В конце мая в сети вышел 30-минутный фильм «Кунг Фьюри» — комедийный боевик, в котором намешаны боевые искусства, мотивы из фильмов и видеоигр 80-х годов, Гитлер по прозвищу Кунг Фюрер и динозавры. Меньше чем за неделю видео набрало более 10 миллионов просмотров на YouTube. Фильм привлек внимание не только ностальгическим жанром и захватывающим сюжетом, но и способом финансирования. Картина была полностью снята на деньги интернет-пользователей, которые перевели их через краудфандинговый сайт Kickstarter.

Автор фильма (шведский режиссер клипов и рекламных роликов Дэвид Сэндберг, для которого «Кунг Фьюри» стал первым художественным фильмом) изначально планировал собрать 200 тысяч долларов на короткометражку. Чтобы привлечь внимание к проекту, Сэндберг потратил собственные пять тысяч долларов на трейлер, который стал популярным вирусным видео. В результате проект за месяц привлек 630 тысяч долларов. Этого не хватило на полнометражную картину, на создание которой Сэндберг закладывал миллион, но позволило режиссеру снять более качественный получасовой фильм.

Онлайн-Голливуд



«Кунг-Фьюри» – далеко не первый и не самый успешный проект по «народному финансированию» фильмов. На данный момент семи картинам удалось привлечь более миллиона долларов на различных краудфандинговых площадках. Большая часть – продолжения популярных фильмов и сериалов. Например, больше всего денег привлекло полнометражное продолжение американского подросткового детективного сериала «Вероника Марс».

В январе 2007 года после выхода третьего сезона телеканал CW объявил, что съемки сериала останавливаются из-за падения рейтингов. Его место в эфире заняло реалити-шоу «Pussycat Dolls Present: The Search for the Next Doll». Создатель сериала начал работать над сценарием фильма по мотивам сериала, но долгое время не мог найти источники финансирования. Тогда в 2013 году было решено привлечь два миллиона долларов на Kickstarter. Проекту удалось собрать 5,7 миллиона, и в том же году начались съемки фильма. В 2014 году он вышел на экраны.

На втором месте в рейтинге самых успешных краудфандинговых фильмов — сиквел популярного комедийного детектива начала нулевых «Суперполицейские», авторами и актерами которого являются участники популярного в США юмористического коллектива Broken Lizard.
В 2009 году они решили снять продолжение фильма, но получили права на него от студии Fox Searchlight только в 2015 году. Студия отказалась финансировать сиквел, поэтому Broken Lizard запустил краудфандинговую кампанию на Indiegogo с целью привлечь два миллиона долларов. В апреле они собрали 4,5 миллиона долларов и запустили производство фильма.



На третьем месте — комедийная драма Зака Браффа «Хотел бы я быть здесь», которая уже вышла в прокат в 2014 году. Формально она является независимой картиной, но многие восприняли ее как продолжение фильма того же режиссера «Страна садов» 2004 года.
В 2013 году Брафф запустил кампанию на Kickstarter для привлечения двух миллионов долларов. Проект собрал 3,1 миллиона, и к концу того же года уже был готов фильм. Вероятно, он привлек такое внимание в том числе благодаря популярности Браффа как актера – он исполнял главную роль в культовом сериале «Клиника».



На четвертом месте – не продолжение, а самостоятельная научно-фантастическая комедия Lazer Team. Она должна выйти на экраны в 2015 году. Так же как и «Кинг Фьюри», Lazer Team – ностальгический фильм, только в данном случае он отсылает зрителя к классике научно-фантастического кино. Авторы проекта запустили кампанию на Indiegogo в 2014 году с целью собрать 650 тысяч долларов. В результате им удалось привлечь 2,4 миллиона.

Создатели решили обратиться к краудфандингу не только ради финансирования, но и для продвижения фильма, рассказал сценарист и исполнитель главной роли Берни Бернс. По словам режиссера Мэтт Халлума, после запуска краудфандинговой кампании к авторам фильма стали обращаться многочисленные кино- и медиакомпании, а также агентства по подбору актеров.

На пятом месте – полнометражное продолжение американского комедийного сериала «Реальные парни» (Blue Mountain State) про студенческую команду по футболу. В 2012 году, после выхода третьего сезона, авторы сериала объявили, что шоу закрывается. В 2014 было решено снять продолжение в виде полнометражного фильма с помощью краудфандинга. В апреле была запущена кампания по привлечению 1,5 миллиона долларов на Kickstarter. В результате было собрано на 400 тысяч больше. К конце года фильм был снят, а в сентябре 2015 года должен выйти на экраны.



В семерку самых успешных краудфандинговых проектов вошли также две самостоятельных картины — комедия Road Hard Адама Кароллы и фильм ужасов «Сладкая кровь Иисуса» Спайка Ли. Road Hard собрал почти полтора миллиона долларов, но не вышел в широкий прокат и заработал немного больше 100 тысяч долларов. Независимому режиссеру Спайк Ли удалось собрать на фильм «Сладкая кровь Иисуса» 1,4 миллиона долларов.

Игры



Но самыми успешными краудфандинговыми проектами традиционно являются видео-игры. Самая крупная кампания по народному финансированию в интернете — сбор средств на игру Star Citizen в жанре космического симулятора. Привлечение средств шло как на Kickstarter, так и на собственной площадке игры, и в общей сумме проект привлек 83 миллиона долларов. Выход игры ожидается в середине 2016 года.

В десятку самых успешных краудфандинговых проектов мира также входит игровая приставка Oyua с открытым программным обеспечением на базе Android. В 2012 году она собрала больше 8,5 миллиона на Kickstarter, а в 2013 была представлена на рынке.



На третьем месте среди самых успешных историй народного финансирования игр – космический симулятор «Elite: Dangerous». Проект является современным продолжением одноименной игры 80-х и 90-х годов. Разработчики планировали выпустить ее на протяжении 13 лет, но не могли найти финансирование. Издатели требовали расчета бизнес-рисков, связанных с игрой. Но его было затруднительно сделать из-за того, что на рынке не было готовых похожих игр.

Когда стал развиваться краудфандинг, разработчики решили собрать деньги с его помощью. В 2013 году они запустили кампанию на Kickstarter. Проект привлек 3,7 миллиона фунтов, игра вышла в 2014 году. Пользователи получили взамен за свои вложения саму игру, привилегии в ней и 50-процентную скидку на последующие обновления.



У разработчиков также есть форум с несколькими разделами: открытым, в котором могут высказываться все пользователи; разделом для вкладчиков, которые могут влиять на конкретные решения; разделом для крупных инвесторов. На форуме обсуждаются приоритеты разработки и варианты течения жизни в игре.

Изменит ли краудфандинг рынок кино и игр?

Таким образом, краудфандинг является не только средством привлечения средств, но и способом установить диалог с аудиторией и спросить ее напрямую, чего она хочет от проекта. Вероятно, именно поэтому этот способ финансирования стал очень эффективным для создания такого контента, как фильмы и игры.

Благодаря краудфандингу вкладчики становятся не просто пассивными потребителями, а активными участниками проекта. И степень их участия зависит напрямую от вклада. Например, некоторые создатели фильмов предлагают пользователям, вложившим крупную сумму, эпизодическую роль в фильме. А более мелким вкладчикам – участие в массовке.

Традиционный кино- и игровой рынок не дает таких возможностей, а также ограничивает свободу создателей проектов. И не всегда делает это лучшим образом, потому что ориентируется на воображаемого потребителя, в то время как краудфандинг дает создателям доступ к реальной аудитории. Так что вполне возможно, что через 10-20 лет нас ждет революция в кино- и игровой индустрии, которая свергнет Голливуд и прочие традиционные устои этих рынков.

Комментарии (1)


  1. progchip666
    05.06.2015 17:28

    Не знаю как с Фильмами, а вот с играми не согласен.
    Ещё в прошлом году начались большие проблемы со сбором средства на игры потому, что перед этим очень многие проекты сильно обманули ожидания бекеров. По итогам прошлого года, насколько мне известно, сумма сборов игровых проектов упала по сравнению с 2013. В начале этого тенденция продолжается.