О DeepMind на Geektimes не писал разве что ленивый автор. Эта компания действительно выделяется своими достижениями среди прочих организаций, которые работают в сфере ИИ. Самое известный проект DeepMind — AlphaGo, ИИ, специализирующийся на игре в го. В настоящий момент эта система является, пожалуй, наиболее умелым игроком го в мире — как среди людей, так и среди машин.

Но игра в го — лишь демонстрация возможностей ИИ, далеко не единственный проект компании. Сейчас она занимается обучением слабой формы ИИ премудростям навигации. Обычный способ ориентирования в окружающем пространстве с продвижением к нужной цели включает постоянную оценку того, что окружает человека (или животное) с анализом полученной информации. Специалисты DeepMind разработали комплекс нейросетей, которые обучили передвигаться по площадке квадратной формы подобно крысам.

Речь идет о крысах, перемещающихся по такой же площадке. Компьютерная система получила данные о скорости передвижения крысы, основных направлениях движения, расстояния от стен и все прочие параметры. На основе этих данных ИИ выработал практически аналогичный способ передвижения, причем не спонтанный, он основывается на определенных факторах, которые использует при навигации по пространству и крыса.

Интересно то, что компьютерная система разработала специальный слой для навигации, принцип работы которого схож с принципом работы отвечающего за ориентирование в пространстве мозга млекопитающих.

У человека за это отвечает несколько групп клеток. Это нейроны, которые активируются, когда человек проходит мимо объектов, которые ранее ему уже встречались. Расположены эти нейроны в гиппокампе — отделе мозга, который отвечает за формирование памяти и хранение информации. Насколько можно судить, для этой цели выделяются специализированные клетки. Расположение этих клеток показана на анонсной картинке.

Специалисты DeepMind считают, что нейросеть при обучении сформировала схожую структуру, только, конечно, цифровую, а не физическую. И в этой же компании утверждают, что лишь нейросети, которые сформировали такие структуры, способны нормально ориентироваться в сложном окружении — не только на квадратной площадке, но и в здании с несколькими помещениями. Более того, нейросети могут адаптировать пути продвижения по такому сложному окружению в том случае, если что-то изменяется (например, закрываются двери или передвигается мебель).

На основе результатов проекта можно сделать несколько выводов. Например, один из них — метод ориентирования в пространстве, выработанный животными, является оптимальным. Нейроны из гиппокампа — отличный способ запоминать путь и прокладывать дорогу среди уже известных объектов после достаточно долгого пребывания в какой-то локации.

Похоже на то, что не только биологические, но и цифровые системы приходят к аналогичным решениям в некоторых случаях.

DOI: 10.1038/s41586-018-0102-6


Комментарии (5)


  1. velovich
    12.05.2018 23:27

    Офигеть! Программа, созданная самообучаться, действительно самообучается! Ещё более удивительно, что она делает это как животные, о которых нифига не известно, как они это делают. Но точно ясно, что из животных так делают млекопитающие.


    1. gnomeby
      13.05.2018 05:38

      Не спешите так радоваться, давайте читать внимательно:

      Компьютерная система получила данные о скорости передвижения крысы, основных направлениях движения, расстояния от стен и все прочие параметры. На основе этих данных ИИ выработал практически аналогичный способ передвижения, причем не спонтанный, он основывается на определенных факторах, которые использует при навигации по пространству и крыса.

      То есть X запихнули во вход, получили похожее на X на выходе. Пока ничего удивительного для сетей.

      компьютерная система разработала специальный слой для навигации

      Прямо Skynet какой-то. На самом деле правильнее написать, что один из промежуточных слоёв получил специфические коэффициенты при обучении, благодаря которым…

      Специалисты DeepMind считают, что нейросеть при обучении сформировала схожую структуру

      Ну мало ли что они там считают. Может быть они рады ошибаться. Это типичная когнитивная проблема в исследованиях.

      И в этой же компании утверждают, что лишь нейросети, которые сформировали такие структуры

      Опять же, мало ли что они там утверждают.

      На основе результатов проекта можно сделать несколько выводов.

      Да, а теперь после того как они там «считают» и «утверждают» можно сделать любые выводы.

      Тут более похоже на ситуацию насилия «учёного над журналистом». Или они наняли Илона в PR отдел, и теперь любое новое число из генератора случайных чисел подаётся как достижение.


      1. barbanel
        14.05.2018 13:55

        Опять же, мало ли что они там утверждают.
        Ну, если рассуждать так…
        Доктор: у вас цирроз, я считаю что вам следует перестать пить.
        Пациент: мало ли что вы там считаете!

        Я к тому, что чуваки ученые не просто так посчитали, а проверили свои выводы, и скорее всего не один раз. Просто потому что у них так принято, проверять выводы.


  1. fralik
    14.05.2018 13:54

    И еще одна статья от других авторов. Emergence of grid-like representations by training recurrent neural networks to perform spatial localization. Опубликована примерно в то же время, но вызвала меньший общественный резонанс т.к. не DeepMind.


  1. smer44
    14.05.2018 13:59

    самый прикол в том, что животные то обучаются БЕЗ обратного распостранения, так что вот такие сравнения, мягко говоря…