В прошлой статье я писал о высшем смысле управления деньгами как о пути к большему контролю над собственной жизнью, и как следствие – к более высокому уровню счастья.

Сегодня мне хотелось бы затронуть более прикладной аспект управления финансами – определение целей, или формулировка того, зачем финансовое планирование нужно именно вам.

Правильно поставленные цели крайне важны – система мотивации, созданная на их основе поможет вам легче пройти через этап привыкания к записи доходов-расходов, а также позволит рационализировать, а стало быть улучшить ощущения, связанные с необходимым контролем ваших затрат. Наша цель в конечном итоге состоит в том, чтобы управление финансами было не болезненным, неприятным упражнением, а осознанным действием, направленным на достижение хорошо понятных вам целей, таким образом, действием, приносящим удовольствие. Я этого добился, как и многие другие успешные люди – и нет никакой причины, почему вы не можете улучшить свою жизнь через финансовое планирование, да еще и получать от этого удовольствия.

Давайте рассмотрим основные мотивы, которые обычно называют в качестве причин внедрения в свою жизнь системы управления личными финансами.

1. «Хочу меньше тратить». Бывает такое, что задумаешься, что деньги уходят непонятно куда, и решаешь: надо бы тратить поменьше. Проходит месяц, два, а они все уходят и уходят. И вроде бы ничего конкретного не надо, но есть ощущение, что живешь не по средствам, и нужно бы скромнее.

Эта ситуация достаточно сложна с мотивационной точки зрения, ведь у вас отсутствует прямая необходимость заниматься своими финансами, а существует только общее ощущение правильности этого подхода. Это можно сравнить со здоровьем человека в возрасте между 20 и 30 годами, когда немедленные действия еще не нужны, но по косвенным признакам становится понятно, что жизнь потихоньку нужно менять.

Хорошая новость в том, что вы на верном пути. Рискну предположить, что основная причина того, почему вы не понимаете, зачем нужно меньше тратить лежит в том, что у вас отсутствует связь между финансовыми решениями сегодня и вашим уровнем жизни через двадцать, тридцать или сорок лет. Это абсолютно нормально. В дальнейшем мы разберем типичную структуру трат человека в возрасте от 20 до 80 лет, и вы сможете убедиться, что даже небольшие накопления сделанные до наступления неизбежных крупных трат помогут вам легче пройти через сложные этапы жизни, не влезать в невыгодные долги под высокие проценты и в конечном итоге вести более обеспеченную жизнь.

2. «Нужно отдать долги». У многих из нас на определенном этапе жизни наступает ситуация, когда взять достаточно большую сумму денег в долг кажется простым и эффективным выходом из некой ситуации (под «достаточно большой» я понимаю сумму превышающую ваш месячный доход). В этот момент кажется, что нет никакой проблемы – как взял, так и отдам, ведь я же зарабатываю. Через пару-тройку месяцев обычно осознаешь удивительный и очень простой факт: не получается. Ну вот не получается, и все. И зарабатываешь вроде, но все время на что-то нужно, все время куда-то расходится. И эти несчастные сколько-то тысяч рублей, ну никак не получается выделить. Знакомо? Если да, то скажу вам, что вы не одиноки, это достаточно обычная ситуация. Деньги отдавать очень тяжело, особенно, если вы должны крупную сумму – отдавать ее понемногу вроде как неудобно, отдать целиком и быстро – не хватает денег, а накопить, чтобы отдать целиком – не хватает системы.

В современном мире с развитием кредитных карт эта ситуация еще более усугубилась – ведь человек, у которого вы взяли в долг хотя бы иногда напоминает, что деньги нужно вернуть, а банк – ведь ему как раз выгодно, чтобы объем вашего долга не уменьшался, при условии, что вы хороший заемщик и исправно платите проценты.

Обе эти ситуации решаемы, в дальнейшем я опишу стратегии выхода из долгового кризиса, и то, как должна быть настроена система управления личными финансами для решения этих проблем.

3. «Нужно накопить на…» Поздравляю, вы в отличной ситуации, у вас есть четкая цель, которую вы с легкостью можете визуализировать. Однако, если вы читаете эту статью, скорее всего у вас есть какая-то проблема (а если у вас ее нет – то я вас поздравляю, за вас можно порадоваться!).

Предположу, что вас может беспокоить следующее: первое: вы не можете начать копить. Второе: вы копите, но эти деньги расходятся на какие-то другие цели («срочно понадобились»). Третье: вы копите, но накопленная сумма очень медленно приближает вас к цели.

Здесь я должен честно предупредить, что создание системы финансового менеджмента – не серебряная пуля. Если вы получаете тридцать тысяч рублей, а накопить хотите на новый мерседес S-класса, то ваша цель с большой вероятностью недостижима, и, скорее всего, губительна для вашего бюджета – даже если вам удастся накопить на желанную покупку, обслуживание этого автомобиля съест все ваши доходы. Поэтому этой мечте суждено остаться мечтой, по крайней мере, пока вы не начнете больше зарабатывать.

Если же ваши цели более реалистичны, но у вас все равно есть проблемы, то планирование и финансовая дисциплина несомненно вам помогут. Как сделать так, чтобы процесс накопления был максимально безболезненным (а желательно – веселым), я тоже постараюсь рассказать.

Три причины, которые я привел выше, наиболее часто встречались в моей практике, поэтому я достаточно хорошо знаком и с ними, и с тем, как нужно адаптировать собственную систему управления финансами для их достижения.

Но мне бы очень хотелось услышать, особенно у тех, кто дочитал до этого места (спасибо вам большое, о, небольшая горстка по-настоящему мотивированных читателей!) – а зачем лично вам нужна система управления финансами? Буду вам очень признателен.

Комментарии (8)


  1. EvilsInterrupt
    01.07.2015 11:50

    amikityuk: А как у Вас технически все устроено? Вы каждый чек заносите в систему? Сколько на хлеб, сколько на масло, сколько на кефир, сколько на презе..., сколько на сыр и т.д и т.п.?


    1. amikityuk Автор
      01.07.2015 14:48

      Я заношу каждый расход, но уровень детализации категорий у меня такой, чтобы 1 чек = 1 записи (соответственно, есть некоторые упрощения). В итоге, каждое дейсвтие де-файто занимает 10 секунд на смартфоне, после нескольких лет уже выполняется абсолютно на автомате (иногда задумываюсь «занес — не занес?», понимаю, что занес и забыл.

      Плюс есть ежемесячная сессия с подведением баланса и размышлением над результатами.


      1. YouHim
        01.07.2015 15:01

        Вы только расходы записываете, или бюджет тоже ведете?


        1. amikityuk Автор
          01.07.2015 22:17

          бюджет тоже веду, подробно напишу об этом чуть позже.


      1. EvilsInterrupt
        01.07.2015 15:24

        Если у Вас все на уровне одного чека без детализации, то во время ретроспективного анализа как определяете какие траты были необходимы, а какие нет?


        1. amikityuk Автор
          01.07.2015 22:21

          В каких случаях вам нужно бить чек на несколько категорий? У меня продовольствие и мелкие бытовые вещи идут в одну категорию, покупки в другую. Если начать дробить категории, придется дробить и чеки, но по факту анализ такого уровня редко нужен.

          Хотя зависит от структуры расходов, конечно. Если вы закупаетесь в Ашанах, Метро, etc — там придется дробить. Но, опять же, это действие пару раз в месяц максимум. Упростите остальные 90% покупок, которые работают по принципу один к одному.


    1. Poytu
      02.07.2015 12:10

      Очень интересны диаграммы с детальным разделением (мучное, мясное, овощи, молочка и т.п.). В реальности очень затратно по времени сортировать всё (Можно, правда, заинтересовать этим процессом например подрастающее поколение. В образовательных целях, конечно).
      В итоге продукты разбивались у меня на «еду» и «алкоголь», за вычетом «общепита».
      Большие чеки из гипермаркетов разбивал на категории (благо софт позволял это удобно делать).

      Чисто технически зависит от характера ведущего. Есть люди которым проще занести сразу же в телефон, есть те кто вводит «недельные чеки» на уикенде. Случалось вводить и чеки за месяц/два.

      Сейчас уже сам не веду. 99.9% трат через пластик проходит современные мобильные приложения более менее сами научились формировать статистику. Теряется детализация но общий объем понятен.


      1. ViseMoD
        06.07.2015 00:38

        В реальности очень затратно по времени сортировать всё...

        Что такое для вас «очень затратно»? У меня, например, в сутки уходит около 5 мин (буквально) на внесение всех расходов и доходов; при этом, да — для продуктов есть категории вроде молочки, мучного и т.п. Быть может, вы использовали не очень эффективное ПО?