Прибыль free-to-play игр падает


Николас Ловелл, основатель блога Gamesbrief, считает, что в этом году рентабельность free-to-play игр упадет. С этим сложно не согласиться. Более того, этот тренд наметился еще с середины прошлого года. Причин этому несколько.



Во-первых, стоимость и сроки разработки увеличиваются. Требования аудитории мобильных игр к качеству продуктов растут. Разработчикам необходимо вкладывать все больше сил, чтобы добиться успеха.

Во-вторых, увеличение маркетинговых расходов. Не секрет, что рынок мобильной рекламы очень перегрет. Стоимость пользователей растет, при этом качество не увеличивается. Основные рынки (США, Западная Европа) насыщены, аудитория растет очень медленно, и в некоторых странах уже близка к своему максимуму. Приложений на рынке все больше, борьба за пользователя все сильнее.

Ловелл подтверждает эти тезисы годовыми отчетами компаний, которые заработали больше всех в прошлом году – Supercell и King.

В 2014 году Supercell заработала €1,5 млрд. Это в 3 раза больше, чем в 2013-м. Но при этом операционные расходы выросли почти в 3,75 раз и составили €1,04 млрд. Рост операционных расходов связан в первую очередь с ростом затрат на маркетинг. Компания за один год потратила около $400 млн на продвижение своих игр.

Ситуация с King очень похожа. Доход King в прошлом году вырос на 20%, маркетинговый траты компании выросли на те же 20%, при этом рост прибыли был не такой ощутимый – около 8%. Причина та же – $455 млн, потраченные на маркетинг.

В этом году этот тренд будет продолжаться. Сверхдоходов на этом рынке мы, скорее всего, уже больше не увидим.


Что случилось с ценообразованием на продукцию Apple?


Ранее модель ценообразования Apple была совсем простой: чем больше память устройства, тем выше его цена. Все привыкли к этому, и мало кто задавался вопросом, почему модуль флэш памяти на 64 Гб, ценой в $5, увеличивает стоимость устройства на $200.


Сегодня Apple выпускает свои часы, у которых по сути есть всего 2 модификации в зависимости от диагонали экрана — это 38 мм или 42 мм, но при этом целых 15 моделей. И главное, что все эти 15 моделей не отличаются по своим характеристикам, а цена разная:


Вся разница между моделями в корпусах, которые никак не влияют на их функциональность. Они также как и любая другая продукция Apple морально и функционально устареют, как только выйдет новая модель с новой начинкой. Да и сложно поверить, что ресурсы, которые будут потрачены на производство алюминиевого, стального или даже золотого корпуса, будут отличаться настолько, чтобы цена могла так меняться. Да, золотой корпус явно стоит дороже, но не так, чтобы поднимать цену в 10 раз.


В 2016 году на мобильную рекламу уйдет $100 млрд




Аналитическая компания eMarket провела исследование рынка мобильной рекламы. Предлагаем вам ознакомится с некоторыми его результатами.

В соответствии с прогнозами, затраты на мобильную рекламу в следующем 2016 году составят $101,37 млрд, тем самым превысив тот же показатель для 2013 год в целых пять раз. Сама же мобильная реклама потеснит всю остальную и будет занимать 50% процентов всего рекламного рынка, а уже к 2019 году этот показатель увеличится до 70%. Траты к тому моменту будут составлять $200 млрд.

Ниже представляем таблицу прогнозов роста рынка мобильной рекламы по странам.




Сколько зарабатывают консольные игры


По данным SuperData, доход игр для консолей в феврале этого года снизился на 3,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года и составил $233 млн.


Тем не менее рынок консолей продолжает уверенно расти. Конец 2014 года стал рекордным по продажам, а доходы в декабре составили около $350 млн. Это связано с выходом новой Fifa 15 Ultimate team от EA и, конечно же, релизом Grand Theft Auto V.

Самой зарабатываемой игрой в феврале стала Call of Duty: Advanced Warfare. Игра принесла своим разработчикам $31,6 млн.


Rovio не сдается и хочет раскачать свой паблишинг


Rovio – это одна из моих любимых компаний, нет, не в плане игр, они-то как раз мне совершенно не нравятся, а в плане полета идей и упорства. Многочисленные рескины оригинальных злых птичек и активные попытки использования бренда птичек в других играх, вариация на тему флаппи берд (опять птички!), обещание издавать книги про отважных девочек и даже газировка. Признаюсь, газировка особенно не дает мне покоя, очень хочется узнать рентабельность этой затеи.

И вот новая веха в развитии – издательское направление Rovio Stars! Судя по всему, ребята настроены серьезно и открыли вакансии:
  • Executive Producer
  • Senior Game Producer
  • Art Director
  • Senior Product Manager
  • Product Lead

Шутить про их проекты не буду, а пожелаю им удачи в новом деле. С большим интересом смотрю на их развитие и жду книжку про девочек и новые проекты от любимой компании.


********************************************************************************************************************************************
Если вам понравился материал и вы успели оценить профессионализм авторов этого блога — есть возможность к ним присоединиться. На сайте KamaGames Studio доступен перечень вакансий и информация о нашей компании. Давайте делать мобильные игры вместе!

Комментарии (25)


  1. 4dmonster
    06.04.2015 10:59
    +4

    «рентабельность free-to-play игр упадет. С этим сложно не согласиться. Более того, этот тренд наметился еще с середины прошлого года. Причин этому несколько.»
    А не может ли быть причиной слишком высокая стоимость внутиигровых «фантиков»? Во многих играх для комфортного игрового процесса нужно задонатить слишком много, и земноводное просто непозволяет покупать вообще ничего.


    1. cyberXndr
      06.04.2015 13:29

      Кажется, причина этого явления раскрыта в самом первом абзаце.


      1. 4dmonster
        06.04.2015 13:56
        +1

        «Требования аудитории мобильных игр к качеству продуктов растут. Разработчикам необходимо вкладывать все больше сил, чтобы добиться успеха»
        «Во-вторых, увеличение маркетинговых расходов. „

        Я имел в виду, что для снижения “маркетинговых расходов» и менее ресурсоёмкого «удволетворения требований к качеству продуктов», достаточно снизить цены на «фантики».

        Тут же не физическое производство, разве не выгоднее продать 100 раз за 10 рублей, чем 1 раз за 200?


    1. Archon
      06.04.2015 13:31
      +3

      Слишком много, слишком регулярно, и слишком обязательно. Одно дело, когда тебе предоставляют шорткат, позволяющий полегче открыть новый контент (новые уровни без прохождения старых, более мощное оружие, красивую броню, етц), и совсем другое, когда после десятка пройденных уровней тебя начинают наглым образом уделывать со стопроцентной вероятностью, намекая, что пора бы уже и заплатить, чтобы ещё десять уровней такого не случалось. Кстати, последний пример как раз от Ровио и есть.

      Плюс, нынешние «лучшие практики» геймдизайнеров требуют внедрять в игрушки «энергию» как ресурс быстро исчерпаемый, не накапливающийся, и восполняющийся либо за деньги, либо за ощутимое время (чаще всего сутки). В таких условиях даже в остальном проходимая и сбалансированная игрушка вызывает фрустрацию, поскольку без доната энергии дают минут на 15 игрового процесса в сутки.


      1. Yavanosta
        06.04.2015 16:14
        +2

        Потому что раньше игры делались по принципу «людям понравится игра, они будут её покупать задорого и мы заработаем денег». Поэтому делали хорошие годные игры.

        Сейчас маркетологи догадались, что есть формула «людям понравится игра, а мы незаметно по ходу игры поменяем нормальную игру на pay-to-win, и будем доить игрока пока ему не надост, потом перекрасим птичек в рыбок и погнали по новой», и эта формула приносит больше денег. Причем чтобы она приносила денег больше, нужно увеличивать аудиторию, для этого игры нужно делать как можно более простыми, чтобы кто угодно понял как нести денежки в обмен на энергию.

        Поэтому мы и наблюдем кругом засилье pay-to-win казуальщины.


        1. SergeyGrigorev
          06.04.2015 16:34

          Но не перевелись еще разработчики старой школы, которые делают не pay-to-win или one-click-to-win игры. Играл в BloodBorne — там изначально уровень сложности очень высокий (даже на нормальном уровне сложности), и как ни странно — именно этим она понравилась как мне, так и всем моим друзьям, кто не пожалел денег и купил ее. Стоит лишь переосилить первые несколько часов игры, чтобы понять и надолго подсесть :-)


          1. Krypt
            06.04.2015 18:41
            +3

            Может быть и не перевелись, но под тоннами шлака, находящихся в маркетах, их не возможно найти.


        1. Archon
          06.04.2015 17:03

          Пейтувин пейтувину рознь. Относительно хороший пример пейтувина — Dungeon Hunter 4 от Геймлофта. Можно занести бабла, купить Самый Большой Меч, и рубить всех с одного удара (а можно не покупать и всё равно рубить, но уже с нескольких ударов). Плохой пример пейтувина — Angry Birds Epic от Ровио, описанный в комменте выше. Пока не занесёшь бабла, тебя будут нагибать раз за разом, пока не кончится суточная энергия, не разобьётся экран или не удалится со злости игра.

          Поэтому в целом в пейтувине, особенно синглплеерном, криминала нет. Вопрос лишь в его обязательности и тонкой грани между «заплати, чтобы выиграть» и «проигрывай, пока не заплатишь».


      1. SunSunSun
        07.04.2015 08:19

        Сутки, это хорошо! Не позволяет сильно заиграться))
        Никогда не покупал внутриигровые предметы, а всегда доводил до высокого уровня своё мастерство чтобы пройти очередной замороченный раунд. Для меня виртуальная игровая покупка не имеет особой ценности.


  1. binarydao
    06.04.2015 11:11
    +2

    Не секрет, что рынок мобильной рекламы очень перегрет.

    Ну и прекрасно, пусть остынет чутка на фоне падения прибылей крупных компаний. Может заодно и геймдизайнеры за головы возьмутся, да придумают новых интересных механик, вместо того, чтобы бездумно уповать на рекламу.


  1. andreyvo
    06.04.2015 16:34
    +4

    Требования аудитории мобильных игр к качеству продуктов растут.
    Ага, как же. Если раньше 99% игрушек было просто УГ, то теперь 99.99%, и все хотят продавать фантики на каждый чих.
    Рынок мобильного УГ перегрет, практически каждая игра представляет собой тыкание в разноцветные блестючки, с названием содержащим канди, бабл, краш и сага.


  1. Arlakz
    06.04.2015 20:04
    +1

    Они хотят еще больше денег, что бы вбухать их в рекламу и получить еще больше денег…
    У людей просто стал появляться иммунитет к такому.

    А после 100500 игр, основное отличие в которых через пару суток игры и не вспомнишь
    в 100501ю уже играть не начнешь.

    В итоге люди начинают играть, им не нравится что их держат за дойных коров и они бросают.


  1. Sergey-S-Kovalev
    06.04.2015 20:38
    +1

    Да не растут требования у аудитории. Аудиторию просто становится все труднее удивить в казуальной нише. Когда ты в пятый разы видишь очередной клон — интерес пропадает. А если не интересно, то кто бабло то будет привносить?
    Все что было принципиально новым — всегда срывало куш.

    А вот глубины процесса геймплея на консолях и ПК мобильная среда никогда не даст в силу своей физической казуальности.

    Окно в удивительный мир игр должно быть минимум в 24", а не 5"-10"


    1. alexeibs
      06.04.2015 23:03

      Все-таки на первом месте удивительный мир, а не окно в него. Тот же Hearthstone на 7" планшете вполне играбелен


      1. SunSunSun
        07.04.2015 08:23

        Согласен. Есть аудиофилы у которых наушники за 50 000 рэ, а есть обычные потребители у которых они за 350 рэ и все слушают и все получают свою порцию любимого звука.


    1. SunX
      07.04.2015 13:29
      +1

      У меня единственный компьютер для игр — 17" ноут и как-то не особо чувствую себя ущербным от того, что у меня не 24" окно в мир Кербальского безумия. А в Кармагедон я радостно и на телефоне играл


      1. Sergey-S-Kovalev
        07.04.2015 17:25
        +2

        Я попытаюсь объяснить. Во времена, когда геймпады назывались джойстикам я был не слишком привередлив. /// Стрелял в Blood не используя мышки без какого то нить дискомфорта. /// Гонял в свежепоявишийся хитовый КС всю ночь на пролет на шариковой мышке и после жарких битв протирал обрезиненный шарик об футболку и скоблил ногтём две оси и поддерживающее колесико внутри мышки и был счастлив. COM-ная Mitsumi была пределом мечтаний. /// Доминирование игроков с первыми оптическими Logitech было очевидным. Потом на победу начали влиять мегабайты памяти и наличие GeForce 2 MX400 /// The Elder Scrolls 3 Morrowind безбожно тормозил на второй день непрерывной игры, пришлось докупать еще 256 мегов DDR, что бы стало 512 памяти, что бы снизить количество перезагрузок извлекающих меня из этого волшебного мира. /// Подарок в виде тряпочного коврика, от друга не дотянувшего до финала WCG в Москве, внезапно вылечил проблему прыжков мышки значительно снизив количество смертей, повысив K/D и удовольствие от игры.
        /// отрезвление:
        — Я разогнал 9600 Pro до частот XT!!!
        — Зачем?
        — В MorrowinD стало на два FPSа больше! 16!
        — Т.е. ты изнасиловал видеокарту ради двух FPS?
        — эээ. Да. :(
        ///
        Так я начал покупать видеокарты не по остаточному принципу, игры которые до этого шли как слайдшоу, вдруг стали еще волшебней. ///

        Дальше романтики все меньше, практичности все больше. Лазерная Logitech G5, а спустя годы G500s делают прицеливание быстрым, комфортным и точным. /// Logitech G35 дали возможность в COD MW2 понять где относительно тебя топает противник, уши перестали уставать от шума /// Наличие SSD в BF 3/4* давало фору загрузки уровня. Пока кто то еще только раскрывает парашют, кто то уже стоит на захвате точки /// Intel Core Quad/i7 проглатывали нагрузку не фризя экран в моменты массовых побоищ, а GTX480/R9 280x честно проглатывали клубы дыма и землю от взрывов, позволяя плавно совместить перекрестие прицела и чужую голову.

        Так к чему я это? Если тебе нравятся игры, зачем загонять себя в совсем явные ограничения? Игра должна забрать тебя из реальности на непрерывную пару-тройку часов. И отпустить усталым и счастливым. А хорошее железо/периферия в этом очень сильно помогает.

        А в мультиплеере хорошее железо не ограничивает твои возможности в бою с врагом позволяя соревноваться человеческими качествами: реакцией, смекалкой и тактической оценкой ситуации. И тогда доминировать особенно приятно.

        В казуальной среде время на победу сильно ограничено. В плане того, что победа (в том или ином виде) достается быстрее, поскольку массовый игрок в первую очередь не играет полноценно, он убивает время. Пока едет в метро/маршрутке/поезде. Объявили остановку и игрок тут же покидает реалм. Выпадает из состояния потока. А что бы игрок вернулся, радости ему нужно дарить чаще. О каком погружении в чудесный мир игр мы говорим?

        А теперь представьте себе невозможное — Dark Souls на мобильных платформах в том виде, которое сейчас на ПК/консолях. Я не могу себе такого представить. Но никто не мешает сделать тематический порт/платформер с известным именем и срубить бабла. Будет ли это классический Die, try, die again.? — сильно сомневаюсь.

        * в BF 4 с очередным патчем ввели предзагрузку уровня до половины состава команд, которая всех уровняла.


        1. SunX
          08.04.2015 13:59

          На мой взгляд Вы воспринимаете игры слишком серьезно. Да и тратить несколько десятков тысяч рублей на то, что бы у меня быстрее грузился уровень — как то жаба душит. Впрочем — каждому свое. Я, честно говоря еще не играл в игры, которые мой ноут бы не тянул. Они конечно есть, но, как правило они мне просто не интересны.


          1. Sergey-S-Kovalev
            08.04.2015 16:36
            +1

            Это возрастное. Я ведь столько в своей жизни ждал комп. Ну грузится комп две минуты. Ну запускается программа 30-40 секунд. Ну кодит видео с полутрачасового утренника 40 минут. Ну подумаешь офисный документ открывается 15 секунд. И ведь ничего такого, ну подумаешь, пару секунд там, пару секунд там, там десятком секунд больше. Куда торопиться то.
            Ноут рабочий новый на и5 и с винтом на 5400 оборотов. Можно включать в понедельник, выключать в пятницу, не закрывать браузер и Outlook. А виртуалка для тестов будет разворачиваться, пока я буду ходить наливать кофе. И только по одной виртуалке за раз.

            А теперь объясните трехлетнему ребенку почему на планшете тормозит игрушка. Почему в фигурку тыкать бесполезно, ведь её контролы еще не прогрузились. Будет ли ему интересно играть в лагающую игру? А вы пробывали собирать паззл, части которого все время отрываются от касания, потому что ребенок ведет палец слишком быстро. Не старайтесь, не сможете объяснить. Он быстрее потеряет интерес.

            И я стал смотреть на такие вещи как ребенок. Поставил в домашний комп SSD диск на 40 гигов купленный за 3.5 рублей кровных. И я перестал ждать комп. С некоторым трудом я добился покупки себе в ноут SSD диска, а еще 4 гига оперативной памяти я купил сам. Ноут стал ровно в два раза быстрее. В два, мать его, раза. Стоит ли говорить, что скорость работы и её комфортность резко повысилась? Я поменял телефон. Потому что микролаги андройда начали раздражать. И это не был айфон или топовая труба на андройде. htc Mozart показал, что и средненькая по цене труба может не тормозить. Совсем. А ребенок был рад новому планшету, его обучение и игры теперь идут без критичных лагов в плане быстродействия.

            Мы тратим жизнь на абсолютно бесполезное ожидание. И если 15 минутную поездку в метро можно убить казуалкой или книгой, то от открывающегося 15 секунд документа вы никуда не денетесь. И еще раз 50 за день вы это операцию в том или ином виде повторите. А потом еще дома доделаете то, что не успели на работе. Все это минус время на супругу, минус время на ребенка, минус время на досуг, минус времени у сна.

            Вы действительно думаете что несколько десятков тысяч рублей это слишком много за свободное время?


            1. lexxpavlov
              08.04.2015 23:56
              +1

              красиво, полезно и пространно пишете. Спасибо! :)
              … вспомнился Weilard


            1. SunX
              09.04.2015 14:05

              У нас с Вами несколько разные взгляды на жизнь. Я не хочу сказать, что Ваш неправильный, но у меня он другой.

              Вы уверены, что вообще 3х летнему ребенку так нужен планшет? у меня конечно своих 3хлетних детей еще нет, но по опыту коллег и родственников могу сказать, что дети замечательно живут и без планшетов. Да и мы с Вами как-то выросли без них.

              >А потом еще дома доделаете то, что не успели на работе.
              С тех пор, как перестал работать администратором кластера таких проблем не возникало. Если у меня на рабочем компьютере что-то открывается долго и из-за этого я медленно работаю — пусть с этим борется работодатель. Ну так скажем такова моя позиция.


              1. Sergey-S-Kovalev
                09.04.2015 17:28
                +1

                Опять напишу полотенце %)))
                Я могу даже сказать, что даже полутрогодовалому ребенку планшет полезен. Естественно, что планшет не должен составлять весь его досуг и занимать все его время. Игры должны быть разнообразными.

                Мои аргументы "За" использование планшета вместе с ребенком, основанные на личном опыте:
                Доступность информации т. е. разнообразных учебных материалов (изучение цветов, фигур, форм, знаков и т.п.) в итоге тренировка зрительной памяти и расширение кругозора.
                Интерактивность — Картинки животных воспроизводят звуки этих животных, скорая и пожарная гудят по разному, фигурки взаимодействуют на твои движения. — развитие логики, понимания окружающего мира.
                Игры — собери пазл, построй лего машину, построй трубопровод/жд дорогу/дорогу, построй дом/мост/машину, создай, соедени.
                Сложность — начинаем с простых форм, цветов и фигур, дальше распознаем флору и фауну, учим буквы, цифры, модели техники, внутреннее строение вещей, как собираются те или иные вещи, учимся ориентированию по картам.
                Компактность — один планшет заменяет большое количество бумажных карточек, простых книжек.
                Необходимость — Не понимаю родителей, которые приходят в поликлинику с ребенком и берут с собой ровным счетом ноль игрушек. А потом начинают орать, когда их ребенок начинает бегать или отнимать чужие игрушки, потому что очередь может затянуться на час другой и ребенку наскучило сидеть.

                Из плохого: Некоторые друзья у меня перегибают с планшетом, по моему мнению — ведь так удобно дать планшет что бы ребенок перестал шуметь на пару тройку часов втыкая мультики.

                Из меркантильного: Вы цены на детские книжки видели? А на наборы с карточками, где животные/буквы/фигуры/цвета? А есть у Вас понимание того, с какой скоростью маленький ребенок все это уничтожает? А место хранить 100500 разнообразных книг, энциклопедий, наборов карточек, паззлов у Вас неограничено? А ведь еще есть автопарк машин, мячи, солдатики, лего, лего дупло, радиоуправляемые машинки, огромная коробка на колесах под игрушки, спортивный комплекс, мат к спортивному комплексу, детский столик, парочка детских стульев, надувной шар на котором можно скакать, и огромная кровать в виде авто в которую помещаюсь даже я.

                Ну что то я разогнался. Простите :)

                Лицо невролога, когда ей трехлетний малыш на полном серьезе рассказывает как действует вулкан, непередаваемо.
                И запись в медкарточке о том, что ребенок опережает в развитии, утрируя — «современного среднестатестического ребенка», я считаю не причудой родителя, а заслугой за упорный труд над развитием ребенка, в первую очередь, конечно, моей супруги.

                Нужен ли планшет в процессе обучения ребенка? Решайте сами. Это же будет ваш собственный ребенок.
                В моем детстве не было планшета, куда более эффективных лекарств, моря игрушек и кровати в виде авто. Считаете это весомым аргументом, что бы все этого не было у моего ребенка? Я не согласен с Вашей логикой.

                зыю
                Раз уж пошел разговор о детях и планшетах, уже имею возможность и хочу выразить благодарность хабрапользователю Boomburum. Очень давно, в одной из статей, он озвучил то, что у меня у самого было на уровне почти сформировавшегося мнения — о пользе в развитии ребенка при использовании планшета. Именно тогда я пошел в магазин за первым планшетом — для ребенка.


              1. Sergey-S-Kovalev
                09.04.2015 17:37

                По работе коротко:
                Хорошо — Заблаговременно объяснить начальству, что нужен апгрейд, что бы реально ускорить вашу работу. Добиться этого апгрейда (внести в бюджет, предоставить пояснительную записку, проконтролировать исполнение)
                Плохо — Объяснить невыполненную к сроку работу медленной работой вашего АРМ.


    1. Arlakz
      07.04.2015 16:17

      >Все что было принципиально новым — всегда срывало куш.
      Не только. Хотя бы минимальная проработка должна быть.

      А то как бы не была интересна идея, если ее не развивать, реализовывать ущербно, когда игра просто глючит и есть множество недоделок…
      Вот тут то потребитель и начинает голосовать ногами. Попробовал — идея хороша, реализация негодная — ушел к конкурентам.
      Например «Сталкер» — отличная идея (один из первых шутеров, который рекламировали как открытый мир, а не «коридор», «мир будет жить своей жизнью»), но реализация оказалась отвратительной и несмотря на множество продолжений, модов, возможности делать свои моды или подправлять игру под себя игра потеряла множество игроков и они уже больше не вернулись.
      А виной — не сдержанные обещания (ИИ оказался простыми скриптами, карты оказались конечно не полными «коридорами», но перейти из области в область можно 1-2, реже 3 путями, в продолжении вообще коридор оказался), не всегда удавалось обойти противника из-за ограничений карты и тд

      Так что надо к годной идее еще качественную реализацию и постоянное развитие.

      Тогда игра взлетает и поклонники ждут продолжения много лет (примеры HL1, 2, Follaut1, 2)
      Но тут есть и обратная сторона. Продолжение отличной игры должно быть не хуже, иначе падение будет сокрушительным для производителя.

      Вспомните Lineage II — до 5х хроник включительно в нее играли многие, а начиная с 6х (после Interlude) несмотря на улучшения интерфейса пошел отток игроков, сейчас же она превратилась в казуалку «дай много денег и прокачаешься с 1 до 90го лвл за пару суток»

      В общем приходится разыскивать старые игры и играть в них, а от новых ждать подвоха в виде глюков и не проработанности геймплея, и ждать отзывов.


      1. Sergey-S-Kovalev
        07.04.2015 17:31

        про куш я говорил в контексте мобильных и казуальных версий игр.
        До Сталкера с открытым миром была и есть серия The Elder Scrolls, Готика… но да. автоматов там не было.

        С годами я перешел на мультиплеер. Там реальный противник. Остальное все это просто заучивание где и кто, да за каким углом стоит.