Приветствую уважаемый Гиктаймс! Предлагаю к ознакомлению опыт обретения двухколёсного друга для неспешных прогулок по пересечённой местности.



Подарок из прошлого, смотревшего в будущее
В начале 2014 года мне посчастливилось спасти из металлолома мечту детства — двухскоростной мопед Рига-12 1975 года выпуска. На протяжении нескольких месяцев чудо Советской техники было разобрано до винтика, зачищено, чуточку подварено, (отвалились верхняя траверса рулевой колонки и копытце подставки, треснул каркас седла), перекрашено молотковой эмалью, собрано, снабжено электронным зажиганием и, наконец, завелось и поехало. Да, этот байк во всех отношениях для меня! Относительно лёгкий, с низким центром тяжести, устойчивый, управляемый, предсказуемо и комфортно ведущий себя на неровностях, которыми в селе и лесу, — ареале нашего с ним обитания, — маршруты более чем изобилуют. Подводило и огорчало только одно, — шумный, грязный и ненадёжный двухтактный двигатель S-57.



Мопедисты-любители возразят, мол, обращаться с таким моторчиком просто надо уметь, и тогда он будет преимущественно не подводить, а радовать. Не спорю, антикварные двигатели до сих пор верно служат оранжевым дедушкам, являясь чудесными представителями живой истории. Скольким счастливчикам они в своё время подарили первое в жизни настоящее моторное транспортное средство, ощущение полёта на двухколёсном аппарате, свободу волшебных катаний на природе и в городе, который тогда был просторней и зеленей, бесценные основы обращения с техникой и её понимания!

Воспитавший меня и многих уважаемых коллег дух техники XX века заслуживает упоминания, прочувствования и размышления. Транспортные средства, научное оборудование, производственные и бытовые приборы воспринимались людьми, их создававшими, обслуживавшими, приобретавшими и применявшими не как расходный материал и товарные единицы, стоящие некоторую сумму денег, (а ещё точнее, могущие и должные их принести, и ничем более не являющиеся), да ещё с запланированным старением и проприетарной кабалой, а как чудесные сложные системы, воплотившие достижения науки и конструкторский гений. Автомобили, мотоциклы, магнитофоны и вершина прогресса, — компьютеры, — состояли для нас, детей эры научно-технического прогресса, не из рублей, рупий, биткойнов и акционных маркетинговых баллов, а из технологичных деталей, и имело значение не вульгарное количество рупий, а сакральное качество элементов и таинство их взаимодействия. Мы преклонялись перед священнодействием Мастера, способного починить телевизор, — чудесное окно в мир детско-юношеских фильмов и передач, познавательных и вдохновляющих. И научиться самостоятельно обслуживать свой велосипед, мопед, электроприбор, даже просто отремонтировать мебель или одежду, было для каждого сына и дочери времени Мастеров великой гордостью, системообразующим аспектом самоопределения. А уж тем более собрать или даже сконструировать самодельную, действующую, настоящую вещь! Я могу, следовательно, существую, живу, развиваюсь, познаю и созидаю, пользуюсь существующей культурой и создаю на её базе собственные вещи, которыми могу пользоваться!

Вещи тогда были не времянками для заработка, а действительно вещами, весомыми, вещими и долговечными. Даже когда речь шла о недорогом массовом мопеде, призванном всего-навсего удовлетворить потребность государства и населения в доступной двухколёсной машине для подростков и пенсионеров, с целью выполнения утилитарных задач и формирования начальных знаний, умений, навыков вождения транспорта и обслуживания механизмов. Двухскоростные Риги получились очень красивыми и добротными. Прекрасная сталь рамы, слабо подверженная коррозии, солидный запас прочности, удачная компоновка, достойный дизайн.

Космические полёты, электроника, вычислительные машины и роботы были тем, что стремительно развивалось и вдохновляло. Этим мы жили тогда, этим можно жить и сейчас. Поэтому для любимого стального конька выбрана винтажная база Риги-12 с её ретрофутуристичной внешностью в духе роботов, авиации и космоса. И поэтому же я заменю её упрощенный клон допотопного чешского трёхскоростного мотора на электродвигатель. Милые винтажные мопедки, такие, как Риги и их предки Явы, редкие ныне Львовянки и непревзойдённые в своей красоте Triumph Fips, как и многие другие представители техники второй половины XX века, смотрели не в прошлое, а в будущее. Экологически чистый бесколлекторный мотор с цифровым электронным управлением на однокристальном микрокомпьютере, — это ли не мечта? Ничего не надо никуда заливать, заводить с ухищрениями, затруднительно управлять, чтобы не заглохло, не перегрелось, не прихватило. Зарядились от электросети, солнечной батареи, ветряка, включили и — едем!

Кому как, но для меня байкерское счастье не в моторе из прошлого, неоднозначной романтике возни с ним, специфических сильных запахах и звуках, а в единении седока, байка и местности, возможности слышать и обонять природу, выехать на рассвете за грибами, не разбудив соседей, не потревожить тонкое равновесие жизни в лесу или степи. Внешний вид электромотоциклика, на мой взгляд, остаётся винтажно гармоничным, а его штатная начинка заменяется на ту, о которой во времена его производства только мечтали. И это не уничтожение памятника технической старины, который можно было бы отреставрировать, законсервировать и поставить в музей, а продление полноценной жизни добротного аппарата на новом уровне.

Выбор и установка электромотора
Итак, строим электрокастом на базе Риги-12. Для начала определимся с приводом. На выбор следующие варианты.

Кареточный мотор — специализированное решение под велосипедную раму и переключение скоростей звёздочками. Стоит дорого, мощность обычно мала, предназначен скорее для помощи педалированию, передаёт тяговое усилие через цепь велосипедного типа. А Вишенка — аппарат довольно тяжёлый, даже в сравнении с велосипедами СССР, не говоря уже о современных, и передача всей мощности для тонкой цепи — нагрузка чрезмерная. Не годится.

Электродвигатель на багажнике, на месте бензомотора, или даже цилиндра или кривошипно-шатунной камеры, с сохранением штатной коробки передач. Умельцами создано множество вариантов, один другого экстравагантней. В ход идут шуруповёрты, углошлифовальные машины («болгарки»), коллекторные двигатели от вентиляторов автомобильных отопителей, моторчики из арсенала моделистов… Всё это шумно, не очень надёжно и эстетично, имеет зачастую малый ресурс, требует усложнённой трансмиссии, а при использовании штатной мотоциклетной в ней теряется немало энергии, что для электробайка критично. Наконец, ставший в определённых кругах уже классикой автомобильный генератор в качестве двигателя, с перемоткой или без неё, сохранением обмотки возбуждения или её заменой на постоянные магниты. Хорошая, надёжная, мощная машина переменного тока, но есть вопросы насчёт охлаждения и пылевлагозащиты, и для маленького мопеда она громоздка. С таким двигателем в моей поделке останется мало места для тяговой АКБ и будет затруднительно поставить педали.

Да, именно педали! Вишенка остаётся мопедом, только электрическим, или, иначе говоря, станет тяжёлым электровелосипедом, причём вместо педального пускового механизма получит полноценный односкоростной педальный привод, — каретку, ведущую и ведомую звёздочки, втулочно-роликовую цепь. Это поможет преодолевать трудные участки, держать себя в физической форме, а также с относительным, учитывая тяжесть аппарата, комфортом доехать до дома в случае разряда или неисправности электропривода.

Потому выбираем мотор-колесо. Но какое, редукторное, с его шумом и износом пластиковых шестерён, или прямого привода? Обода у мопедки всего-навсего на 16 мотоциклетных дюймов, это 20" по велосипедному счёту. При одинаковых крутящем моменте и частоте вращения тяговое усилие тем выше, а скорость тем ниже, чем меньше диаметр колеса, и наоборот. Нашим колёсикам редуктор не нужен, потому явно подходит прямоприводная мотор-ступица, и номинальной мощности 1 кВт вполне хватит.

Вот только обода у нас под 32 спицы, а мотор-втулки на рынке на 36… Можно купить обод от мокика ЗиД Пилот, он идентичен ободам мопедов Карпаты, Верховина, Рига, но имеет отверстия под 36 спиц. А можно обратиться к добрым китайцам, которые изготовят электродвигатель на столько спиц, на сколько нам надо. Поделюсь ссылкой на приобретённый мною мотор. Остальные комплектующие куплены мной у разных продавцов, ради дешевизны и изучения ассортимента. Некоторые из них подвели, о чём далее, но мотор-ступица порадовала во всём.

Для расчёта длины спиц воспользуемся программой SpoCalc, либо каким-нибудь онлайн-калькулятором, все они дают практически равные результаты. Спицевать будем в два креста, как и было в стоке. Вследствие большего диаметра мотор-ступицы в сравнении со штатной тормозной втулкой, ниппели встанут в отверстия под более острым углом. Обод, к счастью, не пистонированный, и нештатный угол проблем не вызовет. Наоборот, более тангенциальный, как принято говорить у веломастеров, рисунок спиц получается не только красивым, но и лучше в плане передачи ободу крутящего момента от втулки.

ERD (эффективный диаметр) 16-дюймового обода двухскоростного мопеда СССР равен 380 мм, сдвиг спицевых отверстий от центра 4 мм. Диаметр окружности с отверстиями под спицы у нашего Конхис-мотора 230, полная длина оси 210, ширина между дропаутами 135, толщина ступицы в месте отверстий 35, и располагается она точно посередине оси без смещения влево или вправо. В итоге при 2 крестах и 32 спицах они нам нужны длиной 135 мм, толщиной 12G. Фото собранного колеса уже было и ещё будет, а пока займёмся его надёжным креплением.



Максимально усиливаем дропауты навариванием пластин, ведь весь крутящий момент передаётся через ось. У моего моторчика она, кстати, не хлипкая трубчатая, а сплошная, с канавкой под кабель. Не мелочь, и приятно. Для установки велосипедного тормоза, (тросовый дисковый, самый дешёвый, байк собирается не для скорости, а для проходимости, да и электроторможение поможет), вырезаем из стали фигурную пластину. Она же послужит дополнительным торсионным рычагом, передавая момент на болт крепления амортизатора к задней вилке в обход дропаута. При настройке натяжения цепи пластина будет перемещаться вместе с осью колеса, благодаря чему, положение тормозного калипера относительно диска останется неизменным.



Конструируем педальный привод
Итак, берём кареточный узел, педали и переднюю звезду с приказавшего долго жить велосипеда, привариваем крепления под мопедную раму, ставим цепь и наслаждаемся? Не всё так просто. Мой байк — толстячок, его рама значительно шире велосипедной, (даже фэтбайка), и педальная ось какого-нибудь Урала, Камы или Десны окажется слишком короткой. Но мы предусмотрительно сберегли педальный вал от штатного двигателя Ш-57, он именно той длины, что нужно. Лежали в запасах и неплохо сохранившиеся шатуны, (на самом деле, кривошипы, но велосипедисты называют их так), от подросткового велосипеда, как раз под клин, нужной длины 125 мм, и с ведущей звёздочкой подходящего диаметра. Звезда от взрослого велосипеда заставила бы нас вынести педальную ось слишком вперёд от её изначального положения в моторе, так как иначе задевала бы за ось маятника задней подвески. И нам желателен тяговый, а не скоростной привод, потому маленькая ведущая звёздочка — то, что доктор прописал. Она должна находиться несколько левее шатуна, чем обычно, потому отрежем её от него и приварим к фрагменту другого, сломанного, с креплением под клин, для которого в нужном месте педальной оси пропилим паз. Все места сварки обработаем модификатором ржавчины.



Каретку соорудим из четырёх шарикоподшипников (в велосипедной терминологии промышленных, или промподшипников), двух стопоров и двух сальников, а её корпусом будет алюминиевая труба из раздаточного пистолета для бензозаправок, останки которого, наконец, дождались полезного применения. Аргона и алюминиевой сварочной проволоки пока не имеется, потому соображаем крепление самодельной каретки к раме мопеда из того, что есть.



Некоторое количество прикидок и хождений вокруг да около привели к идее зажать каретку между хомутом и ложем в деревянном бруске, который под удачным углом входит в полость рамы и даже зажимается там силами, действующими при эксплуатации. Надёжная фиксация осуществляется двумя кронштейнами из листовой стали, устанавливаемыми на место крепёжных приливов картера штатного двигателя. Раму Риги-12 в этом месте мы никак не модифицируем, ничего не надо пилить, резать, сверлить и приваривать, что, конечно же, очень хорошо. Пока не знаю, сколько прослужит такое «колхозное» крепление педального механизма, но устроить ходовые испытания и насладиться первым сезоном позволить должно. Потом можно (и нужно) будет изготовить более капитальный узел каретки с креплением.

Контроллер мотор-колеса


Контроллер бесщёточного мотора (BLDC) приобретён на пробу самый дешёвый. Называется он Universal, универсальный, за умение работать при разных напряжениях, как с датчиками Холла, так и без них, автоматически определять фазы и межфазный угол, обучаться и запоминать направление вращения, причём всё это возможно в поле, достаточно замкнуть два проводка. Контроллер часто позиционируют как ремонтный, им заменяют штатный в случае отказа датчиков Холла, если существуют причины воздержаться от их замены. Номинальная мощность данного варианта 350 Вт, но 18 ампер при 48 вольтах постоянного тока — почти киловатт. Если контроллер не понравится или испортится, переделаю или даже разработаю свой, но, забегая вперёд, скажу, что первые поездки весьма порадовали. Похоже, контроллер что надо.

По доброй традиции любителей электротранспорта поделюсь данными по моему экземпляру. Кронштейн погнули на почте, это не страшно. Наличие внутри блока мусора в виде пары кусочков припоя — это уже серьёзнее, но мы ведь умельцы, потому перед пробным включением осмотрим устройство, уберём мусор, устраним непропаи и замыкания, если обнаружатся. У меня их не оказалось.



Наклейка на корпусе-радиаторе гласит следующее.
Brushless electric universal controller
voltage: 36V-48V power: 350w
Under voltage: 31V-41V
The phase Angle: 60° / 120°

Контроллер имеет следующие выводы.

Белый разъём — к тяговой батарее и противоугонному замку или выключателю.
Чёрный толстый провод — минус батареи, силовая земля.
Красный толстый — плюс батареи, силовое питание.
Красный тонкий — VCCO — плюс батареи через замок (при наличии), питание электроники.

Красный разъём — для зарядки.
Красный — плюс батареи, параллельно красному силовому.
Чёрный — минус батареи, масса.

Белый разъём — к ручке акселератора.
Чёрный — масса.
Красный — +4.3В.
Зелёный — аналоговый вход с датчика Холла ручки акселератора.

Чёрный разъём папа
Белый — масса
Чёрный разъём мама
Белый — XX — включает режим самообучения при замыкании на массу перед включением питания.

Белый разъём — к ручкам тормоза, с замыканием на массу (велосипедный вариант проводки).
Оранжевый — Brake LOW, дискретный вход, подтянутый через резистор на +5В.
Чёрный — масса.

Белый разъём — к ручкам тормоза, в случае скутерного варианта проводки.
Фиолетовый — Brake HI — подключается к плюсовому проводу стоп-сигнала, через микровыключатели ручек тормоза идущему на плюс батареи.
В электробайке может использоваться только один из этих сигналов, либо Brake LOW, либо Brake HI.

Красный разъём — переключатель скоростей.
Синий — LO — включает минимальную скорость при замыкании на массу.
Чёрный — масса.
Жёлтый — HI — включает максимальную скорость при замыкании на массу.
При неподключенном разъёме или среднем положении переключателя, когда LO и HI отсоединены от земли, включена средняя скорость.

Зелёный разъём — к спидометру.
Фиолетовый — SD1 — вывод с фазной обмотки двигателя и силовых ключей. Можно сформировать импульсы и считать их цифровым способом, а можно аналоговым путём перевести частоту в напряжение. Разумеется, работать это будет только для безредукторного двигателя.

Красный разъём — к велокомпьютеру или противоугонной сигнализации.
Оранжевый — VCCO — слаботочный плюс батареи.
Зелёный — SD2 — параллельно SD1, вывод с той же фазы.
Синий — вывод платы под названием FD.

Чёрный разъём — к датчику вращения педалей системы PAS — помощи педалированию.
Чёрный — масса.
Красный — +4.3В.
Жёлтый — 1:1.

Присутствуют, разумеется, три толстых провода фаз двигателя и пятиконтактный разъём к датчикам Холла.

Плата промаркирована VP350_G_V3.5.4. В качестве силовых ключей стоят S68N08R, это N-канальные MOSFET 68В, 80А, 6.5мОм. Имеются незадействованные контактные площадки, из которых интересны следующие.

JTAG ICE — разъём внутрисхемного программирования микроконтроллера.
+5В — питание от программатора при прошивке.
SCK — внешнее тактирование.
SDA — шина данных.
неподписанная точка — земля.

EBS1 — насколько я понимаю, дискретный вход для функции рекуперации.

Также на плате есть незапаянные перемычки, промаркированные 60V и EBS. Их назначение очевидно — переключение контроллера под 60-вольтовую батарею и разрешение рекуперативного торможения. Итак, всего за тысячу рублей мы имеем весьма гибкий и полный возможностей контроллер семейства Инфинеон.



Компоновка электрооборудования
Двигатель электромопеда синхронный, имеет 3 фазных провода, 3 провода с датчиков Холла и провода земли и питания последних. Чтобы колесо можно было комфортно снимать, воспользуемся вот таким водонепроницаемым разъёмом, который закрепим на укороченном выступе крепления глушителя. У разъёма 24 контакта, 5 займут датчики Холла, две фазы получат по 6, а одна из них 7. Для наших токов этого хватит. По уму, собранный штекер заполняется герметиком, но сойдут и термоклей с последующей обработкой силиконовой смазкой.



Электрооборудование Вишенки решено собрать внутри бывшего бензобака. Некоторые строители электромотоциклов переделывают бак в инструментальный ящик или багажное отделение, но у Риги-12 есть инструментальный отсек под седлом, в полости рамы, куда поместить электронику было бы можно, но обслуживать затруднительно, и нежелательно делать прорези и отверстия в несущей пространственной раме. К тому же, бензобак находится как раз в точке, куда естественным образом сходятся все провода. Вот что получилось. П-образный резиновый профиль для окантовки бака и уплотнения половинок — это уплотнитель крышки ГРМ ВАЗ 2108. Мне их понадобилось 4 штуки — 2 на обрамление и 2 на стык.



Неиспользуемые провода от контроллера удалены, все штатные разъёмы тоже, вместо них взяты линейки электротехнических клемм. Плюс АКБ подключается через автомат на 25А, а минус на массу — через пакетный выключатель с несколько изменённым креплением. Для предотвращения искрения выключателя массы, параллельно ему присоединена цепочка из резистора и кнопки. Нажимая кнопку перед включением массы, мы заряжаем сглаживающий конденсатор контроллера. Хотя с таким контроллером этот узел можно было и не ставить, конденсатор небольшой ёмкости, при запитке прибора контакты не искрят. Тумблер соединён с выводами переключения скоростных режимов. На верхней крышке бывшего бака разместятся противоугонный замок, спидометр, одометр, индикатор заряда батареи, а с внутренней стороны — предохранители и схемы питания и управления слаботочными цепями — световыми приборами и звуковым сигналом. Этим модулям посвящу следующую публикацию. А пока, раз уж ни бензобака, ни бензодвигателя у нас больше нет, соберём наш накопитель энергии — тяговую аккумуляторную батарею.

Аккумуляторы
Мы не оговорились, это действительно АКБ, аккумуляторная кислотная батарея. Она громоздка и тяжела, зато пожаровзрывобезопасна, дёшева и надёжна при подобающем обращении. Что касается экологической чистоты и безопасности для здоровья, опять же, при правильной эксплуатации, исправный VRLA — регулируемый клапанами свинцовый аккумулятор — опасных и вредных паров и газов не выделяет. Именно такими мы и воспользуемся.

Распространёнными типами VRLA, или просто герметичных АКБ, являются гелевые, с загущённым электролитом, и AGM, с сепаратором в виде абсорбирующей прослойки из стекловолокна. Модификаций много, характеристики и цены разные, об этом мы поговорим позже. Пока определимся с типоразмером наших батарей.



Корпусом батареи послужит урезанная по высоте алюминиевая канистра для питьевой воды. Она разместится под хребтом рамы, ниже бывшего бензобака, и в неё прекрасно входят 4 АКБ 12В 12А*ч. Нижний ряд из двух батарей отделим от верхнего перегородкой из подходящего диэлектрического листового материала, толщина которого должна превосходить высоту клемм. Мной взят обрезок стеновой панели МДФ. Клеммы обработаны силиконовой смазкой, создающей водооттталкивающую плёнку на случай попадания в батарейный блок воды. В нижнем, (стоять блок будет под углом, для герметичных АКБ это норма), ребре алюминиевого корпуса сделаны небольшие дренажные отверстия.



О ужас! Автором статьи установлены в качестве тяговых дешёвые батареи, предназначенные для охранных сигнализаций! На таких далеко не уедешь, и долго они не прослужат! Да, АКБ приобретены умышленно из почти нижнего ценового сегмента, ради тестирования их возможностей в персональном электротранспорте. Не понравятся, — не поленюсь снять и разобрать батарейный кофр, и установить специализированные «зелёные» 6-DZM-12 для электроскутеров или иные, рассчитанные на двухчасовой разряд без потери отдаваемой ёмкости. Тогда General Security GS-12-12L приступят к службе по освещению моего дома и питанию ЭВМ и паяльной станции в условиях нередких перебоях с электроснабжением села.

К теме свинцово-кислотных аккумуляторов, их характеристик и режимов эксплуатации надо будет ещё вернуться. Пока обсудим крепление батарей. АКБ — вещь весомая и инертная, и при плохом креплении будет биться о ближайшие предметы, вследствие чего треснет, со всеми вытекающими оттуда последствиями, начиная с электролита, который, хоть и загущённый, или, в нашем случае, абсорбированный, но предполагает целостность банки аккумулятора. В нашем контейнере аккумуляторы плотно зажаты проставками из бывших под рукой не склонных к усадке демпфирующих материалов, которые предотвратят их смещение при ускорениях. Нижний ряд стоит на полосках резины. Верхняя крышка надевается с некоторым усилием, надёжно фиксируя аккумуляторы.



Кроме силового кабеля, от каждой из перемычек между полюсами АКБ выведены провода для раздельного заряда, ради надёжности облачённые в дополнительную изоляцию из ПВХ трубки. И, наконец, поверх собранного кофра надевается чехол-сумка, сшитая из имевшегося добротного кожзаменителя и щедро обработанная водоотталкивающим средством и кремом для обуви. Эта сумка и придаст мопедке винтажный вид, и предотвратит попадание в аккумуляторный блок воды, избавляя от необходимости оформлять и герметизировать бывшую канистру, что, как видно из фото, было бы затруднительно, вследствие рисунка рельефа. Крепится батарейный блок к раме в 4 точках, — креплению педальной каретки, отогнутым кронштейнам крепления двигателя и пластине, к которой крепилась бобина зажигания.



Разъём для зарядки, — 5-штырьковая «пушка», — закреплен в латунном фитинге на 3/4 дюйма с помощью маленьких саморезов, затем пространство между фитингом и розеткой заполнено термоклеем. Зарядный разъём и вводная муфта силового кабеля крепятся к верхней крышке кофра на дюралевые пластины, находящиеся между крышкой и сумкой, и зафиксированные винтами поверх материала чехла.

Итак, на данный момент Вишенка имеет аккумуляторную батарею на 48 вольт, 12 ампер-часов. Это чуть больше половины киловатт-часа. Не так много, особенно с учётом того, что неспециализированные аккумуляторы в тяговом режиме отдают меньше энергии, чем при более длительном разряде. Реальные скорость и пробег на таких батареях, а также более подходящих, — темы дальнейших исследований и публикаций. И конечно же, поместить в кофр Вишенки можно не только тяговые АКБ глубокого цикла, но и варианты на литиевой основе. Тогда дальние экомотопутешествия станут реальностью. А пока поездим на том, что есть.

Органы управления


Можно было бы сразу купить приличные ручку акселератора и переключатель руля, а не такие однодневки. Зато обретён опыт. Не говоря о коротких низкокачественных проводах, которые пришлось перепаивать у обоих изделий, ручка выломалась из крепления уже в одну из первых поездок при резком манёвре, когда под колесо бросился шальной деревенский кот. Котик, пилот и остальные компоненты байка не пострадали, но падение было.

Это обязан знать каждый электробайкер. Типичная ручка акселератора имеет в «роге», — приливе корпуса, из которого выходит кабель, аналоговый датчик Холла, а на поворотной рукоятке находятся два маленьких магнитика. Когда ручка отпущена, к датчику приближен правый магнитик, если смотреть с левого торца, напряжение на выходе соответствует нулевой скорости. Повернув ручку до упора, приблизим левый магнит к датчику, и сформируется уровень напряжения для скорости на максимум в данном режиме. При среднем положении рукоятки, датчик находится посередине между магнитами, и мы имеем сигнал половинной от максимума скорости.

Точно такое же соответствующее половинной скорости напряжение выдаст датчик Холла при удалении от магнитов, если отломался «рог» или вылетела рукоятка. Двигатель будет вращать колесо и толкать транспорт вперёд. Велосипедные электромоторы зачастую очень быстрые и тяговитые, потому при поломке ручки акселератора электромотоциклист должен нажать любую тормозную ручку, подав тем самым сигнал на отключение двигателя или электроторможение, и затем, ни в коем случае, не отпуская ручки тормоза, отключить контроллер противоугонным ключом или выключателем. Выключатель контроллера или противоугонный замок на любом электробайке обязан быть в непосредственной мгновенной доступности для седока. Создастся очень нехорошая ситуация, если для отключения электропривода нужно тянуться куда-нибудь под седло или в багажник, при этом удерживая рычаг тормоза, и происходит всё это на сложном рельефе или проезжей части с движением.



У этого переключателя руля коротит контакт указателя поворота. Внутри тонкого пластикового корпуса находятся дешёвые коммутационные элементы, почти не защищённые от влаги. Вряд ли они выдержат ток мотоциклетного зуммера или фары, хотя у моего кастома на руль выводятся провода не питания а управления. Как бы то ни было, из Китая уже идут недорогие, но гораздо более приличные ручки и переключатели для Вишенки и следующего проекта. Мотоциклик понравился близким, теперь домочадцы требуют электромопедов для себя, и они будут изготовлены с удовольствием.



Зато рычаги тормоза не подвели. Качество металла и исполнения, эргономика и длина проводов тут порадовали. Ручки имеют регуляторы натяжения троса, а левая — ещё и фиксатор, нужный для стояночного тормоза трицикла или при использовании в качестве рычага сцепления для мотовелосипедного бензодвигателя. Мной этот фиксатор снят, двуколёсной электромашинке он не нужен.

Текущие итоги и дальнейшие планы
Итак, бюджетный ретро-электромопед «Вишенка» на базе старой доброй Риги-12 готов к первой пробной поездке. Выкатываем из калитки, включаем массу и питание электроники, легонько поворачиваем акселератор, — и вперёд, в новую жизнь! Трогается с места аппарат без затруднения, и при этом мягко, не «козлит», как делают форсированные кастомы уважаемых велоэкстремалов. Педальный привод действует, люфт временного крепления каретки в пределах нормы. Едем практически бесшумно. Вот она, воплотилась мечта детства!

Осталось доделать и установить защиту цепи и ведущей звёздочки, цифровой спидометр, одометр и индикатор заряда, звуковой сигнал и световые приборы, а также багажник и боковые кофры. Надеюсь, уважаемым коллегам будет интересно продолжение истории с Вишенкой. До свидания, удачи на дорогах, и приятного летнего отдыха!


Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (104)


  1. lan143
    15.06.2017 02:03
    +2

    Отличный проект! Есть видео где он передвигается?


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 02:03

      Спасибо! Видео пока нет.


    1. GospodinBaron
      15.06.2017 09:16
      -4

      youtube — ключевые слова Китай, электроскутеры.


      1. ilyaplot
        15.06.2017 11:46
        +3

        Попробуйте сделать беспроводную клавиатуру с помощью ножниц.


        1. GospodinBaron
          15.06.2017 17:13
          -1

          Мне сложно понять Вашу логику. Пытайтесь выражаться более простыми словами.


          1. AlexanderS
            15.06.2017 23:22

            Он имеет ввиду, что скутер и мопед — это очень разные вещи. На скутере только в городе, да по дорогам ездить — клиренс там не очень в большинстве случаев. А мопед — это ж, это почти мотоцикл!)


            1. GospodinBaron
              16.06.2017 07:37

              Я не понимаю как Ваши слова соотносятся со словами, того поста, на который я отвечал.
              Там было что-то про ножницы и клавиатуру. Что общего между этими предметами и скутером
              мне не понятно.

              Я точно так же не понял в чем была проблема моего поста, который заминусовали, когда я предлагал просто посмотреть видео на ютубе, если кому-то хочется видео. Подобных скутеров/мопедов там миллион.

              То что говорите Вы во первых, с моей точки зрения никак не связано с предудущими словами,
              а с другой стороны вроде бы никак не связано с персональным транспортом работающем на электричестве.

              Разница между скутером и мопедом только в размере колес. Поставить электромотор можно куда угодно. Если случайно заглянуть в тот же youtube, то можно найти электрмотоцикл, который перемещается со скоростью более 200 миль в час. см тут

              Я конечно не в курсе удовлетворит ли Вас мой ответ, потому как я действительно не понял что именно тут обсуждают и как это все было связано с моими словам.

              Раньше на это говорили — «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Но наверно современные нравы претерпели большие изменения и это стало нормально.


              1. AlexanderS
                16.06.2017 08:06

                Разница между скутером и мопедом только в размере колес.

                Не согласен. На скутере мы по поселку катаемся. Подставка для ног находится очень низко к земле. Съехал в лет — и всё, через поваленную тонкую берёзку уже не проедешь. На мопеде — легко. Не только разница в колесах, конструкция рамы несколько разная. Есть, правда, макси-скутеры, но это уже по сути совсем другая тема.
                P.S.
                Вопрос по минусам не ко мне) Если что — я не минусовал.


                1. GospodinBaron
                  16.06.2017 08:31
                  -1

                  Ну практически другой размер колес автоматически поднимает подвеску. Чтобы с большими колесами делать низкую подвеску нужно постараться. Возьмите для примера велосипед.

                  С другой стороны небольшой размер колес для скутера очень оправдан. Так что лучше строить дороги, чем делать вездеходы. Это более оправдано с экономической точки зрения.


                1. w1nterfell
                  16.06.2017 11:22

                  Кстати, есть еще т.н. скутербайки — скутеры с рамой приближенной к мотоциклетной


                  1. Ezhyg
                    16.06.2017 11:25

                    Скутеретта.


                    1. w1nterfell
                      16.06.2017 17:07

                      о, такого названия я не встречал!


                      1. Ezhyg
                        16.06.2017 17:14

                        Фигасе :D. А я всего в третий раз услышал «скутербайк».


                        1. Marsikus
                          17.06.2017 11:55

                          Это же разные вещи. Скутеретта выглядит как Honda Cub. А скутербайк — Gilera DNA.


                          1. Ezhyg
                            17.06.2017 12:22

                            Во-первых Honda Cub это куча разных моделей, от полного мотороллера, до полного мопеда, разумеется с кучей промежуточных звеньев и, даже, с несколькими залётами за границы «понятий».
                            Во-вторых, это же просто слова, для удобства, но если есть конкретные замечания, то надо не по (и не про) «понятиям» говорить, а смотреть на конкретные вещи:
                            вариатор? + мотороллеру,
                            колёса >=15? + гипермотороллеру (кстати, слышали такой термин?),
                            мотоциклетная рама? + мотоциклу/мокику/мопеду…
                            О! Давайте ещё поговорим об этих трёх категориях?! :D

                            Скутер+байк, то есть мотороллер+мотоцикл, видимо это что-то среднее, различной степени смешения. «Скутеретта» это определение для скутеров, которые уже точно не скутеры, а уже и рама мотоциклетная/мопедная, и двигатель часто не блок-колесо, то есть, тоже что-то среднее между мотороллер и мотоцикл => эти определения говорят об одних и тех же механизмах. Ч.т.д.

                            Или нет? :)

                            *Мотороллер — Скутеретта


  1. ClearAirTurbulence
    15.06.2017 02:23
    +1

    Все очень красиво и симпатично, только IEK картину немного портит :)


    1. TinyElectronicFriends
      17.06.2017 23:31

      Настолько плохой автомат? Можно и заменить.


  1. Hellsy22
    15.06.2017 03:07
    +4

    Похоже, что большое вступление с одой «долговечным вещам» (которые почему-то приходилось чинить так часто, что телемастер, к примеру, написан даже с заглавной буквы) замещает попытку объяснить почему за основу взята тяжелая, громоздкая и явно непрактичная железяка, которой потребовался аж киловаттный мотор, чтобы «плавно трогаться с места». Полагаю, что этот монументальный чудо-агрегат с АКБ весит более полуцентнера и является воплощением множества стереотипов о сельском DiY.

    Ну, а в целом — интересно посмотреть на реальные тесты — пробег на одном заряде, максимальную скорость, максимальный угол подъема без помощи водителя и с таковой и т.д.


    1. Ezhyg
      15.06.2017 08:15

      что телемастер, к примеру
      Внимательность… (ни к чёрту).
      Мастер, не теле, хоть и среди них были Мастера, но речь о:
      было для каждого сына и дочери времени Мастеров великой гордостью


      1. Hellsy22
        15.06.2017 11:27

        Цитата из поста:

        Мы преклонялись перед священнодействием Мастера, способного починить телевизор


        1. Ezhyg
          15.06.2017 11:36

          Действительно, «к чёрту контекст!»


          1. Hellsy22
            15.06.2017 11:50
            +2

            А по контексту там дальше про обслуживание и ремонт. К сожалению тогда «долговечность» основывалась на невозможности просто пойти и купить новую вещь или вызвать ремонтника в тот же день. Вот и чинили самостоятельно старые вещи до упора. А сейчас количество поломок в рамках гарантийного срока невысоко, порог вхождения в искусство ремонта повысился, потому самостоятельный ремонт превратился в хобби, причем порой весьма дорогое.


            1. Ezhyg
              15.06.2017 12:04
              +5

              Да, вы, блин, издеваетесь…

              Я там жил (и до сих пор наблюдаю много всего оттуда и хорошего и плохого), не надо мне рассказывать, как там было, а теперь, я могу судить и почему там было так. Но это всё не важно! Важно, что речь идёт о Мастере с большой буквы. Среди них были и телемастера, не все, но всё же и Мастера среди них были! А в детских глазах это как волшебник. Вас этот текст не зацепил, вы не прониклись духом Повествования — видимо не ваше.


            1. zukerman2
              15.06.2017 17:07

              А тогда просто не было возможности «вызвать ремонтника в тот же день». Экономика была «экономной» и, соответственно, кто не производил непосредственно «материальные блага» (т.е. не стоял непосредственно у станка или не держал в руке кельму) — тот и получал зарплату по «остаточному» принципу. Например, мастер участка (инженер) получал на руки меньше свих подчиненных — токарей. Потому те кто, так сказать, работал в «сфере обслуживания» — всячески поднимали свою скромную зарплату при помощи нехитрых уловок («ну вот есть у меня одна прокладка/диод/умножитель — для себя держу»). Потому и было очень распространённым и востребованным умение отремонтировать своими руками. А уж если сам не мог — то непременно надо было иметь в знакомых такого Мастера, почти полуБога. И кстати, у этого «полуБога» иногда встречалась функция, так сказать… специфическая… Пришёл домой к знакомому знакомого. Пока откручивал заднюю стенку и раскладывал паяльник — кричит с кухни: «Ну что, давай макнем?» Я отвечаю что, мол, сделаю — потом накатим. На что он мне — «Да брось ты эту шелезяку, она мне нафик не нужна, это жена моск вынесла, скажешь ей — 15 рублей надо на ремонт»…


    1. GospodinBaron
      15.06.2017 09:15

      Скорость подобных профессиональных агрегатов ограничена только ПДД.
      Пробег на одном заряде порядка 50км для средней модели. Более дорогие могут
      ехать дольше. Преодоление возвышений снова зависит от мощности.


    1. argumentum
      15.06.2017 10:23
      +1

      Существующий тяжелый мопед, возможно и потянет на полцентнера. Это — 50 кг. Максимально же легкий, скорее всего, будет весить не менее 30 кг. Итого — выигрыш 20 кг. При весе человека — 70 кг, тяжелый мопед с человеком будет весить 120 кг, легкий мопед с человеком — 100 кг. Разница не настолько большая, а запас прочности существующего мопеда в сельской местности на грунтовках очень даже полезен.


      1. 4dmonster
        15.06.2017 10:40
        +1

        Разница веса 25% — это много.
        А запас прочности чрезмерен. Исходный мопед по «сельской местности на грунтовках» нормально возил больше 130кг нагрузки (плюс сам весил около 50кг).

        Выбор автором донора — основан на иных соображениях.


      1. Hellsy22
        15.06.2017 11:37

        Любой такой агрегат иногда приходится переносить. Например, через мелкую речку, овражек или просто канаву. Тридцать килограмм нести неприятно, но справится почти каждый. А вот 50-60 — уже проблема.

        От массы так же зависит зависит максимальный угол уклона и дальность пробега.


        1. argumentum
          15.06.2017 15:18
          +1

          Насчет возможности переноски и угла уклона — согласен, доводы разумные. Вместе с тем, вспомним, что авто, рассчитанные на езду преимущественно по пересеченной местности весят значительно больше обычных, во многом — из-за необходимости повышения прочности конструкции.

          Суммируя, можно сказать, что требования получаются самые противоречивые, и главный судья здесь, очевидно — результаты эксплуатации в реальных условиях.


          1. webkumo
            15.06.2017 16:43

            Разница не настолько большая, а запас прочности существующего мопеда в сельской местности на грунтовках очень даже полезен.

            Хм… а чем современный МТБ (велосипед) не угодил в плане надёжности? Если впадать в крайности, то из такого кастома можно вполне втиснуться в 15-18 кг при запасе хода и грузоподъёмности не сильно меньшими, чем предлагаемые данными агрегатом...


            1. argumentum
              15.06.2017 17:00

              webkumo, да может быть и можно, а может быть и нельзя, это все лишь предположения. Не зря же при промышленном производстве транспортных средств сначала создаются и гоняются в условиях повышенной сложности экспериментальные образцы, и только потом начинается серийное производство. Практика — критерий истины, как говорили классики.


              1. webkumo
                15.06.2017 17:44
                +1

                Так как бы фишка в том, что уже делают. И кастомы и серийники… Кастомы пока с большим запасом хода, но тяжелее, серийные модели красивше и имеют неплохие показатели… но стоят ппц сколько.


              1. argumentum
                17.06.2017 08:06
                +1

                Просто даже интересно, за что поставили минус в карму за коммент от 15 июня 2017 в 17:00? Кто-то полагает, что на практике предположения проверять не надо? ) Что типа сформировал в воображении некий проектик — и это гарантия того, что он в реале будет успешен? )


        1. TinyElectronicFriends
          17.06.2017 20:53

          Жизнь научила не обзаводиться байком, который я не могу поднять. Вишенка для меня не неподъёмна, перенести смогу. Кстати, она значительно легче мопеда Альфа и ему подобных.


    1. aequals
      15.06.2017 22:36
      +1

      которые почему-то приходилось чинить так часто

      Долгожитель — не обязательно тот, кто никогда не лечился, но заведомо тот, кто не помер в младенчестве от первой же болячки и дожил до преклонных лет ;)


    1. TinyElectronicFriends
      17.06.2017 20:13

      Взятая за основу железяка, изготовленная тогда, когда ещё не умели так облегчать и удешевлять, как теперь, непрактична, прежде всего, по критерию сложности и дороговизны производства. Она имеет запас прочности, и она мне нравится эстетически, подходит для меня с точки зрения эргономики. Стальные, алюминиевые, титановые, карбоновые и т.д. кони — это очень часто не просто транспортные средства, а любимые игрушки, предметы удовольствия, роскоши. Вишенка — интегральное воплощение нескольких моих детских мечтаний, — о мопеде, о персональном электрическом транспорте, о прогулках на природе, любимая игрушка, созданная своими руками. Техника моего детства выглядела так. Думаю, в мире крокодила Гены с Чебурашкой или дяди Фёдора из Простоквашино вполне может быть такой мопед. Я ни в коем случае не утверждаю какое-либо превосходство моей кустарной поделки над другими изделиями, просто делюсь опытом и результатами проекта, сочетающего для меня приятное с полезным, ретро с современным.

      Насчёт массы аппарата с мотор-колесом и АКБ. Ориентировочно, она составляет 50 кг, точнее сказать пока не могу, нет в распоряжении подходящих весов. Да, это действительно полцентнера. Насчёт кустарности, признаю, что многое можно было бы сделать гораздо более профессионально, и некоторое планируется переделать, усовершенствовать. На данный момент, Вишенка вообще не завершена. Световые приборы, звуковой сигнал, приборная панель пока в работе. Как показывает практика, готовый байк выглядит гораздо наряднее полуготового.

      О плавном старте и киловаттном моторе. Мотор-ступица на 1000 Вт приобретена мной ради запаса мощности. Она не будет перегреваться и перегружаться даже на сложных ухабах, в холмистой местности, в сильную жару. Мне не хочется делать «чупасосов» и прочих систем охлаждения, усложняющих и утяжеляющих электровелосипед, нарушать герметичность электродвигателя. Контроллер на Вишенке в данный момент стоит на 350 Вт, один из самых дешёвых, и очень слабые аккумуляторы, ради серии экспериментов. Даже в такой конфигурации мопедка уверенно поднимается (и даже залетает) в горку, стартует с места без малейшей помощи педалей и ног, (далеко не каждый бензомотор в 2 лошадиные силы при такой же раме это может), и очень резво несётся вперёд.

      И результаты реальных тестов будут, когда будет доделан и установлен измерительный прибор, — спидометр, счётчик пройденного пути, индикатор заряда. Разумеется, я мечтаю увидеть результаты не менее других читателей.


      1. Ezhyg
        17.06.2017 21:49

        когда будет доделан и установлен измерительный прибор, — спидометр, счётчик пройденного пути

        Можно купить дешёвый велокомпьютер с герконом на колесо (ну или беспроводной).


        1. TinyElectronicFriends
          17.06.2017 21:54

          Мне интересно сделать свой.


  1. Isiirk
    15.06.2017 03:22
    +1

    Здорово! До конца читал в надежде увидеть данные по пробегу на данных аккумуляторах :) просто интересно что получилось в итоге


    1. ThunderCat
      15.06.2017 03:46

      предполагаю что пробег на полном заряде без пауз выдаст около 20-30 минут активного движения, при мощности мотора 1Кв и «вместимости» АКБ чуть больше 0,5 Квч. Скорее всего меньше из-за потерь на контроллер/сопротивление/нагрев и прочие мелочи.


      1. alex41kt
        15.06.2017 16:54
        +1

        Из личного опыта: на электровеле с аналогичным мотором и контроллером на ток до 30А, от четырех новых, полностью заряженных, последовательно соединенных аккумуляторов CSB 12V, 12 А*ч удается получить около 4 А*ч. Графики разряда на сайте производителя подтверждают практический результат.


        1. TinyElectronicFriends
          17.06.2017 20:18

          Да, при приобретении АКБ это было мне прекрасно известно. Вишенка задумана в качестве не только игрушки и транспорта для прогулок и поездок, но и как поле для экспериментов, в том числе, касающихся режимов эксплуатации разных аккумуляторов.


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 10:25

      Данные будут, когда будет собран и установлен спидометр, одометр, индикатор заряда.


  1. AndreyHenneberg
    15.06.2017 06:36
    +3

    Кроме перечисленных выше, есть ещё один вопрос, но уже по конструкции: почему никак не задействован объём бензобака? С одно стороны, у него сложная форма, а с другой, раз уже для питания использована сборка из четырёх АКБ, то почему бы не набить ими бак? Не именно такими, конечно, а более мелкими. Или этот объём для чего-то зарезервирован? Просто, судя по фотографиям, объём батарейного отсека не сильно отличается объёма бензобака.


    1. w1nterfell
      15.06.2017 08:05

      Вы видимо пропустили этот момент:


      Электрооборудование Вишенки решено собрать внутри бывшего бензобака.


      1. AndreyHenneberg
        15.06.2017 08:09

        Ага, значит, пропустил. Не думал, что его так много по объёму получается.


    1. CrazyRoot
      15.06.2017 08:06
      +2

      Ну, наверное из за веса АКБ и слишком высоко расположенного бака.


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 10:35
      +1

      Дно бака не плоское, а очень сильно вогнутое, полуобхватывающее трубу хребта рамы. За счёт этого реальный объём вдвое меньше, чем кажется. Для текущего электрооборудования он несколько избыточен, но может понадобиться в будущем.


      1. Kodath
        15.06.2017 20:12

        Бак разделить пополам и одну часть использовать под «флягу», вдруг в дороге устанете ;-)


    1. Monte
      15.06.2017 10:39

      Электрооборудование Вишенки решено собрать внутри бывшего бензобака.
      Я так понимаю объем бака уже занят


  1. GospodinBaron
    15.06.2017 09:12
    -1

    Кстати в Китае миллиард подобных агрегатов за цену в $200 передвигается по стране.
    Почему они больше нигде не продаются? Есть какие-то законы, которые это запрещают?
    Казалось бы чего проще — наладил импорт и вперед. Огромная польза для окружающей среды!

    Можно конечно и в другой стране такие штуки собирать, но тут встает вопрос об экономической целесообразности.


    1. chieftain_yu
      15.06.2017 09:24

      Подозреваю — никто не хочет заморачиваться с сертификацией электромопеда и оформлением ОТТС, без которого не дадут ПТС.


      1. artyums
        15.06.2017 17:46

        ПТС?! На электротранспорт с двигателем, мощностью менее 4 кВт (и на транспорт с ДВС объемом менее 50см^3) — ПТС не выдается, СТС не оформляется, номера не нужны, и достаточно ВУ категории М (или любой другой категории).


    1. SvSh123
      15.06.2017 09:45

      Они не только в Китае, а практически по всей ЮВА раскатывают. В Турции довольно часто видел похожие.
      И к нам их возят, только мало. Климат у нас все-таки не тот для такого транспорта.


      1. Andrusha
        15.06.2017 12:24

        Какой — не тот? В феврале прошлого года в Дацине температура ниже -30 градусов опускалась, тем не менее, я видел людей на электроскутерах.


        1. SvSh123
          16.06.2017 14:21

          В Китае зимой такая температура бывает, а у нас это нормальное явление. ))
          Да и то, что на обочинах снег практически не убирают, тоже мешает. В Китае с этим как?


          1. Andrusha
            16.06.2017 15:06

            Возможно, но температура там зимой всё равно низкая.
            Снега на обочинах не видел, но я и снегопадов не видел за время пребывания. Лёд есть, причём его ничем не посыпают, иногда скалывают.


      1. GospodinBaron
        15.06.2017 17:06

        Честно признаться в ЮВА я такого транспорта не видел. Климат в Китае мало чем отличается от «вашего».


    1. kostus1974
      15.06.2017 10:00

      Огромная польза для окружающей среды!

      к сожалению, производство электромобилей, электробайков и прочего — это очень и очень грязная тема. особенно в китае, где вообще не заботятся об экологии. производство практически всей электроники, всего, что основано на редкоземельных элементах — это грязное и опасное производство.
      не было пока решающего технологического прорыва. пока это в китае — это _пока_ остаётся в китае (вся грязь). пока относительно мало людей передвигается на персональной электротяге, есть запасы по подводящим мощностям, есть возможность утилизации тех же батарей (но не в китае). если весь мир вот прямо сейчас пересядет на те же электробайки, то будет… опа.
      всё будет ок, если случится прорыв: вынос производства кремния, германия и т.п. в космос (и добыча редкоземельных элементов там же), вынос производства электро(хотя бы)энергии в космос, утилизация отработанного в том же космосе )) тогда да, тогда ок.
      пока — нет. пока — загрязняем всё производством всего якобы чистого.


      1. GospodinBaron
        15.06.2017 17:12
        +1

        Мне сложно понять Вашу логику. Производство обычных дизельных автомобилей не вредно для окружающей среды, а электробайков — вредно. Вы бы хоть попытались объяснить свою позицию.

        Тот факт, что Китай плюет на экологию не имеет отношения к экологичности производства вообще.
        Если весь мир пересядет на электрскоторы, то опа будет автомобильным концернам. Это точно.

        Мне честно говоря кажется, что Вы элементарно мешаете все в одну кучу. Надо более дифференцированно подходить к вопросу.


        1. kostus1974
          15.06.2017 18:47

          а мне показалось, что вы всё придумали и смешали с тем, что я говорил.
          я ничего не говорил про дизели вообще.
          я говорил про то, что, когда [очень многие] говорят об экологичности электромобилей, то об очень многом попросту не говорят. такая знаете ли зелёная картинка с травкой и бабочками и там электромобиль. и все улыбаются. это очень и очень искажённая картина.
          если вы вдруг не знаете, как устроено производство того же кремния, как устроено производство аккумуляторов, то вы запросто можете изучить вопрос. тогда и поговорим.


          1. webkumo
            15.06.2017 19:12
            +1

            а мне показалось, что вы всё придумали и смешали с тем, что я говорил.
            я ничего не говорил про дизели вообще.
            я говорил про то, что, когда [очень многие] говорят об экологичности электромобилей, то об очень многом попросту не говорят. такая знаете ли зелёная картинка с травкой и бабочками и там электромобиль. и все улыбаются. это очень и очень искажённая картина.

            Я очень рад, что вы ратуете за равное рассмотрение, но только говорить об этом надо чётко. Ваш способ подачи мягко говоря не очень точен:
            "к сожалению, производство электромобилей, электробайков и прочего — это очень и очень грязная тема" — любое производство грязная тема. Электрооборудование — ничуть не грязнее дизельного при производстве. Сложная электроника — грязнее, но у неё очень высокий выход количества на объём загрязнений, так что вопрос о грязности такого производства также не вполне корректен.
            При этом эксплуатация электродвижимых ТС, в среднем, действительно процесс более экологически чистый.
            Ну а то, что вы уравниваете в голове "Огромная польза для окружающей среды!" и "такая знаете ли зелёная картинка с травкой и бабочками и там электромобиль. и все улыбаются" — так это больше похоже, что проблема у вас...


            PS самое ценное в электродвижимом ТС для современных городов: то, что существенно меньше загрязнение в пробках, и то, что загрязнение происходит не в городе. Ну а поставить очищающие фильтры на ТЭС, или использовать иные способы более экологичного производства электричества — это задача, которую легче решить в концентрированном объёме той самой ТЭС (или иной *ЭС)


          1. GospodinBaron
            16.06.2017 07:03

            Как я мог смешать что-то с Вашими словами, если я отвечал на статью автора?

            Факт состоит в том, что человечество в принципе не может отказаться от приобретенной мобильности.
            Это чистая утопия, что люди будут сидеть дома. Весь вопрос только в том как мобильность будет достигнута.

            Китайская версия мобильности через электроскутеры одна из лучших в мире. То что другие страны ее не адаптируют связано с огромной властью автоиндустрии, а так же консервативностью властей.

            На счет того чего я знаю или не знаю. Ваш собеседник работает уже 20 лет в полупроводниковой индустрии. Несмотря на это я готов принять новую информацию о том как устроено производство кремния, если, разумеется, Вы будете в состоянии ее выдать.

            Пока я наблюдаю как Вы плаваете в вопросе, который пытаетесь обсуждать.


            1. kostus1974
              16.06.2017 10:08
              -3

              что вы пыжитесь? по существу-то есть что сказать?


              1. GospodinBaron
                16.06.2017 10:16

                Я Вам точно не мешал это сделать.


  1. RaJa
    15.06.2017 10:05
    +4

    Технически проделана замечательная работа по восстановлению рамы, слесарные работы, электрика, вполне хватает знаний. Но в итоге получился все-таки страшненький уродец с кургузой рамой, беременный добротной сумкой из кожзама. Нет, сейчас, конечно, принято называть это «винтаж», но по моему субъективному мнению — это просто некрасиво. То есть работа проделана хорошо, но донор сам по себе имеет примитивные линии и огромный некрасивый неровный зазор между хвостовой частью и колесом, некрасиво и примитивно закрепленные задние амортизаторы. Это продукт ширпотреба, но не винтаж.
    Мое личное вам уважение за умелые руки и грамотный приятный слог!


    1. 4dmonster
      15.06.2017 10:17

      огромный некрасивый неровный зазор между хвостовой частью и колесом

      Это из-за того что фотка мопеда, стоящего на центральной подножке. Заднее просто колесо вывесилось.

      upd. Возможно я не прав и у автора ось слишком сдвинута вперёд.


      1. TinyElectronicFriends
        15.06.2017 13:05

        У мопедов СССР изначально большой диапазон смещения оси для регулировки натяжения цепи. В данном случае она сдвинута ближе к переднему крайнему положению.


  1. Nikita_64
    15.06.2017 11:28

    Спасибо, обстоятельно и интересно. В первой части в предпоследнем абзаце вошел сперва в ступор:

    Экологически чистый бесколлекторный мотор с цифровым электронным управлением на однокристальном микрокомпьютере, — это ли не мечта? Ничего не надо никуда заливать, заводить с ухищрениями, затруднительно управлять, чтобы не заглохло, не перегрелось, не прихватило.

    Решил, что заливать — прошивку, да и все остальное — про контроллер. Дожил :-).


    1. AlexusSPB
      15.06.2017 11:45

      аналогично)


      1. safari2012
        15.06.2017 16:08

        то же самое, но быстро сообразил про бензин :)


    1. TinyElectronicFriends
      17.06.2017 20:21

      Возможно, в недалёком будущем для ценителей старины будут делать электробайки с эмуляцией поведения бензодвигателя. На выбор у мопедиста будет несколько прошивок, соответствующих разному состоянию мотора, и после их заливки действительно придётся заводить с ухищрениями и затруднительно управлять.

      Кстати, дарю бизнес-идею тому, кто захочет это воплотить.


  1. ragesteel
    15.06.2017 12:15

    А зачем вам моторколесо под кассету а не под одиночную звезду? Так было бы и прочнее и надёжней.


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 13:00

      На это мотор-колесо можно установить и односкоростной, и многоскоростной фривил. Изначально и приобретена одиночная трещотка, потом оказалось, что с ней при моём расположении ведущего венца очень кривой чейнлайн. Роликов для изгиба цепи ставить очень не хочется. Удлинителя резьбы фривила у меня в данный момент нет, потому для сдвига звёздочки вправо поставлена 6-скоростная трещотка. На ведущую звезду многоскоростная цепь наделась без проблем.


      1. VictOr358
        15.06.2017 16:55

        А как Вы обошлись без натяжителя цепи? У Вас ось маятника и ось каретки разнесены миллиметров на 100.


        1. TinyElectronicFriends
          15.06.2017 16:57
          +1

          Рига в стоке обходилась без натяжителя цепи, ведущая звёздочка стояла почти там же, где теперь.


  1. xtala
    15.06.2017 15:43

    Тяжелый. Главная конструкторская задача для таких мопедов максимально легкий вес (решается композитами) легкие аккумуляторы (свинцовые на кислоте тяжеловаты для этого не так ли?) + дозарядка аккумуляторов на спусках (дозарядку надо включать в ручном режиме либо автоматически по гироскопу )


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 20:19

      Свинцовые тяжеловаты, но, тем не менее, широко применяются. Стоят по стандарту в электроскутерах и даже в знаменитом Ryno. И они не взрываются и не загораются, (если не ронять на клеммы гаечный ключ), и вообще менее капризны, чем на литиевой основе. Не спорю, есть прекрасные литиевые элементы, но их цена высока, и ресурс небезграничен.


  1. clawham
    15.06.2017 16:58
    +3

    Здравствуйте! На моём счету уже 5 готовых проектов ка кпо электрификации так и постройка с нуля. Сразу скажу в чем вы ошибаетесь и что резануло слух:
    1) Редукторные мотор-колеса изнашиваются — не соответствует действительности. за 3 года использования форсированного в 4 раза редукторного мотор-колеса на шестернях нет следов износа от слова вообще!
    2) Редукторные мотор-колеса жужжат — опять же неправда. родные шестерни вообще не издают при езде никакого звука — шины шуршат громче. Даже замена пластиковых шестерен на латунные(ради форсажа до 2-х киловатт 250-тиватной крохи) гудели только первое время пока формы зубьев не уравнялись а сейчас меня на тротуаре люди не слышат от слова вообще хотя лично я сам слышу работу шестерен и различаю тяговую нагрузку по шуму но шум мягкий и приятный, тихий, не раздражающий.
    мотор-колеса прямого привода имеют два плюса — возможность рекуперативного торможения и неограниченную мощность. Это пожалуй все плюсы. мощность ограничена размерами рамы и толщиной проводов а рекуперативное торможение не возвращает значимого процента энергии(до 7-ми % в холмистой местности максимум) а экономит колодки.
    Но вот минусов у прямого привода очень много:
    1) вес. аналогичной мощности редукторное колесо раза в два три легче меньше и незаметней.
    2) накат — у редукторного колеса есть муфта свободного качения. колесо может только тянуть вперед и гудеть моторм и шестернями но только сбросил газ — колесо оказывается просто катящимся на двух подшипниках! по опыту могу сказать этот накат дает бОльший пробег на том же аккуме и такой же раме и таких же колесах и одинаковым по мощности моторам чем то что нарекуперирует прямоприводник.
    3) КПД. прямоприводный мотор особенно до 20-ти кмч работает в очень неоптимальном режиме если настроен на скорость или работает после 20 кмч в неоптимальном режиме если настроен на тягу — в моторе есть датчики холла которые задают условно угол опережения зажигания. и вот для более оборотистых моторов он оптимален один а для низкооборотистых — другой. Редукторники всегда априори работают на высоких оборотах за счет редуктора потому кпд у них отличный и на старте и на крейсерской.

    Так что вкратце вот так.В любом случае для лазания по горам зря вы отказались от передач. в виде кареточного мотора вполне можно использовать киловатный редукторник а цепь можно разгрузить установкой на заднюю втулку большей звезды. передачи дают нереальный прирост удовольствия когда ты можеш эксплуатировать мотор в оптимальных режимах и в болоте/горе и на трассе.

    Если есть вопросы — всегда готов откоментировать и обосновать свои выводы практическим опытом


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 17:05

      Опережение синхронизации — это да, перспективная тема на будущее. Спасибо, что напомнили. А что касается редукторов и передач, добавлю, что лично мне, для моего лично пользования симпатичны максимально простые механизмы, такие, как втулка прямого привода. Поменьше шестерен, звёзд и цепей, подшипников и переключателей, поменьше настроек и подстроек. Что касается наката… токи Фуко и перемагничивание магнитопровода никуда не деть. Но есть идеи на будущее по экспериментам с рекуперацией, которая с редукторной ступицей невозможна.


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 17:09

      Вишенка — мой первый проект в сфере электротранспорта, потому мнение опытных коллег приветствуется.


    1. TinyElectronicFriends
      15.06.2017 17:24

      Мотор прямого привода лично мне кажется ещё и более механически прочным, чем редукторный. Например, ось, — сплошная, а не трубчатая. Я не ошибаюсь?


      1. clawham
        15.06.2017 19:02

        ошибаетесь.
        у меня есть и директдрайв с трубчатой осью и есть редукторник со сплошной осью ;)

        Забыл ещё дописать что редукторник по итогу на пластиковых шестернях гудит намного меньше чем Ддшка на трапецидальном контроллере. понастоящему тихо ддшки работают на синусных контролерах. но там проблемы с кпд сразу вылезают и с уменьшенимем максимальной скорости.

        Экспериментов с рекуперацией не может быть никаких. Она или есть слабая в контроллере или нормальная в нормальных контроллерах… кпд рекуперации в нормальных контрах уже до 90% доведено но всеравно максимум возврата в батарею — не больше 7% от расхода. трение воздуха съедает 90% всей энергии движения.


        1. TinyElectronicFriends
          15.06.2017 20:11

          Эксперимент заключается в природе батареи. Рекуперацию на свинцовый аккумулятор нужно производить правильным образом, иначе АКБ выйдет из строя.

          А что касается редукторных моторов, в одном из следующих проектов надо будет опробовать.

          И интересно, почему у синусного контроллера ниже КПД?


          1. clawham
            15.06.2017 22:41
            +1

            на то есть 3 причины.
            1) у них как правило частота ШИМа под 40-60 килогерц а это потери на переключение.
            2) на полном газу трапецидальные контроллеры не шимят феты а просто их открывают на все вмемя пролета 33 электрических градусов а синусник всеравно вынужден генерить шим
            3) изза отработки табличного синуса зачастую контроллер отстает от сигнала холлов, особенно если магниты расположены неравномерно и переключаются неоднородно. в то время как трапецидальный контроллер просто мгновенно перещелкиваетследующий из 6-ти шагов комутации по табличке.

            но есть конечно мощные контроллеры где организовано динамическое управление и FOC определение положения в каждый момент шима и потому — там вращение равномернее а ток всегда попадает в фазу при этом автоматом устраняется лаг нарастания тока в катушках но эти контроллеры пока не существуют в свободной продаже и тем более за вменяемые деньги но только они могут быть чем-то эффективнее чем трапецидальные и при этом не гудеть как трактор на старте


            1. VasiliSker
              16.06.2017 00:46

              1) Нет, обычно дальше 15-20кгц не уходят т.к. в большинстве случаев этого достаточно, ниже — будет слышно
              2) Частично, есть разные техники шим. в общем — активных потерь в ключах на синусе больше
              3) Программное опережение давно не новость, и в целом FOC уже появился на многих китай контроллерах в т.ч.
              «Лаг» нарастания тока может компенсироваться и на обычных контроллерах, как и задержка на математику. не важно при этом какой режим управления, синус/трапеция/FOC
              Тут стоить уточнить, что в зависимости от мотора, трапеционный контроллер может быть намного менее требователен в настройке


              1. clawham
                16.06.2017 08:20

                1) У меня на столе лежит келли — 62 килогерца, лежит макс — 32 килогерца. лежит сабвотон — 84 килогерца! а да и какой-то китаец лежит нонеймный синусный 42 килогерца ШИМа! Не знаю что и где вы меряли но на текущий момент из доступного и проверенного арсенала с синусом все уходят в высокие частоты и я даже обьясню вам почему!
                Чтобы выдавать синус или хоть чтото на него похожее — нужно за один период комутации выдать хотябы 10 ступене ШИМа и нужно чтоб на каждой из ступенек прошло хотябы 3-5 тактов этого самого ШИМа но вот беда — даже на тихоходных Ддшках частота комутации на макс скорости доходит до 2 килогерц(пример 52 полюсный мотор и 75 кмч) 2 килогерца это значит что если у нас ШИМ 8 кгц то мы уже всего 4 такта ШИМа успеваем сгенерировать на весь период шага комутации(их всего 6 за оборот) а нам надо 10 ступенек да 5 тактов на каждую ступеньку. вот перемножте 2*10*5 = 100 кгц. вот это уже означает что все мои контроллеры лежащие на столе на скоростях выше 40-ка кмч на моем моторе — не смогут физически выдать ничего похожего на шим. Потому они и вынуждены уходить в высокие частоты комутации. А что уже говорить за редукторники где оборотов в 6-10 раз больше на той же скорости?
                2) есть два варианта ШИМа и два варианта комутации. по возрастанию эффективности:


                1. clawham
                  16.06.2017 08:29

                  Шимить всеми фетами, Шимить одним фетом, Дальше есть разновидность выпрямления — на диоде когда в нулевом состоянии открыт только один из пары фетов шага комутации или у второго в противофазе открывается другой фет для протекания тока не через бади диод а через открытый канал. Все. самое эффективное это активное выпрямление но там есть подводные камни в виде толчков и рывков при нарастании газа и при сбросе мощности причем мне не встречались контроллеры работающие по такому принципу и которые смогли полностью этот эффект устранить. Келли например ближе всех к ровному управлению но у них активное выпрямление включается на фазном токе от 50 ампер. до этого — в противофазе шимящемуся фету ничего не трогает. но всеравно на ходу ощущается момент перехода в другой режим… ну и лаг на реакцию ручки газа тоже присутствует. не всегда это приятно.
                  3) программное опережение в 95% случаев чисто табличная штука подогнанная на стенде под какой-то конкретный мотор. Максовцы пытались сделать автонастройку прогоном в холостую но ничего у них не вышло — настроить правильно OVS в этом контроллере — это просто месяцы работы. Келлики не парятся строя синус от холлов — как выставил холлы так и работает :) контроллеров с ВЧ инжекцией тока для определения положения ротора — я пока не встречал. Симулирующих это — полно, делающих вид что определяют — тож полно но вот реально компенсирующих неоднородность магнитов — пока только кастомные реализации на основе техасских апликух/дсп. Штука хорошая и приятная но сильно уж дорого выходит лицензия.


      1. clawham
        15.06.2017 19:57

        а да. у моего Ддшки уже лопнута боковая крышка ;) а вот редукторник нет. а все потому что редукторник весит 2 кг а ддшка 10 при сопоставимом весе. и этот вес — неподрессоренный


      1. Marsikus
        16.06.2017 14:53

        Мотор прямого привода лично мне кажется ещё и более механически прочным, чем редукторный. Например, ось, — сплошная, а не трубчатая. Я не ошибаюсь?

        Странный критерый для выбора мотора, еще и ошибочный с точки зрения сопромата.
        Дело в том что при изгибе и кручении максимум механических напряжений возникает под поверхностью оси и вала, а сердцевина их почти не нагружена.


        1. TinyElectronicFriends
          17.06.2017 20:31

          Про поверхность факт известный. Тем не менее, у людей трубчатые оси ломались. И кроме всего прочего, сплошная ось даёт возможность отремонтировать резьбу в случае её срыва.

          Всё-таки, Вишенка тяжелее велосипеда. И предполагает мотоциклетный, а не велосипедный стиль вождения. Это означает бОльшие нагрузки на оси. Потому и мотор решено взять соответствующий.


    1. tearexs
      15.06.2017 18:09

      Очень интересно узнать побольше про редукторные моторы и наиболее оптимальные схемы установки.


  1. ykagir
    15.06.2017 18:51

    Автор молодец! Только надо добавить опрос... У кого из комментаторов есть электротранспорт! У меня есть.


  1. Googlist
    15.06.2017 23:29

    А где ардуина? Без ардуиньі нещитово!)


    1. TinyElectronicFriends
      16.06.2017 00:10

      Будет приборная панель на PIC16.


  1. Marsikus
    16.06.2017 15:24

    Я как мотоциклист покритикую ваше изобретение.
    1. Почему бы не поставить отдельный электродвигатель на место старого?
    2. Зачем ставить велосипедные педали? Этот мопед слишком тяжелый чтобы на нём педалировать, не зря на этой модели Риги производитель уже отказался от педалей. Если аккумуляторы сядут, то вам легче будет его толкать руками чем крутить педали.
    3. Еще вы поставили целый ряд велоспедных звёзд. А длина цепи позволяет натянуть ее на самую большую звезду например? Если и использовать велосипедных ход в качестве запасного, то для такого тяжелого мопеда вам понадобятся самые крупные ведомые звёзды, иначе сил не хватит педали крутить.
    4. Велосипедный тормозной диск тоже смотрится очень чужеродно на этом мопеде.
    5. И придерусь к грубой покраске :)


    1. TinyElectronicFriends
      17.06.2017 20:45

      1. В разделе про выбор мотора об этом рассказано.
      2. Рига-12 ещё имела педали и являлась мопедом, в отличие от последующих мокиков Рига-16 с Ш-58 и Рига 22 с Ш-62. Вишенка не настолько тяжела, чтобы педалирование без помощи мотора было непосильно трудным. Педали крутить можно по настроению, ради физического упражнения, экономии заряда и помощи при крутом подъёме. И, ко всему прочему, такой аппарат, в случае ограничения максимальной скорости электроникой или фактическими параметрами контроллера и батареи, с точки зрения ПДД является велосипедом, а не мопедом.
      3. Трещотка на 6 скоростей поставлена, чтобы исправить чейнлайн. Самые крупные звёзды как раз не нужны, они рассчитаны на велосипедные колёса большого диаметра, а у меня они всего 16 (20) дюймов. И у меня маленькая ведущая звезда. В итоге, выбранная звёздочка является оптимальной, и находится она как раз в месте на оси, обеспечивающем прямую линию цепи. Можно снять 6-скоростной фривил и поставить односкоростной через удлинитель резьбы.
      4. Мне этот диск не кажется чужеродным. Видимо, более опытным велосипедистам и мотоциклистам виднее.
      5. Покрашено краской для заборов (Хаммерайт действительно так позиционируется), веником из ведра при помощи кисточки, не имея малярных навыков. Мне казалось, что получится аккуратнее, и молотковый эффект скроет огрехи. Получилось не совсем как ожидалось. Не спорю. Однажды перекрашу порошковой или автоэмалью.

      Жду ещё конструктивной критики, замечаний и предложений.


      1. Ezhyg
        17.06.2017 21:52
        +1

        Зашкурить до ровности, изготовить (или купить насадку-крышку на банку) простейший распылитель для пылесоса, которым и покрасить уже, как настоящим пульверизатором aka краскопультом (а если маленький сделать, то аэрографом).


        1. TinyElectronicFriends
          17.06.2017 21:57

          Да, для следующих проектов аэрограф точно понадобится. Только думаю делать не насадку на пылесос, а автомобильный компрессор, самодельный автомат давления, ресивер и маленький распылитель.


          1. cyberly
            17.06.2017 22:36
            +1

            У автомобильных, говорят, ресурс крайне низок. Ну и еще, расход они дают весьма печальный. Я бы купил безмаслянный компрессор самый дешевый.


        1. cyberly
          17.06.2017 22:31
          +1

          >> изготовить (или купить насадку-крышку на банку) простейший распылитель для пылесоса, которым и покрасить уже, как настоящим пульверизатором aka краскопультом

          Вот этого не нужно делать. Получится ерунда. Рабочая вязкость краски такова, что распылитель для пылесоса ничего распылить не сможет. Эти штуки работают только с чем-то, близким по вязкости к воде. Типа известковой побелки. Если же краску разбавить, тоже получится ерунда. Во-первых, разбавителя потребуется влить больше, чем написано на банке. Во-вторых, слишком жидкая краска будет долго сохнуть, оставлять потеки и толщина слоя краски будет неравномерной.

          Ну и еще, равномерность факела будет никакая, регулировок никаких, капли разного размера и так далее. Результат будет хуже кисти или валика.

          Вообще, краскораспылитель — из тех вещей, которые 100% проще купить. То, что нормальные начинаются с 5-10 тыр — не случайность и не заговор.

          А еще проще отнести куда-нибудь, пескоструйка с последующей полимеркой обойдется в 2-5 тыр.


          1. Ezhyg
            18.06.2017 02:54

            Что такое «рабочая вязкость»? Какой краски? Банку возьмите в руки и почитайте — там вообще нет ограничения по количеству растворителя. С чего бы жидкой краске, т.е. содержащей больше легкоиспаряющегося растворителя, сохнуть дольше или миллиметровыми слоями крыть за раз? Тогда понятно откуда потёки.

            Равномерность факела прекрасная, как и размер капель, аналогично аэрографам, настройки там тоже есть, вы бы знали имея в руках такую насадку.

            Что такое «нормальный»? и с чего бы он может стоит 10 тысяч, если за 5 то же самое?

            «отнести куда-нибудь», ага, а там, где-нибудь, смогут всю раму мопеда засунуть в шкафчик после нанесения?

            Есть у меня подозрение, что с дивана здорово врать, за руку никто не поймает, тем более в одной из них бутерброд, а вторая на клавиатуре…


            1. cyberly
              18.06.2017 03:48

              >> Что такое «рабочая вязкость»
              Написана на банке или в инструкции. Если вязкость слишком большая — будет шагрень. Если слишком маленькая — будет течь и слой адекватной толщины не будет держаться на поверхности. Вы можете, чисто теоретически, положить много-много очень-очень тонких слоев, но скорее всего при этом накосячите, потому что если краски слишком мало, она не сцепляется в сплошной слой и вместо ровной глянцевой поверхности получается как-бы «пыльная». А если слишком много — она начинает стекать. С жидкой краской вы легко «проскочите» нужное количество. Ну и задолбаетесь, к тому же.

              >> Какой краски?
              А тут выбор, в общем не велик. 2К, либо акрил, либо алкидная.

              >> Банку возьмите в руки и почитайте — там вообще нет ограничения по количеству растворителя
              Брал. Читал. Ограничение есть. Загуглите «2К эмаль инструкция». В зависимости от эмали там будет 10-20%. И вообще, подобное ограничение, насколько я помню, было для всех красок, которые мне попадались. ПФ-115, НЦ-123, интерьерные Tikkurila и Dulux, универсальная акриловая «Радуга».

              >> С чего бы жидкой краске, т.е. содержащей больше легкоиспаряющегося растворителя, сохнуть дольше…
              Во-первых, не растворителя, а разбавителя, это разные вещи. Во-вторых, вы правда считаете, что количество растворителя не влияет на скорость высыхания?

              >> настройки там тоже есть, вы бы знали имея в руках такую насадку.
              Какие настройки там есть? Должна быть, как минимум, регулировка ширины факела, количества краски и количества воздуха. И вообще, покажите свою насадку. На моей в виде «крышки на банку» была только дырка для регулировки давления воздуха.

              >> Что такое «нормальный»?
              Распылитель должен быть способен наносить полосу краски равномерной толщины с практически ровными краями. Почти как валик. Первая полоса не должна ничем отличаться от сто первой. Чем дороже, тем ровнее и стабильнее.

              >> смогут всю раму мопеда засунуть в шкафчик после нанесения?
              Конечно смогут. Мотоциклы и велосипеды так красят. Железные двери так красят. Садовые скамейки так красят. Фонарные столбы и железные заборы так красят.

              >> Есть у меня подозрение
              Вам показалось :)


  1. YuraKirov
    20.06.2017 09:08
    +1

    Красавец какой, сам бы не отказался от такого!