5 и 6 июня 2015 года в Помоне (Калифорния) прошли крупнейшие соревнования роботов — DARPA Robotics Challenge (DRC). Их организатор, Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA), поставил своей целью найти наилучшую автономную машину, способную заменить человека при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Но немногие знают, что аналогичный проект стартовал в СССР в 1990 году.



Основная задача — разведка в условиях сильной радиации в завалах Чернобыльской АЭС.

В те времена такие проекты носили закрытый характер и им присваивался высокий уровень секретности, поэтому точные сроки начала разработки назвать не могу.

Основным подрядчиком был НИИКП, изготовителем «железного» исполнения, возможно я могу ошибаться, был МФТИ. Вычислительный комплекс, ОС, прикладные программы должны были быть изготовлены в Томском Политехническом Институте.

В то время я был отвественным исполнителем за программно-аппаратный комплекс по программированию робота.
Начало проекта было многообещающим, на первом этапе был реализована подвижная платформа в виде двух тележек на полигоне, примерно как у DAPR, только меньше по размерам. Я, к сожалению, только раз был при просмотре изделия.
В Томске наши электронщики реализовали 2-х процессорный компьютер с 2-х портовой памятью. Память была, как и процессор: радиационно стойкая и энерго-независимая, то что мы сейчас, через 25 лет, еше не реализовали в современных компьютерах.

Руководителем этой части проекта был Н.Г. Марков, ныне д.т.н. профессор кафедры АВТФ ТПУ.

Руководитель всего проекта в НИИКП (имя я его уже не помню) издалека показывал мне радиационо-стойкий процессор ВМ6, даже не давая в руки. Архитектура компьютера была сходной с дековской.

Компьютер дублировался – на каждой тележке, связанной друг с другом была своя, независимая копия компьютера. Предпологалось, что робот будет иметь массу сенсоров и датчиков и способность передвигаться в условиях сильной радиации в завалах чернобыльской АЭС.

Если бы связь с ЦУ терялась, то робот должен был бы самостоятельно вернуться на базу.

При аппаратном сбое компьютер обеспечивал тестирование, перегрузку и старт ОС с доступного, целого места ОЗУ. Для этого А. Смирнов (кафедра АВТФ) переделал OSRT11SJ и сделал ее многозадачной, многопроцессорной и перемещаемой (то есть могла стартовать с любого адреса ОЗУ). В принципе, ничего не было особого, чтобы заставить ее расползаться по ОЗУ даже в оставшихся дырках. Сейчас, понятное дело такие вещи делаются на аппаратном уровне с выделением виртуальных адресов с фиксированными адресами и единым адресным пространстом. Но в то время это было бы сложнее на той текущей элементной базе. Хотя и передeлывать код на ассемблере было тоже сложнейшей задачей – все таки исходники были на ассемблере — спасибо компании DEC — в те времена софт поставлялся с исходным текстами.

На мою долю также досталось написание препроцессора для С, чтобы научить программы распределять задачи между 2 процессорами. Кроме того, одной из фишек ОС была способность откатывать, при сбое и ре-старте, ОС и задачи с последнего сохраненного места.

Примерно как сейчас делает это ноутбук – закрыл – открыл крышку – все задачи бегут, как будто не останавливались. Для этого в С добавилась возможность для каждой задачи сохранять промежуточные данные, с которых она могла ре-стартовать.

Разработка должна была вестись на IBM PC/AT в то время, и через COM порт отлаженный код на С собирался уже на изделии.

Поскольку это был первый этап, то дальше дело не пошло, и вот почему – СССР развалился.

Чернобыль остался на Украине. Проект сгинул в небытие. А жаль, ведь технически он должен был быть более способным противостоять внешним условиям чем луноходы.

Я почему назвал заголовок Терминатор – в итоге, если бы кто попытался его уничтожить (а первым кандидатом была радиация) – он гарантированно бы сопротивлялся смерти до последнего живого блока, но политика оказалось сильнее таланта советских инженеров.

Комментарии (19)


  1. Int_13h
    09.06.2015 09:18

    Спасибо за статью!


  1. alexs0ff
    09.06.2015 09:27
    +1

    А почему такие проекты не рассекретили? Отдали бы коммерции, думаю рано или поздно нашли себе практическое применение. А так будут вечно пылиться на задворках какого-нибудь архива.


    1. Vasyutka
      09.06.2015 10:26
      +13

      Наверное, просто потому что это набор не переиспользуемых технических решений под конкретное ТЗ и условия аварийной ситуации на АЭС. И очень похоже по описанию автора на Очень начальную стадию работ. Хороший опыт помучать на рад.стойкость. Но и до испытаний ведь не дошло, а это самое полезное. С видеосенсором совсем не понятно, как задумано решать было, а интересно ( может лучше какой-то «оптический кабель» вообще тянуть было бы).

      Еще не очень здорово автор ссылается на то, что проект загнулся из-за развала СССР. Совершенно нормально, когда начинания загибаются. Их 99% загибается. И причин тьма. И есть же наоборот десятки примером, когда развал СССР стимулировал развитие технических проектов, создание высокотехнологичных компаний на осколках тех квалификаций (да и часто оборудования, цехов), собственно талантливых инженеров, выпавших из привычного образа жизни. Это как-то не красиво, когда говорят «нас закрыли», «нам не дали», «политика».


  1. AndreyDmitriev
    09.06.2015 10:10
    +1

    Сделать многозадачную систему на основе RT11SJ — это сильно! Странно, что за основу А.Смирнов не взял RT11FB, которая уже многозадачная «из коробки».


  1. ivanych
    09.06.2015 10:15
    -7

    Просрали полимеры ©

    Читается со смесью недоверия и, в то же время, восторга.


  1. victor1234
    09.06.2015 18:18

    Как достигалась радиационная стойкость электроники?


    1. BalinTomsk Автор
      09.06.2015 18:26

      НИИКП изготавливает спутники для космоса (тот же ГЛОНАСС в настояшее время), поэтому у них был богатый опыт борьбы с радиацией. Я знаю что ВМ6 делался в Зеленограде, где делалось остальное я не в курсе, да и врядли кто мне стал такое говорить.


      1. Korogodin
        09.06.2015 23:36

        Мне кажется, Вы путаете НИИ КП с РНИИ КП (в советские времена НИИ-885, а сейчас он уже называется РКС): www.spacecorp.ru

        НИИ КП — отделившийся лет 20 назад от РНИИ КП кусок, занимающийся производством навигационных приемников и т.п.


        1. BalinTomsk Автор
          09.06.2015 23:50

          Российский научно-исследовательский Институт Космического Приборостроения, ФГУП
          Исследовательский институт
          Address: Aviamotornaya ul., 53, Moscow, Russia, 111024

          Основные направления деятельности: Федеральная космическая программа, Федеральная целевая программа «ГЛОНАСС».

          oaoniikp.ru


    1. degs
      09.06.2015 22:14

      Кстати, предшественники С-300 (индех был вероятно 100 или 200) имели память на ферритовых кольцах, как раз для радиационной стойкости.


      1. BalinTomsk Автор
        09.06.2015 22:45

        Такие у меня были на Наири-2. 10К колечек на крест-накрест натянутых в коробочке проволках. Очень жалею что не осталось экземпляра.

        Интересно разве сильная радиация не наведет паразитное электричество на такую конструкцию?


        1. degs
          09.06.2015 22:53

          Если я правильно понимаю, основной проникающий компонент радиации — гамма излучение. Поскольку заряда оно не несет, то и на электрические цепи непосредственного влияния оказывать не должно. Единственный механизм воздействия — ионизация, но колечки-то магнитные, какое им до этого дело?


  1. Nomad1
    09.06.2015 18:48

    В конце 90х, когда я работал в НПК «КИА» (Киевский Институт Автоматики) у нас было некое количество сотрудников, которые имели желтые корочки чернобыльцев и гордо называли себя «ликвидаторами». Когда я попытался разузнать, мне поведали историю, что эти ребята в 1986-1988 разработали робота почти без электронной начинки, ибо электроника от радиации быстро выходила из строя. Робот управлялся оператором по кабелю длиной в 150-200 метров, что как бы позволяло исследовать завалы не посылая людей в самое пекло. Что интересно, когда я одного начал расспрашивать, что же он делал в Чернобыле, он отмахнулся и сказал, что они там в основном пили — дескать, алкоголь от радиации защищал, да и от страха.
    К сожалению, узнать детальнее у меня тогда не вышло, а потом и распрощался с институтом. Знаю точно одно — корочки у инженеров были настоящие.


  1. rdc
    10.06.2015 00:06

    Радиационно-стойкая серия — 1806, там не было ВМ6. Вероятнее всего, имелся в виду 1806ВМ2


    1. BalinTomsk Автор
      10.06.2015 01:49

      Разработчиков кто знал о этом проекте всего было человек 10 от силы не считая тех, что по вертикали до Политбюро.

      Процессор там не был серийный, гуглить беполезно. Корпус процессора был квадратный, впрочем я даже не уверен, что в итоге видел бы живьем вычислительный блок готового изделия.


      1. rdc
        10.06.2015 01:52

  1. Sava
    10.06.2015 04:30

    Насколько я помню, речь шла об использовании сапфировых подложек и арсенид галлиевых полупроводников в микросхемах для многократного повышения радиационной стойкости.


  1. sashz
    10.06.2015 15:27

    Случайно статья написана не с подачи пресс-службы ТПУ? Очень похоже на их стиль письма и повышенную активность в последнее время.


    1. BalinTomsk Автор
      10.06.2015 17:30

      Меня здесь на Хабре просили об этом написать, а тут и конкурс DAPRА подоспел, да и карма снижется если статьи не пишешь. :)