Интервью с генеральным директором Cognitive technologies Андреем Черногоровым


Что изменилось в компании с его приходом? Как устроен день генерального директора? Какие инновации в приоритете у разработчиков? А также, кто виноват в случае ДТП с участием автономного автомобиля? и когда мы увидим автономный КАМАЗ на дорогах? Что изменилось в компании Cognitive Technologies с 2015 года, когда Вы стали директором?




В компании очень много изменилось. Мы за это время очень сильно продвинулись в направлении создания искусственного интеллекта для беспилотников. К тому моменту, когда я пришел в компанию у нас завершилась довольно длительная стадия RnD и мы приняли решение о выходе на международные рынки. Фактически все наши успехи в этом направлении относятся к этому периоду. У нас на сегодня уже подписано 7 контрактов с ведущими западными автопроизводителями и Tier-1 компаниями на рынке automotive и тремя сельхозпроизводителями, в том числе одним Бразильским. С точки зрения второго направления нашего бизнеса, связанного с закупочными решениями тоже произошла довольно сильная перезагрузка. Компания в целом перешла от философии крупного IT подрядчика к философии продуктовой компании. Под нашим брендом проводят электронные торги 8 из 10 крупнейших госкомпаний: «Роснефть», «Газпром», «Росатом», «Автодор», «Россети», «ВТБ», «ВЭБ».

Совокупный оборот закупок, который проходит через наши решения, сейчас превышает 10 трлн. рублей в год. Также, была проведена серьезная реорганизация компании. Изменена система управления. Введены новые практики. Вся компания перешла в середине прошлого года на SCRUM. Сегодня это очевидный мировой тренд, его используют многие ведущие бренды, включая Google и Apple. Открылись новые R'n'D центры в Иннополисе, Калининграде и Тюмени.



Расскажите пожалуйста, как проходит обычный день генерального директора такой компании инновационной?

Утро, как правило, начинается рано, с занятий спортом. Или тренировка по боксу или длительная пробежка. В 9 я уже в офисе. Кстати, время на перемещение по Москве я сильно экономлю, потому что постоянно, практически 7 месяцев в году, использую электросамокат. Надо понимать, что рабочий день генерального директора такой компании как Cognitive не состоит из сплошных инноваций, очень много вполне земного труда и в продажах, и в маркетинге, и в развитии клиентских отношений. Много операционных задач. В сумме приходится взаимодействовать со всеми нашими дочерними структурами, а это более 800 человек, распределенных по 6-ти офисам по территории России и Голландии. Днем обязательно я выделяю 15 минут для развития эмоционального интеллекта. Мы используем специальный набор упражнений по абстрактной живописи по методике известного российского педагога, мыслителя и художника Элия Белютина для развития творческого сознания, тренировки креативных возможностей, да и вообще, переключения контекста. Гениальный руководитель школы «Новая реальность» середины прошлого века, в своих занятиях использовал для эмоциональной встряски задания типа, нарисовать все цвета радуги одним цветом или изобразить одного человека в виде абстрактных образов, сначала, как врага, а потом, как друга.

Эта методика реально работает. Потом мое время примерно 50% на 50% распределено между работой «во вне» и работой «во внутрь». Во вне – это командировки, поездки, отношения с клиентами, продажи, а во внутрь — очень тесное общение с коллективом, и здесь я нарушаю классические принципы менеджмента. У меня нет «7-и человек» с которыми я общаюсь – я напрямую контактирую порядка с 50-ю людьми и довольно детально, и, в общем-то в режиме раза 3 в неделю по целому ряду вопросов. И я не могу сказать, какая из этих частей важнее с точки зрения развития бизнеса.



Вы сами участвуете в процессе разработок?

Я в большей степени СЕО не от технологий, а от продаж. За мной вопросы развития бизнеса, разработки стратегии. Однако я каждый день участвую в технических митапах, поддерживаю креативный процесс и решаю все проблемы, которые мешают техническим коллективам двигаться еще быстрее. Но работа с талантами – это мое. Я провожу ее по методике коучинга. Надо понимать, что таких людей, сложно научить чему-то. Их невозможно загнать в определенные рамки. Поэтому моя миссия – помочь им совершить прорыв, на который они сами способны на 100%.

Вопрос по поводу компетенций: вот вы проводите хакатоны. Недавно в сентябре был VisionHack 17-го года и в чем его суть? Зачем это делать? Хэдхантинг новых сотрудников, поиск свежих голов или готовых решений?

Я скажу, что хэдхантинг не из первых задач. Для нас была более важна популяризация темы и констатация места российских мозгов в революционной сфере ИИ. И фактически мы показали всему миру реальный уровень наших технологий. Первые 10 мест достались российским сборным. А у нас было 30 команд из них 8 зарубежных топов, включая MIT, Аризону, Кембридж, китайские и европейские университеты. Кроме того, мы предприняли попытку поднять уровень хакатонов вообще на новую высоту. Поднять уровень участников, спонсоров, менторов и провести действительно реальное жесткое соревнование по мега-актуальной теме и с глобальной целью повышения безопасности на дорогах. Фактически ребята – участники спасали человеческие жизни.

В итоге у нас получился самый крупный в мире хакатон по ИИ для беспилотников. В мероприятии приняли участие более 150 человек. Кроме того, у нас сформировался чрезвычайно статусный наблюдательный совет во главе с председателем ВЭБ Сергеем Горьковым, что дает участникам мероприятия прекрасные шансы получить не только престижную работу, но и инвестиции для своей команды. Звездное экспертное жюри, которое возглавил Тимур Палташев из AMD, — мировая величина на ИТ-рынке. Теперь это станет одним из престижных ежегодных мероприятий в мире.



Cognitive Technologies заявляет, я многократно находил это в интернете, о том, что занимается импортозамещением – это является одним из ключевых приоритетов вашей деятельности. Но этот ярлык, импортозамещения, не является вам чем-то конформистским? Что вы под этим подразумевайте?

Вся наша активность, связанная с импортозамещением касается направления автоматизации закупок. И здесь мы сталкиваемся постоянно со слепым поклонением западным поставщикам. Сегодня сектор окологосударственной автоматизации в значительной степени зависит от 3-х компаний.

Каких?

SAP, Oracle и Microsoft. Это не секрет, это статистика показывает, мы делали свои исследования, и опирались на публичные данные. В России сложился такой карго культ – если автоматизируется какая-нибудь крупная структура, то закупаются вот эти системы. Вообще доля решений зарубежных компаний на российском ИТ-рынке чрезмерно высока — в ряде случае доходит до 90%. Это даёт им возможности для мощнейшего лоббирования собственных коммерческих интересов на многих уровнях вертикали власти и общества. Понятно, что мы, как и другие российские компании, в этом плане конкурируем и в открытую. Но при этом одно дело – конкурировать на частных объектах, где покупка того или иного продукта, грубо говоря, персональное решение какого-то акционера. А другое дело, когда российский бюджет выбирает между тем, чтобы отдать контракт российскому предприятию или западному. Это очень тревожная ситуация. Фактически, наши с вами деньги, которые мы платим в бюджет в виде налогов и следующим шагом: их не возвращают в экономику страны, отдавая российским предприятиям, а как бы экспортируют, выводят зарубеж. Кстати, по данным ИСЭМ, ежегодно основные зарубежные игроки Oracle, SAP и Microsoft зарабатывают на госсекторе порядка 180 миллиардов рублей. Да и по уровню инноваций российские решения не уступают западным аналогам, а по ценовому фактору – очевидное преимущество.



Расскажите про баланс интересов ваших продуктов. Какие продукты для вас являются наиболее перспективными?

Сегодня идущая по всему миру полным ходом 4-я промышленная революция формирует новые рынки, на которые выходят принципиально новые продукты, основанные на ИИ, робототехнике, технологиях блокчейна, big data и других. Поэтому, мы фокусируемся на тех решениях, где у нас уникальная компетенция и где мы можем занять рынок, свою нишу. На первом месте для нас – софт для беспилотных автомобилей. Это рынок со $100 миллиардным потенциалом и трехзначными темпами роста. Здесь образовался колоссальный вакуум после поглощения корпорацией Intel предыдущего лидера (MobilEye) за $15 млрд. в этом году. Сейчас рынок активно ищет нового лидера.

Что было приоритетным при выборе вами рынка automotive?

Это глобальный рынок. Есть такое понятие, как рынок с двумя нулями, то есть 100+ миллиардами – это транспортные средства. Аналогичные по емкости рынки – это B2C — рынки смартфонов, компьютеров, телевизоров. То есть, где пользователей много. Кроме того, для нас стало вызовом попробовать свои технологии на критичных задачах, решение которых позволит человечеству спасать 1 млн. 200 тыс. человеческих жизней в год.



Вы говорили о контрактах с автоконцернами и Tier-1. Можете назвать с кем?

Не могу. Контракты под NDA. Automotive — это консервативная отрасль, где сроки контрактования достигают 5 лет. Это означает, что решение о том, что линейка автомобилей комплектуется тем или иным продуктом принимается 1 раз в 5 лет. Возможно, отсюда в отрасли очень большое количество фобий. Я впервые видел NDA на 200 и более страниц. До этого, в наших прикладных секторах такого не было. Там все говорили, да мы работаем на этих, работаем с этими. Поскольку здесь это зона ноу-хау, то сам факт работы над конкретным решением и конкретной компанией уже является информацией для конкурентов. Могу сказать, что это все глобальные компании с $10+ млрд. оборота.

А что по поводу вашей активности в automotive в России?

В России нет мировых автобрендов. Страна в мировом автопроме, к сожалению, сильно меньше 1%. В основном решения по отрасли принимаются в Германии. Я не говорю, что это компании немецкие, я говорю, что решения там принимаются. Потому что исторически RnD центры и поставщиков, и производителей находятся в этом месте. И поэтому фокус в этой точке. Кроме того, у нас нет законодательной базы, которая позволяла бы проводить испытания автороботов на дорогах общего пользования. Поэтому мы работаем только на полигонах, а в США, Японии и Европе на городских трассах. Но в России мы работаем с Ростсельмашем, единственным сельхоз производителем, у которого сильные позиции на мировых рынках, по созданию беспилотного комбайна и с КАМАЗом, которого тоже знают по победам в международных ралли, по созданию беспилотного грузовика.

image

Раз уж вы сами заговорили на счет КАМАЗа, тогда я продолжу. Вы беспилотный КАМАЗ планировали испытать в 2016 году на дорогах общего пользования, теперь дата сместилась на 2018. В чем причина задержки?

Никакой задержки нет. Мы такого заявления никогда не делали. Насколько помню, Аркадий Дворкович говорил, что беспилотники будут использоваться на чемпионате мира по футболу 2018 года. И технологические возможности для этого у нас есть. Однако для решения задачи также необходимо проведение детального тестирования прототипа авторобота в реальных условиях или максимально близких к реальным. Но мы об этом ничего не знаем. К нам никто не обращался.

image

А 300 млн. Минобрнауки, что с ними?

Мы сделали систему помощи водителю с функционалом ADAS 2, который предусматривает работу систем предупреждения об опасности столкновения, пересечения линии разметки, а также детекцию дорожных знаков с качеством, обеспечивающим необходимую безопасность движения. Мы разработали прототип грузовика, который выполняет полный набор функций автономного движения и выполняет некоторое количество, если я не ошибаюсь около 30 упражнений на полигоне. Сегодня наши отношения с КАМАЗом перешли из RnD стадии в промышленную, и сейчас мы ждем, на что КАМАЗ решится в плане политики продаж и маркетинга этой продукции. В наших планах — создание к 2021-2022 годам версии системы помощи водителю соответствующей ADS 3 уровня и предусматривающей автономное движение в определенных условиях (в пробках, на автомагистрали и др.). Полностью беспилотный прототип КАМАЗа рассчитываем, как и заявляли ранее, подготовить к 2025 году. Но то, как пойдут дела в дальнейшем, будет зависеть от позиции руководства КАМАЗа и позиции государства, в том числе и по выделению средств на поддержку проекта.

Вы говорите об 3 уровне системы помощи водителю. Поясните, что значат такие уровни? Сколько их всего?

Сейчас по новой международной классификации SAE Inernational система помощи водителю или ADS (automated driving system) уже трехмерная матрица. Это не просто 0, 1, 2, 3, 4, 5 уровень, а это уровень при определенных ограничениях. С определенными условиями. Для движения на закрытых территориях действуют одни правила, для пробок, другие, для хайвеев, третие и т.д. Там четко говорится, что уровень ADS 0 и 1 это вообще пищалка, система предупреждений об опасности, ручное управление. Уровень 2 – это тоже, еще не автономность. Система вмешивается в управление, например, притормаживает перед препятствием, держит полосу. Уровень 3 — это очень важный этап. Это автономность в некоторых условиях. Например, движения на хайвее или в пробке. То есть водитель на скоростях до 20 км/ч, при движении в пробке машина зажигает огонечки, готова ехать сама, водитель условно может убрать руки от руля. Но здесь предусматривается возможность вмешательства человека в критической ситуации.

На самом деле надо сказать, что 3-го уровня еще никто не видел. Он будет появляться по мере изменения законодательства. Четвертый уровень — автономное движение автомобиля в определенных режимах, при этом система сможет осуществлять управления даже в критических ситуациях, когда человек не будет способен вмешаться в управление. Грубо говоря, не требует перехвата управления водителем, а может отъехать на обочину. Перейти в безопасный режим без участи водителя. Пятый уровень – полностью автономное движение. В машине просто нет руля как такового.

О преимуществах отечественного софта мы знаем не понаслышке, а есть ли какие-то российские аппаратные решения, которые вы можете использовать в своем бизнесе, скажем, в робототехнике?

Пожалуйста, наши видеокамеры, которые на данный момент мы используем в своих тест-карах – это российская разработка. У них также лучшее соотношение цена – качество. Кроме того, мы координируем разработки отечественного радара нового поколения и предполагаем, что в самом ближайшем будущем он может создать bomb-effect на рынке automotive.

Мы увидим эти решения в России? В чем проблема перейти на большую степень локализации?

В России нет массового заказчика. Все делают только намеки.

Избитый вопрос до боли, но вам, наверное, как никому другому он известен. В случае попадания автономного автомобиля в ДТП. Кто отвечает: разработчик ПО, разработчик ли железа или водитель?

Будет ответственен автопроизводитель, интегратор решений. А, если проблема в ПО, мы будем ответственны перед ним. Это очень важно. Но на самом деле вопрос с ответственностью, как это принято в странах Европы, Америки будет решаться на уровне страховых компаний.

Хакер Geohot, предлагал всем скачать приложение и собирать весь поток, который направлялся на обучение нейронной сети. И вы используйте тоже нейронные сети. Как вы решайте этот вопрос?

Мы используем нейронные сети для выделения объектов. Но здесь нужно понимать, что, даже если мы распознаем каждый объект в дорожной сцене, мы не получим смысла всей ситуации. Его не даст сумма результатов распознавания объектов. Чтобы научиться понимать смысл, мы разработали по настоящему, революционную технологию Cognitive low level data fusion. Мы собираем данные от сенсоров и от всех систем на нижнем уровне. Также действует и человек. Мы как бы собираем нейронную сеть над нейронной сетью, которая и определяет смысл происходящего на текущем видеосрезе. Например, если на дорогу выкатывается теннисный мячик, то это абсолютно не означает, что система управления должна проигнорировать мелкий объект. За мячиком с высокой вероятностью может выскочить ребенок. Поэтому, нужно внимательно «посмотреть» в этом направлении за дополнительными данными, сбросить скорость или предпринять маневр. Мы эту технологию планируем показывать на CES в Лас – Вегасе в начале 2018 года. Что же касается модели сбора данных, то принцип краудфайндинга здесь реально работает. Мы два года назад бросили клич по всем автолюбителям, которым интересно участвовать в создании российского беспилотника и волонтеры со всей страны, со своих видеорегистраторов присылали тысячи километров реальных видеоданных, а главное, редких экстренных ситуаций, которые мы потом использовали для обучения своих нейронных сетей.

А вы не задумываетесь на счет работы в сфере сервисной робототехники?

Нет, мы стараемся фокус не терять, у нас уникальная мировая компетенция в автоматизации наземных движущихся транспортных средств. Мы по качеству системы компьютерного зрения №2 на мировом рынке. На прошлой неделе нас эксперты наряду с Google и DeepMind включили в ТОП-10 трендсеттеров 2018 года. И приложения нашего ИИ — это либо автомобили, либо комбайны, трактора.



Конкурс. За лучший комментарий подарок от Cognitive Technologies

В комментариях напишите свой ответ на вопрос:
— Какие доказательства надежности и безопасности беспилотного автомобиля должны вам привести разработчики, чтобы вы сегодня сели в такой автомобиль (без водителя) и поехали по дорогам общего пользования?

Комментарии (94)


  1. YMA
    13.12.2017 18:30

    Для меня достаточным доказательством безопасности автономного автомобиля будет, если он в режиме роботакси проедет 150000 км в трех российских городах — Смоленске (худшие дороги из тех, что я видел), Новосибирске (самые неорганизованные водители), и Москве (самое агрессивное движение). По 50 т. км. в каждом городе… (Естественно — речь о безаварийном по вине роботакси пробеге).


    1. koropovskiy
      13.12.2017 21:13

      а сами бы сели в такое роботакси?


      1. General_Failure
        14.12.2017 07:26

        Тестирование можно провести и без пассажира
        А лётчика-испытателя тестировщика, который будет там «на всякий пожарный» можно и в защиту экипировать, в том числе шлем надеть :)


      1. AllexIn
        14.12.2017 10:07

        На таком такси должно ездить руководство компании.
        А вообще, ведь задача такого теста не выявить недостатки автопилота, а показать его надежность.
        То есть автопроизводитель уже должен быть уверен что такси справится, чтобы отправлять на такой тест. А значит опасность минимальна.


      1. YMA
        14.12.2017 10:08

        Да, после означенного пробега пользовался бы сравнительно спокойно, ибо вероятность попадания в ДТП при этом такая же или меньше, как у живого водителя.


    1. vassabi
      13.12.2017 22:33

      а еще, чтобы его разработчики себе же и установили

      для самопроверки


    1. RigelNM
      14.12.2017 11:16

      (Естественно — речь о безаварийном по вине роботакси пробеге)

      А для меня это не показатель. Если ты не виноват в ДТП — это не значит, что ты не мог его избежать своими действиями.


      1. YMA
        14.12.2017 11:30

        В итоге мы можем прийти к тому, что ты в любом случае мог избежать ДТП, не выезжая из гаража или вообще не приобретая авто. Тоже точка зрения…

        Как мне кажется, у робота дурацких ДТП будет меньше, чем у человека — он не забудет «посмотреть» налево при выезде с прилегающей территории, не будет пытаться проскочить на краснеющий желтый и т.д.

        PS: Хотя как у робота будет с зимним вождением по России, где дороги иногда не видно вообще — самому интересно. Как-то ехал из Кемерово в Барнаул, шел сильный снег и дорога Алтай-Кузбасс была совершенно неотличима от окружающих полей — просто ровное белое пространство. Выстроились еще с 3 машинами гусеницей и на 20-40 км/час нащупывали дорогу, пока не пошел участок со столбиками. :)


        1. Mishootk
          14.12.2017 14:23

          Робота надо дождаться. Сейчас у него детские болезни.

          После дурацкого ДТП водитель-человек приобретет рефлекс «посмотреть» налево при выезде с прилегающей территории. Но он и только он один.
          После дурацкого ДТП водитель-робот приобретет рефлекс «посмотреть» налево при выезде с прилегающей территории. Каждый водитель робот.


  1. koropovskiy
    13.12.2017 18:37

    — Какие доказательства надежности и безопасности беспилотного автомобиля должны вам привести разработчики, чтобы вы сегодня сели в такой автомобиль (без водителя) и поехали по дорогам общего пользования?

    а совсем без руля? или опционального включения?
    для опционального мне было бы достаточно видеороликов с показанным поведением автомобиля в различных аварийноопасных ситуациях.
    а без опции только после 2-5 лет массовой эксплуатации кем то другим :D


    1. ns3230
      13.12.2017 19:40

      В транспорт, передвигающийся на колесах или гусеницах и не оснащенный органами управления для человека, я вообще наверное никогда в жизни не сяду ни пассажиром, ни водителем. Вот задавит сия самобеглая повозка кого — и таскайся потом по судам, если не подозреваемым, так свидетелем. А давить будут однозначно, так как каким бы хитрым не был бортовой компьютер со своими датчиками — человеческой глупости и непредсказуемости нет предела. Вот рельсовый или воздушный транспорт — другое дело. На рельсах если кто-то влез под поезд — то он виновник и дурак по умолчанию, а в небе количество участников движения гораздо меньше, их влияние друг на друга тоже меньше (хотя если бы мертвые могли говорить — думаю, погибшие футболисты Пахтакора и пассажиры второго самолета со мной бы поспорили: места в воздухе вроде полно, а два ту 134 разминуться не смогли)


  1. aydahar
    13.12.2017 19:43

    Я бы к достаточному доказательству безопасности подошёл бы с другой стороны. Для меня абсолютным аргументом было бы сообщение, что для робомобилей страховка значительно ниже, чем для обычного авто.
    Это было бы свидетельством как экономической, так и юридической зрелости этой сфере (техническая зрелось либо уже наступила, либо наступит в течении ближайших пары лет).


    1. BlackMokona
      13.12.2017 20:22

      Уже была новость о скидке в 5%, от крупнейшей страховой фирмы для пользователей автопилота Теслы в Британии.


      1. koropovskiy
        13.12.2017 21:14

        Думаю что пока это больше рекламный ход, чем реальные подсчеты рисков


        1. ns3230
          13.12.2017 21:21

          четы могут быть только если соотношение классических авто и с автопилотом будет хотя бы 20:1 (не меньше). Но пока нет статистики — автопилот настораживает многих, вызывает скепсис. Вот такой замкнутый круг)


          1. Hardcoin
            13.12.2017 23:25

            Нет замкнутого круга. Просто автопилот купить нельзя. Максимум, что есть — это Тесла, в символическом количестве экземпляров. Будет на рынке — будут покупать, особых доказательств даже не нужно. Ту же Теслу покупают без особых доказательств.


      1. aydahar
        14.12.2017 05:45

        Да, я в курсе, но речь всё же о полностью автономном робомобиле, а не использовании «автопилота» (пусть и продвинутого). Ну и, если мы говорим о наших реалиях (Россия и ЕАС), то юридическая и экономическая зрелось нужна именно здесь.


  1. ns3230
    13.12.2017 21:21

    не туда (удалено)


  1. idiv
    13.12.2017 21:52

    Здесь образовался колоссальный вакуум после поглощения корпорацией Intel предыдущего лидера (MobilEye) за $15 млрд. в этом году. Сейчас рынок активно ищет нового лидера.

    MobilEye больше не разрабатывает свои системы?
    Уровень 3 — это очень важный этап. Это автономность в некоторых условиях. Например, движения на хайвее или в пробке. То есть водитель на скоростях до 20 км/ч, при движении в пробке машина зажигает огонечки, готова ехать сама, водитель условно может убрать руки от руля. Но здесь предусматривается возможность вмешательства человека в критической ситуации.

    На самом деле надо сказать, что 3-го уровня еще никто не видел. Он будет появляться по мере изменения законодательства.

    Я не сторонник компании Тесла, но что-то подсказывает, что там без «огонечков» есть система 3 уровня.

    В целом интервью со вставкой англицизмов при наличии нормальных аналогов напоминает какие-то ООО «Вектор» 90-х.


  1. VMichael
    13.12.2017 22:42

    Компания №2 в сфере ИИ, а основные деньги делает в сфере закупок, судя по интервью. Эх.

    Интересно было бы пообщаться с сотрудниками у которых директор «Днем обязательно выделяет 15 минут для развития эмоционального интеллекта» и "… поддерживает креативный процесс и решает все проблемы, которые мешают техническим коллективам двигаться еще быстрее" и в совершенстве владеет навыком самопиара.


    1. sith
      14.12.2017 02:47

      Компания №2 в сфере ИИ

      Со слов Андрея Черногорового.
      Я попытался найти эту компанию среди других топ AI компаний на международном рынке, но не смог. Может быть не там искал?

      artificial-intelligence.cioadvisorapac.com

      www.datamation.com

      seekingalpha.com

      forbes.com

      predictiveanalyticstoday.com


      1. VMichael
        14.12.2017 10:14

        Не знаю, я не искал.
        Это данные из этой статьи, из интервью.


    1. Oleg_Dolbik
      14.12.2017 11:04

      Они не с тем человеком разговаривали… Гораздо более интересный с технической точки зрения разговор был бы с Ольгой Усковой которая непосредственно, насколько я понял, руководит системами автопилота на фирме…


  1. zone19
    13.12.2017 22:48

    Достаточным свидетельством надежности автономного автомобиля было бы 3 параметра:
    1) меньшее число инцидентов (причем не важно по чьей вине) по сравнению с обычными водителями. Например, недавно была авария автоматического автобуса с грузовиком: да водитель грузовика оказался виноват в том, что двигаясь задним ходом задел автобус, однако водитель обычного автобуса наверняка бы воспользовался звуковым сигналом и предотвратил аварию. Поэтому ожидаю, что робомобили будут активнее взаимодействовать с другими участниками движения.
    2) Отсутствие глупых инцидентов. Типа около кремля машина из-за глушилок GPS решила покупаться в речке.
    3) Терпимость к ошибкам пешеходов. Не секрет, что многие пешеходы нарушают правила, но я не ожидаю, что моя машина решит сбить человека просто потому, что он решил перейти в неположенном месте. Избегание аварии и минимизация наносимого ущерба в данном случае должно быть на гораздо более высоком уровне, чем у обычного водителя, т.к. робомобиль постоянно сканирует окружающее пространство.

    При выполнении этих условий в машину уже не очень страшно садиться, не забывая конечно пристегиваться. Вообще современные машины достаточно безопасны и позволяют выжить в довольно экстремальных авариях, поэтому основной задачей автономных автомобилей должна стать безопасность остальных участников движения: мопедов, пешеходов и т.п.


    1. JediPhilosopher
      14.12.2017 00:25

      что моя машина решит сбить человека просто потому, что он решил перейти в неположенном месте.

      А что робомашина должна делать в такой ситуации, особенно если видит что дистанции недостаточно для торможения?
      Помню тут уже постили тест с моральным выбором для робомобилей, типа кого они должны давить если есть выбор и должны ли сворачивать в столб чтобы спасти пешеходов но убить пассажиров.


      1. tmin10
        14.12.2017 08:37

        Она всё равно должна начать торможение, хотя бы замедлить скорость столкновения. Резкими непредсказуемыми поворотами можно нанести больше вреда, чем просто предсказуемым торможением.


      1. Mishootk
        14.12.2017 09:52

        Есть дилетантское предположение, что траффик из робомобилей будет оптимальнее двигаться, следовательно средняя скорость перемещения будет выше при тех же макисмальных скоростях. Да и плотность движения за счет обмена намеряниями между машинами увеличится. Значит ограничение максимальной скорости существенно не скажется на среднем времени поездок, а относительно нынешнего хаотичного траффика даже уменьшится. А при движении автомобиля в условиях хорошей видимости с ограничением 60 км/ч (без всяких +20 нештрафуемых) пристегнутые пассажиры выживут. Выбора как бы и нет — робомобиль должен уворачиваться от человека, тормозить и жертвовать своим кузовом. Ограничение скорости помимо соблюдения знаков должно идти из ситуации — предпологаемое торможение об любое препятствие по пути должно производиться с перегрузкой не более критичной для данного типа авто. В ПДД сейчас это отдается на откуп опыта и интуиции водителя (безопасная скорость движения ....), для компьютера это будет более формализовано.

        И сейчас при встрече авто с бегающим пешеходом маневр автомобиля непредсказуем. Кто-то решает уходить вперед от пешехода (предполагая, что от остановится и шагнет назад), кто-то назад (думая, что он побежит). У всех робомобилей должно быть стандартное поведение без исключений. И у пешеходов постепенно выработается свое правило (навроде того, с какой стороны обходить трамвай). К примеру сейчас я своего ребенка учу железному рефлексу на горящие лампы заднего хода автомобиля. Это для него должно стать таким же запретом нахождения в заднем секторе, как и красный свет светофора для перехода.


        1. x86d0cent
          14.12.2017 10:12

          И у пешеходов постепенно выработается свое правило (навроде того, с какой стороны обходить трамвай).
          Весьма оптимистичное предположение, учитывая, что даже правила о том, с какой стороны обходить трамвай/автобус и в каких местах переходить проезжую часть, «выработались» далеко не у всех


        1. saege5b
          14.12.2017 20:37

          На тему уворачиваться от пешеходов жертвуя кузовом — не согласен. Даже сейчас многие занимаются по сути террором, двигаясь в глубоком копюшоне с наушниками и резко выскакивая на зёбру или просто решив перебежать через дорогу.
          У нас недели две назад, автобус уходя от такого нидзя улетел с дороги. С пассажирами.
          Если автопилот будет жёстко прошит, то у детишек появится новое развлечение, смотреть как такие машины собирают тесную компанию.


          1. Mishootk
            15.12.2017 09:06

            Не исключено такое развитие событий, что к моменту заполнения улиц беспилотниками ношение добропорядочным гражданином электронной метки будет обязательным («для вашей же безопасности»). С одной стороны это действительно хорошо — транспортная сеть знает обо всех объектах по пути следования автомобиля, как о транспорте, так и о пешеходах. Так же она знает о наличии в потенциальной близости объектов без меток, т.е. с непредсказуемым моментом появления. С другой стороны — тут даже комментировать не буду, ибо оффтоп.


      1. zone19
        14.12.2017 10:11

        Я в первом пункте вполне явно описал ситуацию, когда робоавтобус сделал меньше для избежания аварии, чем на его месте сделал бы настоящий водитель автобуса. Можно без проблем придумать ситуацию (да я на дорогах такие вижу постоянно), когда пешеход просто не видит машину и прет через дорогу. Если пешеходу не обозначить присутствие машины, то да — есть большая вероятность его сбить.


    1. vassabi
      14.12.2017 00:51

      но я не ожидаю, что моя машина решит сбить человека просто потому, что он решил перейти в неположенном месте.

      вы так говорите, как будто она гоняться за ним начнет.

      вот притормозить, если едешь мимо автобуса — это да, хорошо бы иметь встроенную фичу.
      С другой стороны — может наоборот, по логам автопилота будут оправдывать водителя: «транспортное средство двигалось нормально, но пешеход решил совершить самоубийство и, несмотря на все усилия водителя\автопилота, это ему удалось» (машинистов поездов же не судят, если какой-то поц внезапно переходит рельсы поперек локомотива)?


      1. arheops
        14.12.2017 01:02

        Вообщето, судят. Хотя обычно оправдывают.


        1. avb2001
          14.12.2017 10:14

          Вообще-то нет, органы внутренних дел проводят разбирательство, пишут объяснительные, но до суда не доходит, т.к. нет состава.


          1. MAXInator
            14.12.2017 10:41

            1. avb2001
              14.12.2017 11:58

              Эти примеры — когда есть вина машиниста, а не про самоубийство. Если вины нет — то написал объяснительную и води дальше.


              1. MAXInator
                14.12.2017 12:30

                Кажется, мы говорим о разном.

                Комментатор выше: "машинистов поездов же не судят, если какой-то поц внезапно переходит рельсы поперек локомотива?"
                Вы: «Не судят».
                Я: ссылки.
                Вы: «Ну это если есть вина».

                Человек полез на пути, был сбит, машинист осужден. Можно, конечно, начать расписывать про условия, применение экстренного торможения, звуковые сигналы и нарушение п.5 ст.11.1 КоАП, но смысла в этом нет. Комментатор выше заблуждался, машинистов судят. Не всегда, не особо строго — но тем не менее.


                1. avb2001
                  14.12.2017 14:22

                  Почитайте хотя бы ссылки, которые привели. Были нарушения со стороны машинистов. В случае «если какой-то поц внезапно переходит рельсы поперек локомотива» в неположенном для этого месте и нарушений со стороны машиниста не было никакого суда не будет.


                  1. MAXInator
                    14.12.2017 14:27

                    В случае «если какой-то поц внезапно переходит рельсы поперек локомотива» в неположенном для этого месте и нарушений со стороны машиниста не было никакого

                    Ясно, вам важен просто факт победы в споре с оппонентом в интернете. Ради этого вы даже дописываете вопрос спора так, чтоб ваш ответ казался правильным. Счастья вам и удачи, вы мне больше не интересны.


                    1. avb2001
                      14.12.2017 15:03

                      Я не дописываю, а разъясняю вам смысл исходного комментария «транспортное средство двигалось нормально, но пешеход решил совершить самоубийство и, несмотря на все усилия водителя\автопилота, это ему удалось».
                      Больше читайте. Удачи.


            1. vassabi
              14.12.2017 16:29

              ну вот я прочитал одну историю: «В Ивделе осудили машиниста тепловоза»
              Так там же машинист тупо побибикал и даже не пытался тормозить.

              Это недостойное поведение даже для автопилота, не говоря уже про человека.

              Я имел в виду варианты логов
              т0: Траспортное средство (ТС) едет себе, видит ТС вокруг, и может притормозить со 100% от той что впереди, и 75% — той что слева.
              т1: ТС замечает пешехода справа, вычисляет его положение, скорость и курс
              т2: у пешехода курс на столкновение, ТС начинает выполнять экстренные маневры уклонения (сброс скорости), включает аварийку
              т3: ТС регистрирует столкновение
              Т4: ТС регистрирует остановку, выключает мотор, ставит ручник и т.д.

              И далее — по логам следователь\эксперт смотрят — ага, автопилот сделал все что мог. Если водитель вмешивался — то к чему привело его вмешательство (сделал хуже\лучше). И т.д. Если не вмешивался — то вся вина на ТС (и далее по цепочке — разработчики, автопроизводители, кто еще) и на пешеходе (или дорожниках — если не работал светофор\нет разметки, ограды и т.д.).
              Понятно, что это для автопилотов начиная с 4го уровня, но «дайте помечтать» :)


              1. MAXInator
                14.12.2017 16:39

                т2: у пешехода курс на столкновение, ТС начинает выполнять экстренные маневры уклонения (сброс скорости), включает аварийку

                Знаете, почему велосипедисты сталкиваются с пешеходами? Из-за непредсказуемости пешеходов. Человек-то не в состоянии правильно среагировать, а вы предлагаете такую задачу ИИ. И «маневры уклонения» запрещены в ПДД (п. 10.1), так что только сброс скорости.
                А все остальное «логирование» пока успешно выполняют авторегистраторы. Это и для рассмотрения удобнее.


                1. vassabi
                  14.12.2017 20:48

                  Человек-то не в состоянии правильно среагировать, а вы предлагаете такую задачу ИИ
                  расчет на бездушное быстродействие. Сейчас 100 терафлопс — это одна видеокарта.
                  При этом лаг между распознаванием ситуации и началом торможения — минимальнейший (в отличии от живого водителя)

                  А, и еще он может давать сигнал об этом — всем автопилотам вокруг него, предотвращая содание аварийной ситуации для них.


                  1. MAXInator
                    14.12.2017 21:22

                    Быстродействие ИИ не поможет — нужно предугадывание. Ведь нужно еще и массу транспорта остановить. То есть нужно учить ИИ распознаванию каких-то невербальных жестов, чтоб тормозить он начинал заранее, если пешеход явно готов прыгнуть на полосу.
                    А сигнал всем вокруг него поможет только если все вокруг — автопилоты. Один-два живых водителя в таком внезапном фризе движения могут натворить дел не хуже неадекватного пешехода.


                    1. vassabi
                      14.12.2017 21:48

                      я вот подумал — а может встроить опознавание опасных пешеходов и оповещение автопилотов в рейсовые автобусы и остановки? Им-то видно такого пешехода задолго до того, как он начал стал виден приближающемуся транспортному средству.

                      Один-два живых водителя в таком внезапном фризе движения
                      Фриз будет только у одного, остальные автопилоты плавно снизят скорость, причем — с упреждением, а не «как обычно у людей».


                      1. MAXInator
                        15.12.2017 08:23

                        Проще и дешевле ограничить доступ пассажиров к проезжей части, оставив остановочные порталы.

                        Фриз будет только у одного, остальные автопилоты плавно снизят скорость

                        Вообще, тут много проблем возникнет. Шикарное поле для злоупотребления: захотел остановить экстренные службы/кортеж/инкассаторов — не нужно прыгать им под колеса, шагни на дорогу в 50 метрах впереди. Стало водителю плохо, поток встал, роженица в соседней машине не попала в больницу. И т.д. и т.п.


                        1. vassabi
                          15.12.2017 19:44

                          машины с проблесковыми маячками имеют приоритет для автопилотов: расступятся, сократят интервалы в пробках, прижмутся к обочине и пропустят роженицу в больницу.

                          а вот про инкассаторов и кортежи — я почему-то уверен, что там беспилотным будет только дрон с ПТУРом в небе :)


              1. zone19
                14.12.2017 18:13

                В пункте т2 отсутствует звуковой или световой сигнал.


                1. vassabi
                  14.12.2017 20:39

                  ну, я же примерный сценарий описывал, а не 1к1 алгоритм. ОК — к аварийке добавим еще «мигать дальним и давать прерывистый звуковой сигнал» (и скрип колес по асфальту).


  1. Dmitry_7
    14.12.2017 08:05

    Важно, как робот отработает ситуации, в которых живой водитель получает заряд негативных эмоций: толкотня в пробке на съезд с шоссе, движение по быстрой дороге, когда во всех рядах тупят, выезд из аэропорта, когда каждая секунда промедления может привести к штрафам, парковка и выезд со двора человейника, поиск места, парковка и выезд в торговом центре, общение с гепдд, когда водителю предъявляется ложное обвинение, взаимодействие с пешеходами, которые идут сплошным потоком. Наверное, не полный список, но уже этого будет достаточно. И посмотреть на время, за которое справится автопилот (можно еще включить тестовую поездку в Питер). Также езда по плохим и проселочным дорогам с ямами. Критерий — оценка пассажиров, было ли им страшно, некомфортно и т.п. Еще было бы хорошо, если бы автопилот предупреждал пассажиров 'идем на обгон, всем держаться'


  1. VRV
    14.12.2017 08:27

    — Какие доказательства надежности и безопасности беспилотного автомобиля должны вам привести разработчики, чтобы вы сегодня сели в такой автомобиль (без водителя) и поехали по дорогам общего пользования?

    Думаю, разработчики ПО должны сеть в роботакси без руля и откатать месяц зимой по Москве. Показать статистику надежности и вывести из нее преимущества перед обычным человеком-водителем.


    1. Oleg_Dolbik
      14.12.2017 11:13

      Из одого из последних постов Ольги Усковой:

      «Сейчас пишем видеосеты с испытаний беспилотника C-Pilot для CES (крупнейшая мировая консьюмерская выставка). Задачу команде я ставила так:
      — Коллеги мне нужны проезды, чтобы господа в Лас-Вегасе ахнули. Давайте покажем им русский Искусственный Интеллект во всей мощи. Хочу грязь, снег, ночь!
      И что вы таки думаете, весь этот набор сразу нашелся в ближайшем Подмосковье. Волшебная страна у нас! Все для науки и инноваторов.
      А там столько уже веселого напроисходило, что CES уже и не рубеж.
      Вот некоторые разговоры во время испытаний, Vasya — это имя робомобиля(в честь ген.конструктора):
      — Давай здесь, здесь. Видишь даже фонари не работают!
      — А ты сам-то чего-нибудь видишь? Как система, по-твоему, тут будет разбираться?
      — А мне по фиг, это Vasya едет в Лас-Вегас, а мне здесь на праздники грязь месить. Пусть робот и вкалывает.

      — Мужики, как это Vasya обьехал каску? Она маленькая — это раз, ее щас не видно — это два?
      — Хрен его знает! Останавливаем испытания. Будем пару недель разбираться, что сработало.
      — Ты чо, там выставка с 8.01. О.А. башку открутит.
      — А мне истина дороже! Настоящие ученые не гоняются за бабками.

      — Почему автомобиль не шевелится? Что случилось?
      — Ой, прости. Мы случайно ему французские нейронки залили. Ницу там, Канны. Он слегка ох… ел от контраста...»


  1. mikeee1
    14.12.2017 08:35

    Вам стоит поспешить, т.к. чем больше км накатано, тем больше статистики.
    Я бы нваерно сел в авто, ПО которого опробовано на как минимум на 10 000 машинах, каждая из которых проехала в автоматическом режиме от 50 000км по дорогам общего пользования.
    Для потребителя это доказательство работы ПО.
    Для вас огромный набор статистики и данных для тренеровки ИИ.

    В данном случае, для меня по крайней мере, будет главным не количество аварий на эти 10 000 машин, а динамика в их снижении. ИМХО, данные полученные во время натурных экспериментов самые ценные. Больше данных — больше ньюансов ваш ИИ будет учитывать.

    ПС. Честно не знаю, как вы собтраетесь переплюнуть такого гиганта как Тесла. Честно сказать, у них уже такоооой массив данных от восторженных юзеров автопилота и он постоянно увеличивается, что позволит им в будущем обойти конкурентов.


  1. worldmind
    14.12.2017 09:09

    Может кому пригодится мой анализ вопросов морали автопилота.


  1. jryj
    14.12.2017 10:14

    С робомобилями остаётся проблема, хз, как её правильно назвать: что выберет машина — сбить группу пешеходов и спасти пассажира/пассажиров или угробить их, ценой жизни пешеходов?


  1. DrFly
    14.12.2017 10:14

    Хорошим доказательством для такого автомобиля, было бы, если бы он выглядел, как танк и умел ± держаться дорожной полосы, ну на тот случай чтобы дом не задеть.


  1. mihail6233
    14.12.2017 10:16

    Доказательства?
    1. Год езды по дорогам общественного пользования как минимум в 5 городах без аварий сотней автомобилей. в том числе с участием только автономных автомобилей.
    2. Исключение взлома ПО удаленно (локальное ПО).
    3. Простота использования.


  1. Sphen
    14.12.2017 10:16

    Про беспилотные грузовики. Если принять функцию водителя грузовика в нашей стране и в наше время за 100%, то на непосредственное управление автомобилем отойдёт, в лучшем случае, процентов 50. Остальные 50% — это:
    1 — охрана и экспедирование перевозимых грузов с учётом множества специфических факторов. Таких, например, как загрузка автомобиля. Водитель, знающий что и как у него в «кузове» стоит, довезет продукт да места назначения с оптимальнымы потерями, или вообще без них. Иногда достаточно одного резкого торможения (ускорения), или виража на повороте, что бы привести в негодность весь перевозимый груз.
    2 — технический контроль в пути, обслуживание, устранение неисправностей при эксплуатации автомобиля. Пример: переднее колесо «ловит гвоздь» на скорости 60км/ч. Опытный водитель сможет удержать машину и вовремя её остановить. Соответственно, замена пробитого колеса — рядовая процедура для любого шоферюги. Куча проблем в условиях зимней эксплуатации. С тем же воздухом в системе тормозов, температурным режимом в системе охлаждения, подачей топлива в ДВС и т.д., которые решает водитель. Как для «беспилотника»? Вызывать службу поддержки или эвакуатор?
    3 — выбор маршрута движения. Ну хорошо, если это прямая автомагистраль, типа новой «Ленинградки». А то ведь были случаи, когда водитель, руководствуясь навигатором, забирался туда, откуда его потом токмо большим вертолётом извлечь можно было. Ну или разбором машины на части. С дорожными знаками отдельная песня. Несколько раз видел дорожный знак «крутой спуск» там, где был крутой подъём и наоборот. Ну не нашлось нужного знака у дорожников, поставили, какой был. Главное — смысл понятен. Для водителя. А для «робота»?
    А как насчёт «разбойников с большой дороги»? Едет себе грузовичок, весь такой беспилотный, с каким-нить грузом. Тут выходит на дорогу хлопец с «нотебуком», нажимает на «энтер», вырубает все мозги у грузовичка и спокойно забирает груз. Или изменяет его маршрут движения в сторону ближайшего укромного места. Ну или, на худой конец, сливает солярку!
    Для каких — то небольших расстояний, в пределах мегаполиса, с развитой сетью различных коммуникаций — может быть. А для всей страны — дальнобойщикам можно не переживать лет ещё 100, по крайней мере.


    1. zone19
      14.12.2017 11:10

      дальнобойщикам можно не переживать лет ещё 100, по крайней мере.

      Дальнобойщики будут первыми кого заменят робомобили. И если вы собираетесь жить еще минимум лет 20, то у вас будет возможность убедиться в этом самостоятельно.


    1. x86d0cent
      14.12.2017 11:22

      1 — решается требованиями на размещение груза с учетом того, в каких пределах значение максимальных боковых и продольных ускорений гарантирует автопилот (и, возможно, наличием спец. режимов а-ля «хрупкий груз»), за соблюдением которых следит ответственное лицо при погрузке. Если с грузом что-то случилось при отсутствии превышения этих значений — значит, неправильно загрузили.
      2 — более тщательное ТО, чтобы такие вещи как «неправильный температурный режим в системе охлаждения» были не чем-то обычным, а редкой нештатной ситуацией. С проколотыми колесами отчасти может помочь система подкачки шин. Ну а уж если действительно что-то произошло — то да, выежзает техничка с живым механиком. Так всегда было: технический прогресс взамен исчезнувших рабочих мест создавал новые (пусть и в меньшем количестве).
      3 — конечно, сразу далеко не по всем маршрутам получится. Питер-Москва, напиример, и Якутск-Магадан — две большие разницы. На последнем живые водители наверняка продержатся дольше.
      Процесс же будет постепенно идти: сегодня из Питера в Москву начнут возить без водителей, завтра уже до Самары и т.д… Где-то, конечно, может и через 100 лет живые люди будут ездить, страна у нас обширная. Но там, где большинство населения живет, думаю, переход произойдет гораздо раньше


  1. avb2001
    14.12.2017 10:26

    Некоторые готовы сесть в роботакси после того, как оно откатает 50К в городе. А кто ему даст откатать? Ну ок, внутри нет пассажира. А другие участники дорожного движения? Соберет это роботакси встречку с горой погибших и отправится коллектив текноложис бригадой лес валить или варежки шить. СЕО, конечно, надеется переложить ответственность на страховую… А страховые знают? )
    Есть намного более простые задачи, которые не решены. Например, автоматизация жд, метро. Там тоже «за рулем» люди, которых можно заменить. А управление идет только изменением скорости. Траекторию считать не надо, другие участники движения не мешаются, а в метро даже погодных факторов нет. И где вы видели полностью автономный рельсовый транспорт? Таких мест в мире по пальцам посчитать. И протяженность дорог скромная. Автопилоту в самолете десятки лет. А профессия пилота по пржнему престижна и высокооплачиваема.
    Когда я начну пользоваться роботакси? Ну, как жд техникумы перестанут готовить машинистов… тогда подумаем.


    1. Shadow_Runner
      14.12.2017 11:59

      Не дождетесь, скорее всего. Машинист очень дешев. Прям неимоверно дешев. Один человек с относительно небольшой зарплатой на целый состав. Относительно прочих затрат просто незаметен. Нет никакой мотивации заменять его автоматикой.


      1. avb2001
        14.12.2017 12:04

        Фига себе дешев. А смена бригады, когда поезд простаивает, а организация мест отдыха?
        Но и задачка-то элементарная — добавил скорости/убавил скорость. Весь маршрут известен, все повороты и т.д.


        1. BlackMokona
          14.12.2017 16:55

          Давно существует метро без машиниста.


          1. avb2001
            14.12.2017 20:52

            Цитирую себя же

            Таких мест в мире по пальцам посчитать

            Насчет внедрения в Московском метро новости противоречивые.


            1. BlackMokona
              15.12.2017 08:50

              Технология есть и успешно применяется. Таки это не технологическая проблема


              1. avb2001
                15.12.2017 09:52

                Таки да. Видимо, есть ограничения, которые не позволяют ее широко использовать.


  1. x86d0cent
    14.12.2017 11:17

    del (не туда)


  1. vikarti
    14.12.2017 11:31

    Когда? Когда руководство компании и все программисты занятые в разработке системы снимут рули со всех служебных и своих личных машин и поставят автопилот (да, я про класс 5 системы) и так поживет хотя бы полгода.


  1. alix_ginger
    14.12.2017 12:48

    Только три строки из всей статьи связаны с заголовком


  1. ZverArt
    14.12.2017 13:37

    Согласен с первым комментатором про 150 тысяч км, но одно дело проехать по дорогам и сказать: «Мы проехали, вот вам фоточки и видео из разных городов». Я же хотел бы увидеть, скажем, 50 видеозаписей, по которым я пойму, как автомобиль поведёт себя в сложной ситуации. Например:

    1. Мячик выкатился на дорогу, но никто за ним не идёт;
    2. Мячик выкатился на дорогу, за ним бежит ребёнок;
    3. На дорогу выбежал кот;
    4. На дорогу выбежала большая собака;
    5. На дороге валяется большой кусок полиэтилена;
    6. На дороге большая яма;
    7. Кто-то подрезает автомобиль;
    8. Перестроение автомобиля в потоке;
    9. Как поведёт себя автомобиль при сломаном светофоре;
    10. Как поведёт себя автомобиль при мерцающем светофоре;
    11. Как распознаёт автомобиль еле видную разметку и знаки?
    12. Летом бурная растительность, знак за деревом и виден только боковым зрением, когда уже подъехал к нему. Как поведёт себя автомобиль? Могу даже такие места в Моксве подсказать,…


    И так далее. При необходимомсти готов ещё тест-кейсов накидать.


  1. halted
    14.12.2017 13:50

    Имхо, лучшее доказательство безопасности это когда топы компании доверят своих детей робомобилю.


  1. Gryphon88
    14.12.2017 14:15

    Насколько реально сделать (в том числе сертифицировать и поддерживать) и установить на «автопилотируемую» машину видеорегистратор, который будет как минимум на правах существующих камер видеофиксации сообщать в ГАИ о нарушениях, которые он заметил, и в другие ответственные органы о неправильной/нечитаемой разметке и установке знаков, неработающем освещении и прочей некондиционной инфраструктуре?


    1. zone19
      14.12.2017 14:49

      Это будет следующей фичей :)


      1. Gryphon88
        14.12.2017 14:55

        Ну тоннель лучше копать с двух сторон, тем более что некоторые отечественные инновации мне напоминают попытку перепрыгнуть из XIX в XXI век. Может, сначала дороги подремонтировать и карты актуализировать?


        1. ZverArt
          14.12.2017 18:08

          Можно из слабой позиции сделать сильную. Вот непонятно, как будет себя вести, например, тесла на автопилоте если яма будет на дороге. Или есть разметка плохая. А наши системы могут быть натренированы и на такой случай событий.


          1. ARD8S
            14.12.2017 18:19

            Выше скорость — меньше ям. «Лишь бы дороги не строить.»


          1. Gryphon88
            14.12.2017 18:53

            по такой логике лидеров самоуправляемой техники должен быть «Катерпиллер». Просто потому, что проще строить местность, чем поведение по местности.


  1. o4kareg
    14.12.2017 14:21

    Мой ответ прост — создайте такого авторобота и сами пользуйтесь им ежедневно. Домой, на работу, с семьей на дачу. Когда разработчик доверяет свою жизнь и жизнь родных своему детищу, в качестве можно быть уверенным. Вспомним дедушку Отиса, который демонстрировал систему блокировки лифта при обрыве троса, лично стоя на платформе и предлагая любому желающему трос перерубить.


  1. ilyaplot
    14.12.2017 15:07


    А вот это существенная недоработка. Похоже, не умеет распознавать значение знаков полностью.


    1. lil_Toady
      14.12.2017 17:40

      Меня больше смущает что ни справа, ни слева не определился знак пешеходного перехода.
      Справа показывает номер как у знака выше — 4.1.1 (движение прямо), а 31.2 вовсе отсутствует в ПДД.


      1. impetus
        14.12.2017 18:38

        «Зебра» тоже не распознана. Машины, заведомо стоящие, помечены так же, как двигающиеся. Зато карнизы зданий. Собственно на единственной технической картинке в статье — куча серьёзных косяков.


        1. ARD8S
          14.12.2017 19:26

          А номер на фольксвагене а!777! аа не смутил? Вообще, учитывая странные блики фотожабой попахивает.


          1. impetus
            14.12.2017 19:46

            В Москве на улице «Малая Лубянка»? — нет, не смутил.


            1. ARD8S
              14.12.2017 21:30

              Меня скромность удивляет.


    1. Mishootk
      15.12.2017 09:18

      Распознавание знаков, оно конечно хорошо. Но разве сейчас установка знака не сопровождается внесением его в некоторую базу (пока о формате хранения, носителе и доступности не говорим)? По крайней мере в тех районах, где поначалу будут внедряться беспилотники. И заодно к функциям просто управления авто будет добавлен контроль корректности расположения знаков (лишний, поврежден, грязный...).


      1. x86d0cent
        15.12.2017 10:31

        Пока есть живые водители, базу эту можно разве что использовать в процессе распознавания для его улучшения. Но полагаться только на нее нельзя: вдруг знак исчез (сдуло порывом ветра, снесли столб и т.п.)? Тогда получится, что автопилоты едут по знаку, которого нет, а живые водители — по правилам, которые действуют в отсутствии знака.


    1. avb2001
      15.12.2017 23:54

      Ну что вы катите на новую технологию, «ретроград»? Вы разве не знаете, что тесла у маска, дип майнд у гугла и все такое? А тут, подумаешь глупые знаки встали на пути прогресса.

      PS На самом деле это капец. OCR этой системы не может даже толком прямоугольник белый отловить. Тушите свет.


  1. aslepov78
    14.12.2017 16:15

    Очередной «нано» распил. Отдав 300млн лучше бы сразу в опенсорс выкладывали результат, чтоб народ знал своих героев. А так… «когда камаз поедет?… в 2016..2018..2025..» да никогда он не поедет.


    1. ZverArt
      15.12.2017 13:10

      Вот зря вы так. Так-то автопилотный камаз уже есть, уже был продемонстрирован. И в 2018 действительно планировали запустить продажи, но рынок не готов и из-за этого отложили. По крайней мере, это официальная причина.


      1. aslepov78
        15.12.2017 13:16

        Я немного в курсе как демонстрируют наши достижения высокопоставленным чиновникам. Вы же понимаете на сколько сложнейший софт там должен быть для реального использования. То что камаз по автодрому где то прокатился, и повседневное использование на дорогах — разница колоссальная. Ну конечно рынок не готов, какой владелец камаза в здравом уме поставит оборудование и софт черт знает по какой цене, да еще поверив на слова нашим разработчикам или чиновникам.

        Поэтому — покажите народу что вы там сделали, сорцы в студию, к черту секреты. За 300млн народ имеет право видеть ))


  1. V2D1M
    14.12.2017 16:15

    Отличным доказательством был бы проезд беспилотного автомобиля трассы Ралли Монте-Карло. Сначала в рамках самого ралли по перекрытой трассе, потом в рамках обычного движения по открытым дорогам в темпе местного жителя, хорошо знакомого с этим маршрутом.


  1. barsuksergey
    14.12.2017 17:13

    А какая может быть у разработчика ответственность? Око за око? Судьба злополучного Петера Нильсена и почившей семьи Калоевых? Я надеюсь, что внедрение беспилотных автомобилей займёт хотя бы десятилетие и пройдёт как можно больше тестов и циклов испытаний. Пусть первым испытателям присвоят звание Героев России. Пусть их семьи и семьи погибших получат поддержку общества. Пусть появятся ГОСТы, ОСТы, ПДД, указы Президента, новые статьи в кодексах. Пусть в беспилотники сядут президенты, премьер-министры, депутаты, губернаторы. Пусть беспилотный транспорт станет частью целостной системы, которая много больше, чем одинокие доказательства надёжности и безопасности.
    Запятые в статье расставляла программа. Я знаю, о таком обычно пишут в личку. Но если такая же безграмотная и безалаберная программа будет применяться в беспилотных автомобилях…


  1. Sphen
    14.12.2017 20:00

    конечно, сразу далеко не по всем маршрутам получится. Питер-Москва, напиример, и Якутск-Магадан — две большие разницы.

    Питер — Москва -684 км. по относительно ровной местности за 152 млрд.руб. 222 222 222 рубля за километр трасы. Да ещё 4 млрд. за спецразметку для «беспилотников». Сколько уже потрачено, и сколько будет ещё вбухано в проект беспилотного «Камаза»? И какова в итоге окажется стоимость тонно-километра перевозимого груза? И за чей счёт банкет? Илон Маск на свои причуды тратит денюжку, которую ему люди отдают добровольно. А наше «Сколково» с нанотехнологиями, плоды которых до сих пор никак не удаётся пощупать вживую, разнообразные стройки века и мероприятия (в т.ч. создание беспилотного авто) со своими фондами, грантами, откатами, зарплатами руководителей проектов и корпоративами оплачивают наши сограждане добровольно-принудительно.