image


Вымышленные миры часто становятся отдушиной для картографа. Где еще можно не сдерживать свой талант и творить, получая удовольствие от самого факта создания детального плана местности? Даже ученые проводят эксперименты по созданию карт на выдуманных мирах. Исследователи из Ланкастерского университета планируют за три года создать программу, которая будет сама извлекать из художественных текстов элементы для геолокации и на их основе строить анимированные 3D-изображения соответствующих мест. Тренировать нейросеть начнут на трилогии Дж. Р. Р. Толкиена.


Практически по каждому масштабному фантастическому произведению можно построить карту. Обычно дело ограничивается воображением читателя. Иногда карту рисует настоящий художник или специалист по картографии — так, например, появилась карта Бекланской империи из романа Ричарда Адамса «Шардик», которую нарисовал известный иллюстратор-картограф Рафаэль Паласьос.


Случается, что автор книги рисует карту сам. Сделать это становится проще, если события романа основаны на реальных историях. Даже фэнтези с драконами и магией появляется не на пустом месте — герою нужен маршрут, а писателю — вдохновение. Сегодня вместе c MAPS.ME мы изучим основы реальной картографии «Песни Льда и Пламени» Джорджа Р. Р. Мартина.


Детали несуществующих миров


image
Источник


Для начала определимся, что есть две вселенные главной современной фэнтезийной саги. Существует серия романов «Песнь Льда и Пламени» (она же в другом переводе «Песнь Льда и Огня» или сокращенно ПЛИО), дополненная приквелом про странствующего рыцаря, путеводителем «The World of Ice and Fire», комиксами, кулинарной книгой, календарями, артубками, постерами, картами, играми, литературными очерками, выходившими под редакцией Мартина.


Если вы не знакомы с миром ПЛИО, просто поверьте: о саге написано слов едва ли не больше, чем вмещают пять вышедших книг основного цикла. Масштабный контент сопровождается большим количеством иллюстраций, в которых особое место занимают карты. Так уж вышло, что мир Мартина обширен и наполнен множеством мелких деталей — действие происходит на нескольких континентах, а герои все время куда-то движутся, открывая одну локацию за другой.


image
Источник


Когда художники (и Мартин, нависавший над ними) закончили со всеми обширными территориями, настало время городов. Наталья Рекуц воссоздала планы семи городов ПЛИО, из которых писатель причастен лишь к двум. Не канон, но только взгляните на результат — оправдывает любую выдумку.


Карты ПЛИО невероятно подробны (для выдуманных мест). Они дополнены поиском, границами, масштабом, сносками, ссылками на статьи, схемами движения персонажей книг, описанием мест, в которых герои в принципе не бывали. Здесь можно найти гигантскую интерактивную карту, в которую внесли буквально все геоданные, когда-либо почерпнутые из обширного творчества Мартина. А здесь русскоязычное сообщество собрало десятки известных карт мира, включая устаревшие.


Фундамент реального мира


Вторая вселенная ПЛИО, существующая параллельно с первой, строится на телеэкранах — это сериал «Игра Престолов», в котором действие местами уже обогнало сюжет всех вышедших книг и вступило на поле неизвестности. Сериал опирается на книжную основу и королевства на телеэкране такие же, как в книге. Разница лишь в том, что Вестерос, Эссос и другие локации появились не с помощью одних лишь спецэффектов. Съемки проходили в Ирландии, Исландии, на Мальте и в Хорватии.


MAPS.ME вместе с Кино Mail.Ru выяснили, где происходит действие сериала. В наших картах появились подробные маршруты, посвященные «Игре престолов». Метки на картах, работающие и без интернета, помогут выстроить маршрут по основным локациям.


(Осторожно! Далее начинаются спойлеры. Следующий раздел также содержит много информации, ориентированной на тех, кто смотрел сериал и/или читал книги. Если вы не готовы к полному погружению в мир ПЛИО, переходите сразу к последней исторической части статьи).


Мальта


image


Королевская гавань появилась еще в первых сериях первого сезона. В основе выдуманного города лежит древняя мальтийская Мдина, уже 4000 лет сохраняющая прекрасные средневековые здания и соборы, скрытые за крепостными стенами.


image
Ворота Мдины


А еще в первой серии «Игры престолов» можно было увидеть знаменитую арку, расположенную у берега острова Гоцо (Мальта). К сожалению, в настоящий момент арка обрушилась.


Ирландия


image


Двор и окружение Винтерфелла в реальности выглядят почти так же, как показано в сериале: руины, каменистые россыпи, мостики, гроты, пещеры — все это снимали в Толлиморском лесу и замке Уорд. В лесу нашли щенков лютоволка, в нем же дозорные встретили следы присутствия Белых ходоков.


image
Замок Уорд 18-го века


Неоготический замок Уорд послужил прототипом двора Винтерфелла. Здесь снимали сцену прибытия короля Роберта Баратеона (первый сезон), кровавое возвращение Теона Грейджоя (третий сезон) и прибытие Болтонов (пятый сезон).


image


В шестом сезоне Винтерфелл «переехал» в Манигласс, где возвели новые декорации, в которых начал править Рамси. Со стен, выстроенных в Маниглассе, прыгнули Санса и Теон, чтобы убежать к дозорным; в Манигласс с победой вернулся Джон Сноу с войском одичалых, Мизинцем и подкреплением из долины Аррен.


image


Буковая аллея Дарк Хеджес вблизи замка Грейсхил графства Антрим была высажена в XVIII веке. В «Игре престолов» аллею легко узнать — это Королевский тракт, по которому во втором сезоне маленькая Арья Старк идет вступать в Ночной Дозор, а в пятом — в тенистой аллее прощаются Джейме Ланнистер и Бриенна Тарт.


image
Источник


По долинам живописного графства Антрим Санса Старк и Мизинец направлялись к Орлиному Гнезду, а дракон Дрогон занес туда Дейнерис Таргариен в пятом сезоне.


image


Дотракийским морем стала совсем не южная местность Северной Ирландии под названием Shillanavogy Valley. Отсюда Кхаласар отправлялся в Вейес Дотрак.


image


Пляж Даунхилл — 11 километров природной достопримечательности — стал фундаментом для резиденции Станниса Баратеона. В реальности здесь стоит лишь небольшой храм 1785-го года постройки — все декорации нарисовали на компьютере. Пещеры Кушендан, образовавшиеся более 400 млн лет назад, послужили местом съемок сцен в замке Баратеонов.


image


Замок Шейна, построенный в 1345 году, стал местом съемок королевского турнира в первом сезоне, тюрьмой для Серсеи и последним свободным куском земли для Сансы перед ее замужеством с Рамси Болтоном в пятом сезоне. Спустя пять столетий он полностью выгорел. Восстановить его не представляется возможным, зато руины стали отличной декорацией.


image


Заброшенная каменоломня Магераморн находится вблизи города Ларн. Там возвели декорации Черного замка — оплота дозорных, охраняющих Стену. Там же, благодаря стараниям декораторов, появился лебедочный лифт на Стену и ворота. Саму же громадную Стену нарисовали на компьютере.


Исландия


image image image


В пещерах Хёфдабрекка, на ледниках Свинавелльсъёкюдль и Ватнайёкюдль снимали территорию за Стеной. На лавовых полях Диммуборгер разбил свой лагерь Манс Налетчик, Король за Стеной.


Хорватия


image
Дубровник, Хорватия


Трстено — это небольшая хорватская деревушка, в которой в 1492 году была построена вилла с дендрарием Гучетич-Гоцце. Именно здесь снимали сады Королевской гавани, а также множество сцен с леди Оленной.


image


Большая концентрация важных локаций в одном городе. Этнографический музей Дубровника стал борделем Мизинца, а Иезуитская церковь Св. Игнатия — великой септой Бейлора. Той самой септой, которую уничтожила Серсея в конце 6-го сезона.


image


Под Дубровником находится крепость Ловриенац, ставшая Красным замком.


image


Другой континент сериала — Эссос — снимали на хорватском острове Локрум в Адриатическом море. Некоторые декорации Кварта возвели в городском музее Дубровника.


Вымысел и правда


image
Источник фото


Во всей этой истории есть одно место, где вымысел, реальность и картография подходят друг к другу максимально близко — это Стена, защищающая Семь Королевств от Белых ходоков. Прообразом для Стены послужил вал Адриана — оборонительное укрепление длиной 117 км и высотой 4–6 метров, построенное римлянами при императоре Адриане в 122–126 годах для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Вал пересекает северную Англию от Ирландского до Северного морей у границы с Шотландией. Размеры реальной стены не имеют ничего общего со Стеной Мартина, представляющей собой монолитную глыбу льда около двухсот метров в высоту и четырехсот восьмидесяти километров в длину. Здесь нейросеть писателя явно позволила себе накрутить цифры ради зрелищности.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. CAJAX
    19.07.2017 19:54

    А где Испания?!


  1. tormozedison
    19.07.2017 22:20
    +3

    К трилогии о Незнайке никто не пробовал карты составлять?


  1. Akdmeh
    19.07.2017 23:18

    Пусть это и не о картах, но всегда очень интересовало объяснение столь странной смены времен года в мире Песни Льда и Пламени — что они длятся разное время, от нескольких до целых десятков лет.
    Логичного объяснения на фан-сайтах не находил с точки зрения астрономии. Хотя в мире, где есть магия и оживление мертвецов — возможно, подобных объяснений искать и не стоит.


    1. RiseOfDeath
      19.07.2017 23:46

      Я где-то встречал версию про планету, вращающуюся вокруг двойной звезды. Вроде как народ даже математически обосновывал параметры такой системы.


      1. Akdmeh
        19.07.2017 23:48

        Да-да, вот только почему-то в книге ни разу не упоминается два солнца.


        1. user4000
          20.07.2017 11:06

          Спутник звезды не обязательно должен быть звездой (светящимся космическим телом). Вполне может быть массивный объект небольшого диаметра, не испускающий световые волны (по крайней мере в видимом диапазоне).


          1. fireSparrow
            20.07.2017 11:53

            Звучит похоже на правду. Учитывая, что вся метафизика «Игры престолов» крутится вокруг дуализма светлого огненного начала с тёмным холодным.

            А в свежей серии (не спойлер) в контексте долгой зимы мелькал разворот книги, на котором было изображено что-то вроде тех астрономических схем, которыми иллюстрируют механику солнечных и лунных затмений. Приду домой — посмотрю этот кадр повнимательнее.


      1. tangro
        20.07.2017 11:36
        +1

        Угу. Книге о драконах, зомби и магах очень, конечно, нужно математически корректное обоснование долгой зимы.


        1. Zergos_Z
          21.07.2017 15:18

          С учетом невероятно подробного описания всех этих магов, зомби и драконов — да. Можете погуглить подобную инфу по Властелину Колец. Там за десятки лет уже полноценные языки разработаны — не то, что карты и описания вращения планет.


    1. daspisch
      20.07.2017 10:08

      Есть замечательная книга Лю Цысина — Задача трёх тел. Там как раз похожая проблема, только в более жёсткой форме чем в Вестеросе)


    1. Moon_Lobster
      20.07.2017 11:40

      Второй вариант думаю стоит принять как данность)


    1. kir_rik
      22.07.2017 19:36

      Мартин в одном из интервью прямо говорил, что причины магические, а не астрономические, если говорить о Вестеросе. Де за стеной белые ходоки и всякое колдунство. Когда колдунства становится совсем много в Вестеросе наступает долгая зима. А сейчас его станет совсем совсем много и наступит Долгая Ночь.
      На Эссос это не распространяется.
      В общем же, исходя из книг, климатических циклов в мире ПЛИО не наблюдается, что довольно странно.


  1. Greendq
    20.07.2017 00:25
    +2

    Средневековье и 4000 лет — несколько не вяжутся. Урежте осетра на поряддок :)