Привет Geektimes! Данная статья является продолжением предыдущей части, про опыт установки 100-ваттной солнечной батареи на балконе. В первоначальном варианте к батарее был подключен DC-DC преобразователь, от которого можно заряжать различные домашние устройства. Следующим шагом было решено добавить возможность накопления энергии для использования в вечернее и ночное время.


Что получилось, подробности под катом.

Теория


Как говорилось в предыдущей части, несмотря на не оптимальные углы установки и малое количество панелей (2х50Вт), солнечная панель в принципе работает. Но дальше возникает вопрос что делать как эту энергию использовать.

Вариантов несколько:

1) Использовать энергию только по мере надобности, например для зарядки планшета. В плане КПД это самый плохой вариант — днем когда светло, все на работе, да и использовать 100-ваттную панель для зарядки телефона слишком избыточно — 95% светлого времени солнечная панель стоит неподключенной.

Опционально, можно просто подключить готовый USB power bank, например на 10000мАч. Работать будет, но решение во-первых, неинтересное в плане творчества, во-вторых, максимальная мощность для зарядки по USB около 10Вт, т.е. уже для 50-ваттной панели большая часть энергии будет пропадать впустую (хотя для пасмурной погоды сойдет). Ну и в-третьих, выбор подключаемых по USB устройств не так уж велик.

2) Отдавать энергию в электросеть (технология grid tie), чтобы она использовалась другими электроприборами. В принципе, это современный и наиболее используемый в частных домах вариант. Очень удобно, ничего не пропадает, все что сгенерировалось, отдается в сеть, количество требуемых компонентов минимально. Для моего балкона оно увы, не заработало — рекомендуемая мощность панелей для нормальной работы инвертора от 200Вт, а увеличивать число панелей еще в 2 раза уже не входило в бюджет. Да и экономического смысла большого не было — окна выходят на восток, и прямые солнечные лучи попадают на них только утром до 11-12 часов дня.

3) Накапливать энергию в аккумуляторе. Раз первые два способа не подошли, это единственное что остается делать.

Плюсы очевидны:

— Возможность использования запасенной энергии в любое время.
— Возможность подключения к батарее более мощной нагрузки (например электродрель не заработает от солнечной панели, а от аккумулятора легко).
— Возможность использования разнообразных устройств, рассчитанных на 12В — светодиодные лампы, зарядки для ноутбука и пр.
— Опциональная возможность подключения инвертора на 220В, и как бонус, появление в доме резервного источника питания на случай отключения электричества.
Минус тоже очевиден: батареи в таких системах это самый недолговечный, весьма дорогой, да и экологически вредный компонент. Но последний минус мы наоборот обратим в плюс — батареи могут использоваться повторно (примерно то же, что по слухам, делает Маск в своих Tesla Powerwall).

Полезных для нас видов аккумуляторов мы выделим два:

Свинцовые и их разновидности: гелевые, щелочные, автомобильные, от UPS и пр. Дешевы, пожаробезопасны, но на этом плюсы заканчиваются. Количество циклов невелико, масса и габариты неудобны. В то же время, это самый дешевый и простой вариант — и дешево, и просто, и «накосячить» тут невозможно. Цена контроллера заряда на eBay менее 1000р, аккумулятор можно купить в любом ближайшем магазине.

Литиевые. Их много разных видов, и запутаться куда легче.
«Традиционные» литий-ионные: напряжение 3.7В, максимальное напряжение зарядки 4.2В, минимальное напряжение 3.0В. Не любят перезаряда (число циклов снижается кардинально), и гипотетически (при отсутствии защиты и нарушении режима эксплуатации) пожароопасны.
Литий-железо-фосфатные (LiFePO4): напряжение 3.2В, максимальное напряжение зарядки 3.65В, минимальное напряжение 2В. Пожаробезопасны, судя по тестам, даже при КЗ лишь воняют, но не горят.

Литий-титанатные (Li4Ti5O12): напряжение 2.4В, максимальное напряжение зарядки 2.85В, минимальное напряжение 1.8В. Пожаробезопасны, плюс имеют большое количество циклов (по разным источникам, от 7000 до 15000), что делает их практически «вечными». Минус в том, что напряжение минимально, да и купить их непросто.

Более подробно описание разных видом, с их плюсами и минусами, можно почитать здесь. Очевидно, что каждому типу аккумуляторов нужен свой режим заряда, и в общем случае зарядные устройства несовместимы с разными типами ячеек, если в настройках нет возможности выбора. Попытка зарядить LiFePO4 обычным зарядником «для лития» до напряжения 4.2В просто испортит батарею.

В итоге, из всего разнообразия, было решено остановиться на самом простом и проверенном варианте: литий-ионных батареях форм-фактора 18650.

— Это самый популярный форм-фактор, такие батареи используются в ноутбуках, шуруповертах, powerbank-ах и пр.
— Такие батареи легко достать, например из б/у ноутбучных батарей, в которых обычно выходит из строя только несколько ячеек, а остальные вполне работоспособны.
— Как следствие предыдущего пункта, повторно используя батареи, мы не только не вредим экологии, а наоборот, даем элементам вторую жизнь.

Здесь можно подробно посмотреть на тестирование таких батарей:

Извлечение и тестирование ячеек из батареи ноутбука


Элементы 18650 несложно купить и новые, а при покупке большими партиями цена батарейки может составлять меньше доллара за штуку. Это позволяет энтузиастам создавать системы типа таких:


Или даже таких (фото с youtube):


Кстати, если кому интересно посмотреть на более-менее профессиональный подход к сборке батарей, делается это так:

Youtube видео


Для балкона, столько разумеется не надо. Батареи напряжением 12В и емкостью 8-10Ач для первой итерации вполне достаточно. При желании число элементов можно будет потом увеличить.

В качестве нагрузки планируется во-первых, зарядка всевозможных девайсов, во-вторых, использование 12-вольтовой LED-лампы в качестве вечернего освещения. Дальше будет видно, в зависимости от того сколько энергии удастся собирать.

Практика


Для сборки системы нам потребуется ряд компонентов. Все довольно-таки дешевое, космических цен здесь нет.

1. Контроллер заряда


Контроллер является логическим центром всей системы, он берет энергию от солнечных батарей и заряжает ею аккумуляторы, также включает и отключает нагрузку, если батареи слишком разрядились. Цена вопроса от 15$ за дешевый контроллер как на фото, этого вполне достаточно. Главное чтобы в контроллере была возможность настраивать напряжение батареи, т.к. напряжение литиевой батареи отличается от свинцовой.

2. Аккумуляторы 18650

У меня не стоял вопрос как максимально сэкономить, поэтому я просто заказал 6 штук на eBay.


По идее, если поспрашивать в сервис-центрах, то старые ноутбучные батареи можно найти практически даром, единственное что для их тестирования понадобится измеритель емкости, цена вопроса около 4$:


Уже заказав аккумуляторы, я понял что проще было-таки купить батарею от ноутбука: ячейки там уже с припаянными выводами, присоединить их было бы проще, да и цена была бы чуть ниже. Видео как аккуратно разобрать батарею, можно посмотреть здесь:

Разборка батареи ноутбука


А так, пришлось купить еще держатели для аккумуляторов, впрочем стоят они недорого. Как вариант, можно купить аккумуляторы с уже припаянными пластинами, стоят они чуть дороже.

Кстати, если кто-то решит брать аккумуляторы 18650 на eBay, стоит иметь в виду, что их реальная емкость 2000-3500мАч. Батарей емкостью 9900мАч и выше, не бывает, то что продается на ебее с такой надписью — китайский фейк.

Реальная емкость таких батарей видна на скриншоте с видео от одного из покупателей:


Такую батарею стоило бы взять, только если расчитывать открыть диспут и получить возврат денег от продавца (жуликов надо наказывать). Только месяц ожидания того не стоит, да и батарея с емкостью 500мАч годится только для мусорного ведра.

3. BMS

Чтобы ячейки в батарее заряжались корректно, нужна плата BMS — battery management system. Плата обеспечивает равномерный заряд ячеек, а также отключает заряд/разряд при выходе напряжения за границы допустимых.


Искать проще на eBay по словам 18650 Protection Balance Board. Причем в названии важны оба ключевых слова: есть платы Protection Board, в которых нет балансира ячеек, нам они не подойдут. Есть платы с балансиром но без защиты — такие в принципе подойдут, т.к. пороги напряжений уже задаются в контроллере, но лучше перестраховаться.

На схеме условно показаны 3 аккумулятора, в реальности их можно параллелить, и вид батареи может быть примерно такой (фото с сайта продавца):


Кстати, о количестве аккумуляторов в батарее. Их в принципе, много не бывает. Во-первых, даже небольшой недозаряд значительно увеличивает продолжительность жизни батареи — если снизить максимальное напряжение заряда с 4.2 до 4.1В, количество циклов возрастет вдвое, а емкость уменьшится лишь на 10%. Во-вторых, если параллелить ячейки, то зарядные токи также уменьшаются, что уменьшает нагрев и увеличивает продолжительность жизни батареи. Так что по возможности, 12 аккумуляторов лучше чем 9, а 9 лучше чем 6, и так далее, верхний предел ограничен лишь ценой и здравым смыслом.

Не является обязательным, но вполне удобным является прибор для контроля напряжения ячеек, цена вопроса так же около 5$. Он же может работать как балансир ячеек.


Теперь соберем это в кучу, и как говорится, со всем этим попытаемся взлететь. Статья и так получилась большой, так что продолжение в следующей части.

Аналогичный эксперимент от других пользователей можно посмотреть например здесь:

Видео в 3х частях:




PS: Вместо заключения: про безопасность литиевых батарей

В интернете ходит много страшилок о пожароопасности литиевых батарей, да и случаи возгорания действительно иногда случаются, последний epic fail c телефонами Samsung тому пример. Насколько безопасна описанная выше батарея? Еще раз напомним, что ячейки 18650 массово используются в ноутбуках, так что эксплуатация такой системы ничуть не более опасна, чем использование ноутбука, включенного в розетку. Даже более того, элементы здесь имеют лучший температурный режим, чем в закрытом корпусе ноутбука, а защита от перенапряжения является двойной (настройка напряжения в контроллере заряда + наличие платы защиты). И еще более того, токи заряда в «солнечной» системе меньше чем в ноутбуке — здесь нет нужды зарядить аккумуляторы максимально быстро, достаточно если они зарядятся за световой день. Так что шанс возгорания минимален. Но все-таки, надо написать, хотя это должно быть и так очевидно: все эксперименты делаются на свой страх и риск, за возможные негативные последствия автор ответственности не несет.

И разумеется, при создании самодельных девайсов важно помнить, что литиевые батареи запасают в себе достаточно много энергии, так что их важно защитить от короткого замыкания, детей, домашних животных и пр. Также при использовании б/у батарей их следует отобрать и протестировать на емкость и токи заряда/разряда.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (107)


  1. rPman
    07.05.2017 12:47

    Интересно…
    хотя не, подключение трех аккумуляторных батареек абсолютно не интересно.
    Сколько будет стоить контроллер 30-100Ач?

    Вот как запитать например компьютер (300вт..1000вт) от альтернативных источников энергии, без лишнего преобразования 12в -> 220в -> 12в+5в?

    Есть ли возможность управлять нагрузкой компьютера (понижение частоты, или тот же майнер приглушить) в зависимости от текущей генерации (т.е. необходима передача информации о текущих объемах генерации и остатке заряда в батарее?


    1. nik_vr
      07.05.2017 18:07

      Вот как запитать например компьютер (300вт..1000вт) от альтернативных источников энергии, без лишнего преобразования 12в -> 220в -> 12в+5в?

      Есть адаптеры для питания ATX-шлейфа от 12-19В (от "ноутбучного БП"). Управлять там нечем, конечно же, но зато двойного преобразования не будет.


    1. akubintsev
      08.05.2017 10:17
      +1

      Не забывайте о том, что чем выше напряжение, тем требуется проводник меньшего сечения для передачи эквивалентной мощности. Чтобы понимать разницу — посмотрите какой толщины проводники используются для питания усилителей в автомобильном аудио. А если речь о квартире — там еще больше расстояния, а значит и бОльшие будут потери — еще больше сечение потребуется.


      1. Sleepwalker_ua
        08.05.2017 21:37

        На счет потерь в масштабах квартиры и 300-500Вт мощности все не так печально, к счастью. 500Вт при 12В это 30А ток, что дает сечение кабеля порядка 6мм2. Двухжилки. В принципе не смертельно, такими проводами подключают потребители вроде электроплит и мощных водонагревателей.
        Что касается потерь, то УС для меди составляет 0,018 Ом·мм?/м, т.е. на расстоянии в 10 метров при сечении 6мм2 (сопротивление порядка 28.00 мОм) и токе 30А потери составят где-то 1.83В. Неприятно, но не смертельно, т.к. общие потери будут порядка 15%, а двойное преобразование с кпд даже в 90% (что весьма дорого в виде железа) даст итоговый КПД системы 0.9*0.9=0.81%. Если же принять КПД импульсных блоков за 80%, что гораздо реальнее, то потери уже составят аж 35%. Что ни говори, в пределах 10-30 метров от аккумулятора будет выгоднее использовать один инвертор, нежели два. Провод медный нынче недорог, порядка 1-1.5 у.е. за погонный метр.


  1. DmitrySpb79
    07.05.2017 12:52

    Не обязательно три, их же можно параллелить, плюс есть BMS на разное число ячеек.
    Вот скриншот с видео одного из юзеров:

    Фото


    1. rPman
      07.05.2017 12:54

      цена контроллера? и какой выбрать?


      1. DmitrySpb79
        07.05.2017 12:57
        +1

        1. rPman
          08.05.2017 19:32

          спасибо, а для ветро/гидро генераторов?


          1. DmitrySpb79
            09.05.2017 11:55

            Поищите по слову wind charge controller, у меня лично опыта нет.


  1. Firz
    07.05.2017 13:39

    Стоит понимать что в этих простейших BMS токи балансировки на уровне 100мА(которого естественно недостаточно при зарядке стартовыми токами от 1А и выше, потому что к концу цикла заряда они все еще будут на уровне около 20% от стартового тока) и каждый раз во время зарядки у Вас будет перезаряд части ячеек или вообще отключение по защите перенапряжения ячеек, если емкость или внутреннее сопротивление ячеек прилично отличаются.

    P.S.
    «Даже более того, элементы здесь имеют лучший температурный режим, чем в закрытом корпусе ноутбука, а защита от перенапряжения является двойной (настройка напряжения в контроллере заряда + наличие платы защиты).»
    Вот только там(в аккумуляторе ноутбука) есть датчик температуры, который в случае перегрева может уменьшить нагрузку или токи заряда, а здесь нет, только одноразовые клапана ячеек 18650 как последний уровень защиты от перегрева.


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 13:46

      Судя по размеру компонентов в ноутбучной BMS, вряд ли там кардинально бОльшие максимальные токи. Скорее всего, примерно такие же.

      Если знаете лучшие варианты BMS для 3S, пишите, добавлю в текст.

      Датчик температуры да, solar controller позволяет его подключить, подробно пока не выяснял как это лучше сделать.


      1. Firz
        07.05.2017 14:14

        Там(в ноутбучной BMS) меньшие токи, но там как раз BMS, с полноценным контроллером, в отличии от просто платы защиты по напряжению с балансировкой.(Много полезного про полноценные BMS с контроллерами можно подчерпнуть из этих статей https://geektimes.ru/post/265164/ https://geektimes.ru/post/266210/)

        Эта постоянно активная(«бездумная») балансировка, как я уже писал, еще и мешать(точнее вредить) очень сильно может:
        Есть у Вас полностью заряженный аккумулятор, вы разряжаете его до нуля, но при этом ячейки не идеально сбалансированы и получается итоговое напряжение 3.0, 3.3, 3.3. За какое-то время балансировка опускает напряжение на последних ячейках до 3.0. Начинаете заряжать, и в какой-то момент получается что напряжение на первой ячейке 4.2, а на двух других 4.1(потому что их емкость выше первой ячейки, но после полной разрядки аккумулятора балансировка просто так рассеяла их излишки заряда в тепло и теперь чтобы зарядить их до 4.2 им нужен больший заряд чем первой ячейке), соответственно процесс заряда продолжается дальше перезаряжая первую ячейку выше нормы(потому что токи балансировки меньше тока заряда и зарядка для этой ячейки все так же продолжается, хоть и чуть медленнее чем для остальных).


        1. DmitrySpb79
          07.05.2017 14:23

          Спасибо, посмотрю.


        1. Seven-ov
          10.05.2017 13:32

          Имеется этот эффект при токах зарядки равному балансировочному?


          PS Использую несколько банок 18650 разной убитости с копеечной платой защиты и балансировки для питания небольшой маломощной автономной схемы. Заметил, что после завершения зарядки напряжение на банках не одинаковое. Скорость зарядки в принципе не имеет значения, какой максимальный зарядный ток лучше использовать для продления жизни всей батареи?


          1. Firz
            10.05.2017 14:13
            +1

            Нет.
            Балансировка по своей сути это подключение сопротивлений параллельно нужным(уже зарядившимся или имеющим напряжение выше чем остальные) ячейкам, чтобы энергия рассеивалась на этом сопротивлении и ячейка дальше не заряжалась. Соответственно балансировочный ток это ток, который может «забрать» балансировка с каждой из ячеек во время своей работы. И если ток, протекающий через сборку равен или меньше максимально возможному току балансировки, значит балансировка способна предотвратить перезаряд уже зарядившихся ячеек и дать возможность дозарядить остальные ячейки.
            Это если говорить о балансировке через рассеивание лишней энергии. Есть варианты когда балансировщик «излишками» энергии одних ячеек может заряжать остальные ячейки.

            Как по мне, хороший вариант(из вариантов попроще) это плата защиты отдельно(либо с настраиваемой балансировкой, только во время зарядки при напряжении ячеек выше, к примеру, 4.1В), зарядка с балансировкой отдельно. Тогда во время заряда зарядное будет видеть напряжение на ячейках и сможет когда нужно понизить ток заряда до уровня балансировочного и соответственно не перезаряжать уже зарядившиеся ячейки. И во время разряда не будет происходить ненужная балансировка ячеек, что особенно важно с разными ячейками, потому что отдав один и тот же заряд они могут иметь разное текущее напряжение(грубо говоря, отдав половину заряда ячейки могут иметь напряжение 3.67 3.73 3.77 и так далее, а отдав полный заряд все станут ровно 3.0 В, а балансировка все это время будет пытаться выравнять их по напряжению и получится только хуже.


          1. Firz
            10.05.2017 21:17
            +1

            По поводу максимального адекватного тока может подсказать пожалуй только Datasheet на ячейки + значение внутреннего сопротивления(то есть если по Datasheet'у можно заряжать довольно высокими токами, но ячейки уже б/у и имеют высокое внутреннее сопротивление, лучше уменьшить ток, чтобы не перегревать их.(либо заряжать чем-то, что может контролировать температуру).

            p.s. Я обычно заряжаю токами 0.3С-0.4С, если торопиться некуда. Только стоит учитывать что если несколько ячеек соединены параллельно и они разные, то токи заряда(и разряда) каждой отдельно взятой ячейки могут сильно отличаться от соседних. К примеру, в теории, может получиться что заряжая сборку из 2 параллельных разных ячеек током в 3А Вы заряжаете одну током 2А, а вторую током 1А, а через какое-то время(в процессе цикла заряда\разряда) может стать наоборот, по-этому лучше использовать новые брендовые ячейки(по крайней мере одинаковые, с одинаковой химией и характеристиками), особенно если планируются серьезные нагрузки.


    1. hardegor
      08.05.2017 07:07

      С температурой никаких проблем, надо просто брать BMS с датчиками температуры.


    1. ofStatic
      09.05.2017 12:54

      Качественным элементам балансировка не нужна практически. Разбег параметров у них — доли процентов. В правильно собранной батарее они все заряжаются и разряжаются синхронно. Разбегаться им некуда. Чтобы появился разбег между последовательными секциями, нужно либо подключать нагрузку к части ячеек, что очень моветон, либо иметь ячейки из подвала дядюшки ляо с плавающей величиной саморазряда и всех остальных параметров от экземпляра к экземпляру. Панасоники, описанные в статье, очень годные. Я на похожих езжу. Уже за сотню циклов перевалили, заряжаю до 4.15, балансиры, настроенные на 4.19 бездействуют, разбег между четырнадцатью секциями на уровне погрешности измерений (единицы милливольт) во всем диапазоне напряжений 3.3 — 4.15 (5%-95%).

      Если не гонять их под токами больше 0.5С (а в автономных системах токи как правило сильно меньше), то вряд ли даже большую сборку получится нагреть выше 35-40 градусов при внешней 25. Допустимая для иона в плане безопасности температура по всем даташитам 60-70.


      1. rPman
        10.05.2017 00:20
        +1

        Даже если ячейки будут идеальными, через некотрое время эксплуатации параметры убегут, как минимум из-за разного температурного режима (монтаж 'впритык' — в центре теплее чем с краю), разной нагрузки (например из-за сопротивления проводников, их соединяющих), а уж слегка отличающиеся еще больше будут отличаться к концу срока эксплуатации.


        1. Alexeyslav
          11.05.2017 16:10

          Для ноубучных батарей разница между ячейками в 50мВ уже повод для паники контроллера. И тем не менее работают годами, и как правило когда контроллер регистрирует аномалию это означает что с одной из батарей уже совсем плохо, и её ресурс уже исчерпан. Применить такую батарею можно только в неответственных местах вроде слабенького фонарика. Недавно разбирал две батареи от ноутбука с симптомом «не держит». Провалялась она месяца три до разборки — в одной одна ячейка из 3-х по нулям, в другой 3 ячейки из 4-х по нулям. т.е. совсем всё плохо к концу было.


  1. Yastreb1332
    07.05.2017 13:56
    +2

    при наличии центральной сети подобные системы экономически не целесообразны в принципе. использование аккумуляторов удорожает электроэнергию в разы.
    когда в нашей стране можно будет в течении дня отдавать лишнюю энергию с солнечных батарей в сеть, а вечером ее забирать обратно, тогда это будет выгодно.


    1. rPman
      07.05.2017 17:32

      кстати, вопрос, а если вместо твердых аккумуляторов использовать проточные?


      1. Yastreb1332
        07.05.2017 17:59

        надо считать )


        1. rPman
          07.05.2017 20:47

          да я тупо удивился отсутствию результатов в гугле по запросу 'купить проточный аккумулятор', может они как то подругому в рознице называются?

          хочется какую-нибудь фигню, типа маленький девайс с насосом и клеймами, два краника для подключения трубок и пару канистрочек, с возможностью неограниченного их добавления.

          и ценой не 700$ за киловатчас


          1. arheops
            07.05.2017 23:44
            +1

            Их просто тупо не делают мощностью меньше 100кватт. Как правило, там электролит требует спец емкостей, химического образования, постоянного контроля и так далее.


            1. rPman
              08.05.2017 19:33

              так они обслуживания требуют? О_о, ой беда.


              1. arheops
                08.05.2017 19:58

                Ну да, 2 насоса, 2 ёмкости, обменник. Надо постоянно проверять, что осталося в ёмкости. Вот так както http://www.vesti.ru/doc.html?id=2692810&cid=2161. В промышленном использовании — обменник это куб 2х2 метра, а Ёмкости — 30т цистерны закопанные. Ну и трубы 30мм.


                1. rPman
                  08.05.2017 20:36

                  что может быть в емкости и какую проверку нужно делать, что ее нельзя автоматизировать?


                  1. arheops
                    08.05.2017 20:54
                    +1

                    От реагента зависит. Там основная проблема в том, что реагенты стареют и диффузируют один в другой.


                    1. rPman
                      08.05.2017 21:00

                      меня удивила фраза про 'требуется химик', т.е. там не получится работать по табличке — загорелась эта лампочка, вылей этот сосуд в тот, а если эта бумажка-индикатор синеет, то сыпь этот порошок в таких пропорциях туда.


                      1. arheops
                        08.05.2017 21:47
                        +1

                        Можно. Но если каждый раз менять, то будет ОЧЕНЬ дорого. И лампочкой в большинстве вариантов — не обойдешься.


          1. Helium4
            08.05.2017 10:26
            +5

            Еще больше удивитесь, когда не найдете литературы по проточным-редокс аккумуляторам на русском, кроме пару мутных переводов и обзоров.
            Сейчас мучаю железо-железную гибридную систему (All-Iron Hybrid Redox Flow Battery), но мне проще, как химику. Материалы: железный купорос, соль, мембрана из картона, графитовые электроды. Система вполне для домашней сборки и использования, для небольших аккумуляторов проточностью вполне можно пренебречь — обычные банки в раствором, картонной мембраной и электродами, без перекачивания раствора разрядная сила тока будет ниже, за счет концентрационной поляризации. Теоретическая емкость 47Ач/л растворов, при напряжении на одной ячейке 1,2/0,85В (холостой/под нагрузкой). Опытные батареи из трех стаканчиков спокойно выдавали 1500-2000 мАч, при напряжении 2,5В — см. фото, в дальнейшем приблизился до 75% от теоретической емкости. Сейчас все подвисло на контроллере заряда с логированием на ардуинке, много хотелок и околонулевая база в электротехнике. Как домучаю, до приемлемого образца для самостоятельной сборки любым желающим — с меня статья на ГТ, по прикидкам, не ранее, чем через пол года.


            Некрасивые фото

            Общий вид
            image


            Заряжаем
            image


            Разряд
            image


            Катод
            image


            1. vvzvlad
              08.05.2017 15:45
              +2

              Вау! Пишите, интересно. А что с количеством циклов?


              1. Helium4
                09.05.2017 09:54
                +2

                Количество циклов ограничено падением кислотности раствора за счет небольшого выделения водорода на катоде, это стандартная болезнь железных проточных аккумуляторов. Зато, за счет использования одинаковых растворов в качестве католита и анолита, электролит легко регенерировать: 1) глубокий разряд батареи, чтоб железо растворилось с катода; 2) перемешать католит с анолитом; 3) откорректировать pH кислотой и снова в бой.
                В первых версиях аккумов, у меня получалось 3-6 циклов до начала помутнения католита — pH растет с 2 до 4, дальше можно спокойно работать еще несколько циклов до pH 5-6, дальше коррекция.


            1. rPman
              08.05.2017 19:37
              +1

              Пожалуйста, начните писать сейчас,… уже вопрос по конкретике состава, соотношения, использование воды,…

              Проточность — это как раз та самая фишка, что интересна… например как управлять насосом (от нагрузки?)

              Как повысить напряжение? пробовали ли вы вместо плоских электродов сетку?

              47ач/л выглядит вполне неплохо! особенности в купе со стоимостью купороса.

              Я почти на 99.9...% уверен что стоит вам выложить в статье подробности вашего проекта, найдутся специалисты и советчики больше чем требуется, отмахиваться будете.


              1. Helium4
                09.05.2017 10:09
                +1

                С Днем Победы всех! Я думаю, автор статьи простит нас за небольшое зафлуживание его топика, прекрасно понимаю интерес товарищей.
                Практически уговорили, в ближайшие пару недель подготовлю теорию и вступительную статью по тому, что сейчас есть.
                1) Насос нужен очень небольшой производительности, в зависимости от силы тока при заряде/разряде. Небольшой самодельный мембранник из пары шприцов, куска пленки, аквариумных обратных клапанов и двигателя с шатуном справляется с небольшими токами. Ну и аквариумные постоянного тока никто не отменял
                2) Напряжение зависит от числа ячеек, сила тока — от площади электродов и мембраны.
                Остальное чуть позже, написал комментарий на свою голову :)


    1. asm679
      08.05.2017 08:18

      По довольно достоверным слухам, это произойдёт если не к концу текущего года, то в следующем точно.


      1. Yastreb1332
        08.05.2017 10:42

        посмотрим, но наша страна устроена так что в пику данному закону придумают 100500 разрешений и согласований + сертификацию и в итоге все будет как обычно.


        1. asm679
          08.05.2017 20:32

          О, думаю всё будет куда прозаичнее. Просто стоимость счётчиков, умеющих считать в оба конца, будет такой, что система никогда не станет рентабельной. Как в случае со счётчиками горячей и только горячей воды. (Увы, не получилось найти пруф, хотя история была опубликована здесь. Но взамен предлагаю другою историю. Как раз про чудеса экономики двухтарифного электричества.


  1. Mogwaika
    07.05.2017 14:04

    Поправьте в тексте, что вы выбрали именно Li-ion 18650 (18650 это только типоразмер).
    p.s. Фото вашей сборки где-то в тексте есть или тут всё чужие фото и видно?


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 14:11

      Поправил, спасибо. Фото пока чужие, да, по мере накопления результатов свои опубликую позже.


  1. Sleepwalker_ua
    07.05.2017 14:08

    Вот про литий-титанатные интересно, спасибо. Не знал даже, что такие есть. Задумаюсь над их применением в одной маленькой поделке, цены в принципе не шибко-то и задраны.

    По сути вашей статьи

    1) Литий хорош для таких целей, когда соблюдается хотя бы один из пунктов

    • Досталось задаром или почти задаром (аккумы ноутбуков, гироскутеров, электроинструмента, знакомые моделисты и т.д.
    • Нужна компактность, легкость и при этом — высокая энергоемкость
    • Нужны большИе токи заряд\разряд


    В вашем же случае в принципе выбор лития не совсем очевиден. С моей колокольни кажется, что было бы проще прикупить б\у свинцовый АКБ от какой-то фуры (на 12 или 24В, не важно), емкостью 150-200Ач номинальной и порядка 70-100Ач реальной. Это где-то от 900 (12В) до 2400 (24В) Втч емкости, чего для дома более чем достаточно. У нас такие акб можно найти по цене от 50 до 100 у.е., срок службы (если на них не вешать электрочайник) порядка 4-5 лет без проблем. Тем более, коль система размещается на балконе, а значит, с вентиляцией проблем не будет.

    2) Я бы рекомендовал все-таки использовать простейший контроллер температуры на терморезисторах, прицепленным к аккумуляторам. Даже с брендовыми АКБ бывают проблемы, хотя и очень редко. В вашем случае результатом КЗ\возгорания может стать серьезный пожар. К тому же литий горит весьма ядовитым дымом… Проверено на собственном опыте.

    А в целом — желаю удачи ;-)


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 14:20

      Спасибо. Судя по набирающей популярности девайсов типа Tesla Powerwall, за литием-таки будущее, ну и число циклов таки побольше, и эффекта памяти нет. Ну и цель была еще и разобраться в технологии, понятно что об окупаемости тут речи не идет. И да, я специально про ноутбучные аккумы и писал, их можно недорого достать если задаться целью.

      У моей балконной солнечной системы токи малы, так что шанс пожара тут вообще почти нулевой, ну и батареи я таки брал брендовые. Тут токи заряда даже наверно 1С не будут. Кстати это самый щадящий режим для лития, особенно если верхнее напряжение чуть снизить, число циклов возрастает чуть не вдвое — http://batteryuniversity.com/learn/article/how_to_prolong_lithium_based_batteries.

      А в целом согласен насчет контроля температуры, только пока не придумал как его можно сделать. Судя по youtube народ особо не заморачивается.


      1. lrsi
        07.05.2017 17:22

        LiIon — плохо подходит для подобных, стационарных решений. Оно конечно можно, молодежно, прогресивно, но…
        1. Кол-во циклов LiIon все-таки в несколько раз меньше чем у классических свинцовых аккамуляторов.
        2. Эффект памяти — у них все-таки присуствует, хоть и небольшой. При «обычном» режиме их эксплуатации им можно принебречь, а вот при таком — не уверен.
        3. В расчете на удельную емкость — они дороже классики из свинца.
        4. Они заразы пожароопасны и требуют специальных противопожарных мер. И простым термоконтролем — тут не обойдешся, порошковая автоматическая система пожарутешния для таких сборок — все-таки обязательна. Проблема не только в больших токах заряда/разряда, но и в том что в процессе старения LiIon повышаются шансы схлопотать козу внутри самого аккума, что может привести к пиротехническим спецэффектам. При этом возможна «цепная реакция» — пиротехнические эффекты при разрушении одной ячейки повреждают соседние, которые в свою очередь начинают реагировать аналогичным образом…

        А вот их классические преимущества LiIon — типа высокой удельной емкости, для стационарных систем — маловажна. Вообщем не просто так ни в одном источнике бесперебойного питания они не используются — только свинцовая классика.
        Ну и видео на закуску, как выглядят пиротехнические эффекты от одного 18650


        1. Firz
          07.05.2017 20:03
          +1

          Литиевые химии хорошо подходят для стационарных решений.
          1. Количество циклов сильно больше любой свинцовой химии. А если циклы частые и глубокие(т.е. разряжается аккумулятор по полной), о свинцовых можно даже не думать.
          2. Про эффект памяти в любом случае можно не вспоминать, периодически все равно придется делать полный цикл разряда-заряда, чтобы контроллер аккумулятора мог оценивать его состояние и выдавать правильную информацию о его работе.
          3. «Классика из свинца», это стартерные(автомобильные) аккумуляторы? Которые умрут после 50-150 циклов полного разряда-заряда.
          4. Я думаю, такое(цепная реакция) можно сделать только с ячейками в полимерных(серебристых) пакетиках в виду их малой механической прочности и отсутствия какой-либо защиты самих ячеек.

          Если уж говорить про видео — это не пиротехнические эффекты от одного 18650, это пиротехнические эффекты от устройства, в составе которого в том числе есть 18650 и что там на самом деле произошло, тот еще вопрос.


        1. DmitrySpb79
          07.05.2017 20:49
          +1

          lrsi, спасибо за коммент, но думаю не все так страшно.

          — Именно эти ячейки, о которых я писал, используются в ноутбуках по всему миру, миллионными тиражами, люди их оставляют включенными в розетку годами, оставляют в машине на солнцепеке и пр. Что-то никто не хранит ноутбук в несгораемом шкафу с огнетушителем в комплекте. Хотя да, случаи возгорания были, где-то 1 на несколько миллионов, ну так это меньше чем вероятность падения кирпича на голову. При заряде малыми токами, в стационарных условиях, шансов что с ними что-то случится, крайне мало.

          — Количество циклов у лития таки больше (пруф http://batteryuniversity.com/learn/archive/can_the_lead_acid_battery_compete_in_modern_times и http://batteryuniversity.com/learn/article/how_to_prolong_lithium_based_batteries). А если чуть-чуть поднастроить пороги зарядки, то и еще вдвое больше будет при чуть меньшей емкости, в тексте про это написано.

          Почитайте forumhouse.ru, там народ с автономными домами с большим удовольствием переходит на литий, проблема собственно одна, в цене.


          1. lrsi
            08.05.2017 18:57
            +1

            В ноутах кстати — не самые безопасные аккумы. Они обычно не отличаются высокой токоотдачей, то есть поджечь их посредством козы — проще чем те, которые используются в электронных сигаретах. :)
            Плюс к этому ты используешь «отработку» как я понял — то что уже неплохо поработало. Это соотвественно говорит о том что их ресурс — в значительной мере исчерпан, то есть срок службы — меньше, а вероятность козы — выше. Плюс в этой сборке аккумов куда больше чем в батареи ноута, а следовательно — и выше вероятность проблем.
            В зарядке годами — увы не показатель. Я говорю не о взрыве на заряде, я говорю о взрыве за счет внутренней козы. Для этого аккум вовсе не должен быть вообще куда-либо подключен — я неоднократно наблюдал пироэффекты от LiIon 18650 который просто стоял на столе — вынутый из мода и никуда не вставленный, просто отдельно стоящий аккум 18650. Да это были аккумы от электронных сигарет, то есть — с высокими токами отдачи и защитой, но эксплуатируещиеся в весьма жестких режимах. И таки да — он обычно не просто так стоял на столе, в принципе потенциальные проблемы с 18650 действительно легко определяются по его температуре. Он начинает греться — даже будучи никуда не подключенным. :) Это — достоверный признак что он готовится к организации праздничного феерверка.
            По поводу кол-ва циклов — на пруфах какой-то бред, извини. Они не указывают кол-во циклов заряд-разряд для кислотных аккумов — а оно скитается ~1000-2000 в зависимости от условий эксплуатации и типа свинцовой батареи. Для LiIon это же значение редко превышает 500, обычно — меньше. Как показывает мой многолетний опыт общния с LiIon падение емкости становится заметным после ~100 первых циклов заряд/разряд, после ~200 оно становится очень ощутимым и в тех же электронных сигаретах этот аккум становится использовать не очень комфортно. До 500 циклов у меня не дожил ни один аккум — любо емкость становилась такой что только для светодиодного фонарика и годится, либо просто дохли, либо — изображали из себя новогоднюю шутиху.
            Ну и еще раз — теже UPS стоят столько, что с точки зрения цены глубоко пофиг что туда вставлять — LiIon или Pb. Но почему-то LiIon в UPS не ставят, хотя «свинцовые кубики» всех достали. Как ты думаешь — почему? Правильно — потому что вероятность возникновения пиротехнических эффектов весьма высока и никому не охота подставляться. Даже в сервернах — с их терморегуляцией и системами пожаротушения. А срок службы получается такой маленький что стандартные 3 годы гарантии давать не получается. А ведь под некоторые UPS приходится специально перекрытия укреплять… И именно поэтому тесловский повервалл так и остался на бумаге…


            1. DmitrySpb79
              08.05.2017 20:46
              +1

              Я предположу, что в электронных сигаретах максимальные токи сильно завышаются, что и приводит к быстрой деградации аккума, оттого и кз. В норме такого не должно быть.

              Да, Википедия говорит про <350 циклов для свинцовой батареи, даже не про 1000:
              https://en.wikipedia.org/wiki/Lead–acid_battery


              1. arheops
                08.05.2017 22:20

                Нет, там при штатном токе за 60 секунд максимум загорается сигарета. Просто если заклинил выключятель или коротнуло и незаметили — загорится. Ни разу не видел сигарету с сигналом перегрева.


                1. DmitrySpb79
                  08.05.2017 22:57
                  -1

                  Про кз понятно, тут логично. А оказывается электронные сигареты еще и взрываются:
                  https://geektimes.ru/post/276500/

                  Странно это все-таки.


                  1. arheops
                    08.05.2017 23:49
                    +1

                    Ну так это предмет, который постоянно таскать с собой. Экономия на весе и на стоимости. Можно сделать с радиатором, зумером и так далее. Будет в два раза дороже в полтора — тяжелее. Просто их нельзя не в выключенном виде вообще никуда класть. Но людям влом выключать.


              1. cyberly
                09.05.2017 14:16

                >> Википедия говорит про <350 циклов для свинцовой батареи

                Это, видимо, какой-то «просто» свинцовый аккумулятор. Ну или стартерный. Кстати, «просто свинцовый аккумулятор» (ну, типа тех, которые в 60х годах питали ламповые рации), ЕМНИП, не может давать ток больше 0.1C.
                Между тем, чуть ниже в той же статье есть указание на некие специальные «deep cycle» батареи, которые живут в несколько раз дольше стартерных в режиме глубокого разряда.
                Вот еще нашел сравнение срока службы разных типов батарей в этом режиме:

                Starting: 3-12 months
                Marine: 1-6 years
                Golf cart: 2-7 years
                AGM deep cycle: 4-8 years
                Gelled deep cycle: 2-5 years
                Deep cycle (L-16 type etc): 4-8 years
                Rolls-Surrette premium deep cycle: 7-15 years
                Industrial deep cycle (Crown and Rolls 4KS series): 10-20+ years.
                Telephone (float): 2-20 years. These are usually special purpose «float service», but often appear on the surplus market as «deep cycle». They can vary considerably, depending on age, usage, care, and type.
                NiFe (alkaline): 5-35 years
                NiCad: 1-20 years

                (отсюда)


              1. lrsi
                09.05.2017 23:15
                -1

                Да, там не низкие токи разряда — порядка 20-30А. Но это «почти импульсный» режим — редко время работы превышает 3-5 сек. И вообщем они находятся в допустимых пределах для данного типа 18650 — именно поэтому батареи «для вейперов» стоят в несколько раз дороже чем «для фонарщиков» — именно по причине доопустимости таких токов разряда «по паспорту».
                В норме такое и бывает — именно поэтому крупные батарейные сборки из LiIon снабжают не только защитой от перезаряда/переразряда, но и детекторами внутреннего давлени и обязательно — системой автоматическиго порошкового пожаротушения. И пожалуйста — не ссылайтесь на Маска — я считаю его жуликом и его данным — не верю. А верю производителям промышленного оборудования, у которых есть реальное железо, которое реально работает, а не одни красивые презентации.
                Кстати о педовикии — она как обычно врет, вот например ссылочка где для свинцовых аккумов указано 1500 циклов — http://tyumen-battery.ru/68/161, вот тут 1200 — http://www.akbcentr.ru/category_27.html И таких ссылок вы можете самостоятельно найти вагон и маленькую тележку.
                К сожалению рекламные бюджеты бизнесменов а-ля Маск включают в себя заказные правки педовикии — учитывайте это. В данном случае они сделали очень просто — взяли характеристики самых поганых стартовых свинцовых аккумов и приписали их ВСЕМ свинцовых аккамуляторов, «забыв» указать что это только один их тип. И к слову — это угнетает, даже в чисто технических вопросах педовикии стало доверять затруднительно.

                P.S. Хотите нормально пообщаться — пишите в джаббер например.


                1. DmitrySpb79
                  09.05.2017 23:30
                  +2

                  Спасибо, почитаю.

                  Tesla powerwall я вживую не видел, а в Тесле лично ездил, так что если Маск и жулик то не совсем :)


        1. arheops
          07.05.2017 23:46
          +1

          Сигареты обычно закорачиваются, они по сути высокотехнологичные зажигалки. Как только кнопку коротит — все, никакой защиты.


        1. vorphalack
          08.05.2017 10:32
          +1

          то что оно было в кармане — это единственное что мы знаем наверняка. ни тип устройства, ни его состояние нам не известно — я вполне себе наблюдал девайся, у которых кнопка была сильно выступающей по внешнему ребру, такую продавить в узком кармане нефиг делать.

          а то и вообще какой-нить мехмод окажется, где вся защита целиком дело рук владельца.


  1. mike_y_k
    07.05.2017 14:11

    Температурный контроль тут больше обязателен, чем желателен. Особенно учитывая несколько большую зависимость параметров элементов от температуры и достаточно большой диапазон ее изменения.
    В остальном пока речь идёт об экспериментальной установке и тут некоторый оптимум с защитами и балансировкой вполне достигнут.
    Альтернативой может стать автомобильная литиевая стартерная батарея. При ее ёмкости, наличии интерфейса наружу и встроенным уже защитам и контроллеру — цена получится сопоставимой, а удобство использования несомненно выше.
    Для итогового варианта уже есть таки смысл задуматься или о своей разработке контроллера или покупке «несколько» более качественного. Температурная стабильность, точность измерений и нормальные алгоритмы работы — залог долгой и успешной жизни итогового комплекса ;).


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 14:29

      Спасибо, подумаю. У меня панель дает максимум 40Вт, что при 12В грубо, 3А, т.е. при 3х ячейках в параллель, ток заряда менее 0.5С. Будут ли они вообще греться, не знаю, впрочем померяю тепловизором при возможности :)

      Проект солнечного контроллера со встроенной BMS и кучей наворотов, был на кикстартере, и вроде успешно закончился: https://www.youtube.com/watch?v=bg1x6X8tZok. Но цены там не сильно гуманные.


      1. Firz
        07.05.2017 15:09

        На самом деле цена очень гуманная, на уровне себестоимости производства.(Так оно примерно и есть, все таки это не массовое производство на заводе, он и начинал все это разрабатывать для себя, но искал других желающих, чтобы за счет массовости уменьшить итоговую стоимость отдельно взятого устройства)
        Даже если не учитывать богатый программный функционал, аппаратные характеристики устройства с лихвой перекрывают редкие аналоги других производителей из той же ценовой категории.(Если вообще есть аналоги, потому что все что находил дешевле даже 300-400$ даже не имело балансировочного разъема для адекватной работы с литиевыми аккумуляторами).


        1. Firz
          07.05.2017 15:30

          Самое что понравилось, комплектующие выбираются не подешевле, а лучшие из того что можно достать(для себя же делает). К примеру TDP последней версии контроллеров для модели SBSM120 на уровне 12W(у предыдущей версии модели SBSM100 было 22W) при токах заряда и нагрузки 120А, можно сравнить с MPPT аналогами других производителей, которые почему-то используют гигантские радиаторы для своих контроллеров с заявленным высоким КПД.


          1. DmitrySpb79
            07.05.2017 15:44

            Тут вопрос думаю в том, что для «солнечных» систем литий вообще активно не используется — проще сразу в сеть отдавать и не париться. Так что рынка солнечных контроллеров для литиевых батарей по сути и нет, есть только изделия типа «для себя» с малым тиражом.

            А так да, тоже искал готовый бюджетный контроллер с поддержкой LiIon и не нашел (впрочем возможно плохо искал). Платить 200$ за девайс со встроенной BMS, когда можно купить контроллер за 20$ и BMS за 10$, не счел целесообразным.


            1. Firz
              07.05.2017 15:51

              Зависит от целей, даже самая маленькая его модель SBSM40 рассчитана на токи до 40А, соответственно для поиграться с маленькими панелями точно не стоит.
              Самое главное, быть аккуратным с зарядом аккумуляторов, потому что то, что у продавцов называется BMS, в 99% случаев является только платой защиты от разряда/перезаряда по напряжению.


              1. DmitrySpb79
                07.05.2017 15:57

                Согласен, для 40А-токов 200$ за контроллер это нормально, там цена все равно будет незаметна на фоне числа панелей и аккумуляторов :)

                Про то, что и balance и protection у продавцов может называться BMS, я в тексте писал, да.


      1. mike_y_k
        08.05.2017 01:07

        Так там не только контроль перегрева, но и начальная, и текущая температуры при заряде/разряде формально необходимы.
        Сложность изготовления контроллера сильно преувеличена, там большую часть алгоритмы решают. Ну и точность со стабильностью использованных решений.
        Оптимальнее таки делать такой контроллер сразу с блоком заряда и контроля разряда. Меньшее число ступеней и точные параметры используемого уже дадут прирост эффективности.


  1. cyberly
    07.05.2017 16:58

    Насчет покупки аккумуляторов, а вы не смотрели в магазинах, которые торгуют электронными сигаретами? Там их, в принципе, можно найти достаточно дешево. Я покупал Samsung 25R (2500mAh) за 270руб, посмотрел на ebay, вроде бы цена примерно та же.


    1. Firz
      07.05.2017 21:39

      Можно купить лучше и дешевле, вопрос в нужном количестве.
      К примеру, можно купить 36 штук https://ru.nkon.nl/panasonic-ncr18650pf-3-7v-2900mah.html (9.97Wh при токе разряда 1А) за 90.90€ (из них 9.9€ доставка), то есть грубо по 162 рубля за штуку. (при курсе 63.85руб за евро)
      Получится 16.2 ?/Wh, что очень неплохо.
      p.s. у Samsung INR18650-25R емкость 9.034Wh при токе разряда 1А


  1. redpax
    07.05.2017 17:44

    Почему именно 18650?


    1. vvzvlad
      08.05.2017 15:42

      Потому что «смотрите, сколько на ютубе роликов», подозреваю. Для означенных целей гораздо проще взять высокоемкие батареи в пластиковой оболочке, на пару десятков ампер-часов — гораздо проще балансировать, если там будет три банки, соединенных последовательно, чем если это последовательно-парралельная схема, собранная из непонятных 18650 из разных партий.


      1. DmitrySpb79
        08.05.2017 20:02
        -1

        > Потому что «смотрите, сколько на ютубе роликов»

        Хм, а ничего что в Tesla Model S тоже 18650 используются? :)

        Фото
        image


        1. vvzvlad
          08.05.2017 20:07

          Хорошо, беру свои слова обратно. Не «смотрите, сколько на ютубе роликов», а «смотрите, эти аккумуляторы используются в тесле». Стало легче?
          И, кстати, они используются не только в Model S, но и во всех остальных машинах.


          1. DmitrySpb79
            08.05.2017 20:09
            -1

            Просто на вопрос «почему» ответ простой — самый популярный и дешевый формат. Есть и другие типоразмеры в продаже, конечно.


            1. vvzvlad
              08.05.2017 20:10
              +1

              Потому что вы не знаете, как сделать проще/лучше и ориентируетесь на ролики на ютубе.


  1. REPISOT
    07.05.2017 18:07

    Одни сплошные картинки из интернета. А где то, что сделали вы?


  1. CreFroD
    07.05.2017 19:58

    Контроллер за $15, для литий ионных батарей — это мягко говоря рискованно. Выше уже писали про термоконтроль. Более того, я не знаю, какие у вас бывают температуры на балконе, но ниже 10-15 градусов нужна температурная компенсация тока заряда, а ниже нуля литий ион вообще нельзя заряжать — рискуете убить батарейку. Можете использовать LiFePo4, они подороже, и у них ёмкость поменьше, но они более пожаробезопасны, неприхотливые по температуре, и у них огромное (по сравнению с литий ионовыми) количество циклов заряда-разряда, у элементов A123 26650 до 8000 циклов до 80% потери емкости, то есть они несмотря на более высокую цену они выгоднее литий ионных, в том числе экологически. Контроллеров на небольшие мощности немного, я, для своего проекта автономного робота (солнечная панель 20 ватт + вышеупомянутые батарейки) ничего достойного не нашёл. Поэтому пилю сам. Есть много готовых микросхем, в том числе с поддержкой MPPT, но можно сделать и самому на DC-DC преобразователе и ардуине.


    1. CreFroD
      07.05.2017 20:14

      Также у литий ионных аккумуляторов и свинцово кислотных разные алгоритмы заряда, что тоже не есть хорошо.


    1. Sleepwalker_ua
      07.05.2017 21:02

      Кстати, «зимний пакет» лития решается довольно просто, если на балконе холодно, то просто пенопластовый ящичек и в нем пара 5Вт керамических резисторов, на которые подается небольшой ток через простейшую схемку. Такое решение позволяет легко и непринужденно поддерживать во время заряда температуру на уровне +10...+15 градусов даже когда за бортом -15. Это проверено на себе, на моей текущей работы примерно такое же решение сделано для некоторых блоков электроники, которые крайне не любят перепады температур. Летом панель, где они установлены, охлаждает кондиционер, до приемлемых +25, а вот зимой пришлось сделать такой колхозинг. На ящичек размерами 25х20х15см достаточно как раз двух керамических резисторов, каждый из которых дает около 4Вт при температуре корпуса порядка 85-90 градусов. + потребление самих блоков правда еще порядка 10-12Вт, но так аккумуляторы при зарядке греются ощутимо)


      1. CreFroD
        07.05.2017 22:53

        Да, но на небольших мощностях и емкостях такие установки жрут больше, чем повышают производительность аккумов, ИМХО.


        1. Sleepwalker_ua
          09.05.2017 11:02

          Подогрев нужен только во время заряда. При учете, что источник энергии у нас как бы бесплатный, мы просто немного (процентов на 10) увеличиваем время заряда. А разряжаться литий может и в охлажденном состоянии вроде бы как )


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 21:03

      CreFroD, про LiFePo4 я думал, но выбор и ячеек, и аксессуаров (тех же плат, балансиров и пр) для них в разы меньше. А в перспективе да, подумаю и о таком варианте, по результатам тестирования этого.

      Аккумуляторы и контроллер стоят в комнате, так что мерзнуть зимой литий не будет.


      1. CreFroD
        07.05.2017 22:51

        А вы не думали про систему позиционирования, хотя бы одноосевую. Тем более у вас батареи относительно легкие, несложно реализовать.


        1. DmitrySpb79
          07.05.2017 23:19

          У меня батарея прямо на ограждении балкона висит, просто и дешево, а для позиционирования уже пришлось бы часть балкона задействовать, моторы/контроллеры всякие, смысла нет, в крайнем случае проще еще одну панель повесить.


      1. CreFroD
        07.05.2017 23:00

        На зарядном напряжении всей батареи в 25.2В, 7 LiFePo4 эквивалентны 6 Li Ion и соответственно Li Ion зарядник будет работать. С балансирами посложнее, но они вроде менее прихотливые — ведь они рассчитываются на балансировку на протяжении всего цикла.


        1. DmitrySpb79
          07.05.2017 23:17

          Да, я погуглил немного, купить LiFePo4 не проблема, BMS на 4S тоже есть, хотя цены на батареи конечно не особо гуманные.

          74EUR за пак из 4х штук с коннекторами:
          https://www.aliexpress.com/item/4pcs-Top-Quality-NEW-3-2V-10Ah-38120-38120S-LiFePO4-Battery-Cell-Ele-Bicycle-Battery-For/32708723689.html

          Зато конечно удобно и смотрится красиво, никакого колхоза и паять ничего не надо.


    1. DmitrySpb79
      07.05.2017 22:52

      Кстати посмотрел видео про LiFePo4 типоразмера 38120, внушает :)
      https://www.youtube.com/watch?v=HqI2vywj3o8

      Оставлю как идею для будущего апгрейда.


  1. PerlPower
    08.05.2017 01:43

    А можно такие солнечные контроллеры запускать от батареи конденсаторов? Зачем? Просто потому что это круто.


  1. SbWereWolf
    08.05.2017 02:06

    «Реальная емкость таких батарей видна на скриншоте с видео от одного из покупателей»
    на скриншоте не видно что зарядка закончилась. не показательный пример.

    в первой статье вы поделились результатами, а в этой описали только условия эксперимента, а результат?


    1. DmitrySpb79
      08.05.2017 08:27
      +1

      По этим аккумам много обзоров в youtube, например вот:
      https://www.youtube.com/watch?v=VGV1QAAti9s
      Здесь получилось 580мАч, чуть лучше, но все равно до 9900 не достает немного :)

      Результаты будут чуть позже.


      1. Alexeyslav
        13.05.2017 00:41
        +1

        мне тоже как-то попались, вродже не 9000 было а поменьше около 3000 написано. Разобрал, а внутри серый песочек и аккумулятор-заморыш, милиампер на 100… Хотя на свои 100ма*ч вполне работает и держит заряд.


  1. hanscom
    08.05.2017 13:56

    Ответьте, зачем вам всё это? Разве что просто, побаловаться. В квартире, на случай локального блэкаута, проще иметь аккумулятор или пару емких повербанков, заряженных от сети.


  1. Bal
    08.05.2017 15:16

    и гипотетически (при отсутствии защиты и нарушении режима эксплуатации) пожароопасны.

    Литиевые не гипотетически, а вполне практически пожароопасны. Знакомые пары раз горели так. Один судомоделист вообще квартиру спалил. При чём, ЕМНИП, заряжал брендовый аккумулятор брендовой зарядкой...


    1. DmitrySpb79
      08.05.2017 15:25

      Господи, ну сколько ж можно. Эти литиевые аккумуляторы стоят во всех ноутбуках и во всех смартфонах в мире. Да, они пожароопасны, но вероятность пожара меньше чем вероятность падения кирпича на голову.


      1. vvzvlad
        08.05.2017 15:39
        +1

        Во-первых, модельные и ноутбучные — разные типы аккумуляторов. Во-вторых, ноутбучные батареи — законченное тестированное изделие с контроллером, который просто заблокирует заряд/разряд, если ему покажется, что с батареями что-то не так, контроллеры сейчас очень умные. Самоделка с китайскими компонентами имеет шансы спалить квартиру гораздо выше.


        1. DmitrySpb79
          08.05.2017 15:47

          Если знаете более качественные bms, или если есть конкретные претензии по схемотехнике к выбранным компонентам — пишите, добавлю в текст. А комментарии в стиле «фи китай» сейчас уже как-то бессмысленны, когда вокруг все китайское.


          1. vvzvlad
            08.05.2017 15:49
            +1

            Я не говорил «фи, китай». Я лишь поясняю, что говорить «ну, в ноутах же все ок», защищая самодельную батарею, собранную из китайских компонентов несколько… самонадеянно. Уровень немного разный.


            1. DmitrySpb79
              08.05.2017 16:01

              Регулировка в solar контроллере — достаточно простой ШИМ, накосячить там сложно, плюс пороги напряжения выставляются. Потом еще bms с балансиром и второй защитой по напряжению сверху. Токи зарядки малы, меньше 0.5С. Риторический вопрос — что этим аккумуляторам будет-то?

              Хотя да, если перестраховаться, можно LiFePo4 ячейки купить, они тоже есть продаже, только дороже.


              1. vvzvlad
                08.05.2017 16:06

                Ох, зря вы так утверждаете про «накосячить там сложно». При желании — все можно. И дело даже не в том, что там маленький ток зарядки, а в том, что эта электроника может быть подключена к составной батареи, которая может выдать от 50 ватт до киловатта мощности.


                1. DmitrySpb79
                  08.05.2017 16:14

                  Тут согласен, да, про ограничение мощности добавлю в текст. Т.к. батарея позиционируется как балконная, то разумеется подключение киловаттного источника я не рассматривал и не тестировал.


                  1. vvzvlad
                    08.05.2017 16:16

                    Киловатт — это я про аккумуляторную батарею. Если ее замкнуть, аккумуляторы в пике могут много чего выдать.


        1. ofStatic
          13.05.2017 01:21

          Ага. Умные. Разбирал я свою батарейку от ноута. Балансира нет, электронной защиты нет. Только плавкие термопредохранители. Бизнес-серия тошибы, если что.

          В целом, качественные современные банки электрически поджечь довольно сложно. В подавляющем большинстве случаев для этого потребуется механическое повреждение.


  1. VT100
    09.05.2017 00:30

    FTGJ:
    свинцовые != щелочные;
    свинцовые == кислотные.


  1. Markscheider
    10.05.2017 14:15

    2) Отдавать энергию в электросеть

    Хотя это и выходит за рамки вашего рассказа, можно подробнее?
    В наличии балкон с южной стороны и куча всякой мелочевки, постоянно потребляющей энергию (роутер, NAS, БП радиотелефонов) временами — стиралка и холодильник. Было бы интересно попробовать прикрутить солнечные панели с преобразователями, которые отдавали бы в электросеть квартиры 220В. Без применения аккумуляторов.


    1. DmitrySpb79
      10.05.2017 14:24

      Ищите по слову grid tie solar inverter.


      1. Markscheider
        10.05.2017 14:26

        Это я поищу. Больше интересует вопрос — что надо поменять во вводной автоматике (рубильник/автомат/узо на входе в квартиру) чтобы солнечные ватты не утекали в городскую сеть? Ибо счетчик у меня в обратную сторону крутиться не умеет (ибо электронный).


        1. DmitrySpb79
          10.05.2017 14:30

          Там все достаточно сложно, и готового дешевого решения я не видел. Поищите на forumhouse по слову «лимитер», вроде народ ставил такие. Вроде они недешевые. Но имхо можно не заморачиваться — даже с 200-ваттной панелью реальная выработка будет ватт 50, что без проблем потребится домашними устройствами.


          1. Markscheider
            10.05.2017 14:35
            +1

            Прикинул стоимость панелей + инвертора :). Огорчился.
            В любом случае, спасибо за разъяснения.


            1. DmitrySpb79
              10.05.2017 14:37

              Инвертор примерно от 90$ на ebay, сколько в РФ не знаю, не искал.


              1. Markscheider
                10.05.2017 14:45
                +1

                Инвертор примерно от 90$ на ebay, сколько в РФ не знаю, не искал.
                Там основная стоимость — это панели. Сборка 100Вт 12 В стоит минимум 5000 руб. А чтобы более менее загрузить инвертор — таких надо 4-6 штук…