Сегодняшнее интервью дает Илья Космодемьянский, CEO Data Egret, ведущего PostgreSQL-консалтинга, и сооснователь PG Day Russia. За 15 лет работы Илья прошел путь от разработчика и DBA до руководителя собственной компании, оказывающей услуги поддержки баз данных. Сегодня Илья занимается формированием и реализацией стратегии развития Data Egret, продвигает бренд компании в российском и международном сообществе, курирует направление подбора докладчиков для конференции.

На PG Day'17 Russia Илья проведет интенсивный учебный курс по PostgreSQL для системных администраторов и DevOps.

Во время беседы Илья поделился своим видением текущего места PostgreSQL на рынке современных баз данных, рассказал об основных отличиях российских технологических конференций от западных, и объяснил, для кого предзначен созданный им мастер-класс.




PG Day: Компания, которую ты основал, предоставляет поддержку для PostgreSQL. Почему именно PostgreSQL, а не MS SQL Server или ORACLE?

Илья: Поскольку мы начали заниматься Postgres-ом, до того как это стало модно, можно честно сказать, что это был осознанный выбор. Сейчас о Postgres-е не говорит только ленивый, а в те времена это была хорошая open source-ная база, но не более того.

Мне есть с чем сравнивать: я работал довольно много с Oracle-ом и немного — с MySQL. Oracle — это крутая база, но достаточно в SQL*Plus залогиниться, чтобы понять, что многие вещи там сделаны очень давно и они не очень удобны. При технологическом превосходстве Oracle, Postgres привлекал именно простотой использования, несмотря на то, что это полноценная база данных с серьезными возможностями.

С другой стороны, это open source, и ты строишь свой бизнес немного по другим законам, которые отличаются от поддержки коммерческого продукта. Ты зависишь от сообщества. Кому-то от этого становится не по себе, но при этом нет привязки к коммерческому производителю. Что ты будешь делать, если вдруг Oracle решит, что все его продукты должны поддерживать только сертифицированные партнеры?

Коммерческие базы данных — это кот в мешке, который постоянно меняется не по твоей воле, ты никак не можешь это контролировать и предвидеть. Open source в этом смысле намного приятней.

Поддержка открытого исходного кода — это довольно интересное направление. Сейчас на рынке коммерческих баз данных можно наблюдать примерно то же самое, что когда-то происходило на рынке операционных систем. Были очень дорогие коммерческие операционные системы (Novell Netware, HP UX, Solaris), которые были сильно переоценены и стоили очень больших денег. И сейчас, когда появились бесплатные десктопные операционные системы, а на серверах Linux сильно потеснил своих конкурентов, то же самое происходит с базами данных. Коммерческим производителям приходится что-то менять в своих подходах, в ценах на лицензии. Я не утверждаю, что Postgres захватит мир завтра, я бы даже опечалился, если бы это произошло, потому что “да здравствует конкуренция”. Но перспектив у него в этом смысле — огромное количество, и он меняет этот рынок у нас на глазах.

PG Day: На твой взгляд, PostgreSQL может заменить коммерческие СУБД по своим техническим возможностям?


Илья: Конкретно в такой формулировке — да, конечно, может и активно заменяет. Но это не значит, что PostgreSQL технологически круче чем Oracle. Далеко не всем проектам нужны какие-то супер-фичи, которыми обладает Oracle, такие как работа на голом железе без файловой системы. Это такие вещи которые присущи только Oracle — они супер высокотехнологичны, но требуют приобретения очень дорогих лицензий. Далеко не везде эта технологическая мощь нужна. Я много раз сталкивался с ситуацией, когда очень дорогая лицензия на Oracle покупается для небольшого проекта просто потому что в компании привыкли, что так можно делать. «У нас есть Oracle, мы не хотим иметь дело с дешевыми лицензиями, мы привыкли к хорошему Oracle EE”, при том что проект без проблем может работать на PostgreSQL.

PostgreSQL достаточно хорош для таких задач, он прекрасно с ним справляется, проще в эксплуатации, не требует затрат на лицензирование. Это очень широкий спектр ситуаций, когда Postgres действительно может замещать коммерческие СУБД. При этом задач, где Oracle лучше подходит технически, становится все меньше. В большинстве случаев цены на лицензии не оправдывают того технологического превосходства, которое Oracle имеет для этих проектов.

PG Day: CEO часто отрываются от каждодневной технической работы. Скажи, насколько ты близок к решению технических задач в компании?

Илья: Есть такая фраза: хочу сделать успешный стартап, нанять туда CEO и работать там программистом. Такие схемы, к сожалению, в реальной жизни не работают. Чтобы все это двигалось вперед, технические задачи приходится отодвигать на второй план. Другой вопрос, что мы занимаемся, прежде всего, техподдержкой и консалтингом — вся наша организация подчинена техническим вопросам. Невозможно построить лучшую в мире техническую поддержку баз данных PostgreSQL, не вникая в технические детали и задачи, которыми занимаются DBA, не участвуя в разборках происшествий с базами. Моя задача — организовывать взаимодействие людей, которые этим занимаются. Хоть я и не занимаюсь администрированием баз данных непосредственно, во все эти вопросы приходиться вникать, чтобы понять, что вообще происходит, в какую сторону нам нужно двигаться и так далее.

PG Day: Расскажи самый эпический случай из твоей практики, который хорошо бы проиллюстрировал надпись на твоем Twitter профиле — " Быть ДБА это также легко как ездить на велосипеде, только велосипед в огне, ты в огне, все в огне и ты в аду”?

Илья: Вряд ли найдется много DBA, будут радостно рассказывать самые эпические эпизоды в своей практике. Всякое случалось. Когда с базами данных происходит какая-то критическая авария, это всегда случается несколько эпически, хоть мы и стараемся везде соломки подстелить.

Звонят в два часа ночи, говорят что у нас все упало, ничего не работает, база данных накрылась, потому что у нее закончились transaction id и что-то было не так настроено. При этом все администраторы, которые должны были за ней следить в этот момент, в доску пьяны, на дворе два часа ночи, у звонящего кончается батарейка на телефоне, и надо что-то сделать. Такие случаи регулярно встречаются, поэтому фраза про велосипед — это наш девиз.

PG Day: Ты часто ездишь на конференции. Чем отличаются сообщества в России, Европе и Америке? Насколько сильно чувствуется наличие сообщества PostgreSQL на конференциях в России и за границей?

Илья: Это два больших отдельных вопроса. Многие конференции за границей — community-driven, их делают энтузиасты, ориентируясь на развитие community, а не непосредственный заработок (хотя было бы неправильно утверждать, что они совсем не преследуют такие цели).

Первое отличие, которое бросается в глаза — организаторы российских конференций рассчитывают заработать деньги. Билет на мероприятие стоит дороже, все происходит с оттенком шоу-бизнеса. В отличие от России, на западе люди меньше переживают о том, как сделать, чтобы спонсорам было интересно. Многие российские конференции не могут позволить себе очень интересную программу, потому что спонсорам будет скучно, ведь слушатели пойдут не к ним, а на интересный доклад. При этом российские конференции довольно качественно организованы: все отлажено как часы, тратится много денег, подготовкой занимаются профессионалы. Западные конференции часто нацелены на содержание, а не на форму.

Второе отличие: рынок у нас сильно меньше мирового по объективным причинам. Если ты участвуешь только в российских конференциях, очень просто возомнить себя самым умным. Поэтому я рекомендую выбираться на международные конференции — ты мгновенно понимаешь, какое количество людей намного умней тебя, намного быстрей соображает, у них есть чему поучиться. Очень полезно.

И еще один момент. В Северной Америке никто не воспринимает посещение конференции как способ развеяться, потусоваться со знакомыми. Большинство людей, слушатели и докладчики, рассматривает это как серьезное обучение и повышение квалификации. Приезжая на мероприятие, они выкладываются по полной. На американской конференции допустимо начать доклады и в девять утра — слушатели приходят туда работать, а не скрываться от офисной рутины.

PG Day: Чего ты ожидаешь от PG Day Russia? Требования к аудитории — какой минимум знаний должен быть, может, порекомендуешь что-то почитать?

Илья: Я ожидаю, что у нас получится сделать хорошее событие, причем посвященное не только Посгресу, но и базам данных в общем. Я всегда беспокоюсь за то, чтобы всем технарям, которые работают с базами данных, было интересно поучаствовать. Чтобы программа была высокого уровня, наполненная интересными техническими докладами.

У нас есть такая идея, что нельзя привозить только хороших иностранных спикеров и показывать, мол, «вот, ребята, смотрите как бывает». Нам нужно растить наше Российское сообщество изнутри. Мы зовем известных в мировом сообществе спикеров, чтобы они задавали планку. Приглашаем наших проверенных российских товарищей, которые могут много чего интересного рассказать, и всегда пытаемся найти новых докладчиков, которые раньше не выступали на широкой публике. Не самый простoй подход, но, тем не менее, в последние годы нам это удавалось.

В этот раз у нас еще более серьезная заявка: помимо основного ядра про PostgreSQL у нас планируется несколько дополнительных потоков. С потоком по MySQL и другим открытым базам данных нам очень помогает Percona, привлекает спикеров и аудиторию. Будет также поток по системному администрированию. Все мы знаем, что Postgres-овые админы и разработчики очень плотно погружены в эти темы, поэтому могут какие-то пограничные вещи тоже послушать.

И организуем два необычных потока. Сейчас много всяких переживаний: лучше ли Postgres чем Oracle? Когда Postgres наконец-то победит Oracle? Чтобы разобраться, мы решили сделать поток по коммерческим базам данных, предоставить возможность и “ораклистам” и “посгресистам” посмотреть на другие технологии. И еще у нас поток по computer science. Он включает в себя пограничные вещи между эксплуатацией баз данных и теми тенденциями, что происходят сейчас в этой науке. Ожиданий много, и главное мое беспокойство как организатора — чтобы всем было интересно и хорошо.

Требований к аудитории на самом деле никаких нет, мы рассчитываем, что каждый найдет себе интересную тему. Доклады у нас разноплановые: не только для профессионалов, которые уже все знают. Есть и для тех, кто считает свой уровень чуть ближе к среднему, и для новичков. Достаточно посмотреть на наши мастер-классы. Будет, например, очень интересный вводный курс по MS SQL Server-у и по анализу производительности Oracle. По Посгресу мой workshop будет вводный, а мастер-класс Алексея Лесовского — очень интенсивный, с расчетом на очень серьезную аудиторию. Каждый сможет найти себе по интересу и по уровню.

PG Day: К слову о твоем вводном курсе по PostgreSQL для системных администраторов и DevOps. Он всегда привлекает большое количество слушателей. Почему этот мастер-класс так популярен?

Илья: Ничего удивительного в этом нет. PostgreSQL набирает популярность, и людям зачастую проще послушать курс, суммирующий для них огромную документацию. Иначе придется долго читать и набирать опыт более болезненным способом.

Лично мне не очень нравится устройство нашей документации. Она устроена как reference-мануал, информация структурирована по разделам. Человеческое мышление так не работает. Людям хочется получить ответ, как решить более обширную задачу: установить PostgreSQL и начать с ним работать. Документация для этого не предназначена, ее надо читать целиком. Есть руководства в wiki, но они зачастую не актуальны. Поэтому такие курсы очень востребованы, поскольку основаны на практическом опыте, они ближе к практическим задачам администраторов.

Я всегда из стараюсь преподавать на основе того опыта, который имеют все DBA в нашей компании. Я смотрю, что происходит в разборе каких то инцидентов с клиентами, что меняется с выходом новых версий Postgres-а. Получается такое обобщение практического опыта нескольких очень крутых специалистов. Людям это нравится и приносит пользу, поэтому они приходят на обучение.

PG Day: Твои мастер-классы и доклады всегда очень детальны. Скажи, каким образом ты поддерживаешь актуальность технической информации?

Илья: Во-первых, я всегда слежу за коммитфестом и процессом разработки. Когда feature list уже более-менее “устаканился”, я проверяю, какие изменения произошли и как они работают. Это несложный процесс, который, естественно, не добавляет большого количества деталей.

Я советуюсь с коллегами DBA, которые каждый день работают “в поле”. Я слежу за нашей внутренней системой знаний и о том, что происходит в клиентской поддержке. Уже привычные к такому делу DBA знают материал моих слайдов и говорят: «так, слушай, вот этот слайд нужно обновить, тут уже все поменялось». Это кропотливый труд, много подготовительной работы, которую я один сделать никогда бы не осилил.

Моя роль заключается не в поиске технических деталей, а в их систематизации и изложении в методическом виде так, чтобы людям было проще воспринимать материал.

PG Day: Твои доклады доступны в Интернете. Так ли необходимо посещать мастер-класс, ведь можно просто скачать презентацию?

Илья: Презентации необходимы — люди любят их посмотреть и какую-то информацию для себя оттуда извлечь. Скажу честно, я не очень умею и люблю делать самодостаточные презентации. Я не понимаю, зачем тогда нужен доклад? Например, есть на слайде какая-то схема, как что-то устроено в PostgreSQL или в Linux, и эта схема требует моих пояснений. Если я вынесу эти пояснения на несколько соседних слайдов, будет не очень понятно что происходит. Появится много текста, презентация станет перегружена. Поэтому я обычно показываю и рассказываю на докладе голосом, с помощью указки или как-то иначе.

Когда речь идет о тренинге, я всегда являюсь сторонником работать в формате семинара. Можно прийти со своими проблемами (если они по теме этого мастер-класса), задать вопросы и получить на них ответы. Это способствует большей отдаче и большему эффекту.

PG Day: Специалистам какого профиля в первую очередь стоит посетить твой мастер-класс? Смогут ли слушатели с разным уровнем подготовки почерпнуть для себя что-то полезное?

Илья: Очень сложно рассчитывать на какую-то конкретную аудиторию, когда ты делаешь мастер-класс на конференции. В первую очередь, это админы и DBA, как начинающие, так и практикующие. Возможно, опытным специалистам, какие-то вещи вначале покажутся очевидными, поскольку я обычно стараюсь двигаться от простого материала к сложному. Но я всегда советую даже элементарный материал еще раз послушать, поскольку повторение способствует систематизации знаний.

Буквально две недели назад меня попросили послушать доклад по производительности PostgreSQL. Я послушал и вспомнил какие-то моменты, которые уже давно забыл. Мы обсуждали особенности swap’инга разных страниц из памяти в Linux, и я понял, что на этот момент не обращал внимания, а людям он далеко не всегда понятен. Поэтому я сам люблю послушать, чтобы навести порядок в голове, и другим советую.

Особенно рекомендую посетить мастер-класс людям, которые не занимаются профессиональным администрированием PostgreSQL и не планируют становиться крутыми DBA. Это материал будет особенно полезен для людей, которые занимаются DevOps, разрабатывают приложения. У них нет возможности иметь в штате квалифицированного DBA, и приходится самим разбираться со всем этим. Я попытаюсь дать полную инструкцию, что делать, куда смотреть. Пользуясь этими знаниями, слушатели смогут начать эффективно использовать PostgreSQL.

PG Day: Спасибо, Илья!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. 23derevo
    16.06.2017 02:57
    +3

    У читателя этого поста может сложиться ошибочное впечатление, что «западные» конференции — это что-то классное, а «российские» — говно. Как организатор полутора десятков российских конференций, я с Ильей полностью не согласен. ИМХО, это манипуляция с читателем в духе «мы единственные в России делаем не говно», и на такую манипуляцию я, разумеется, отвечу.

    Первое отличие, которое бросается в глаза — организаторы российских конференций рассчитывают заработать деньги.

    А «западные» нет? Что за детский сад?

    В уставе любого ООО в целях написано про получение прибыли. Если Илья об этом забыл, я предлагаю заглянуть ему в устав своей организации.

    Моделей монетизации бывает несколько:

    1. Ивент приносит какие-то деньги, организаторы на это живут. Типичные примеры — все конференции JUG.ru Group, Highload++ и РИТ++ Олега Бунина, SQA Days. Назовем такие мероприятия, например, коммерческими.
    Плюсы — есть бюджеты на хорошую площадку, классных спикеров, нормальное оборудование и видеосъемку, есть интерес сделать хорошо, чтобы люди не ушли разочарованные, а снова вернулись на следующую конференцию. Минус — это самый дорогой для клиента тип конференций.

    2. Организатор имеет какой-то бизнес, а конференция решает задачи привлечения клиентов (лидогенерация), демонстрации собственной экспертизы или продажи собственных продуктов. Типичные примеры — AMOconf, YaC, орифлейм, гербалайф и т.д. и т.п. Назовем такие мероприятия, например, вендорскими. Я, кстати, уважаю и AMO и Яндекс, так что, гайз, сорри за то, что поставил вас в один ряд с орифлеймами гербалайфами. Я чисто для наглядности. Плюсы таких мероприятий — халявная еда. Минусы — вам в течение нескольких дней что-то продают. Возможно, кстати, что-то классное и полезное.

    3. Организатор конференции делает мероприятие на заказ, деньги ему платит заказчик, который приследует какие-то собственные интересы. Назовем такие мероприятия заказными. С точки зрения монетизации — заказчик платит организатору, а монетизирует мероприятие снова за пределами самой конференции. Эта модель очень похожа на предыдущую, поэтому подробнее останавливаться на ней не будем.

    4. Смешанная модель. Комбинация первой и второй: организатор пытается вывести мероприятие примерно «в ноль», возможно немного подзаработать или немного потерять, но взамен получить лидов. Примеры — Oracle Open World и PG Day, которая и рекламируется в статье. Плюсы — такие конференции раза в два дешевле коммерческих, на них бывают очень и очень достойные доклады. Именно поэтому я рекомендую всем читателям, кстати, сходить на PG Day. Минусы — у такого организатора нет экспертизы в проведении ивентов. У него экспертиза в другой области — в области того, что он продает. Такие организаторы редко понимают разницу между двумя разными проекторами, двумя разными блокнотами, двумя разными площадками, двумя разными расписаниями и т.д. и т.п.

    5. Организаторами движет альтруизм. Назовем такие конференции альтруистическими. Проблемы таких конференций: нет бюджетов на хорошую площадку, хорошие проекторы и звук, хорошую видеозапись, классных спикеров (билеты на самолет, виза, гостиница) и т.д. и т.п. Поэтому долго такие конференции не живут — участники быстро теряют к ним интерес. Их участь — просуществовать год или два, а дальше или трансформироваться в какую-то из предыдущих моделей или просто тихо помереть.


    Билет на мероприятие стоит дороже, все происходит с оттенком шоу-бизнеса.

    Дороже, чем что? То, что коммерческие конференции дороже вендорских — да, конечно. Потому что у коммерческих монетизация заложена в цену билета, а у вендорских монетизация лежит за пределами мероприятия.

    В отличие от России, на западе люди меньше переживают о том, как сделать, чтобы спонсорам было интересно.

    Что за «запад» такой? Кто переживает? Приведите примеры конкретных конференций, пожалуйста.

    Для конференции спонсор — такой же клиент, как и участник. Задача организатора — сделать так, чтобы всем клиентам (и участникам и спонсорам) было хорошо, чтобы все понравилось, чтобы клиент возвращался еще и еще, приводил новых клиентов и т.д. и т.п. Приоритеты расставляются обычно пропорционально каким-то целевым показателям. Как правило, финансовым.

    Многие российские конференции не могут позволить себе очень интересную программу, потому что спонсорам будет скучно, ведь слушатели пойдут не к ним, а на интересный доклад.

    Примеры в студию, пожалуйста. Уверяю вас, что для большинства известных российских конференций именно участники в приоритете, потому что именно они, а не спонсоры, генерят большую часть прибыли. Скажем, у нас в JUG.ru Group участники в среднем приносят 80% прибыли, а спонсоры — 20%. При этом надо признать, что спонсоры, конечно, гораздо маржинальнее.

    Западные конференции часто нацелены на содержание, а не на форму.

    Очередной плевок в сторону российских организаторов, и в частности, нас. Даже не буду комментировать.

    я рекомендую выбираться на международные конференции — ты мгновенно понимаешь, какое количество людей намного умней тебя, намного быстрей соображает, у них есть чему поучиться.


    А я не рекомендую. Я побывал, пожалуй, на 20-30 различных зарубежных конференциях, и могу сказать, что контент на них существенно слабее, чем на ведущих российских. Например, мы в JUG.ru Group много работаем со спикерами, устраиваем тренинги и тестовые прогоны для тех, в ком мы не до конца уверены, требуем развернутые тезисы и аутлайны, члены программного комитета задают спикерам десятки вопросов и дают развернутые комментарии и замечания увиденному и услышанному.

    90% известных мне западных конференций принимает доклады чисто по тезисам. Без тренингов, тестовых прогонов, вопросов спикерам. Занавес.


    1. hydrobiont
      16.06.2017 10:06

      У читателя этого поста может сложиться ошибочное впечатление, что «западные» конференции — это что-то классное, а «российские» — говно. Как организатор полутора десятков российских конференций, я с Ильей полностью не согласен. ИМХО, это манипуляция с читателем в духе «мы единственные в России делаем не говно», и на такую манипуляцию я, разумеется, отвечу.


      Плохо если сложится, мой основной посыл был что российские и европейские/американские конференции как правило очень разные и интересующемуся IT-шнику нужно посмотреть и на те и на те по разным соображениям. Про манипуляцию вообще без комментариев, это ты сгоряча я надеюсь;-)

      По остальным тезисам я спорить не буду — я с ними по-большей части согласен. Давай я уточню несколько моментов, чтобы было понятнее о чем я говорил в интервью.

      1. В России массовые IT-конференции внезапно ворвались на рынок и сразу стали бизнесом. В противоположность вендорским конференциям, где всегда была слабее программа, но вкусно кормили, они сняли сливки: например ведущие интернет-холдинги много лет пилили уникальные решения а тут пришли и рассказали о них. Дальше встал вопрос, что делать когда сливки закончатся. Ответ: вкладывать в выращивание новых спикеров, делать так чтобы слушателям было максимально интересно и развлекательно. Тут начинаются изложенные тобой модели монетизации. Как результат в России мы имеем уникальную ситуацию: IT-конференции в большинстве организованы на голову выше чем на западе, да еще и могут позволить себе отбирать доклады не по тезисам.

      2. Европейские/Североамериканские комьюнити конференции, о которых я говорю в интервью — прежде всего по PostgreSQL, SCaLE, FOSDEM, FOSSASIA это совершенно другая модель, которую я в России практически не видел и склонен считать что она пока что не возможна (может быть Linux Piter до некоторой степени исключение, подтверждающее правило). Они делаются волонтерами, делаются в основном за счет спонсоров, заинтересованных в продвижении бренда среди любителей данной технологии/технологий. Они отбирают доклады по абстрактам — у волонтеров есть в этой жизни другая работа да и организаторам пока не пришла в голову сама задача растить своих спикеров (рабочий для конференции английский язык существенно расширяет возможности по привлечению таковых). Итого: организация как правило сильно хуже с точки зрения любого профессионального орга русских конференций (потому что на нее забивают), а вот программа обычно на уровне — просто выбор для ПК больше.


      1. 23derevo
        16.06.2017 13:35

        Ну у меня бомбануло немного, как ты видишь :)

        мир!

        Про коммьюнити и в частности FOSDEM — принято. Я их упустил, каюсь, хотя бывал на таких.

        Мне FOSDEM в целом по программе не очень нравится обычно, но там сильно от секции зависит. Java-секция там безумно крутая: каждый год приезжает, например, Марк Рейнхольд, главный архитектор платформы Java. И, в отличие от JavaOne, выступает на камерную аудиторию 100-150 человек. Можно сесть в первый ряд, можно задать ему вопросы за кофе в перерывах или вечером в баре за пивом. Одного этого достаточно, чтобы каждый год туда ездить. И это безумно круто, тут я с тобой соглашусь.

        P.S.: Хорошо, кстати, что про модели монетизации поговорили. Мне кажется, это крутая история, которая хорошо рационализирует рынок.

        Linux Piter — там заказная модель. Если я правильно понимаю, то ситуация такова: рекрутинговое агентство «IT-доминанта», у которого есть дочка «IT-событие», которая монетизируется двумя способами:
        1. Собирает контакты участников в свои базы и наверняка (я не уверен) подбирает потом людей для своих заказчиков
        2. Знакомится на своих мероприятиях с айтишными конторами, оставляет им свои контакты и потом через них ищет заказы.

        Возможно, Denrit что-то исправит или дополнит — я вполне могу что-то не так понимать и перевирать.


        1. hydrobiont
          16.06.2017 14:14

          Ну у меня бомбануло немного, как ты видишь :)


          Да уж вижу;-) Но хорошо что ты поднял эту тему — интервью есть интервью, весьма ограниченный формат на тему донесения мысли, лучше раскрыть чем быть непонятым.

          мир!


          мир!

          Про коммьюнити и в частности FOSDEM — принято. Я их упустил, каюсь, хотя бывал на таких.

          Мне FOSDEM в целом по программе не очень нравится обычно, но там сильно от секции зависит. Java-секция там безумно крутая: каждый год приезжает, например, Марк Рейнхольд, главный архитектор платформы Java. И, в отличие от JavaOne, выступает на камерную аудиторию 100-150 человек. Можно сесть в первый ряд, можно задать ему вопросы за кофе в перерывах или вечером в баре за пивом. Одного этого достаточно, чтобы каждый год туда ездить. И это безумно круто, тут я с тобой соглашусь.


          Именно — там самое интересное в плане контента то, что делают сообщества для FOSDEM — Java, MySQL, PostgreSQL, притом не только доклады, а и выставка — народ идет пообщаться с представителями сообществ. Все вместе дает возможность FOSDEM'у очень уверенно чувствовать себя по спонсорам. Например никогда не интересовался почему у них такой офигенный WiFi на всю эту толпу?

          P.S.: Хорошо, кстати, что про модели монетизации поговорили. Мне кажется, это крутая история, которая хорошо рационализирует рынок.


          Да, чую не последний раз;-)

          Мне кажется существование community-модели покоится на мощном основании:
          1. Есть спонсоры, для которых идея giving back to community в долгосрочной перспективе работает. Они спонсируют конференции не просто чтобы получить краткосрочный ROI, они например могут создавать себе имидж OpenSource-friendly компании или что-то вроде, рассчитанное на косвенную окупаемость с годами.

          2. Есть инфраструктура. В России нельзя прийти в условный Мариотт (конкретно в Мариотт кстати может и можно — они правда тут маленькие и дорогие под аппетиты российских конференций), заключить контракт на определенный сервис под ключ а все оставшееся делать силами волонтеров. В России нужна команда на full-time, которая проконтролирует каждый шаг венью и будет его контролировать круглогодично.

          Первый пункт на мой взгляд начал возникать — olegbunin меня поправит, но по моим наблюдениям, на РИТ/Highload стали появляться спонсоры, которые меряют эффективность не по конверсии лидов в первые месяцы после выставки, а в перспективе 2-3-4 лет.

          А вот второго я не вижу как класса, поэтому твоя 5я модель монетизации имеет такой вид как имеет, а не как много лет успешный FOSDEM, SCaLE или PGConfEU.


  1. rinat_crone
    19.06.2017 09:36

    Спасибо, Роман, Илью всегда интересно почитать/послушать!

    ЗЫ. Там ссылка на Data Egret в начале статьи побилась.


    1. rdruzyagin
      19.06.2017 09:43

      Поправил, спасибо :-)