Традиционный субъективный и экспертный пост о российском SaaS — итоги 2016 года. В 2016 году я воевал с роумином и победил, а на SaaS смотрел «одним глазом» и вот, что увидел.

Предложение


Предложение облачных сервисов зашкаливает. В 2016 году на уважаемой площадке startpack.ru добавлено 552 сервиса. SaaS перестал быть чем-то непонятным для потребителей.

Напомню, что в своей диаграмме Cloud Computing Hype Cycle (цикл зрелости облачных технологий) за 2015 г. Gartner поместила SaaS в точку Plateau of Productivity — плато продуктивности и это конечная стадия развития, на которой технология применяется повсеместно.

По данным bcsg.com 60% компаний СМБ уже используют SaaS и 78% респондентов планируют покупать SaaS в 2017 году. Это показатели опроса 600 компаний и думаю, метрики можно проецировать на российский рынок с каким-то незначительным понижающим коэффициентом. UPD — Понижающий коэфф-т использования где-то 0,8 в сравнении с данными текущего опроса на сайте iksmedia.ru. В довольно консервативном сегменте медицины по нашим исследованиям (Dentalcloud) 60 % врачей-стоматологи уже используют облачные сервисы и самый популярный сервис, внимание — «Google Формы».

Тренды


Большинство компаний-разработчиков занимают понятные подходы к разработке — развитие платформы (1С) или API и интеграции. Интересный кейс года — на российском рынке появляются вендоры интеграций. Например, микросервис интеграции UniSender и Битрикс24 Pinall заявляет интеграцию, как независимый продукт и говорит о тысячах установок.

Глобальный пример API-сервиса, как SaaS — Enrichment API, который интересен с точки зрения реализации самого API — его можно использовать без навыков программирования. Суть же сервиса не очевидна, с точки зрения ценности — поиск, сбор и дополнение данных о контакте отовсюду.

В прошедшем году очевидным стало развитие нишевых историй. Так за 2015-2016 год в сегменте автоматизации стоматологии, в котором я играю с DentalTap появилось 5 новых игроков. При этом, традиционные лидеры cегмента до сих пор не очень торопятся идти в облако, что очень странно.

Новички


2016 не обошелся без сюрпризов — на глобальный рынок на плотной интеграции с Google выехал cервис для организации рабочих процессов Kanbanchi, который разрабатывает саратовская веб-студия Lar Team. Приложением пользуются 165 тысяч человек и оно разработано на API «Google Диск». Прекрасно же, правда!

Большие


В самом конце 2015 года Parallels раздвоилась и продалась частично Ingram Micro. Продукты Odin Service Automation стали коробкой, ориентированной на строительство private cloud. Вмести с таким разворотом закончилась история с чередой попыток строительства банками и операторами SaaS-маркетплайсов, так как именно Parallles была основным драйвером такого строительства на российском рынке.

Теперь большие игроки играют в поле BPaaS — Ростелеком весь год активно продвигал на тематических мероприятиях такую свою услугу. Национальная облачная платформа O7 обогатилось предложением виртуальной инфраструктуры и из SaaS ни чего нового не появилось.



Билай в 2016 году создавал и уже в феврале 2017 запустил бандл облачных услуг для бизнеса. Некоторые облачные стейкхолдеры называют шаг настоящими unified communications, но мое мнение — «идеальный бандл» обязательно разобьется о потребности самого микробизнеса и конкурирующие независимые сервисы. Поможет ли подход к строительству предложения вокруг базовой ценности — мобильной связи покажет время и смотрим.

Мнения


Как обычно, я пригласил лучших облачных коллег — участинков рынка, которые прекрасно показали события и тренды в SaaS за 2016.

Катерина Костерева
CEO Terrasoft
По данным IDС SaaS растет в 5 раз быстрее рынка традиционного ПО. По прогнозам Gartner, в этом году в мире он вырастет на 20% по сравнению с предыдущим периодом, и такая тенденция сохранится ближайшие 3-5 лет. По нашим наблюдениям, российский рынок SaaS не отстает от мировых трендов, а в этом году даже немного опережает их, показывая рост больше 25%. Динамика роста продаж облачных сервисов Terrasoft только подтверждает эти тенденции.

Кроме того, на облачный рынок влияет колоссальное развитие самих технологий. Интеллектуальные бизнес-процессы, инструменты предиктивной аналитики, интеграция с IoT, большие данные — все эти технологии требуют мощных вычислительных ресурсов и способности быстро масштабироваться с учетом постоянно растущих требований бизнеса. Конечно, поддержку необходимой инфраструктуры локально могут позволить себе лишь крупнейшие предприятия. В то время как облако обеспечивает компанию нужными ресурсами, снимая головную боль в отношении производительности и доступности серверов, безопасности, скорости и множества других подобных вопросов.

Антон Салов
Оргкомитет Russian Cloud Computing Professional Association
Если говорить про итоги 2016 года, то год в целом удался. Рост составил порядка 30%. Активно росли традиционные сегменты — приложения для коммуникаций и совместной работы, а также околобухгалтерский сегмент. BPaaS двигал рынок SaaS и сложно оценить где там заработок самого облачного софта, а где — бизнеса и процессов, построенных вокруг и на основе облачного ПО.

Office 365 активно укреплял свои позиции и набирал аудиторию, канибализируя внутриофисную (on-Premise) инфраструктуру бизнеса. Его импортозамещающая альтернатива — МойОфис, тоже порадовал рядом громких релизов и проектов + анонс хостинга на Servers.ru (кстати вроде первый и единственный их SaaS). Нельзя не отметить консолидации многих относительно успешных SaaS-проектов вокруг 1С: к Мегаплану, МоемуСкладу и Umi добавилась AmoCRM. Она переплюнула «откровенный» маркетинг Мегаплана прошлых лет, в плане эффектности и масштаба. Конференции на стадионах и отраслевые телефонные пранки потенциальных клиентов, может и не принесли новых клиентов в ожидаемом размере, но внимание Бориса Нуралиева точно привлекли.

Аскар Рахимбердиев
CEO МойСклад
В моей области (автоматизация торговли) в 2016 году тренды задавало государство. Рознице теперь обязательно подключаться к ЕГАИС (если торгуем алкоголем) или так называемому Шубаис (меха и шубы). 1 сентября 2016 года стартовал самый масштабный государственный проект — перевод всех касс в онлайн. Важно, что все эти государственные системы работают в облаке. В итоге, в течение 2017-2018 годов практически все торговые точки будет необходимо подключать к интернету. Таким образом, государство принудительным способом разрешило одно из препятствий для распространения облаков — необходимость онлайна. Теперь онлайн стал законодательно обязательным.

Андрей Колесов
Журналист PCWeek
Попросил Андрея высказаться по вопросу «SaaS и Государство», но он разместил мнение у себя в блоге (полная версия). Тезисно же:

На самом деле, основной аспект облаков – это регулирование отношений между потребителем и поставщиком. Тут, действительно, есть вопросы, которые существующим законодательством не очень описаны. Нужны новые нормативные акты, их ждут госы, которым важно работать «по закону». А актов этих нет.

Напомню, что Минкомсвязи еще года два (или уже три?) готовил «облачный закон» (именно для госов), но его, насколько я знаю, как не было, так и нет.

Нормативные требования – это главное для госсектора. Эффективность и пр. – это уже глубоко вторично. Какие тут видны проблемы.

1. Сегодня фактически нормативными требованиями зарубежные облака отсечены от госсектора. Даже если запретов в явном виде нет, то все понимают, что зарубежные штуки – это не современный тренд, и об этом даже и думать не нужно.

2. «Обжегшийся на воду, дует на воду». Аналогия с западными облаками автоматом распространяется на отечественные – лучше с этим не связываться. Даже если формальных запретов нет.

Алексей Федоров
CEO startpack.ru
Использование SaaS в работе становится обыденностью. Пользователям не нужны классические аргументы о преимуществах облачного подхода, их внимание смещается к изучению потребительских свойств продуктов и поиску причин почему стоит остаться в текущем сервисе или почему стоит поменять его на другой. Тенденцией 2016 года стали SaaS-решения для корпоративных чатов и ботов. Боты продолжат совершенствоваться в направлении искусственного интеллекта. Их развитие будет востребовано в корпоративных хелпдесках, поддержке клиентов, персональных помощниках и консьерж-службах.

Рынок перенасыщен сервисами, которые решают универсальные задачи, не связанные с конкретной отраслью: CRM, управление задачами, облачные хранилища. В каждой категории возникли свои труднодостижимые лидеры, при этом в общей массе трудно отличить один сервис от другого — предоставляемые возможности идентичны. Выделится или конкурировать в такой среде невозможно, поэтому всё больше появляется сервисов, специализирующихся на определённых отраслях бизнеса: CRM для зубной клиники, управление задачами для курьерской компании и т. п.

Направление узкой специализации будет развиваться глубже, вплоть до атомарных app-ов, создаваемых командами из 2-3 человек, SaaS-дополнения и надстройки, и даже просто голый API. Стратегию Mobile First в SaaS также затронет специализация, наличия мобильного приложения, копирующего возможности веб-версии сервиса уже недостаточно, мобильные версии сервисов будут расширять функционал возможностями мобильных устройств. Узкая специализация сервисов — следствие разрастания рынка SaaS, где единственным способом выживания становится стратегия голубого океана.

Контент


Для зрелого бизнеса всегда отлично проходят «Дни CRM» от Terrasofв — много нового, клиентских кейсов и мало откровенной попсы.

Не могу не отметить площадку startpack.ru , которая помогает пользователям сравнить SaaS-сервисы и надеюсь, что коллеги трансформируют площадку во что-то большее и вторую площадку, созданную на энтузиазме автора — личный блог debaka.ru, в котором бесплатно можно написать обзор о вашем сервисе.

Из нового «Цифровые вершины» форум — очередная инициатива фирмы , Академии народного хозяйства при Президенте РФ и Mail.ru. Формат привычный и доминируют желтые цвета. В рамках мероприятия проходит конкурс проектов без призов.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Я наконец-то понял, чем реестр отличается от каталога. В последнем есть категоризация, т.е. набираешь «SaaS» и получаешь ожидаемый результат. Пока все это — не каталог, вокруг которого ни чего интересного не происходит.

Смотрим на 2017 с оптимизмом!

> Обзор 2015
> Обзор 2014

Предыдущие публикации автора:

> Habrahabr
> Geektimes
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (3)


  1. EvseyFaydo
    22.02.2017 01:00

    UPD: Pinnal запустил еще один API сервис Пинкит — сервис экспорта данных из UniSender, CallbackHunter, LiveTex в Битрикс24.CRM и обмена данными между CRM.


    1. alexeyokara
      26.02.2017 23:13
      +1

      Неплохая статья получилась. Я сразу вспомнил как мы подавали в ФРИИ наш сервис и они сказали " что на рынке очень большая конкуренция". Как видите- клиенты ценят свои данные и хотят иметь интеграции, которые будут автоматически переносить данные из одной CRM или веб сервиса в другую CRM или веб сервис.


      1. EvseyFaydo
        27.02.2017 00:10

        Все давно говорят про интеграции и в целом делают, но вокруг себя — AmoCRM, Tilda (cамые прекрасные интеграции) или со всеми — Slack. А вот кейс с Enrichment API
        свеж, да. А когда это во ФРИИ в чем-то разбирались? )