Министерство транспорта Российской Федерации разработало требования к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», а также согласно план-графику подготовки нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, необходимых для реализации закона от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ, в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

Ознакомиться с полным текстом документа можно по следующей ссылке.

По утверждениям Минтранса, Операторы и авиакомпании будут обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями российского законодательства, что обеспечит защиту прав пассажиров и сохранность их персональных данных. Кроме того, будет обеспечена возможность осуществления внутрироссийских авиаперевозок в любых внешнеполитических условиях. Требования предполагается вводить поэтапно, при этом обязательным условием является размещение серверов на территории РФ и соответствующая регистрация предприятий на территории РФ.

Однако, мнения авиакомпаний звучат более скептично.

Так, по мнению гендиректора авиакомпании «Сибирь» Владимира Объедкова, применение этого документа на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и/или длительной (2–4 года) и затратной миграции в другие системы бронирования.

Дело в том, что у трех крупнейших российских авиакомпаний иностранные провайдеры: американская Sabre у «Аэрофлота», швейцарская SITA у S7, испанская Amadeus у «Уральских авиалиний». Четвертый игрок – Utair и почти все остальные российские авиакомпании работают с российской «Сирена-трэвел». Исключения: лоукостер «Победа» – с американской Navitair, авиакомпания «Азимут» – c Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной «Ростехом» совместно с аэропортом «Внуково».

22 Октября 2018 пресс-центр Минтранса опубликовал обращение, в котором сказано:
Требованиями предусмотрено размещение на территории РФ серверов и баз данных операторов (провайдеров) осуществляющих бронирование и продажу внутрироссийских авиаперевозок, а также регистрацию пассажиров на рейс (сейчас они находятся на территории США и других государств), что соответствует практике в других областях экономики, например в банковской сфере.

Относительно финансовых затрат полагаем необходимым сообщить, что провайдеры автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок получают плату от авиакомпании с каждого проданного билета и должны предусмотреть соответствующие расходы на выполнение требований российского законодательства для продолжения работы на внутреннем рынке РФ. Затраты на перенос части оборудования на территорию Российской Федерации будут для них отнюдь не чрезмерны и абсолютно посильны.

В этой связи Минтранс России рекомендует российским авиакомпаниям и иностранным операторам спокойно подготовиться к вступлению в силу указанных требований.

Посмотрим на последствия данного проекта, кто окажется прав покажет время.

Можно ли «поэтапно» посадить самолет? В ролике ниже показаны экстремальные попытки и посадки при сильном боковом ветре. Представьте, что испытывают пассажиры в эти моменты.


Увидели ли вы аналогию или нет, но думается, чтобы разместить серверы в России, нужно иметь достаточную мотивацию. Успех в этом деле будет зависеть от готовности «аэродромов» и от климата, который будет создан на ИТ-рынке.

Подробнее изучить возможности и угрозы переноса вычислительных мощностей в Россию помогут два наших исследования:

Комментарии (9)


  1. kaichou
    24.10.2018 12:27

    А какие, собственно, могут быть проблемы?
    Большинство российских авиакомпаний (в штуках, а не по объёму перевозок) так и работает. То, что некоторые из топов по разным причинам (в т.ч. всеми любимые распилы-откаты) ушли к иностранным провайдерам — это проблемы топов. Точнее, не проблемы, а попытки выбить финансирование.
    А реальных технических проблем нет, об этом сами же топы и заявляют.
    Например, www.aex.ru/news/2018/10/22/189552


    1. Nova_Logic
      24.10.2018 16:11

      А какие проблемы если к вам домой прийдут пара горилл и расскажут как вам нужно вести у себя дома?
      Если по теме то пользуются sabre и подобными не просто так. было бы наше выгоднее пользовались бы сразу этим.


      1. DisM
        25.10.2018 01:38

        Вам ответили, что Выгоднее, это смотря с чей точки зрения смотреть.

        PS, тоже самое, надо с биллингом сделать, нехер Амдокс кормить.


  1. nomadmoon
    24.10.2018 21:38

    >авиакомпания «Азимут» – c Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной «Ростехом» совместно с аэропортом «Внуково».

    Это которая nsb.su? У меня от их сайта аж олдскулы свело. Ну и да, никаких упоминаний о бронировании билетов там нет.

    Сирена и то приличнее выглядит.


    1. sentyaev
      24.10.2018 21:52

      Это которая nsb.su?

      Это какое-то страшное поделие… Там даже переходы между страницами не смогли сделать.
      Интересно, сколько это стоило?..


  1. Moskus
    24.10.2018 22:25

    Всё еще веселее.
    Во-первых, данные россиян, которые летают в другие государства (не важно, иностранными или российскими АК), всё равно должны быть доступны из других государств, иначе авиаперевозки невозможны.
    Во-вторых, с некоторыми российскими системами, данные могут быть доступны по запросу даже если билет — на внутрироссийский перелет. Это нужно для того, чтобы иностранные транспортные агентства могли делать составные бронирования (условно — Париж-Москва-Новосибирск, с пересадкой, разными АК).
    В-третьих, если российские внутренние перелеты и авиакомпании полностью изолировать от глобальных систем бронирования, то результатом будет то, что никто из других государств не сможет получить доступ к этим данным. То есть любой, находящийся в другом государстве (не важно, частное лицо, агентство и т.п.) должен будет пользоваться отдельной закрытой системой (сайтом АК или системой бронирования). Это приблизительно как было в дикие времена расцвета сотовых операторов, когда SMS не ходили между разными сетями и когда голосовая связь была возможна только в пределах сети своего оператора (без роуминга).


  1. krylov_sn
    25.10.2018 09:24
    +1

    Авиакомпании же писали, что переход к другой системе бронирования достаточно сложен, в том плане, что все равно необходимо взаимодействие со старой системой бронирования. Аэрофлот и S7 входят в альянсы авиакомпаний. Сейчас они взаимодействуют в рамках этой системы бронирования


  1. belyvoron
    25.10.2018 09:32

    Если что, SITA стала работать в СССР в 1958 году, обслуживая Аэрофлот и международные аэропорты советского союза. И сейчас бронированием билетов международные IT системы в авиаотрасли не ограничиваются.
    Конечно странно, когда из-за аварии в ЦОД в США не работает регистрация на рейсы в Домодедово, но это последствия глобализации. А авиаиндустрия исключительно глобализована, даже больше, чем ИТ, наверное.


  1. pupsegadm
    25.10.2018 13:08
    -1

    Предположу, что будет так:
    в российском ЦОД за бешенные бабки поставят пограничный провайдерский «маршрутизатор», а-ля «прокси», который просто будет через себя «проксировать» запросы к зарубежным провайдерам. «Кэш» запросов по перелетам по России — держать у себя на «диске».
    Все это назовут гордо «успешно реализованным проектом по миграции систем бронирования в Россию». Роснанопил будет в чистом виде.