«Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре» — Фрэнк Заппа
Кажется, что у музыки и литературы действительно мало общего — это разные медиумы, с которыми нужно по-разному взаимодействовать. В то же время есть формальные факторы, которые их объединяют: бывают книги для веселого и легкого чтения и музыка для медленного и вдумчивого прослушивания, и наоборот. Книги могут многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка.
А иногда они и вовсе могут усилить качества друг друга. В книгах музыка может стать художественным приемом, определяющей характеристикой героя, фоном, задающим настроение, сюжетной рамкой или даже принципом организации текста. Сегодня мы решили поделиться подборкой книг о музыке и музыкантах — очень разных и непохожих друг на друга.
Фото Maxime Auger CC
Маленький Вернон Дрей окружает себя миром фантазий, в котором большую роль играет Чудовище — большой старый рояль. Музыка кажется ему шумной, незаконченной, пустой. Лишь с возрастом он понимает, что музыку можно «проверить алгеброй», дополнить не слышанными ранее звуками. Взрослый Дрей становится талантливым композитором, которого ждёт большое и светлое будущее.
Мэри Уэстмакотт — не Агата Кристи. У книг, написанных мастером детектива под псевдонимом, совершенно другой язык и структура романа. Это сентиментальный роман, где форма отходит на второй план, на первом — трагедия человеческой жизни и жадность таланта, который подчиняет себе всё остальное, не оставляя выбора. Звуки пронизывает повествование — гармония рояля, звон стекла, скрип металла. Но какую цену героям пришлось за это заплатить?
Смешной и грустный, простой и сложный, сентиментальный и абсурдистский роман — пародия на реальность или обернувшаяся жизнью метафора?
Герой Колин — молодой повеса, который живет на сомнительные деньги своего семейства. У него есть механизмы, которые дают ему всё, что нужно: даже «шейкорояль», который делает коктейли, если на нем наиграть нужную мелодию. Он женится на девушке Хлое, которая вдруг начинает умирать от какой-то болезни, а вместе с ней темнеет и сжимается мир Колина.
Нередко «Пену дней» сравнивают с джазом — здесь и рваный темп, абсурдная веселость, вульгарность и глубина, которые складываются в красивую и тревожную музыкальную поэтику.
По мотивам книги сняли фильм — саундтрек хорошо отражает и текст романа Виана.
Фото Bhavna Sayana CC
Известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера основан на романе, написанном Гастоном Леру — автором знаменитых полицейских детективов и первого в своем жанре рассказа об «убийстве в закрытой комнате» — «Тайны желтой комнаты».
В общих чертах сюжет известен каждому, но это — готический роман со своими особенностями. Огромную роль тут играет издание Парижской национальной Оперы, которое создает клаустрофобию и нагнетает мистический ужас. Герои погружены в интригу, они эмоциональны и подвержены многим ужасам, а их чувства доведены до крайности. Романтика вторична ощущению ужаса, убийствам и таинственным пятнам крови.
Одновременно это тот случай, когда написанная по мотивам книги музыка из современности дополняет классический текст.
В сборник вошли 26 рассказов и одна пьеса писателей со всего мира: Германа Гессе, Карела Чапека, Теофиля Готье, Джорджа Брэдшоу, Сомерсета Моэма, Джона Апдайка, Патрика Зюскинда и других. Название сборнику дата повесть Джеймса Болдуина. Самые разные тексты очень разных авторов со всех концов земли объединила общая тема, красной линией проходящая через сборник — судьба музыки и судьба музыканта, решившего посвятить ей жизнь.
Роман о музыке и книгах — сложный и многоуровневый. Главный герой — лингвист и философ Адриа Ардевол, который готов пожертвовать многим ради скрипки с загадочной историей. Он вспоминает свою жизнь, но его память и большой ум изъедены болезнью.
В центре романа — антикварный магазин и старинная знаменитая скрипка Сториони. Помешательство на объекте искусства вынуждает героя принимать страшные решения. Так страшное сталкивается с прекрасным — чудесный инструмент способен производить великую музыку, но его окружают фальшивые и низменные ценности: жадность и зло.
Наша культурно-историческая рубрика — дополнительное чтение:
Кажется, что у музыки и литературы действительно мало общего — это разные медиумы, с которыми нужно по-разному взаимодействовать. В то же время есть формальные факторы, которые их объединяют: бывают книги для веселого и легкого чтения и музыка для медленного и вдумчивого прослушивания, и наоборот. Книги могут многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка.
А иногда они и вовсе могут усилить качества друг друга. В книгах музыка может стать художественным приемом, определяющей характеристикой героя, фоном, задающим настроение, сюжетной рамкой или даже принципом организации текста. Сегодня мы решили поделиться подборкой книг о музыке и музыкантах — очень разных и непохожих друг на друга.
Фото Maxime Auger CC
«Хлеб великанов» Мэри Уэстмакотт (известной также как Агата Кристи) — о том, что великий талант есть не только дар, но и жертва
Маленький Вернон Дрей окружает себя миром фантазий, в котором большую роль играет Чудовище — большой старый рояль. Музыка кажется ему шумной, незаконченной, пустой. Лишь с возрастом он понимает, что музыку можно «проверить алгеброй», дополнить не слышанными ранее звуками. Взрослый Дрей становится талантливым композитором, которого ждёт большое и светлое будущее.
Мэри Уэстмакотт — не Агата Кристи. У книг, написанных мастером детектива под псевдонимом, совершенно другой язык и структура романа. Это сентиментальный роман, где форма отходит на второй план, на первом — трагедия человеческой жизни и жадность таланта, который подчиняет себе всё остальное, не оставляя выбора. Звуки пронизывает повествование — гармония рояля, звон стекла, скрип металла. Но какую цену героям пришлось за это заплатить?
Как написано:… ему казалось, что это больше, чем звук. Видеть и слышать стало единым — изгибы и спирали звука, вверх, выше и снова вверх.
«Пена дней», Борис Виан — джазовый роман
Смешной и грустный, простой и сложный, сентиментальный и абсурдистский роман — пародия на реальность или обернувшаяся жизнью метафора?
Герой Колин — молодой повеса, который живет на сомнительные деньги своего семейства. У него есть механизмы, которые дают ему всё, что нужно: даже «шейкорояль», который делает коктейли, если на нем наиграть нужную мелодию. Он женится на девушке Хлое, которая вдруг начинает умирать от какой-то болезни, а вместе с ней темнеет и сжимается мир Колина.
Нередко «Пену дней» сравнивают с джазом — здесь и рваный темп, абсурдная веселость, вульгарность и глубина, которые складываются в красивую и тревожную музыкальную поэтику.
По мотивам книги сняли фильм — саундтрек хорошо отражает и текст романа Виана.
Как написано: На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы исчезнуть с лица земли, потому что все остальное – одно уродство.
Фото Bhavna Sayana CC
«Призрак оперы» Гастон Леру — читать и искать несовпадения с популярным мюзиклом
Известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера основан на романе, написанном Гастоном Леру — автором знаменитых полицейских детективов и первого в своем жанре рассказа об «убийстве в закрытой комнате» — «Тайны желтой комнаты».
В общих чертах сюжет известен каждому, но это — готический роман со своими особенностями. Огромную роль тут играет издание Парижской национальной Оперы, которое создает клаустрофобию и нагнетает мистический ужас. Герои погружены в интригу, они эмоциональны и подвержены многим ужасам, а их чувства доведены до крайности. Романтика вторична ощущению ужаса, убийствам и таинственным пятнам крови.
Одновременно это тот случай, когда написанная по мотивам книги музыка из современности дополняет классический текст.
Как написано: Музыка обладает магической силой устранять все во внешнем мире, за исключением звуков, которые проникают прямо в сердце.
«Блюз Сонни» — сборник повестей и рассказов о музыке и музыкантах
В сборник вошли 26 рассказов и одна пьеса писателей со всего мира: Германа Гессе, Карела Чапека, Теофиля Готье, Джорджа Брэдшоу, Сомерсета Моэма, Джона Апдайка, Патрика Зюскинда и других. Название сборнику дата повесть Джеймса Болдуина. Самые разные тексты очень разных авторов со всех концов земли объединила общая тема, красной линией проходящая через сборник — судьба музыки и судьба музыканта, решившего посвятить ей жизнь.
Как написано: Но еще вечером, во время рассказа жены Моцарта, Евгению охватила смутная тревога за того, чей обаятельный образ пленил ее воображение; это затаенное в глубине души предчувствие не давало ей покоя во все время игры Моцарта, несмотря на неотразимое очарование музыки и тот таинственный ужас, который она навевала; наконец, Евгению поразило и потрясло то, что он сам, говоря о себе, невольно высказал такие же опасения.
Ей стало ясно, предельно ясно, что этот человек быстро и неминуемо сгорит в собственном пламени, что он может быть лишь мимолетным обитателем нашей планеты, потому что для Земли поистине слишком могуч был бы поток столь щедро расточаемых им даров.
— Эдуард Мерике, «Моцарт на пути в Прагу»
«Я исповедуюсь» Жауме Кабре — причудливая человеческая память и нервный скрипичный проигрыш
Роман о музыке и книгах — сложный и многоуровневый. Главный герой — лингвист и философ Адриа Ардевол, который готов пожертвовать многим ради скрипки с загадочной историей. Он вспоминает свою жизнь, но его память и большой ум изъедены болезнью.
В центре романа — антикварный магазин и старинная знаменитая скрипка Сториони. Помешательство на объекте искусства вынуждает героя принимать страшные решения. Так страшное сталкивается с прекрасным — чудесный инструмент способен производить великую музыку, но его окружают фальшивые и низменные ценности: жадность и зло.
Как написано: Стоит прикоснуться к красоте искусства — жизнь меняется. Стоит услышать Монтеверди-хор — жизнь меняется. Стоит увидеть Вермеера вблизи — жизнь меняется. Стоит прочитать Пруста — и ты уже не такой, каким был раньше. Я вот только не знаю почему.
Наша культурно-историческая рубрика — дополнительное чтение:
- «Минутка Sound Studies»: о культурном смысле звука
- «Стена»: вспоминаем легендарный альбом Pink Floyd
- «Непотопляемый SoundCloud»: от идеи до 10-летия проекта
- «Звук в музее» — промышленный дизайн и творческие эксперименты
- «Восемь бит»: о звуках в старых играх
Комментарии (8)
nerudo
24.02.2018 18:58По теме могу рекомендовать книжку «Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана» соответсвенно про Баршая.
ptica_filin
25.02.2018 08:07А мне вспомнилась документальная, но тем не менее очень захватывающая "Неполная и окончательная история классической музыки" Стивена Фрая.
dimaviolinist
26.02.2018 12:00«When the Music Stops: Managers, Maestros and the Corporate Murder of Classical Music»
Переведена как «Кто убил классическую музыку?»
Норман Лебрехт
История развития классической музыки, как музыки, как бизнеса и про смесь творчества, конкуренции и делёжки пирога. Начинает с Паганини, кстати :)
Гастона Леру стоит читать до пятнадцати лет, как и Майн Рида.
У Фрэнка Заппы есть обалденная «Настоящая книжка Фрэнка Заппы». Кстати, вспомнил и перечитаю.Навскидку пару цитат«Мы получили в свое распоряжение лучший репетиционный зал, о каком могла мечтать любая группа, но умирали с голоду. Мы собирали бутылки из-под содовой, сдавали их и на вырученные деньги покупали белый хлеб, копченую колбасу и майонез.»
«В последний день последнего сеанса я пытался записать вещь под названием «Истинное благородство». В правилах профсоюза оговаривался короткий перерыв после каждого часа работы, и на последнем часу вся группа трубачей покинула территорию студии «Туикнэм», оккупировала бар через дорогу и вернулась с пятнадцатиминутным опозданием.
Тем временем остальные музыканты сидели в студии и дожидались возвращения своих приятелей-трубачей. Может показаться, что пятнадцать минут — вроде совсем не много, однако на профессиональном сеансе звукозаписи с участием ста семи музыкантов пятнадцать минут — это ОЧЕНЬ ДОЛГО. Каждая секунда на счету — и оплачивается Кучей Долларов. И хотя вещь к записи была совсем не готова, я никак не мог заставить оркестр поработать сверхурочно; наверстать потерянные пятнадцать минут в конце сеанса я не мог ни за какие деньги.»
igrig
Че почитать то? Думаю, по статье я не ЦА, не читал,
не осуждаю. Как ЦА ресурса, решил подмазаться. Лю Цзиня последний раз, до сих пор вот, всю трилогию, до этого методы рационального мышления, до этого феймана, до этого биографию джобса, короче идейки янахожучерпаю здесь.