Что будет, если однажды дизайнеры создадут индивидуальные интерфейсы для всех существующих типов людей? Представим ситуацию, когда один и тот же сайт, интерфейс, веб-страница никогда не будут выглядеть одинаково, раз за разом адаптируясь под:

  • день недели
  • время суток
  • курсы валют
  • погодные условия
  • историю прошлых кликов
  • знак зодиака
  • менструальный цикл
  • текущий пульс и даже количество выпитого утром кофе.

Хорошо ли это будет, соответствует ли это самой эволюции человечества и ходу истории? Рассмотрим в данной статье.

image

Интерфейс-эгоист

Меня не покидает ощущение, что обычным людям в этих новомодных трендах human centered design — места опять не нашлось. Человек вновь вынесен за скобки интересов бизнеса, общества, государства. Человек все также не имеет ни малейшей свободы выбора страны жительства (а получает на это разрешение свыше), не имеет ни малейшей свободы управлять собственными сексуальными предпочтениями или потенциалом химического расширения собственного сознания.

Мир вовсе не поворачивается лицом к человеку — мир маргинализируется. Толпы иммигрантов, победа Трампа, Диана Шурыгина и Гоша Рубчинский ярко свидетельствуют о том, что мода на благородное диджитал-хипстерство умерла.

Однако дизайн инфосистем сильно отстает от современных требований общества. Например, ни один сайт заказа пиццы сегодня не готов продавать свой товар таджикам в Рамазан, не владеющим русским языком. Получается, что возможность употребления человеком неславянской внешности — итальянской пиццы в ночное время суток пока всерьез даже не рассматривается. Настоящий разворот интерфейсов лицом к клиенту не только до сих пор не состоялся, но он и не запланирован всерьез. Ну просто содержать еще одного курьера в ночную схему — невыгодно Владельцу. А когда что-то невыгодно владельцу, то любые интересы потенциального Клиента просто перестают существовать. И так во всем. Всегда и всюду решает Заказчик.

image

Но это никому и не нужно. Мы — адаптировались к такому интерфейсу между человеком и безликим Обществом.

Человек вообще способен адаптироваться ко всему — и в этом наше ключевое преимущество. Мы можем есть больше видов пищи, чем любое другое животное. Мы можем выдерживать максимальный диапазон температур благодаря одежде и отапливаемому жилью. Мы способны смириться даже с жилищной ипотекой, новогодним Голубым Огоньком и официальным возрастом согласия — хотя все эти вещи абсолютно противоречат нашей физиологии и здравому смыслу.

И мы адаптируемся, подстраиваемся, привыкаем — и даже начинаем радоваться стабильности.

В самой нашей природе заложена возможность смириться с интерфейсом любого качества, лишь бы он изо дня в день оставался тем же самым, позволяя обучиться и использовать в дальнейшем механическую память для взаимодействий.

Ярчайшим примером такого абсолютно нелогичного, но привычного поведения является корзина в любом интернет-магазине. Где она расположена? Всегда в правом верхнем углу. Соответствует ли это изначальным привычкам и шаблонам поведения человека в супермаркете? Ничуть.

image

Ни в одном реальном Ашане вы не увидите живого человека, который подбрасывает купленные товары в потолок в продуктовую корзину. расположенную на высоте трех метров. Так не бывает. Люди берут товар и тянут его вниз, это принцип drag&drop, захват и затем размещение в стоящей внизу тележке.

Сможете ли вы на спор найти хоть 5 интернет-магазинов, использующих этот совершенно естественный паттерн поведения с захватом товара и перетягиваением его в нижнюю часть экрана? Уверен, что нет. Дизайн отчего-то упрямо не хочет адаптироваться под столь естественные привычки человека, хоть и верещит об этом на каждом углу! Странно, не правда-ли?

О рычагах управления пользователем

Возьмем другой популярный элемент интерфейса, по поводу важности скругления которого до сих пор только в России в год проходит до сотни научных симпозиумов — кнопка. Вопрос, сопоставимый по уровню важности с дилеммой “ с какого конца надо начинать чистить вареное яйцо”.

В живой природе кнопок не существует. В естественной среде их просто нет. Скруглять становится просто нечего, как только дизайнер хотя бы начинает делать вид, что знаком со школьным курсом анатомии и физиологии. А что же есть?

Есть рычаги, знакомство с принципами которых ребенок вполне осваивает уже к полутора годам. Рычаг — гениален, естественен, функционален. И кстати, он абсолютно в тренде “эко”-дизайна.

image

Рычаг используется повсюду: в виде курка в оружии, в виде инструмента, палки-копалки, вообще абсолютно везде. Когда обезьяна впервые взяла в руки дубину (а не кнопку и не свайп) — рычаг раз и навсегда изменил всю дальнейшую историю этой планеты.

И сколько интерфейсов с рычагом вы сегодня сможете насчитать?

Но нет, дизайн старательно навязывает людям абсолютно чудовищные паттерны с раздвиганием пальцами, с тряской, дабл-тапами и прочей несусветной и невозможной в живой природе дребеденью. И конечно, с кнопками, как с частным случаем (несчастным случаем) выродившегося до полного уродства Его Величества Рычага. Никого не корежит, что даже сами пальцы нужно загибать противоестественно, чтобы воспользоваться самым передовым и эргономичным интерфейсом.

image

Адаптировался ли здесь дизайн под человека? Хватило ли смелости хоть у одного ведущего гуру и иконы стиля пересмотреть существующие библиотеки элементов и микровзаимодействий, приведя существующую сумятицу из растопыренных пальцев — под подобие существующей миллиардами лет реальности?

А вот военные, видимо, не улавливают модных трендов и не держат нос по ветру самых инновационных веяний, раз до сих пор так и не решились избавиться от курков в оружии. А ведь сегодня курок — по сути уже не нужен.

image

Раньше этот механизм имел самый практический смысл: по нажатию на этот рычаг горящий фитиль аркебузы подносился к запалу и воспламенял порох. Регулируя скорость нажатия и силу — каждый стрелок самостоятельно управлял возгоранием, а значит и выстрелом. Но теперь, обладая сегодняшними технологиями, военным ничего не стоит активировать стрельбу у пистолета или штурмовой винтовки по свайпу, клику, морганию зрачком или даже голосовому выкрику.

Ах, насколько бы улучшилось юзабилити такого модного и современного автомата, представьте? А уж сколько престижных дизайнерских премий можно было бы собрать с таким кликабельным оружием?

Нет, военные не ретрограды и вовсе не глупцы, а про эргономику и физиологию человека — любой боевой прапорщик знает куда больше, чем весь личный состав Гильдии Вольных Проектировщиков. И потому курок-рычаг — просуществует вечно, а гайдлайны и правила микроанимаций в этих ваших интернетах меняются до неузнавания каждые два года.

image

Поэтому все разговоры о том, что каждый “рядовой” пользователь интернета скоро будет иметь право ежедневно настраивать под себя дизайн общевойсковой формы, график учений и стратегический план на ближайшее сражение — не могут быть ничем иным, кроме как дешевой спекуляцией.

Единый устав, единый режим, единая форма и стандартизированное вооружение, идеальная субординация и расстрел за малейшие паникерские настроения — вот такие правила позволяли и будут позволять в будущем побеждать любым созданным человечеством системам.

Разумеется, отслеживание проблемных мест интерфейсов, сбор и анализ Больших данных, получение и обработка обратной связи и машинное обучение — будут и далее возможны только в том случае, когда вся собранная информация будет строго упорядочена, стандартизирована и структурирована по единому шаблону.

Не к людям, но к технологиям

Продолжать разговор о будущем адаптивных интерфейсах разумно только в одном ключе — тотальная адаптивность к платформам. Любая информация, операция, запуск процесса должен получить возможность происходить в совершенно любом интерфейсе.

И вообще, грань между различными типами интерфейсов должна быть стерта окончательно: играя в XBOX — я должен иметь возможность точно также легко заказать авиабилеты в Амстердам, сидя Вконтактике — редактировать дизайн-макеты своего подчиненного, а просматривая видосики на ютубе — заодно и оплачивать штрафы в ГИБДД, при этом ВООБЩЕ не переключаясь между вкладками, экранами, рабочими столами и т.д.

Не сворачивая пасьянса я должен покупать домой пиццу, а оформлять загранпаспорт с телефона — не прерывая текущего звонка к любимой маме. Меня не должна интересовать совместимость платформ, операционных систем, фреймворков, конфликты баз данных и конкуренция фирм-производителей. Все доступно везде и всегда, и любая информация, функция, запрос вызываются мгновенно из любого другого процесса в режиме реального времени — вот что такое настоящий адаптивный интерфейс.

image

Интерфейс, не привязанный к конкретному носимому гаджету — запускаемый со стены дома, с поручня в общественном транспорте, с ценника к любому товару в супермаркете. Интерфейс, освобождающий человека от загромождения карманов и портфелей пластиковыми коробочками, шнурами, зарядниками. Интерфейс, адаптивный не к человеку, но к обслуживающим его технологиям.

Но создадут такой интерфейс уж точно не сегодняшние “рисовальщики серых квадратиков”, а настоящие инженеры, разработчики технологий, двигающие вперед сами возможности, а не способы их визуального воплощения на экранах.

Вывод

Сначала в авангарде нашей цивилизации всегда идет технология (возможность), потом — сам информационный контент (содержание), и только третьей волной нахлынут визуальные оформители, которые ярко и эмоционально будут презентовать нам плоды труда первых двух, заодно пытаясь предельно минимизировать наши усилия и вообще включения в процессы контроля за ситуацией.

Ссылки по теме:

> Носимые гаджеты — зло
> Чего же хотят люди по-настоящему
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. Rumlin
    06.03.2017 15:35
    +2

    «Старую собаку поздно учить новым трюкам». Большинство пользователей будут против необычных интерфейсов и действий.


    1. Prome_T
      06.03.2017 15:56

      Сильно сомневаюсь в том что «это» позиция большинства. Люди, по моему, головы принять уже все что угодно в случае когда это подается с правильным лозунгом — новый, улучшенный, усовершенствованный, модный или дизайнерский. Все эти нововведения с «плиточным дизайном», вместо привычных кнопок и главное бесконечные обновления интерфейса во имя неизвестно чего.


      1. Sadler
        06.03.2017 16:15
        +2

        А вот нет, накушались уже ваших дизайнерских придумок. Лучше размечайте контент по-человечески, а морду, если что, я и в Stylish'е нарисую. Автор статьи просто не понимает, что природоподобие — это не краеугольный камень дизайна, ибо в качестве манипулятора у нас выступает мышь или тапы по тачскрину, что приводит к определённой специфике эргономики интерфейса. Автор же предлагает регулярно тянуть что-то мышкой, нарабатывая синдром запястного канала, лишь бы его доисторические привычки не были потревожены.


  1. NINeOneone
    06.03.2017 16:08
    +4

    Я хочу то, мне надо это, я привык к такому. Статья о то о чем?
    Может сделали чего и хотите рассказать/поделиться?


    1. Talyutin
      06.03.2017 16:19

      О том, что всё должно быть естественно, не через кнопки, а… кстати, как?


      1. NINeOneone
        06.03.2017 16:49

        Тогда должно быть убедительно обоснование «почему все должно быть естественно», утверждение таки весьма спорное.

        По такой логике должно быть удобно ходить на 4 конечностях (и кстати пешком), жить на деревьях, есть только сырое, использовать лопух в конце концов. Я бы наоборот предположил, что 99% нашего поведения неестественно и (поэтому?) удобно.


  1. nikitastaf1996
    06.03.2017 16:16
    +5

    Незнаю.Как владелец ноутбука считаю что drag and drop это ужас.Статья немного странная.


  1. Sadler
    06.03.2017 16:19
    +2

    Что будет, если однажды дизайнеры создадут индивидуальные интерфейсы для всех существующих типов людей?
    день недели
    время суток
    курсы валют
    погодные условия
    Погодные условия на Марсе, ага. Получится неюзабельный шлак, поведение которого невозможно предугадать. Мало ли такого.


  1. CrazyRoot
    06.03.2017 16:26
    +2

    — Генерал! Почему сорвалось наступление у ЭН-ска?
    — Сэр! Эти варвары взорвали подстанцию, зарядки не работали, Сэр.
    — Почему заранее не зарядили?
    — Сэр! Зарядили, сэр! Но ночь пришло обновление на автоматы и…


  1. Jamato
    06.03.2017 16:29
    +7

    Вы назвали спусковой крючок курком. Дважды.


    1. wormball
      06.03.2017 16:35

      Четырежды! И это не считая названия.


    1. K0styan
      06.03.2017 18:31

      Курок (там, где он открыт) — тоже вполне естественный интерфейс. А фитильная серпентина — вообще курок и спусковой крючок в одном лице.


      1. APaMazur
        07.03.2017 12:10
        +1

        Но греховности действий автора это не умаляет
        Немедленно на костер!


  1. serafims
    06.03.2017 16:39
    +1

    А мне, например, нравится в дизайне взаимодействия с интерфейсом что-то новое, к примеру с корзиной —
    да, есть один такой красный сайт, у которого плашка корзины внизу, но это неудобно при использовании и занимает место экрана и ресурсы при ее отрисовке.
    Так что не надо слепо перетягивать паттерны из реальности в цифровой мир. Корзина в супермаркете — как раз-таки тот атавизм, который все никак не хочет исчезнуть — я хочу продукт сразу в себя с полки, ну, или, на худой конец, нажать кнопку на ценнике, и потом домой мне его квадрокоптер привезет.
    Все должно быть в меру.


  1. mediagenia
    06.03.2017 17:15

    Статья понравилась, мессейдж понятен, местами вообще можно брать на цитаты. Автор пиши ещё.


  1. copypasta
    06.03.2017 17:41
    +1

    Понравилась рубашка у ушлого типа в парке. Вот бы кто подсказал, где такую взять.


    1. sviterov
      06.03.2017 19:51

      Присоединяюсь


      1. CrazyRoot
        07.03.2017 12:57

        Вы про Че Анонимуса?
        Так прямо и гуглится, причем результатов хватает.


  1. Shadow_Runner
    06.03.2017 18:33

    Что будет, что будет… плохо пользователю будет, если интерфейс будет зависеть от такой кучи параметров. Потому что один из важнейших параметров интерфейса, чтобы пользователь был доволен — предсказуемое поведение.

    А про корзину в центре и скидывание туда товаров — сами таким пользуйтесь на ПК или планшете. А я вот с удовольствием бы в магазине вместо собирания товаров в корзину кликал бы по ценникам и на кассе забирал бы уже сверившись со списком и ценой.

    Иногда виртуальность дает возможность сделать все лучше, чем возможно в реальном мире. Глупо этим не пользоваться.


    1. Rohan66
      07.03.2017 12:23

      Если бы так можно было (кликнул по ценнику и товар на кассе) продаваны ОЧЕНЬ бы обрадовались! Это же сколько будет куплено лишнего! Тележка с покупками хотя бы визуально останавливает от дурного «шопинга». А с таким подходом — очень многих на кассе будет ждать грузовик покупок. ))))


      1. Shadow_Runner
        07.03.2017 12:28

        Кому нужны искусственные ограничители — пусть таскают визуальную тележку с покупками. Я в уме всегда считаю покупки в процессе сбора и никаких сюрпризов на кассе не возникает.

        Не пойму почему часть людей считает, что раз у кого-то мозгов нет, то страдать должны все.


  1. AFakeman
    06.03.2017 18:43

    Ткнуть пальцем — это неестественно?


    Очень странная статья в которой намешали все подряд, и ничего толкового не предложили, только про всякие инфоповоды языком почесали.


    1. avost
      07.03.2017 00:53

      Разумеется. Я вообще думаю, что в аду есть специальное место для недодизайнеров, придумавших кнопки громкости взамен крутилок.


  1. izobr
    06.03.2017 21:19

    Когда Windows 8 вышел, я не мог телепатически по телефону сказать всяким родственникам куда им нажать чтобы на новом ноутбуке какие-то простые вещи сделать, а вы хотите каждому свой интерфейс!


  1. Hellsy22
    07.03.2017 01:27

    Где она расположена? Всегда в правом верхнем углу.

    Ulmart — корзина справа-внизу.

    естественный паттерн поведения с захватом товара и перетягиваением его в нижнюю часть экрана

    Drag&Drop для веба не очень естественнен.

    создадут такой интерфейс уж точно не сегодняшние “рисовальщики серых квадратиков”, а настоящие инженеры

    … из далекого космоса, ага.

    Люди любят ругать дизайнеров — за наличие или отсутствие новых элементов, за непривычное или традиционное расположение элементов, за наличие или отсутствие подсказок, за наличие или отсутствие анимации, за наличие или отсутствие опций, за отдельный дизайн для мобильных устройств и за общий дизайн для всех устройств. И никакие якобы «настоящие» инженеры этого не исправят. К слову, нет ничего более убогого и беспомощного, чем сайты технических компаний, порой даже магазины торгующие пиццей имеют более удобный дизайн и лучшее описание товара.


  1. betrachtung
    07.03.2017 04:49

    Никого не корежит, что даже сами пальцы нужно загибать противоестественно, чтобы воспользоваться самым передовым и эргономичным интерфейсом.
    Вот тут вот вы подошли опасно близко к правде.
    А правда в том, что всем плевать на удобство. Вы посмотрите вокруг, люди такие фокусы вытворяют, чтобы на лопатах до кнопки или шторки дотянуться. Какая эквилибристика! Вы думаете, этих людей волнует эргономика, им нужен удобный интерфейс?


  1. etz
    07.03.2017 06:44

    Жутко радуют педофильские и пидорские отсылки. Статья ради них и написана, да?


  1. Barafu
    07.03.2017 09:04

    Прочитав статью, вынужден спросить: а это вообще о чём статья была?


    1. jetexe
      07.03.2017 12:09

      о том, что несуществующие курки лучше существующих кнопок, и вообще drug&alcoholdrop рулит (чтоб он всю жизнь тачпадом пользовался)