном отсутствии исполнителя, т.е. положительное решение суда почти гарантировано.

Также важным недостатком упрощенного делопроизводства я считаю тот факт, что все документы суд отправляет на юридический адрес компании, который очень часто отличается от физического. И почта, отправленная на юридический адрес, далеко не всегда вообще доходит до адресата.

В электронном виде переписка ведется только через сервис Мой арбитр. Если вы или ваши сотрудники не умеете пользоваться этим сервисом, то даже юридически грамотно составленные документы к судье не попадут. Об этом сервисе я планирую подробно рассказать в следующей статье.

Существование этого электронного сервиса я лично считаю очень важным фактором, который может стать причиной повышения в разы количества судебных исков по упрощенной системе. Ведь если раньше обращение в суд практиковали в самом крайнем случае, так как это всегда было долго, дорого и сложно. То теперь все документы можно подать удаленно в электронном виде через сервис «Мой арбитр», в суд ездить также нет никакой нужды. А потому подобные иски, скорей всего, будут встречаться много чаще, чем раньше. И малому бизнесу стоит изучить особенности упрощенного судопроизводства, а также работу с электронным документооборотом в суде заранее.
А сейчас я вам желаю хороших клиентов и никогда не попадать в подобные ситуации.

С уважением Кинзябулатов Рамиль.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (25)


  1. ildarz
    02.09.2016 16:52
    -1

    Также важным недостатком упрощенного делопроизводства я считаю тот факт, что все документы суд отправляет на юридический адрес компании, который очень часто отличается от физического. И почта, отправленная на юридический адрес, далеко не всегда вообще доходит до адресата.


    Вы не находите, что это проблемы исключительно компании — получателя корреспонденции, а никак не суда?


    1. riko
      05.09.2016 19:07
      -1

      Совершенно верно. Регулярно судимся с неплательщиками в рамках приказного производства (в Беларуси это аналог упрощённого российского), постоянно появляются вот такие клиенты, как топикастер. Сперва не отвечают на претензии, а затем когда со счёта (внезапно!) списывается сумма задолженности начинают звонить, как это у вас получилось. И все как один, зарегистрировали юрлицо на липовый адрес, что согласно закона является основанием для отмены регистрации предприятия с изъятием всего полученного дохода за период существования, но это в теории. В общем нет никаких «атак», а есть недобросовестный субъект хозяйствования с фейковым юрадресом.


      1. ildarz
        06.09.2016 13:01
        -1

        Мне на самом деле было бы крайне интересно проследить логику минусующ[их, его] нас. :) В РФ компания регистрируется в ЕГРЮЛ, и там же предоставляет контактную информацию для связи с руководством компании. Тот самый пресловутый юрадрес. Для чего это надо? Внезапно, для того, чтобы с руководством компании можно было связаться! :) В том числе госорганам, в том числе суду. Иначе откуда им вообще брать официальную информацию о том, где искать ответственных лиц? Компания по закону обязана поддерживать эту информацию в актуальном состоянии.

        Если адрес де-факто фейковый, то компания, как минимум, стреляет себе в ногу, лишая себя оперативного канала поступления информации от госорганов (то же суда), как максимум — просто нарушает закон. И после этого жаловаться на то, что суд не может с компанией связаться? Это по меньшей мере странно.


  1. staskin1
    02.09.2016 17:53
    +2

    Рамиль, случайно вместо фразы "<скрин претензии>" не должен лежать скан документа? Может забыли вставить?


    1. JustRamil
      02.09.2016 21:25
      +1

      Спасибо, исправил.


  1. staskin1
    02.09.2016 18:11
    +3

    Рамиль, тема, поднятая вами крайне важная. Просто большинство компаний так и не доживает до первой налоговой проверки, похода в прокуратуру или трудовую инспекцию :) Первый поход в суд — это как первый сексуальный опыт: много непонятного, удовольствия мало, много лишних телодвижений. Но с определенного момента взаимодействие с судебными инстанциями становится таким же рабочим инструментом как и банк. Бывают случаи когда никак кроме как через суд «не выбить» свои кровные из заказчика или партнера-генподрядчика, который деньги получил, но с вами делиться не торопится.

    Кроме того анализ опыта судебных разбирательств дает красочную картину по вашему потенциальному клиенту или партнеру. Поищите в Картотеке арбитражных дел знакомые компании, найдете много полезного. Рекомендую всем ИТ-предпринимателям полюбить юристпруденцию.


  1. grokinn
    02.09.2016 18:55
    +2

    На моем арбитре можно подписаться на отслеживание дел, если какое то дело с участием вашей компании окажется в суде, то вам придет уведомление по электронной почте. Ну а вообще любая компания чуть серьезнее чем микробизнес должна иметь контакт с юристом, всех проблем можно избежать если просто переслать письмо о возникшем иске юристу и поручить ему заниматься, это на самом деле достаточно простая категория дел и месяца на сбор доказательств вполне достаточно (если они у вас есть конечно). К тому же есть способы перевода рассмотрения в обычный режим, нужно заявить ходатайство что для решения по делу необходимо исследовать дополнительные доказательства (свидетели, экспертизы), а в части доказывания выполнения услуг таких дополнительных доказательств может быть множество.


    1. VRV
      03.09.2016 22:12
      +1

      Надеюсь уведомления действительно работают =) а то письма на почте теряются и не доходят… или о них узнаешь когда даже сроки апелляции вышли.


      1. SelectVim
        06.09.2016 20:43

        Уведомления там периодически доходят с опозданием. Важные для меня дела, к примеру, я вручную отслеживаю. Иногда бывает, что определение или решение выложили, а уведомление приходит через неделю-две или даже позже.

        По срокам апелляции — там вообще много «интересных» моментов. Получили письмо по почте, а на арбитре уже месяц лежит выложенным — пропустили срок или нет? Или письмо с решением ушло обратно в суд, а на арбитре ничего нет еще. Обжаловать уже? А неизвестно что. А потом срок восстановят? В большинстве случаев суды идут навстречу, если заявитель жалобы действительно действовал добросовестно, но риски все равно остаются.


  1. ColorCast
    02.09.2016 20:12
    -1

    На мой взгляд, Вы искажаете требования законодательства РФ в части обязательного ознакомления с материалами дела до передачи в упрощенное делопроизводство.

    Упрощенный порядок производства может быть применен, если участник процесса был надлежащим образом извещен о нем, а также имел возможность ознакомиться с материалами дела и представить свои возражения.

    Ссылки по теме:


    Ссылка на Мой Арбитр
    http://my.arbitr/
    приведена неверно. Он расположен по адресу :
    В последнее время, есть тренд на интеграцию с гос порталами. Если в Вашей компании есть хотя бы юрист, то скорее всего он пользуется одной из правовых баз и посещает гос порталы. В любом случае, это его продолб, что компания оказалась в затруднительном положении.


  1. ColorCast
    02.09.2016 20:51

    Ссылки не отразились, исправляю упущение.
    Ссылки по теме:




    Он расположен по адресу: МойАрбитр


  1. ModoStudio
    02.09.2016 20:56
    +1

    Спасибо за статью. Теперь ждём от вас статью «ответка заказчику»


  1. alexpelevin
    02.09.2016 21:27
    +1

    И дополнительно, мнение Линуса Торвальдса о разбирательствах в судах:
    Линус выразил неодобрение процессам по навязыванию соблюдения GPL через суд, присоединившись к спору о том, как лучше добиваться соблюдения GPL через переговоры и убеждения или отстаивание условий GPL в суде. По мнению Линуса, независимо от того, будут выиграны или проиграны подобные судебные разбирательства, они ведут к разрушению сообщества и потере друзей, которые могли бы участвовать в разработке. Иски против других компаний или даже угрозы подобных исков заставляют и дружественные компании более настороженно относиться к сообществу и снижают интерес к совместной работе. Поэтому для обсуждений судебного принуждения к соблюдению GPL вполне подошёл бы заголовок «Юристы: вред для открытости, вред для сообщества, вред для проектов». Активность юристов организации SFC, отстаивающих интересы GPL в суде, Линус сравнил с Тифозной Мэри, резюмировав, что если и обсуждать обеспечение соблюдения GPL то только с участием разработчиков, без юристов.
    http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=45038


  1. blackmag
    02.09.2016 22:01

    Рамиль, отличный материал. Решили, что нужно будет сделать инфографику по УП и методичку с учётом тех «болей», которые вы написали. Если будет нужна информация о других проблемах, с которыми сталкиваются такие компании как ваши, к вам можно будет обратиться за информацией?


  1. Teemon
    03.09.2016 01:35

    Как и в случае с актом приема-сдачи заказчик может просто не приложить ваш ответ на претензию и даже не упоминать о том, что такой ответ он когда-либо получал. Наоборот, он будет утверждать, что ответа не было, и вам придется доказывать суду, что вы своевременно отправили ответ, а заказчик его получил.

    Как в случае с актом выполненных работ, так и в случае с ответом на претензию, ваш оппонент рассчитывает на то, что вы не подадите своевременно документы или допустите ошибку при их подаче. В результате ваш заказчик может выиграть дело. А если документ будет предоставлен суду, никаких штрафов и других наказаний за преднамеренное искажение фактов он не несет.

    Неужели нет никакого механизма ответственности за такие действия!? Это ведь заведомо ложная информация, если вы в суде предоставите бумагу с актом выполненных работ с подписью заказчика? В этом я так понимаю, весь корень.


    1. JustRamil
      03.09.2016 10:50

      Неужели нет никакого механизма ответственности за такие действия!? Это ведь заведомо ложная информация, если вы в суде предоставите бумагу с актом выполненных работ с подписью заказчика? В этом я так понимаю, весь корень.

      Очень трудно доказывать преднамеренность действий. Всегда можно сказать забыл или не знал, может сгореть архив с документами. И вообще судиться может один руководитель компании, а оказывали услуги когда был другой.


      1. Teemon
        03.09.2016 11:05

        Там в акте — ПОДПИСЬ. Это не забыл или не знал, это конкретное деяние, вот в чем момент.


  1. artyomtiteev
    03.09.2016 15:32
    +1

    Интересно стало. Кроме возражений против иска, средством защиты является встречный иск. Так вот там похоже не все так радужно для истца становится, и есть вариант уйти от упрощенки. Неплохой способ контратаки и в случае упрощенного порядка, должно быть?


    1. artyomtiteev
      03.09.2016 15:36
      +1

      Типа — тоже шлем претензию с требованием принятия работ по акту такому-то, получаем/неполучаем отписку, подаем встречный иск с подтверждением работ/услуг. Возможно? Трудно, конечно маленькой компании такое сделать, но все же…


      1. JustRamil
        03.09.2016 16:14

        Методы защиты я еще опишу позднее. Статья итак не маленькая получилась.


        1. artyomtiteev
          03.09.2016 16:54
          +1

          Спасиб. Буду ждать с нетерпением. Просто, сразу фантазия разыгрывается, и начинаешь искать варианты, примеряя ситуацию на себя. :)


  1. SelectVim
    03.09.2016 23:07
    +1

    На правах юриста хочу вас похвалить — как неюрист вы очень хорошо с темой разобрались.

    Несколько сумбурных дополнений, если позволите.

    Касательно безопасности 100% предоплаты. Просто лучше запомнить, что если вы бумажками не подтвердили работы, то эта предоплата является неотработанным авансом и подлежит возврату как неосновательное обогащение. А сверху еще и проценты за пользование чужими денежными средствами взыщут.

    Я вас, возможно, еще больше огорошу с упрощенкой, но с 1 июля 2016 года в арбитражном процессе стал обязательным судебный приказ. Это «супер-упрощенка». Без вообще какого-либо судебного производства. Выносится в течение 10 дней с момента обращения в суд. На отмену 10 дней с момента получения.

    Применяется в трех случаях, но скажу только о двух (третий — экзотика): по взысканию всяких налогов и штрафов до 100 000 рублей, и второе, «требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает четыреста тысяч рублей».

    Аналогично с упрощенкой. Звучит сложно, но я поясню. Вы подписали с заказчиком акт сверки. Где висит перечисленный вам аванс до 400 000 рублей. И сроки выполнения работ прошли. Всё. Можно получать приказ. Проблема даже не в том, чтобы успеть его отменить. Это просто. Даже обосновывать не надо. Написали просто «не согласен» и приказ подлежит отмене. Дальше вашему заказчику нужно будет снова в суд идти, но уже в порядке искового производства. Проблема в том, что очень многие IT компании небольшие сидят не по юрадресам и без всякого абонентского почтового обслуживания. По закону риск неполучения юридически важного сообщения по адресу, где располагается исполнительный орган юридического лица (юрадрес и есть), несет такое юридическое лицо. То есть письмо вернулось в суд обратно, но считается, что вы его получили. Потом у вас спишут деньги и вы ничего не сможете сделать. Ни обжаловать, ни отменить.

    Касательно подтверждения факта выполнения услуг. Лучше всего прописывать четкий порядок подтверждения приемки работ. Например, заказчик должен в течение 5 рабочих дней с момента получения акта выполненных работ направить мотивированный отказ от приемки. В случае пропуска этого срока вы имеете право подписать акт в одностороннем порядке. Не стесняйтесь записывать результаты работ на диск и передавать тоже отдельно под роспись. Нет ощутимого результата работ? Направляйте отчеты по работе. Пропишите порядок согласования отчетов. Привяжите их к этапам и закрывайте каждый этап отдельным актом. Придумали концепцию? Распечатайте на бумаге и отдайте на подпись. Не надейтесь на свидетелей. В арбитражных судах судьи очень неохотно идут на их вызов. Здесь главенствуют бумажки. А ваших работников в качестве свидетелей судья тем более вряд ли вызовет. Вот если вы кого-то со стороны заказчика уговорите… Но не факт, что судью и это устроит.

    Про воровство идей. Прописывайте в договоре, что право использовать результаты интеллектуальной деятельности заказчик получает только после 100% оплаты. Но имейте ввиду, что вы должны иметь доказательства передачи этих результатов. Те же распечатанные концепции хотя бы.

    Самой упрощенки бояться сильно не стоит. Для компаний без своего юриста сложность, конечно, в сроках. Но сама по себе концепция больше несет сложностей профессиональным судебникам. Если позиция слабая, то хороший юрист может прощупать судью и понять, где она «плавает», и от этого уже играть.

    Про претензию от заказчика. Суд не придаст вообще никакого особого значения вашему молчанию и отсутствию ответа. По сути с 01 июня 2016 года это просто обязательная стадия для большинства дел. Вот и всё. Меня как юриста большая часть претензий вообще обходит стороной. Если просят разобраться, я просто спускаю это в другие отделы с вопросом «должны или не должны, и что вы хотите с этим сделать»? Если финансово вопрос этот закрывать не хотят, то просто ждем иска. Там уже дело другое. Разбор серьезный. Но претензия редко когда имеет значение отдельно. В ней можно вообще ересь написать. Если я на эту ересь не ответил, что ж мне теперь виноватым за это быть?

    Как защититься от дробления исков. Есть такой процессуальный механизм как объединение дел в одно производство. Нужно заявить ходатайство, к примеру, об объединении однородных дел. Удовлетворит судья ходатайство или нет — как повезет. Кстати, здесь еще другая проблема может появиться. Если вы дело проиграете, то другая сторона может заявить и о взыскании судебных расходов. Десять дел — десять взысканий. Хотя дела по сути одинаковые. Но если заказчику откажут, то взыскивать расходы сможете уже вы. Главное, подтвердить их.


    1. JustRamil
      03.09.2016 23:14
      +1

      Спасибо большое за столь развернутый комментарий.
      Да, мы уже подали ходатайства для объединения нескольких дел в одно. И отзывы тоже. Теперь мониторю «Мой арбитр».


      1. ColorCast
        10.09.2016 04:55

        Какая минимальная сумма, которую рентабельно отстаивать в суде?


        1. JustRamil
          10.09.2016 14:04

          Мое мнение — любая.