Автор иллюстрации — John Kenn

В продолжение статьи «Скорочтение. Как читать в восемь раз быстрее, если тебя преследуют демоны».
Сегодня я немного расскажу про запоминание и понимание прочитанного. Читая со скоростью 300 слов в минуту — понять и запомнить текст не сложно, но стоит ускориться до 800 и начинаются проблемы.

Для нетерпеливых: запоминать больше можно при помощи схематических записей. Подробности под катом.

Понимание и запоминание


Понимание и запоминание тесно связаны. Сложно запомнить то, что не понял, так же невозможно не запомнить ничего из того, что понимаешь.

Основная разница заключается во времени. Понимание приходит во время чтения, а вот запоминание пригодится позже.

К примеру, сегодня я начал читать книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», и я понимаю большинство из написанного, а что мне не ясно — Гугл подскажет. Но если через лет семь-восемь мои дети попросят рассказать им «сказку про умного Гарри» — без повторного прочтения книги я не смогу рассказать сюжет.


Первый шаг к запоминанию — воспроизведение только что прочитанного. После прочтения задавайте себе вопрос «О чем это?»




Линия — основа схемы запоминания


Простая диагональная линия, поверх которой написана суть прочитанного — первый шаг к визуальным схемам запоминания. Это проще чем конспектирование или составление краткого содержания.

Как рисовать эту линию?

Во время чтения чертите диагональную линию на чистом листе бумаги. После прочтения абзаца напишите над ней о чем там написано. Не подглядывайте и постарайтесь быть кратким. Для запоминания достаточно всего пары слов.


Иллюстрация из книги: пример диагональной записи о детском стихотворении «Шалтай-Болтай».

Теперь можно немного усложнить и расширить схему. Добавьте древовидные отростки к диагональной линии. Каждый отросток несет свою часть информации, также сохраняйте краткость.

Вот пример расширенной схемы записи — все о том же стихотворении «Шалтай-Болтай».
Схема читается снизу вверх.


Иллюстрация из книги: расширенная запись детского стихотворения «Шалтай-Болтай».

При тренировке моментального воспроизведения прочитанного не структурируйте информацию. Просто постарайтесь воспроизвести в памяти и записать максимум полезной информации, а также деталей, не подглядывая в книгу.

Навык вырабатывается быстро, и чем больше у вас будет практики, тем лучше вы сможете воспроизводить прочитанное.

Это упражнение также помогает улучшить понимание. Очень важно не подглядывать в прочитанный текст при тренировке запоминания. Иначе вместо запоминания вы будете упражняться в копировании.

О скорости и понимании


Работая над улучшением понимания и запоминания прочитанного забудьте о скорости.


Хорошее запоминание и высокая скорость чтения — это два различных навыка



Тренируйте каждый по отдельности и со временем, когда вы достигнете определенных результатов, выработается синергия.

А до тех пор помните: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».

Схемы запоминания — не единственный способ научиться лучше запоминать и воспроизводить прочитанное. Но он прост и доступен, а также эффективен. Прежде чем искать и пробовать иные методы, возможно, стоит обучиться этому. Пробуйте и практикуйтесь, со временем это войдет в привычку. Но никогда, запомните, никогда не ешьте желтый снег не учитесь чему-то вполсилы. Пожалейте свое время и силы, если вы хотите научиться больше запоминать — начинайте сейчас и практикуйтесь.



О скорочтении на SmartProgress:


> Группа «Скорочтение»
> Цель «Освоить скорочтение»
> Цель «Книжный дневник + скорочтение»
> Цель «Нас не догонят — Или как падаван обучался скорочтению и скоромыслию»

image



Читайте больше наших статей в нашем блоге: SmartTalks



Источник: Питер Камп. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (33)


  1. immaculate
    18.01.2017 12:22
    +15

    Простите, вот думал отписаться от этих статей, так как на мой взгляд, в них нет никакой сути. Но не пойму, по какому критерию отписаться. Например, не хочу отписываться от "Учебного процесса в IT". Не могли бы вы перестать добавлять к статьям некорректные метаданные?


    Эта статья не имеет отношения к учебному процессу в IT, потому что с таким подходом никакую литературу по IT не изучишь. Там нужен более основательный подход, а не скорочтение, чтобы читать 100 книг ни о чем за неделю.


    1. Knjazh
      18.01.2017 12:34

      С удовольствием помогу, если буду знать как. Подскажите, пожалуйста, какие хабы на ваш взгляд более подходящие?


      1. immaculate
        18.01.2017 12:44
        +3

        Ну, если убрать "Учебный процесс в IT", то я смогу отписаться от «Читального зала» и больше не видеть статьи. Что касается учебного процесса в IT, кстати, то самый лучший и доходчивый курс: "Learning to Learn" на Coursera. Там все довольно примитивно разжевано, бывает местами скучно смотреть материал, разжеванный для детей, но все, необходимое для настоящего обучения, в нем описано. Жалею, что не было такого, когда я учился в школе.


        А читать 100 книг в неделю, непонятно о чем, и еще пытаться запомнить это — это не к IT. С такой скоростью чтения:
        а) нельзя успеть понять реально сложные идеи
        б) нет времени, чтобы успело включиться критическое мышление


        Зачем просто забивать голову бизнес-макулатурой, не знаю. К тому же, не бизнесмен, и все это имеет очень малое значение для меня.


        1. Knjazh
          18.01.2017 12:58

          Спасибо за совет, подумаю о способах решения.
          Но убирать «Учебный процесс в IT» — плохой вариант, ведь скорочтению тоже учатся, так же как и оно может помочь обучению, независимо от сферы деятельности.
          Скорочтение — это инструмент, а что с его помощью читать — каждый решает сам.


          1. MyFutureIsYou
            18.01.2017 15:34
            +1

            читать != понимать


  1. claygod
    18.01.2017 12:32

    Мне кажется, что в процессе рисования схемы по предложенной методе в конечном итоге на листочке должно появиться некое дерево, которое суть есть граф страницы «Содержание» из читаемой книги.


    1. Knjazh
      18.01.2017 12:35

      «Содержание» в идет по всей книге, схема же больше по абзацу.


  1. yury-dymov
    18.01.2017 12:38
    +2

    Картинка — жуть


    1. Knjazh
      18.01.2017 12:42

      Да, есть такое. Но она подобрана в продолжение предыдущей статьи, а там речь шла о «демонах».
      Я забыл указать автора иллюстрации, спасибо что обратили внимание.


  1. ZapevalovAnton
    18.01.2017 12:47
    +4

    Это статья, полный копипаст из вашего блога, что по-моему запрещено правилами Хабра. Почему бы не писать такие статьи только в вашем блоге?


    1. maxttor
      18.01.2017 12:56
      -1

      спасибо за замечание, исправимся


  1. sefus
    18.01.2017 12:55
    +3

    Прочитал статью за 37 секунд. Отлично понял смысл и все запомнил. Спасибо.


  1. azsx
    18.01.2017 13:14

    Меня в школе учили быстро читать и запоминать прочитанное так (я жил до ЕГЭ, меня ещё учили). Надо наделать бумажных карточек с распечатками предложений или абзацев с какой либо книги. Затем такая карточка показывалась на время. Затем вслух или писали, что запомнили. Просто для проверки.
    Очень удобно учились читать целыми предложениями и запоминать прочитанное. Для художественной литературы, разумеется.
    Наверное, такие программы есть — несложные же по логике.


    1. D_dMer
      19.01.2017 00:12

      Очень интересно, и каков результат, какая у Вас сейчас скорость чтения?


      1. azsx
        19.01.2017 07:23

        Также как у многих образованных людей. Простые тексты: новости, комментарии и прочее — я читаю очень быстро и прекрасно понимаю и запоминаю факты. Технические тексты читаю значительно дольше. Математические формулы, так 3 страницы могу три дня изучать.


  1. mortimoro
    18.01.2017 14:02

    Я скорочтение освоил в институте — этому нас научила преподаватель, которая сама обладала скорочтением и нам задавала неимоверные объемы литературы. С тех пор я действительно быстро читаю, но у меня выработалось стойкое отвращение к художественной литературе. Если до института я много книг прочитал и получал от них удовольствие, то за последние 12 лет после института я не прочел ни одной книги.


    1. azsx
      18.01.2017 15:31

      mortimoro, а у Вас какой метод обучения был?


      1. mortimoro
        18.01.2017 16:54

        Очень простой:
        — прочитайте на завтра «Гобсек» Бальзака. Книжка маленькая (80-90 стр.), так что успеете.
        — «Война и мир» очень сложное произведение, так что разобьем на части — на каждый том неделю. Ну ладно, полторы недели.
        — «Красное и черное» Стендаля прочитаете к следующему вторнику (через неделю).

        При этом предмет ведет зам.декана, к которой на пересдачу люди по полгода ходят, потому что она считает свой предмет самым важным, и профилонить или откупиться не получится — ты все равно не сдашь предмет, пока не прочтешь все, что было задано. И ее абсолютно не интересует, что у тебя есть другие предметы, по которым задания на дом не на пять минут задают. Посидишь полтора года все выходные в читальном зале на жестком стуле с затекающей спиной и научишься читать в 3-4 раза быстрее.


  1. LonelyCruiser
    18.01.2017 16:58

    В свое время научился читать в 6 раз быстрее, чем обычно, где-то до 200-300 страниц в час. Практического применения своему новому навыку так и не нашел. Сложные книги, как-то учебники в принципе быстро читать нельзя — там вдумываться нужно. Художественную литературу — некомфортно, скорочтение требует концентрации внимания, а это неприятно, художественная литература она для удовольствия, скорочтением все портится. Единственно, что хорошо заходит, так это новости, а поскольку новости я читаю редко, то и применения скорочтению у меня не нашлось.


  1. Danik-ik
    18.01.2017 18:11

    А вот научил бы кто скоростному прослушиванию аудиовидеоматериалов… Есть умельцы?


    1. bano-notit
      18.01.2017 18:25

      Чисто теоретически можно видео поставить на x2, там и все разговоры остаются понятными, и картинка вроде как не сильно прыгает. А вот 5 это уже жестоко.


      1. bano-notit
        18.01.2017 18:28

        Вот только я музыку обычно слушаю чтобы ей насладиться.


    1. Aquilo
      19.01.2017 11:19

      Это самое простое, ножен плеер с регулируемой скоростью, просто повышай скорость воспроизведения на 0.1-0.2х каждый раз когда перестаёшь видеть слышать отличия.
      В своё время смотрел сериалы на 2х. Что либо необычное замечал исключительно в танцах. Все остальное (движение, речь, даже тембр голоса) воспринималось естественно, хотя после часа такого просмотра начинал говорить быстрее…


    1. gritway
      19.01.2017 14:33

      По новостям показывали программу чтения для слепых года так 3 назад, разработанную если не ошибаюсь в Новосибирске. Она читала текст и там была очень удобная регулировка скорости без «эффекта» писклявого голоса. Я к чему: что бы быстро смотреть видео более 2х нужно понижение тона на лету(или спецэффект) и этот механизм может быть в одном из продвинутых видеоплееров или видео кодеков.


      1. Danik-ik
        20.01.2017 06:22

        Это не понижение тона. Это естественное свойство при декодировании сжатия с потерей качества на основе частотно-временного разложения сигнала. Тут наоборот, "писклявый голос" без дополнительных усилий не получится. Изменить тон на этом уровне абстракции (а сжатие с потерей качества — это именно абстрактное представление сигнала) можно только независимо от скорости.


  1. Rigell
    18.01.2017 18:58
    -1

    Читать быстрее и при этом чего-то не понимать или не запоминать!? Ну, это как-то странно… Смысл какой? Интеллект тренируйте, кто умнее — тот и читает быстрей. Сейчас, кстати, единственное приложение, которое тренирует интеллект и скорочтение одновременно — это PerfectBrain, всем советую.


  1. Vlad_fox
    19.01.2017 12:54

    скорость чтения и качество понимания/запоминания — противоположные вещи.
    Можно ускорить прочтение какого-то текста, например коллега шокирован какой-то книжкой и просить читнуть — обговорить. пробежал глазами по диагонали/ вертикали/спирали и тп. и получил понимание обьемем в пару абзацев и пар емоций. Для разового обсуждения хватит. Или там сессию не завалить для студента.
    для таких ситуаций- читать быстро/понимать мало — релевантный подход.

    Для чтения учебника или сложной литературы по специальности — лучше читать на минимальной передаче и максимальном понимании.

    В идеале хотелось бы читать быстро и качественно, и в литературе вроде описаны такие случаи, насколько они достоверны — вопрос. насколько они уникальны и требуют уникальных биологических характеристик индивида — тоже вопрос. другими словами вероятность их воспроизвести в своей практике очень низкая, намного выше вероятность просто профукать время (и возможно деньги), оставшись в результате с прежим уровнем навыка чтения и пониженной самооценкой.

    вспомнилась методика 25-го кадра изучения иностранного языка, точнее ее критика, которая не раз встречалась в статьях и комментах на хабре. из этой же темы…


  1. xiWera
    19.01.2017 14:46

    В двадцать пятый раз на хабре хлам вместо скорочтения. Андреев и Хромов. Всё что вам нужно знать о том как увеличить вашу скорость чтения если она вас не удовлетворяет. И да, там надо заниматсья по полгода и много читать.


    1. azsx
      19.01.2017 17:06

      Спасибо за книгу, интересно и познавательно. За час я прочитал 55 страниц "Учитесь быстро читать", упражнения читал, но кроме вставки слов на время не выполнял. За час чтения я устал, так как информации в книге много. Просто поразительно много после пустого введения.
      Теперь я знаю, что меня обучали панорамному чтению, но навык я явно утратил. Я сканирую текст и вычленяю факты, которые запоминаю. В тех же новостях 25% фактов от общего объёма текста — это явно перебор, меньше там осмысленного текста.
      Так же как и автор статьи я не понял смысла некоторых упражнений. Например, созерцание зелёной точки или ритмичное постукивание. Конечно, не мне спорить с авторами, у них каждый совет подкреплен либо рисунком мозга, либо мнением какого-либо учёного.
      Дочитаю книгу, попробую PerfectBrain, за которую минусы ставят. Поставил её на линукс, но шрифты кривые, невозможно пользоваться.


  1. Danik-ik
    20.01.2017 06:35

    Самый прикольный момент, когда быстро читаешь — когда ловишь себя на мысли, что думаешь совсем о другом, и потом долго ищешь место, где ты еще воспринимал суть текста.


    А если теряешься в "сложносочинённых" текстах (типа посланий св.апостола Павла), помогает разыменование указателей прямо в момент прочтения. Прочитал местоимение — явно обозначаешь, о ком оно. Но это именно принудительный выход из скорочтения.


  1. psy06
    23.01.2017 13:08

    Все эти методы работают в пределах статистической ошибки. Среднестатистический человек на следующий день забывает 70% потребленной информации, можно запоминать чуть больше или чуть меньше, это зависит от ваших биологических характеристик, которые опять же можно слегка «подкрутить» химией, с последствиями конечно.

    В целом повышенная нагрузка на мозг приводит к повышенной утомляемости и автоматически к ухудшению усваимости информации. Вы не можете усвоить информации больше чем позволяет ваша биология. Наиболее эффективныя скорость усвоения та, при которой вы получаете удовольствие, это примерно 50-60% от максимальной скорости.

    Поэтому скорочтение и скорозапоминание это просто способ занять себя бессмысленным хобби которое не доставляет никакого удовольствия.

    К слову, я был чемпионом по скорости чтения голосом в школе и имею высшее психологическое образование.


  1. bambambam
    24.01.2017 12:08

    Чудеса. После первой статьи обучился скорочтению, до сих пор не могу понять смысл второй. Напоминает сжатие Санта-Барбары в одно слово


  1. mrrouter
    26.01.2017 16:00

    Учился скорочтению по книге Франца Лёзера. Сложно сказать, применяю ли навык. Перед прочтением не просматриваю текст, правда, как-то сразу начинаю читать.