Любое действие по решению проблемы со стороны менеджера — это, прежде всего, определение проблемы и ее причин, установка приоритетов и выбор альтернатив для лучшего решения, а также непосредственно реализация этого решения.

Способность своевременно решать внутренние и внешние проблемы продукта и команды и принимать ответственные решения — это то, чему должен учиться любой начинающий менеджер продукта уже на старте своей карьеры. В этом материале «разложим по полочкам» процесс problem solving, а также разберем несколько эффективных методик и упражнения для командной работы.

image

Грамотное решение проблем мотивирует членов команды достигать гораздо больших результатов, чем они могут себе представить.

Развивая навыки решения проблем, даже неопытный менеджер продукта на старте карьеры сможет улучшить командное сотрудничество и способность бороться со сложными ситуациями. Совместная работа побудит членов команды использовать разные стили мышления и принимать решения всем вместе.

В любом случае, совместная работа команды, направленная на решение бизнес-задач, — это не активность «ради галочки», и вам следует серьезно относиться к этому. Не важно, используете ли вы для этого простое упражнение, забавную игру или научный метод. Главное, чтобы любая problem solving activity принесла пользу и устранила очевидные и скрытые барьеры.

Любой способ решения проблемы призван настроить мышление команды в правильное русло. Но для каждой команды необходимы свои методы. Изучая новые техники и подходы, мы расширяем обзор на проблему и увеличиваем личную и командную эффективность.

Независимо от размера и характера проблемы, системный подход к ее решению поможет вам стать более эффективным менеджером продукта.

В системном подходе к решению проблем можно выделить 5 основных этапов:

  • Определение проблемы
  • Выявление причин ее возникновения
  • Генерация идей
  • Выбор лучшего решения
  • Действие

Определить проблему


Правильное определение проблемы – верный шаг на пути ее решения. Это очень важный этап, от которого будет зависеть то, как вы попытаетесь ее решить.

К примеру, вы получили критический комментарий от одного из ваших пользователей/клиентов. Варианты решения вопроса будут разными в зависимости от того, как вы определяете эту проблему.

Если вы решите, что дело в невысокой производительности конкретного члена команды, вы будете разрабатывать различные решения, направленные на оптимизацию его/ее работы.

Выяснить причины


Как только проблема определена, стоит копать глубже и выяснить, что послужило ее причиной. Для определения причинно-следственных связей часто используют диаграмму Исикавы или диаграмму «рыбьей кости» (fishbone diagram).

Если вы рассматриваете проблему как промежуток между тем, где вы сейчас находитесь и где вы хотите оказаться, то причины и проблемы — это препятствия, которые мешают немедленно преодолеть это расстояние.

image

Такой анализ достаточно эффективен, ведь он помогает убедиться в том, что ваши решения направлены на устранение фактических причин, а не на симптомы проблемы. Если найденное решение устранит лишь симптомы вместо фактической причины, то проблема, скорее всего, повторится.

Генерировать идеи


Как только сложная работа по определению проблемы и выяснению ее причин завершена, пришло время проявить творчество и начать «фонтанировать» идеями. Для этого отлично подойдут командные собрания и мозговые штурмы (brainstorming).

Выбрать лучшее решение


После того, как ваш список идей, которые могут решить проблему, станет достаточно длинным, необходимо выбрать единый метод решения.

На этом этапе не обойтись без столь важного для любого менеджера продукта умения работать с приоритетами. Простая матрица, применяемая в методе Lean Prioritization поможет быстро и четко расставить все по местам. Лучшим исходом для вашей проблемы будет решение самого высокого уровня на матрице. Такую матрицу можно изобразить самостоятельно на листе бумаги:

image

Или воспользоваться помощью доступных сервисов для управления продуктами, которые предлагают функции и инструменты для приоритизации. Таких, например, как Hygger, MindTools или ProdPad.

Действовать


Когда найдено идеальное решение проблемы, пришло время принимать меры. Если решение включает в себя несколько действий или требует дополнительных от других членов команды, рекомендуется создать план действий и рассматривать его как мини-проект.

Использование этого простого пятиступенчатого подхода, безусловно, повысит эффективность ваших навыков решения проблем.

Такой подход (с разной степенью изменений) был взят за основу многих техник, помогающих решать командные проблемы. Остановимся на некоторых из них.

Методики анализа причин и выявления решения проблем


Root Сause Analysis


Root Cause Analysis или RCA представляет собой действия, направленные на поиск ключевой причины возникновения проблемы, на ее анализ и создание плана по ее решению.

Часто в реальности сложно отличить симптомы от причины. Модель RCA нацелена на выявление происхождения проблемы и состоит из определенного набора шагов:

  • Определение случившегося
  • Определение причин случившегося
  • Выявление шагов для того, чтобы это не повторилось

Проблема, чаще всего, будет включать следующие факторы:

  • Физический фактор — проблема материальна и осязаема.
  • Человеческий фактор, связанный с ошибкой определенного человека.
  • Организационный фактор — когда какой-то процесс или система, используемые для принятия решений и выполнения задач, неисправны.

Для анализа всех граней негативного воздействия по RCA следует обратить внимание на все три фактора.

Принцип RCA во многом схож с другими методами и состоит из 5 последовательных шагов:

  1. Определить проблему
  2. Собрать необходимую информацию
  3. Определить возможные причинные факторы
  4. Выявить Root Causes
  5. Предложить и внедрить решение

Важно уметь просчитывать, какой эффект может получить принятое решение.

CATWOE


Метод CATWOE, как вы понимаете, не имеет никакого отношения к котам (от англ. cat). Аббревиатура и сам метод полезен при сборе информации о проблеме.

Главный принцип техники заключается в декомпозиции проблемы на разные зоны влияния. Каждая начальная буква в аббревиатуре определяет зоны влияния: людей, среды и процессы.

  • Customers — кто они и какие, как проблема влияет на них?
  • Actors — кто вовлечен в проблему? Кого следует привлечь для решения проблемы?
  • Transformation process — какие процессы затронуты данной проблемой?
  • World view — какая общая картина происходящего? Предвидятся ли глобальные последствия?
  • Owner — кто владеет процессом/ситуацией и какую роль сыграет в решении?
  • Environmental constraints — есть ли ограничения, которые могут повлиять на конечный результат?

Все эти шесть элементов открывает новые перспективы и помогают углубиться в изучение проблемы. Метод CATWOE предоставляет более комплексные данные по проблеме и помогает определить серьезность проблемы перед активным вовлечением в решение других членов команды.

image

Техника 5 Why


Эта модель является одной из самых простых и часто используемых методик по определению причин проблемы. Применить ее быстро и просто, ее используют для простых и умеренно сложных проблем.

5 Why использует 6-шаговый поток:

  • Сбор команды. Обсуждение должно собрать тех, кто имеет непосредственное отношение к проблеме.
  • Определение проблемы, если она не определена. С определением должны быть согласны все члены команды.
  • Главное «Почему?». Задайте вопрос, почему проблема возникла. При ответе используйте только факты без домыслов.
  • Остальные «Почему?». На полученный ответ снова задайте вопрос «Почему?». Продолжайте так, пока главная проблема не будет найдена. Таких вопросов может быть не пять, а больше или меньше.
  • План действий. Когда команда выявила первопричину, самое время обсудить список мер и действий, чтобы избежать повторения проблемы в будущем.
  • Анализ. Для неповторения проблемы в будущем также очень важен анализ. Обсудите насколько эффективными были предпринятые меры, помогли ли они избавиться от проблемы или снизить ее влияние. Если поставленная цель не была достигнута, необходимо повторить процесс.

Здесь важно быстро переходить от ответа к следующему вопросу, что позволит определить общую картину прежде, чем сознание составит суждение о проблеме.

Если известные методы и техники требуют изучения, то простейшие упражнения и игры для командного решения проблем можно применить без особой подготовки и не занимая много времени.

Деловые игры для решения проблем


Деловые командные игры – это более неформальный вариант решения проблем. Чаще всего, такие активности направлены на развитие командной коммуникации, взаимовыручки, делегирования, адаптации и других полезных команде качеств и умений.

image

Такие активности подойдут не для каждой команды, поскольку требуют достаточного уровня восприимчивости от членов команды, гибкого мышления и творческого подхода.

Менеджеру, организовывающему подобные активности, важно понимать, что в их случае не может быть победителей или проигравших. Вот 5 примеров подобных активностей:

Egg Drop (Яйцепад)


Активность развивает навыки командной работы и коллективное принятие решения.
Для проведения игры понадобится: десяток яиц (больше или меньше в зависимости от величины команды) и любые подручные материалы (бумага, газеты, скотч, коробки, карандаши, соломинки для коктейлей, пищевая пленка, ленты, воздушные шары, пластиковая посуда и т. д.), а также место для проведения активности, где можно временно мусорить.

Участников можно разбить на несколько команд. Каждая получает по яйцу и выбирает «строительные материалы». У всех будет 15-20 минут для того, что построить защитный «ларец» для яйца, которые не позволит ему разбиться. После чего участники сбрасывают свои «ларцы» с заранее определенной высоты (стол, этаж здания, лестница). Контейнер с яйцом не разобьется у сильной и сплоченной команды. Если уцелеют несколько яиц – можно увеличить высоту для эксперимента, пока не определится лучшая команда.

Тонущий корабль


Активность развивает умение адаптироваться в команде. Для проведения игры вам понадобится веревка или скотч.

Отметьте ограниченный участок на полу с помощью веревки или скотча. Команда должна поместиться в обозначенную территорию. Теперь постепенно сокращайте ограниченное пространство в течение некоторого времени. Участники должны найти способ удержать друг друга внутри и не упасть за борт «корабля». Обычно активность длится до 10 минут.

Квест


Развивает навыки командной работы. Все что необходимо – это ключ, запертая комната и 5-10 подсказок-заданий.

Оказавшись в запертой комнате, команде необходимо найти ключ с помощью подсказок. Выбраться из запертой комнаты необходимо за отведенное время. Обычно для такой активности достаточно 30-45 минут. Для успешного прохождения игры команде нужно уметь действовать сообща и принимать общее решение.

Минное поле


Игра развивает коммуникативные навыки. Для ее проведения необходимы пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.

Разбросайте принадлежности на полу в случайном порядке, чтобы они представляли собой препятствие для прохода из одного конца комнаты в другой.

Поделите участников по парам, одному из партнеров завяжите глаза. Второй партнер должен направить и провести напарника из одного конца в другой, чтобы не задеть ни один предмет на «минном поле». Направлять можно только с помощью слов. Если запустить на поле несколько пар одновременно, задача усложнится.

«Слепая» фигура


Активность также полезна для развития коммуникационных навыков. Для проведения понадобится веревка и повязки на глаза.

Участники активности должны надеть повязки на глаза и стать в круг. Веревка связываются вместе и укладывается перед участниками также в форме круга. Ведущий игры называет геометрическую фигуру, которую участники должны изобразить с помощью веревки. Играющие могут переговариваться, но снимать повязки нельзя. Победит команда, которая быстрее построит необходимую фигуру.

image

Заключение


Еще ни один продукт не избежал мелких или крупных проблем в своей жизненно цикле. Возникновение проблем – это нормально. Главное вовремя обратить на них внимание и принять правильные меры. Для этого и существуют разнообразные методы решения или командные упражнения. Практика показывает, что они неоднократно выручали команды и помогали найти успешное решение.

А какими методами, упражнениями, командными играми и другими практиками пользуетесь вы для преодоления преград в жизни вашей команды, продукта, компании?

Комментарии (3)


  1. VolCh
    31.07.2018 23:14
    +2

    А можно примеры как выкладывание фигур из верёвок повышает производительность разработчика?


    1. maksim_ms
      01.08.2018 10:13

      Написано же что это повышает сплоченость команды (плотность), из за этого растет и плотность работы в единице объема.


  1. m03r
    01.08.2018 11:58
    +1

    К сожалению, в статье не упоминается эмоциональный интеллект, без применения которого действенность предложенных методик резко снижается. Неосознанные проявления собственных эмоций и непонимание эмоций коллег препятствует эффективной коммуникации и девальвирует любую активность такого рода до простого формализма.