Хочу поделится с вами шагами партизанского продвижения, которые проверил на себе. Возможно они кому-то будут полезны.

Если в двух словах, то речь пойдёт о продвижении сайта Винозавр, — агрегаторе цен на вина, частично превратившийся в место, где можно писать свои отзывы о продегустированном вине.

Перед запуском проекта очень хотелось создать интригу, и тем самым привлечь внимание к сайту. Для этого решил глянуть какие венчурные фонды существуют в России и взял первые 10 из тех, что удалось найти. Затем проанализировал их инвестиции. Внимание привлек ABRT, оказавшийся в средине моего рейтинга.

Скачал их логотип, влепил на сайте заглушку, разместив по центру логотип ABRT, пошёл на Roem и написал им в разделе «инсайды» вопрос: «ABRT вложился в винный стартап?» Ну и приложил ссылку на сайт vinozavr.ru. Забыв об этом продолжил разработку.

Неделю спустя сижу на работе, собираюсь пойти пообедать, как вдруг мне приходит от друга сообщение, мол Андрюха, ну ты даешь! И кидает ссылочку с Roem, где эта статья на главной.

Я, честно, не ожидал что это сработает. Чувство стыда за этот поступок не покидает меня по сей день, но я считаю, что иногда лучше попросить прощения, чем заранее спрашивать разрешения. Мотивация взлетела до небес и я начал работать еще быстрее, всё свободное время, включая выходные, отдавая проекту. Время пролетало незаметно.



Первая версия проекта готова, теперь нужно было рассказать про неё миру. Пошарил друзьям в фейсбуке, но чуда не произошло: счетчики google analytics всё ещё показывали меньше 1000 уников.

Отправил пресс-релизы изданиям, которые пишут про стартапы, но никто не хотел помогать. Выглядело общение с ними примерно так:



Я начал искать другие варианты. Нашел интервью про invisible, написал Сергею в фейсбук, но энтузиазма общаться у него явно не прослеживалось, поэтому ответов от него ждать я не стал.

Друзья подсказали биржи, где можно за деньги размещать в блогах пресс релизы, половина таких бирж отказалась работать из-за винной тематики сайта. Яндекс-директ и ВКонтакте тоже ответили, что не могут нарушать закон и рекламировать алкогольную тематику. Кстати, обходят это ограничение путем рекламирования бокалов под конкретное вино.

Стало совсем грустно.

Зарегистрировался на spark, одна из студий там проводила конкурс — бесплатный SEO-аудит для 5 стартапов, и я решил испытать удачу. Попал в счастливчики. На удивление аудит был хорош, видно что человек который делал его старался. Поскольку нужно помогать хорошим людям, я решил заказать у него полноценный SEO-аудит за деньги, чем остался очень доволен.

На этот момент я сидел и ждал, пока Яндекс проиндексирует странички и выдаст хотя бы ТИЦ 10, как оказалось потом, зря ждал. После того как Яша все сделал ничего не изменилось. Поэтому подобные мысли, что, мол, вот сейчас Яша всё проиндексирует и всё сразу же станет офигенно, тут же попрет поисковый трафик, нужно отбросить.

Но вернемся к нашим проблемам. В это время я был увлечен книжкой 60х годов, где описывались условия размножения вирусов. Это натолкнуло меня на следующую идею.

Решил попробовать сделать веселый квест который поможет выбрать вино. Надеясь что это будет смешно и весело. vinozavr.ru/sommelier

Зарегистрировался на фрилансим и начал искать исполнителя который адаптирует тексты. На это ушло, примерно, две недели. Я разметил описание работы которую нужно проделать и написал тестовое задание. То, что оно оплачивается, я решил не упоминать, что бы сравнить подход людей. После выполненного тестового задания, я кидал символические 100 рублей на телефон исполнителям.

Заметил такую штуку: если у вас изначально начинают требовать предоплату за короткое тестовое задание на пять минут, то практически гарантированно люди не смогут с ним справиться. Однако я в любом случае переводил им деньги за проделанную работу. В итоге выбрал исполнителя, мне написали тексты, я всё запрограммировал, пошарил в социальных сетях, но чуда снова не произошло. Тут, на мой взгляд, две причины: или вышло совсем не весело, или нужно уметь готовить критическую массу, после которой ссылка «выстрелит» и начнет реплицироваться в социальных сетях.

Тут я поймал себя на мысли, что программирование — не самая важная часть проекта, нужен баланс, а еще лучше тандем. Как бы хорошо не был сделан проект, без должной раскрутки он будет мертворожденным. Оглядываясь на свои прошлые проекты, я понял, что являюсь специалистом по программированию не востребованных вещей. Решил почитать умных книг, прочитал «Черный лебедь» и «Маркетинговые войны».

Сижу вечером, как обычно, программирую, звонит друг попить чаю. Встретились. За разговором выяснилось, что они с другом запустили небольшой контентный проектик. Увидев что я немного огорчен ходом событий по Винозавру, друг предложил мне сделать статью, которую они у себя опубликуют, и вот что из этого вышло: www.qwrt.ru/news/1661

Статья очень помогла. у меня появились новые друзья и часть постоянных пользователей на сайте. Я познакомился с одним сомелье из Италии, с которым мы разработали алгоритм похожих вин, ведь даже сейчас многие интернет-магазины вина не заморачиваются над тем, как правильно искать похожие вина.

Еду в аэроэкспрессе из домодедово, за окном дождь, сижу думаю что делать дальше. В голову пришла идея: менять вино на отзывы.

Звучит просто, но на деле оказалось все сложней. Итак понеслась.

Нужен бумажный пакет для бутылки вина. Нашел компании которые этим занимаются, их оказалось полным-полно. Сравнил цены, выбрал самых вменяемых, мой коллега Артём нарисовал макет. Отправил производителям макеты, оплатил. Через месяц пакеты напечатали, я поехал забирать заказ. Казалось бы, что может быть проще? Час ожидания, пока тётушки пообедают, час хождения по разным складам. В итоге забрал.

Полез на фейсбук искать людей, которых знает весь рунет, получился список из 60-ти человек.

Теперь вино. Пошел в магазин винотеку, купил вино «мужское» и «женское», вышло порядка 1500-2000 рублей за бутылку (евро тогда был по 46 рублей). Сотрудник магазина помог довезти бутылки до дома. Пятый этаж, без лифта, затащили в общем. «Жертвы» выбраны, вино есть, осталось привнести немного любви и труда.



Арендовал печатную машинку, на выходных засел и начал набирать письма. Ох, тут же вспомнил уроки игры на гитаре! Подушечки пальцев болели примерно так же. Вообще не понимаю как люди раньше печатали, одна ошибка и всё, перепечатываешь весь лист полностью заново. Пачка бумаги точно ушла на черновики.




Письма готовы, теперь нужны марки. Поскольку я родился в Монголии, то захотелось монгольских марок, из детства. Нашел на авито человека, который их продавал, созвонился, назначил встречу. Договорились встретиться на автобусной остановке. Прихожу и вижу интеллигентного дедушку, сидит в коричневых брюках с палочкой и ждет меня. Дедушка достал потёртый конверт вынул оттуда пачку марок, говорит: “выбирай сынок по 5 рублей за штуку”. Я выбрал себе 100 штук, с запасом, и протянул деду 500 рублей. Ещё одну купюру в 500 рублей я спрятал в его конверт с остальными марками. Пусть купить себе чего-нибудь вкусненькое покушать.




Заказал печатку с логотипом, купил воск. В итоге вся моя комната была усеяна конвертами. Упаковал все.





Теперь логистика. Нашел адреса компаний, где работают люди к которым я поеду, на карте составил маршрут. Начал искать машину, это оказалось тоже не простой задачей. Все известные службы такси не смогли мне помочь, так как такси на сутки для них было невозможной услугой. В итоге я нашел сайт с услугой «водитель на день», зарезервировал машину на ближайший день.

8 утра. Загрузились, поехали. Встречались случаи когда адрес офиса не соответствовал действительности, например у Алёны Владимирской, поэтому ей не достался мой презент. Еще фейл получался, когда нужный мне сотрудник уже не работал в компании. Таких получилось человек пять.

В 80% офисов охрана просила 100-200 рублей за то, что бы таксист мог меня подождать на парковке, пока я занесу вино. Стеснялись, но брали.

Интересен тот факт, что кто угодно может попасть практически в любой офис. Я приходил на ресепшен и говорил, что я курьер и у меня доставка, из-за этого девочки по ту сторону стойки ресепшена сразу теряли ко мне интерес, но мы не об этом =).

Первый вопрос который мне задавали: есть ли у меня пропуск, когда я говорил что я забыл заказать, они тут же мне его заказывали. Только в офисе СТС и Kama Games попросили паспорт. В офисе molotok.ru я прошел и свободно гулял по офису, ища стол нужного мне сотрудника. Но в основном я просил чтобы девушка с ресепшена сама передавала. У офиса rusbase нету звонка, что бы мне открыли дверь пришлось звонить через пару людей, не серьёзные они.

Больше всего мне понравилась девушка на ресепшене sports.ru я просто влюбился в нее с первого взгляда, но познакомится постеснялся. Очень красивая, если кто-то читает передайте ей эти слова :)

В итоге мне потребовалось два дня, чтобы развести вино. Это был ад, бесконечные пробки, жара… С 8 утра до 18 вечера бегаешь как заводной. Зато спал как младенец. Но, я вам скажу, оно того стоило. Я не жалею о потраченных ресурсах и силах. Словами сложно передать удовольствие которое получаешь читая отзывы, вот парочку из них:








Для себя я сделал вывод, что партизанский маркетинг работает. Не сидите на месте, думайте, делайте, ищите нестандартные подходы. Будьте вежливыми и добрыми, помогайте другим людям. Если следовать этим простым правилам, то все у вас получится! Всем бобра.

Комментарии ()