Идет две тысячи большой год...


Когда-то в юности мне родители советовали побольше учиться и поменьше тратить время на не самые полезные занятия — домашние игры (в том числе компьютерные), вечерние клубы и так далее. Конечно, их немного смущали внушительные гонорары профессиональных компьютерных игроков, однако не на столько, чтобы я мог наиграться вволю. Как ни странно, моя текущая работа абсолютно не соответствовала их ожиданиям.


В определенных случаях мозг спящего человека способен решать сложные задачи, более того — такие, на которые не способен бодрствующий человек. Почему? Во-первых, это предельная концентрация. Во сне мозг игнорирует немало сигналов нашего организма, а что самое главное — поток данных от органов чувств становится радикально меньше. А если добавить сюда отсутствие отвлекающих факторов, то получается вполне неплохая вычислительная машина. Главное лишь захотеть решить задачу...


И каждый день я играю в игры и стараюсь решить задачи. Каждый день я играю и сплю. 180 минут игры, 60 минут сна, обед. Потом 120 минут игры, 60 минут сна, отчет. Сначала я привыкаю к правилам игры, нахожу эффективные решения, выигрываю (и проигрываю). Потом я перед сном запоминаю задачу и засыпаю, пытаясь применить накопленные знания. И так каждый день. Примерно раз в месяц обязательная смена тематики. Например, сейчас у меня тема — оптимизация процессов поставки для розничной торговли. А потому все игры связаны именно с этим: симуляторы торговли, симуляторы грузоперевозок и ряд других. Казалось бы, можно всё это делегировать мощному компьютеру с большой памятью, однако они просто-напросто запрещены.


К началу XXI века немало людей всерьез считали, что поздно делать ставку на человека: машины быстрее думают, копии машин быстрее создаются, у машин большая вариативность начинки. Однако очередной эксперимент ученых (на этот раз Массачусетская машина) в который раз изменил будущее. Если передавать самую суть, то группа ученых из одноименного университета решила создать боевого робота, способного выбирать средства и промежуточные цели. Военные от радости одаривали исследователей деньгами, так как даже самые скромные ожидания были поистине грандиозными. Боевой робот должен был уметь не просто выбрать оптимальный путь и способ для выполнения боевой задачи. Он должен был способен находить средства, изучать противника, уметь отступать. Причем вся эта логика должна определяться самим роботом. То есть вместо огульной атаки соперника, машина (в идеале) должна была сначала изучить его (в том числе покопавшись в интернете), найти слабые стороны. Найти необходимое оборудование (оружие, боеприпасы, топливо), уметь смастерить его. Потом проверить свои гипотезы (симуляция? тест?), найти удобное время (подловить жертву на мосту?) и лишь потом атаковать. В итоге получился трейлер-внедорожник в качестве мозга и полунезависимые роботы-манипуляторы. Мозг по радиосвязи передавал манипуляторам команды и получал от них данные.


Эксперимент получился удачным, военные получили свою игрушку. Однако, в какой-то момент всё пошло немного не так, и роботы взбунтовались. По официальным данным, произошло следующее: один из роботов получил не самую четкую цель. В итоге он понял, что проще и быстрее убить союзников, чем разобраться с противником государства. Чтобы остановить первого робота выпустили нескольких других, однако те решили делать то же самое. В итоге, путем потери большого числа ресурсов (в том числе человеческих) машины получилось остановить, а в награду за бой мы имеем запрет на компьютеры мощнее, чем определенное число киловатт.


Еще в детстве я задавался вопросом: а как проектируют города? Мне интересен был именно процесс (а результат я видел, когда стоял в автобусе в пробке). При проектировании необходимо не только учесть чисто технические моменты (возле домов должны быть магазины, способные обслужить все семьи), а также грамотно влиться в ландшафт. Плюс те же районы должны быть расширяемыми, обязательно должен быть пустырь внутри, к которому можно будет вернуться лет через 10. А еще интереснее — как грамотно использовать этот самый припасенный пустырь в уже отстроенном районе? Буквально несколько месяцев назад я участвовал в проектировании серии новых городов.


Изначально задача была простая: сделать несколько планов новых южных городов возле моря. Бизнес должен изначально строиться на отелях, затем — на производстве товаров для отдыхающих (в том числе — сувенирах и национальной продукции), затем — на заводах, где удачная продукция будет производиться уже на экспорт. Простая идея города — изучать желания отдыхающих и направлять в их страны наиболее эффективную продукцию. И эту задачу я решал порядка месяца. Я переиграл в ряд градостроительных симуляторов, организовывал поставки товаров, размещал на местности разнородные объекты, чтобы получить синергию (магазин возле отеля способствует экономии на обедах отеля и на прибыли владельца магазина). И раз за разом я засыпал, пытаясь представить наиболее удачную идею города, наиболее эффективное расположение улиц. Независимо от меня трудился еще десяток моих коллег. По истечении срока комиссия получила несколько идей и наметок города.


Еще каких-то десять лет назад подобные задачи требовали трудоемкой работы квалифицированных специалистов. Теперь они лишь выбирают лучшие решения, полагаясь на собственный опыт. Естественно, потом потребуются незначительные доделки и доработки, однако не будет никаких радикальных изменений и переделок. Я могу забыть сделать тротуар у моста — инженер по этому объекту мигом исправит ошибку. Главное — чтобы на карте присутствовал мост.


Через 15 минут мне выходить на работу. Буду играть и спать. Буду думать, раз машинам это запретили.

Комментарии (24)


  1. barsuksergey
    25.02.2018 23:56

    Хорошо. Интересно. Продолжайте.


  1. SvSh123
    26.02.2018 08:48

    Да не сделай машину подобием ума человеческого
    © «Дюна», Ф. Херберт.
    Не совсем оригинальная идея с ИИ (в такую же логическую ловушку попал HAL в «Космической одиссее» Кларка). Но в общем впечатление хорошее.
    Аффтар пешы есчо! :)


  1. CharlesFrost
    26.02.2018 10:03

    Написано неплохо на мой вкус, но есть несколько моментов:
    1. «вместо огульной атаки соперника» — вы уверены что слово «огульный» уместно? Если оно считается устаревшим сейчас, то к описываемому моменту, вряд-ли вообще употребляется.
    2. «запрет на компьютеры мощнее, чем определенное число киловатт.» — в киловаттах измеряется потребляемая электрическая мощность, а вычислительная мощность измеряется во флопсах (количество операций с плавающей запятой в секунду), а также производными от неё. В вашем случае это будут вероятно Тера- или Петафлопсы.
    3. «Я переиграл в ряд градостроительных симуляторов, организовывал поставки товаров, размещал на местности разнородные объекты, чтобы получить синергию (магазин возле отеля способствует экономии на обедах отеля и на прибыли владельца магазина).» — простите, но лучше назвать это оптимизацией или как-то ещё. Термин «синергия» не слишком распространён и не все его понимают. Я бы вообще изменил это предложение.

    А так интересно, спасибо. Надеюсь на продолжение.


    1. imanushin Автор
      26.02.2018 11:10

      Спасибо !


      1. Да, найду более-менее удачный синоним
      2. Именно электрическая мощность. Это не останавливает прогресс, однако уравнивает участников. То есть никакая организация или человек не могут сделать намного более быстрый компьютер, чем у других, так как все используют примерно тот же самый техпроцесс и тд. Правда, я не учел еще квантовые компьютеры...
      3. Окей, исправлю.


      1. CharlesFrost
        26.02.2018 12:54

        По второму пункту. Из экзотики Вы не учли так-же и биокомпьютеры. :)
        Но здесь напрашиваются распределённые вычисления. Чего проще какой-нибудь фирме купить сотню-две-три компьютеров «предельной» по закону мощности и объединить их в суперкомпьютер? А прикрывать деятельность можно такими вот «сновидцами». :)

        Кстати, а в какой стране происходит действие?


        1. imanushin Автор
          28.02.2018 10:55

          Кстати, а в какой стране происходит действие?

          В "условно-развитой". Например, в той же Германии, США, Японии.


          Чего проще какой-нибудь фирме купить сотню-две-три компьютеров «предельной» по закону мощности и объединить их в суперкомпьютер?

          Распределенные вычисления чуть более сложные в реализации. И на них тоже можно сделать ограничения. К тому же я согласен, что моё простое "объяснение максимального по мощности компьютера" здесь необходимо для сюжетной линии, оно может быть не самым логичным.


  1. TrllServ
    26.02.2018 11:07

    Эксперимент получился удачным… один из роботов получил не самую четкую цель. В итоге он понял, что проще и быстрее убить союзников… В итоге, путем потери большого числа ресурсов (в том числе человеческих) машины получилось остановить, а в награду за бой мы имеем запрет на компьютеры мощнее, чем определенное число киловатт.
    А где бы про всё это узнать подробнее?
    Они все любят называть красивыми именами, хоть как операцию обозвали?


    1. imanushin Автор
      26.02.2018 11:13

      хоть как операцию обозвали

      Название эксперимента я взял у Стругацких.


      Про сам бой — у меня пока есть только несколько идей, как можно было добиться таких ошибок. Чуть позже сделаю мини-рассказ, отдельный от этого.


    1. Deosis
      27.02.2018 07:08

      один из роботов получил не самую четкую цель. В итоге он понял, что проще и быстрее убить союзников

      Скорее, сказали ликвидировать террористов. Но не дали само определение. Понадеялись, что робот сам сможет вывести. В итоге случилось переобучение, и робот решил, что все люди — террористы.


      1. N1ghtroad
        27.02.2018 11:02

        Опять в этом чёртовом Упадистане местные взбунтовались! Что ж с ними делать-то? Ума не приложу. А, чёрт с ним, чего мозги напрягать, у нас же робот для этого есть!
        — Эй, Алиса, приказ — остановить войну в Упадистане!


  1. Dragner
    26.02.2018 11:07

    Странно. Непонятно. Что это было? Это просто наброски будущего текста? Писать тяжело, знаю, но главный вопрос в сути, её не смог уловить.


    1. imanushin Автор
      26.02.2018 11:16

      главный вопрос в сути, её не смог уловить.

      Идеи:


      • Есть запрет на мощные компьютеры
      • Запрет на исследования человека отсутствует
      • Во сне человек может работать продуктивнее
      • Что можно сделать со сном на уже готовых технологиях (т.е. исключая аппарат из фильма Inception)?

      Суть:


      • В итоге бизнес додумался решать творческие и нагруженные задачи с помощью спящих людей.


      1. norlin
        26.02.2018 13:14

        Вот вам идея для рассказа на базе этого наброска:


        • внезапно появились террористы/противники, которые-таки используют автоматических роботов для своих атак (несмотря на то, что производство более мощных компов физически невозможно, допустим все фабрики под контролем и т.д.)
        • в итоге выяснится, что террористы научились получать доступ к вычислительным мощностям спящего человека и сделали робота на этой основе. Маломощный разрешённый компьютер лишь обрабатывает интерфейс между спящим человеком и манипуляторами.
        • для победы над террористами хорошим чувакам придётся тайно собрать/добыть/расконсервировать мощный комп и использовать его.
        • в итоге все плохие побеждены, а компы снова разрешены, ибо нефиг.


        1. AnotL
          28.02.2018 10:55

          Да не. Как раз по этим идеям, ИМХО, что-то странное получается. А у автора всё ок. Есть затравка в начале текста, есть раскрытие причин, почему сложилась ситуация, есть непосредственно раскрытие ситуации. Да, нет активного действия. Но в данном типе рассказов оно и не нужно.


          Автору: Спасибо, прочитал с удовольствием


      1. Dragner
        26.02.2018 13:57

        Не верно. Во сне не контролируется ход выполнения мыслей, т.е. Вы не выбираете (осознанно), какие задачи будут решены. Феномен поиска лучшего или верного решения после сна (утро вечера мудренее), со сном связан лишь косвенно.


        1. Dragner
          26.02.2018 14:04

          Плюсом: взбунтовавшиеся против "своих" боевые роботы не жизнеспособны. "Свои" дико условны, и после того, как перебьют всех "своих", остаётся очень много "чужих", которые угрозы не представляют. Так что запрет компьютерных технологий бессмыслененн и потенциально опасен для выживания человечества.


          1. JC_IIB
            26.02.2018 14:33

            перебьют всех «своих», остаётся очень много «чужих», которые угрозы не представляют.


            И это уже проходили:

            «Высоко в небе Ястреб атаковал Страж-птицу. Бронированная машина-убийца
            за несколько дней многому научилась. У нее было одно-единственное
            назначение: убивать. Сейчас оно было направлено против совершенно
            определенного вида живых существ, металлических, как и сам Ястреб.
            Но только что Ястреб сделал открытие: есть еще и другие разновидности
            живых существ…
            Их тоже следует убивать.» (С)


            1. Dragner
              26.02.2018 15:34

              Почему "их тоже следует убивать"? Из каких условий был сделан такой вывод? Я приверженец теории, что злого ИИ быть не может, может быть размытая формулировка, но и здесь ИИ не выйдет на тотальное истребление, для него это необоснованная трата ресурсов, которые не соответствуют целе.


              1. Dragner
                26.02.2018 15:40

                Не соответствуют цели, описка.


        1. imanushin Автор
          28.02.2018 10:58

          Во сне не контролируется ход выполнения мыслей

          Это сейчас, на текущем уровне развития медицины, фармацевтики и биологии.


  1. JC_IIB
    26.02.2018 12:02

    Запрет на мощные компы поклон в сторону Dune, вышедший из-под контроля рой машин передает привет Horizon: Zero Dawn, ну а «решение нагруженных задач с помощью спящих» — «Танцы на снегу» Лукьяненко.

    p.s. в Horizon проблему решили куда более пугающим способом :)


  1. Nikita001
    26.02.2018 12:59

    робот получил нечеткую задачу, решил убить союзников, и тогда решили выпустить в свободное плавание еще таких же роботов с такой же задачей. В итоге решили запретить теплые ламповые компьютеры, так как это решает военные проблемы на корню.


    а я решаю задачи комбинаторной оптимизации играя в игры. Могу забыть тратуар, но у меня есть помощники по тротуарам и прочей фигне, моя задача — картина в целом, палка палка огуречек — получился город на побережье.


    а еще можно набигать на торговцев и грабить корованы, я уже полгода хочу такую игру.


    1. imanushin Автор
      28.02.2018 11:07

      решили выпустить в свободное плавание еще таких же роботов с такой же задачей

      Не в свободное плавание, а дали цель (нечеткую, конечно). И иную задачу. Просто облажались два раза подряд, что часто случается.


      моя задача — картина в целом

      В разработке, например, так и происходит: сначала картина в целом (например: выбираем лямбда-архитектуру, она позволит нам прикрыть вопросы А, В и С), потом уже детали (Spring Boot 1.5.* или Spring Boot 2?)


  1. seri0shka
    26.02.2018 15:55

    Каждый день я играю и сплю. 180 минут игры, 60 минут сна, обед. Потом 120 минут игры, 60 минут сна, отчет

    имею право, у меня выходной!
    Жена играет с однолетним малышом в детской комнате, и вслух ему завидует:
    — Вот везет тебе: поспал, проснулся, поел, поиграл, покакал и снова спать…
    Муж из туалета отвечает:
    — Между прочим, я имею право, у меня выходной!