Ранее мы писали об истории появления бобинников в мире и СССР. Сегодня — расскажем про винтажные аппараты, за которыми продолжают гоняться коллекционеры.


Фото MIKI Yoshihito / CC / Магнитофон TEAC A-4010

TEAC A-4010


Четырехдорожечный TEAC A-4010 1966 года выпуска стал одной из наиболее продаваемых моделей японской компании Tascam. Магнитофон поддерживал 7-дюймовые катушки и имел функцию автоматической перемотки — для обозначения конца ленты, на него нужно было наклеить кусочек фольги.

В 1967 году, чтобы увеличить продажи, Tascam открыли фирменные сервисные центры в США. Их надежды оправдались: всего в мире было продано более 200 тысяч устройств этой серии. На основе A-4010 создали ещё две модели: A-4010S и A-4010SL, и они выпускались до 1972 года.

Пользователи хвалили TEAC A-4010S за простоту использования и технические характеристики, которые превосходили заявленные производителем. Диапазон воспроизводимых частот при скорости движения ленты в 7? IPS варьировался от 35 до 19 000 Гц. После успеха серии марка продолжила выпускать катушечные магнитофоны, и новые модели выходили вплоть до 1992 года.


Akai GX-77


GX-77 выпускался с 1981 по 1985 год. Магнитофон мог воспроизводить катушки размером до 7 дюймов и поддерживал новый формат пленки — EE (Extra Efficiency). Этот формат создавался с целью улучшить звучание аудиокассет, и в нем использовался диоксид хрома.

GX-77 был компактным по сравнению с магнитофонами конкурентов: его размеры составляли 440x244x227 мм. Также он стоил дешевле других новинок того времени — $775. Для сравнения, в том же году вышел Akai GX-747, который продавался за $1200. Таким образом, GX-77 был более доступным катушечным магнитофоном.

Модель также известна своим внешним видом. За дизайн проигрывателя в 1982 году создателям вручили японскую премию Good Design. В обзорах GX-77 хвалят за легкость управления и хорошее качество звука. Поэтому магнитофоны пользовались спросом, и на eBay до сих пор можно найти в продаже как сами аппараты, так и комплектующие к ним.

Дальнейшего развития GX-77 не получил. В 1985 году Akai полностью прекратила производство катушечных магнитофонов открытого типа.


«Маяк-001»


Первым магнитофоном высшего класса в СССР стал «Маяк-001-стерео». Его создали на основе опытной модели «Юпитер» в 1973 году. Производили аппараты на заводе «Маяк» в Киеве, на котором в 1950-м изготовили первые советские магнитофоны под маркой «Днепр». Завод выпускал всего по тысяче «Маяков» в год, и потому они были в дефиците. Комплектующие для магнитофонов закупали за границей.

«Маяк-001» проигрывал и записывал звук в форматах моно и стерео. В 1974 году это устройство получило золотую медаль на международной выставке.

На его основе в 1984 году создали магнитофон «Маяк-003-стерео», который воспроизводил расширенный диапазон частот. Следующую модель высшего класса «Маяк-005-стерео» выпустили ограниченной серией (примерно 20 штук), и после этого на заводе производили только магнитофоны более низкого уровня.


«Электроника-004»


Магнитофонную приставку «Электроника-004» собирали в 1983 году на Фрязинском заводе «Рений», который до конца 70-х выпускал только продукцию военного назначения.

«Электроника-004» была клоном швейцарских магнитофонов Revox. Полностью заменить зарубежные комплектующие сначала не получалось. Руководство завода настаивало, чтобы инженеры использовали конденсаторы К-50-6 производства Армении, но их качество оставляло желать лучшего. В итоге замену им все же нашли — компоненты начали поставлять из Днепропетровска.

Позже документацию на «Электронику-004» передали на заводы в Саратов и Киев, и модель начали выпускать на трех предприятиях.

При скорости движения ленты в 19,05 см/с, рабочий диапазон «Электроники» составлял от 31,5 до 22000 Гц. С 1984 года на базе этого устройства выпускался многоканальный регистратор оперативной диспетчерской связи под названием «Электроника-004Д».


«Олимп-004-стерео»


Магнитофонная приставка высшего класса «Олимп-004-стерео» вышла в 1985 году и стала одним из наиболее технически совершенных советских катушечных проигрывателей. Аппарат выпускали на Кировском электромашиностроительном заводе им. Лепсе. Приставка вышла в разгар популярности кассетных магнитофонов и была рассчитана на покупателей, ценящих качество звука.

Завод им. Лепсе сотрудничал с Фрязинским предприятием, и потому в основе «Олимпа» лежит тот же магнитофон Revox. По характеристикам аппарат похож на «Электронику-004». Основные отличия — отсутствие автоматического реверса и наличие электронного счетчика расхода ленты.

Наряду с «Электрониками», «Олимпы» часто вспоминают на форумах любителей аудиооборудования как лучшие советские магнитофоны. Эти модели и сейчас довольно популярны среди энтузиастов.


Revox A77


Компания Studer-Revox выпускала преимущественно студийное оборудование. На их магнитофоны записывались такие музыканты и группы, как Боб Дилан, The Beatles и Pink Floyd. С 1960 года компания начала выпускать электронику для дома. Частью этой серии стал и Revox A77, который вышел в 1967 году.


Фото Wikimedia / CC

Revox считают A77 своей самой успешной моделью. Всего компания продала 150 тыс. таких магнитофонов. Последняя, четвёртая, модификация аппарата вышла в 1974 году и продолжала выпускаться до 1977. Магнитофон имел множество вариаций: с разным количеством дорожек для записи и с разными скоростями движения ленты.

В 1977 году вышла другая успешная модель от Revox — B77. Обе модели отличаются надежностью и долговечностью, поэтому их все еще можно найти на аукционах, где они пользуются спросом.

Pioneer RT-909


RT-909 стал последним из катушечных магнитофонов компании Pioneer. Хотя модель производилась в Японии, на домашнем рынке она не продавалась, и все RT-909 шли на экспорт (с 1978 по 1984 год).

Проигрыватель рекламировался как устройство, «в котором есть любая мыслимая функция». В нём были системы контроля скорости пленки и высоты звука, автоматическая обратная перемотка и автоповтор. Магнитофоны этой модели продолжают покупать и восстанавливать.


Technics RS-1500U


Один из лучших магнитофонов знаменитой японской марки Technics вышел в 1976 году. Это была дорогостоящая модель: на момент выхода аппарат продавался за $1500. Он поддерживает три скорости воспроизведения (9, 19 и 38 см/с) и многоканальную запись.

RS-1500U любим по сей день. Проект The Tape Project, издающий классическую музыку на пленке, использовал RS-1500U для мастеринга.


Tandberg TD 20A


Норвежская компания Tandberg занималась аудиооборудованием ещё с 1933 года. Её аппаратами для записи пользовался даже Джон Кеннеди. TD 20A вышел в 1977 году и стал одним из последних катушечных проигрывателей компании. Аппарат позиционировали как технику для «продвинутого любителя».

Одним из основных новшеств в TD 20A была возможность записи на «металлическую» пленку Metafine. Рабочий слой такой магнитной ленты содержал чистые порошки металлов вместо их оксидов. Магнитофон поддерживал катушки размером до 10 дюймов и две скорости движения ленты с опциональной третьей: 9,5 см/с, 19,05 см/с и 38,1 см/с.

Позже в серии выпустили ещё две модели: TD 20A-SE и TD 20-SES. Магнитофон остается востребован и в наши дни — любители аудио называют его одним из лучших бобинников.


Sony TC-880-2


Модель вышла в 1974 году. Это был технически продвинутый магнитофон для своего времени со скоростями движения ленты 19 и 38 см/с, и частотным диапазоном до 40 кГц (при максимальной скорости). Аппарат мог похвастаться точными индикаторами уровня громкости, инструментом синхронизации дорожек, а также наличием цепей фазовой компенсации.

Сейчас магнитофон встречается достаточно редко, потому что он был слишком дорогим. В 1979 году цена TC-880-2 составляла $2495 ($8660 в современном эквиваленте). Это досадно, потому что его называют лучшей из моделей катушечных магнитофонов Sony.




В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:

Кино на пластинках
Необычная портативка
Гид по встраиваемой акустике
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты

Комментарии (17)


  1. alexxisr
    12.09.2018 13:55

    А пленку для магнитофонов еще выпускают? Или только б/у?


    1. pae174
      12.09.2018 17:13

      Выпускают — например вот эти перцы: www.recordingthemasters.com/thefactory


  1. Loxmatiymamont
    12.09.2018 14:23
    +2

    Вот вы лучше скажите с чисто практической точки зрения — стоят, пыль собирают Днепр 5 и Астра 206. И выкидывать жалко, и кому отдать не ясно. Или вобще продать их, но тоже не ясно кому и за сколько.
    Что вобще со старой техникой делать-то, если хочется избавиться, но не хочется на помойку?


  1. Javian
    12.09.2018 14:40

    Еще б кто сказал (дал ссылку) как лучше с этих аппаратов оцифровать пленку. Старую. Долго не проживет, а максимум вытащить хочется.


    1. igruh
      12.09.2018 15:02

      А в чём проблема? Паяем переходник с аналогового выхода на звуковуху, оцифровываем, например, в audacity, там же правим шумы и частотку, нормализуем и т.п. Сам так делал подарок родственнику — возрождал самопальную запись студенческого концерта примерно 50-летней давности. Запись заняла несколько часов (плёнка местами рваная и жёваная была), потом тщательная правка-сшивка ещё несколько дней. Зато восторгу юбиляра не было предела.


      1. Javian
        13.09.2018 06:16

        Собственно опрос как где почитать, какой уровень входного сигнала нужен, как корректировать для конкретного типа ленты, например.

        В догонку вопрос — есть ящик кассет ZXSpectrum, хотелось бы узнать нет ли нюансов таких, что потратил время, а записал так, что запись исказилась до нечитаемости Спектрумом.


    1. daggert
      12.09.2018 15:29

      Провод продается. Я цифрую в архиве научного центра через карту Juli@ по максимуму качества в audacity с Идель 001. Магнитофон не кантовать, скорость минимальную (у меня 9см/сек стоит, остальное в софте). Если порвется пленка — тонкий канцелярский скотч и навыки сбора паззлов вам в помощь.


      1. Javian
        13.09.2018 06:20

        Не знал о такой карте. Было время.
        image
        У меня Audigy2 ZS.
        Скорее всего магнитофон нужно еще почистить/смазать. Отдельный вопрос протестировать, может конденсаторы высохли и он искажает.


        1. daggert
          13.09.2018 13:44

          Вот со смазкой/чисткой/мелким ремонтом — совсем грустно. Я за 10 лет так и не могу найти грамотного специалиста в своем городе, который может вытащить всю требуху связанную с записью, проверить цепи блока питания, подсобить с выбором хорошей головкой для оцифровки… Причем лет 5 назад я мог найти специалиста который делал аварийный ремонт, но сегодня я не могу найти даже таких.


  1. SGordon123
    12.09.2018 17:47

    Олимпов же много разных выпускал Лепсе, мне запомнился 005


  1. sintech
    12.09.2018 19:06

    Лично на меня, в детстве, большее впечатление произвела возможность дистанционного управления Олимп-004 ик пультом чем сам магнитофон.


  1. voxy2
    12.09.2018 20:50

    Можно вопрос: все модели имели сквозной канал?


    1. omegik
      13.09.2018 10:02

      Из продвинутых — все. Если 3 головки стоИт — значит есть сквозняк.


  1. vmm86
    12.09.2018 21:15

    Akai GX-77
    Видимо, это тот самый «77-й Акай» из песни «Всего лишь быть» группы Nautilus Pompilius?


    1. Kotman34
      13.09.2018 10:10

      Таки Вы совершенно правы — это та самая модель Акая.
      «У меня есть дома Рислинг, и Токай,
      Новые пластинки, семьдесят седьмой AKAI.»


  1. Frankenstine
    13.09.2018 11:55

    Эх, крутая техника. 77-й Акай очень понравился внешним видом. У меня 25 лет назад был доступен лишь

    Орбита
    image


  1. Kotman34
    13.09.2018 14:55

    Ростов-105 и Орбита были у пятикурсников в общаге Новочеркасского политеха. :-)
    Бодрили этаж регулярно.
    А вот «Иссык Куль» видел только на картинках.