На прошлой неделе побывал на Робостанции на презентации странного робототехнического конструктора и только сейчас меня что-то осенило почему это чуть ли не историческое событие. Сорри, что я слоупок.



Китайская UBTech, ведущая корпорация в области искусственного интеллекта и робототехники, объявила о приходе игровых обучающих роботов-гуманоидов Alpha 1 pro и роботов-конструкторов Jimu на российский рынок. Принципе это тот же lego mind storm, но с одним маленьким отличием, которое я сначала воспринял как должное — эти конструкторы программируются на языке SWIFT. Причем для этого не нужен даже комп — просто скачиваешь ребенку на айпэд Swift Playground и смотришь как он бросает майнкрафт и начинает по настоящему КОДИТЬ. И кодить ХАРДКОРНО.


Не важно что они там кодят — вы посмотрите какой интерес.

Да, восьмилетние дети кодят искусственный интеллект для домашних роботов на высокоуровневом языке со всеми наворотами от баз данных до фреймворков дополненной реальности. Причем в Swift Playground можно научится кодить вообще без посторонней помощи — это его основная функция. Во всяком случае на презентации роботов кодили чуть ли не пятилетние.


Определите возраст детей по фотке

Многие конечно скажут, ну что там может находить восьмилетний пацан или девчонка. Но посмотрите как дети осваивают сложную технику — как раз первоклашки разбираются в смартфонах и компах ничуть не хуже седобородых админов и именно по этому роботы Jimu это реальный прорыв. И ниже я расскажу почему это так важно, именно с точки зрения педагогики, на примере обучения английскому.


Этим детям уже продают пиво, но они все равно покупают детские конструкторы

Как известно в российских школах начинают учить иностранному языку в восемь лет и по чайной ложке в неделю. Как результат все дети знают английский через пень-колоду и говорить (с чудовищным акцентом) еще могут, а вот написать рассказ или пост в интернете — это стоп машина.

Все потому, что язык надо начинать учить в 4-5 лет и сразу погружаться в языковую среду. Тогда язык учится сам собой, ведь в это время активно формируется речевой центр мозга и обработка «говорения» происходит на «аппаратном уровне», без всяких усилий со стороны сознания.


По этой фотке понятно почему папы так любят покупать детям вертолетики, железные дороги и роботов)

Именно по этому дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Они учат свой родной язык естественным путем, без всяких школ, поэтому и английский смогут освоить точно так же. А вот что бы что-то выучить после 7-8 лет приходится нагружать уже центры общей логики — фиксация в речевом центре не происходит. То есть речь идет уже о «софтверной эмуляции» без аппаратного ускорения. Ну и результат соответсвующий.



А теперь вспомним, как у нас учат языкам программирования. Не смотря на то, что для человеческого мозга нет принципиальной разницы между английским и условным бейсиком, программирование у нас начинают учить только в седьмом классе, то есть в возрасте 12-14 лет, когда начинается половое созревание и уже не до языков. И учат тоже по 1-2 часа в неделю.



Как результат английский текст школьники еще могут кое-как прочесть, а вот написать программу на бейсике — я таких не встречал. По своему школьному опыту могу сказать, что человек либо сразу учится кодить на чем-то приличном либо не учится совсем. Ну представьте, что вместо английского вас для начала учат говорить на санскрите, что бы вы после школы смогли определится какой язык учить. Это тоже путь, и так тоже можно научится но времени это займет немного больше.

В этом свете очень интересно провести эксперимент и проверить насколько верно, все что я здесь написал — дать ребенку этого робота и посмотреть что он САМ научится кодить с ним на свифте через день-неделю-месяц.



Есть на гиктаймсе родители-программисты готовые отдать ребенка на опыты? С вас ребенок и обещание не помогать ему с кодом, с меня — договорится с робостанции о бесплатном роботе в замен на пару постов на гиктаймсе.

Что думаете?

Комментарии (34)


  1. scratch_book
    21.08.2017 21:58
    +3

    Дорого это. Scratch.Mit.Edu наше всё.


    1. sergeykalenik Автор
      21.08.2017 23:31
      -1

      Я слышал программисты много получают! Хотел приложить фотку объявление школы php на столбе но замучился искать)


  1. Lukovkin_a
    21.08.2017 22:30
    +1

    Я не совсем кодер, но «могу». Есть ребёнок 5 лет, любопытный и активно познающий ) было бы интересно попробовать (ну и смотри выше, фото «про папу» ))) )


    1. sergeykalenik Автор
      21.08.2017 23:00

      ок, один есть)


  1. Lukovkin_a
    21.08.2017 23:04
    +1

    По теме- могу, конечно, ошибаться, но ведь с языками программирования — важно дать навык алгоритмического мышления, способность формулировать алгоритмы, а на каком языке это будет технически потом- дело десятое… сужу из личного опыта, в далекие 80-е в возрасте 12-14 лет (точно не помню) повезло попасть в первый в городе «компьютерный кружок», организованный в местном ПЕДе на базе новенького компьютерного класса, Ямахи КУВТ, потом КУВТ-2, золотое время :)
    Там, как раз, был этот самый Бейсик. Вполне освоен (см. возраст). После, в ВУЗе, вполне успешно освоен Паскаль, были виды пойти дальше, но дорожка свернула )


    1. sergeykalenik Автор
      21.08.2017 23:27

      Ну так это когда было! Тогда бейсик был мэйнстримом, а сейчас это каменный век — и слишком большая абстракция, а вот написать что-то для айфона это круто, этим и в школе похвастаться можно.


      1. madf
        22.08.2017 18:12

        сам ты "каменный век — и слишком большая абстракция"


  1. Ivan_83
    21.08.2017 23:05
    +1

    1. 2,5 ребёнка с заинтересованным взглядом.
    Мелкие они ещё для таких сложных увлечений.

    2. Свифт — нахер, как и всю продукцию яблока.

    3. Лет до 10 лучше развивать детям моторику, тем паче летом.
    Самокат, велосипед, бадминтон, игры с мячом, загорание, купание, прогулки — вот что нужно детям в мелком возрасте летом.
    Программирование и собирание всякой фигни — это куча времени, они так долго концентрироваться не могут. Это не говоря о том, что задротить роботов можно в любом возрасте а детство не вернуть.

    4. На фотке 4 всё перекошено, снимайте нормальными фотиками.


    1. sergeykalenik Автор
      21.08.2017 23:29
      +4

      >> Лет до 10 лучше развивать детям моторику, тем паче летом. Самокат, велосипед, бадминтон, игры с мячом, загорание, купание, прогулки — вот что нужно детям в мелком возрасте летом.

      image


    1. yarric
      22.08.2017 08:58
      +3

      Свифт — нахер

      На C++ или Rust детей кодить заставите?


      1. rstepanov
        22.08.2017 16:31
        +1

        С 10 лет С++ уже вполне годится.


        1. xvilka
          22.08.2017 18:33

          Как раз к 40 выучит весь.


          1. rstepanov
            22.08.2017 18:43

            Можно и не учить, в макдональдсе всегда места есть


            1. xvilka
              22.08.2017 18:47

              Если уж учить ребенка — то лучше высокоабстрагированным языкам, для работы в современных концепциях, если захочет работать в этой сфере — то выучит и более низкоуровневый C++ при надобности. Что-нибудь типа Luna выглядит более подходящим для отработки концепций современного программирования, имхо.


      1. Ivan_83
        23.08.2017 00:02
        +2

        Нет, своих заставляйте.
        Касательно языка — в общем пофик какой он (из популярных: си/жаба, бейсик, паскаль), главное чтобы IDE была удобной.
        Даже более того, я видел довольно сложную прогу в леговском лабвью (от балансирующего на двух колёсах робота) — это просто АД какой то, в плане удобства чтения. Но маленькие проги там реально интересно выглядят.

        sergeykalenik
        Вы чего добиваетесь?
        Продать вот это всё родителям или всё таки заинтересовать детей?
        Я вот вижу скорее первое.

        Вопрос в подходе.

        У вас там какой то музей роботов: близко не подходить, руками не трогать, только смотреть. Вот такое это всё создаёт настроение.

        1. Выкиньте стулья.
        Со стула встал — место потерял. Это уменьшает активность.
        Максимум скамейки. Без спинок, подлокотников, и с очень свободным доступом/низкие, чтобы было легко придти/уйти.
        У вас вон на лавке два мужика селе и всё. Другие не лезут через них. Потому что спинка и сзади завал мусором.

        2. Выкиньте коробки, вывалите всё в кучу на стол.
        У мерчендайзеров есть выкладка такая, кучей или как оно там, чтобы показать что оно дешманское и снять барьеры, стимулировать взять в руки.
        Зрительный зал со стульями — тоже нафик, чо вы смущаете публикой творческие личности.

        3. Поставьте цель или цели.
        Вот щас у вас просто музейная выставка, с какой стати кому то там что то собирать? Зачем?
        Организуйте конкурсы, состязания.
        Ну хотя бы кто быстрее проедет по прямой до финиша, а потом тоже самое с поворотами/лабиринтом, а потом по линии и пр. Чей робот мощнее. Кто первый найдёт и вытолкает красный кубик. Кто вытолкает другого робота (да, бои роботов в миниатюре, но тут только ДУ, софт накодить не реально). И тп.
        Просто собирать роботов скучно — их нужно собирать с какой то целью (убить всех людей!).
        Ну и какие то призы, хотя бы мелочь, хоть грамоту, но материальное, чтобы осталось на память.

        Наверное оптимально какие то забеги/соревнования каждые 15/20/30/60 минут делать, так чтобы кто то успел подготовится, а кто то заапгредится после предыдущего. Нужно подбирать.
        С турнирами сложнее, но у вас там народу для этого маловато, пока что.

        Можно попробовать формат коммандных соревнований: когда папы/мамы вместе с детёнками что то вместе собирают и потом собранные конструкции состязаются, но тут надо эксперемнтировать и набирать опыт, так чтобы это была командная работа а не папа собирает а мама отвлекает ребёнка чтобы не мешался.

        Короче, даже если забыть что детям лучше бы чем то другим летом заниматься то организация мероприятия херовая.
        Посмотрите как подобное обставляет лего, почитайте их маркетинговые материалы.
        Мы семьёй ходили на выставку какого то художника который лепит из лего. На выходе там был большой зал, как теперь это называют хакспес, где были низкие столы — куча, на каждом столе были коробки с открытыми лего, просто как мусорные вёдра (без упаковок, просто сваленные и перемешанные наборы в кучу), и были рядом чуть отдельно какие то места для родителей, даже типа кафешка, и для совсем мелких что то было побегать/полазить. Ну а дети по старше да, копались в лего и чего то мастерили.
        Потому что никто не стоял над ними, и они не чувствовали что они на сцене, они видели что обстановка когда все чего то делают и они тоже включались.
        Ну и на выходе разумеется можно было купить какие то наборы, вроде по дороже чем можно нарыть в ямаркете.

        Я это всё к тому, что создать реально творческую обстановку сложно, а в некоторых форматах не возможно.
        Гараж, с его бардаком и отсутствием сидячих мест да, а вот место с ареной/сценой, сидячими местами — нет.
        В детстве я любил играть на полу, в тч и что то собирать, а родители меня пытались сажать за стол, и это было гиблое и неудобное место. ИМХО. Сейчас я большой и мне скорее удобнее на столе, чем каждый раз нагибаться/садится, стол стал ближе.

        Ну и ещё раз о детях.
        Не всем интересно возится с роботами, не все могут ставить/придумывать себе цели (само мотивироваться), особенно когда вокруг столько соблазнов в виде игр в фуфлонах, телеках, жрачке и пр.
        Про внешнюю мотивацию см п3.
        Но при этом если купить такое домой то оно будет пылится. Пока папа/мама/друг/сосед/др дети не захотят совместно с этим поиграть. И тут смысл в том, что детям не важно что это робот, им важно делать это с др людьми, им нужно внимание — они экстраверты. При этом для более простых игр с куклами/машинками в одного мотивации может вполне хватать.

        Ну и тут мы подошли к тому, что если папа Энштейн то ребёнок вполне может быть вообще Станиславским/Пушкиным/Дарвином, и не надо натягивать это на всё это.

        С тз продвижения вот именно этой темы лучше:
        1. Лезть в школы — там народу больше, больше шанс найти тех кому оно хоть немного интересно.
        2. Организовывать творческую обстановку, так чтобы те кто однажды заглянул и кому понравилось/стало интересно таки возвращались в приятную и близкую им атмосферу.
        Тут методички + опыт + копирование у тех у кого получилось.

        Успехов в этом не лёгком начинании.


        1. yarric
          24.08.2017 09:23

          Чем Swift тогда не угодил? ИМХО самый удобный нативный язык без всех этих сборщиков мусора, интерпретаторов/виртуальных машин и прочего оверхеда.


  1. NickUkolov
    22.08.2017 07:41

    Есть родители-программисты.
    Есть три ребенка 4, 7 и 10 лет.
    Младший вряд ли справится с чем то сложным, а вот средний и старший могут разобратся и что нибудь наваять.


  1. clydezero
    22.08.2017 10:25

    В Swift Playgrounds в начале лета завезли поддержку Lego Mindstorms EV3. Так что утверждение: «Принципе это тот же lego mind storm, но с одним маленьким отличием, которое я сначала воспринял как должное — эти конструкторы программируются на языке SWIFT. » — некорректно


    1. sergeykalenik Автор
      22.08.2017 10:26

      Да, сорян, только сейчас сам заметил что у них на первой же странице написано про поддержку майндстормс, теперь нужно исправить что отличий никаких))


  1. Exchan-ge
    22.08.2017 10:25

    В 1972 году нам в школе дали задание написать сочинение на тему «Школа будущего».
    Я написал про детей, играющих в футбол с помощью дистанционно управляемых роботов.
    Похоже, что я угадал.
    Интересно, что напишут дети с фото выше, если им дать такую же тему.


    1. sergeykalenik Автор
      22.08.2017 10:26

      Наверное про роботов которые играют в футбол с помощью дистанционно управляемых людей))


  1. shell4692
    22.08.2017 10:26

    Сам занимаюсь программированием с 9 лет, сейчас мне 41. Учу своего восьмилетнего сына SWIFT по книжке “Swift Programming: The Big Nerd Ranch Guide 2nd Edition”. Я сам свободно читаю без словаря и перевожу ему по одной главе в Word-е с конвертацией в PDF. Сын делает большие успехи. Перед этим сначала пытался учить его бейсику на эмуляторе Спектрум, но потерпел фиаско. Ребёнок не запоминает устные объяснения. После этого, я скорректировал программу обучения. Сначала, он месяц набирал тексты (фрагменты из детских книжек, распечатанные крупным шрифтом) на русском, чтобы освоить клавиатуру. Затем, я ему дал набор таких же английских текстов и столкнулся с проблемой: на клавиатуре написаны заглавные английские буквы, а в тексте маленькие. Пришлось потратить 3 дня на изучение английского алфавита (произношение букв, узнавание маленьких букв для больших и заглавных букв для маленьких).

    Теперь успешно осваиваем книгу с огромным интересом.

    Хочу заметить, что при переводах для ребёнка, все термины, которые нужно запоминать именно в их английском представлении, нужно уточнять в произношении и переводе. Например, если в тексте встречается тип String, я пишу в скобках его произношение и перевод («СТРИНГ»-«СТРОКА»). Также, я сделал скриншоты интерфейса Xcode и все надписи на английском снабдил комментариями с переводом и произношением. Это даёт просто потрясающий результат — ребёнок видит английский интерфейс (нет Xcode на русском) и всё понимает.

    В дальнейших планах, после освоения обычного языка, прежде чем переходить ко второй книжке “iOS Programming: The Big Nerd Ranch Guide 6th Edition”, нужно будет познакомиться с основными алгоритмами. Например, сортировка «пузырёк» или создание односвязных и двусвязных списков.

    Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен.


    1. sergeykalenik Автор
      22.08.2017 10:27

      Главное ребенка не замучайте — ему еще компилировать это все. Кстати как его успехи — написал уже какую программу сам?


      1. shell4692
        22.08.2017 10:41

        Пока что две главы прошли только. Но он играется с примерами кода, которые там. К тому же я ему даю тестовые задачки по пройденным темам на разбор. Учу понимать программы.

        ему еще компилировать это все


        Там почти 3/4 книги примеры в Playground. В XCode тоже есть игровая площадка. Так что компилировать ничего не нужно.


  1. SuhoffGV
    22.08.2017 12:27

    Судя по фото — детали совместимы с lego мелкой серии? Огорчает что Swift Playground только под ios.

    Со своим 7-ми летним начали заниматься на studio.code.org/courses. Язык курса сразу выбрал английский чтобы потом не переучивать термины и понятия. Интересно, бесплатно и главное — ребенку интересно и у него получается. Единственный минус — нет воплощения программ в «железе». Роботом не по управлять.

    Папа — программист.


  1. Delsian
    22.08.2017 12:39
    +1

    Добавьте, пожалуйста, ссылку на Swift для Андроида.


  1. dabystru
    22.08.2017 13:56
    +1

    Справедливости ради, всё-таки не первый и не единственный.

    Первым был Dash & Dot — .playgroundbook для него вышел в конце 2016, ещё не официальным выпуском Apple, а самостоятельным релизом изготовителя.

    На WWDC 2017 в июне этого года Apple объявил уже о поддержке средой Swift Playgrounds 6 устройств/конструкторов/роботов разных производителей, они есть по ссылке www.apple.com/swift/playgrounds, что вы давали:

    • LEGO Mindstorms EV3
    • Parrot Mambo MiniDrone
    • Skoogmusic Skoog 2.0
    • Sphero SPRK+ Robot
    • UBTECH Jimu Robot Meebot Kit
    • Wonder Workshop Dash Robot


    Но, самое главное, что сейчас через Swift Playgrounds можно программировать почти любое устройство, у которого есть Bluetooth, так как среда поддерживает CoreBluetooth.framework.


  1. eisou
    22.08.2017 13:56

    Робот с первой картинки похож на опенсорсного Otto diy robot, но выглядит намного лучше.


  1. remy
    22.08.2017 14:14

    Думаю не столь важно с чего начать, мало кто из начинавших на паскале/бейсике продолжают писать на них. Главное старт, который будет максимально интересным ребёнку. Готов поучаствовать, есть 2 подопытных


  1. rstepanov
    22.08.2017 16:06

    Расскажите лучше что там можно накодить с этим роботом. А то вот есть аналогичный, ну можно удаленное управление сделать, line-follower там, сделать чтобы на стенки не натыкался. На этом как правило у ребенка фантазия заканчивается…


  1. muhaa
    22.08.2017 16:17

    Мой опыт: Купил детям MindStorms, научил программировать робота на scratch — почти выброшенные деньги, интересно только пока все делает папа. Показал ребенку scratch и kodu на компьютере — ребенок кинулся писать «игры».
    Для меня это было неожиданно, но думаю дело в том, что сегодняшние дети живут в очень интерактивном мире и то что можно запрограммировать робота кататься взад-вперед им кажется скучноватым (меня такая возможность до сих под будоражит). Детям подавай сразу целые виртуальные миры.


    1. rstepanov
      22.08.2017 16:22

      то что можно запрограммировать робота кататься взад-вперед им кажется скучноватым

      Аналогично. А вот написать плагин для MineCraft — совсем другое дело. Пусть даже он заключается всего лишь в молотке другого цвета.


  1. alex_kag
    22.08.2017 20:33

    Все это только для яблока?
    Заказ только в штаты?


  1. VVizard
    23.08.2017 09:53

    Не согласен с автором статьи в части:

    Не смотря на то, что для человеческого мозга нет принципиальной разницы между английским и условным бейсиком,


    Разница между ЯП и разговорным языком колоссальна, на мой взгляд между ними вообще нет ничего общего.

    По сути переход с ЯП работающих в одной парадигме (ООП, ФП) вообще происходит без всяких проблем. Максимум 1-2 дня на то что бы привыкнуть к новому синтаксису.
    Основная проблема при смене ЯП в том что помимо самого ЯП меняются и привычные фреймворки, библиотеки, IDE, так же могут меняться подходы (WEB, Desktop, Android, iOS, Linux). т.е. одно дело знать язык и уметь разрабатывать алгоритмы и совсем другое дело знать платформу и окружение.