Уже семь лет я публикую регулярные обзоры свежих статей по теме интерфейсов, новых инструментов и коллекций паттернов, интересных кейсов и исторических рассказов. Из лент нескольких сотен тематических подписок отбирается примерно 5% стоящих публикаций, которыми интересно поделиться. Предыдущие материалы: апрель 2010-сентябрь 2017.

Дайджест продуктового дизайна, октябрь 2017

Паттерны и лучшие практики


The cult of conversational design and why forms aren’t dead yet
Shekman Tang из Intercom рассказывает об экспериментах по заполнению форм в новом продукте компании Operator, основанном на мессенджере. Он показывает, что нашумевшие в прошлом году боты неэффективны для такой задачи, так что он нашёл гибридный подход на стыке классических форм и ботов.

The cult of conversational design and why forms aren’t dead yet

A Bone to Pick with Skeleton Screens
Команда студии Viget провела эксперимент по восприятию схематичных экранов загрузки интерфейса, которые в своё время предложил Facebook. В их ситуации они воспринимались пользователями как более медленные, чем классический круговой индикатор загрузки.

A Bone to Pick with Skeleton Screens

While Apple is taking away buttons, we found a way to add one
Создатели приложения Luna Display нашли способ использовать камеру iPad в качестве дополнительной кнопки — при её закрытии пальцем появляется контекстное меню.

A Practical Guide to Improving Web Accessibility
Cynthia Ng описывает рекомендации по поддержке доступности на сайтах библиотек.

7 Product Page UX Implementations that Make REI Best-in-Class
Baymard Institute приводят в пример интернет-магазин REI, как использующий большинство их лучших практик для страницы товара.

Intercom on Customer Engagement
Новая книга Intercom посвящена вовлечению пользователей с помощью добротного общения с ними.

Дизайн-системы и гайдлайны


iOS 11


Разработка единой дизайн-системы — опыт «Рамблера»
Дизайн-команда Rambler & Co рассказывает о работе над своей дизайн-системой. Они также обновили свои гайдлайны по бренду.

Разработка единой дизайн-системы — опыт «Рамблера»

ARUI-feather — Alfa-Bank UI lightweight library
Новая версия дизайн-системы Альфа-Банка на React. Другие новости дизайн-систем:


Defining Design Systems
Nathan Curtis пытается вывести своё определение того, что такое «дизайн-система». Он предлагает несколько точек зрения и достаточно комплексный взгляд, охватывающий не только платформу, но и процессы её поддержки и развития. Ещё несколько статей от него:


Creating a Design System — The 100-Point Process Checklist
Чек-лист UXPin по созданию дизайн-системы в виде их фирменной мини-книги.

Photon Design System
Интерфейсные гайдлайны Firefox. Правда, сделаны на базе скриншотов.

Fluent Design System




Понимание пользователя


Horizontal Attention Leans Left
Therese Fessenden собрала данные многих eye-tracking-исследований Nielsen/Norman Group и делает вывод о том, как распределяется внимание пользователей по странице от левого к правому краю.

Horizontal Attention Leans Left

Exhaustive Review or «I Can’t Believe It’s Not There» Phenomenon
Kara Pernice из Nielsen/Norman Group пишет о проблеме поиска информации на странице. Есть три причины того, что пользователь слишком долго изучает её — не может найти нужное, изучает подробную информацию (например, характеристики товара) и вдумчивое чтение.

Exhaustive Review or «I Can’t Believe It’s Not There» Phenomenon

Accessibility



Проектирование и дизайн экранов интерфейса


InVision Studio
InVision запускают Studio, полноценный редактор интерфейсов в вебе. Получился конкурент Figma, который будет доступен в январе. Другие новости инструмента:

  • Анонсирован вспомогательный сервис Design System Manager, построенный на базе купленного недавно Brand.ai. Он облегчает работу с UI Kit в Sketch и помогает собрать простой гайдлайн на его основе. Обещана некая интеграция с кодом, но деталей пока нет.
  • Появилась возможность вставлять прототипы в Confluence и Trello.





Adobe XD 1.0
На осенней конференции Adobe MAX 2017 инструмент наконец-то вышел из беты. Релиз не особо изменился относительно беты, но в ноябре обещают много нового — больше возможностей анимации, интеграция с Zeplin и Sympli, а также поддержку плагинов.

Adobe XD 1.0

Adobe MAX 2017
15-17 октября прошла ежегодная конференция Adobe MAX 2017, на которой представлены обновления ключевых продуктов. Paddi MacDonnell сделала обзор основных новостей. Официальный анонс.

С выходом Adobe XD из беты все основные изменения, касающиеся дизайнеров интерфейсов, теперь происходят там. Photoshop больше не пытаются сделать комбайном, все его обновления касаются обработки изображений (ещё один список обновлений).

Платформа алгоритмического дизайна Adobe Sensei постепенно проникает во все продукты, расширяется поддержка облачного хранилища Creative Cloud, первые возможности работы с виртуальной реальностью в After Effects и Premiere.

Обзор выступлений на конференционной части от Christina Koehn.

Sketch 47
Вышел Sketch 47 с собственным облачным хранилищем символов.

Интересные плагины:




Tumult Hype 4
Появилась бета-версия инструмента анимации Hype 4 от Tumult. Из наиболее интересных изменений — анимация векторных фигур.



Balsamiq Cloud
Популярный инструмент для грубых набросков интерфейса стал работать в браузере и оброс вспомогательными возможностями вроде обсуждения экранов. Десктопная версия также доступна.

Flow (экс-C4 Studio)
Инструмент анимации C4 Studio переименовали во Flow. Бета-версия доступна бесплатно.



Marvel


Framer

  • Выпустили бесплатный UI Kit Voyage.
  • Интервью с Lee Martin, который много лет работал в музыкальном бизнесе и делал интересные интерактивные проекты в сопровождение новых альбомов. Сейчас он активно использует Framer для своих экспериментов.

Figma


Sympli


Zeplin


Flinto


Abstract


Пользовательские исследования и тестирование, аналитика


User experience research and strength of evidence
Philip Hodgson из Userfocus категоризует методы пользовательских исследований по доказательной силе.

User experience research and strength of evidence

Quantitative vs. Qualitative Usability Testing
Raluca Budiu из Nielsen/Norman Group описывает разницу между качественным и количественным юзабилити-тестированием, а также подход по их совместному использованию.

Quantitative vs. Qualitative Usability Testing

Emily Geisen и Jennifer Romano Bergstrom — Usability Testing for Survey Research
Книга Emily Geisen и Jennifer Romano Bergstrom «Usability Testing for Survey Research» вышла в феврале 2017 в издательстве Elsevier. UXmatters публикует главу 2 из неё, посвящённую юзабилити-тестированию опросников.

An Introduction to UX Benchmarking
Jeff Sauro описывает принципы и особенности сравнительных исследований, а также метрики и критерии работы по ним.

The Finnish Experiment
Avery Trufelman рассказывает о том, как финское правительство использует подходы дизайн-мышления для новых законов. В статье достаточно подробно разбирается эксперимент по внедрению безусловного базового дохода.

What UX Designers Really Want from User Research
Эксперты UXmatters размышляют на тему того, зачем именно дизайнеры обращаются к пользовательским исследователям и как в дальнейшем используют эти результаты.

5 A/B Testing Lessons I Learned The Hard Way
Josh Johnson из Creative Market рассказывает о подводных камнях проведения A/B-тестирования на своём опыте.

9 Recommendations for Better Online Research
Jeff Sauro даёт советы по решению типовых сложностей при проведении удалённых пользовательских исследований.

Визуальное программирование и дизайн в браузере


Chrome User Experience Report
В Chrome появился User Experience Report, помогающий оптимизировать качество работы сайта для пользователя — в первую очередь скорость во всех проявлениях.

Новые скрипты


CSS Grid


Веб-типографика


Bootstrap и Foundation


Webflow



Метрики и ROI


Measuring Usability — From the SUS to the UMUX-Lite
Jeff Sauro вкратце рассказывает о комбинированной метрике оценки юзабилити UMUX (Usability Metric for User Experience), которая требует меньше времени на заполнение, чем SUS.

UX-стратегия и менеджмент


Юрий Ветров — UX-стратегия на практике
4 года писал статьи из серии о UX-стратегии и в понедельник вышел последний выпуск. Оно того стоило — получилась толковая методичка по дизайн-менеджменту, которой мне самому не хватало на старте изменений в Mail.Ru Group. Я смог здорово разложить по полочкам идеи по развитию дизайна в нашем подразделении и прочитать адову кипу статей и книг на близкие темы, так что знания стали намного более сбалансированными. В шестой части описал наш текущий подход к изменениям с помощью паттернов дизайн-менеджмента, «стены будущего» и методики OKR — он родился благодаря работе над серией.

Юрий Ветров — UX-стратегия на практике

Теперь настала пора собрать это всё в книгу. Недели полторы назад я собрал её первый черновик и в ближайшие месяцы буду постепенно докручивать его. Весной запилил простой мини-сайт, который на текущем этапе просто собрал все ссылки на статьи из серии (на русском и английском). По мере работы над книгой он будет обрастать полезными инструментами в дополнение к тексту. Пока что ключевой идеей видится набор паттернов дизайн-менеджмента, вокруг которых всё и будет играть.

Надеюсь, в следующем году получится издать книгу. А пока можно подписаться на рассылку новостей о ней.

One Year Designing at WhatsApp
Charlie Deets перешёл из Facebook в команду Whatsapp и рассказывает о разнице подходов к дизайну и продуктовой работе в целом.

One Year Designing at WhatsApp

Рассказы о других дизайн-командах:


Building a UX Team — Change Is the Only Constant!
Moin Bhuiyan рассказывает, как без особого опыта работы в UX смог построить дизайн-команду из 5 человек и приводит свою UX-стратегию.

Building a UX Team — Change Is the Only Constant!

UX Design in a Nutshell — How the Design Process Drives Behavior
David Service предлагает свой подход к системному дизайн-процессу, который включает три уровня абстракции: доктрина, стратегия и тактика.

Overcoming Common Barriers to Collaboration, Part 1
Pabini Gabriel-Petit перечисляет проблемы взаимодействия дизайнеров и других участников продуктовой команды, а также способы их решения. Всё это помогает создать здоровую дизайн-культуру в компании.

Mentoring is a learning opportunity — for you
David Williams показывает, чем полезно менторство для самого ментора на примере группы студентов, которую он вёл в IBM.

Everyday Empathy
Erika Hall из Mule рассказывает, как выстраивать эмпатию к коллегам по продуктовой команде, чтобы лучше донести пользу от работы с пользовательским исследователем и дизайном интерфейсов в целом.

What is a good product designer?
Opemipo Aikomo предлагает свою карту компетенций продуктового дизайнера. Документ можно скачать и допилить для своих задач.

Ideation in Practice — How Effective UX Teams Generate Ideas
Aurora Harley из Nielsen/Norman Group рассказывает об опросе 257 UX-специалистов на тему того, как проходят креативные сессии поиска идей в их компаниях. Получился список типовых проблем и способов их решения.

Продуктовый менеджмент и аналитика


Ideas Are Overrated
James Kalbach в деталях разбирает проблемы с генерацией идей в компаниях, стремящихся к инновациям. Многие стремятся увеличить количество сильных идей, но главная проблема не в их количестве, а в реализации. Он предлагает реалистичный подход.

Ideas Are Overrated

NomNom


CNVS — Lean Canvas & Business Model Canvas Online
Простой одностраничный сервис для создания Lean Canvas и Business Model Canvas. Не требует регистрации и полностью бесплатный.

Кейсы


Designing the technology of ‘Blade Runner 2049’
Подробнейший рассказ о работе студии Territory над интерфейсами Blade Runner 2049. Много о том, как сложно работать в полной секретности, когда на первых этапах дизайнеры работают вслепую.

Designing the technology of "Blade Runner 2049"

Redesigning Adobe’s File Type Icon System Language
Отличнейший рассказ Anny Chen о переделке иконок файлов для всей линейки продуктов Adobe. Как искали новый стиль, сокращали количество дублирующих смыслов, учились быстро и удобно экспортировать их для разработчиков. Перевод.

Redesigning Adobe’s File Type Icon System Language

Design Thinking — Not Just For Designers
Kelly Churchill из IBM рассказывает, как фронт-энд-специалисты использовали дизайн-мышление для развития своих основных профессиональных компетенций внутри компании.

Design Thinking — Not Just For Designers

Rebuilding slack.com
Mina Markham рассказывает о технологической составляющей редизайна маркетингового сайта Slack.

Printing the Annual Report Books
Anand Sharma продолжает рассказ о развитии сервиса личной статистики Gyroscope историей о том, как он научился печатать бумажные отчёты. Причём книжная вёрстка генерировалась на основе данных сайта, без использования инструментов вроде InDesign.

Busting misconceptions in design
Helen Tsvirinkal рассказывает о перепроектировании одной из функций административного интерфейса Shopify.

История


Краткая история жёлтой стрелки «Яндекса»
Костя Горский собрал историю изменений главной страницы Яндекса и показал, как постепенно появилась фирменная жёлтая стрелка.

Тренды


Sketching Interfaces
Benjamin Wilkins из Airbnb рассказывает о новом экспериментальном решении компании — с помощью алгоритмического дизайна они научились сканировать бумажные скетчи интерфейсов и превращать их в готовый макет на базе типовых компонентов. Это похоже на подход инструментов проектирования вроде Adobe Comp, которые превращают набросанные от руки фигуры в аккуратные, переложенный на проблематику конкретной компании.

Sketching Interfaces

Другие новости алгоритмического дизайна:


Microsoft Has Stopped Manufacturing The Kinect
Microsoft прекратил выпуск Kinect. Хотя с 2010 продали 35 миллионов устройств и он даже попал в книгу рекордов Гиннеса в 2011 как самое быстропродаваемое дополнительное устройство для игр, смена стратегии Xbox на развлекательное устройство широкого профиля в своё время не удалась, а ценовая война с Sony заставила убрать Kinect из стандартного комплекта.

Microsoft Has Stopped Manufacturing The Kinect

При этом технологии, впервые появившиеся в устройстве, сейчас активно используются в других продуктах Microsoft — очках дополненной реальности HoloLens, голосовом помощнике Cortana, авторизации по лицу Windows Hello. Alex Kipman, который был одним из главных евангелистов Kinect, теперь плотно занят HoloLens и рассказывает интересную концепцию сложности управления смешанной реальностью — Kinect был важным первым шагом, но нужно идти дальше.

HoloLens




Распознавание по лицу


Виртуальная реальность


Голосовые интерфейсы



Для общего и профессионального развития


11 Optical Illusions Found in Visual Design
Balraj Chana разбирает оптические иллюзии, возникающие при некоторых визуальных приёмах. Перевод.

Dropbox Showcase
Dropbox запустил новый тариф между личным и корпоративным, который позволяет, например, собрать простое портфолио или подачу проекта.

Люди и компании в отрасли


Apple is really bad at design / Google is really good at design
Две контрастные статьи Joshua Topolsky о том, как Google заметно улучшил дизайн цифровых и физических продуктов, а Apple, напротив, делает всё больше спорных и костыльных решений.

Apple is really bad at design

Cooper Joins Designit
Консалтинговый гигант Wipro Digital покупает Cooper — они объединятся с другой дизайн-студией внутри холдинга, Designit. Хотя эти покупки идут уже много лет и к ним уже успели привыкнуть, Cooper — системообразующая компания. Её покупка — это окончательный конец эпохи, крах устоев, ещё один гвоздь в UX-агентства. Я бы не сказал, что это грустно, но сложно не рефлексировать на этот водораздел.

Cooper Joins Designit

С 90х в голове сложилась такая модель — UX-агентства приводят в отрасль новые методы и подходы благодаря широте клиентуры и проектов, продуктовые команды эти методы успешно применяют. Понятно, что последние годы продуктовые команды выдают не меньше интересных новых подходов на благо профессии, чему свидетельствует хотя бы огромное количество блогов и сайтов дизайн-команд. Но всё равно было ощущение, что продуктовые команды пока больше про то, как произвести хороший дизайн и меньше про серьёзные методы исследований. С другой стороны — то, как непросто продуктовым командам было зачастую поменять эти идеально описанные методы в реальной жизни — сигнал о том, что нужно начинать с другой стороны, с естественных ограничений продуктовой работы. Но ментальную модель просто так не поменяешь :) Для меня этот момент окончательно настал с новостью про Cooper. Забавно, что новость отечественное сообщество не особо зацепила — видимо, для нового поколения Cooper уже мало значат. Тоже интересный сигнал.

Другие покупки дизайн-студий крупными компаниями:


Материалы конференций


Croissants, Coffee, and Creativity
Интервью с David Conrad из Microsoft, создателем серии митапов Creative Mornings, о том как он появился и развивался — на сегодня проходит в 175 городах мира.

Свежие ссылки можно также отслеживать в одноименной Facebook-группе или получать раз в месяц по почте. Спасибо всем, кто также публикует ссылки в ней, особенно Геннадию Драгуну, Павлу Скрипкину, Дмитрию Подлужному, Антону Артемову, Денису Ефремову, Алексею Копылову, Тарасу Бризицкому, Евгению Соколову и Антону Олейнику. Все больше материалов в обзорах появляется благодаря им.
Подписывайтесь на рассылку! Письмо приходит один раз в месяц.

Комментарии (0)