Многие компании используют так называемые тёмные паттерны: интерфейсы, сделанные не для удобства пользователя, а для получения выгоды. Спикер курса Binary District «UX/UI для продуктологов и дизайнеров» — арт-директор компании «Наносемантика» Михаил Федосов — рассказал, какие виды паттернов используются в разных компаниях, и есть ли у дизайнеров альтернатива такому подходу.



Что такое тёмные паттерны


Тёмный паттерн (dark pattern) — это намеренное введение пользователя в заблуждение. Автор термина — британский UX-дизайнер Гарри Бринул. В 2013 году он запустил спецпроект Dark Patterns, где описал основные виды таких приемов. В их числе замаскированная реклама, попытка пристыдить пользователя за отказ соглашаться на что-либо, добавление лишних продуктов в корзину покупателя на сайте и другие уловки. Маркетологи, дизайнеры и продуктологи используют такие приемы, чтобы повысить конверсию на сайте и увеличить прибыль.

Как международные корпорации используют тёмные паттерны


1. Amazon


Компанию неоднократно обвиняли в использовании темных паттернов. Одним из первых примеров, приведенных Бринулом в 2013 году, была невозможность легко удалить аккаунт:
Позже блогеры также сообщали о том, что сайт не дает сравнивать цену одинаковых товаров.

Последний случай, описанный блогером в июле 2018 года — невозможность оставить плохой отзыв о купленном продукте.

2. Google, Microsoft и Facebook


Компании обвинили в использовании тёмных паттернов в июне 2018 года. Норвежский совет потребителей выпустил отчет под названием «Обманутые дизайном». Отчет был основан на итогах пользовательских тестов, которые проводились в апреле и в мае, когда все три компании вносили изменения в свои политики конфиденциальности в соответствии с Положением о защите персональных данных (протоколом GDPR).

В отчете было перечислено несколько нарушений:

  • некоторые настройки конфиденциальности были спрятаны;
  • всплывающие окна заставляли пользователей выбирать определенные варианты настроек: информация о том, что будет означать их принятие, при этом опускалась или преуменьшалась;
  • возможности отложить решение не было;
  • если настройки не были выбраны, пользователю угрожали удалить его учетную запись или уменьшить ее функциональность.

Так, например, Facebook предупреждал, что при отключении распознавания лиц компания не сможет помешать, если кто-то украдет фотографию пользователя и будет выдавать себя за него.
Предложенные компаниями настройки конфиденциальности часто давали пользователю лишь иллюзию контроля над своими персональными данными. Тот же Facebook предлагал юзерам ограничить предоставление своих данных для показа рекламы, но на самом деле продолжал их получать.

Панель настроек конфиденциальности Google должна была позволить пользователю удалить свои данные, но навигация напоминала скорее лабиринт, чем инструмент для решения этой задачи.

Наконец, Microsoft получила свою порцию критики за то, что давала пользователю равные возможности выбора безопасных и небезопасных настроек конфиденциальности при установке Windows 10.

Компании отрицали все обвинения. По словам представителей Google и Facebook, они готовились к принятию GDPR в течение полутора лет и учли все требования протокола.

3. Uber


Чтобы заставить своих таксистов работать дольше и ездить в тех районах, которые для них менее прибыльны, компания использовала в мобильном приложении психологический трюк. Как только водитель пытался завершить работу и выйти из приложения, оно предупреждало, что для достижения цели надо выполнить еще пару заказов. Об этом рассказал New York Times в 2017 году.

Джош Стритер, водитель Uber во Флориде, работал в новогоднюю ночь. Когда в 7:13 утра он попытался выйти из системы, то получил сообщение с заголовком: «Дойдите до суммы 330 долларов». В тексте пояснялось: «Вам осталось всего 10 долларов до 330. Вы действительно хотите выйти?». Кнопка «Продолжить», в соответствии с классикой тёмных паттернов, была выделена.

Сообщения о том, что водитель может заработать чуть больше на следующем заказе, появлялись во время текущей поездки. В конце концов водители стали жаловаться, что не могут перейти в автономный режим из-за того, что заказы все поступают. Компания была вынуждена разрешить им отменять эту функцию в приложении (но до сих пор это приходится делать после каждого нового заказа).

В 2017 году Uber также запустил функцию, которая по навигатору перемещала водителей туда, где шансы найти пассажиров якобы были больше, а тарифы выше. На самом деле программа отправляла их в места, выгодные для компании. «Приезжаешь, а там ничего нет, и так постоянно», — рассказывал бывший водитель Uber Скотт Вебер. Как и в случае со Стритером, дизайн сообщения был выполнен так, что кнопка «Принять» была больше, чем «Отклонить», и в отличие от нее находилась по центру экрана.

После обвинений в манипуляциях представители компании заявили, что эксперимент предназначался для водителей-новичков, которые жаловались, что не знают, где и как искать пассажиров.

Шесть типов тёмных паттернов


Другие российские и зарубежные компании чаще используют менее сложные виды паттернов. Михаил Федосов рассказывает, что наиболее распространенными из них являются следующие шесть.

1. Скрытая стоимость


При покупке билетов на сайте авиакомпании «Победа» автоматически ставится галочка для оплаты страховки на время полета. По-хорошему, тебе должны дать выбор — покупать ее или нет, и сделать на этом акцент. Но здесь такое согласие устанавливается в системе по умолчанию:



2. Отвлечение внимания


«ВТБ-Страхование» в своей почтовой рассылке предлагает пользователю купить товары и услуги у компаний-партнеров. Кнопка «Перейти к выбору» кажется единственной. Все рассчитано на то, что большинство пользователей не заметят серую строчку мелким шрифтом внизу: «Чтобы отписаться от рассылки, нажмите здесь».



Некоторые компании, впрочем, делают еще хуже: кнопки отписки просто нет.

3. Принудительная регистрация


Medium.com упорно пытается заставить пользователя зарегистрироваться и подписаться на рассылку с новостями. При попытке просто начать читать материалы часть экрана перекрывают top- и bottom-бары.



4. Pop-up уведомления


Компания Sales Generator рекламирует свои услуги по продвижению сайтов и контент-маркетингу. Сайт отслеживает курсор, и как только вы его убираете, всплывает pop up. Некоторые, впрочем, считают это не паттерном, а обычным маркетинговым ходом.



5. Замаскированная реклама


Любимый вид тёмных паттернов на сайтах для загрузки программ. На сайте Comss пользователь видит сразу пять кнопок «Скачать» — для того, чтобы понять, что ему нужна самая маленькая и незаметная, может понадобиться несколько секунд.

Чаще всего такие баннеры появляются, если слово «Скачать» было у пользователя в запросе. Таргетинговую рекламу специально настраивают на подобные ключевые слова, потому что человек будет искать кнопку именно с таким названием.



6. Принудительное продление подписки


Порносайты лучше всего иллюстрируют еще один вид тёмных паттернов — продление подписки без согласия пользователей. Так, PornHub дарит две недели бесплатной премиум-подписки, но перед этим просит ввести номер банковской карты. Через две недели покупатель автоматически переходит на платную подписку.



Работают ли тёмные паттерны


Если компания намеренно вводит пользователей в заблуждение — это будет влиять на их лояльность. На какое-то время конверсия на сайте может вырасти, условно, с 1% кликов до 5%, но большая часть людей будет тут же закрывать такой сайт. Еще какая-то часть ненадолго останется — просто потому, что не сразу поймет, что произошло. Но в долгосрочной перспективе компании это невыгодно: обманутые пользователи будут уходить.

Некоторые дизайнеры сами выступают инициаторами применения тёмных паттернов. Не для всех работодателей это привлекает: некоторые, наоборот, будут избегать специалистов с таким опытом.

Что делать, если заказчик предлагает играть втемную


Нужно изначально выстраивать отношения с заказчиком так, чтобы он относился к дизайнеру как к специалисту, который способен предложить наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Михаил рассказывает, как однажды делали «сториз» одного продукта для Instagram: после того, как пользователь щелкнул по нескольким картинкам, у него была возможность проголосовать — понравилось ему или нет. Люди щелкают по правой стороне экрана очень быстро, так что если поместить на нее кнопку «Мне понравилось», большинство будут нажимать на нее автоматически, и процент тех, кому продукт якобы понравился, будет выше.

Но адекватно оценить привлекательность продукта для покупателей так не получится. Сделать опрос удобным для пользователя можно двумя способами: перенести кнопки для голосования в другое окно и сделать замедление на картинке с голосованием, чтобы человек не кликнул «за» или «против» случайно. Тогда по итогам можно будет увидеть реальную картину.

Приводя аргументы против использования тёмных паттернов, можно, во-первых, указать, что крупные компании сейчас все-таки уделяют внимание этике. Так, Google недавно объявил о том, что заботится о лояльности пользователя, а не о конверсии. В YouTube уже появилась функция ограничения времени, проведенного в видеоблоге: всплывающая подсказка напоминает, что смотреть слишком много роликов вредно. Лояльность пользователей, которую Google получает взамен, трудно измерить, но в долгосрочной перспективе это для него, очевидно, более выгодно.

Во-вторых, можно предлагать альтернативные решения. Вместо тёмных паттернов всегда можно использовать что-то еще.

В профессиональной среде те, кто отстаивает дизайнерскую этику, пользуются большим уважением. Если ты способен объяснить другим, как UX-дизайн должен заботиться о пользователе и показать, как это работает, ты определенно получаешь лайки.

Пообщаться с Михаилом Федосовым и узнать больше о том, какими навыками должен обладать хороший UX-дизайнер, можно на интенсиве Binary District «UX/UI для продуктологов и дизайнеров». Ближайший курс пройдет 10-11 ноября.

Комментарии (69)


  1. red_perez
    06.11.2018 18:01

    Как ни прискорбно, но этим грешат почти все: амазон с автоматически продляемой подпиской и ценой доставки которую видно при оплате и не видно при выборе, пейпал — у которого фиг найдешь ограничения по твоему аккаунту на прием/передачу денег, ибей — у которого отвязать пейпал это целый квест с приключениями. Нормальных практически нет.


    1. springimport
      06.11.2018 20:22

      амазон с… ценой доставки которую видно при оплате и не видно при выборе

      Что-то, а этого не понял. Предлагаете под каждым товаром писать стоимость доставки? А если у вас несколько адресов? Но… а если у среднестатистического покупателя (в NA) доставка бесплатная или вообще прайм, зачем ему это?


      1. faiwer
        06.11.2018 21:28
        +2

        Предлагаете под каждым товаром писать стоимость доставки?

        Aliexpress так и делает.


        1. springimport
          06.11.2018 21:41

          Вы судите по тому как было бы удобнее вам. Но в реальности это мало кому нужно. Еще раз: основные клиенты (особенно если это .com) находятся там куда доставка или бесплатная или стоит копейки. Пользователи с праймом вообще не смотрят на нее.


          1. syfim
            07.11.2018 13:23

            Так почему бы разделить показ? Тем, у кого прайм — не показывать, тем, кто обычно заказывает с бесплатной доставкой — тоже. Остальным же писать о цене доставки прямо под товаром


    1. Sabubu
      07.11.2018 16:04

      Пейпал в России это неудобная, кривая поделка. Один хостинг расхотел принимать карты напрямую и начал принимать их через пейпал (я подозреваю, по причине слабой защищенности карт и больших объемов мошенничества). Чтобы оплатить что-то через Пейпал (не зарегистрироваться, а оплатить один раз), гражданин России должен заполнить анкету с таким числом полей, как будто он на вид на жительство в США претендует: данные паспорта, дата рождения, ИНН, адрес прописки, телефон. У меня два объяснения: либо это их попросили друзья из разведки, либо они так завуалированно говорят, что не рады россиянам.

      Но и этого мало, они еще требуют ввести email и придумать пароль.

      В общем, я погуглил, выяснилось, что можно купить биткойны и заплатить ими онлайн, не устанавливая кошельков (а если у вас есть рядом банкомат с приемом наличных — то еще и с небольшой наценкой порядка 5%). Проще и быстрее оказалось переплатить 15% за биткойны, чем доказывать пейпалу, что карта у меня настоящая.

      Кстати, я еще пробовал прикинуться украинцем — у них меньше данных спрашивают, но пейпал просто отказался принимать карту, не выдавая никакого сообщения об ошибке, а просто перезагружая форму оплаты. Он еще и кривой.


      1. Andy_Big
        07.11.2018 16:12

        либо это их попросили друзья из разведки, либо они так завуалированно говорят, что не рады россиянам.

        Это «спасибо» нашим законам.
        Привести Вам другой дурной пример? Мне исполнилось 45, паспорт перестал действовать и подлежит замене. На следующий день я через Госуслуги подал заявление на замену паспорта, оплатил пошлину, получил ответ «через 8 дней придете туда-то с такими-то документами». А еще на следующий день обнаружил, что банк два дня как ограничил операции по моему расчетному счету (я являюсь ИП), написал «Ваш паспорт уже недействителен, операции по счету ограничены, для возобновления операций предоставьте скан нового паспорта». При этом получить паспорт заранее нельзя, само получение занимает минимум несколько дней. Тоже требования законодательства, как объяснили мне в поддержке. «Нам очень жаль, мы все понимаем, но таково требование закона и по-другому мы не можем».


        1. Sabubu
          07.11.2018 17:15

          Тем не менее, Киви и Яндекс как-то работают без паспортных данных.


          1. Andy_Big
            07.11.2018 17:21

            Надо смотреть в какой форме они зарегистрированы и работают. Наверное, Пэйпэл по каким-то причинам такая форма не устраивает.


          1. sumanai
            07.11.2018 23:04

            Там ограничения и постоянное клянчанье этих данных. А ещё списание денег при неактивности.


  1. olegshutov
    06.11.2018 18:07

    Amazon тоже втихаря собирает деньги после окончания «пробного бесплатного периода». Даже email не присылает. И LinkedIn тоже самое делает.


    1. riot26
      06.11.2018 21:26

      Недавно столкнулся с этой проблемой у амазона. Там ещё надо целый квест пройти, чтобы отменить подписку. Благо, рефанд сделали при отмене.


      1. korobkov-k
        07.11.2018 10:55

        >Благо, рефанд сделали при отмене.

        Еще бы они не сделали, можно и под иск влететь с такими махинациями. Тем же самым занимаются сотовые опареторы. Были у меня левые подписки и списание мифичиских и круглых 300 рублей за 1 кб роуминга при том что телефон был выключен всю поездку. Выявлял через детализацию списаний, писал в поддержку, возвращали за пару часов. Расчет на невнимательность — кто не пожалуется, от того халявная прибыль.


        1. Sabubu
          07.11.2018 16:10

          Это проблема нашего законодательства. Оно должно бить таких умников штрафами так, чтобы им выгоднее было самим проверять детализации, а не ждать, пока кто-то пожалуется.


      1. Shadow_Runner
        07.11.2018 13:35

        Я когда-то весь квест прошел и отписался за неделю до завершения бесплатного пробного периода. Неделю спустя прилетает мне имейл от них, что не удалось продлить подписку — на карте недостаточно средств.

        А средств не было потому, что для регистрации таких «Бесплатных» пробных подписок всегда использую интернет-карту на которой никогда нет денег (Приват Банк позволяет легко такие создавать, не знаю как у других с этим, удобно и для покупок на непроверенных сайтах). Чего и всем советую.


    1. iSergios
      07.11.2018 08:00

      Влетел так один раз, года три назад. Потом увидел (или оно потом появилось), что можно проставить алерты на списание с любого порога. По таким алертам email приходит железно.


  1. koldoon
    06.11.2018 18:15

    Худшее из того, с чем лично мне приходилось сталкиваться — это booking.com: «отличное предложение!», «лучшая цена!», «последний номер!», «вам надо взять это прям щас!», «вместе с вами этот номер прям щас регистрируют, быстрее вводите номер своей кредитки!»… В пору писать персональный «adblock» специально для этого сайта.


    1. iSergios
      07.11.2018 08:01

      И цена на xx% выше, если у вас садится батарейка в телефоне)


      1. PendalFF
        07.11.2018 08:45

        Гениальный ход, я считаю.


      1. roscomtheend
        07.11.2018 09:58

        Я готов, заказываю только с компа.


      1. Londoner
        07.11.2018 15:03

        А как они видят заряд батарейки?


        1. sumanai
          07.11.2018 23:06

          Было специальное API в браузерах, мол, с расчётом на честное использование. Из Firefox уже выпилили, про хром не знаю. А приложениям никто и не запрещал.


          1. Londoner
            08.11.2018 00:45

            Где-то я слышал, что если взять IP-адрес из очень бедной страны вроде Бурунди или Гаити, то цены на авиабилеты уменьшаются. Кто-нибудь проверял?


    1. eoffsock
      07.11.2018 10:54

      Да это не сильно беспокоит, понятно же, что рандомно генерируемая замануха. А вот процесс бронирования у них совершенно отвратительный. Я помню, что долго и громко ругался, пытаясь понять, что мне нужно заполнить и как.


    1. Londoner
      07.11.2018 15:03

      Никогда больше ничего не забучу на booking.com! Вляпался в очень гадкую гостиницу с хорошими отзывами, оставил про них отзыв с описанием как всё было, просто факты, а booking.com его потёр.


  1. IvanNochnoy
    06.11.2018 18:21

    Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.


    Применение темных шаблонов является выигрышной стратегией на сегодняшний день и приносит значительную долю прибыли. Это означает, что рано или поздно все начнут ее использовать, тех же, кто предпочтет «этику» будут уважать… посмертно.


    1. roscomtheend
      07.11.2018 10:02

      Капиталу оно может приносить и убытки, а прибыль оно приносит маркетологам, которые подобное впаривают, имитируя жизнедеятельность. Сделали, получили маленьки пик (единицы проентных пунктов роста), экстраполировали, отчитались — получили премию (не на единицы процентных пунктов больше бычной), а что оно может тут же аукнуться минусом компании — это их не волнует. Так что это не какой-то мифический капитал, это гадкие земляне на всех уровнях такие, те же «приписки», только в профиль.


    1. Andy_Big
      07.11.2018 15:14

      Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову

      Применительно к русскому капиталу отсчет начинать надо со 100%.


  1. deepform
    06.11.2018 20:27

    Меня, как пользователя, это очень раздражает.
    Отписаться от подписок — целый квест.
    Ещё не подвечивают ссылки "неудобные".
    Впустую тратится время.


  1. knotri
    07.11.2018 01:13
    +2

    В целом со статьей согласен, но пункт о "Одним из первых примеров, приведенных Бринулом в 2013 году, была невозможность легко удалить аккаунт:" кажется слишком драматизированным.


    Я очень плохо представляю ситуацию когда руководитель говорит дизайнеру "Потрать пару часов/дней своего времени чтоб сделать более удобное удаление аккаунта".


    Я это к тому сейчас говорю что это не специально сделано плохо, а просто никто не тратит на это ценное время дизайнера/разработчика/тестировщика


    1. stratosmi
      07.11.2018 07:33

      Я очень плохо представляю ситуацию когда руководитель говорит дизайнеру «Потрать пару часов/дней своего времени чтоб сделать более удобное удаление аккаунта».

      Я это к тому сейчас говорю что это не специально сделано плохо, а просто никто не тратит на это ценное время дизайнера/разработчика/тестировщика


      Это рядовая типичная ничем не выдающаяся ни в плохую ни в хорошую сторону задача.
      Даже в мелких фирмах подобные задачи оплачиваются по стандартной ставке.


    1. Darth_Malok
      07.11.2018 11:26

      Несколько лет назад пытался удалить аккаунт ok.ru. Без гугля не справился. Оказывается, чтобы удалить аккаунт, нужно было открыть пользовательское соглашение и кликнуть «отказаться». Не спорю, довольно логично, но мало кто до этого догадается. Думаете, так получилось случайно, только потому, что дизайнер не потратил своё время?


    1. Sabubu
      07.11.2018 16:16

      > Я очень плохо представляю ситуацию когда руководитель говорит дизайнеру «Потрать пару часов/дней своего времени чтоб сделать более удобное удаление аккаунта».

      Я очень хорошо представляю ситуацию, когда просят затруднить удаление аккаунта. Примеры: убирают ссылку подальше, откладывают удаление, до этого шлют напоминания о разных событиях, чтобы пользователь вернулся.

      Другой пример — отписка. Вы заметили, что у некоторых сайтов есть галочки с выбором видов уведомлений? их цель — чтобы вы вместо полной отписки только сняли несколько галочек. На это специально тратят время.


    1. hippohood
      07.11.2018 17:31

      Я увидел что это специально сделано плохо. У очень многих сервисов и подписок функции удаления аккаунта или остановки подписки либо прячутся где-то далеко в faq, почти всегда имеют какой-то нелепый формат (типа заполнить форму и послать по почте) и часто вообще требуют обращения к оператору по телефону


  1. stratosmi
    07.11.2018 01:37

    Регистратор доменов nic.ru, где хрен найдешь цену продления на второй и последующие годы. А эта цена как правило значительно выше цены за первый год.


    1. khanid
      07.11.2018 10:47

      Это от домена зависит. В каком-нибудь *.space регистрация и первый год стоят $1, последующие годы — до $10. Хотя, справедливости ради, тот же namecheap об этом сразу говорит, достаточно до покупки потыкать переключатели, на сколько лет оплата идёт. Что там у российских регистраторов — сказать не могу. Слишком много за ними тёмных историй, чтобы с ними даже связываться.


    1. tommyangelo27
      07.11.2018 13:56

      Такое как-то у американского хостинга встречал. Нужно было блог жены развернуть.
      Нашел годовой хостинг в районе $30, что для меня приемлемо. Зарегался, всё работает.

      Через год приходит уведомление о продлении за $250… А еще возможно удаления аккаунта отсутствует, только писать в саппорт. Повезло, что кредитку отвязать можно (точнее просто отвязать нельзя, но можно добавить другую и перенести оплату на нее).
      Поговорил с саппортом, продлить по старой цене они отказались (хотя ресурсов мне нужно было всего ничего), пришлось отключаться.

      Благо они всё же присылают уведомление несколько заранее (может быть 20-30 дней) и я успел найти альтернативу и переехать.


  1. lost55
    07.11.2018 02:15

    Это вы еще ДО окончания подписки не пробовали заплатить за год вперед за подписку на яндексе. В прочем правила поменялись (раньше дни суммировались), если пополнить баланс до окончания, то оставшиеся дни сгорят.


  1. vkar
    07.11.2018 07:31

    Худший темный шаблон я встречал у сайта www.glavbukh.ru. На сайте (на самом деле, это группа сайтов) присутствует гадская «фишка» запрета чтения всех статей, если у тебя нет регистрации в системе. Принципиально не пользуюсь данным сайтом и никому не советую.
    Просто зайдите на сайт, кликните на любой ссылке и охренейте от идиотизма и наглости владельцев.
    Извините, накипело.


    1. SvSh123
      07.11.2018 12:00

      Так это нормальное явление для многих сайтов, у которых имеется платная подписка. Хочешь читать — плати, или хотя бы зарегайся.
      Но их можно если не простить, то понять. :)


    1. Radic
      07.11.2018 14:04

      Для таких хитрых сайтов есть режим «Reader» в Safari.
      В последнее время этот режим включён у меня автоматически на всех сайтах, кроме некоторых типа хабра.


    1. balexa
      08.11.2018 15:50

      Вы так ненавидите этот сайт, что дважды уже написали его в этой теме. Или это не ваш второй аккаунт? Имена подозрительно похожи
      habr.com/company/binarydistrict/blog/428938/#comment_19332360


  1. SergeyMax
    07.11.2018 07:35

    Чтобы заставить своих таксистов работать дольше и ездить в тех районах, которые для них менее прибыльны
    Но ведь компания наоборот, заставляет водителей ездить в более прибыльных районах. В этом и суть вариативности тарифов.


    1. Andy_Big
      07.11.2018 15:21

      Но ведь компания наоборот, заставляет водителей ездить в более прибыльных районах.

      Нет, Убер стимулирует (мягко принуждает) водителей ездить в непопулярные районы чтобы сохранять лояльность пассажиров. Водители для Убера где-то на последнем месте по заботе о них :)
      Вообще, у Убера множество темных паттернов, в статье описаны лишь пара из них.


      1. SergeyMax
        07.11.2018 15:32

        Убер стимулирует (мягко принуждает) водителей ездить в непопулярные районы
        А каким образом это делается?


        1. Andy_Big
          07.11.2018 15:43

          Например, предложением заказов в этом районе (хотя водитель может находиться и в 10 км от него), причем отказы от предлагаемых заказов «штрафуются» — не напрямую деньгами, но некоторыми санкциями типа снижения рейтинга принятых заказов, что в дальнейшем отражается на бонусах. Или повышением коэффициента в этих районах.


          1. SergeyMax
            07.11.2018 15:47

            Или повышением коэффициента в этих районах
            Но ведь я именно про это и сказал.


            1. Andy_Big
              07.11.2018 16:03

              Повышенный коэффициент далеко не всегда означает бОльшую прибыть для водителя. Во-первых, часто и густо этот коэффициент пропадает до того как водитель получит там заказ. Во-вторых (по моим наблюдениям), такой прием часто применяется там, где пассажиры чаще всего едут на короткие расстояния (соответственно водители предпочитают не задерживаться в таких районах), так что даже если водитель получит за поездку 120 рублей вместо 80 — это его слабо утешит.
              Конечно, коэффициенты используются не только в таких целях, но в том числе и в таких :)


  1. sim-dev
    07.11.2018 08:06

    Амазон, амазон… а наш родной mail.ru? Да и не только — каждый второй сайт предлагает при заходе то сделать страничку стартовой, то получать уведомления, то еще что-то «полезное» и всегда предлагается два варианта выбора «ДА» и «ПОЗЖЕ», то есть тоже да, но не сейчас. А где «НЕТ» и/или «НЕТ, и больше не предлагать»?
    Маркетинг он такой маркетинг…


    1. roscomtheend
      07.11.2018 11:14

      Фейсбук тоже — заходишь и на полэкрана банер «создать аккаунт» и «Не сейчас», никаких «нафиг не сдался».


    1. CaptainFlint
      08.11.2018 00:02

      А меня особенно умиляют всякие всплывашки с вариантами «да» и «нет, спасибо». То есть я ещё им «спасибо» обязан говорить за то, что они меня этим г… заваливают.


  1. LAG_LAGbI4
    07.11.2018 08:27

    Мне кажется, что без упоминания российских опсосов статья является не полной


  1. vikarti
    07.11.2018 08:42

    Еще пример
    издательство Актион-МЦФЭР — какую то статью прочитать полностью из их журналов (нужна была одна конкретная специфическая статья) — только через оформление триала (аж на 3 дня насколько помню) а для него e-mail и телефон (и то и другое — проверяется). Ссылка на отписку ведет на настройку подписки, где надо поставить галочки что ты не хочешь получать. Правда смысла их ставить нет — все равно не работают.
    Поправить анкету и записать левый e-mail — разумеется о пользователи подумали — его нужно заставить ввести отчество (ФИ заставили раньше) и корректную с их точки зрения дату рождения а потом будет проверка e-mail'а. Письма на указанный в письме marketing@action-press.ru с просьбой отписать разумеется игнорируются.
    Все для того что бы пользователь таки подписался на их журналы (ну возможно целевой аудитории они действительно полезны и запрашиваемая сумма того стоит. Но я после такого — только сгенеренную виртуальную карту (со сроком действия в пару месяцев и лимитом на общую возможную сумму операций, нечто вроде alfabank.ru/moscow/retail/payments/virtual ) им доверю даже если решу все же подписаться).

    Интересно какое количество отметок 'это спам' приведет к тому что гугл будет именно в спам отправлять их письма и у других получателей тоже?

    www.glavbukh.ru кстати тоже — их.

    У Amazon'а тоже проявляется. Но в относительно мирной форме. Куча рекламы Kindle Unlimited вплоть до предложений вот эту конкретную книгу читать там но при попытке оформить подписку — «Your current digital account setting does not allow you to subscribe for Kindle Unlimited on amazon.com. Please contact customer service to learn about Kindle Unlimited availability in your local Amazon website.» — а то они не знают что «your local Amazon website» не существует в данном случае. Правда возможно это намек на предложение изменить «current digital account setting» а именно — страну (она меняется и просто и им наплевать и Российский IP и на карту Российского банка). Но как то сформулировано странно.

    Фокусы с подпиской — а разве это не обычная практика? (Собственно для чего и нужны виртуальные карты — устанут с них списывать больше чем предусмотрено).


  1. s_boschenko
    07.11.2018 08:55

    А давайте обобщим, и уточним понятия.
    Темный паттерн — это использование когнитивного стиля взаимодействия объекта со средой для получения максимальной выгоды от этого взаимодействия в т.ч. в ущерб самому объекту.
    Паразитирующее злоупотребление когнитивными стилями — когнитивный паразитизм — это, несомненно, глобальная этическая проблема. Но, мне кажется, ей как минимум столько же лет, сколько и человечеству.
    Есть два вида социальных связей: Конкуренция и Кооперация. В устойчивых сформированных социальных группах, где определены роли, статусы, взаимодействия и доли в перераспределении ресурсов, на смену Конкуренции приходит Кооперация. Задача члена группы уже не в борьбе за долю в перераспределении выигрыша (она фиксирована), а в увеличении общей ненулевой суммы.
    В конкурентном случае эксплуатация когнитивных стилей является оружием, которое приносит ущерб (минимальный выигрыш) другим игрокам, но позволяет одному игроку (“когнитивному паразиту”) получить максимальный выигрыш. В кооперативном взаимодействии когнитивные стили будут использоваться как инструмент, увеличивающий суммарный выигрыш группы — т.к. доли в перераспределении выигрыша уже предопределены, то каждый игрок стремится увеличить выигрыш и других игроков.
    К сожалению (в долгосрочной перспективе), в большинстве случаев мы имеем дело с конкуренцией при взаимодействии Потребителя с Поставщиком.
    Взаимное неуважение между конечным Потребителем и конечным Поставщиком (бенефициаром или архитектором конкретного процесса) — это неизбежный “бич” любого масс-маркета. Речь идет о том, что чем крупнее охват бизнеса, тем больше увеличивается социальный разрыв между ЛПР бизнеса и конечными потребителями. Происходит разрыв в том числе и в системе ценностей, когда обман “враждебной” стороны уже не считается “плохим” поступком.
    Так, ЛПР и архитекторы процессов Яндекса, Mail.RU, АльфаБанка или, например, сети X5 не считают, что поступают плохо, когда, используя когнитивные стили пользователей, создают препятствия для удаления аккаунта, навязывают свои сервисы или, например, подталкивают покупать товары с пограничным сроком годности или увеличивать средний чек, т.к. мнение конечного пользователя и его благополучие не входят в их систему ценностей. Наоборот, способность “хакнуть” потребителя и вынуть из него максимально возможный объем ресурсов всегда положительно оценивается в профессиональной среде.


  1. roscomtheend
    07.11.2018 09:54

    Некий банк предлагает провести платёж в текущем опердне со включённой по-умолчанию галкой «заплатить и сегодня», при покупке билетов в оффлайне в кассе РЖД (их приложение и сайт иногда страшно глючат, проще до кассы дойти) по-умолчанию включают страховку, а уж топливный сбор, сотовые операторы с «бесплатным» пробным периодом навязанных услуг, которые не всегда отключаются после… Тысячи их.


  1. SvSh123
    07.11.2018 10:31

    Интересно, какой профит имеет Жадоба, назойливо предлагая установить вместе с обновой Флэша типаантивирус от МакАфи?


    1. matabili1973
      07.11.2018 12:29

      Черт его знает насчет профита. Но у Adobe в этой же форме используется еще один пример такого темного паттерна. По умолчанию пользователю включают опцию автоматического обновления, даже если он до этого все время включал опцию уведомлять об обновлениях.


  1. sergeyns
    07.11.2018 12:35

    Фокус с бесплатным пробным периодом, вводом кредитки и дальнейшим переходом на платник — так это вообще у всех… Линкдин так постоянно предлагает попробовать «супер-пупер-премиум доступ»


    1. tommyangelo27
      07.11.2018 14:00

      Кстати да — лично для меня это уже не темный, а посветлевший паттерн.
      Т.е. когда вижу где-угодно «бесплатный тестовый период» — мой мозг преобразует это в «нужно ввести данные карты, чтобы автоматом через месяц продлилось». И в принципе особых неудобств не испытываю — если сервис в течение месяца понравился, то оплачиваю, если не понравился — пойму это в течение недели и удалю акк.

      Да, моим родителям понять такую логику наверное будет сложновато.


      1. Londoner
        07.11.2018 15:08

        А не бывает одноразовых карт? Чтоб на каждую покупку или «бесплатный пробный период» кардхолдер генерировал новый временный номер карты, первая транзакция строго на заданную сумму проходила, а всем следующим — автоматический отлуп.


  1. shaggyone
    07.11.2018 13:09

    По поводу уведомлений. Интересно, много ли среди нашего брата людей, которые добровольно ими пользуются? Не пора ли эту функцию из браузеров вообще выпиливать?


    1. CaptainFlint
      08.11.2018 00:06

      Для мессенджеров удобно. Особенно если там есть настройка для показа только действительно важных всплывашек (например, когда лично к тебе кто-то обращается).


      1. shaggyone
        08.11.2018 09:32

        Помоему это единственный пример приемлемого использования этой фичи. Но тогда варианты вроде: фича работает по белому списку и выключена по умолчанию.

        Хотя кого я обманываю, сейчас задалбливают окнами с предложением подписаться. Будут так же задалбливать окнами с предложением включить сайт в белый список и подписаться.


  1. Barbaresk
    07.11.2018 13:38

    У меня знакомый работал в одном из крупнейших опсосов, так вот он рассказывал, как им по шапке надавали за то, что они сделали удобный способ отписаться от платных услуг. И заставили переделывать интерфейс и прятать кнопки отписки.


  1. Londoner
    07.11.2018 15:19

    Предлагаю способ борьбы — плагин для браузера, который при заходе на тёмнопаттерный сайт выводит прямые ссылки на скрываемые функции или инструкции, куда именно кликнуть, чтоб пройти квест.


  1. Maximuzz
    07.11.2018 15:32

    Яндекс такси постоянно использует паттерны, для «мотивации» водителей. «Вокруг вас много заказов, заказы +100 рублей» а на самом деле заказов нет. Мамба, OK, Фотострана, да все практически проекты от Mail.ru для того, чтобы удалить страницу надо гуглить.


  1. Keyten
    07.11.2018 18:00

    Tunnelbear


    Не сказал бы, что это плохо — это по-своему мило.


  1. Creatis
    07.11.2018 20:05

    За порнхаб не знал. Хорошого что не взял 2 недели бесплатной подписки, а то украл бы порнхаб денюжку без моего ведома. А насчёт других штук, то такими схемами просочен весь интернет. В любом проекте применяются какие-либо схемы для собственных целей. Я уже тупо не обращаю на это внимание, и бороться с этим бесполезно. Вот мы дизайнера тут все, такие правильные, знаем как надо делать, а на реальном заказе, придет дядя заказчик с толстым кошельком, скажет, сделай то и это, и хочешь или нет, а делаем так как зарабатывать деньги то надо. Чтобы это побороть, надо менять самих заказчиков, а не дизайнеров.


  1. spc
    08.11.2018 00:35

    Темный паттерн в действии. Сначала тебе рассказывают, как плохо завлекать ради прибыли, а в конце завлекают на семинар за 14К.