Человек, впервые решивший стать фрилансером, вынужден решить множество различных задач и проблем, прежде чем он будет получать стабильную прибыль. В этой статье я рассмотрю основные.

image

Далее я приведу задачи в порядки их возникновения и возможные решения. Также я сделаю предположение (хотя оно довольно грубое), что фрилансер уже знает чем он хочет заниматься и имеет некоторые навыки.

Итак первая задача для фрилансера — это выбор бирж, на которых он будет работать. Конечно лучше всего работать на всех значимых биржах, чтобы иметь доступ к наибольшему количеству проектов. Однако это не очень удобно и требует траты времени на регистрацию и освоение. К тому же на разных сайтах разные системы рейтинга и дополнительные услуги (платные). Поэтому хорошим решением будет выбор нескольких наиболее крупных бирж или оптимальных с точки зрения конкуренции и дэмпинга. Но даже этот вариант требует некоторого времени на изучение различных вариантов. Поэтому наиболее распространенным является выбор той биржи с которой человек впервые столкнулся (нашел через поисковик, рекламу и т.п.).

Следующая задача состоит в том, чтобы получить доступ к выполнению проекта. При решении этой задачи возникают две сопутствующие ей:

  1. Как определить выгодность проекта (количество затраченного времени / прибыль). Актуальна для проектов с постоянным бюджетом.
  2. Как оценить вероятность того что заказчик выберет вас среди остальных предложений.

Это сложные и нетривиальные задачи, которые решаются фрилансерами, как правило, интуитивно, исходя из опыта. Неумение решать эти задачи приводит к тому что фрилансер выбирает либо слишком невыгодные («работать за еду»), либо слишком сложные («а вдруг получится») проекты. Как результат, остается недовольным либо сам фрилансер, либо заказчик.

И наконец, стратегическая задача — как определить своё дальнейшее развитие и рост. Эта задача сугубо индивидуальна и может решаться как целенаправленно, так и по воле случая. Основные варианты: продвижения себя на биржах, объединение в команду, работа преимущественно с группой постоянных клиентов, карьера в компании и т.п.

С этими задачами сталкивается каждый начинающий фрилансер, и от способности их решать зависит его успех.

Между тем немногие начинающие фрилансеры уделяют им должное внимание. Например, те, которые пришли во фриланс в поисках быстрого и легкого заработка. В свою очередь такая неуверенность приводит к предвзятому отношению заказчиков к новичкам.

Каждая из вышеприведенных задач достойна отдельного и более детального рассмотрения. Сюда можно также добавить темы взаимодействия с заказчиком и адекватной оценки стоимости своей работы.

Комментарии (15)


  1. ploop
    20.05.2015 16:38
    +4

    Какой-то капитанский пост.
    Расскажите, например, как новичку с нулевыми рейтингами, нулевым количеством заказов и прочим получить первый заказ? Когда на эти заказы слетаются как коршуны конкуренты с тысячами довольных отзывов.


    1. zharikovpro
      21.05.2015 02:30
      +4

      Ниже — ряд рекомендаций из моего личного опыта, различных гайдов для фрилансеров и наблюдения за рынком. Порядок перечисления пунктов выбран хронологический, но это не главное. Применяйте их в комплексе, чем больше, тем лучше. И весьма быстро получите заказы. Конечно при том условии, что вы обладаете реальными навыками для их выполнения.

      1) Грамотно и полностью заполните профиль. Посмотрите на примеры профилей топовых фрилансеров в вашей теме, берите пример с них.

      2) Если есть возможность пройти какие-либо тесты для подтверждения квалификации — пройдите.

      3) Если можно разместить портфолио — разместите. Если можно дать ссылку на свой сайт с портфолио — дайте.

      4) Если можно купить премиум аккаунт и тем самым выделиться — купите.

      5) Мониторьте новые заявки по возможности в реальном времени и отвечайте на них как можно быстрее. Идеальная ситуация — когда вы отвечаете первым. Чем раньше вы среагировали, тем больше привлечете к себе внимания со стороны заказчика. И у вас будет шанс вступить с ним в активную переписку раньше всех, пока у заказчика много сил. Таким образом вы ему запомнитеть. Оперативность реагирования весьма ценится.

      6) В ответ на заявку напишите внятное развернутое письмо. Продемонстрируйте свой опыт в теме, сошлитесь на аналогичный опыт в прошлом. Задайте уточняющие вопросы, предложите какие-то интересные варианты и т.п. Это большая тема, общие рекомендации традиционно описывает любая приличная крупная биржа.

      7) Если можно хоть что-то продемонстрировать или сделать по заявке заранее — покажите это заказчику. Например, список технологий на которых вы могли бы это сделать, или макет, или прототип и т.п.

      8) Оставляйте заявки на «неудобные» работы, где мало конкурентов в силу их специфики (нишевая технология, необычные требования, ультракороткий срок, сложная задача и т.п.)

      9) Дайте клиенту «бонус» — поработайте по более низкой ставке или цене, чем обычно. На начальном этапе важнее заработать отзывы, чем получить серьезные деньги. Воспринимайте скидку как инвестицию в репутацию. В некоторых случаях можно даже сделать что-то почти бесплатно или бесплатно за отзыв. Конечно, это легче всего делать на простых мелких и быстрых заказах. Много вкладываться не придется, а число хороших отзывов и довольных клиентов будет быстро расти.


    1. zharikovpro
      21.05.2015 02:33
      +1

      Еще важный момент: заявок нужно оставлять много! Если при применении рекомендаций из предыдущего коммента будет завершаться сделкой хотя бы 1 заявка из 10 — уже хорошо.


      1. je56
        22.05.2015 14:45

        На первом этапе так делал, но не очень помогало, результат появился, когда сконцентрировался на качестве, то есть:

        — отбирал задачи, которые точно знаю как делать,
        — отбирал заказчиков по рейтингу, стране, по описанию задачи, делая предположение, что данный клиент предпочтёт фрилансера из восточной Европы со средним рейтом вообще и меня в частности,
        — думал над тем, какие формулировки в заявке будут более действенными,
        — сгенерировал RSS ленту, написал скрипт, который её регулярно обновляет и при появлении ключевых слов подаёт сигнал,

        но это только мой опыт, около полугода.


        1. zharikovpro
          22.05.2015 17:11

          Так вы написали другими словами то же самое) Новое добавление, которое я забыл упомянуть — отбор заказчиков. Спасибо, это действительно важно! Конкурировать в копеечных заявках на junior'ов с индусами и китайцами очень сложно. Лучше искать задачи для middle / expert (если такая градация есть на бирже). Ну и более опытных клиентов, конечно.


    1. edwardspec
      29.05.2015 18:17
      +2

      Расскажите, например, как новичку с нулевыми рейтингами, нулевым количеством заказов и прочим получить первый заказ?
      Из моего опыта (начал фрилансить в марте этого года) — я цеплял заказчиков нетривиальными cover letter, и именно это помогло мне получить первый, второй и третий заказ.

      Во втором заказе (troubleshooting веб-сервера) было 26 applicant-ов. Я в cover letter написал, в чём в точности, по моему мнению, проблема и как я собираюсь её решить.
      В третьем заказе (deploy/сопровождение приложения) я написал конкретные предложения по проекту и вопросы «не для галочки».

      Никогда не бойтесь откликаться на вакансии, на которые уже откликнулось огромное количество человек. Возможно, все они послали шаблонное «Hello, I can do it, please trust me :)», а вы один показали себя как специалист ещё до интервью.


      1. ploop
        01.06.2015 11:33

        Спасибо!
        Я пока не решился, пока работаю, но «дело пахнет керосином», а сколько времени осталось — вопрос… И кроме фриланса мыслей больше нет.


  1. Kypaku Автор
    20.05.2015 17:08

    Разумеется простого ответа на этот вопрос нету. Иначе все бы давно уже знали это. Шансов на какой-то конкретный заказ действительно немного. Однако если выбрать достаточно много подходящих проектов, то вполне возможно что получится стать исполнителем в одном из них.

    К тому же для начала можно воспользоваться разными «хитростями»: например отыскать проекты, в которых заказчик указал контактные данные — при личном разговоре шансов больше.