Чуть больше месяца остается до запуска первого китайского грузового корабля — «Тяньчжоу-1» («Небесная лодка») должен будет отправиться в полет 23 апреля, и ракета с кораблем уже доставлены на космодром Вэньчан. Орбитальная станция «Тяньгун-2» сейчас летает в беспилотном режиме, но это никак не должно помешать отработке китайцами снабжения своих космических станций.


Грузовой корабль «Тяньчжоу» в полете

Подготовка


13 февраля на космодром Вэньчан (остров Хайнань) привезли собранный грузовой корабль «Тяньчжоу-1». Грузовик доставили морем из порта Тяньцзиня (около Пекина).


Трек судна, перевозившего корабль, источник: Chinaspaceflight.com


Выгрузка корабля, источник: Chinaspaceflight.com


Диаметр 3,35 метра позволяет без особых проблем перевозить корабль автотранспортом, источник: Chinaspaceflight.com


«Тяньчжоу-1» в монтажно-испытательном комплексе, источник: Chinaspaceflight.com

Китайский репортаж, много кадров корабля с разных ракурсов.



В качестве ракеты-носителя будет использоваться недавно созданная РН «Великий поход-7». Это будет второй пуск новой ракеты, впервые стартовавшей в 2016 году. Грузовой корабль массой 13,5 тонн окажется тяжелее, чем орбитальная станция, с которой он будет стыковаться, потому что восьмитонная станция «Тяньгун-2» была ограничена грузоподъемностью своей более старой ракеты-носителя «Великий поход-2F».


«Великий поход-7» в цехе перед отправкой на космодром. Отлично видны четыре боковых блока (первая ступень), вторая и третья ступени в центре и головной обтекатель на переднем плане, источник: Chinaspaceflight.com


Контейнеры со ступенями на транспортном судне, источник: Chinaspaceflight.com

План полета


Уже достаточно давно было известно, что грузовой корабль должен будет отработать дозаправку орбитальной станции, находящейся на орбите без экипажа. Но сейчас план миссии уточнили. Грузовик «Тяньчжоу-1» должен будет состыковаться с орбитальной станцией три раза, при этом каждый раз проверять возможность дозаправки. В одной из попыток будут тестироваться технологии быстрого сближения, аналогичные тем, которые использует Россия для сближения и стыковки за шесть часов.


Разъем перекачки топлива на грузовом корабле, источник: Chinaspaceflight.com

Кроме стыковок планируются испытания ресурса грузового корабля. «Тяньчжоу-1» должен будет провести два месяца в состыкованном со станцией состоянии и три месяца в автономном полете. Как и на большинстве грузовых кораблей, на «Тяньчжоу» нет спускаемого аппарата, и после завершения миссии он должен будет сгореть в атмосфере.

Ручной перенос грузов — не высокотехнологичная операция, и отрабатывать ее в космосе нет необходимости. В то же время, если бы на «Тяньгун-2» был экипаж, можно было бы потренироваться в продлении пилотируемой миссии на снабжении с грузовиков. По каким-то причинам Китайское космическое агентство не стало идти по такому пути, и орбитальная станция «Тяньгун-2», как ожидается, будет неэкономно заброшена после всего одной пилотируемой и одной беспилотной миссии. Впрочем, уже скоро китайская пилотируемая космонавтика выйдет на новый уровень — в 2018 на орбиту отправится базовый блок «Тяньхэ» модульной орбитальной станции, по своим функциям аналогичный базовому блоку станции «Мир», запущенному в 1986 году. Двадцатитонный модуль должна будет вывести на орбиту новая тяжелая ракета-носитель «Великий поход-5», впервые стартовавшая осенью 2016 года.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (16)


  1. solariserj
    13.03.2017 10:46

    Получается будет только стыковка и заправка? Я думал сделают автоматическую разгрузку: пристыковался, заправил, разгрузил оборудование и провиант.


    1. lozga
      13.03.2017 10:49
      +1

      А зачем? Эта станция больше не будет использоваться.


      1. AntoBro
        13.03.2017 14:25

        космическая лаборатория точнее
        Tiangong-2 space lab
        Станцией они её ни когда и не считали.
        Китайцы оценивают и проверяют ключевые технологии, связанные с заправки топливом и ремонтов оборудования на орбите, а также те, которые связаны с длительным пребыванием космонавтов в космосе во время миссии.
        Промежуточный этап, рабочий демонстратор.
        Филипп вы чего нибудь слышали про противоречия китайцев с группировкой " МКС( НАСА, РОскосмос) по поводу «санитарного кордона»: Its dimensions of 50km by 50km by 1.5km provide a safety zone for the ISS

        может поэтому китайцы и не торопятся с CSS

        image


        1. lozga
          13.03.2017 15:37

          50?50?1,5 км в космосе — это очень мало, и никак не помешает запустить китайскую станцию выше/ниже/на другое наклонение/другую долготу восходящего узла


          1. pnetmon
            13.03.2017 19:36
            +1

            Пишут http://www.unoosa.org/pdf/pres/copuos2014/tech-24.pdf


            Orbit inclination: 42~43
            Altitude: 340km~450km


            1. lozga
              13.03.2017 20:08

              Она же не одновременно во всех точках будет, это не проблема.


              1. pnetmon
                14.03.2017 06:49

                Это понятно.
                Просто выше приводя слова Its dimensions of 50km by 50km by 1.5km provide a safety zone for the ISS ни слова про орбиту. Эти же слова и картинка
                http://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?arnumber=7587544
                https://eandt.theiet.org/content/articles/2015/11/iac-jerusalem-2015-show-report-the-latest-in-space-technology/


                1. lozga
                  14.03.2017 13:43
                  +1

                  Представьте вокруг Земли два тонких кольца. Одно — орбита МКС, другое — Тяньгун. Нет проблемы сделать так, чтобы они не мешали друг другу.


      1. solariserj
        13.03.2017 21:08

        C одной стороны жаль, могли более отточить технологии для следующей станции, но с другой стороны если это её участь, не мне же их учить… только вперед за победами в освоении


    1. Rumlin
      13.03.2017 12:27
      +5

      Китайцы в ускоренном режиме адаптируют технологии СССР. На данном этапе отрабатывается уровень технологий орбитальной станции Салют. Цель построить станцию Мир.


  1. pnetmon
    13.03.2017 12:10
    +1

    В одной из попыток будут тестироваться технологии быстрого сближения, аналогичные тем, которые использует Россия для сближения и стыковки за шесть часов.

    Китайские СМИ опубликовали


    https://youtu.be/wk73YH1qJPk

    Tianzhou-1 will provide propellant for Tiangong-2 space lab to help it maintain at a proper orbiting height. The Tianzhou-1 is expected to dock with the orbiting space lab three times before returning to earth. During the docking, a new experiment of independent quick docking will be conducted, which requires that the two spacecraft dock with each other within six hours.
    "This is a new experiment. If we can succeed, then the docking of manned spacecraft and cargo spacecraft will all use this technology. If the docking time could be cut short, our astronauts will be more comfortable, so there is a big point in doing so," said Bai.

    Но не понятно про 6 часов как у России. Они через 6 часов после запуска они будут подходить к станции для стыковки? Или какой-то небольшой этап стыковки


    1. lozga
      13.03.2017 13:38
      +1

      Как я понял, первая стыковка будет через 2 суток полета, а вторая или третья попытка будет отрабатывать технологии быстрого сближения.


  1. voshka
    14.03.2017 04:55
    +1

    Если бы не китайские надписи на фото можно подумать, что это наше российское или постсоветское. Нет, я не говорю, что там что-то плохое и неправильное, просто всё как-то по нашему, по простому, "ламповое" что-ли. Без позерства и ретуши. И эти цвета частей ракеты и грузовика, как будто в Энергию на экскурсию пришел.


    "Где китайцы там и Китай". Пришло время околоземного пространства.


  1. kazaff
    14.03.2017 06:38

    Как там EmDrive? Не собираются запускать на орбиту? Третий месяц без новостей на эту тему.


  1. mark_ablov
    17.03.2017 13:03

    А почему бы сразу не "уронить" и станцию, раз она не планируется к использованию?


    1. pnetmon
      17.03.2017 17:47
      +1

      Используется для экспериментов и наблюдения, для длительного испытания оборудования и прочего.