Привет. Меня зовут Андрей Грезнев. Я SEO-аналитик финтех-группы ID Finance (бренды MoneyMan, Solva, AmmoPay, Plazo). В этом посте я расскажу, как с 72 места в Яндексе по самому частотному и конкурентному запросу в тематике микрофинансирования мне удалось продвинуть сайт в топ 10. На этот путь, учитывая ошибки и ложные гипотезы, у меня ушло больше года. Получилась история: чтобы поднять сайт, мне нужно было разобраться что с ним не так и испробовать несколько вариантов решения проблемы.

image

В 2016 г. сайт Moneyman.ru был под «Минусинском». Это такой алгоритм Яндекса, он ограничивает выдачу сайтов, которые массово покупают SEO ссылки. В компании делали так три года назад (а кто не делал), поэтому показатели сайта в выдаче Яндекса были низкими, а трафика не было. Через год ограничения с сайта были сняты, но ситуация почти не изменилась.
Компания обращалась к внешним аудиторам, они разводили руками: говорили, что позиция незаслуженно низкая, но понять причин не могли. Когда я пришел в компанию, летом 2017 г. по запросу «займы онлайн» (37 773 частотность “!WS” Россия) сайт был на 72 месте в Яндексе.

Тогда у компании был подрядчик по SEO. Он писал статьи и работал с ссылками. Трафик медленно рос: в основном брендовый (поиск по названию бренда). В Google были положительные результаты. В Яндексе за год работы не было сдвигов вообще.

Гипотезы


Первое что пришло мне в голову, что сайт находится под фильтром за переоптимизациию, на странице было использовано слишком много ключевых фраз. Я писал в Яндекс, там наличие фильтра отрицали. Три письма за год с одним и тем же ответом. «Вебмастер» тоже не показывал каких-то проблем. Я начал выяснять, когда упал трафик в первый раз и был ли он вообще.

image
Небрендовый трафик с Яндекса за шесть лет

Выяснилось, что по запросу «займы онлайн» трафика в Яндексе почти никогда не было. Благодаря сервису www.megaindex.ru увидел, что в мае 2014 г. сайт был на 12 месте. Это наивысшая позиция, которую удалось тогда получить по запросу «займы онлайн».
Падение посещаемости было по запросам «микрозайм+», сайт был в топ 10, но в начале мая потерял все позиции, а с ними и посетителей.

Я изучил скрины в вебархиве, а так же просмотрел все апдейты, что были в то время и пришел к выводу, что проблемы могло быть две:

  • Массовая закупка ссылок, в то время этот инструмент активно использовался на рынке
  • Переспамленный текст. Его оптимизировали ключевыми фразами каждую неделю и, возможно, в конце концов, переспамили.

Решение


Еще летом я решил понять, чем так отличается наш сайт от конкурентов. Взял топ 100 сайтов в Яндексе и в Google. Собрал данные по каждому по таким параметрам как уникальность, количество слов, количество стоп слов, уникальных лемм, классическая и академическая тошнота, вариативность, водность, тошнота биграмм и триграмм. Необходимо было проверить как наш сайт отличается от лидеров списка по каждому из параметров. Изучил показатели сайтов на местах 50+ и тех, что в топ 10.

На рисунке две таблицы. В первой – сравнение по словам на главной странице, во втором – по описанию сервиса (статья) на главной странице.

image
Усредненные значения по топ 10 «займы онлайн» и moneyman.ru

Пришел к выводу, что главная страница MoneyMan проигрывает в количестве триграмм и биграмм, то есть тошнота сильно меньше, чем у конкурентов из топ-10. Но если взять только описание на главной, то у конкурентов показатели те же. Поэтому я решил распределить ключевые слова по всей странице и переписал описание на главной. Позиции не изменились. Я сделал вывод, что даже если проблема в тексте, есть что-то еще, что мешает нормально ранжироваться. Тогда я принялся за удаление ссылок с сайтов некачественных доноров.

С ссылками бороться гораздо сложнее: для Яндекса пока нет файла куда можно записать весь мусор и спокойно продвигаться дальше (в Google такой файл есть — это disavow). Связаться с владельцами сайтов-доноров невозможно, плюс подрядчик сам подливал масла в огонь и ставил такие ссылки, за которые сайт в 2015 году уже был под Минусинском. Я решил удалить все ссылки подрядчика. Осенью убрал первую партию, в декабре вычистил остатки.

Еще несколько гипотез


Осенью я добавил несколько статей на сайт на тему «как не попасть в долговую яму», «как получить налоговый вычет», «где найти первоначальный взнос на ипотеку и т.п.». В результате по ключевым запросам сайт попал на первые строчки Яндекса. Это были некоммерческие запросы, а коммерческие («займы онлайн» и пр.) никак не шли вверх. Первая мысль — это то, что сайт не проходит по коммерческим факторам (нет телефона службы поддержки в шапке, нет онлайн-чата на главной странице и пр.) Провел аудит, часть задач реализовал. Но результата не было. Из-за неэффективности и несоблюдение договоренностей зимой мы уволили подрядчика.

В январе я решил активно заняться привлечением ссылок с качественных ресурсов. Составил список всех доноров наших конкурентов, поставил план по 20 ссылок в месяц и приступил к работе. В тот же месяц купил статейные ссылки с трастовых источников (Ведомости, Аргументы и Факты и пр.) В феврале провел чистку всех цепочек редиректов, совместно с разработчиками мы увеличили скорость загрузки страниц.

В марте для двух страниц я провел эксперимент с внутренними ссылками: на одной странице все входящие ссылки сделал с точным вхождением запроса, на другой — размыл все вхождения. Никакой реакции от Яндекса (от Google кстати тоже). Все это время Moneyman занимал 50 — 100 строчку в выдаче Яндекса по запросу «займы онлайн».

Еще зимой я заметил, что на сайтах в топе у всех есть описание услуги «займы онлайн — это...». Я предположил, что Яндекс считает необходимым пользователю рассказать о том, что такое этот «займ онлайн», и наличие определения является критерием для попадания в топ. Я сделал блок с определением, но реакции от Яндекса не последовало.
В июне добавил прямой номер службы поддержки 8 800 и онлайн чат на сайт. Через месяц убрал и телефон, и чат с сайта, оставил только Яндекс Диалоги. Эти изменения никак не повлияли на колебания позиций.

Первый результат


Весной купил несколько ссылок с анкором «займы онлайн». Перенес блок с определением выше на главной странице (на 2 экран, до этого блок был в конце страницы) и в мае получил первый скачок позиций.

image
Фиксация позиций в online.seranking.com

Сайт впервые занял место выше 50 (попал на 36). Затем скачки повторялись. Я изучил каждый скачок, чтобы понять, в чем была его причина. Первое, что бросилось в глаза это то, что позиция резко менялась только на один день: на следующий после скачка результат падал. В июне я заметил, что позиция меняется в тот день, когда на странице меняется текст. Например, когда выходит новость, где есть слова «кредит», «кредитование», но не «займ». Возможно, на странице было мало первых слов и слишком много вторых. Я переписал описание продукта, заменил в тексте «долг» на «кредит», добавил еще одну новость про кредитование и стал ждать. 24 июля произошел очередной скачок, и позиция зафиксировалась.

Наконец, в топе


5 августа Moneyman.ru попал в топ 10 по самому частотному и конкурентному запросу в тематике «займы онлайн». Потребовалось 427 дней чтобы добиться этого результата. 6 августа Moneyman вышел на 1 место по Москве в Яндексе. Имеются небольшие колебания, в зависимости от региона позиция может немного меняться. В десктопе колебания в топ 3, в мобилке топ 5. В среднем по России позиция чуть ниже — топ 5 по данным Яндекс Вебмастер в десктопе и топ 10 в мобилках.

image
Данные по изменению позиции в ru.megaindex.com

Я повторил упражнение с запросом «микрокредит» и «займы» и результат — 1 место в Яндексе за 3 недели.

Итог


За 14 месяцев по проекту было сделано несколько сотен правок и технических заданий, я рассказал в статье только о самых значимых из них. За 427 дней небрендовые визиты с Яндекса увеличились с 23 до 510 в день, а позиция по запросу «займы онлайн» — с 72 до 1 места.

Что делать?


Что на мой взгляд работает для Яндекса сейчас:

  • поведенческий фактор (плохой продукт не удержится в топе, процент возврата в выдаче считаю приоритетным на сегодняшний день);
  • ссылки (если бы не удаление старых и добыча новых ссылок, сайт не удалось бы продвинуть);
  • контент (LSI для сильных, синонимы, никакого переспама, текст должен быть полезным для людей, он должен быть максимально высоко на странице);
  • скорость работы, техническая грамотность.

Решил закончить пост небольшими советами. Делайте хороший продукт, понятно и просто его опишите, будьте уникальны, работайте над ссылками, экспериментируйте, увеличивайте скорость получения того, зачем пришел к вам ваш клиент. Изучите вашу целевую аудиторию, возможно вы делаете сайт для себя, жены, друга или жены друга, а делать нужно для вашего потребителя. Напишите сами текст, поработайте саппортом, отвечайте на звонки и сообщения, побудьте на день дизайнером, сверстайте сами страницу, побудьте юристом, маркетологом, изучите продукт и только тогда предлагайте его клиенту. SEO это не только ссылки и релевантность, это еще и организация всех процессов на благо потребителя. Ну и чуть-чуть магии.

Комментарии (29)


  1. peresada
    06.09.2018 14:38
    +1

    Вот тебе и когнитивный диссонанс: с одной стороны интересная статья про СЕО, с другой стороны похоже на рекламу, с третьей стороны реклама микрозаймов, с четвертой — для аудитории хабра эта реклама нерелевантна, с пятой — статья опубликована с целью дальнейшего продвижения этого сайта через пост здесь?

    • Ссылки (если бы не удаление старых и добыча новых ссылок, сайт не удалось бы продвинуть);


    1. IDFinance Автор
      06.09.2018 15:17

      Здесь нет никакой рекламы микрозаймов и цели продвинуть сайт. Это опыт SEO-аналитика по решению конкретной задачи — продвинуть сайт в топ Яндекса.


  1. sazareks
    06.09.2018 14:39
    +1

    Пора открывать своё агентство по продвижению :)


  1. Goodwinnew
    06.09.2018 14:55

    в статье нет информации о глубине просмотра страниц из метрики. хотелось бы взглянуть.


  1. legolegs
    06.09.2018 15:16
    +2

    Интересные ощущения испытываю от прочтения статьи.

    Я не сеошник и не Top Senior Fullstack CoffeeScript+Node+Docker Cloud Software Engineer 10e8 $/sec, но некоторое отношение к вебу имею. Метафорически выражаясь, для таких как я работа над сайтом — как для юноши ласки груди любимой девушки. А в статье здесь мы видим подход доярки: план по надоям, вазелин, антибиотики, оцинкованные вёдра, 0% романтики. Разница в отношении, конечно, разительная. Отсюда, возможно, минусы.

    А может хабр просто не любит сеошников. Или микрозаймы.


    1. franzose
      07.09.2018 01:19

      Спасибо за отличный комментарий!


    1. AndreyGreznev
      07.09.2018 13:48

      Статья не роман, за романтикой к Шекспиру, пожалуйста. Мне была поставлена четкая задача, и я к ее выполнению шел 14 месяцев. В статье описаны рабочие методы, как и что я делал. Эмоции остались при мне, когда-нибудь напишу книгу о том, как я страдал и переживал, каким томительным для меня было ожидание этого заветного топа… Но и там найдутся те, кто скажет «Где мясо?», «Что за сопли?», «А что делать то?».


  1. DancingBanana
    06.09.2018 15:19
    +1

    Насколько мне известно SEO как особая форма левой резьбы уже не работает. Это и заметно по выдачам яндекса и гугла, если раньше по запросам в топах постоянно висели «мусорные» статьи(явно написанные сео «оптимизаторами» на зарплате) c огромным количеством «воды», то сейчас найти требуемое на первой максимум на второй странице выдачи близка к 100%. Есть подозрение, что результаты слежки за пользователями используется в том числе и для ранжирования выдачи сайтов, в частности количество времени проведенного на ресурсе. Не стоит так же забывать, что первостатейный доход поисковых гигантов — реклама. Умников ищущих лазейки в поисковых алгоритмах будут просто банить, как посягнувших на святое — на прибыль. Так что старое недоброе SEO мертво как явление. Или раскрывай кошелек, или раскрывай творческий потенциал. И это хорошо.


    1. legolegs
      06.09.2018 15:53

      >то сейчас найти требуемое на первой максимум на второй странице выдачи близка к 100%

      Ну нет. Одни только помойки типа qaru.site чего стоят. А попробуйте найти услугу и получите в выдаче миллион каталогов-сборников-агрегаторов всего на свете, за которыми сайты реальных контор не найти. СЕО ещё как живо.


    1. PashaNedved
      06.09.2018 17:23

      Раньше покупали ссылки и выходили в топ, сейчас покупают поведенческие и выходят в топ.
      Как следствие, стало меньше генерированного и откровенно переоптимизированного контента, но по большому счету — ничего не изменилось.


      1. zhulan0v
        07.09.2018 08:06

        По накрутке поведенческих в инете какая-то противоречивая информация. У вас есть опыт?


    1. demimurych
      06.09.2018 21:49
      +1

      SEO работает, при условии что им занимаются грамотные люди. Раньше достаточно было полотенца слов и закупки ссылок, сейчас это действительно превращается в работу.

      К слову, автор статьи очень сильно пытается сделать вид, что он к SEO никаким боком, но местами проскакивают вещи которые для людей в теме служат сигналом проффесиональной лексики.

      Из чего хочется сделать вывод, что статья куплена и SEO шная.


  1. varz62
    06.09.2018 15:34
    -2

    а вообще может на хер эти поисковивки с их релевантностью поиска я ведь ищу информацию если я правильно запрос создал не надо мне всякую хрень предлагать я же просил конкретно один запрос и я не дебил не описался и т.д.


    1. igruh
      06.09.2018 17:03

      Много ругани и мало пунктуации.


    1. Wizard_of_light
      06.09.2018 17:11

      Да без проблем, вбиваете свой «правильно созданный запрос» в гугл, жмёте «мне повезёт» и никаких посторонних предложений — сразу наслаждаетесь результатом. Или не наслаждаетесь, тут уж как повезёт.


  1. amaksr
    06.09.2018 16:48
    -1

    В Канаде при выдаче кредита с эффективной ставкой 60% в год и выше, вступает в действие Criminal Code (тамошний уголовный кодекс), и против такого кредитодателя начинается уголовное производство. Нам бы такие законы, может и SEO бы поубавилось…


    1. mihteh
      07.09.2018 09:12

      Эффективная ставка PDL (займов до зарплаты) в Канаде (не во всех провинциях) ~300%, она завуалирована. У нас с июня 2019 года на PDL будет аналогичная ставка. Регуляция МФО со стороны ЦБ уже близка к банковской. В США похожий процесс, но там есть индейские резервации, которые вертели на копье федеральные законы и законы штатов и идет массовая перерегистрация МФО внутрь этих резерваций и ставки на PDL колеблются от 800 до 3000%


  1. Wizard_of_light
    06.09.2018 16:57
    +2

    Вот уж действительно адская проблема — куда девать душу того, кто рекламирует SEO на примере сайта микрозаймов, когда для каждого из этих занятий отдельный котёл?


  1. sacharin
    06.09.2018 17:17

    В какую сумму обошлись проекту Ваши услуги в течение года?


    1. AndreyGreznev
      07.09.2018 13:54
      -1

      Вот уж действительно адская проблема — куда девать душу того, кто рекламирует SEO на примере сайта микрозаймов, когда для каждого из этих занятий отдельный котёл?

      Мои услуги стоили ровно столько, чтобы откупиться от обоих котлов и попасть в рай.


  1. imbasoft
    06.09.2018 17:18

    Непонятно за что минусуют автора.

    Статья содержит материал, который может быть интересен большому количеству людей занимающихся схожими проблемами. Хоть я и не занимаюсь этой темой, но материал мне понравился. Прямой рекламы в статье нет, хоть и написана она корпоративном блоге, который ведется на хабре как раз для рекламы.

    Неприязнь к кредитам, микрокредитам и прочим адским инструментам не повод хаить труд автора, который пишет то про SEO.


    1. pewpew
      06.09.2018 19:53
      +4

      Хуже SEO-шника только ростовщик. А тут комбо.
      А то, что этот материал интересен публике — это само по себе печально, но факт.
      Что плохого в SEO? Мир от этого лучше не становится. А вот нажиться одному человеку на другом очень даже помогает. Без лоха жизнь, как говорится плоха, и в поисках лохов вам помогут оптимизировать сайт, чтобы лохи лучше велись.
      И да… С каким оттенком написано. Как тут выше отметили, привычно зачерпывая из третьей на сегодня банки дюжую горсть вазелина доярка опустошает очередное вымя. Молоко ей стало безразлично и даже вызывает лёгкую кривизну ротовой щели. Издержки профессии.


    1. roscomtheend
      07.09.2018 12:27

      SEO — это про то как загадить и так небольшой поток ценной информации.


  1. uchitel
    06.09.2018 19:27

    Оказавшись на самом дне поисковой выдачи, я обнаружил там кучу таких же как я — простых людей, которые просто делятся тем что умеют. Такое впечатление, что интернет — помойка, и как бы это ни противно звучало, но самое вкусное на дне: авторские блоги, какие-то небольшие туториалы, мануалы, статьи о каких-то профессиональных тонкостях. Браузер ломится от закладок, а поисковая выдача ломится от мусора.


    1. demimurych
      06.09.2018 21:53

      И Вы сто раз правы. Как бы маркетологи Google или Yandex не кричали про крутизну их алгоритмов, которые способны отличать крутой сайт от плохого, в реальности все совсем иначе.

      Да, сейчас уже недостаточно просто купить тонну ссылок, и через запятую перечислить слова, сейчас нужно их уложить в смысловые конструкции. Пусть бессмысленные но сымсловые. И это стоит дороже. Только это никак не повлияло на то, насколько качественный контент находится выше некачественного.

      Это повлияло на рынок SEO, откуда с треском вылетели аматоры рассказывающие про длину тайтлов и правильные дескрипшены. И подняли уровень цен на рынке, за что им спасибо.

      В целом же все по старому — есть деньги на хорошее SEO которое выросло в цене, ты в топе, с любым мусорным контентом. И помешать этому может только рекламный бюджет.


  1. galaxy
    06.09.2018 23:57

    Поставил плюс уже только за то, что не пишете «ТОП» :)


  1. Newm
    07.09.2018 12:11

    Статья мне понравилась, но уточнения не помешали бы.

    Может ли автор ответить на вопросы, которые возникают у владельцев сайтов?

    1) Имеет ли вообще смысл связываться с конторами по продвижению, когда необходимо продвинуться по реально высококонкурентным запросам? В состоянии ли человек, ведущий 10-20 проектов у конторы-провигатора выделить достаточно времени, чтобы упереться и продвинуть по «займы онлайн» на Россию?

    2) Каким образом человек смог продержаться в штате, не показывая результата в течение года? Насколько я понимаю, зарплата была, ресурсы тратились, а результатов год не было. Как работодателю начать понимать, что он наткнулся не на очередного идиота-распильщика, а на адекватного человека, решающего сложную задачу?


    1. AndreyGreznev
      07.09.2018 13:35

      1) Тут все дело в мотивации и конторы продвигатора, и самого сотрудника, который занимается сайтом. Если SEO специалист не знает кто его целевая аудитория, он не сможет сделать хороший релевантный сайт. Я несколько раз уже оформлял заявку на займ на своем сайте и на сайтах конкурентов. Я пересмотрел сотни видео по Вебвизору, сделал несколько аудитов по Карте кликов в Метрике, совместно с командой продуктов и маркетинга сделали ряд экспериментов с положением кнопок на странице, цветом, размером и тп. Этим не будут заниматься в SEO конторе, на это просто нет времени. Да и это плавающая ответственность. SEOшник должен быть маркетологом, что не во всех компаниях пока признают.
      Если бы я получил Moneyman.ru, когда работал в рекламном агентстве, я бы не смог продвинуть сайт. Во первых мне бы не дал столько времени директор агентства, во вторых в вашем вопросе уже есть ответ, мне не дал бы столько времени сам клиент. Веры в агентства увы нет, может и не спроста.
      2) Я продвигаю еще 3 проекта холдинга, 2 в Казахстане и 1 в России. По всем трем результаты показал еще осенью, зимой. Плюс сам Moneyman.ru продвигался в Google. Только с Яндексом были проблемы. Как начать понимать? По «блеску в глазах» понимали генеральный директор и директор по маркетингу и верили в меня. Я работал до потери пульса не потому что мне нужны были деньги, а потому что была поставлена нерешаемая интересная задача. Я каждое утро просыпался с мыслью, ну вот сегодня и лез в Яндекс проверять позицию. Целый год. Посмотрите отчет, который присылает вам SEOспециалист, попросите его вести ежедневный бэклог и через месяц вы точно поймете, делает он хоть что нибудь или нет. Если вы не сможете понять отчет и то, что делает SEOшник, значит он «идиот-распильщик».


  1. selivanov_pavel
    07.09.2018 16:54

    Хорошая статья, написано толково и по делу. К сожалению, утонула в минусах вместе с кармой автора, потому что никто не любит SEO(оптимизация гугл поиск купить дёшево без смс), и никто не любит мошенников, кормящихся на идиотах.


    ИМХО заминусовали зря, статья написана про решений технической проблемы, кто и для чего это решение применил — дело десятое.