Несмотря на то, что фотография сделана в 2015 году, она и по сей день актуальна — Маск любит делать неожиданные заявления

7 августа глава компании Tesla Inc. заявил о том, что он раздумывает о возможности продажи своей компании частным инвесторам. Рассказал он об этом в своем Twitter, сообщив, что стоимость акций может достичь $420 за штуку. При этом бизнесмен выразил надежду, что все текущие инвесторы Tesla останутся с компанией, а отношения не перестанут быть доверительными.

После этого заявления акции производителя электромобилей почти сразу выросли на 8%, а потом — еще на 3%. Стоит отметить, что на момент заявления Маска цена акций компании составляла $365 за единицу, что гораздо ниже объявленных $420. С учетом долгов Tesla общая ее стоимость в случае роста цены акций составила бы $82 млрд.

Тогда же, 7 августа, известное издание Financial Times сообщило о покупке пакета акций транспортной компании в объеме 3-5% Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии.

Кстати, Маск и раньше заявлял о своем желании провести делистинг Tesla с продажей компании частным инвесторам. В частности, говорил он об этом журналистам журнала Rolling Stone в ноябре 2017 года. Он сказал, что в руках частных инвесторов компания могла бы стать более эффективной. Один из положительных нюансов продажи — снижение внешнего давления на Tesla Inc, которая сейчас перманентно находится под пристальным наблюдением со стороны регуляторов и участников рынка.


Через несколько дней после того, как Маск отправил твиты, на него подали в суд акционеры. Они посчитали, что факт продажи станет явным нарушением федерального закона о ценных бумагах, а также закона о защите прав инвесторов.

Один из исков подан трейдером Калманом Исааком, который считает, что у Маска просто нет средств на то, чтобы выкупить ценные бумаги своей компании. А значит, вся эта информационная компания — ничто иное как афера и стремление заработать на росте собственных акций. То есть — прямое нарушение сразу нескольких законов. Законодательство США предусматривает, что подобного рода сообщения должны быть достоверными. Более того, их необходимо регистрировать в официальных документах и подавать на рассмотрение регулирующим органам.

Кроме регистрации сообщений, Маску нужно предоставить доказательства того, что у него есть достаточное количество средств для выкупа акций с целью преобразования Tesla в частную компанию. Если этого не сделать, регулятор может расценить заявиление как манипуляцию с котировками ценных бумаг. Более того, проверку заявлений бизнесмена начала федеральная Комиссия по бумагам и биржам США.

Спустя несколько дней после заявления ситуация прояснилась — как оказалось, переговоры с руководством компании о ее покупке проводит суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF). Именно эта организация может поучаствовать в процессе вывода с биржи компании Tesla. По словам представителей фонда, Эр-Рияд путем захода в Tesla Inc планирует обезопасить себя от грядущих рисков на рынке нефти. Правда, решение о сделке с Tesla пока еще не принято, и тем более не определен объем инвестиций.

Ситуация у компании сейчас неопределенная. С одной стороны, она отчиталась о рекордных убытках в $717 млн в начале августа. Баланс средств на счетах Tesla Inc составил $2,2 млрд. Повышение уровня расходов вызвана увеличением объема производства новой модели электромобиля Tesla 3, которая расчитана на массовый рынок.

Тем не менее, компании удалось выйти на обещанный уровень производства машин в 5000 в неделю. Ранее Маск заявлял, что преодоление этого порога означает начало прибыльной работы компании. А это означает довольных инвесторов и приток средств на счета компании. По мнению руководства Tesla вторая половина 2018 года должна стать прибыльной впервые в истории.

Комментарии (92)


  1. IpkisIpkis
    13.08.2018 21:45
    -1

    Интересно, почему Маску нельзя делать твиты со своими идеями, а Трампу можно?


    1. TimsTims
      13.08.2018 23:24
      +2

      Там же написано — манипуляция ценами. США, где сидят все биржи, очень сильно обожглись в прошлом на таких историях, когда выкидываются фейки, а цены надуваются. И потому, нельзя просто так вбрасывать инсайдерскую информацию, делать это можно на своего рода пресс-конференциях, или официальных заявлениях.


      1. IpkisIpkis
        13.08.2018 23:29
        +3

        Нет, вы не подумайте, мне это понятно. Так же, как понятно, что вопросы ядерного оружия обсуждаются в закрытых кабинетах, а вопросы иммиграции решаются не за один день. Я не защищаю Маска, а, скорее, удивлён однобокости оценок "опасности" твитов.


        1. Welran
          14.08.2018 05:59
          +1

          Трамп не может извлечь коммерческую выгоду из своих твиттов, а Маск может. Если бы Трамп как то повлиял на цену своих акций в твиттере, его тут же бы и распяли.


          1. vasimv
            14.08.2018 06:09
            +1

            Трампа уже обвиняли в том, что он своими твитами влиял на рынок акций (возможно для пользы своих друзей или себя лично), когда публиковал сведения по состоянию экономики США раньше официальных ведомств, у которых все строго по времени расписано. Но сейчас, пока республиканцы контролируют конгресс — ему это сходит с рук.


          1. Stan_1
            14.08.2018 07:04

            Это трамп-то не может? :)
            «Завтра я устрою бомбардировку Калифорнии, — это фейковый штат»… (Джонович, завтра вся силиконовая долина твоя, скупай акции!!!)


        1. Stan_1
          14.08.2018 07:03

          Я думаю, ситуация проще. Есть корпоративные правила по раскрытию информации, имеющей значимость для инвесторов. И уверен — твиттер Маска туда не входит. Поэтому вопрос не однобокости, а как обычно — в сухой формальности. На 99% — я уверен, что формально Маск правила нарушил.


    1. Dioxin
      14.08.2018 09:40

      У Маска нет красной кнопки.


  1. striver
    13.08.2018 22:02

    В блоге Теслы Маск ответил на некоторые вопросы.


  1. gary1
    13.08.2018 22:03
    +3

    Я извиняюсь за дикую дремучесть, в финансовых вопросах разбираюсь слабо. Но может кто-нибудь финансово грамотный разъяснить всю эту ситуацию с продажей, акциями и т. д (потому как я думаю, что ни я один не знаю таких вещей). И вот что я имею ввиду:
    1) Что значит факт продажи? То что компания больше не будет американской?
    2) Почему Маск может продать компанию один, разве это не инвесторы решают?
    3) Разве компания не принадлежит тем в чьих руках акции? Т е крупным и мелким инвесторам?
    4) Значит ли это что после продажи Маск не будет иметь отношения к Тесле?
    Ну и т д и т п, будет очень круто услышать большой развернутый ответ. Заранее спасибо.
    И еще, может заодно посоветуете какую нибудь хорошую книгу которая позволит разбираться в подобных вещах хотя бы на базовом уровне?


    1. Ernillgeek
      13.08.2018 22:11
      -12

      1. Что значит «американской»? Сам Маск — родившийся в ЮАР гражданин Канады. Он американский или не очень? Ваше «американская», «русская», «немецкая» это показатель застревания в XVIII веке и непонимания того что вообще случилось в мире за 300 лет.
      2. Он говорил о ВЫКУПЕ акций по завышенной цене для преобразования из акционерного общества в закрытую фирму.
      3. Принадлежит, а Маск писал, что может выкупить у них предложив им денег больше, чем акции стоят.
      4. Тут вопрос вообще непонятен. Что значит «иметь отношения» или «не иметь отношения». Он может продать выкупленное на условии, что его назначат пожизненным диктатором, а может и нет. В любом случае он — основатель Тесла, этого утерять нельзя.

      Такое впечатление, что вопросы задает человек пролежавший 300 лет в криокамере и вообще не понимающий что в мире происходит


      1. AMIluvatar
        13.08.2018 22:23
        +4

        Только вот Маск не совсем основатель компании. Он присоединился рано, но не был непосредственно основателем.


      1. gary1
        13.08.2018 22:27
        +8

        Я объяснить попросил, а не грубить.
        1) А можно пример компании которая не застряла в 18 веке и у которой на странице в википедии не будет написано что это китайская, американская, российская и т д?
        2,3) Собственно эти два пункта все разъяснили. Спасибо
        4) Вообще то он СОоснователь, который по факту присоединился уже после создания компании.


        1. pda0
          13.08.2018 23:52
          +2

          Прямо вот «не написано» врядли, компания по любому должна быть где-то зарегистрирована. Но…

          Скажем, Рено. Кампания французская. Принадлежит франко-японскому альянсу Renault–Nissan–Mitsubishi. Сам Renault–Nissan–Mitsubishi зарегистрирован в Нидерландах. Вот теперь скажите, чья она? Или ещё уровень вложенности. АвтоВАЗ на ~82.5% принадлежит Рено. Чей он?


          1. gary1
            14.08.2018 07:47

            Немного почитал вики и вроде все понятно, ни каких противоречий.
            Сама Рено — французкая, по всей видимости потому что сейчас зарегистрирована во франции, штаб квартира находится во франции, налоги платит во франции.
            Renault–Nissan–Mitsubishi — франко японский альянс — стратегическое партнерство, не больше не меньше и формально зарегистрирована эта фирма в нидерландах. Скорее всего в государстве третьей стороны. Так что непосредственно рено — французская компания.


            1. pda0
              14.08.2018 14:04

              Ok, на АвтоВАЗ ещё раз посмотрим. Компания российская, находится и зарегистрирована в РФ. Но основные бенефициары во Франции, имеют французское гражданство. Чья же она? Перестала ли она быть российской в момент продажи акций Рено?


              1. jaddd
                14.08.2018 17:07

                Компания является налоговым резидентом одной определенной страны. Вот где она платит налоги, условно компания этой страны.
                Налоговый резидент конкретной страны это существенная вещь. Если говорить упрощенно — хочешь вести бизнес в конкретной стране — становись налоговым резидентом, плати налоги здесь и вперед.
                Естественно платить налоги более чем в одной стране удовольствие ниже среднего, поэтому если надо присутствовать в нескольких странах, то либо открывают дочернее юрлицо (и оно платит налоги только со своей деятельности) либо организовывают представительство(в смысле филиал, но без образования отдельного юрлица). Представительство — как структурное подразделение материнской компании — не может вести полноценную деятельность на территории другой страны. Есть ограничения по коммерческой деятельности в связи с иным режимом налогообложения.
                И если рассматривать «Рено» — это бренд, в целом еще можно определить как торговую марку. У бренда есть правообладатель либо пользователь прав, какая-то компания, которая производит машины. Вот где компания платит налоги (в абсолютном большинстве случаев там же где и находится производство), той страны эта компания и является.


              1. gary1
                14.08.2018 17:23

                Ну, я бы сказал что российская. Я тут не вижу сильных противоречий если честно. Для меня это больше на гражданство похоже.

                Т е вы можете быть гражданином россии, но при этом жить в испании и быть налоговым резидентом испании, а работать на германию. При этом в ваше образование могут вложится ваши французкие мама и папа, которые в старости будут от вас получать своеобразные дивиднды. Так же вы можете потреблять товары других стран и тратить деньги в других странах. Но вы от этого не перестаете быть гражданином россии, вы не становитесь гражданином мира. Более того у вас может быть не одно гражданство и тогда вы гражданин двух-трех стран.

                То же самое с компаниями, ни чего не мешает автовазу быть российской компанией если мы смотрим на регистрацию. Ни чего не мешает автовазу быть французско-российской компанией, если мы рассматриваем еще и бенефициаров наравне с регистрацией.

                Я просто не понимаю, почему раз вы (не вы лично) не можете отнести принадлежность компании к одной стране, то она вдруг сразу стала транснациональной и это устаревшее понятие. Нет, компания просто будет принадлежать нескольким странам.


                1. pda0
                  15.08.2018 00:48

                  Ну вот мы и разобрались. Поскольку Теслу вряд ли саудиты разберут по кирпичику и увезут к себе, то компания скорее всего останется американской.


        1. muon
          14.08.2018 08:52

          у которой на странице в википедии не будет написано что это китайская, американская, российская и т д
          Наверное, об этом стоит спросить википедию. А вот в World Community Grid напротив участника «IBM» вместо страны давно написано «International».


          1. gary1
            14.08.2018 09:55

            Тем не менее IBM вряд ли можно назвать частично российской компанией, хотя офис в россии у них вроде бы есть. А вот американской очень даже можно.

            Я прекрасно понимаю, что в условиях глобализации все труднее и труднее искать какие-то критерии по которым можно будет определить принадлежность компании к стране и скорее всего со временем это станет бессмысленно (или уже бессмысленно). Но тем не менее, изначально речь зашла о тесла, а вы не можете отрицать, что тесла сейчас американская компания, которая выпускает продукцию на территории америки, в основном для америки (большая часть продукции продается именно здесь), рабочие места предоставляет в америке, большую часть налогов (или все) платит в америке и большая часть держателей акций — американцы.
            Т е если вы откроете ларек по продаже фруктов в россии — вы не сможете называться интернациональной, глобальной, американской, немецкой или еще какой либо фирмой\компанией\корпорацией как бы вы этого не хотели. Ваш ларек будет вполне российской фирмой. А вот со временем, если вы превратитесь в огромную корпорацию и будете продавать\транспортировать\производить по всему миру — вот тогда сложно будет назвать вас российской компанией (да и смысла иметь не будет наверное).


    1. striver
      13.08.2018 23:03
      +2

      Здесь много ответов

      Что значит факт продажи?
      Автор не правильно выразился. Никто ничего не продает. Уходят с биржи, переходят, грубо говоря, от ПАО к ЗАО.
      My proposal was based on using a structure where any existing shareholder who wished to remain as a shareholder in a private Tesla could do so, with the $420 per share buyout used only for shareholders that preferred that option.
      Деньги нужны будут для тех, кто не захочет быть в Частной компании, выплата составит 420 долларов за акцию. Вот для этого и нужны деньги, которые предоставят не только арабы, но и другие инвесторы.
      То что компания больше не будет американской?
      Акции может купить кто угодно. Ранее у Даймлера было много акций, сейчас у арабов есть в районе 5%, у китайской компании есть в районе 5%. Это мультинациональная корпорация. Если говорить о финансовой части, то они не смог привлекать или терять деньги в зависимости от стоимости акций, ибо уйдут с рынка.
      Почему Маск может продать компанию один, разве это не инвесторы решают?
      Как управляющий и один из крупных акционеров — он предложил варианты. Решение принимают акционеры.
      Разве компания не принадлежит тем в чьих руках акции? Т е крупным и мелким инвесторам?
      Принадлежит.
      Значит ли это что после продажи Маск не будет иметь отношения к Тесле?
      Всё может быть. Но, пока не предвидится такой сюжет.
      Ernillgeek
      Он американский или не очень?

      Elon Musk
      Citizenship
      South Africa (1971–present)
      Canada (1989–present)
      United States (2002–present)
      Гражданин США с 2002-го.
      2. Он говорил о ВЫКУПЕ акций по завышенной цене для преобразования из акционерного общества в закрытую фирму.
      … для тех, кто не захочет, чтоб его акции были в канторе, которая не котируется на рынке.
      3. Принадлежит, а Маск писал, что может выкупить у них предложив им денег больше, чем акции стоят.
      на 20% принадлежит. Он писал, что выкупать будет не он лично, а то что есть желающие это делать.
      4. Тут вопрос вообще непонятен. Что значит «иметь отношения» или «не иметь отношения». Он может продать выкупленное на условии, что его назначат пожизненным диктатором, а может и нет. В любом случае он — основатель Тесла, этого утерять нельзя.
      Простой и правильный вопрос. Он председатель правления, у него много акций, но не 50%+1… продать он может только свои акции. Диктатор по жизни… что за бред.
      В любом случае он — основатель Тесла, этого утерять нельзя.
      Чисто технически — он со-основатель, но это никак не влияет на текущие дела.


    1. Hardcoin
      14.08.2018 10:04

      1. Это условность. Можно считать американской по факту собственности, можно по расположению производства. Если 100% акций уйдут саудам — да, можно не считать американской. Но если они не будут менять штаб-квартиру, налоги всё равно будут платить в Америке.
      2. Решают акционеры, но готовит всю сделку генеральный. А они потом проголосуют на собрании да или нет. Если есть деньги, но акционеры проголосовали против — это не будет считаться манипуляцией рынком.
      3. Да. При продаже они получат деньги (или эквивалентное количество приватных акций, такой вариант возможен)
      4. У него две роли. Владелец акций и генеральный директор. Даже если он продаст акции (он может получить долю в приватной компании вместо этого), он останется директором (пока не уволят).


      1. striver
        14.08.2018 10:51

        Это условность. Можно считать американской по факту собственности, можно по расположению производства. Если 100% акций уйдут саудам — да, можно не считать американской. Но если они не будут менять штаб-квартиру, налоги всё равно будут платить в Америке.
        Регистрация в США. Владельцы могут быть хоть 100% китайцы, а руководство бразильским. Это 3 разных состояния. Есть пример с Формулы-1.
        • Red Bull Racing (австрийская лицензия), крупный владелец — австриец, производственная база — Британия, руководитель — англичанин и австриец, тех. директор — англичанин. До этого был Ягуар — английская команда с базой в Англии, до Ягуара — Стюарт (английская команда). В 3-х случаях — производственная база — одно и тоже место Милтон Кинз (Англия), но лишь в последнем случае — австрийская лицензия.
        • Mercedes-AMG Petronas Motorsport (немецкая лицензия) – владельцы Даймлер и частные лица из Австрии (Вольф и Лауда), производственная база – Британия, руководитель — австрийцы и британец, тех. директор – англичанин. До этого был Броун — английская команда с базой в Англии, до Броуна – Хонда, а до Хонды – Бритиш Амэрикан Рэйсин. В 3-х случаях — производственная база — одно и тоже место Бракли (Англия), а лицензии могли быть разных стран.

        Вариантов куча, но чья лицензия, той страны и играет гимн при победе на Гран При.
        Да. При продаже они получат деньги (или эквивалентное количество приватных акций, такой вариант возможен)
        У него две роли. Владелец акций и генеральный директор. Даже если он продаст акции (он может получить долю в приватной компании вместо этого), он останется директором (пока не уволят).
        Никто ничего не продает, какие эквиваленты? Те кто согласятся как были, так и останутся у них акции, а кто против — получат по 420 долларов за акцию. Как Маск продав свои акции получит долю? Он получит только деньги, а не долю в акциях.


        1. Hardcoin
          14.08.2018 12:23

          Никто ничего не продает, какие эквиваленты?

          Очень непонятное заявление. Кто захочет, может продать. Кто не захочет, будет иметь долю (такую же, как сейчас, если я верно понимаю). "Никто" — это как-то слишком смелое заявление.


          Как Маск продав свои акции получит долю?

          Никак. Вы, вероятно, пропустили в моем сообщении фразу "вместо этого"? То есть оставить себе долю вместо продажи своих акций.


          Т.е. теоретически у Маска есть два варианта. Продать акции, получив деньги (останется просто генеральным). Тогда доли не будет. Или не продавать акции, тогда у него будет доля в приватной компании. В любом из этих двух вариантов он будет продолжать иметь отношение к компании.


          1. striver
            14.08.2018 12:55

            Очень непонятное заявление.
            Никак. Вы, вероятно, пропустили в моем сообщении фразу «вместо этого»?
            Не знаю, конструкции предложений такие, что мой моск воспринял информацию по другому.
            Т.е. теоретически у Маска есть два варианта.
            Вариантов очень много. Но в его сообщении (может стоит его перевести, ибо много к нему отсылок, и здесь мало кто читал его), идет речь о том, что
            My best estimate right now is that approximately two-thirds of shares owned by all current investors would roll over into a private Tesla.
            по его мнению, 2/3 акционеров останутся и придется только выкупать 1/3 акций. С его 20%, эти 33% слишком мало. Да и вообще, если он ведет переговоры о финансировании выкупа акций, то он не может умолчать по поводу того, что сам сплавит свои акции. Вот это уже было бы похоже на продажу, и «слив» по полной. Но этого не читается и не наблюдается.


  1. BlackMokona
    13.08.2018 22:10
    +5

    1)Что она перестанет торговаться на бирже.
    2)Решение должен принять Совет Акционеров, у Маска в соответствии с его долей примерно 20% голосов
    3)Да она принадлежит всем у кого есть хотябы одна акций Теслы.
    4)Нет, Маск не собирается продавать свои акции. Он хочет только вывести Теслу с бирже, если владельцы более 50% акций с ним согласятся, то Маск сможет принудительно выкупить все акции по цене в 420$(выше рынка) у несогласных, а остальные останутся с Теслой на новых условиях.


    1. gary1
      13.08.2018 22:29

      Спасибо. Подробно, понятно и без грубостей.


    1. lingvo
      13.08.2018 23:03

      Это называется принудительный выкуп акций акционерным обществом. Акции должен будет выкупить на Маск, а Тесла. И потом в течении ограниченного времени продать новому (новым) владельцам. Маска среди них может не быть.


  1. USBLexus
    13.08.2018 23:44
    +4

    <Конспиратор моде>
    Саудовская Аравия покупает Тесла, что все и дальше ездили на бензиновых двигателях
    </Конспиратор моде>


    1. pda0
      13.08.2018 23:46
      +2

      Учитывая, что они там у себя аэротакси на базе квадрокоптеров делают, думаю, наоборот, собираются пересадить всех на электро и стать в авангарде, пока нефть ещё решает.


      1. USBLexus
        14.08.2018 00:05
        +1

        Это типо шутка такая, хотя…


        1. striver
          14.08.2018 00:31
          +2

          Норвегия за счет углеводородов пересаживается на электромобили. Арабы вкладывают нефетедоллары в новые технологии и прочие сферы, отличные от углеводородов, создают ВИЭ. Диверсификация рисков. Попытка перейти от продажи сырья к готовой продукции с высокой добавочной стоимостью.


        1. Dioxin
          14.08.2018 10:54

          У саудитов море солнечной энергии и куча бесполезной земли в пустыне для солнечных батарей.
          Так что…


      1. Bedal
        14.08.2018 10:43

        Они там выдали знаменитое теперь утверждение «каменный век закончился не потому, что кончились камни». И двигают в сторону от нефти «не потому, что кончилась нефть».


    1. Stas911
      13.08.2018 23:50
      +2

      Это было б цинично — выкупить и закрыть


      1. Lazytech
        14.08.2018 07:07

        С Нокией примерно так и поступили. :(
        Закрыть, может, и не закрыли, но бренда, по сути, уже нет.


        1. sith
          14.08.2018 07:58

          Вообще, всё ещё есть — есть и новые модели телефонов Nokia и покупатели (у моего коллеги финна мама недавно купила).


          1. Lazytech
            14.08.2018 08:02

            С таким же успехом я могу сказать, что браузер Опера никуда не делся. :(
            Symbian-то больше нету, как нет и других оригинальных нокиевских ОС. :(
            Если я правильно понял, по ссылке предлагаются мобильники с ОС Android.


            1. vlreshet
              14.08.2018 09:18

              С таким же успехом я могу сказать, что браузер Опера никуда не делся.
              Так он никуда и не делся!) Более того — как по мне, то он куда удобнее хрома


              1. Lazytech
                14.08.2018 09:22

                То-то и оно, что современный браузер Опера — это, по сути, еще один Хром. :(


                1. vlreshet
                  14.08.2018 09:27

                  Как по мне — то это плюс. Меньше движков — меньше геморроя с вендорными префиксами в коде, и танцами с бубном чтобы везде было более-менее одинаково. Хотя, признаюсь, в своё время, когда опера пошла на этот шаг — я тоже сильно негодовал


                  1. Lazytech
                    14.08.2018 09:35

                    Мне тоже пришлось уйти с Opera Presto. Попользовавшись Opera Blink, Vivaldi, K-Meleon, Firefox, Pale Moon и др., в итоге остановился на Waterfox.


            1. roscomtheend
              14.08.2018 09:22

              И что делать с Симбианом сейчас? Разве что карты для своего времени были неплохие (карты Финляндии).


              1. Lazytech
                14.08.2018 09:26

                Я до сих пор пользуюсь смартфоном Nokia с Symbian. Правда, только потому, что мне много и не надо. :)


              1. Gryphon88
                14.08.2018 14:36

                Как ОС Симбиан очень неплох. Говорил Таненбаум: МИКРОЯДРО! *характерные выпученные глаза холиварщика* В Симбиане очень удобно нарезались приоритеты и доступы, а ещё если вдруг что не так — он падал аккуратно и по кускам, а потом сам подымался. Но без доступа к пачке приложений он не нужен, как минимум необходим аналог вайна, чтобы сторонние программы запускать.


        1. Gylheroth
          14.08.2018 08:47

          Современная корпорация Nokia имеет отношение к рынку мобильных телефонов крайне опосредованное — получает небольшую ренту, предоставляя право пользования торговым знаком. Но сама компания продолжает оставаться крупной транснациональной корпорацией, с годовым оборотом в десятки миллиардов долларов, продав только подразделение мобильных телефонов. Сейчас Nokia сосредоточила свои компетенции в сфере разработки телекоммуникационного оборудования, являясь прямым конкурентом шведской Ericson и поглотив такие исследовательские центры, как Bell Labs, Motorola Solutions, Siemens Networks и Alcatel-Lucent.


          1. Lazytech
            14.08.2018 08:56

            Да, я в курсе про успехи телекоммуникационного подразделения Nokia. Я имел в виду только мобильный бренд Nokia, который уже не тот…


        1. echo1
          14.08.2018 10:15

          интересно, откуда у вас ассоциация Нокии с потребительским мусором? может еще сименс закрылся, потому что трубки не делает. или Эрикссон?


          1. Lazytech
            14.08.2018 10:44

            Если что, я даже работал какое-то время с телекоммуникационным оборудованием Nokia, когда она еще была просто Nokia. :)


      1. khim
        14.08.2018 07:53

        Тесла тут ничего не решает. Вокруг неё много шума, но производителей электромобилей хватает и без неё.


  1. rub_ak
    14.08.2018 00:02
    -2

    А разве уход с биржи не означает, что дела у компании дела не очень и акционеры не очень довольны?


    1. vasimv
      14.08.2018 00:28
      +1

      Нет, когда акционеры недовольны — они продают акции, и их цена падает. В данном случае это означает, что кто-то очень хочет купить всю компанию, чтобы единолично пожинать будущие плоды ее работы (или закрыть, чтобы она не работала вообще). Настолько хочет, что готов переплатить за акции.


      1. Stan_1
        14.08.2018 07:07

        Или достали акционеры, ограничивающие маневренность стратегии. И такое может быть.


    1. lingvo
      14.08.2018 12:57

      Просто есть акционеры, которые имеют значительные пакеты акций Теслы и вложились в них надолго. Это всякие пенсионные фонды, и другие большие держатели портфелей.
      И они наблюдают, как из-за этой чепухи на биржах от всяких шортселлеров и коротких трейдеров, которые раздувают новости по любому поводу, курс акций Теслы колбасится не на шутку.
      Большой акционер этого не любит — это большой повод выкинуть компанию из своего портфеля, хотя она очень инвестиционно привлекательна. Поэтому они и недовольны.


  1. batja84
    14.08.2018 02:08

    Так что, может пора покупать акции по 260 долларов за штуку, раз за них по 420 обещают?


    1. sith
      14.08.2018 05:19

      Это только если на машине времени в 2017 год отправиться — сегодня стоимость $356.41. А ещё лучше сразу в 2010 и купить их по $20 за штуку.


      1. batja84
        14.08.2018 11:34

        У меня две вкладки рядом открыты были — Тесла и нВидиа. Я перепутал и цену на нВидиа посмотрел. :)


    1. nekt
      14.08.2018 11:33

      может и пора. а может и нет.


  1. sith
    14.08.2018 05:12
    -1

    Если очень и очень коротко, то:

    Есть SpaceX — не публичная компания, у которой, тем не менее, есть Shareholders — т.е. люди, у которых есть доля в компании, при этом они могут эту свою долю продать (и это будет очень выгодно — так как цена доли при продаже будет очень высокой). В той компании, где я сейчас работаю такая же схема.

    Есть Tesla, которая также не была публичной, но в какой-то момент стала таковой и теперь торгуется на международном рынке акций.

    Плюсы:

    Значительно больше инвесторов, а значит можно быстро собрать много денег, что они и сделали в своё время, чтобы быстро расти и наладить производство.

    Минусы:

    Самый главный — Short игроки (спекулянты), которые заинтересованы в изменении курса акций самыми разными, в том числе совсем не чистыми способами. Слухи, антиреклама в СМИ, скандалы, интриги и прочее. Иногда эти скандалы доходят до надзорных органов и Илону приходится объясняться и отчитываться перед ними, что с его слов отнимает много сил и времени (а силы и время ему очень нужны — он не в гольф с утра до ночи играет, а на фабрике ночует то на крыше, то на диване). Кроме того, все эти раздуваемые «Компания завтра станет банкротом! Машины взрываются! Автопилот убивает! Машины собирают молотком! Рабочие на фабрике как рабы!» и т.д. ухудшает эмоциональное состояние рабочих фабрики, портит её репутацию и прочее.

    Наличка у Tesla пока есть, и с запасом. Компания в ближайшее время выходит на самоокупаемость. В данный момент привлечение стороннего капитала через публичные акции им не нужно, а от слухов, спекуляций и постоянных проверок избавиться хочется. Поэтому Илон предложил перевести Tesla на схему, по которой работает SpaceX. Сам он этого сделать не может, потому, что нужно согласие остальных членов «совета» (но, судя по всему, он это согласие без проблем получит). В результате, для держателей акций по сути ничего не поменяется — они также будут Shareholder, а у тех, кто захочет продать акции — их купят по завышенной на данный момент (на 20%) цене. Сколько именно будет желающих продать — точно не известно, но, вероятно, совсем не много. Скорее наоборот — акции будут активно скупать (уже начали и цена начала расти), так как потом их купить будет невозможно (а значит и играть с ценой на рынке), а в долгосрочной перспективе они только растут (Tesla это уже продемонстрировала).

    При этом Илон не отрицает, что когда-нибудь в будущем, если в этом будет необходимость компания может снова стать публичной.

    Вообще, всё это очень хорошо изложено в письме Илона — там всё просто и логично.


    1. Stan_1
      14.08.2018 07:12

      Спекулянты в шортах — не самое страшное. Это как тараканы. Неприятно, но привычно. Хуже — системные (портфельные) игроки, которые покупают акции не с целью купить-вырастить-продать, а с целью получения прибыли. Например, по такой модели работают пенсионные фонды — ого-го какая сила в США. В этом случае, когда Маск скажет, что хочет перенаправить прибыль в R&D, ему скажут: нет, дорогой товарищ. Половину в дивиденты (то есть в выплаты акционерам), а остальное — в резервы на случай тяжелых времен. И вместо стратегического R&D прибыль ушла в распыл.

      Короткие игроки могут спекулировать, но акционерная стоимость компании от этого в долгосрочной перспективе не измениться. А вот системные игроки будут действовать через представителей в совете директоров компании, да еще могут и с правом решающего голоса. И это — гораздо страшнее.


      1. echo1
        14.08.2018 11:52

        ну, почему саудиты не смогут оказывать влияния на маска?


        1. hippohood
          14.08.2018 12:50

          В частной компании количество голосов необязательно пропорционально доле в компании. Они могут договориться что например что первые 3 года они будут молчаливыми инвесторами


    1. Oleg_Dolbik
      14.08.2018 09:39

      Просто и логично это то, что на рынок выходят конкуренты, и в этих условиях Тесла уже не сможет продолжать прежнюю тактику. Ответить — нечем, ибо продавать машины по объявленой цене в 30К не может, большую часть льгот в ближайшее время потеряет, а сегменте от 70К до 140К появились мощные игроки. Для примера — Производство Ауди E-Tron.


      1. striver
        14.08.2018 09:43

        Просто и логично это то, что на рынок выходят конкуренты, и в этих условиях Тесла уже не сможет продолжать прежнюю тактику.
        Немного смешно такое читать.
        Ответить — нечем, ибо продавать машины по объявленой цене в 30К не может,
        Ответить кому? Для Модел 3 конкурирует не только на рынке электромобилей, но и обычных автомобилей с ДВС, при этом в сегменте С и Д класса.
        а сегменте от 70К до 140К появились мощные игроки.
        По факте их еще нет. Будут? Да, но сейчас только на бумаге. Айпесы куда ближе.


        1. stardust1
          14.08.2018 11:11

          Для Модел 3 конкурирует не только на рынке электромобилей, но и обычных автомобилей с ДВС, при этом в сегменте С и Д класса.


          Продавая себе её в минус. Другие на своих машинах зарабатывают.


          1. lingvo
            14.08.2018 13:00

            Тесла не продает машины в минус. Она зарабатывает на каждой проданной машине 20%.


            1. stardust1
              14.08.2018 15:49
              -1

              Я уже давал тут ссылки местным теслафанбоям striver и sith (и вам тоже кстати в первую очередь, а вы продолжаете дальше эту неправду тиражировать) на официальное заявление от Тесла, что Тесла на Model 3 ничего не зарабатывает, продаёт даже в минус. При том что продаёт она их за $50к. Ещё раз для тех кто в танке:

              «The Model 3 produced ~$68 million in negative gross profit during Q1 2018.

              This is primarily based on our ability to reach Model 3 production volume of 5,000 units per week and to grow Model 3 gross margin from slightly negative in Q1 2018 to close to breakeven in Q2 and then to highly positive in Q3 and Q4.»


              Вы в английский можете?

              То есть при 5.000 авто в неделю они собираются выйти из убытков. Напомню, что это было достигнуто только в конце второго квартала. Поэтому имеет ли она сейчас профит пока неизвестно.

              Зарабатываeт Тесла на Model S и Х.


              1. striver
                14.08.2018 16:01

                Я уже давал тут ссылки местным теслафанбоям striver и sith (и вам тоже кстати в первую очередь, а вы продолжаете дальше эту неправду тиражировать) на официальное заявление от Тесла,
                Если бы я был фаном или прочим, я бы не принял эту информацию. Я же сказал, что был не прав. В связи с этим, прошу в дальнейшем без личных оскорблений.


                1. stardust1
                  14.08.2018 16:02

                  Никого не хотел оскорбить. Просто вы в каждой теме про Теслу эту Теслу так защищаете. И «теслафанбой» для меня не имеет какого-то негативного подтекста. Просто человек, которому очень сильно нравится Тесла.


                  1. striver
                    14.08.2018 17:05

                    Здесь есть много факторов. Попытаюсь изложит кратко:

                    • я за развитие электротранспорта, в том числе электромобилей, за развитие возобновляемых источников энергии;
                    • мне не очень нравиться, когда данные намеренно искажаются или же есть откровенная ложь;
                    • на Хабре, почти нет никаких статей о других электромобилях, кроме Теслы;
                    • если и есть информация о Тесле, то в комментариях много агрессивно настроенных людей против этой компании, чтоб она не делала;
                    • среди прочих автопроизводителей развитие Теслы мне импонирует, она не там где бы я хотел, но она всё же ближе, чем другие. К сожалению. Было бы очень не плохо освещать китайский рынок электромобилей, но на Хабре такое редко встретишь;
                    • где обзор на прекрасную Кону от Хёндэ?


                    1. sith
                      14.08.2018 21:27

                      Hyundai Kona Electric «is coming soon». Т.е. её ещё нет (но обычную Kona, не electric, я несколько раз уже видел на местных дорогах). Очень маленькая. Очень простая. Неоднозначный дизайн снаружи и скучный, дешёвый и уже устаревший внутри. Очень скромные характеристики. По цене будет сопоставима с Model 3. Хорошо, что она вообще когда-то будет, но, конечно, это не конкурент Tesla.


                      1. striver
                        14.08.2018 23:32

                        Ну, в Норвегии недавно уже отгрузили 1 тысячу. Как для элеткрокара за 500 км пробега по цене в 40 тыс. долларов США — интересное предложение. На фоне Болта или же Лифа — прямой конкурент. Тесла, не прямой, но всё же может быть, ибо Тесла у многих на слуху, что это электромобиль, но с учётом текущего ценника — может быть альтернативный выбор. Кому нужен только пробег по лучшей цене, то Кона в этом плане — будет в выигрыше. Но одно но, как и все остальные, кроме Теслы, на данный момент, испытывают значительные трудности в поставках батарей, а это — ограничение в количестве самых автомобилей.


              1. lingvo
                14.08.2018 16:16

                Поэтому имеет ли она сейчас профит пока неизвестно.

                Ну продолжайте цитировать ваши выводы из результатов 1-го квартала, когда давно уже известны результаты второго, в котором:


                • Q2 Automotive gross margin increased to 20.6% GAAP and 21.0% non GAAP
                • Model 3 gross margin turned slightly positive in Q2, expecting roughly 15% in Q3

                Модель 3 больше не продается в убыток.


      1. sith
        14.08.2018 09:51

        ибо продавать машины по объявленой цене в 30К не может

        Я бы сразу писал «по объявленой цене в 10К», чтобы ещё страшнее выглядело.

        Если бы на самом деле были конкуренты, то это было бы выгодно всем, однако, сейчас есть только I-Pace (точнее и его нет — только предзаказы и тестовые образцы, но это лучше, чем совсем ничего), у которого пробег меньше, чем у Model 3, размер сопоставим с Model 3, а цена сопоставима с Model X.

        То, что Audi научилась не спеша делать электромотор уже неплохо. Пара лет — и, возможно, начнут продавать, конкурента Model Y.


        1. Oleg_Dolbik
          14.08.2018 10:10

          На сегодняшний день эти «пара лет» умещаются в 1 месяц и пять дней это именно для американского рынка. Как видно из предыдущего ролика производство идет полным ходом, журналистами автомобиль отсмотрен и оттестирован в разных условиях — от города до горных серпантинов, так что насколько это будет выгодно «всем», посмотрим…


          1. striver
            14.08.2018 11:52

            Справедливости ради, то сентябрь 2015 — представление концепта, 17 апреля 2017 презентация автомобиля, 24 апреля 2017 года — открытие резервирования. Почти полтора года прошло с дня резервирования, еще поставок нет. По ссылке выше, предлагается резервирование, а не покупка. Данные есть когда будет поставка? Какие объемы будут в этом году? На сколько я понимаю, что в год будет в районе 30 тыс. Так что 3 года с дня показа автомобиля — это не очень быстро. Модел 3 начали производство через менее, чем полтора года. Да, в ограниченном количестве, но уже были. Чисто в теории, в марте 2019-го может быть в районе 8 тыс. в неделю. У Ауди после 3-х лет — ни одной поставки. Поэтому да, можно говорить, что Ауди не особо спешит.
            И что самое печальное в этом то, что у И-трона нет 310 миль пробега, как заявлялось изначально, а только 250 и то не факт.
            stardust1

            Продавая себе её в минус. Другие на своих машинах зарабатывают.
            Я бы хотел узнать за счет чего минус. У многих текущих производителей основной заработок идет за счет сервиса. Вот было бы не плохо сравнить ТО и прочие расходы для Модел 3 и, например, для БМВ М3. В голове похожая ситуация, когда ПлейСтейшн 3 продавалась в убыток, но они компенсировали это за счет игр и подписок. Как будет зарабатывать Тесла — мне не понятно.


            1. Snakey
              14.08.2018 12:10

              Так что 3 года с дня показа автомобиля — это не очень быстро

              Это среднее время вывода новой модели у крупных автопроизводителей. Так что это скорее «как обычно».


            1. MK_Ultra
              14.08.2018 15:57

              а зачем сравнивать теслу с бмв эМкой? эмка это не ежедневная машина. давайте лучше сравним Model 3 с хорошей дизельной BMW 320d, в расчете 5 лет использования? можем еще 530d сравнить с Model S.


          1. Hardcoin
            14.08.2018 12:27

            Reservation starts. Ясное дело, что поставки будут не в тот же день, а позже. Насколько позже — не ясно.


        1. stardust1
          14.08.2018 11:14

          Не все хотят работать в минус как это делает Маск. Обещанного авто за $35к нет (и у меня большие сомнения, что мы его увидим), но даже продавая его за $50к он всё равно в минусе.


    1. Tsimur_S
      14.08.2018 15:14

      акции будут активно скупать (уже начали и цена начала расти), так как потом их купить будет невозможно

      Почему? Разве Shareholder не может в любой момент продать свои акции?


      1. sith
        14.08.2018 21:46
        -1

        Нет. Shareholder не владеет акциями и, соответственно, не может их продать.


  1. DimVol
    14.08.2018 08:26

    Видимо Маск не знаком с кейсом Майкла Делла. Тот тоже ну очень хотел сделать Dell частной компанией. Сделал.
    И чем закончилось? ;)
    3dnews.ru/972120


    1. Belking
      14.08.2018 09:08

      Маск и не отрицает того, что компания вновь станет публичной со временем. Настоящая же «приватизация» проводится с целью концентрации на долгосрочных целях, вместо необходимых инвесторам ежеквартальных показателей.

      Аналогия со Space X — их он тоже хочет сделать публичной, но только тогда, когда маршруты на Марс станут регулярными.


      1. DimVol
        14.08.2018 09:47

        В случае с Dell это закончилось тем, что накупили компаний, потом некоторые по частям распродали (тот же Quest Software) и вместе с долгами вернулись на биржу.
        Понять Маска можно — он хочет убрать «временщиков», тех кто хочет краткосрочной прибыли. Но верить, что саудиты окажутся покладистыми и позволят Маску делать все, что он считает нужным, как-то странно… У них стиль управления весьма авторитарный, а контроль будет посильней, чем со стороны акционеров.
        Другое дело, что новостей о Тесле будет гораздо меньше, сор из избы никто не станет выносить.


        1. Belking
          14.08.2018 10:57

          >> Но верить, что саудиты окажутся покладистыми и позволят Маску делать все, что он считает нужным, как-то странно…

          Сомневаюсь, что их доля вырастет хотя бы до блок-пакета в 25%, ставка на то, что за 420 баксов никто не выйдет, понимая, что эта компания будет в пятерке первых «триллионеров» (х12,5 к сегодняшнему, моя ставка — 6-7 лет). Получат пару мест в совете директоров и будут проталкивать идею строительства 5-й Гигафабрики (3 — Китай, 4 — Бенелюкс) у себя. Сами представьте — при желании они у себя в стране весь необходимый спрос обеспечат (и на автомобили, и на стационарные аккумуляторы, и на солнечные панели), просто будут понимать, что та прибыль, которую получит от этого компания будет принадлежать и им в какой-то мере. Не стоит также забывать и о том, что они космосом заинтересовались.

          >> У них стиль управления весьма авторитарный, а контроль будет посильней, чем со стороны акционеров

          Авторитета Маска в их глазах хватит, чтобы общение шло на равных. К тому же им есть, что предложить друг другу. Интересное партнерство, на самом деле, у которого самый большой риск — это этика.

          >> новостей о Тесле будет гораздо меньше, сор из избы никто не станет выносить

          Ну не знаю, обычно все эти Earning Call'ы ни в какое сравнение по медиа-шумихе не идут с очередными Tweetstorm'ами Маска.


          1. DimVol
            14.08.2018 11:41

            Скажу честно — я в этом театре просто зритель.
            Мне достаточно все равно взлетит ли Тесла или обанкротится.
            Мне даже все равно какой двигатель под капотом моей машины, если никто меня ни к чему не принуждает — вроде запрета использовать ДВС или необходимость оплаты прокладки кабеля для зарядки.
            Ну и если электро и ДВС развиваются на равных и с равными условиями. То есть без льгот для электро за счет владельцев ДВС.
            Если в этих условиях Маск станет супер-богатым, а Тесла — производителем №1, так пожалуйста. Я против только спонсирования, налоговых и прочих льгот и пр.
            И кстати, Саудовская Аравия как полигон для маска идеальна. «Там дураков, поди, много, а зайцев, поди, мало». Там много солнца, много богатых и нет снега, что позволяет не делать кроссовер, нет холода, значит батареи не будут разряжаться.


            1. Belking
              14.08.2018 11:50

              >> Я против только спонсирования, налоговых и прочих льгот и пр.

              Это очень сложный вопрос. Так или иначе, но налоговые и прочие льготы получают и нефтяные компании. Опять же, отсутствие налога на выбросы СО2 — тоже своеобразная субсидия.

              >> ам много солнца, много богатых и нет снега

              Ну не знаю, снег то сам по себе не проблема, я так понимаю Вы имеете ввиду холод. Но если в батарее есть термоконтроль, который должен поддерживать температуру в аккумуляторной батарее на заданном уровне, что выгоднее по затратам энергии будет — нагреть или охладить.


              1. DimVol
                14.08.2018 14:43

                Нефтянка платит налог НДПИ, в обязательном порядке продает часть валютной выручки, платит акцизы. Нет, они там конечно не без штанов ходят :) Льготы, которое им правительство дает, связаны с попытками перенаправить продажу бензина на внутренний рынок вместо внешнего. Типа туда продавать дорого, потому что акцизы, а сюда дешево, потому что льготы. Получается, конечно, как всегда ))
                Но чтобы «бесплатная заправка при покупке новой машины», такого я не припомню ))

                Меня, кстати, еще одна вещь беспокоит. Сейчас есть ночные тарифы, потому что ночью падает потребление. Если по ночам народ начнет заряжать машины, то не уберут ли тариф?

                Насчет охлаждения — насколько я помню, главная проблема, что при перегреве аккумулятора невозможна зарядка. Но в процессе зарядки машина подключена к источнику питания. А в процессе езды возможно воздушное охлаждение. Вроде пробок у них нет ))


                1. sith
                  14.08.2018 21:51

                  Если по ночам народ начнет заряжать машины

                  То нагрузка на сеть станет более равномерной, что, возможно, приведёт к снижению стоимости электричества на всех тарифах.


            1. sith
              14.08.2018 21:57

              Ну и если электро и ДВС развиваются на равных и с равными условиями

              Условия не могут быть равными хотя бы потому, что ДВС сильнее загрязняет окружающую среду, чем EV.