Увольнение часто становится неприятной и болезненной проблемой не только для сотрудника, а и для его руководителя. Когда же дело доходит до массовых увольнений — тушите свет… или танцуйте и ешьте сладкое. Именно так поступил CEO и сооснователь Close.io. А потом написал об этом статью. А потом мы в Alconost ее перевели.



Одна из самых сложных вещей, какие мне приходилось делать в роли CEO, — это расставание с половиной команды. У нашего стартапа были времена, когда не хватало рук для удовлетворения спроса; мы нанимали десятки и десятки специалистов по продажам, обучали их… А потом бизнес пошел на спад и выдалась пара действительно тяжелых месяцев.

Увольнение сотрудника в молодой компании — это уже само по себе плохо. Но расставание сразу со многими — вообще отдельная песня, и я многому научился в процессе.

Обсудим увольнения


Вопрос увольнения нельзя назвать популярным среди предпринимателей. Все любят рассказывать о найме и своих секретах проведения собеседований. Но когда речь заходит о расставании, люди редко обсуждают детали. Потому что:
а) это “отстой”;
б) никто не хочет заработать имидж увольняющего.
Но я считаю, что предпринимателям полезно делиться в том числе и таким опытом. Надеюсь, что мой рассказ хотя бы частично пригодится, если перед вами встанет вопрос увольнений.

Как расстаться с десятком человек


Это решение далось мне непросто. Как лучше о нем объявить? Как отреагирует команда? Как массовые увольнения скажутся на тех, кого я хотел бы сохранить в штате?
Я выделил целый день для бесед тет-а-тет с каждым сотрудником компании. Это было довольно странно и неловко, ведь остальные ждали своей очереди и гадали, останутся они или будут уволены.

Мой план разговора об увольнении


1. Я максимально прямо объяснял происходящее. Чтобы люди понимали ситуацию и причины нашего расставания, я старался говорить четко и однозначно.
2. Потом я спрашивал, что они собирались делать дальше. Хотели ли они продолжить карьеру в продажах другой компании? Или собирались взять небольшой перерыв? Может, кто-то хотел начать собственное дело?
3. Далее я выделил по два часа для каждого из них на следующей неделе. В это время я был полностью в их распоряжении, по любым вопросам. Я делал все возможное, чтобы помочь им добиться желаемого. Если кто-то хотел найти новую работу в продажах — я звонил знакомым CEO и руководителям с рекомендацией своих бывших сотрудников. Если кому-то хотелось запустить свой стартап, мы проводили совместный “мозговой штурм” на тему бизнес-модели и привлечения инвестиций. В общем, я готов был сделать все от меня зависящее, чтобы помочь бывшим коллегам достичь цели.
4. Мы обсудили детали: у кого остается лэптоп, нужен ли доступ к почте, что с ключами от офиса и т.п. Говорить об этом было неловко, и я ненавидел такие моменты. Но пройтись по списку необходимо, и я просто старался покончить с этим быстрее.
5. Потом я интересовался, хотят ли они еще что-то обсудить или рассказать. Может, у них есть некий фидбек?
6. Наконец, мы пожимали руки (или пожимали плечами) и прощались.
А потом заходил следующий, и разговор во многом повторялся.

Едим тортики и танцуем под N'Sync


Закончился день моими танцами под песню N’Sync — “Bye, Bye, Bye” и всеобщим поеданием торта. Если захотите подробностей вечера, то лучше посмотреть видео:



Мы все договорились встретиться за ужином месяца через три. Странное это было ощущение — я только что уволил половину команды, и вот мы все вместе, вполне дружелюбно общаемся и позитивно смотрим в будущее.

Неожиданный и совершенно непробиваемый секрет роста


После того, как я помог бывшим коллегам занять в других компаниях серьезные позиции в продажах, каждый из них захотел воспользоваться нашим приложением поддержки продаж. Некоторые даже стали лучшими клиентами, и я невероятно горд тем, как эволюционировали наши взаимоотношения.

Если вам придется кого-то увольнять...


Надеюсь, вам никогда не придется увольнять хороших людей. Но если так случится, вспомните, как мне когда-то пришлось расстаться с половиной команды, и как это послужило толчком к хорошим изменениям для всех сторон. Даже если в процессе все выглядело ужасно.

А вы увольняли своих сотрудников? А может, вы сами были уволены и хотите дать совет тем, кому предстоит расстаться со своими подчиненными?

Комментарии (32)


  1. agent_0007
    09.06.2015 12:18
    +1

    Вы поступили очень гуманно, что помогали найти сотрудникам новое место. Плюсую)
    В 2008 пережил сокращение в компании, это выглядело так: людей построили в большом зале и сказали что денег больше нет, и нечм платить зп. Огласили список самых слабых, дали по 2 оклада и отправили. Мне повезло и я остался работать дальше, но я представляю людей у которых ипотека и прочие долговые обязательства, им было очень тяжело морально искать новое место и если бы компания оказывала помощь как вы, то думаю что у людей настрой былбы получше.


    1. silverjoe
      09.06.2015 12:32
      +3

      дали по 2 оклада и отправили

      Это вот, кстати, очень даже хорошо.
      За два месяца можно спокойно найти работу, и не выбиться из графиков оплаты ипотеки.
      При условии, что два оклада равны тому что они получали на руки. Если меньше — значит времени где-то месяц.

      В любом случае, это лучше, чем когда то было у меня — приходишь из отпуска ранней осенью — а тебе «до свидания» без всяких выплат, кроме того что отработал.


      1. passant_dans_le_miroir
        09.06.2015 12:53

        Это вот, кстати, очень даже хорошо.
        За два месяца можно спокойно найти работу, и не выбиться из графиков оплаты ипотеки.

        Хорошо-то хорошо, только в 2008 вообще устроиться сложно было. Был бы год другой, да, условия были бы шоколадные. А про «без всяких выплат», это, конечно сильно… Ну, думаю, ничего хорошего эта политика такому работодателю не принесла.


    1. ncix
      09.06.2015 12:51
      +10

      дали по 2 оклада и отправили. Мне повезло и я остался
      Уверены, что повезло именно вам?


      1. Bambr
        11.06.2015 13:26

        Это ж 2008й год, пока обстановка не прояснилась почти у всех компаний были вакансии заморожены.


  1. passant_dans_le_miroir
    09.06.2015 12:24
    -5

    Остается вопрос: в связи с чем такое массовое увольнение сотрудников? Здесь у меня возникает два варианта: сотрудники плохо работали и сотрудники хорошо работали, но с бизнесом случилась беда.
    1 вариант — плохо работали. В данном случае никаких сожалений возникнуть не должно в принципе. Руководитель никогда не может быть хорошим или плохим, он должен быть руководителем. Если ваши сотрудники вами недовольны — гордитесь, вы хороший руководитель. Не нужно жалеть сотрудников, нужно жалеть бизнес, тем более, когда речь заходит о плохих сотрудниках. Вы не благотворительная организация и не биржа труда, чтобы кормить тех, кто ничего не делает, вы их не для этого нанимали. И также встает вопрос: если это плохие сотрудники, зачем вы их кому-то рекомендовали и помогали устроиться? Понятно только, если к конкурентам, чтобы и они развалились.
    2 вариант — работали хорошо, но бизнес все равно упал. Скорее всего, работали плохо. Иначе с чего бы ему падать? Но если даже у вас есть сомнения, не стоило брать и массово всех увольнять. Как вариант можно сделать следующим образом: побеседовать с каждым и перевести на испытательный срок. Зарплата ниже — мотивация и планы выше. Не прошел испытательный — уволен.
    Этот способ мог бы помочь убить нескольких зайцев:
    1. Продавец вспоминает, зачем его нанимали и начинает работать.
    2. Продажи растут, бизнесу становится лучше.
    3. Слабые отсеиваются.
    4. Костяк остается.
    5. Затраты на з/п сокращаются на время испытательного. После — они и так сократятся за счет тех, кто не вытянул.
    6. Они не нервничают, уволят их или оставят.
    7. Если вы так уж переживаете — ваша совесть чиста, вы оставили шанс.

    А вообще наберите новую команду из молодых специалистов. Успехов!


    1. NeoNN
      10.06.2015 08:28
      +3

      А разве на испытательный можно переводить после того, как человек долгое время работал?


      1. passant_dans_le_miroir
        10.06.2015 08:41
        -3

        А почему нет? они не справились, а вы им еще один шанс исправиться.


        1. Bambr
          11.06.2015 13:26

          Потому что трудовой кодекс.


          1. passant_dans_le_miroir
            11.06.2015 13:28
            -1

            А в трудовой это необязательно отражать. человеку можно дать выбор: соглашается на испытательный либо на увольнение. Снижение должности по трудовой аукнется потом при дальнейшей карьере. Всего можно добиться на договоренностях.


            1. Bambr
              11.06.2015 13:44
              +2

              Безусловно, всегда можно и нужно договариваться, только к вашей трактовке испытательного срока это никакого отношения не имеет. И главное, на мой взгляд. Конечно все зависит от сферы, но в IT такими предложениями Вы вряд ли чего-то добьетесь. Ставлю на то, что значительная часть костяка тупо свалит — либо сразу, либо через некоторое время после разговора (когда найдется подходящее место). А останутся работать на худших условиях как раз люди, не уверенные в своем светлом будущем. Кстати, больше любить Вас и Ваш бизнес после этого они не станут.


              1. passant_dans_le_miroir
                11.06.2015 13:50

                Насколько, я понимаю, речь идет о продажниках. И если это так, то какой бы ни была эта сфера, такой способ в ней подействует. К тому же, уволена была половина команды, а значит в костяке работодатель не сомневался, соответственно костяк как раз не свалит, а из остальных этот способ поможет выявить слабых и тех, кто еще может чего-то добиться. Не нужно сотрудникам ставить ультиматум, можно объяснить все нормальным языком. Сообщить, что у компании денег нет и, возможно, придется сокращать штат сотрудников. Что для выявления тех, кому нужно уйти принято решение снизить окладную часть з/п и поднять сдельную. Поставить план. Объяснить, что под сокращение попадают те из сотрудников, кто на протяжении определенного срока времени не выполняют план.


  1. passant_dans_le_miroir
    09.06.2015 12:25

    А еще, вы им помогли устроиться, а они вашу базу клиентов забрали. С оочень большой вероятностью.


    1. agent_0007
      09.06.2015 12:51

      Думаю, что когда работодатель делает сокращения, то он закладывается на утечки в данном случае


      1. ncix
        09.06.2015 12:52

        А как на это «закладываться»? Работодатель прекрасно это понимает, но сделать мало что можно.


        1. agent_0007
          10.06.2015 11:37
          -1

          заранее перд сокращением подсоваыванием фейковой базы клиентов например


          1. passant_dans_le_miroir
            10.06.2015 12:11

            если менеджер ведет базу ключевых клиентов, весь свой крупняк он и так знает. к тому же, есть такая теория, что покупают не у фирмы, а у продавца и большинство крупных клиентов уйдут за своим же менеджером.


            1. Haikson
              11.06.2015 17:32

              И именно это учитывается при сокращении. На моей памяти в компании, в которой я работал долгое время, было порядка 3-х сокращений: 2007 — реструктуризация, 2008 — кризис, 2013 — начало конца. Часто оставляли менеджеров, которые за квартал не принесли ни пени, но с сильной базой. Да и история продаж у них часто была лучше.


              1. passant_dans_le_miroir
                11.06.2015 17:34

                заметьте, я не говорю о том, что людей с базой нужно оставлять. Но не нужно их никуда устраивать. Устраивая их к конкурентам, вы конкурентам свою базу отдаете.


                1. Haikson
                  11.06.2015 17:55

                  Да, но они в любом случае уйдут к конкурентам. К кому же еще, если это продажник и у него есть постоянные клиенты. Реально и база не нужна. У любого менеджера десяток клиентов, которые его кормят ( это из опыта нашей компании. где то больше. ) Любой прямой конкурент откроет свои двери. Здесь главное — избирательность. Увольняя менеджера по продажам мы отказываемся от покупателя ( в случае, если наш товар не уникален, как газ у газпрома ) и важно правильно сделать ставку на тех, кто должен остаться.

                  В статье же написано, что многие стали пользоваться их продуктом. Соответственно их устроили не к конкурентам, а к потенциальным клиентам.


                  1. passant_dans_le_miroir
                    11.06.2015 18:03

                    В данном случае да, но это единичный случай. К тому же, выгодно было бы своего бывшего продавца устроить в компанию-клиента в закупки. А что касается в любом случае уйдут к конкурентам — далеко не факт. У любого работодателя будут вопросы, почему человек ушел с прошлого места работы. Многие запрашивают рекомендации, так что не факт, совсем не факт.
                    А насчет ставки на тех, кому оставаться, о том я и говорю, что верное решение принять сложно сразу. нужно поставить всех в равные условия и чтобы сотрудники понимали, что от их работы зависит не только из з/п, но и их карьера. Может и увольнять никого не придется.


      1. passant_dans_le_miroir
        09.06.2015 12:59

        Неважно, закладывается он или нет. Вопрос в том, что руководитель широту душевную проявил, а у него базу увели. Так надо ли ее проявлять? Не сотрудников надо жалеть, а бизнес, они вас не пожалеют.


        1. khabib
          11.06.2015 13:16

          У увольняемых людей и так остается база клиентов. А компания судя по всему совсем не готова к судебным тяжбам с сотрудниками.
          За то, что владелец приложил усилия к тому что бы разойтись мирно — честь ему и хвала. Он здорово поднял и себе репутацию и компании.


          1. passant_dans_le_miroir
            11.06.2015 13:18

            А если бы он перевел на испытательный, во-первых сотрудники сами бы могли успеть найти то, что им по душе, во-вторых могли остаться. Да и бизнес вполне мог подрасти


  1. ncix
    09.06.2015 12:49

    Увольнять это не особо приятно, но каждый руководитель должен быть к этому готов. Потренироваться можно на собеседованиях — отказывая соискателям лично, а не по почте или телефону. Задача похожая, но более простая, т.к. человек незнакомый.

    Кстати очень рекомендую шикарный фильм про специалиста по увольнениям — Мне бы в небо.


    1. Mrrl
      09.06.2015 16:59

      Кстати, про что этот фильм — про специалиста по увольнениям или про человека, который живёт в самолётах? Или просто про то, что увольнять по скайпу — неправильно?


      1. ncix
        09.06.2015 17:09

        Это обычная легкая любовная история на фоне корпоративных перегибов с коммандировками и аутсорсом функции увольнения.


  1. Guzzle
    09.06.2015 18:09
    +1

    Есть даже такой термин — Аутпле?йсмент. Иногда практикуется в весьма искаженном виде. Агенство по аутплейсменту якобы предлагает работнику оффер у нового работодателя, но для перехода на новую работу нужно уволиться… работник увольняется по собственному желанию, а новый работодатель передумывает. Кому это интересно? Старому работодателю, который избегает издержек при увольнении сотрудника.


  1. nomadmoon
    10.06.2015 03:43

    > А может, вы сами были уволены и хотите дать совет тем, кому предстоит расстаться со своими подчиненными?

    Совет. Если вы девушка — выходите замуж :)

    P.S. Аааа, совет тому кто увольняет. Ну там один совет — сообщайте об этом по возможности заранее.


  1. hyperwolf
    10.06.2015 12:25
    +1

    Редко бывают такие нормальные увольнения.
    Обычно все происходит некрасиво, с киданием на деньги, задержками документов и дешевыми понтами.


  1. cyberdream
    11.06.2015 18:40

    Помню наше сокращение, Каждую комманду вызывали по отдельности и директор рассказывал о своей ошибке приведшей к вынужденным мерам. Попросил прощения и обещал помочь с трудоустройством (в нашей команде это действительно было сделано). Дали 2 оплачиваемые недели без необходимости появляться на работе.

    Вообще было неприятно, что Руководители проектов не собрали нас и не обсудили случившееся.


  1. TimeCoder
    12.06.2015 14:07

    После кризиса 2008 в компании, где я тогда работал, тоже произошло нечтно подобное, директор беседовал с каждым лично и пр. Но вот что странно: в компании оставили «середину»: уволили тех, кого взяли недавно (не особо влились в проект, и их уход был не так критичен), и верхушку: архитектора проекта и ведущего разработчика (меня), мотивируя тем, что придется понижать всем ЗП, и мы за такую цифку просто не станем работать, найдем себе место получше (что и произошло).