Маск рассказывает о планах The Boring Company на конференции в Лос-Анджелесе

В четверг Илон Маск заявил о планах The Boring Company проложить proof-of-concept тоннель вдоль 405 шоссе в Лон-Анджелесе. Первым шагом будет создание отрезка тоннеля длиной примерно в 4 километра. Его планируют проложить для того, чтобы компания могла ставить эксперименты перед тем, как приступить уже к строительству «гражданских» подземных дорог.

Специалисты метро Лос-Анджелеса помогут The Boring Company провести экспертизу, чтобы выяснить, не будет ли влиять тоннель и работы по его созданию на уже существующую инфраструктуру подземного транспорта города. В целом, чиновники всецело поддерживают Маска в его начинаниях — во всяком случае, пока.

На данном этапе у The Boring Company все находится на стадии подготовки к началу реальных работ. Сделать это не так просто, поскольку все инфраструктурные проекты достаточно сложные. Причем сложность эта касается не столько технической стороны дела (хотя и это тоже), сколько административных и бюрократических аспектов. Разрешительной документации необходимо просто море. Например, недавно Маск говорил о том, что готовит заявку на прокладку очередного тоннеля. Объем этой заявки составляет около 600 страниц.

Все это достаточно сложно осуществлять даже с учетом того, что администрация штата Калифорния поддерживает предпринимателя, равно, как и руководство самого Лос-Анджелеса. Продолжительность стадии согласования по созданию более-менее длинного тоннеля может составлять от года до двух. Пока что предприниматель ничего не говорит о том, когда, собственно, начнется реализация работ.

Не так давно Маск поделился видео первого проложенного тоннеля с уже готовой инфраструктурой и технической магистралью, которую вскоре должны демонтировать. Но тестовые тоннели — это не то, ради чего Маск основал The Boring Company. Основная работа еще впереди, и она будет заключаться в создании масштабной транспортной сети как в Лос-Анджелесе, так и в других регионах.

По мнению предпринимателя, сеть тоннелей от The Boring Company станет конкурировать с метрополитеном Лос-Анджелеса. В том числе и потому, что одна поездка обойдется клиенту Boring Company всего в $1 — это значительно меньше, чем в случае метро. Причем стоит напомнить, что поездка осуществляется внутри собственного автомобиля, так что экономится и время, и бензин.



Скорость перемещения по тоннелю составит около 200 км/ч, так что средняя продолжительность поездки не будет превышать 10 минут. По мнению Маска, тоннели — один из лучших способов решить проблему с трафиком в мегаполисах. Идея создания компании по бурению транспортных тоннелей пришла к Маску во время стояния в массивной пробке. Практически ежедневные задержки настолько достали бизнесмена, что он решил проложить путь себе и другим таким же страдальцам под землей.

Когда глава The Boring Company говорит о сети тоннелей, он подразумевает не просто разветвленную инфраструктуру. Тоннели должны быть многоуровневыми, с возможностью перехода от уровня к уровню для того, чтобы избежать возможности образования подземной пробки. Например, можно предположить, что одна из платформ, на которых стоят машины, поломалась — в этом случае за ней образуется пробка, и тоннель окажется просто забит автомобилями. На этот случай предусмотрены дополнительные тоннели, через которые последуют машины, попавшие в «пробку».

В настоящее время компания ищет возможность ускорения работ по прокладыванию тоннелей. Буровая машина, по словам Маска, в несколько раз медленнее улитки, поэтому крайне важно увеличить скорость проходки. Для этого понадобятся научно-исследовательские работы, что потребует дополнительного времени.


Кстати, the Boring Company решила пустить в ход и выброшенную при рытье тоннелей землю. Из нее решено создавать нечто вроде блоков Lego. Сейчас найден оптимальный состав для таких блоков — собственно, спресованная под огромным давлением земля с добавлением бетона. Стоимость блока такого материала — всего 10 центов. Причем годятся они не только для создания тоннелей, но и для постройки зданий и сооружений. Вполне может быть, что Маск вскоре построит свечной кирпичный заводик собственной конструкции.

Комментарии (114)


  1. striver
    19.05.2018 14:24
    +1

    Еще немаловажно то, что они хотят увеличить скорость прокладки тоннелей. Ранее были общие цифры — догнать и перегнать их червяка. Сейчас они делают 2-ю машину, так сказать, гибрид 1й и модификации, что поможет ускорить сам процесс в 3-5 раз. А 3-я машина — новая, которая ускорит процесс в 10-15 раз.
    Вместо того, чтоб выбрасывать породу, они с неё будут делать кирпичи, да 10 центов за штуку. Они считают, что таким образом можно снизить стоимость прокладки тоннелей на 20%. Мне не понятен 1 момент, на каком этапе и где они будут производить этот кирпич. Сразу после изъятия почвы или же нужно будет еще куда-то отвозить. Там как раз во время информационной сессии было указано, что были как раз проблемы с вывозом грунта грузовиками.


    1. vassabi
      19.05.2018 15:50

      он на презентации говорил, что они тратят такие деньги на вывоз и захоронение породы, что затраты на опрессовку (и добавку цемента для прочности в кирпичи) и прочая на месте, стоят столько же, так что они могли бы отдавать их даром. Но решили накинуть по 15 центов на штуку, чтобы немного зарабатывать.


      1. striver
        19.05.2018 15:59

        Нужно будет еще раз пересмотреть.


      1. Areso
        20.05.2018 09:21

        9 рублей за штуку. Ну, в общем-то, кирпичи столько и стоят в розницу, и даже дешевле.


    1. vassabi
      19.05.2018 15:53

      PS: то есть НЯП, там на входе в тоннель стоит завод ЖБИ, на котором они делают из этой грязи облицовку для тоннеля, там же делают и такие кирпичи.

      PPS: что еще поразило — тоннель они делают полностью герметичным. Чтобы ни вода внутрь, ни даже газ. Чтобы такие же можно было использовать потом для гиперлупа, откачивая воздух и все.


      1. striver
        19.05.2018 17:04

        Чтобы такие же можно было использовать потом для гиперлупа, откачивая воздух и все.
        На данном этапе мне пока что не понятно, от их ответов, — эти тоннели готовы для хиперпетли или нет. Да, они сейчас делают с расчетом в дальнейшем делать вакуум для междугородних поездок, но что нужно будет или не нужно будет дорабатывать — мне понять сложно. Хотя, я думаю, что они сами еще не знают, пока не начнут делать первый тоннель.

        Этот взгляд.... да они оба думали о бурении... )))

      1. stalinets
        19.05.2018 17:33

        Думаю, не получится. Тоннель под вакуумом будет полон радона и прочих вредных газов. Думаю, даже в условиях технического вакуума радона будет слишком много, чтобы он был вреден для находящихся в тоннеле. Хотя это просто предположение.


        1. kAIST
          19.05.2018 21:10

          Извините, не смог распарсить ваше сообщение. В условиях вакуума будет много радона и это будет опасно вредно для находящихся в тоннеле? Опасней чем сам ваккуум? )


          1. stalinets
            19.05.2018 23:29
            +1

            Из горных пород, если в них есть уран и торий, постоянно сочится радон. Если тоннель будет проходить около таких пород, весь радон наш. Да, он будет откачиваться системой вентилляции, но он ведь распадается на другие, негазообразные элементы (строго по рядам распада тория и урана), которые будут накапливаться в тоннеле, на внешних стенках капсул, в системе вентилляции. Теоретически это может быть нежелательным сюрпризом после начала эксплуатации тоннелей.
            В урановых шахтах это учитывают и строят систему вентилляции так, чтобы радон не высасывался из всех пор и щелей, а наоборот «поджимался» слегка повышенным давлением, чтобы уменьшить дозовую нагрузку на рабочих. Хотя если там нет таких пород, возможно, я зря беспокоюсь.

            Ну и вообще идея вакуумировать неподготовленный тоннель мне кажется неудачной. Если не радон, то туда будет активно подсасываться обычная вода или что-то ещё. Возможно, вакуум несколько снизит прочность грунтовых стен тоннеля (как себя поведут дегазованные грунты поблизости от стен тоннеля? А в долгосрочной перспективе? Исследования есть?). Лучше всё же проложить в тоннеле герметичную трубу, сделанную специально для этой цели, и её уже вакуумировать. Хотя это и будет дороже.


            1. Chamie
              20.05.2018 01:36

              вакуумировать неподготовленный тоннель
              А откуда вообще мысль, что они строят не герметичный туннель, из которого при этом всё равно собираются откачивать воздух? Разве это не абсурдная затея? Ну, то есть, вы отвечаете на комментарий, в котором написано
              тоннель они делают полностью герметичным
              И при этом описываете не герметичный туннель.


  1. Belking
    19.05.2018 14:32
    +1

    >> спресованная под огромным давлением земля с добавлением бетона
    >> Маск вскоре построит кирпичный заводик собственной конструкции

    Заводик звучит как нечто капитальное, не обязательно с фундаментом, но как минимум врывшийся сваями. Здесь же, скорее, будет станция прямо в землеройной машине. Из этого же интервью была цифра касательно стоимости вывоза прокопанной земли из тоннеля — до 15% проектных расходов. А проблема в моем понимании не столько в весе*, ведь даже Model X тягала такую телегу, а в объеме выгружаемого материала — очень неэффективное использование грузовой техники в соотношении груз: транспорт=1:1.

    Для читающих по английски, но тем не менее не желающих смотреть видеопрезентацию с Маском — более подробная статья

    * — кстати, был показан еще и электро-локомотив тягающий по 120 тн. на базе двух двигателей model 3, поставят 5 — будет 250 тягать

    striver, недавний tweetstorm от Маска сообщил, что сейчас они копают со скоростью 1/15 улитки, а в ближайшее время выйдут уже на 1/10, ну и как цель — обогнать таки её наконец.


    1. striver
      19.05.2018 15:32

      недавний tweetstorm от Маска сообщил, что сейчас они копают со скоростью 1/15 улитки, а в ближайшее время выйдут уже на 1/10, ну и как цель — обогнать таки её наконец.

      0,3 мили/час == 1/10 скорости пешехода — основная цель по скорости


      1. mironoffe
        19.05.2018 17:43
        +1

        12 км/сутки? это ж метро в Омске за 3 дня построить можно


        1. striver
          19.05.2018 17:47

          Так да, они же обсуждают, что от Лос-Анджелеса в Сан-Франциско за 2 недели.


          1. Cast_iron
            20.05.2018 08:34

            За две недели расстояние в 382 мили надо рыть со скоростью 1,13 миль/ч.


            1. striver
              20.05.2018 10:00

              Ты так серьезно взял и померил маршрут по текущим дорогам, а не расстояние от точки А до точки Б? Очертания городов — очень условное понятие, я же не знаю какие у них планы, где будет точка входа в ЛА и выхода в СФ, может за десяток км от черты. В итоге может получиться 300 миль, а не почти 400. Даже если 300 рыть со скоростью 0,3, то получится почти 42 дня, а это 6 недель, а не 2. Я более чем уверен, что они будут рыть (если будут), то это у них всё займет все полгода. А вот через лет 10-20, возможно будет 2 недели. Это всего лишь теория, желания и прочее. Было обсуждения и примерные прикидки. Это были не мои слова, а Маска. А что касается сроков, то нужно сильно сдвигать в право. Я это понимаю, я это озвучиваю. Однако, текущие темпы прокладки тоннелей значительно ниже, и конкуренты не сильно стремятся как-то улучшить этот параметр, даже в теории.


              1. Cast_iron
                20.05.2018 11:41

                Скорость бурения можно увеличить, если рыть несколькими машинами с разных точек. Как пример: Евротоннель.
                И если Маск и Ко хочет при жизни создать сеть тоннелей + Hyperloop, им придется рыть одновременно во многих местах.


                1. striver
                  20.05.2018 12:19

                  Думаю, что со скоростью в 450м/час — будет 1 бурилка рыть 1 направление. Евротоннель — скорость была 100-150 м в неделю. Даже 2 месяца на расстояние в 300 км в одну сторону — это очень круто. Лично для меня, такое слышать — это просто фантастика. Дороги не строят с такой скоростью. Если рыть тоннели с такой скоростью, то наземный междугородний транспорт вообще не нужен будет. Скорость просто фантастика. Правда нужно еще понимать, какую почву рыть. Если это будет гранит, то сомневаюсь, что там будет даже 450 м в неделю. В любом случае, нужно подождать еще лет 5-10, что бы понимать на сколько это реально. Сейчас — это красиво звучит, но как-то маловероятно. Хотя посадка ступеней на баржу тоже звучала нонсенсом, тем не менее это происходит.


                  1. Cast_iron
                    20.05.2018 17:40

                    К чему сравнение скорости рытья? Евротоннель строили 30 лет назад, даже его служебный тоннель больше чем у Boring Company, не говоря об основных, да и строили под проливом.
                    Я буду безмерно рад, если Маск и Ко смогут строить тоннели хоть в 10 раз медленнее, чем обещали, но вот для таких восторженных обещаний есть хорошая русская поговорка: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги».


        1. Cast_iron
          20.05.2018 08:51

          Нет. У нас тоннель шире.
          Вот тут много интересного по метро.


  1. idiv
    19.05.2018 17:15

    Продолжительность стадии согласования по созданию более-менее длинного тоннеля может составлять от года до двух

    Технически может все выйти, но подобные упоминания в интервью Маска… Вроде он реализует крупные инфраструктурные проекты, но важен именно этот банальный момент (он его сам упоминает, судя по статье). А ведь вроде образование инженерное.


    1. striver
      19.05.2018 17:43

      Что-то не могу понять, в чём выражается претензия.


      1. idiv
        19.05.2018 23:41

        Это было интервью для фанатов, которые далеки от участия в реализации мало мальских крупных проектов, а не серьезная информация. Я еще не встречал в строительстве или энергетике инженера, для которого подобное является информацией, достойной упоминания. Как и среди руководителей проектов. Если кто-то на совещании начинает про согласования, его останавливают и говорят, что это всем понятно.

        Потому здесь либо чисто для поддержания имени на слуху вся информация, или же идет заготовка «я не виноват, все согласования, никогда такого не было (у меня), и вот опять (как во всей отрасли)».


        1. striver
          19.05.2018 23:58

          В том то и дело, с инженерной точки зрения, для Маска, проблем нет. А вот согласования — это еще та головная боль. У кого что болит.


          1. idiv
            20.05.2018 12:29

            Согласование — это часть любого крупного проекта и часть инженерной работы. Если их отбросить — это уже не инженерная работа, а так, фантазии на тему.


            1. striver
              20.05.2018 12:48

              Есть общественные слушания и дебаты в разрешительных органах, при этом инженерия там вообще никаким боком. 97% ученых, которые занимаются вопросами климата говорят о том, что он меняется, есть потепления. А есть те, кто решает, что делать с деньгами и прочее — в это не верят, и более того, говорят, что они врут.


              1. idiv
                20.05.2018 13:03
                +1

                Есть общественные слушания и дебаты в разрешительных органах, при этом инженерия там вообще никаким боком.

                Вы хоть на одних таких дебатах были? Там полно инженерных вопросов, вроде согласования как близко к существующим сооружениям можно подходить, какое влияние на окружающую среду и людей окажет высоковольтная линия электропередач, какие вибрации при прокладке тоннеля будут на существующих строениях (речь о железнодорожных тоннелях). Зачастую решается необходимость дополнительных исследований и тестов. Там на основании инженерных работ делается заключение о возможности или невозможности данного проекта.


                1. striver
                  20.05.2018 13:16
                  +2

                  Было время, когда даже тех. задания писал. И проверял на соответствие. Кто же спорит с тем, что по инженерной части много вопросов. Но, даже если есть ответы на многое или же на всё (что почти не реально), тогда наступает момент — нужно это или нет. Появляется общественное мнение, далекое от деталей и технической части и обычный обыватель может посчитать, что это бред и не нужно ничего делать. А политики, которые хотят подсуетиться — становятся на их сторону, и могут доказывать, что Земля плоская, лишь бы за них проголосовали в следующий раз. Общественное мнение и инженерные решения — это вообще ни разу об одном и том же.
                  Смотрел слушания в Сенате, как Маск дает цифры по поводу запусков ракет Спейс Икс и ULA — разница почти в 3 раза дешевле. Вопрос — зачем платить больше? Что-то я не вижу ситуации, когда Спейс Икс забрала все запуски у Боинга и Ко.
                  А еще на днях встретил знакомого, которого не видел лет 5. Во время разговора, я пошутил/поинтересовался — не купил ли он часом Теслу? Мне в ответ — машины интересные, но они же банкрот, типа уже не выпускают автомобили. Вот тебе общественное мнение.


                  1. idiv
                    20.05.2018 13:18
                    -1

                    А политики, которые хотят подсуетиться — становятся на их сторону, и могут доказывать, что Земля плоская, лишь бы за них проголосовали в следующий раз.

                    Почему вы постоянно упоминаете политиков? Причем здесь это?
                    Появляется общественное мнение, далекое от деталей и технической части и обычный обыватель может посчитать, что это бред и не нужно ничего делать.

                    А вот здесь уже проблема инженеров, которые неспособны простым языком объяснить, что надуманная проблема — именно надуманная. И для этого нужно присутствие на согласованиях.


                    1. striver
                      20.05.2018 13:20

                      Почему вы постоянно упоминаете политиков? Причем здесь это?
                      Ты думаешь, что толпа что-то решает? Есть представители, они же политики.
                      А вот здесь уже проблема инженеров, которые неспособны простым языком объяснить, что надуманная проблема — именно надуманная. И для этого нужно присутствие на согласованиях.
                      Да, действительно, это проблема инженера в том, что товарищи во время езды путают педали газа и тормоза.


                      1. idiv
                        20.05.2018 13:31

                        Ты думаешь, что толпа что-то решает? Есть представители, они же политики.

                        На местном уровне — вполне решают. В Германии есть немало мест, где жители городка были против автобана/крупной трассы в 100 метрах от города. И ничего, пошли в обход. Или то же самое с опорами ЛЭП. Не понравилось, пришлось дольше идти, но зато выглядит красиво.
                        Да, действительно, это проблема инженера в том, что товарищи во время езды путают педали газа и тормоза.

                        Не обязан каждый знать о системах заземления или электромагнитном воздействии на человека от ЛЭП. Но если ему не рассказать, то он будет и дальше считать определенное решение опасным и не давать, например, проложить ту же ЛЭП. Если инженер свою работу знает, то он может объяснить доходчиво и простым языком, что в данном случае опасности нет. Считать всех вокруг тупыми неправильный подход, есть множество отраслей где сам будешь за тупого.


                        1. striver
                          20.05.2018 13:43

                          На местном уровне — вполне решают. В Германии есть немало мест, где жители городка были против автобана/крупной трассы в 100 метрах от города. И ничего, пошли в обход. Или то же самое с опорами ЛЭП. Не понравилось, пришлось дольше идти, но зато выглядит красиво.
                          Так правильно, вот к чему этот посыл — не захотели, не красиво… и все твои потуги — приводят ни к чему, только к переделыванию. Для начала на уровне финансирования нужно предоставить проект с максимальной эффективностью. Жители не захотели этого — держите решение, которое дороже. Потом дальнейшие пожелания и улучшения приводят к удорожанию в 2-10 раз. Но, уже на этом этапе понятно, где эти цифры 10х взялись. А вот если бы сразу проект сделали — в ответ был бы вопрос — вы там вообще обалдели, инженера сосем тупые, не могли прямую линию нарисовать и всё?
                          Не обязан каждый знать о системах заземления или электромагнитном воздействии на человека от ЛЭП. Но если ему не рассказать, то он будет и дальше считать определенное решение опасным и не давать, например, проложить ту же ЛЭП. Если инженер свою работу знает, то он может объяснить доходчиво и простым языком, что в данном случае опасности нет. Считать всех вокруг тупыми неправильный подход, есть множество отраслей где сам будешь за тупого.
                          Так правильно, никто не знает всё, для это есть спецы, нанимается посторонняя инжениринговая компания, которая оценивает проект и делает выводы. Никто не в состоянии ничего объяснить человеку, если он не хочет этого понимать. Или же за его позицией стоят какие-то интересы. Ты даже не будешь в состоянии объяснить или доказать, что вода мокрая.
                          Считать всех вокруг тупыми неправильный подход, есть множество отраслей где сам будешь за тупого.
                          Кто говорил, что все тупые? Где я говорил, что я всё знаю?


                          1. idiv
                            20.05.2018 22:33

                            Так правильно, вот к чему этот посыл — не захотели, не красиво… и все твои потуги — приводят ни к чему, только к переделыванию.

                            Только вот не политики захотели, а жители. И трасса и так никогда не идет по прямой, но есть несколько вариантов примерно равных по цене, из которых выбирают после слушаний исходя из пожеланий местных жителей. Так делали даже при постройке железной дороги между Лейпцигом и Дрезденом в 19 веке. Причем тоже объясняли преимущества и недостатки.
                            Никто не в состоянии ничего объяснить человеку, если он не хочет этого понимать.

                            Таких меньшинство, большинство все же может понять. Да, сразу никто на слушаниях не скажет, что «точно, был не прав», но изменить точку зрения вполне можно. И там чаще речь не в интересах, а в непонимании.
                            Кто говорил, что все тупые?

                            Если в голову пришел только пример про перепутанные газ и тормоз, то о чем это говорит? Что для инженера проблемы остальных в том, что его простое решение осознать не могут?


                            1. striver
                              21.05.2018 00:27

                              Только вот не политики захотели, а жители
                              Там где есть интересы многих, там рисуются политики. Политики — это менеджеры от народа, они их представители. Не нравится, что политики участвуют — ну и не нужно.
                              И трасса и так никогда не идет по прямой, но есть несколько вариантов примерно равных по цене, из которых выбирают после слушаний исходя из пожеланий местных жителей.
                              Процедура какая-то интересная, выбирают кто? Люди на улице, голосуют подняв руки? В какой стране? Выбирают из вариантов представители власти, которые ответственные за этот участок работы, а вот когда выбрали — тогда и слушания. Да, может быть наоборот — сначала слушания, а потом выбор. Но выбор делают управляющие органы, а не проходящие мимо, ибо эти органы == выборные менеджеры от народа для выполнения таких вот функций, как принятие решений, ибо они специалисты, которым платят за это деньги.
                              Таких меньшинство, большинство все же может понять.
                              Очень субъективное мнение.
                              И там чаще речь не в интересах, а в непонимании.
                              А не было мысли, что такие вот непонимания могут быть по причине определенных интересов?
                              Если в голову пришел только пример про перепутанные газ и тормоз, то о чем это говорит?
                              Это говорит о том, что какой бы ты не был инженер или какая бы не была классная инструкция, всегда есть обычное игнорирование инструкций/забывчивость/злой умысел/глупость. Вариантов много… всех грести под одну гребенку не стоит. Я такого не говорил, не нужно мне присваивать не мои суждения. Более того, пример был придуман наобум.
                              Что для инженера проблемы остальных в том, что его простое решение осознать не могут?
                              Да, это проблемы, постоянно сталкиваюсь с тем, что простые решения воспринимаются очень негативно. Не обязательно в плане инженерии. Процесса работы, документооборота… здесь всегда так было, есть и будет. Но бывают моменты просветления, когда 1 принтер и элементарная программа упрощает производственный процесс, даже экономит средства. Но нет, у нас конюшня, и не нужен нам твой трактор. Люди не хотят ни осознавать, ни меняться… даже слушать не хотят, но хотят жить лучше, чем норвежцы, но при этот прикладывая усилия на уровне сидения обезьяны на пальме.


                              1. idiv
                                21.05.2018 10:31

                                Выбирают из вариантов представители власти, которые ответственные за этот участок работы, а вот когда выбрали — тогда и слушания.

                                Вариант трассы обычно в Германии выбирает местная энергокомпания или железная дорога. Где тут представитель власти?
                                А не было мысли, что такие вот непонимания могут быть по причине определенных интересов?

                                Была, но почему-то все же оказывалось, что просто нет профильных знаний.
                                Я такого не говорил, не нужно мне присваивать не мои суждения. Более того, пример был придуман наобум.

                                Из всех возможных примеров был наобум выбран пример про тупого пользователя? Почему так?
                                Люди не хотят ни осознавать, ни меняться… даже слушать не хотят, но хотят жить лучше, чем норвежцы, но при этот прикладывая усилия на уровне сидения обезьяны на пальме.

                                Другими словами — это в одной отдельно взятой стране?


                                1. striver
                                  21.05.2018 13:07

                                  Вариант трассы обычно в Германии выбирает местная энергокомпания или железная дорога. Где тут представитель власти?
                                  Не знаю тонкостей в Германии. Политики/власть не влияет на выбор — просто замечательно.
                                  Из всех возможных примеров был наобум выбран пример про тупого пользователя? Почему так?
                                  Это плохой вариант? Такого не может быть? Как по мне очень простой вариант для примера, при этом случаев возникновения — очень много. Есть пример, как тест драйвер (если это так можно обозвать человека, который тестирует и катается по треку с потенциальными клиентами) перепутал педали и со огромной скоростью въехал в здание пропускного пункта на новеньком автомобиле премиум класса.
                                  Другими словами — это в одной отдельно взятой стране?
                                  Думаю, что почти все страны СНГ — подходят под это определение.


    1. kAIST
      19.05.2018 21:13

      Ну если это является основным препятствием, то конечно же этот момент будет важен.


      1. idiv
        19.05.2018 23:42

        Если это становиться препятствием, может стоит обратиться к существующим проектным организациям? Они могли бы просветить еще при основании компании по срокам.


        1. alexk24
          20.05.2018 07:58
          +1

          Ну он уже обращался к существующим ракетчикам. Они его просвещали по стоимости.
          И уже обращался к текущим копальщикам-бурильщикам. Они его тоже просвещали по срокам.
          Его плюс как-раз в том что он не спрашивает, а делает.


          1. idiv
            20.05.2018 12:31
            +1

            По ракетам — согласен, его начинание очень успешное, а вот опыт автомобилестроения показал, что пришлось обращаться к текущим создателям роботов. Одно дело сложная и новая отрасль, а другое — где уже не одну сотню лет работы ведутся.


            1. striver
              20.05.2018 12:50

              Так он обратился к создателям роботов, а не текущим производителям автомобилей. А промышленным роботам не больше, чем ракетостроению.


              1. idiv
                20.05.2018 13:05

                Он обратился (купил) к производителя роботов для автомобильной промышленности. Если он до этого не понимал, что для автопроизводства роботы нужны, то это так себе аргумент о его квалификации.


                1. striver
                  20.05.2018 13:19

                  Минуточку, а вопрос о том, что Маск хочет, чтоб автомобили производились со скоростью с которой разливается Кола (да это идеал) — это как понять? Он хочет увеличить скорость производства, но без роботов — это не возможно. Если ты думаешь, что Маск этого не понимает… честно сказать, получается что он вообще умственно отсталый.


                  1. idiv
                    20.05.2018 13:33

                    но без роботов — это не возможно

                    Судя по последним результатам и интервью — то и с роботами не очень вышло.
                    Если ты думаешь, что Маск этого не понимает… честно сказать, получается что он вообще умственно отсталый.

                    Почему сразу так. Он просто не имел представления о реальной промышленности, такие инженеры тоже есть.


                    1. striver
                      20.05.2018 13:49
                      +1

                      Судя по последним результатам и интервью — то и с роботами не очень вышло.
                      Видать мы о разном говорим.

                      У Теслы нет роботов, они на коленке собирают автомобили, так что ли?
                      Почему сразу так. Он просто не имел представления о реальной промышленности, такие инженеры тоже есть.
                      Да, он такой. Не знал ничего в производстве, только мог кодить. Тем не менее, как-то Спейс Икс умудряются запускать ракеты. А 95% стран не запустили ни одной ракеты выше 100км.


                      1. idiv
                        20.05.2018 23:21
                        +1

                        Судя по последним результатам и интервью — то и с роботами не очень вышло.

                        Видать мы о разном говорим.

                        Маск сам сказал, что с роботами перестарался.
                        Не знал ничего в производстве, только мог кодить. Тем не менее, как-то Спейс Икс умудряются запускать ракеты. А 95% стран не запустили ни одной ракеты выше 100км.

                        Маск в общем-то и не работал в промышленности раньше. Т.е. да, он мог этого и не знать.
                        В Спейс Икс кроме владельцев ничего общего с Теслой нет, там инженеры совсем другие. Ну и космическая тема все же еще в начале своего развития, в отличие от автомобильной.


                        1. striver
                          21.05.2018 00:37

                          Маск сам сказал, что с роботами перестарался.
                          Так правильно, он перестарался, их будет меньше, но он не отказался. Модел У в этом плане будет по другому собираться, они учтут текущее состояние и делают архитектуру автомобиля таким образом, чтоб роботов было еще больше, чем при сборке Модел 3.
                          В Спейс Икс кроме владельцев ничего общего с Теслой нет, там инженеры совсем другие. Ну и космическая тема все же еще в начале своего развития, в отличие от автомобильной.
                          Человечество еще лежит в колыбели и ходит под себя. Моментов для развития — просто уйма. 60 лет назад не было компьютеров. 15 лет назад не было смартфонов, а сейчас мой телефон (он же смартфон, ибо других нет) — мощнее, чем компьютер, который появился у меня 15 лет назад раза в 2-3… при этом у меня очень слабый телефон по нынешним меркам. Темпы развития. Было бы желание и ресурсы.


                          1. idiv
                            21.05.2018 10:36

                            Так правильно, он перестарался, их будет меньше, но он не отказался. Модел У в этом плане будет по другому собираться, они учтут текущее состояние и делают архитектуру автомобиля таким образом, чтоб роботов было еще больше, чем при сборке Модел 3.

                            Я и не писал, что он отказался, я писал, что выбор был неудачный, возможно изобретение велосипеда в плане работы.
                            Человечество еще лежит в колыбели и ходит под себя. Моментов для развития — просто уйма. 60 лет назад не было компьютеров. 15 лет назад не было смартфонов, а сейчас мой телефон (он же смартфон, ибо других нет) — мощнее, чем компьютер, который появился у меня 15 лет назад раза в 2-3… при этом у меня очень слабый телефон по нынешним меркам. Темпы развития. Было бы желание и ресурсы.

                            И как это меняет тот факт, что в автомобиле, в отличие от ракеты, уже почти ничего не изменишь? Там вся разница в топливе и двигателе, а защита на случай ДТП, амортизация, материалы — не меняются уже лет 30, только мелкие детали подгоняются.


                            1. striver
                              21.05.2018 13:12

                              Я и не писал, что он отказался, я писал, что выбор был неудачный, возможно изобретение велосипеда в плане работы.
                              Нууу, с 3-й Моделью он пролетел, ждем-с, что будет с Модел Y. Но в любом случае, Маск отмечал, что производство Модели 3 более автоматизировано, чем предыдущие 2 модели.
                              И как это меняет тот факт, что в автомобиле, в отличие от ракеты, уже почти ничего не изменишь? Там вся разница в топливе и двигателе, а защита на случай ДТП, амортизация, материалы — не меняются уже лет 30, только мелкие детали подгоняются.

                              Еще раз, менять есть много чего, даже в эволюционном плане. Я не согласен с тем, что текущий автопром — это вершина эволюции и лучше ничего не будет.


                1. Chamie
                  20.05.2018 13:24

                  Он обратился (купил) к производителя роботов
                  Только не мешайте в кучу «обратился» и «купил». Обратился он очевидно давно, ещё до постройки фабрики, просто оказалось, что нужно больше экспертизы по самим роботам и их производству/разработке/наладке, чем предполагалось.


                  1. idiv
                    20.05.2018 13:34

                    Обратился он очевидно давно, ещё до постройки фабрики, просто оказалось, что нужно больше экспертизы по самим роботам и их производству/разработке/наладке, чем предполагалось.

                    Тогда почему решения для Фольксвагена и БМВ у него не заработали и пришлось покупать предприятие?


                    1. Chamie
                      20.05.2018 13:39

                      Не знаю. Может, потому что он хочет бо?льшей производительности и бо?льшей степени автоматизации?


                      1. idiv
                        20.05.2018 23:28

                        Ну в этом плане советы он уже раздает, что можно делать лучше и больше, чем сегодня. Только немного рано с его темпами производства. Здесь, прежде чем давать советы, действительно нужно сперва самому сделать.


                        1. Chamie
                          20.05.2018 23:37

                          А кому он советы давал?


                          1. idiv
                            20.05.2018 23:39
                            +1

                            В одном из интервью Маск заявил, что автомобили можно делать намного быстрее, чем их делает современная промышленность и автопроизводители должны еще много чего улучшить. На это мало кто обратил внимание, это было сразу после очередного переноса сроков по Тесле 3.


              1. Cast_iron
                20.05.2018 17:46

                Давно Lotus и Merсedes автомобили не производят?


                1. striver
                  20.05.2018 20:10

                  Тогда стоит еще добавить Тойоту, Панасоник, КНР, Чили, Конго, также стоит поблагодарить жителям эпохи Неолита и Древнего мира, не говоря уже о том, что динозавры чуть ли главные инвесторы отрасли углеводородов.


  1. unxed
    19.05.2018 17:21

    Чем дальше тем больше ощущение, что основная задача Маска — показать всему миру в захватывающей форме, что у США таки есть своя современная тяжелая промышленность, и она развивается ого-го.

    А то люди как-то стали замечать, что даже крышки от люков американские делаются в Китае, неудобненько.

    Что, разумеется, не отменяет крутизны многоразовых носителей и правильности ухода от бензиновых выхлопов гражданам прямо в лёгкие.


    1. striver
      19.05.2018 17:46

      Китайцы «по тихому» создали сеть скоростных «железных» дорог на магнитной подушке. В то время как в США развито авиасообщение и автомобильное. У них железные дороги — это как 5 колесо кобыле. Они как бы есть, но дорогие и медленные. И дорогие на столько, что в караване из 3х Фур от Теслы — могут конкурировать по цене. А это просто нонсенс в современном мире, в плане грузоперевозок.


      1. Beyondtheclouds
        19.05.2018 19:54

        >Китайцы «по тихому» создали сеть скоростных «железных» дорог на магнитной подушке.

        Насколько мне известно в мире в районе 6 магнитных линий, все достаточно короткие en.wikipedia.org/wiki/Maglev#Operational_systems

        Откуда инфа про «сеть» в Китае?


        1. striver
          19.05.2018 22:26

          дорог на магнитной подушке.
          я чуть не так выразился. Скоростные, в том числе на магнитной подушке. Лет 15 назад, у китайцев не было скоростных линий, за 10-15 они чуть ли не лидеры в мире по протяженности.


      1. killik
        19.05.2018 23:15

        Они как бы есть
        И как бы почти в три раза больше, чем в России ;)


        1. striver
          19.05.2018 23:56

          Ок, сравни дороги и авиаперевозки — там еще хуже будет.


          1. killik
            20.05.2018 00:56

            Хех, в России и одна фура конкурирует по цене с ЖД. Беда больших корпораций — бюрократия.


  1. stalinets
    19.05.2018 17:37

    Интересно, получится ли радикально модернизировать тоннелепроходческую установку, чтобы настолько повысть скорость прохожденя? Ведь явно над этим думали поколения инженеров и всяческих рационализаторов, и прогресса особо нет.


    1. striver
      19.05.2018 17:42

      Самое простое что они сейчас делают — меняют силовые кабели на батареи от Теслы. Правда у меня по этому поводу вопрос — как они будут заряжать эти батареи…


      1. Grox
        19.05.2018 23:29

        Как обычно, часть заряжают, часть в работе. Могут возить и менять блоками.


        1. idiv
          19.05.2018 23:52

          Все это добро выйдет дороже кабеля.


          1. striver
            19.05.2018 23:59
            -1

            Считал? Или так, наугад?


            1. idiv
              20.05.2018 12:56

              Считал. Потребление тоннелепроходческого щита в районе 1,5-2 МВт на существующей скорости. При росте скорости мощности нужно будет больше, допустим, в 2 раза.
              Тоннель от начала до конца одним куском никто не даст делать, нужны эвакуационные выходы. Потому длина кабеля не превысит 20 км. Для кабеля 20 кВ, 3 по 20 км будет стоить где-то 40 Евро за погонный метр, что составит около 2,4 млн. Евро (бронированный кабель с оптоволоконой линией связи для шахтного и карьерного применения). Накинем 20% на неравномерную укладку, изменения в длине из-за тепературы, получается 2,88 млн. Евро.
              Подключение осуществляется по сути крупными клеммами, для подключения новых барабанов в любом случае нужны остановки для проверки состояния тоннеля. Пусть нужно 2-кратный запас иметь для работы, выходим на 5,76 млн. Евро.
              В случае аккумуляторов общие затраты будут в районе 15 млн. только на батареи. А еще их подвоз, замена.

              Срок эксплуатации кабеля будет подольше, но пренебрежем этим моментом.

              Grox — чтобы не плодить комментарии — я экономии не вижу, разве что обрадовать инвесторов «а еще батареи можно не только в машинах использовать».


              1. striver
                20.05.2018 13:05

                За 15 млн можно будет купить 60 МВт*ч батарей, даже при 1,5-2 МВт = 40-30 часов. Вопрос — почему 1,5-2? Есть ТТХ бурилки Маска?


                1. idiv
                  20.05.2018 13:16

                  Есть ТТХ бурилки Маска?

                  Есть ТТХ существующих бурильных установок от Херренкнехт. Есть основание считать, что нужно будет прикладывать меньшую мощность для бурения через такую же породу при бoльшей скорости? Или у вас есть другие данные по бурильным установкам?

                  За 15 млн можно будет купить 60 МВт*ч батарей, даже при 1,5-2 МВт = 40-30 часов.

                  Какой-то странный у вас «даже», некорректный с точки зрени моего комментария. Я написал, что сейчас 2, а будет 4. Здесь корректно было бы написать
                  «60 МВт*ч батарей, даже при 3-4 МВт = 20-15 часов».
                  Что уже не фонтан, кроме того размер батарей на такую мощность будет просто огромный, потому там будет постоянный поток машин, заменяющих блоки (это всего в 2,5 раза меньше станции в Австралии).


                  1. striver
                    20.05.2018 13:25

                    Какой-то странный у вас «даже», некорректный с точки зрени моего комментария. Я написал, что сейчас 2, а будет 4
                    Что-то я не понял где 4 появилось.
                    Что уже не фонтан, кроме того размер батарей на такую мощность будет просто огромный, потому там будет постоянный поток машин, заменяющих блоки (это всего в 2,5 раза меньше станции в Австралии).
                    У меня нет данных, как они будут заряжать батареи. В топике меня этот вопрос как раз интересовал. Фантазировать на тему можно, но как-то уже не интересно.


                    1. idiv
                      20.05.2018 13:36

                      Что-то я не понял где 4 появилось.

                      Мой комментарий выше:
                      Потребление тоннелепроходческого щита в районе 1,5-2 МВт на существующей скорости. При росте скорости мощности нужно будет больше, допустим, в 2 раза.

                      2*2=4
                      У меня нет данных, как они будут заряжать батареи.

                      Если кабель не тянут, то только забирать, заряжать и привозить. Остальные методы на современном уровне развития техники отсутствуют.


                      1. striver
                        20.05.2018 13:50

                        Я хочу увидеть ТТХ 2й бурилки, тогда что-то обсуждать.


                        1. idiv
                          20.05.2018 23:33

                          Для сравнения можно и существующую взять, прикинуть размер батарей для нормальной работы, если уж моя оценка не нравится.


                          1. striver
                            21.05.2018 00:40

                            Я не Маск, я не знаю ни исходных данных, не данных о том, что я буду прикладывать. Это гадание на кофейной гуще. Я не хочу придумать то, чего нет. Но меня удивляют конечные результаты без исходных данных.


                            1. idiv
                              21.05.2018 10:38

                              Я не понял, а чем не устраивает существующая бурильная установка? Там точно меньше не будет, улучшить электромотор намного не выйдет, некуда просто.


                              1. striver
                                21.05.2018 13:14

                                Не устраивает то, что нет данных по 2-й бурилке, которую модифицируют в Скучной компании, но почему-то уже есть расчеты, что у них ничего не получится.


                  1. Chamie
                    20.05.2018 13:32

                    Есть ТТХ существующих бурильных установок от Херренкнехт.
                    Установок для того же диаметра туннеля?


                    1. idiv
                      20.05.2018 13:37
                      +1

                      Установок для того же диаметра туннеля?

                      4-5 метров диаметром.


              1. rroyter
                20.05.2018 18:45

                По-моему вы забыли что бурение не происходит постоянно. Не зря Маск напирает на среднюю скорость в 1000 раз меньше человеческой ходьбы. Пробурили метр скажем, остановились и теперь ждём пока породу вывезут из тоннеля (чем длиннее тоннель тем дольше ждём), потом ждём пока подвезут и установят укрепления тоннеля, проложили кабели… А всё это время поезд стоит, и тоннель не копается.

                Я думаю увеличивать мощность будет необходимо ещё не скоро. Добившись непрерывного бурения, извлечения породы и укрепления туннеля можно серьёзно поднять среднюю скорость в несколько раз, что собственно и заявил Маск.


              1. black_semargl
                21.05.2018 14:27

                Не учтён геморрой по подключению кабеля к источнику энергии.
                В городе может быть и не особо куда такую мощность.


          1. Grox
            20.05.2018 00:05

            Маск довольно экономичен, во многом, его решения, как и этот кирпич предполагают снижение затрат. Если они хотят использовать батареи, то главный вопрос — чем не устраивает кабель. Это задачка для вас, найти где они тут экономят. Потому что это наверняка. И экономия может быть не прямая, а косвенная.


          1. Chamie
            20.05.2018 02:37

            Только расход кабеля пропорционален длине тоннеля, а количество требуемых батарей — не сильно от длины зависит.
            И ещё кабель укладывать надо непрерывно, как-то доставлять в тоннель эти катушки с рост человека и следить, чтобы обрывов не было. Да и потери в нём будут на таких расстояниях приличные, либо придётся его высоковольтным делать (а тогда кроме за изоляцией придётся ещё строже следить).


            1. idiv
              20.05.2018 13:00
              +1

              И ещё кабель укладывать надо непрерывно, как-то доставлять в тоннель эти катушки с рост человека и следить, чтобы обрывов не было. Да и потери в нём будут на таких расстояниях приличные, либо придётся его высоковольтным делать (а тогда кроме за изоляцией придётся ещё строже следить).

              Сейчас так и делают. Практически все краны в гаванях получают питание от сетей 6-20 кВ и проблем нет. Кабель используется бронированный, всякие реле на подстанциях замыкание на землю и короткое распознают. Для передвижения используются специальные барабаны. Это все давно решенные проблемы, а вот подвоз/замена батарей на 2-4 МВт мощности установки — это та еще работа с кучей персонала.


              1. Chamie
                20.05.2018 13:31

                Кран в гавани не по тоннелю в 20+ км ездит, а на открытом ограниченном пространстве в доке, а кабель, проложенный один раз, остаётся там и используется вместе с ним при работе, как и все эти подстанции и т.д. При прокладке же тоннеля всё это хозяйство нужно один раз, при этом, сильно негабаритные грузы по нему не потаскаешь и краном на месте ту же катушку на N км, вероятно, не погрузишь.


                1. idiv
                  20.05.2018 13:41
                  +1

                  При прокладке же тоннеля всё это хозяйство нужно один раз,

                  Его специальными барабанами собирают/раскатывают. Т.е. его можно использовать многократно.
                  сильно негабаритные грузы по нему не потаскаешь

                  А что нужно? Если зафиксированный кабель мешает, то с этим грузом проблемы и без кабеля будут (там ведь и прочие коммуникации нужны).


                  1. Chamie
                    20.05.2018 23:13

                    Сама катушка с 20км кабеля — какого она размера? Она влезет вообще на тележку тоннельную? Вместе с краном, который её снимет.


                    1. idiv
                      20.05.2018 23:23

                      Кто сказал, что катушка одна должна быть? Нет, если одну использовать, то не влезет конечно.


                      1. Chamie
                        20.05.2018 23:26

                        Ну, то есть, придётся регулярно таскать туда катушки, менять их, устраивать коммутацию (подключение нового кабеля к концу старого) и т.д… Это ли не «та ещё работа с кучей персонала»?


                        1. idiv
                          20.05.2018 23:37

                          Катушки едут на щите уже подключенные одна к другой, специальным механизмом разматываются. К стене крепить пара человек да и все. При этом 20 км — это очень крупная оценка, там скорее всего чаще нужно будет делать аварийные выходы, а значит и вместо 3-х кабелей обойтись одним трехжильным.


                1. Cast_iron
                  20.05.2018 17:55
                  +1

                  Дорога в туннеле всего одна. По ней же надо вывозить извлеченную породу, доставлять материалы для строительства трубы и теперь еще батарейки. Логистика намного усложнится.


                  1. Chamie
                    20.05.2018 23:20

                    А что сложного-то? Ездит по тоннелю туда-сюда грузовой шаттл, возит туда — тюбинги и заряженные батареи, оттуда — извлечённую породу и разряженные батареи. Питается от таких же батарей.
                    Никакого негабаритного груза, укладки кабеля, держащего такую мощность на такое расстояние без больших потерь и стакиловольтных напряжений.


                    1. roscomtheend
                      21.05.2018 11:54

                      Только рейсов надо больше, кабель же прокладывается однократно в процессе.


                      1. vassabi
                        21.05.2018 22:32

                        насколько тяжело делать ответвления от кабеля или удлинять его?
                        как тяжело устранять его повреждения\проводить периоический осмотр?


                        1. roscomtheend
                          22.05.2018 11:08

                          Ответвления, по идее, предусматриваются планом заранее и ставятся коробки, где кабель стыкуется (и идёт ответвление на освещение и вентиляцию), т.е. здесь или этого нет, или всё равно есть кабель или ещё аккумуляторы (которые тоже нужно «периодический осмотр»).


              1. Chamie
                20.05.2018 23:24

                Это все давно решенные проблемы, а вот подвоз/замена батарей на 2-4 МВт мощности установки — это та еще работа с кучей персонала.
                Вы так говорите, как будто решённая проблема = нет работы персонала и наоборот — не решённая ещё проблема = много персонала. Производство электроники — давно решённая проблема, но персонала там куча. А автоматическая подача батарей с тележки в проходческий щит, если они её там автоматизируют, будет требовать от 0 человек.


                1. idiv
                  20.05.2018 23:42
                  +1

                  Автоматическая подача именно что «если они её там автоматизируют». Собственная замена батарей на Теслах не заработала по организационным причинам. В чистой среде тестов на долговременную работу никто не делал, а здесь туннель с грязью и пылью.
                  Теоретически все возможно, но есть ведь готовое решение.


                  1. Chamie
                    21.05.2018 00:00

                    На Теслах требования по прочности кузова и прочие штуки, там в батарею целый титановый бронещит интегрирован, и к кузову она крепится чуть ли не сотней винтов. А в проходческом щите нужна только защита от вибрации и пыли, можно хоть хот-своп делать вида «отключил старую, вытянул, вставил новую, включил».


                    1. idiv
                      21.05.2018 10:43

                      На Теслах требования по прочности кузова и прочие штуки, там в батарею целый титановый бронещит интегрирован, и к кузову она крепится чуть ли не сотней винтов.

                      Когда тоннель проседает, то там батарею тоже не мешает защитить. Да и закрепить эту штуку тоже неплохо.
                      А в проходческом щите нужна только защита от вибрации и пыли, можно хоть хот-своп делать вида «отключил старую, вытянул, вставил новую, включил».

                      Вы рядом со щитом никогда не стояли? И тоннеле при строке не были? Там «вибрация и пыль» очень серьезная проблем.
                      И как вы технически представляете процесс замены батареи в таком крупном агрегате? Вы его вживую хоть раз видели? Там вытянул-вставил не очень то выйдет, особенно с учетом требуемой мощности.


                      1. striver
                        21.05.2018 13:15

                        По ходу, никто из нас не представляет, как будет заряжаться бурильная установка на батареях.


          1. kababok
            20.05.2018 10:38

            • меланхолично *

            вы ж понимаете, что даже если расскажете со всеми выкладками и даже чуть в специфику построения энергосетей углубитесь — вам ффсьо равно не поверят… :)))


    1. killik
      20.05.2018 01:07

      В идеале, конечно, грунт никуда не вывозить, а прессовать в стену тоннеля прямо на месте. Или даже плавить. Плавят же базальт для производства минваты. Лавовая трубка в принципе штука прочная, работает на сжатие. Хотя можно в процессе и арматурить чем-нибудь тугоплавким. Только чем, платина и вольфрам дороговаты.


      1. nomadmoon
        20.05.2018 03:02

        Вот кстати тоже интересно почему туннели не плавят какой нибудь ядерной бурилкой-плавилкой. Понятно не для транспорта людей, но для нефте-газо проводов каких нибудь или под кабели связи хотя бы.


        1. mattheus
          20.05.2018 08:53

          Наверное это слишком энергозатратно. При прокладке тонелей и так используют взрывы (достаточно большие энергии) и они далеки до тех чтобы «проплавить» дыру диаметром несколько метров. Какие у нас сейчас источники энергии? Углеводороды/ядерные электростанции. Сколько нужно сжечь тон условного топлива чтобы расплавить 1м^3 породы? Сколько породы в 1 км тонеля диаметром 3 метра (например). Потому и не плавят, что энергиями такими не оперируем, я так думаю.


          1. Areso
            20.05.2018 09:27

            Плавить можно только кромку, край. Грубо говоря, вместо бетонирования. А саму породу убирать "классическим" способом.


            1. roscomtheend
              21.05.2018 11:58

              Порода очень разная — одна будет гореть, другая плавиться, но не при той температуре. Где-то влажная попадётся. И энергозатраты всё равно велики, а тепло будет деваться обратно в тонель, где и так ине очень прохладно.


        1. Goruhin
          20.05.2018 10:35

          Потому что основная проблема не проложить трубу, а в том как ее безопасно эксплуатировать и удобно, быстро ремонтировать на протяжении следующих 30-40 лет. С проплавленным туннелем видится сразу много проблем: нарушение герметичности из-за сдвига грунта, затопления, большая глубина и т.д.


    1. vassabi
      20.05.2018 09:48

      1) на презентации Маск сказал, что горнопроходческими щитами занимаются в европе и азии, а в америке буквально только один НИИ (или универ), который их изучает. Так что для америки там должно быть полно нетоптаных мест. Во-вторых — лидер проекта (Стив Дэвис), а также множество других инженеров Буровой компании — работают там по совместитеьству, а начинали или работают в основном в СпейсХ и Тесле. У них есть опыт НИОКР и внедрения, так что я думаю, там есть что и кому модернизировать.

      2) Про силовой кабель — Маск на презентации сказал, что он тяжелый, дорогой и с его масштабированием куча проблем. При этом вагонетки у них уже бегают на аккумуляторах, они отлично масштабируются, аккумуляторы им заменяют блоками (и я так понимаю — их уже отдельно заряжают на входе). При этом они встали на замену дизельному тягачу (от которго вверху большая вентиляционная труба).
      В общем — все плюсы автономности дизеля, все плюсы экологичности электричества, а все минусы работы с батареями (обслуживание и зарядка) — инженеры Теслы уже как бы умеют решать (ибо они же и инженеры суперчаржеров).


      1. idiv
        20.05.2018 13:08
        +1

        тяжелый, дорогой и с его масштабированием куча проблем

        Но дешевле, чем аккумуляторы. Щиту на несколько МВт установленной мощности тех батарей очень много понадобиться, там замена будет нонстоп идти, если маленькими блоками менять.


  1. Alexsandr_SE
    19.05.2018 23:34

    А как машины будут попадать в тунель? Никто делать персональные остановки ведь не будет как в метро на остановках. Загрузка-выгрузка получается должны как минимум делаться отдельно в добавочных тунелях и потом объединяться в поток в основных или как?


    1. striver
      20.05.2018 00:00

      Посмотри видео, станет всё понятно.


  1. AleXP3
    20.05.2018 13:35

    Интересно. Забавно.