В детстве я обожал сеять хаос и разрушение. Я пускал ракеты из селитры. Я бросал бомбы из спичечной серы в эрцгерцога Фердинанда воздух. Я мастерил карбидные пушки. Потом подрос, повысил себя в звании и рекрутировал на строительство младшего брата, оставив себе почетное право подносить спичку к заряженному орудию. Потом я стал бояться милиционеров старше и умней, примерно в это же время в доме появился первый компьютер, и жизнь моя бесповоротно изменилась: мне открылся мир чистого разрушения, безопасного для подростковой биографии и нервной системы соседских псов.

Артиллерийским шутером считается игра, геймплей которой основан на управлении траекторией и дальностью полета снаряда. Все прочее может быть вариабельно или не быть вообще. Цели и орудия могут перемещаться, снаряды ? кудахтать и злобно вращать глазами, а ветер ? дуть сразу во все стороны. Про самого знаменитого представителя ? серию Worms ? не слышали сегодня только ленивые и мой тесть, предпочитающий преферанс на деньги, поэтому мы вспомним о её «бедных родственниках», оставивших, тем не менее, заметный след в истории жанра.

Ballerburg. Король говорит.


Разработчик: Экхард Крузе
Дата выпуска: апрель 1987
Платформа: Atari ST


Гордые тевтоны, безусловно, смыслят в артиллерии, но это никак не связано с тем, что Ballerburg стала культовой игрой для поколения Atari. Просто приятное совпадение, ведь на момент выхода игры автор и разработчик учился в школе с углубленным изучением информатики, а ядра видел разве что в музее. Два замка, разделенные горой, пушки, порох, ветер и два короля, раздающие ценные и бессмысленные указания. Задача ? убить короля противника. Играть можно было в режиме hotseat или против компьютера, немногим позже в игру добавили таблицу для хранения результатов дуэлей.

image

Для своего жанра и времени Ballerburg считалась игрой непростой. Игрок мог выбирать между различными типами замков, отличавшихся огневой мощью и строением укреплений. Постоянно меняющиеся условия ветра (за ним следили по показаниям флюгера) корректировались углом возвышения и зарядом пороха, а порох требовал пополнения казны с помощью налогообложения и строительства нефтяных вышек, числом до пяти. Вышки стоили дорого, но давали резкий прирост королевских финансов. Разумеется, вышки, мошна и пороховые погреба противника являлись тактическими целями, чего бы им стоять нерушимыми.

Видео игрового процесса


Игра распространялась свободно, однако позиционировала себя как donationware: автор просил выслать ему 20 дойчмарок, предлагая взамен исходный код. За 12 лет Крузе получил 159 таких писем. В ноябре 2001 года Ascaron, одна из старейших и успешнейших в Германии компаний-разработчиков, выпустила 3D- версию Ballerburg для PC и PlayStation без упоминания оригинала и автора первой игры. Адвокаты компании уведомили Экхарда, что он не вправе выдвигать подобное требование, и «в утешение» выслали ему две копии игры бесплатно. В России игра была издана в 2003 году компанией 1С.

Ascaron обанкротились в 2009 году. Профессор Крузе преподает прикладную информатику на инженерном факультете Кооперативного Государственного Университета в Мангейме. Короли до сих пор властвуют в своих замках.




Scorched Earth. Я знавал твою матушку.


Разработчик: Венделл Хикен
Дата выпуска: 1991, 1992, 1995
Платформа: MS-DOS


По мнению, прочно утвердившемуся в игровой индустрии, Scorched Earth стала для артиллерийских игр тем же, чем стали братья Марио для рынка сантехнических услуг платформеров: она создала стандарт. SE стала первой широко известной игрой этого жанра.

В этом, конечно, есть немалая доля удачи: именно тогда произошло стремительное развитие персональных компьютеров, совершенствование графических и звуковых карт, приход в эту сферу денег и профессионалов и закат эпохи кроваткодерства bedroom coding. Тем не менее, слоган «Мать всех игр» хоть и был всего лишь вольной адаптацией знаменитого выражения Саддама Хусейна, на тот момент воплощал собою вопиющую самонадеянность.



Впрочем, ладно. Мать так мать. У игры действительно была масса достоинств. Если обобщить, то Scorched Earth следовала Золотому Правилу Игр: «легко играть, но сложно достигнуть мастерства».

  • Во-первых, в игре существовало 7 уровней сложности на выбор — от кретина до киборга.
  • Во-вторых, можно было настраивать гравитацию, ветер, вязкость воздуха, количество получаемых денег, количество разрешенного вооружения тысячи их…
  • В- третьих, в игре имелись топливо, батареи, различные средства защиты, системы наведения, всё это влияло на геймплей и за всем этим приходилось следить. Нужно было решать, что полезнее для выживания ? купить снаряд поубийственней или парашют для танка попрочней.
  • В-четвертых, в игре было около 30 видов снарядов. 30! Мелкокалиберные, ядерные, с разделяющейся боеголовкой. Прыгающие, катящиеся, роющие. А еще напалм, лазеры и грязища.
  • В-пятых, неиспользованные снаряды можно было продать.
  • В-шестых, ландшафт в игре генерировался случайным образом, но игрок имел возможность передвигать танки, чтобы использовать все преимущества естественных укрытий.
  • В- седьмых, условно бесплатно. То есть вообще-то за 10 долларов, но можно было и так, если появляющиеся сообщения о том, что вы жмот незарегистрированный пользователь, не портили вам пищеварение. Людей с крепким желудком оказалось так много, что в какой-то момент создатель отказался от бесполезных регистрационных кодов и начал рассылать платные версии по почте.

Видео игрового процесса


Из забавных фактов стоит упомянуть наличие иконки модема в версии 1.1, предполагавшей в дальнейшем возможность сетевых сражений. Возможность эта так и не была реализована, и в версии 1.2 иконка исчезла и больше не появилась. FAQ на официальном сайте реагирует на вопрос с юмором: ну не шмогла я, не шмогла «Modem support is not yet available».

А еще в версии 1.1 можно встретить цитаты из фильмов «Крепкий Орешек», «Нацисты-серфингисты должны умереть» и «Мой научный проект». Осторожно, ими грязно ругаются.

Пальнуть стариной можно здесь



Scorched3D. Такой же, но с перламутровыми пуговицами.


Разработчик: Гэвин Кемп
Годы выпуска: 2001(v1) ? 2014 (v44)
Платформы: Windows, OS X, Linux, Unix


Отдельно стоит упомянуть Scorched3D ­? проект, начинавшийся как генератор трехмерных ландшафтов, превратился в самостоятельную игру, созданную с любовью и уважением к двухмерному оригиналу. Его создатель Гэвин Кемп как-то 8 часов резался в Scorched Earth, а потом решил, что три измерения добавят игре зрелищности и создадут больше разнообразных тактических ситуаций. Для этого пришлось написать собственный игровой движок, так как ни один из существующих тогда движков не поддерживал разрушаемый ландшафт. Совершенно нормальный подход для человека из Глазго, остановить которого может только чума, король Эдуард I и недостаток виски, а этих бед город, храни его Святой Мунго, не знал уже давно.



Первый билд появился в 2001 году, а сейчас в ходу уже сорок четвертый. Первая версия разрабатывалась для Windows, сейчас же игра стала кросс-платформенной, обзавелась сетевым мультиплеером, статистикой и возможностью выбора режима игры: turn-based или real-time. Есть режим тира, где можно потренироваться в прицеливании и попробовать все доступное в игре вооружение. Открыты несколько игровых серверов, в том числе сервер для новичков, но, к сожалению, они не слишком населены, так что соперника можно ожидать часами.

Бедный-бедный остров


Игра является полностью бесплатной и распространяется на условиях лицензии GNU GPL. Существует достаточно большое количество модов для игры, самый популярный из них Apocalypse Mod, в несколько раз увеличивающий количество оружия в игре, а также добавляющий в нее новые карты, локации и текстуры. На данный момент скачивается вместе с игрой и выбирается в опциях. Французские разработчики Eurocenter еще в 2010 году маман клялись выпустить платную версию, портированную под iPhone, да заплутали среди гонок, покеров и французских таро.

Гэвина дом, что построил Scorched3D


Liero. Worm of Finland.


Разработчик: Джуса Риккинен
Год выпуска: 1998
Платформа: MS-DOS


В 1997 году в Финляндии вышла игра Molez. Вооруженные до зубов злобные кроты прокапывали под землей галереи, забрызгивая их кишками сородичей. Несмотря на определенную популярность, как проект игра умерла в 2000 году, успев породить жизнеспособного клона Liero, с динамичностью геймплея, приближенной к некогда размышлять, жми! аркаде.



Играть в классическую версию можно только вдвоем: выбираете себе 5 видов оружия из 40 возможных и вступаете в бой. У каждого игрока есть веревка для перемещения по карте, ей также можно цеплять противника. Попадаются аптечки и бонус смены оружия, содержимое которого можно настроить перед игрой. В игровом профиле настраиваются клавиши управления и количество здоровья. Патроны бесконечны, к черту экономию. Имеется гравитация и отсутствует возможность сетевой игры.

Видео игрового процесса


Ландшафт генерируется случайным образом и, за редким исключением в виде камней, разрушим. Если вам это надоест, то в комплект игры входит файл создания карт, при помощи которого можно создать себе поле битвы по вкусу.

Последняя версия «классической» Liero вышла в 1999. Исходный код был потерян в результате поломки жесткого диска, больше релизов не было, и в первой половине 2000-х годов популярность игры начала тонуть в обнимку с Windows 98 под прощальные гудки с корабля современности. Спас игру проект OpenLiero, который смог клонировать классическую версию для современных ОС, подчистил баги, там подкрутил, а здесь добавил. Но играть по сети вы все равно не сможете. Это для тех суровых мужиков, что любят толкаться боками у одной машины, пуская скупую ностальгическую слезу.

Для тех же, кто всеми силами избегает физического контакта с сородичами, не избегая единения духовного, создали OpenLieroX, переписав классическую игру на новом движке. Современный интерфейс, редактор карт, сетевой мультиплеер и классическое старое «мясо».

Погрузиться в мир хтонических чудовищ здесь


На этом, пожалуй, пришло время закруглиться с первой частью моего рассказа.
Продолжение следует.

Буду благодарен за замечания и комментарии. Мне будет приятно, если среди этих игр вы откроете для себя что-то интересное. Даже если это займет вас ненадолго.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (48)


  1. uncle_night
    14.01.2017 22:04

    Неожиданно оказалось, что в свое время прошёл мимо немаленького пласта этих самых "артиллерийских" игр, хотя жанр узнаваемый. Спасибо, прочёл с удовольствием, особенно доставил стиль изложения, по-настоящему здорово написано.


  1. Alyoshka1976
    14.01.2017 22:04
    +1

    Важной особенностью Scorched Earth был своеобразный мультиплейерный режим — несколько игроков играли по очереди за одним компьютером. 3 курс… нам стали доступны трехдюймовые (!) дискеты… на одном компьютере в компьютерном классе установлена уже Windows 95! Ну а нам хватало 3.11 и «Выжженной земли» )))


  1. loza14
    14.01.2017 22:41
    +1

    АААААА!!! Автор, спасибо за Scorched Earth!!! Годами не мог вспомнить название! Играл у папы на работе в 90-х годах!


  1. e_fail
    14.01.2017 22:54
    +9

    ИМХО, лучшая игра жанра — «танки» aka «Tank Wars» aka bomb.exe.

    image


    1. Shallfey
      14.01.2017 23:01
      +1

      Рад встретить фаната жанра) О ней я планирую написать во второй части обзора,


      1. AGeek
        16.01.2017 16:51

        Еще есть более современная версия. Pocket Tanks.


    1. BubaVV
      14.01.2017 23:26
      +1

      Scorched Earth — очень достойное развитие темы с сохранением духа. В малолетстве вдоволь наигрался в обе


    1. ivansmith
      15.01.2017 00:45
      +1

      Подтверждаю, лучшее что было!

      Очень весело было играть в пятером-семером за одним компом (был какой-то 286....) с монохромным дисплеем.
      Коалиции образовывались, заговоры… Это был шедевр кооперативной игры.
      До сих пор помню название бомбы — меганюка (Meganuke)


      1. wildlion
        15.01.2017 15:17
        +1

        Meganuke в приличном обществе был запрещен как негуманное оружие.


        1. tUUtiKKi13
          16.01.2017 00:45
          -1

          Так же, как и копалки.


    1. AlexLeeB
      15.01.2017 06:36

      Scorched Earth а с каким обожанием дралися на 4*86


    1. workless
      15.01.2017 11:30

      Мы пользовались читом: обычный снаряд на скорости 999 отражался от верха и низа, и ветер на него не влиял.
      Если все правильно помню.


      1. MTyrz
        15.01.2017 18:04
        +1

        Вроде там было несколько вариантов верха и боковин. Прозрачные, отражающие и взрывающие снаряд на себе, если верно помню.

        А еще было страшное устройство за очень много денег, рассыпавшееся на десять очень мощных бомб.
        Выстрел вверх на скорости 999, и если угадал с поправкой на ветер, то в живых остаешься ты один.


        1. ClearAirTurbulence
          15.01.2017 20:15
          +1

          Был MIRV и весьма своебразная Funky Bomb с непредсказуемым распределением РГЧ.


          1. MTyrz
            15.01.2017 23:57
            +1

            Запустил, посмотрел. Эта штука называется Death's Head за $20 000.


            1. ClearAirTurbulence
              21.01.2017 13:59

              Это другое, у Funky bomb еще боевые блоки взрывались по-разному, с соответствующими («funky») звуковыми и визуальными эффектами. И стоит она «всего» 7000 за 2 штуки.


              1. MTyrz
                21.01.2017 15:12

                Ее я тоже помню. Но Death's Head — это шанс сыграть партию одним выстрелом. За что и любил :)


    1. Twanger
      16.01.2017 16:50

      Определенно! Тоже хотел упомянуть именно ее.


  1. Raytheon
    14.01.2017 23:06
    +7

    А Hogs of War будут? Я с них на жанр подсел, а Черви почему-то не зацепили.


    1. Shallfey
      14.01.2017 23:09
      +3

      Безусловно. Боевые кабанчики один из относительно современных столпов жанра и обойти их вниманием было бы несправедливо.


      1. betrachtung
        15.01.2017 07:37

        И поныне помню пиратские диски в метро: «Озвучено профессиональными свиньями».


        1. humanshell
          16.01.2017 07:25

          Born to Grill!


      1. Asfer
        18.01.2017 19:20

        Если будете писать о "Hog of War", то загляните в вконтактовский паблик. Там есть много интересной редкой информации про игру.


    1. Tujh
      15.01.2017 12:41

      У них глюк был очень обидный — под ХР они уже не работали :(


      1. NiTr0_ua
        15.01.2017 21:47

        странно, я вроде кабанчиков именно под ХР гонял, когда они мне в руки случайно попали — 98й у меня уже ЕМНИП не было…


        1. Newbilius
          16.01.2017 07:42
          +1

          Tujh Буквально вчера на old-games.ru встретил такой комментарий:

          Ну и в самую новогоднюю ночь всем подарок от@beha_r: патч для Hogs of War, с которым игра будет работать без глюков с графикой и музыкой даже в среде Windows 10.

          Так что есть шанс наверстать :)


          1. Tujh
            16.01.2017 09:29

            Тааак… теперь я знаю чем заняться вечером, когда дети уснут :)


            1. Asfer
              18.01.2017 22:13

              PC версия HoW слабее, чем на PS1, лучше поставьте эмулятор приставки и скачайте
              образ диска PS1.


        1. Tujh
          16.01.2017 09:44

          Оригинальная игра на ХР запускалась в режимах совместимости с W98, но там были проблемы с управлением, уже сложно вспомнить какие именно, то ли клавиатура не работала, только мышь, то ли наоборот, только клавиатура, но без мыши, что-то в таком духе. Позже были патчи, но они уже прошли мимо меня.


  1. dobriykot
    14.01.2017 23:22

    В свое время долго рубился в Warheads (http://www.warheads.net/). Оказывается игра еще жива и скоро выходит вторая часть.


  1. Sly_tom_cat
    15.01.2017 00:43

    Ностальгия прям… scored erth 3-й курс, первые писюки… первый самопальный PC-XT, переделанный из cvg в vga черно-белый монитор…


  1. daiver19
    15.01.2017 01:07

    Мы всю школу рубились в Pocket Tanks, так что для меня она лучшая. Надеюсь увидеть во второй части :)


    1. JTG
      16.01.2017 16:30

      Да, отличная трекерная музыка и куча оружия. Пожалуй, лучшая игра такого жанра.


  1. macik_spb
    15.01.2017 02:21
    +3

    Для меня первой игрой такого жанра была «Castle»



  1. Alter2
    15.01.2017 10:21
    +1

    Всегда нравились подобные игры, но настоящим артиллеристом удалось почувствовать себя в тактическом симуляторе Arma2 с аддоном для М109А6 «Паладин». Обзор есть тут. Естественно, в игре по сети, с наводчиком и взводом который нужно было поддерживать и артударами, и осветительными, и дымовыми снарядами.


  1. dobergroup
    15.01.2017 15:02

    Была игра «Zenitka» на Искре-1030. Первая для меня игра на персоналке (до этого только Реверси на ЕС). Управление стволом зенитной пушки — 2мя стрелками, стрелять нужно было по биплану, который летел в одном направлении и, кажется, с постоянной скоростью


  1. Mapaxa864
    15.01.2017 15:18
    +1

    В ноябре 2011 года Ascaron, одна из старейших и успешнейших в Германии компаний-разработчиков, выпустила 3D- версию Ballerburg для PC и PlayStation без упоминания оригинала и автора первой игры.

    Ascaron обанкротились в 2009 году.

    То есть они сначала обанкротились, а потом выпустили игру? Какие ж они «успешнейшие» тогда?


    1. Shallfey
      15.01.2017 15:23

      Добрый день. Спасибо, что заметили) Опечатку поправил, год выхода 2001, разумеется.


  1. Rictusgrin
    15.01.2017 17:04

    Да, Molez и Liero были гениальные игры, кучу времени с друзьями на них убили. Приятно удивлён, что в мире Liero еще теплится жизнь, надо опробовать.


  1. osmanpasha
    15.01.2017 21:47

    Эх, помню, наигравшись в Scorched Earth, пробовал написать свою артиллерийскую игру. Дело кончилось через несколько лет Delphi и OpenGL)

    Отдельное спасибо за стиль изложения и грамотный русский язык, просто услада для глаз)


  1. BreathLess
    16.01.2017 07:23

    Про ShellShock не забудьте.


  1. Rumlin
    16.01.2017 12:35
    -1

    В Worms 2 с друзьями бились часами…


  1. dimas
    16.01.2017 13:48

    Игра этого типа, правда простенькая, входила даже в состав DOS 5-й версии, игроки задавали угол и скорость броска банана двум горилам :)


  1. Semenchik
    16.01.2017 16:40

    GORILLA.BAS, 1991 год


  1. akocha
    16.01.2017 16:50

    В 1985 году, во время московского фестиваля молодежи и студентов, играл в игру в которой электрон запускался из нижнего левого угла экрана: задавались угол и начальная скорость. Целью было попасть как можно ближе к верхнему правому углу экрана. На экране присутствовали по два объекта "-" и "+". Минус электрон отталкивал, плюс, соответственно, притягивал. Стреляли по очереди, велась табличка результатов. Названия игры, как и марки компьютера, не помню, но игра была весьма захватывающей. Может быть, кто-то вспомнит больше.


  1. LoadRunner
    17.01.2017 17:18
    +2

    А про это можно сказать 'артиллерийская игра'?

    Или это всё же ближе к пинболу?


    1. Shallfey
      20.01.2017 23:00
      +1

      Ересь Хоруса! Нет управления баллистической траекторией :) Но в целом на этот вопрос есть разные точки зрения: одни и артиллерию не выделяют из аркад, другие предлагают вынести в отдельный класс catapult games, поскольку в них отсутствует возможность получить урон по щщам от противника.


      1. LoadRunner
        21.01.2017 17:59

        Ну физическое воплощение данной игры вполне можно наклонять в разные стороны — и гравитация изменит траекторию. Разве нет?
        Хотя согласен, что тут грань слишком тонка.