3 июля 2016 года были подписаны  поправки к закону «О применении контрольно-кассовой техники». Для каждого продавца это – важнейший документ, норм которого следует неукоснительно придерживаться. С 1 июля 2017 года содержащиеся в них требования к расчетам при помощи контрольно кассовой техники стали обязательными для всех участников рынка. И главное в них для покупателя – получение чека сразу после оплаты, а не, например, через курьера, который, ко всему прочему, часто является лишь платежным агентом для магазина.

Какие еще вещи стоит знать о новой редакции 54-ФЗ – под катом.



1. Чек — гарантия сделки


Долгое время федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники» фактически не учитывал особенностей дистанционной торговли и ведения расчетов через интернет. Так, согласно ему, продавцы были обязаны выдать покупателю бумажный кассовый чек в течение пяти минут после распечатки. Очевидно, что в случае онлайн-торговли это требование практически невыполнимо.

Магазины либо посылали за деньгами курьера с портативной кассой, либо нарушали закон, отправляя распечатанный чек с товаром или же, не предоставляя его покупателю вовсе.

В одних случаях это было вынужденной мерой. Например, продавая лицензионные ключи или доступ к фильму в онлайн кинотеатре продавец вовсе не получает адреса, на который можно было бы выслать бумажный чек.

В других — ритейлеры уклонялись от выдачи документов, чтобы не платить налоги с продаж.

Со временем невыдача чеков в интернет-торговле приобрела характер массового нарушения, создающего проблемы уже не только одним налоговым органам.

Покупатель интернет-магазина, приобретая товар, в теории получает и все те права, что гарантированы законом клиенту обычной торговой точки (п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Закон о защите прав потребителей продолжает действовать и в случае, если чек не был выдан или был потерян, но без бумаги, подтверждающей факт покупки, реализовать и отстоять свои права покупателю крайне сложно.

В таких случаях принято привлекать к делу свидетелей и ссылаться на их показания, вот только они не встречаются в онлайн-магазинах.

Так что оставшиеся без чека недовольные покупатели вынуждены нотариально заверять скриншоты, копировать переписку, записывать звонки менеджерам, а затем доказывать сам факт совершения покупки в суде, и уже потом выдвигать требования. На такую длительную и сложную процедуру готов не каждый, да и нет никаких гарантий, того, что разбирательство увенчается успехом.

С 1 июля 2017 года получить подтверждение покупки от интернета-магазина стало гораздо проще

Если оплата производится наличными или платежной картой курьеру, вам по-прежнему положен бумажный чек, который должен быть напечатан на месте при помощи мобильного кассового терминала. (п.1 ст.4.3 54-ФЗ).

Важно помнить лишь о том, что курьер может не быть сотрудником интернет-магазина. И служба доставки тут выступает в роли платежного агента и именно от ее лица покупателю выдается чек. Тогда в нем будут напечатаны и реквизиты  онлайн-магазина и курьерской службы. Второе аналогичное исключение составляют случаи, когда клиент оплачивает покупку в отделении Почты России.

В случае оплаты товара дистанционно банковской картой или при помощи сервиса электронных платежей с 1 июля 2017 года магазин обязан выслать чек на адрес электронной почты или бесплатным сообщением на номер сотового телефона с помощью СМС или, например, мессенджера или push-уведомления. (п.2 ст.1.2 54-ФЗ).

Не обязательно вся информация будет содержаться в СМС или e-mail. Возможно, вы получите ссылку на страницу с чеком на сайте оператора фискальных данных, обслуживающего конкретный магазин.

Тем не менее все необходимые сведения должны быть переданы. За невыдачу чека в электронной форме статьей 14.5 КоАП предусмотрены штрафы.  



2. С точки зрения закона электронный чек аналогичен бумажному


Он имеет ту же юридическую силу и является полноценным документом, подтверждающим совершение покупки. Его можно сохранить в любом удобном формате и при необходимости распечатать, например, для получения налоговых вычетов. Главное: не вносить в чек никаких изменений.

3. Электронный чек выдается в момент расчета


Кассовый чек по определению — документ, сформированный в момент расчета между продавцом и покупателем.

Если расчет производится дистанционно при помощи банковской карты, моментом выдачи чека становится время, когда банк-эмитент одобрил транзакцию.

Для платежных агрегаторов действует схожее правило: чек также формируется в момент, когда продавец получает подтверждение оплаты.

Сколько времени потом займет зачисление денежных средств на счет продавца, не важно, чек высылается покупателю немедленно. Это значит — когда бы оплата товара не случилась. В любое время дня и ночи, будь то пять часов утра воскресенья или вечер 31 декабря.


Модуль с кассовыми аппаратами в ДЦ АТОЛ

Для этого онлайн-магазины уже закупили автоматические кассы или арендовали их в «кассовых фермах», подобных сервису «АТОЛ Онлайн».

4. Теперь можно заранее узнать все детали покупки


Электронный чек, как и обычный, содержит полный перечень товаров и услуг, включенных в заказ и формирующих его итоговую стоимость. Тут же указывается ставка налога на добавленную стоимость. Пока покупку не доставили, самое время проштудировать список.

Нередки случаи, когда в чеках появляются неожиданные позиции. Это может быть и большая, чем заявлялось вначале, плата за доставку, и строчки вроде: «дополнительное обслуживание», «расширенная гарантия», «страховка», «настройка антивируса».

На такой случай следует имейте в виду, что от покупки в интернет-магазине как и раньше, можно отказаться в любой момент до и в течении семи дней после доставки.

5. Отстоять права стало проще




Раньше первым этапом разбирательства с недобросовестным онлайн-магазином для покупателя становилось составление письменной претензии, поиск юридического адреса владельца и отправка бумаг почтой. Со вступлением в силу поправок в 54-ФЗ, касающихся онлайн-торговли, процедура упростилась.

Электронный чек, как и обычный, содержит реквизиты продавца Эти данные помогут разобраться, кому предъявлять требования и на кого жаловаться в органы власти, даже если на сайте продавца нет нужной информации или она недостоверна. Кроме того, появился еще один, более быстрый путь юридического воздействия на недобросовестный магазин. С помощью мобильного приложения Федеральной Налоговой Службы для Android и iOS поможет примерить на себя роль налогового инспектора.

Каждый покупатель, зарегистрировавшись и заполнив короткую форму, получил возможность отправить через интернет жалобу на продавца, не выдавшего чек или выдавшего его с нарушениями.

Благодаря тому, что онлайн-магазины, как и обычные, теперь обязаны отправлять информацию с касс в автоматизированную систему учета выручки, содержание чека можно проверить.

Мобильное приложение считывает с чека QR-код и сверяет его содержимое с базой данных налоговой службы. Чтобы отправить жалобу на обнаруженные расхождения, достаточно одного касания экрана.

Проверить чек на подлинность можно с помощью веб-форм на сайтах операторов фискальных данных. Страницы проверки чеков различаются в деталях, но принцип работы у них общий. Покупатель вводит основные реквизиты чека (сведения о фискальном признаке документа, сумма платежа, номер чека, номер ККМ) и получает официальные данные об этой продаже.



Просканировав бумажный чек, получаешь электронную копию. Она сохранится в памяти смартфона. В текущей версии приложения эта функциональность с точки зрения юзабилити реализована не идеально, но есть возможность экспорта данных в pdf или JSON файлы, с которыми в дальнейшем легко работать с помощью стандартных приложений. Таким образом, учитывать расходы стало проще, а потерять чек – сложнее.

Пока ФНС только обещает создать сервис, позволяющий самостоятельно восстановить утерянные или выцветшие чеки при помощи государственной базы данных, но действующие нововведения, будь то, новые обязанности продавцов или мобильное приложение для проверки чеков, уже делают интернет-шопинг цивилизованнее и безопаснее для покупателей.

Комментарии (31)


  1. Rastishka
    27.11.2017 19:13

    Модуль с кассовыми аппаратами в ДЦ АТОЛ
    Ферма для майнинга чеков? =)


  1. SDKiller
    27.11.2017 19:15

    Думаю и покупатели и продавцы еще летом знали, что такие законы лоббируются некими фирмами, которые потом пишут такие статьи.


    1. AbstractGaze
      28.11.2017 19:05

      И? Все законы кем то лоббируются, и это все знают. Вопрос другой — есть ли польза для конечного потребителя? По мне есть — лично я не потеряю за время гарантии выцветший кассовый чек, или могу удобно хранить чеки требуемые для всех розыгрышей если мне это понадобиться.


      1. Sly_tom_cat
        29.11.2017 17:22

        Внезапно, выписка из банка (где у вас карточка) тоже не выцветает за время гарантии.


        1. AbstractGaze
          29.11.2017 17:33

          Внезапно, у меня может не быть карточки, или карточка может не использоваться для покупок.


  1. arozhankov
    27.11.2017 20:48

    А есть ли какие то обязательства у магазинов хранить виды и цены товаров, которые были куплены и на эту покупку был создан чек?


    У многих магазинов печатный чек был не только фиксацией общих параметров покупки, но и детализацией — названия купленных товаров и количества.


    Электронный чек может или должен/обязан содержать эту детализацию?


    1. Sly_tom_cat
      28.11.2017 01:28

      По букве закона — не обязательно, но в принципе, если оплачивается несколько разных вещей, то должны быть указаны наименования этих вещей, цена за штуку, количество и сумма по каждой позиции и итого по чеку (сумма оплаты).


  1. Stronix
    27.11.2017 20:51

    Проверить чек на подлинность можно с помощью веб-форм на сайтах операторов фискальных данных.

    Однако для этого нужно знать, с каким оператором у продавца заключён договор.


    1. Sly_tom_cat
      27.11.2017 23:34

      По данным из чека или по QR коду чек можно проверить специальным мобильным приложением от ФНС


      1. alexkbs
        29.11.2017 06:30

        Которое можно установить только с российским Apple ID. Вы турист и хотите проверить чек? Или вам нравится пользоваться аппстором другой страны? Забудьте о проверке чека. Логика и здравый смысл? Нет, не слышали.


        1. Sly_tom_cat
          29.11.2017 17:09

          Про отсутсвие логики и здравого смысла — это к законотворцам нашим.
          Здравый смысл говорит, что для решения задачи невозможности фальсификации чека (это основное что решает ККТ с ФН) для интернет-компаний можно было бы реализовать в виде сервиса (пусть даже тот же ОФД его хостит). Если для «железной» кассы в наземном магазине интернет не нужен на постоянной основе и не логично останавливать продажи, когда он отвалится, то интернет-магазин без интернета все равно работать не может.

          НО если здравый смысл включить на вторую передачу, то можно понять, что все продажи интернет магазина при онлайн оплате залоггированны (без возможности фальсифицировать) в расчетном банке магазина. Сделайте выгрузку оттуда в ФНС (если вам так уж сильно нужно все иметь у себя) — и все дела. Причем в данных которые приличные платежные сервисы предоставляют клиенту есть аналоги фискального признаков чека — номер чека и код авторизации (аналог фискального признака). Так что никаких проблем с оспариванием платежа клиентом не существовало и не существует. Хотели данные поиметь — так трясли бы банки.


  1. Stronix
    27.11.2017 20:54

    Вообще не понятно, почему API проверки чеков ФНС не сделают открытым и почему нужна нелепая регистрация для загрузки чеков.


    1. kotomyava
      28.11.2017 00:38

      Мне больше не понятно, а зачем вообще тут кассы, когда в реальности достаточно запроса к API? =)


      1. interprise
        28.11.2017 01:22

        А как же деньги поиметь?


      1. Sly_tom_cat
        28.11.2017 01:33

        У покупателя (при оплате картой) есть выписка из банка подтверждающая оплату указанному магазину. Нафига тут чек для разборок — вообще не понятно, описанный в статье сложный сценарий обжалования — высосан из пальца. В жизни просто идешь в свой банк и пишешь заявку на chargeback… правда банку надо будет доказать, что магазин не исполнил своих обязательств, но это порой проще чем трясти деньги с продавца.


        1. mgremlin
          28.11.2017 20:21

          А еще проще сделано в нормальных странах у PayPal: там во всех сделках покупатель застрахован по умолчанию. Сделка не исполнена в обещанный срок? Для начала разговора покупателю вернут деньги…


          1. sumanai
            28.11.2017 20:26

            Так во-первых, пайпал есть и в России, и никто не мешает выбирать магазины с оплатой через палку, во-вторых, он за это берёт закономерный процент.


            1. mgremlin
              28.11.2017 20:53

              PP в России — меньше, чем PayPal (с) 8-)
              Я не уверен, что в РФ работает гарантия покупателя.
              А нормальные магазины берут любые проценты в оплатах на себя. Вот только от головняка с кассами на территории РФ это никого не освобождает…


              1. sumanai
                28.11.2017 21:00

                А нормальные магазины берут любые проценты в оплатах на себя.

                Какая разница, если всё равно в итоге всё оплатит покупатель? Просто процент будет изначально в цене товара, а не вскроется при покупке.
                Вот только от головняка с кассами на территории РФ это никого не освобождает…

                Почему-то мне кажется, что за границей пайпал тоже не может работать кассой. Поправьте, если ошибаюсь.


                1. mgremlin
                  28.11.2017 22:25

                  Ну, покупатель и кассу в виде железа тоже оплатит. И еще как оплатит, три раза, в виде «из-за того, что бизнес-климат больше всего похож на дерьмо, приемлемый процент прибыли необходимо увеличить в три раза, иначе рискованно».

                  PP за границей кассой не является. Но поскольку там на онлайн касса просто не нужна — то и вопроса нет 8-) Сразу оговорюсь, я знаком с очень небольшим числом юрисдикций, так что, вполне возможно, где-то и по-другому. тут речь больше про то, что «чек чего-то покупателю гарантирует» — так вот там гарантирует PP в роли эскроу, поэтому в дополнительной гарантии в виде чека надобности нет.

                  Но и в целом — я очень сомневаюсь, что хоть где-то в мире все реализовано вот настолько жестко. Имею в виду все чеки онлайн, зазор по времени — пять минут и так далее. И уж точно, никто и никогда не стал бы это вводить в режиме «с первого июня все обязаны выбивать онлайн-чек, при этом 25 мая еще никто ничего не знает, налоговая в ответ на вопросы морозится, железо купить невозможно даже за 3 спекулятивные цены».


            1. alexkbs
              29.11.2017 06:31

              PayPal или не PayPal, а электронный чек, будь добр, получи и абонплату АТОЛ заплати.


  1. Sly_tom_cat
    27.11.2017 23:39

    Если расчет производится дистанционно при помощи банковской карты, моментом выдачи чека становится время, когда банк-эмитент одобрил транзакцию.

    — Это не правда.
    Во-первых разрешено задержать время формирования чека от времени РАСЧЕТА на время которое не должно превышать 5 минут.
    Во-вторых есть четкое разъяснение ФНС, что моментом РАСЧЕТА интернет магазин может считать (в частности) и момент зачисления средств на РС. Однако это должно быть донесено покупателю до оплаты что-бы не было недопонимания в вопросе что считается временем расчета.


  1. 2PAE
    28.11.2017 08:49

    Толи не понял, то-ли проглядел, как получить чек, если мне его не отправили? я оплатил с карты, чек не выслали. Что делать?


    1. Sly_tom_cat
      29.11.2017 17:17

      Можно идти жаловаться на магазин в ФНС, но лучше спросить в магазине.

      В принципе очень многие интернет-магазины до сих пор считают что 54-ФЗ из не касается…
      Другие просто пользуются моментом ибо ФНС фактически объявила о моратории на штрафные санкции к интерент-магазинам до конца этого года… а фактически они смогут «окучить» только самые крупные российские интренет-магазины, всякую эту мелочь с 10-ком транзакций в неделю они просто упарятся проверять.

      Но если плательщики начнут активно стучать жалобы писать, то таки да — придут с наездом даже в самый маленький интерент-магазин.


  1. vikarti
    28.11.2017 09:06

    Кстати вот вопрос по этим обязательным чекам:
    — ларек с овощами в продуктовом магазине. оплачиваю картой — говорят что чек выдавать не надо, чек с терминала куда то себе выкидывают. В карточной транзакции — покупку у IP Фамилия И.О. Нарушают закон и можно жаловаться в ФНС?
    — покупаю на русскоязычном и ориентированном на Россию сайте и оплата например яндекс.деньгами/картами/смс российских операторов в рублях. Чек со ссылками на ОФД и обязательными атрибутами — не приходит (приходит письмо про оплату заказа и файлы с заказом). Сайт нарушает закон и можно жаловаться в ФНС?
    — предыдущий случай но на сайте прямо указано что они — кипрская компания (греческого интерфейса нет — только русский). Они внезапно перестают нарушать закон?


    1. alexkbs
      29.11.2017 06:33

      Про оплату Яндекс.Деньгами без чека ситуация туманная. Вроде как можно, но магазин рискует. Для иностранных компаний требований по чекам нет.


  1. n_demitsuri
    28.11.2017 11:41

    Жду сервис/приложение для бекапа своих чеков. Отсканировал штрих-код с чека и выбросил бумажку, а электронная копия (еще и юридически значимая) осталась. То есть то, что сейчас, может храниться в папке или коробке ворохом и выцветать, будет лежать в облаке с автоматической сортировкой и поиском.


  1. D01
    28.11.2017 19:00

    Я вот не понимаю, зачем заставлять интернет-магазин покупать железку, когда можно было бы выдавать БЕСПЛАТНО (генерится одной командой) ключ к API ОФД и все.
    Все равно ИМ не может функционировать без интернета.


    1. varnav
      28.11.2017 19:45

      А я понимаю


    1. mgremlin
      28.11.2017 20:25

      Затем, что всю страну нагнули на покупку железки за монопольно установленную цену.
      Что за понт в выдаче ключей к API? На этом много не заработаешь, а занос в Думу надо же как-то отбивать.


    1. Sly_tom_cat
      29.11.2017 17:20

      Это вы логику подключили, а наши законотворцы даже интерфейсом под модуль логики не имеют. Они фактически кассу из магазина водрузили на интернет торговлю — разницы они не видят и не понимают, что не так.