В марте этого года ожидается появление нового платного музыкального стримингового сервиса от YouTube. По сообщению Bloomberg, сервис имеет рабочее название Remix. С высокой вероятностью этот проект будет претендовать на кусок пирога, который сегодня практически полностью делят Apple Music и Spotify, а в русскоязычном сегменте сети ещё и Яндекс.Музыка.



Мне представляется странным желание Google еще больше (после GooglePlay Music) втиснуться в этот тесный рынок, учитывая, что существующие сервисы закрывают практически все потребности целевой аудитории, готовой платить за музыку в сети. Чтобы понять, на что может рассчитывать новый проект от YouTube, имеет смысл рассмотреть всё, что о нем известно, а также оценить ситуацию, сложившуюся на рынке к текущему моменту.

Ключевые особенности нового проекта


Из скудных сведений, которые предоставил bloomberg со ссылкой на свои источники в YouTube, становится понятно, что за новым сервисом с платной музыкой стоят интересы крупных звукозаписывающих компаний. Аналогичная ситуация складывается и с мировыми конкурентами нового сервиса (Apple Music, Spotify).

Отмечается, что Warner Music Group уже подписала контракт на использование сервиса. Кроме того, известно, что в конце прошлого года активно велись переговоры с Sony Music Entertainment и Universal Music Group, и Merlin.

В Bloomberg также подчеркивали, чтo в YouTube приняли решение о запуске сервиса, как меру социальной ответственности перед музыкальной индустрией. Последняя потеряла много денег из-за бесплатного доступа к музыкальному контенту на YouTube.

Вероятно, сервис будет многим напоминать spotify, при этом сохранит ключевое ютубовское преимущество — возможность просмотра видео. Сообщалось также, что для продвижения нового сервиса, YouTube планирует активно использовать известных исполнителей. Подобный подход является испытанным, и, зачастую, беспроигрышным.

Многие связывают амбициозный проект видеохостинга с появлением в команде ТОП-менеджеров YouTube бывшего исполнительного директора Warner Music Лира Коэна, который хорошо знаком с этим рынком.

Текущее положение дел


В данный момент уже несколько лет подряд лидером рынка является Spotify. Так, в августе прошлого года количество платных подписчиков сервиса оценивалось в 60 миллионов, что в два раза превосходит аналогичный показатель Apple Music.

Несмотря на это, по такому показателю, как количество уникальных пользователей, лидирует Apple Music. Благодаря трехмесячной бесплатной подписке яблочный сервис превзошел конкурента, по авторитетной оценке агентства Verto. Apple Music в марте 2017-го имели 40,7 миллионов уникальных пользователей в месяц, тогда как у Spotify было всего 30,4 млн человек (это был третий показатель после Apple и Pandora).

Интересна также ситуация с выплатами правообладателям. В 2016-м RIAA предоставила данные об отчислениях авторам музыки. По этой статистике Apple Music перечисляла от $ 12 до 15, Spotify — $ 7, YouTube всего $1 за 1000 воспроизведений.



Сегодня ситуация разительно не отличается от 16-го года. Но вероятно, что после запуска “Remix”, отчисления YouTube станут значительно больше. Подробно с данными RIAA можно ознакомиться здесь.

Парадоксы роста


Существующие сегодня сервисы по разному развиваются в зависимости от региона планеты. В этом отношении демонстративна статистика скорости роста.

Так, в США ежемесячный рост Apple Music составляет 5 %, тогда как аналогичный показатель Spotify не превышает 2%. В ЕC ситуация прямо противоположная, и рост яблочного сервиса уступает шведскому конкуренту.

Если Apple удастся обогнать Spotify в США, не исключена вероятность существенных изменений в общемировой картине, но ожидать этого раньше 2019-го года не следует. Более того, учитывая появление сервиса от YouTube, любые прогнозы пока преждевременны.

Особенности рынка в России


Если не брать в расчет то, что российские пользователи не любят платить за музыку, можно говорить о некоторых перспективах развития платного стриминга. В современных российских реалиях почти не паханного поля платных музыкальных сервисов шанс на доминирование имеют практически все.

Учитывая то, что Spotify официально не запускался в России, формальным лидером является Apple Music. Соимость его платной подписки составляет 169 рублей (семейной — 269 рублей, при наличии семейного доступа к iCloud). Студентам, подтвердившим свой статус через UNiDAYS, доступна почти халявная подписка за 75 рублей в месяц.

Цена платного сервиса Яндекс.Музыки равна стоимости подписки Apple Music — 169 рублей в месяц. Также есть возможность приобрести годовой пакет за 1690 рублей. За эти деньги Яндекс предлагает слушать музыку без рекламы и с битрейтом 320 Кбит/с. Веб-версия Яндекс.Музыки бесплатна, что взращивает лояльную аудиторию. Между тем, количество платных подписчиков пока не идёт в сравнение с мировыми гигантами и составляет всего около 250 000 пользователей.

Spotify, так и не запустившийся в РФ, имеет там некоторое количество пользователей. Меломаны из России просто используют VPN и удачно маскируются под американцев, британцев или жителей Австралии.

Платная подписка для США стоит $ 9,99 для единоличного использования и 14,99 в случае семейного использования. Дешевле всего доступ к шведской фонотеке стоит для филиппинцев, цена индивидуальной подписки составляет 2,93 доллара в месяц.

Запуск нового сервиса от YouTube в России может быть сопряжен с рядом ограничений, которые будут крайне непривычны для русских пользователей видеохостинга.

Скорее всего, слушать музыку в YouTube станет значительно сложнее, аудио контент, который принадлежит правообладателям, будет выпиливаться намного тщательнее и значительно чаще. Совершенно естественно, что эти новшества не прибавят популярности ни новому сервису, ни YouTube, ни Google в целом.

Как изменится рынок после появления музыкального стриминга от YouTube


Есть 3 сценария развития событий, учитывая существующие вводные данные. Первый предполагает, что YouTube совершит невозможное и сможет предложить сервис, который будет превосходить существующих лидеров. При этом сможет умаслить правообладателей больше чем Apple и слушателей больше чем Spotify. При таком раскладе сервис сможет вырасти до неоспоримого лидера рынка за 1,5-2 года. Но для этого, еще раз подчеркну, нужна революция, которая вряд ли возможна.

Второй сценарий — предполагает равные возможности сервисов и очень внушительные вложения со стороны YouTube. Эти вложения вместе с поддержкой мировых лейблов позволят новому сервису протиснуться между Apple Music, Spotify, Pandora и каким-нибудь Sound Cloud, заняв свою локализованную нишу. При этом варианте развития событий YouTube будет длительно и упорно воевать за рынок, что будет похоже на затяжные позиционные сражения первой мировой войны.

Третий сценарий — тот, который регулярно случается с некоторыми амбициозными проектами Google (если кто-то забыл, им принадлежит YouTube). Ситуация будет развиваться совсем не в пользу сервиса и приведет к его быстрой смерти из-за сырости и недопиленности. Возможно также сворачивание проекта до момента, когда в его продвижение вбухано астрономическое количество денег.

По моему мнению, наиболее вероятен второй сценарий, если, конечно, обещания Bloomberg верны и запуск сервиса не перенесут на неопределенный срок. Напомню, что официально YouTube нигде об этом не объявлял. В качестве заключения предлагаю поделиться вашими мыслями о перспективах сервиса в комментариях.

Комментарии (25)


  1. Skerrigan
    01.03.2018 09:56

    Платежеспособной аудитории, готовой мириться со всевозможными ограничениями правообладателей помноженными на территориальные ограничения, на мой взгляд, уже сегодня на все сервисы не хватает.

    Поэтому вижу классическую «дилемму общины», где сервисы в роли «жителей», а «община», это кормовая база (слушатели).


  1. blik13
    01.03.2018 09:57

    Мне представляется странным желание Google еще больше (после GooglePlay Music) втиснуться в этот тесный рынок,

    Вполне естественное желание заработать больше денег. Что тут странного?


    1. Sound_cULT Автор
      01.03.2018 10:43

      Google Play Music уже как бы есть и не конкурирует вяло, ниши на рынке заняты, выдавливать оттуда конкурентов будет тяжело. Зарабатывать можно на разных вещах, а тут вопрос шансов. Возможна ещё одна штука, о которой я не подумал когда описывал сценарии- долгосрочная перспектива, но тогда это очень дорогой и рискованный эксперимент со стратегическим прогнозированием результата…


      1. blik13
        01.03.2018 13:38

        Ниши на рынке почти всегда кем-то заняты.
        А гугл вполне может позволить себе некоторые рискованные траты.


  1. untilx
    01.03.2018 10:06

    В последнее время, если мне что-то понравилось, иду на bandcamp исполнителя и просто покупаю. Если у него, конечно, есть аккаунт bandcamp.


  1. mladshij
    01.03.2018 10:34

    Так и не понял, чем этот новый музыкальный стриминг будет отличаться от Google Music. Там, вроде, всё ровно то же самое есть. Включая подписку и каталог музыки.


    1. Sound_cULT Автор
      01.03.2018 10:36

      Блумберг не достаточно качественно допросили своих информаторов по этому поводу. Но учитывая, что этим будет заниматься YouTube… будет какая-нибудь фишка с видосами…


      1. tretyakovpe
        01.03.2018 10:48

        Но учитывая, что этим будет заниматься YouTube…

        Можно будет постить свои «сочинения» с возможностью шаринга в социалочках.
        Я не говорю, что это плохо.


        1. Sound_cULT Автор
          01.03.2018 10:52

          Типа того…


        1. lmilligan
          01.03.2018 12:41

          Для этого уже есть саундклауд.


    1. 1Denh1
      01.03.2018 10:43

      Может с возможностью смотреть записи клипов/ концертов?


      1. Sound_cULT Автор
        01.03.2018 10:44

        Да такая возможность прогнозировалась вангами из блумберг


  1. kroketmonster
    01.03.2018 11:36

    А где статистика по VK Boom? Своей безразмерной библиотекой он рвет Яндекс в клочья, интересно узнать про количество пользователей.


    1. Malevolent
      02.03.2018 14:42

      Библиотекой, полной говноремиксов, низкокачественных треков, откровенного мусора и фейков.


  1. Tabke
    01.03.2018 14:58

    А потом они удалят все музыкальные видео, которые есть сейчас на YouTube. Такая-то корпорация добра, заботится о нас.


    1. Sound_cULT Автор
      01.03.2018 15:05

      Может быть, а может и нет. Этого пока никто не знает. Но перспектива их тесного сотрудничества с крупным лейблами настораживает.


  1. iNickname
    01.03.2018 23:35

    Учитывая юзабилити 95% продуктов от Гугл, я сомневаюсь что они способны выкотить что-нибудь нормальное.


    1. UnclShura
      02.03.2018 19:48

      По сравнению с юзабилити Spotify Гугл просто эталон. Я с дуру на 3 месяца подписался на Spotify благо что за 33 пенса, так оно и того не стоит. Шаффл музыканта играет не все песни, радио крутит одни и теже песни для любого радио исполнителя. Интерфейс кошмар вообще.


      1. Zidian
        03.03.2018 08:21

        Шаффл музыканта играет не все песни

        У Google Play Music такая проблема тоже есть. По крайней мере — в мобильном приложении.


  1. kernozz
    02.03.2018 15:34

    Думаю, будет запуск приложения которое не ставит на паузу музыку при блокировке экрана на смартфоне (хотя стороннее приложение так может) Это главное что мешает нормально слушать музыку на ютубе на смартфоне. Хотя не совсем понятно зачем, если есть крутецкий google play music


    1. Maslukhin
      03.03.2018 07:38

      А что за стороннее, если не секрет?


      1. kernozz
        03.03.2018 12:56

        OGYoutube


  1. CatBoris
    02.03.2018 15:35

    Мне кажется, просто все музыкальные клипы в будущем можно будет включать только по подписке Youtube Red, т.к. гугл сейчас делает всё возможное и невозможное, чтобы пользователь захотел подписаться на Ютюб Ред.


    1. solariserj
      02.03.2018 17:11

      А какие преимущества дает использование YouTube red по сравнению с просто YouTube


      1. CatBoris
        02.03.2018 21:55

        Убирают всю рекламу вообще. Плюс доступ к контенту, который доступен только на YouTube Red.