1-го января в 6 утра воскресенья мне пришла мысль поделиться с Хабра-сообществом о том, как писать статьи на Хабр, чтобы они попадали в Лучшее. За сутки, за неделю, месяц, и если вы сможете взломать 3000 паролей или сделать комикс в духе Фриланс vs. Офис, то и в лучшее за все время!


Кто я такой чтобы не пить советовать? — Спросите вы. Не вдаваясь в фаллометрию, я просто люблю писать про IT, а зарабатываю на жизнь разработкой на .NET. За что Microsoft (хотя не только за это), выдал мне ачивку MVP и это мотивирует писать дальше.


А официально, началось все с Хабрахабра в 2011-ом году. Когда я, задолбавшийся разбирать индусские С++-вермишелины, отрапортовал в песочницу пост про избыточность С++. При этом не сильно рассчитывая на фидбек или инвайт, а что называется — просто выговориться. Каково было мое удивление, когда через пару дней мне прилетел не один, а 3 инвайта. Сам пост взлетел в топ Хабра получив 275 плюсов и висит в “С++ / Лучшее” до сих пор.


Так я встал на путь любительского IT-блоггерства. Потом были попытки создать свои тематические блоги про мобильную разработку, стартапы и IT-бизнес. Но времени постоянно постить и PR-ить блог не было, соответственно и трафика тоже полтора человека в день. Поэтому продолжал постить туда, где уже есть аудитория. Был посты на Цукерберг Позвонит (VC.ru), AIN.ua, Geektimes.ru, где-то еще писал, как пить дать. В  общей сложности у меня более 50-ти публикаций на тему IT.


Поэтому считаю уполномоченным расшарить советы, которые помогут вам писать качественный контент и получать бoльший фидбек от читателей. Будь то рейтинг, карма, избранное и просмотры. И как итог: ^реальная карма, ^общий вклад в IT-сообщество, ^популярность, ^авторитет, ^трафик на ваш сайт.


Каким должен быть лучший пост на Хабр?


image

1. Ценным


Что приносит людям ценность? В первую очередь экономия времени или денег. Если ваш пост или tutorial можно применить на практике, и при этом сэкономить рабочее время, что для управленцев значит сэкономить денег, а для рядового работника значит повысить продуктивность, то вы попали в точку.


Разумеется $ и время, не единственная ценность. Если контент развлекательный, содержит юмор, то это спровоцирует выброс дофамина у читателя и улучшит настроение. Если информация уникальна, то хабраюзер будет делиться и рекомендовать пост другим. О чем далее.



2. Уникальным


Что значит уникальный?  Если коротко — чем сложнее найти или получить информацию изложенную в посте, тем она уникальнее. Именно поэтому сейчас лучший пост на Хабре — это «Получена база исходников известных компаний».

Уникальность — это ваша собственная разработка и/или это описание вашего личного опыта. Чем больше опыта, тем больше уникальной информации вы можете дать читателю. Ведь вы сагрегировали инфу из множества разных источников в своем мозгу, и ваш реальный опыт уникален в любом случае.


Своя подборка инструментов, техник, лайфхаков, сервисов, видео, статей, и так далее — это тоже хороший уникальный контент. А добавив в свой список, то что еще можно найти по теме, но не было опробовано лично вами, то убивается сразу два зайца. 1-ый: Вы больше узнаете про вашу предметную область. 2-ой: Полнота подбора генерирует сотни добавления в избранное и sharing в соц. сетях.



3. Релевантным


То есть соответствовать интересам целевой аудитории хаба, и что более важно, соответствовать времени. Статья про выход Python 3.6 в дату релиза — ОК. Описание возможностей C# 7 в 2017-ом году — не ОК. Для особо усердных, можно учесть другие параметры целевой аудитории. Например исследование по аудитории Хабра есть тут.


Кому лень ходить по ссылке, смотрите мини-сводку по ЦА Хабра:
Пол М/Ж: 72%/28%
Возраст (год рождения): Начало роста: 1986,  Пик: 1990-1995, Спад: 1996.
География: Примерно равное распределение, чуть больше Беларусь, чуть меньше Казахстан. Украина 2-ая, Россия 3-я. Возможно поменялось. Но на пост это оказывает наименьшее значение, если только речь не идет о локальных ивентах в этой стране.

Получаем вывод, что сферический Хабра-читатель в вакууме — это мужчина 25-ти лет.


Примечание: таблица основана на Data Mining’e из VK-групп годичной давности, поэтому данные по ЦА скорее для ознакомления, чем для практического анализа. Сам я забиваю на всякие исследования перед написанием поста, так как для меня главное вдохновение и ценность, которую принесет информация. А вот маркетологи и профи-копирайтеры — это другой разговор.



4. Содержать больше визуального контента


В идеале пост должен содержать картинки. Например инфографики, диаграммы, MindMaps, ироничные картинки, юмор.


Британские ученые выяснили, что пост с цепляющей картинкой в шапке, собирает больше просмотров и плюсов, чем просто текст.

Визуальная информация воспринимается проще, лучше врезается в память и не так напрягает мозг как текст. Неспроста есть пословица: “Картинка лучше тысячи слов”. Внутри поста, также старайтесь разбавлять текст изображениями. Google Images — гораздо лучше чем ничего, но я лично не скуплюсь купить редкую картинку на фотостоках, вроде depositphotos. А если креатив так и прет, то можно заказать дизайнеру вашу задумку на fiverr за 5$ или upwork. За 0$, можно нагуглить разные картинки и скомпоновать их в редакторе, которым владеете. Мне например хватает Paint’а.



5. Содержать цифры


Цифры, также как и картинки лучше врезаются в память и часто служат поводом для холиваров. Особенно если это касается денег (ну и девушек, ок). Также любая статистика — это весомый аргумент в спорах, что пересекается с советом про ценность, которую дает пост. Например можно использовать статистику сайта из similarweb или open seo stats. Они отображают полную SEO-информацию о сайте, включая примерное количество посетителей, расположение, сервер, ПО и так далее. Капитанский совет: гуглить и викить пруфы по описываемой теме. Цифры не переубедишь.



6. Содержать юмор, иронию


Хотя блог технический, для улучшения восприятия поста вам всегда на помощь придет юморная цитата. У меня в Dropbox’е есть специальная папка: картинки и цитаты. И когда я серфю по соц. сетям, форумам, еще где либо то сохраняю картинку в эту папку или выписываю понравившуюся цитату.


Где взять? Во-первых — это сам Хабр. Полистайте лучшие посты, там вы непременно найдете сабж, и уловите идею которую можно использовать для своей темы. Помимо Facebook и VK, где чуть ли не каждая группа постит цитату+картинку 25 раз в сутки, есть IT-форумы, такие как dou или rsdn с разделом Коллеги улыбнитесь.



7. Быть простым в восприятии


По умолчанию читатели IT-блогов интеллектуально развиты выше среднего. Однако, лучше избегать длинных предложений и длинных составных слов. Проще написал — мозг читателя быстрее переварил, больше людей поняло. Помните, что “Краткость — сестра таланта”.



Советы и лайфхаки


1. Четверг — лучший день для публикации


Почему?


а) Трафик в будние дни, выше чем на выходных. Для матерых блоггеров — это не новость. А остальным скажу, что пруфа не будет, это инсайдерская информация (из другого IT-блога). Хотя вы сами можете сравнить показатели ваших постов в разделе Публикации > Статистика.


b) Голосование за пост проходит 4-ро суток с момента публикации. То есть пост охватит аудиторию за четверг, пятницу, получив максимальный трафик, а также тех людей, которые читают Хабр на выходных. Плюс за первые двое суток — пост набирает максимальное количество просмотров, и имеет шанс взлететь в топ недели.

c) Конец рабочей недели, продуктивность падает и хочется отвлечься. Мозг находит решение: «Зайти на Хабр!»

d) Много компаний публикуется в этот день, чтобы залезть в топ недели за 2 дня, и провисеть там еще 2 дня на выходных. Обычное время публикации в районе 14-16.00 по Москве.

2. Собирайте интересный контент в одном месте


Это стоит делать, чтобы добавить юмора, иронии, крылатую фразу или пруф в ваш пост. Когда серфите, листаете ленту FB/VK — сохраняйте картинку. Увидели интересное сообщение на профильном блоге/форуме — сохраняйте в избранное. Пришла в голову грандиозная мысль — запишите в телефоне.


Думаю из вас многие так делают, но тем не менее избранное разбросано в 100500 местах. Есть смысл завести документ в Office 365 или Google Docs, куда сохранять ссылки на все источники, где вы собирали контент.


Например: папка в закладках Chrome, ссылки на избранное на Хабре/Reddit, папки в Dropbox/Yandex Disk/VasyaCloudStorage с картинками и цитатами, папки email итд. Чтобы при написании и верстке поста знать куда нужно заглянуть за дополнительными ссылками, картинками, цитатами. Картинки лучше не копировать один в один, а взять идею, шаблон и сделать свою.


3. Посты-списки


Посты-списки — один из top-вариантов воспринимаемых читателями любого комьюнити на Ура. Читай в статистике публикаций, в колонке избранное, у вас уже стоит отметка «Отлично».


Примеры: 60 фильмов про ..., 20 книг для …, 10 способов ...., 100 библиотек для …, когда я говорил, 400 бесплатных сервисов и так далее.


Не стоит делать список книг, если вы их сами не читали. Так обычно делают недобросовестные SMM-щики, собирая всю выдачу гугла в один пост. Список стоит делать, если вы сами использовали, читали, смотрели то о чем пишете с мини рецензией.


4. Оцените охват аудитории


Старожилы и Легенды Хабра знают, в каком хабе, какой индекс и какой охват. Если вы новичок, смотрите количество подписчиков на Хабы в каждой из категорий. Но не стоит ожидать, что чем больше охват, тем больше будет рейтинг поста. Если скажем вы новичок в информационной безопасности (где наибольшее кол-во подписчиков), и запостите некомпетентную информацию — нахватаете минусов и гневных комментариев. Поэтому лучше один качественный и узкоспециализированный пост в один хаб, чем пытаться подогнать свой пост одновременно под 5 хабов.


5. Про восприятие IT-шника


Совет скорее для энтузиастов, чем для тех, кто зарабатывает контент-маркетингом. Лично я зарабатываю .NET разработкой, а маркетинг и блогерство — это для души.


Так вот. Мы пишем в IT-блог, и логично, что читают его IT-шники. Компетентность, опыт и навыки в этой области ценятся куда выше, чем хитрые приемы маркетологов, которые могут работать на другой ЦА. Можно забить пост доверху цепляющими заголовками, ментальными триггерами, хедерами, ключевиками, ссылками и прочей SEO-оптимизацией, но чем больше такого встречаешь в статье — тем больше он теряет в ценности. Отдавайте больше, чем хотите получить. И тогда люди сами будут рекомендовать ваш пост в соц. сетях и своим друзьям.


6. Ускоряем процесс написания статьи


Расскажу про мой личный workflow, как я пишу статьи.


a) ВНЕЗАПНО прилетает идея написать статью, а вместе с ней и вдохновение. Обычно это раннее утро в выходные, когда вся семья спит, вокруг все тихо, впереди вагон свободного времени, и ты такой на расслабоне лежишь в ванне и Ее Величество спускается из неведомого космоса. Именно поэтому, когда большая часть нормальных людей спит или убирает оливье со стола, я пишу этот пост в 7 утра 1-го января, в воскресенье.

Идеи могут приходить иначе
Бывают и другие триггеры, которые побуждают писать: проблема с которой часто сталкиваешься в процессе работы, интересный и качественный фильм, книга или сайт, что-то подсмотрел и подслушал на улице, ивенте, корпоративе. Вариантов бесконечно, главное быть в тонусе и мотивированным, чтобы хватило сил оформить все в красивый и качественный пост.

Раз уж затронул тему мотивации, то стоит написать несколько слов о ней. Что делать если ее нет? Ответ: не писать. Оставить заметку и напоминание об идее, но не изматывать себя. Качество будет низкое, самому есть шанс загнать себя в угол и в итоге сгореть.


А что если написание постов — это работа? Деньги деньгами, но для меня до сих пор неясно, как люди на потоке могут генерить по 2 и более поста в день. Возможно они сильно любят свое дело и вдохновляются от отзывов и трафика пришедшего со статьи. Но что если ты наемный редактор? Буду рад услышать ваши истории в комментариях.



Вернемся к ускоренному workflow при написании статьи.

b) Идея есть, опыт есть, осталось все раскидать по полочкам и затем оформить. Когда опыт есть, то надо действовать по принципу НТКЗЯ. Сразу садиться и писать свои мысли в блокноте, попутно планируя структуру поста. Набрав критическую массу текста, я перебрасываю ее в Google Docs. Почему? Во-первых блокнот при больших объемах текста неудобен совершенно. А во-вторых Word-формат пригодится нам впоследствии при экспорте в HTML. Попутно делаю форматирование, выделяю ключевые слова, расставляю подзаголовки.

c) Третьим этапом идет проверка правописания, форматирование, небольшое редактирование и поиск картинок для оформления (опционально). Картинки к слову сохраняю в \Dropbox\Public\Habr\НазваниеСтатьи, так что публичные URL’ы на них уже доступны, без мороки с habrastorage. Однако, уважаемые админы Хабра, перед публикацией интересного поста в своих группах в соц. сетях, заменят эти ссылки на habrastorage, попутно отформатируя пост до блеска.


d) И последний этап, копирую весь документ в wordtohtml.net, поставив тег <cut/> где нужно, и получаю готовую верстку.

Далее вставляю верстку в хабра-редактор, редактирую и просматриваю полученное.


7. Не слушайте советов, слушайте себя


А в заключении хотелось бы сказать. Уважаемые энтузиасты и все те, на ком держится замечательное IT-сообщество под названием Хабрахабр. Особенно самая молодая его часть. Не следуйте советам прямолинейно, тупо повторяя то что написано. В том числе и в этом посте. Думайте своей головой, как сделать лучше. Прислушивайтесь к себе и пишите в свое удовольствие!



P.S. Может еще больше просмотров?


Ок, вы написали качественную статью и ее начали плюсовать. Динамика хорошая, значит можно поделиться с друзьями в FB/VK/Twitter, отметив тех друзей, кому ваш пост будет действительно полезен. Помимо того, что при этом пост появится и на их странице, они могут рекомендовать вас другим друзьям и так далее. Принцип виральности.


Если плюсование в течении дня продолжает расти и доходит до раздела — лучшее за сутки, смело размещайте ссылку на статью в профильных форумах и блогах. Особенно тех, в которых вы часто зависаете и у вас есть определенный рейтинг там.


P.S.S. Что еще почитать?


Я рекомендую читать английские книги и блоги по теме. Во-первых — это держит префронтальную кору мозга в тонусе, путем переключения с родного языка на английский. Во-вторых — западный интернет бизнес далеко ушел вперед, и вы почерпнете много новаторских идей, которые еще не дошли до нас.


Где взять эти книги? На амазоне ищите по ключевикам «blogging books». Вот, что закачено в мой Kindle Reader по теме:


Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (28)


  1. viacheslavnu
    01.01.2017 18:32

    Класс, спасибо.


  1. mtivkov
    01.01.2017 19:16

    Посоветуйте, пожалуйста, как в googledocs форматировать абзац, чтобы wordtohtml.net превратил его в цитату blockqoute.


    1. nrcpp
      01.01.2017 20:54
      +3

      Этого он не умеет, так как это blackquote хабровский тег… Нужно будет руками еще в хабра-редакторе полазить. Пишу сейчас тулзу word2habr, который должен учитывать эти моменты.


      1. nrcpp
        04.01.2017 13:41

        Ниже правильно заметили, blackquote — это HTML-тег и конвертеры его поддерживают. Как это сделать в Word'е остается вопросом.


  1. DistortNeo
    01.01.2017 19:33

    Вот я таки решил разродиться на статью, написал, делаю картинки и теперь жду, когда её лучше запостить, чтобы её прочитали. Ждать 12 января как-то не хочется.


    1. AndreWin
      01.01.2017 20:23

      Простите, а чем 5 января не угодило?


      1. DistortNeo
        01.01.2017 20:50
        +3

        Так нерабочий день. По статистике, в рабочие дни читают сильно больше.


    1. ComodoHacker
      01.01.2017 20:31

      Чтобы прочитали или чтобы заплюсовали по самое не могу? Если первое, то не ждите, в праздники гарантированно прочитают.

      Я даже подпишусь на вас, чтобы не пропустить.


      1. DistortNeo
        02.01.2017 19:02
        +1

        Ну вот и готово. Теперь жду, когда НЛО обратит на неё внимание.
        Последний раз его активность была замечена 29 декабря, так что, возможно, ждать придётся долго.


        1. ComodoHacker
          05.01.2017 09:56

          Что-то не вижу в песочнице ничего от 2 января. Дайте ссылку, пожалуйста (можно в личку).


    1. nrcpp
      02.01.2017 11:53

      Смотрите ниже коммент Boomburum,

      В который раз повторю: хороший и интересный пост прочитают в любое время (даже утром 1-ого января), в то время как буллшит останется без внимания даже в прайм-тайм. Не нужно вычислять идеальное для публикации время, лучше эти силы направить на полировку поста ) Но насчёт того, что в выходные трафика меньше, чем в будни — это верно (такой расклад на многих сайтах).


  1. Strowitzki
    01.01.2017 22:17

    1-го января в 6 утра воскресенья


    1. nrcpp
      01.01.2017 22:26

      Привык, режим такой


  1. Singapura
    01.01.2017 22:25

    Сделайте специальную выборку статей для «песочников», и если коллектив Хабра считает что статья «не тянет» для их LVL, то для «смышлёнышей» она в самый раз будет.Зачем минусовать популяризаторов? Здесь любой автор на голову выше многих Вузовских преподов будет.


  1. Ghedeon
    01.01.2017 23:37
    +4

    А есть ли еще смысл писать на хабр? Ну, т.е. субьективно и судя по куцым веткам комментариев тут просто шаром покати, по сравнению с тем, что было пару лет назад. Скоро будет все равно, что в стол писать. Интересно было бы посмотреть посещаемость в динамике, по годам. Так на вскидку: https://www.google.com/trends/explore?q=habrahabr.ru, но, кажется, кто-то делал подробные отчеты: сколько просматривают, комментируют, добавляют и тд.


    1. nrcpp
      02.01.2017 00:07

      Искать в трендах по url'у нет смысла, его и так все знают. Такую же динамику покажут запросы по facebook, youtube и прочим топ-сайтам.


      1. Ghedeon
        02.01.2017 01:07

        Это так. Ошибочно думал, что тренды считают какую-то общую популярность ресурса, а не только поисковые запросы. Можно попробовать просто «habrahabr», картина примерно такая же, но это все довольно грубо. Я не веб-мастер, но думаю должны быть способы (тИЦ, PageRank, Alexa). Не знаю, если выборка по годам в открытом доступе.


        1. nrcpp
          02.01.2017 08:58

          В статье упомянул similarweb и open seo stats. Они показывают PageRank и посетителей.


    1. Singapura
      02.01.2017 00:28

      Надо больше уделить внимание «Хабрсочнице», чтобы как в Гарварде Профессуру приглашают читать лекции, а народ-то растёт… и им нужно своё «окошко» на Хабре… «похоливарить в углу сайта…


  1. Boomburum
    02.01.2017 02:06
    +5

    Статья в целом годная, но позволю себе несколько поправочек.

    Голосование за пост проходит 4-ро суток с момента публикации

    3 суток

    Четверг — лучший день для публикации

    Спорное утверждение, которому вы попробовали найти обоснования ) В который раз повторю: хороший и интересный пост прочитают в любое время (даже утром 1-ого января), в то время как буллшит останется без внимания даже в прайм-тайм. Не нужно вычислять идеальное для публикации время, лучше эти силы направить на полировку поста ) Но насчёт того, что в выходные трафика меньше, чем в будни — это верно (такой расклад на многих сайтах).

    Третьим этапом идет проверка правописания

    Опционально можно использовать text.ru — он выдаёт результаты в более удобном формате.

    Однако, уважаемые админы Хабра, перед публикацией интересного поста в своих группах в соц. сетях, заменят эти ссылки на habrastorage, попутно отформатируя пост до блеска

    Все картинки в статьях автоматически через некоторое время заливаются на Хабрасторейдж и адреса до них меняются в посте — это сделано для того, чтобы даже спустя годы в постах работали картинки, а не зависели от чужих дропбоксов. Что касается «отформатируют до блеска» — мы действительно стараемся приглядывать за каждым постом и в некоторых из них доводить оформление до состояния «по гайдлайнам», но см. следующий пункт )

    И последний этап, копирую весь документ в wordtohtml.net

    Наконец-то понятно, откуда корни растут ) Этот сервис по-умолчанию вставляет огромное количество «мусора», который Хабр и ГТ не обрабатывают: спаны, дивы итд, а также во все места вставляют теги параграфа, неразрывные пробелы итд — многие даже не замечают, что некоторые теги не работают. А в итоге код таких постов очень сложно редактировать до состояния «гайдлайнов».

    Могу посоветовать писать посты в GoogleDocs, а далее конвертировать контент через конвертер — он не идеальный, но код с ним гораздо чище (и даже картинки умеет конвертить).


    1. nrcpp
      02.01.2017 09:17

      Спасибо за ценный комментарий. Короко по пунктам:

      3 суток.

      Не нашел этого в доках, а вычислял путем замера постов в Лучшее за неделю пару недель назад. То ли поменялось, то ли ошибся в расчетах. Поправлю.
      В который раз повторю: хороший и интересный пост прочитают в любое время (даже утром 1-ого января),

      Безусловно, я хотел лишь сказать про наилучшее время по нескольким факторам и трафику. Как видите, сам опубликовал 1-го января в выходные…
      Этот сервис по-умолчанию вставляет огромное количество «мусора»

      Про мусор согласен, так как он не заточен под хабр. Однако такие вещи, как хедеры, шрифты и ссылки он конвертит, что очень даже хорошо. Выше писал, что хочу написать свою тулзу word2habr, которая бы все делала без мусора, учитывая вставку картинок. Есть смысл?)


      1. Boomburum
        04.01.2017 03:29

        Насчет ворда не знаю — он у меня хоть и установлен, но я им практически не пользуюсь (только если кто-то файлик пришлёт, который мне надо открыть) — давно, как и моё окружение, перебрался в ГуглДокс. Вот если оттуда получится хороший конвертер сделать — это было бы супер! ) Тем более что в ГД есть весьма годный инструмент импорта док-файлов.


        1. mtivkov
          06.01.2017 12:05

          И еще в ГД черновик можно расшаривать для совместной работы…


    1. mtivkov
      03.01.2017 13:27

      Неидеальный Конвертер, увы, не сохраняет цвет текста (и его заливку).
      А это могло бы дать "костыль" для работы с цитатами — исходно можно было бы выделять их цветом, а в финальном документе на Хабре можно было бы пробежаться и проставить тег blockqoute.


      Могу предложить еще вот такой вариант конвертера, который имеет замечательную встроенную чистку тегов ворда:
      https://wordhtml.com/


      Кстати, и wordhtml.com, и wordtohtml.net умеют ставить свой тег blockqoute.


  1. TScissors
    02.01.2017 05:32
    +2

    Забавно понимать, что ведь эту статью вы тоже хотели бы видеть в топах.


  1. bravo-ej
    02.01.2017 14:11
    +2

    Мне кажется, что ещё сильно влияет на то, первая это статья или нет.
    Моя первая статья — довольно узкая тема и то, что я там изложил — даже для среднему, не операторского, бизнеса слишком заморочено. Но так как она была с меткой «Из песочницы», её прочитало много (как мне кажется) людей. Вторая статья была выпущена в довесок, уже больше про физическую реализацию. Её почти никто не прочитал (меньше 350 человек на текущий момент). После праздников попробую выпустить третью — что в итоге у меня получилось, с фоточками и пр… Но факт остаётся фактом — узкая тема и не сделает просмотров и комментариев.


    1. Singapura
      03.01.2017 17:04

      Пометьте статью как «Для песочницы!»), начнётся холивар, кому сложно, кому легко…


    1. Singapura
      03.01.2017 17:14

      Песочников на порядки больше.С высот всегда интересней смотреть и поучать)). Да и коменты у песочников под ограничениями… Но, интересно будет всем… кто-то прорвётся с вопросом, ему и старожилы и другие песочники ответят… и.т.д