Штатные стереосистемы в автомобилях стали нормой, но когда-то все было иначе. 80 лет назад автомобилисты могли довольствоваться только радиоприемниками, а о прослушивании записей оставалось только мечтать. Все изменилось с появлением первых проигрывателей — одним из типов таких устройств были виниловые системы для автомобилей.

Расскажем их историю.


/ Wikimedia / sv1ambo / CC

Как работал Highway Hi-Fi


В 1950-е в устройстве аудиосистемы автомобилей Chrysler произошли серьезные изменения. Для начала в знаменитом Imperial появился первый в мире полностью транзисторный автомобильный радиоприемник. Следующий шаг стал еще более мощным прорывом — в 1956 году в новых моделях Chrysler появился первый аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.

О выпуске нового устройства писали в газетах — его появление стало целым событием — теперь в дорогу с собой можно было взять пластинки любимых исполнителей. За разработку отвечал американский телерадиовещатель Columbia Broadcasting System (CBS). Он же занимался выпуском пластинок. Специально для Highway Hi-Fi был разработан уникальный формат винила. В этом принял участие инженер CBS Питер Голдмарк (Peter Goldmark).

Highway Hi-Fi воспроизводил музыку через динамик автомобильного радиоприемника и использовал его же систему усилителей. Вращающаяся платформа была защищена ударопрочным корпусом, установленным чуть ниже центра приборной панели. В устройство проигрывателя также входили звукосниматель, сапфировая игла и место для хранения шести пластинок.

Работу системы можно оценить на этом видео.

Для этого проигрывателя был выбран формат пластинок медленнее привычного — 16? оборотов. На такую пластинку можно было записать до 90 минут музыки — вдвое больше, чем на обычный винил того времени. В CBS пошли на такой шаг, потому что 12-дюймовые пластинки с 33? оборотами в минуту были слишком громоздкими для автомобиля, а 45 оборотов казалось слишком мало для длительных поездок. Кроме этого, 7-дюймовые пластинки для Highway Hi-Fi были тяжелее обычных — 135 грамм против 70 грамм — и бороздки были организованы плотнее, чем на обычном виниле.

Что пошло не так


Highway Hi-Fi поставлялся в качестве дополнительного комплекта в Desoto, Dodge и Plymouth с 1956 года и по некоторым сведениям до 1959 года. Спрос на проигрыватель упал также стремительно, как возник. По прошествии года американские потребители разочаровались в новом устройстве. С одной стороны, это странно — технология была прорывной, до первых кассетных систем оставались целые годы, и у Highway Hi-Fi не было конкурентов.

Однако, на то были веские причины. Главная из них — проигрыватель не предоставил обещанной свободы прослушивания музыки. Как уже говорилось выше, производством пластинок занимались исключительно в CBS. Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей, но этого было мало. В своей автобиографии Голдмарк отмечает, что Chrysler и CBS недостаточно продвигали идею записи новых пластинок по заказу потребителей. Без возможности выбора из широкого ассортимента записей смысл в проигрывателе пропадал. Кроме того, скромная коллекция доступных пластинок была бесполезна без Highway Hi-Fi. Продавая свой Chrysler, человек был вынужден отдавать с ним и весь винил для автомобиля.

Второе ограничение — проигрыватель был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Highway Hi-Fi нельзя было, например, купить отдельно от одной машины и установить в Buick. С ремонтом и обслуживанием проигрывателя тоже возникали проблемы. Если что-то случалось, приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Ко всему прочему новинка была недешевой — 200 долларов (с учетом инфляции — 1700 долларов на сегодняшний день).

Кроме того, автовладельцы очень быстро обнаружили достаточно очевидный минус проигрывателя — игла соскакивала на неровной дороге и ее приходилось поправлять. Это отвлекало от управления автомобилем и мешало наслаждаться музыкой. В итоге недостатки уникального формата привели к тому, что по прошествии нескольких лет в Chrysler отказались от Highway Hi-Fi.

Кто еще делал проигрыватели пластинок для машин


В 1960-м на рынок аудиосистем для автомобилей вышла Radio Corporation of America (RCA). Разработка этой корпорации носила название «Victorla» — у нее также был одноименный музыкальный лейбл. В RCA учли основные недочеты Highway Hi-Fi и сделали работу над ошибками. Проигрыватель воспроизводил популярные форматы пластинок, а водителю не приходилось отвлекаться от дороги. К тому же устройство было в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi. Тем не менее, RCA прекратила производство «Victorla» в 1961 году.

Еще одну разработку в этой категории создала компания Norelco — североамериканское представительство Philips. Своим дизайном Norelco Auto Mignon напоминает привычные нам CD-магнитолы. Ради компактности разработчики пожертвовали местом для хранения пластинок — автовладельцы были вынуждены сами решать эту проблему, что не сыграло в пользу проигрывателя.

Окончательным аккордом для автомобильных проигрывателей стало появление кассетных автомагнитол под формат Stereo 8. Это произошло в 1965 году. Chrysler стал предлагать такие аудиосистемы, начиная с 1968 года.


/ Wikimedia / CZmarlin / CC

Сложно представить, что кто-то сегодня решится заменить свою аудиосистему на нечто вроде Highway Hi-Fi. Наиболее близкой к этой идее по духу можно назвать концепцию портативного проигрывателя. Такой при желании можно взять с собой и в автомобиль. Пример для этой категории аудиоустройств — Audio-Technica AT727 (видео). На него равняются более поздние разработки.

Есть и более инновационные концепции, чем традиционная платформа с иглой. Например, на Kickstarter не так давно собирали средства на портативный проигрыватель RokBlok. Небольшой блок в этом случае выступает одновременно и иглой и динамиком. Судя по демонстрационному видео, RokBlok можно приспособить для воспроизведения в машине, если положить пластинку на сидение или приборную панель.



Годы не щадят смелые разработки, превращая их в странные изобретения на черно-белых фотографиях, но популярность винила как формата и желание людей слушать пластинки остается.

Об этом — наша подборка материалов по теме:

Комментарии (12)


  1. Mobile1
    07.04.2018 19:50
    +5

    Впечатлило как работает RCA, особенно как меняются диски:


    1. AntonSor
      07.04.2018 20:23
      +2

      Да, механизм ещё тот… А проигранные пластинки падают вниз, и их нельзя проиграть заново.


      1. Dvlbug
        07.04.2018 22:49

        Что за музыка на 2:07 начинается? Убейте меня, но я слышал ее в детстве


        1. unwrecker
          07.04.2018 23:42
          +1

          Шазам говорит: Duke of earl, Gene Chandler


  1. Zmiy666
    07.04.2018 23:48

    Хм… а никто не запилил такую но в современном варианте? Возможно у разных аудиофилов такая штука могла бы иметь успех сейчас.


    1. thatsme
      08.04.2018 05:46
      +3

      Есть. С лазерным звукоснимателем и алюминевым носителем. CD-player называется.


  1. SinsI
    08.04.2018 02:53
    +1

    Что происходит с пластинкой в таком проигрывателе при экстренном торможении?


    1. AntonSor
      08.04.2018 08:42

      Игла слетает с дорожек


  1. Naves
    08.04.2018 07:39
    +2

    История винила в автомобиле
    geektimes.ru/post/277986


  1. Marsikus
    08.04.2018 09:14
    +2

    Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей

    Т.е. с песнями, которые и так можно было послушать на радио. Просто «гении» маркетинга.

    портативный проигрыватель RokBlok

    Это надругательство над пластинкой, она быстро испортится от такого обращения.


    1. Nuwen
      08.04.2018 13:07

      Это надругательство над пластинкой
      Страдай потом от аудиофильской инквизиции, за надругательство над пластинкой заставят слушать 128kbps mp3.


    1. demimurych
      08.04.2018 15:39

      Есть мнение, что бывают люди, которые хотят слушать популярную музыку тогда когда им нужно, а не тогда когда она играет по радио.