Метапрограммирование — вид программирования, связанный с созданием программ, которые порождают другие программы как результат своей работы (wiki). Это достаточно общий термин, к которому, согласно той же википедии, относится и генерация исходного кода внешними инструментами, и различные препроцессоры, и «плагины к компилятору» — макросы с возможностью модификации синтаксического дерева не посредственно в процессе компиляции, и даже такая экзотическая возможность, как самомодифицирующийся код — модификация программы самой программой непосредственно во время выполнения.

Хотя, конечно, самомодифицирующийся код — это скорее отдельная большая тема, достойная отдельного исследования; здесь под метапрограммированием мы будем понимать процессы, происходящие во время компиляции программы.

Метапрограммирование реализовано в той или иной мере в очень разных языках; если не рассматривать экзотические и близкие к ним языки, то самым известным примером метапрограммирования является С++ с его системой шаблонов. Из «новых» языков можно рассмотреть D и Nim. Одна из самых удачных попыток реализации метапрограммирования — язык Nemerle. Собственно, на примере этой четверки мы и рассмотрим сабж.

Метапрограммирование — интереснейшая тема; в этой статье я попытаюсь разобраться, что же это такое, и каким оно должно быть в идеальном случае.

Этапы компиляции


Прежде чем начать обсуждение темы, нам следует обратиться к тому, как же работает компилятор.
Итак, на входе компилятора — исходный код в виде текста программы.

Первый этап компиляции — лексический анализ. На этом этапе программа из сплошного текста разбивается на токены (лексемы) — каждая переменная, литерал, оператор, ключевое слово, комментарий становится отдельным объектом. Разумеется, работать с такими объектами куда удобнее, чем непосредственно со строками исходника.

Следующий этап — синтаксический анализ, построение синтаксического дерева. На этом этапе линейная структура превращается в иерархическую; в такую, какой мы ее собственно и представляем при написании программ. Классы, функции, блоки кода, операции становятся узлами абстрактного синтаксического дерева (AST). Синтаксический анализ сам по себе состоит из многих этапов; куда входит и работа с типами (включая вывод типов), и различные оптимизации.

Завершающий этап — генерация кода. На основе синтаксического дерева генерируется виртуальный и/или машинный код; здесь все зависит от целевой архитектуры — распределяются регистры и память, узлы дерева превращаются в последовательности команд, проводится дополнительная оптимизация.

Нас в первую очередь будут интересовать лексический и синтаксический анализ (хотя на этапе генерации кода метапрограммирование тоже возможно… но это отдельная, большая и совсем неизученная тема).


Лексические макросы


Один из самых старых инструментов метапрограммирования, доживший до наших дней — сишный препроцессор. Вероятно, первые препроцессоры действительно были отдельными программами, и после препроцессирования возвращали результат своей работы обратно в формат исходного текста. Препроцессор лексический, потому что работает на уровне лексем — то есть после получения последовательности токенов (хотя на самом деле препроцессор все же производит простейший синтаксический анализ для своих целей — например для собственных макросов с аргументами). Препроцессор умеет заменять одни последовательности токенов на другие; он ничего не знает о синтаксической структуре программы — поэтому на нем так легко сделать знаменитое
#define true false

Проблема «сишного» препроцессора в том, что он — с одной стороны — работает на слишком раннем этапе (после лексического анализа, когда программа еще мало чем отличается от простого текста); с другой — это не полноценный язык программирования, а всего лишь система условной компиляции и замены одних последовательностей лексем на другие. Конечно, и на этом можно сделать многое (см. boost.preprocessor), но все-же до полноценного — и что самое главное понятного и удобного — метапрограммирования он не дотягивает.

Шаблоны С++


Следующий наиболее известный инструмент метапрограммирования — шаблоны С++ — конструкции, позволяющие создавать параметризированные классы и функции. Шаблоны, в отличие от сишных макросов, работают уже с синтаксическим деревом. Рассмотрим самый обычный шаблон в С++
template<class T, int N>
struct Array
{
  T data[N];
};

и его применение (инстанцирование):
Array<int,100> arr;


Что здесь происходит с точки зрения компилятора? Шаблонная структура — это отдельный, специальный узел AST; у шаблона есть два параметра — тип и целочисленная константа. В точке инстанцирования шаблона параметры шаблона (которые тоже на самом деле являются узлами AST) подставляются в тело шаблона вместо формальных имен параметров; в результате происходит создание (или поиск ранее созданного) узла, который и используется в основном синтаксическом дереве. Здесь важно следующее: и сам шаблон, и параметры шаблона в точке инстанцирования — это не просто тип и число, это ноды синтаксического дерева. То есть, передавая тип int и число 100, вы на самом деле конструируете и передаете два маленьких синтаксических дерева (в данном случае — с одним единственным узлом) в синтаксическое дерево побольше (тело шаблона) и получаете в результате новое дерево, которое вставляется в основное синтаксическое дерево. Похоже на механизм подстановки сишных макросов, но уже на уровне синтаксических деревьев.

Разумеется, параметры шаблона могут быть и более сложными конструкциями (например в качестве типа можно передать std::vector < std::set < int > > ). Но здесь самое время обратить внимание на принципиальную неполноту возможностей шаблонов С++. В соответствии с пунктом стандарта 14.1 параметрами шаблона могут быть только типы и некоторые не-типы: целые числа, элементы перечислений, указатели на члены класса, указатели на глобальные объекты и указатели на функции. В общем логика понятна — в списке есть то, что может быть определено на этапе компиляции. Но например, в нем по непонятным причинам нет строк и чисел с плавающей точкой. А если вспомнить то, что параметры — это ноды AST, то становится очевидно, что нет и многих других полезных вещей. Так, что мешает передать в качестве параметра произвольную ноду AST, например имя переменной или блок кода? Аналогично, сами шаблоны могут быть только классами (структурами) или функциями. А что мешает сделать шаблоном произвольный блок кода — как императивного (управляющие операторы, выражения), так и декларативного (например фрагмент структуры или перечисления)? Ничего, кроме отсутствия таких возможностей в самом С++.

От шаблонов — к синтаксическим макросам


Механизм шаблонов, даже в том виде в котором он существует в С++, предоставляет достаточно широкие возможности метапрограммирования. И тем ни менее, это всего лишь система подстановок одних фрагментов AST в другие. А что если пойти дальше, и, кроме подстановок, разрешить что-то еще — в частности, выполнение произвольных действий над нодами AST с помощью скрипта? Это и есть синтаксические макросы, самый мощный инструмент метапрограммирования на сегодняшний день. Произвольный код, написанный программистом и выполняющийся на этапе компиляции основной программы, имеющий доступ к API компилятора и к структуре компилируемой программы в виде AST, по сути — полноценные плагины к компилятору, встроенные в компилируемую программу. Не так уж много языков программирования реализует эту возможность; одна из лучших на мой взгляд реализаций — в языке Nemerle, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Вот простейший пример из почти официальной документации:
macro TestMacro()
{
    WriteLine("compile-time\n");
    <[ WriteLine("run-time\n") ]>;
}

Если в другой файл вставить вызов макроса (который кстати не отличается от вызова функции)
TestMacro();

то при компиляции мы получим сообщение «compile-time» в логе компилятора. А при запуске программы в консоль будет выведено сообщение «run-time».

Как мы видим, макрос — это обычный код (в данном случае на том же языке Nemerle, что и основная программа); отличие в том, что этот код выполняется на этапе компиляции основной программы. Таким образом, компиляция разделяется на две фазы: сначала компилируются макросы, а затем — основная программа, при компиляции которой могут вызываться скомпилированные ранее макросы. Первая строчка выполняется во время компиляции. Вторая строчка содержит интересный синтаксис — специальные скобки <[ ]>. С помощью таких скобок можно брать фрагменты кода как-бы в кавычки, по аналогии с обычными строками. Но в отличие от строк, это фрагменты AST, и они вставляются в основное синтаксическое дерево программы — в точности как шаблоны при инстанцировании.

А специальные скобки нужны потому, что макросы, в отличие от шаблонов, находятся как-бы в другом контексте, в другом измерении; и нам нужно как-то разделить код макроса и код, с которым макрос оперирует. Такие строки в терминах Nemerle называются квазицитатами. «Квази» — потому, что они могут конструироваться на лету с помощью интерполяции — фичи, известной всем, кто пишет на скриптовых языках, когда в строку с помощью специального синтаксиса можно вставлять имена различных переменных, и они превращаются в значения этих переменных. Еще один пример из документации:
macro TestMacro(myName)
{
  WriteLine("Compile-time. myName = " + myName.ToString());
  <[ WriteLine("Run-time.\n Hello, " + $myName) ]>;
}

Аргумент — нода AST (также как и для шаблонов); для вставки ноды в квазицитату используется символ $ перед ее именем.

Разумеется, вместо такой строки можно было сконструировать вставляемый фрагмент AST вручную — с помощью API компилятора и доступных в контексте макроса типов, соответствующих узлам AST. Что-то типа
new FunctionCall( new Literal("run-time\n") )

но ведь гораздо проще написать код «как есть» и доверить работу по построению AST компилятору — ведь именно для этого он и предназначен!

В языке D метапрограммирование представлено с помощью шаблонов (которые в общем похожи на шаблоны С++, хотя есть и определенные улучшения) и «миксинов». Рассмотрим их подробнее. Первый тип — шаблонные миксины; то самое расширение шаблонов возможностью делать шаблонным произвольные фрагменты кода. Например, эта программа выведет число 5.
mixin template testMixin()
{
      int x = 5;
}
int main(string [] argv)
{
     mixin testMixin!();
     writeln(x);
    return 0;
}

переменная, объявленная в миксине, становится доступна после включения миксина в код.

Второй тип миксинов — строковые миксины; в этом случае аргументом ключевого слова mixin становится строка с кодом на D:
mixin (`writeln("hello world");`);

Строка, разумеется, должна быть известна на момент компиляции; и это может быть не только константная явно определенная строка (иначе в этом не было бы никакого смысла), но и строка, сформированная программно во время компиляции! При этом для формирования строки могут использоваться обычные функции языка D — те же самые, которые можно использовать и в рантайме. Разумеется, с определенными ограничениями — компилятор должен иметь возможность выполнить код этих функций во время компиляции (да, в компилятор языка D встроен довольно мощный интерпретатор самого языка D).

В случае строковых миксинов мы не работаем с узлами AST в виде квазицитат; вместо этого мы работаем с исходным кодом языка, который формируется явно (например путем конкатенации строк) и проходит полный путь лексического и синтаксического анализа. У такого способа есть и преимущества и недостатки. Лично мне прямая работа с AST кажется более «чистой» и идеологически правильной, чем генерация строк исходного кода; впрочем, и работа со строками может оказаться в какой-то ситуации полезной.

Еще можно совсем кратко упомянуть язык Nim. В нем ключевое слово template работает похоже на mixin template из D (а для классических шаблонов в стиле раннего С++ используется другое понятие — generic). С помощью ключевого слова macro объявляются синтаксические макросы, чем-то похожие на макросы Nemerle. В Nim сделана попытка формализовать фазы вызова шаблонов — с помощью специальных прагм можно указать, вызывать ли шаблон до разрешения имен переменных или после. В отличие от D, есть некоторое API к компилятору, с помощью которого можно явно создавать узлы AST. Затрагиваются вопросы «гигиеничности» макросов (макрос «гигиеничен», если он гарантированно не затрагивает идентификаторы в точке его применения… мне бы следовало рассмотреть эти вопросы более подробно, но наверное в другой раз).

Выводы


Глядя на реализацию метапрограммирования в разных языках, появляются некоторые мысли о том, как оно должно выглядеть в идеальном случае. Вот некоторые мысли:

Метапрограммирование должно быть явным

Вызов макроса — это весьма специфическая вещь (на самом деле ОЧЕНЬ специфическая вещь!), и программист должен однозначно визуально идентифицировать такие макросы в коде (даже без подсветки синтаксиса). Поэтому синтаксис макросов должен явно отличаться от синтаксиса функций. Более-менее это требование выполняется только в D (специальное ключевое слово mixin в точке вызова); в Nemerle и Nim макросы неотличимы от функций. Более того, в Nemerle существует еще несколько способов вызова макроса — макроатрибуты и возможность переопределения синтаксиса языка… здесь можно немножко отвлечься и отметить, что синтаксис, в отличие от функций и классов — глобален; и я скорее отрицательно отношусь к такой возможности, потому что она приводит к размыванию языка и превращению его в генератор языков, что означает, что для каждого нового проекта придется изучать новый язык… перспектива, надо сказать, сомнительная)

Использование того же самого языка для программ и метапрограмм не обязательно
Во всех рассмотренных примерах метапрограммы (макросы) писались на том же самом языке, что и основная программа. Похоже, разработчики языков не задумывались о возможности использовать для макросов другой язык программирования, более приспособленный для интерпретации, чем для компиляции.

Между тем, пример альтернативного подхода всегда лежал на поверхности: в web программировании используется язык разметки html и язык программирования javascript; javascript исполняется во время рендеринга (аналога компиляции) html, из скриптов доступна объектная модель документа html (HTML DOM) — достаточно близкий аналог AST. С помощью соответствующих функций можно добавлять, модифицировать и удалять узлы HTML DOM, причем на разных уровнях — как в виде исходного кода html, так и в виде узлов дерева DOM.

// формируем html в виде текста, аналогично mixin в D
document.getElementById('myDiv').innerHTML = '<ol><li>html data</li></ol>';
// формируем html в виде узлов дерева, аналогично Nim
var link = document.createElement('a');
link.setAttribute('href', 'mypage.htm');
document.getElementById('myDiv').appendChild(link);

Какие же преимущества и недостатки такого подхода?
Очевидно, метапрограмма не должна иметь возможности обрушить или подвесить компилятор. Очевидно, что если писать метапрограммы на СИ — с указателями и прочими низкоуровневыми вещами, то обрушить его будет очень просто. С другой стороны, использовать общий код в программах и метапрограммах — это удобно. Хотя этот «общий код» все равно ограничится какими-то совсем уж общими вещами вроде чистых алгоритмов: API компилятора неприменимо в программах, а библиотеки «реальной ОС» (в том числе графика, оконная система, сеть...) весьма слабоприменимы в метапрограммах. Конечно, можно во время компиляции создать пару своих окошек и вывести их на экран, но зачем?

Таким образом, совершенно необязательно, чтобы программы и метапрограммы были на одном языке. У программ и метапрограмм совершенно разные задачи и совершенно разные среды выполнения. Наверное, лучшее решение — оставить программисту свободу и использовать несколько языков: как безопасное подмножество основного языка, так и какой-нибудь распространенный скриптовый язык — тот же javascript вполне подойдет.

Стандартизация API компилятора
Появление и распространение в каком-то языке полноценного метапрограммирования неизбежно потребует стандартизации API компилятора. Безусловно, это положительным образом сказалось бы на качестве самих компиляторов, на их соответствии Стандарту и совместимости между собой. И думается, что пример html и браузеров сам по себе весьма неплох. Хотя структура AST сложнее чем html разметка (несочетаемость некоторых узлов и прочие особенности), взять за основу для построения такого API опыт браузерных технологий в сочетании с опытом существующих реализаций метапрограммирования было бы весьма неплохо.

Поддержка со стороны IDE
Метапрограммирование может быть достаточно сложным. До сих пор все известные мне реализации не предполагали каких-либо средств, облегчающих труд программиста: а компилировать в уме — та еще затея (конечно есть любители...). Хотя метапрограммисты на С++ например именно этим и занимаются. Поэтому я считаю необходимым появление таких средств, как раскрытие шаблонов и макросов в специальном режиме IDE — как в режиме отладки, так и в режиме редактирования кода; какой-то аналог выполнения кода «из командной строки» REPL для макросов. У программиста должен быть полный набор инструментов для визуального доступа к AST, для отдельной компиляции и тестового запуска макросов, для «компиляции по шагам» (именно так — для просмотра в специальном отладчике как работает макрос при компиляции основного кода в пошаговом режиме).

Ну вот пожалуй и все. Очень многие вопросы остались за кадром, но думаю, даже этого достаточно, чтобы оценить невероятную мощь метапрограммирования. А теперь представьте, что это все уже сейчас было бы в С++. Посмотрите на библиотеку Boost, на те удивительные и невероятные вещи, которые делают люди даже на существующих шаблонах и лексических макросах…

Если бы это было так… какие поистине Хакерcкие возможности открылись бы перед нами!

Комментарии (24)


  1. mx2000
    25.05.2015 01:06
    +4

    макросы растишки (rust) вполне себе удовлетворяют ряду условий:
    — вы определенно знаете, что вызываете макрос (благодаря синтаксису)
    — язык макроса может быть любым (благодаря плагинам компилятора)
    — растишка умеет разворачивать макросы в «конечный» сырец, так что всегда можно увидеть во что превратился тот или иной макрос в конкретном месте

    doc.rust-lang.org/book/macros.html

    зы. а вообще забавно читать про метапрограммирование и не обнаружить слова lisp.


    1. NeoCode Автор
      25.05.2015 10:02

      Меня интересуют в первую очередь си-подобные языки. Ну и конечно всего не охватить в одной статье… хотя конечно Rust можно было упомянуть, я просто не успел еще разобраться с его макросами. По Rust (как и по Nim) на данный момент крайне мало документации, надеюсь в ближайшее время что-то поменяется в лучшую сторону в связи с выходом 1.0. Что же касается lisp, то это язык с сильно отличающимся от «мейнстрима» синтаксисом, этот фактор усложняет понимание.


      1. Duduka
        25.05.2015 13:04

        Голый AST усложняет понимание?


        1. NeoCode Автор
          25.05.2015 13:12
          +3

          Непривычный синтаксис усложняет понимание. Это примерно то же самое как в статьях, в которых пытаются объяснить что же такое монады, используются примеры на Haskell. Возможно, внутри Haskell это даже достаточно простая и естественная концепция, но когда смотришь на код, мозгу с непривычки не за что зацепиться:)


          1. Duduka
            25.05.2015 13:42

            Да, похоже, система программировения — прежде всего, задачи которые в ней решаются, вне их языки не имеют очевидной семантики.


      1. Googolplex
        25.05.2015 21:38

        По Rust есть целая большая официальная книга, на главу которой про макросы выше привели ссылку. И Rust, кстати, всё-таки по синтаксису гораздо ближе к C, чем Nim или Nemerle.


  1. lockywolf
    25.05.2015 01:29
    +5

    >> сплайсинга — фичи, известной всем, кто пишет на скриптовых языках, когда в строку с помощью специального синтаксиса можно вставлять имена различных переменных

    Это, вроде, интерполяцией называется.


    1. NeoCode Автор
      25.05.2015 09:42

      Да, вы правы, поправил.


  1. encyclopedist
    25.05.2015 02:15
    +4

    1. В C++ есть ещё один способ — это constexpr, который позволяет выполнение кода во время компиляции (не любого, с ограничениями).
    2. Не все компиляторы C++ основаны на AST. Главный пример такого динозавра — это MS Visual Studio, из-за чего в VS сильно затруднена реализация мета-возможностей, в частности, как раз полноценной поддержки constexpr нет, и будет не скоро.


    1. NeoCode Автор
      25.05.2015 10:04
      +2

      Не все компиляторы C++ основаны на AST. Главный пример такого динозавра — это MS Visual Studio

      А где можно с этим ознакомиться подробнее? (интересно, на чем же он основан тогда?...)


      1. encyclopedist
        25.05.2015 16:19
        +4

        Ну открытой информации нету. Я знаю это по комментариям Stephan T. Lavavej (псевдоним STL, мантейнер STL в микрософте), которому часто приходится на конференциях, в списках рассылки и в реддите оправдываться за плохую поддержку фич в C++.

        Вероятно, они работают с потоком токенов. По слухам, оправдывают это тем, что в Микрософте много внутреннего автогенерированного кода очень большого размера (функции в десятки тысяч строк (!)) с малым использованием фич. Они утверждают, что AST компиляторы с таким объёмом кода не справятся (хотя многие компиляторные эксперты с этим утверждением не согласны). STL писал, что компиляторная команда попытается в ближайшее время достичь поддержки костылями на текущей архитектуре, а в дальнейших планах у них полное переписывание (но это займет, видимо, несколько лет).

        Источники тут:
        — ветка в рассылке Буста начиная отсюда: http://lists.boost.org/Archives/boost/2014/06/214317.php
        — Обсуждения в реддите:
        C++17 progress update!
        Visual C++: quality of error messages
        C++11/14/17 Features In VS 2015 RC

        Ещё это обсуждалось на каких-то конференциях (вероятно CPPCon 2014), но я не помню в каких именно докладах (видео есть на Youtube, но как там что-то найти?).


        1. Gorthauer87
          28.05.2015 13:29

          Вангую, что они в конце концов задолбаются и возьмут фронтенд от clang'а.


          1. encyclopedist
            28.05.2015 14:26

            Они уже делают шаги в этом направлении:
            Visual C++ Team Blog: Bringing Clang to Windows
            Где-то (в списках рассылки?) была информация, что у микрософта такой франкенштейн уже есть (clang frontend + VS backend).


            1. encyclopedist
              28.05.2015 14:41

              А, вроде тут (обсуждение того поста в реддите): https://www.reddit.com/r/programming/comments/34kcn1/visual_c_team_blog_bringing_clang_to_windows/ (смотрите коммtнтарии spongo2)


            1. encyclopedist
              28.05.2015 14:43

              Но с другой стороны вот https://www.reddit.com/r/cpp/comments/36uq7s/vs_2015_considers_noexcept_specs_different_if/crm9o67:

              We should really do a Channel 9 video on this topic. No we haven't abandoned this. Yes, there is an AST now. There is still modernization work to be done. No, we haven't abandoned our frontend for Clang although we will also support clang. (see recent blog posts)


  1. misha_shar53
    25.05.2015 09:24
    -3

    Странно что не рассмотрен язык MUMPS В нем еще 100 лет назад проблема решена самым удачным способом.
    Средств метапрограммирования в этом языке несколько:
    Команда Xecute аргументом является строка с командами MUMPS которые и выполняются
    Косвенный синтаксис который позволяет имена переменных и аргументы команды задавать в виде выражения.
    Команда ZInsert позволяет строку вставить в любое место программы, таким образом можно сформировать в runtime любую программу.
    Команда ZSave сохраняет такую программу на диске и транслирует ее.
    Все просто и элегантно. При этом никакого другого языка кроме MUMPS не надо. В других языках метапрограммирование в зачаточном состоянии. Хотя конечно препроцессор Си вещь удобная, но говорить что это метапрограммирование довольно смело.


    1. NeoCode Автор
      25.05.2015 12:54

      Это называется eval. Тоже метапрограммирование, но другое, применимое в основном для интерпретируемых языков.


      1. misha_shar53
        25.05.2015 13:34

        Почти так. Но в MUMPS таких возможностей больше. Можно команды записать в дерево, а программой просто обходить такое дерево и выполнять команды хранящиеся в вершинах.
        Но я встречал упоминание о том что в Pascal можно в runtime оттранслировать команды и их выполнить.


        1. NeoCode Автор
          25.05.2015 14:02
          +2

          Когда в языке есть eval(), умеющий выполнять программы в виде строк, остальное неважно — хоть в дерево эти строки подвесить, хоть в список, хоть в циклический буфер:) Но это когда язык интерпретируемый. Если язык компилируемый, то для eval() программе нужно или тащить с собой компилятор (что совсем неразумно) или — что разумнее — иметь встроенный скриптинг на скриптовом языке и интерпретатор этого языка в виде библиотеки. Хотя языковая поддержка для таких вещей все равно желательна — например для прозрачного доступа к объектам компилируемого языка из скрипта.


          1. misha_shar53
            25.05.2015 16:16

            Безусловно надо либо транслировать текст исходного языка либо интерпретировать. Насчет неразумности я с вами не согласен. Если приложение существенно использует метапрограммирование, то это необходимо и очень разумно. Но для этого возможно нет необходимости иметь мощный оптимизирующий компилятор.


  1. m1el
    25.05.2015 09:39
    +4

    Метапрограммирование: какое оно есть и каким должно быть: LISP.


  1. konsoletyper
    25.05.2015 14:52

    Интересно, а annotation processors в Java можно считать метапрограммированием? А манипулирование байт-кодом на уровне class loader'ов или на уровне агентов?


  1. JIghtuse
    25.05.2015 17:23
    +1

    Спасибо, интересная статья.

    Сегодня в обсуждении на reddit один товарищ рассказывал, что в Guile очень крутая система макросов. Не знаю, насколько можно доверять комментарию (комментируемая статья — довольно толстый вброс), но по слухам, guile довольно просто встраивается в софт.

    Ещё в Ruby поддерживается метапрограммирование (целая книга по теме), но в детали не вникал.

    Аналогично, сами шаблоны могут быть только классами (структурами) или функциями.
    И переменными.


  1. StreetStrider
    27.05.2015 19:12

    Использование того же самого языка для программ и метапрограмм не обязательно
    Я с вами по большей части согласен, но и мысль иметь схожий синтаксис для языка и мета-языка тоже заманчива. В основе мета-генерации будут лежать всё равно все те же основы, что и при работе с «обычными» данными: определения, ветвления, циклы. А пройтись по мапе целых чисел или по мапе операторов языка разницы особой не имеет: суть цикл (за вычетом требования constexpr ко всем участникам последнего). Главное, чтобы вызов обычной функции и макроса в коде различались.

    Я думаю, разница между языком и его мета-языком тем больше, чем более строг и статичен язык. По мере добавления динамики грань между языком и мета-языком стирается, до тех пор, пока совсем не пропадёт на уровне символических выражений Лиспа.