Камеры наблюдения можно встретить практически в любом месте любой страны (достаточно развитой технологически, конечно). Чаще всего установкой камер занимаются правоохранительные органы. Аргументация необходимости разворачивания сетей видеонаблюдения весьма убедительная — если камер будет много, то преступления будут фиксироваться, преступников, которые попали в «поле зрения» объектива камеры, относительно легко идентифицировать и поймать.

Кроме того, устанавливаются камеры и на дорогах — для отслеживания нарушителей ПДД. Во многих странах именно камеры, совмещенные с радаром, фиксируют тех, кто превысил скорость, не пристегнулся, разговаривает по телефону. Еще одна функция дорожного видеонаблюдения — установление местонахождения автомобилей разыскиваемых за какие-либо правонарушения людей. В базу вводится номер машины, если камера его фиксирует, полицейские знают, где можно искать преступника. Вроде бы и все хорошо, но есть много нюансов, которые раскрыли организации MuckRock и Electronic Frontier Foundation. Основной вывод их работы — эффективность дорожных систем видеонаблюдения очень низкая.

В год камеры фиксируют десятки миллионов номерных знаков, распознавая их и сверяясь с полицейскими базами данных. При этом средний результат по США в плане фиксации местонахождения разыскиваемого автомобиля — всего 0,5%. Это результат, который получен путем сравнения общего числа фиксации номерных знаков всех автомобилей, попавших в зону действия камеры с числом положительного срабатывания системы идентификации.

Эффективность не слишком большая, особенно, если учитывать стоимость разворачивания подобных систем. Но есть и еще нюансы. Дело в том, что данные наблюдения полицейские участки «шерят» не только друг с другом, но и другими организациями, причем далеко не всегда имеющими отношение к правоохранительным органам. Речь идет о сотнях агентств, некоторые из которых вообще никак не связаны с полицией.

А это уже похоже на прямое нарушение законодательства. Как бы там ни было, но авторы проекта решили поделиться результатами исследования, разместив отчет в открытом виде в сети. «Мы поняли, что чем скорее мы сделаем это, тем быстрее найдется более надежный способ вести расследования», — говорит один из участников проекта.

Стоит также отметить, что полпроцента, о котором говорится выше — это лишь «средняя температура по больнице». Реальный показатель гораздо ниже среднего. В большинстве случаев эффективность работы дорожных систем видеонаблюдения составляет 0,02%, а то и ниже.



Хотя есть и полицейские департаменты, которые показывают гораздо более высокие результаты. Один из таких департаментов — из Миссури, Канзас. Во-первых, объем отсканированных автомобильных номеров сего за год увеличилось в четыре раза — с 9,5 мн в 2016 году до 37 млн в 2017. Кроме того, положительных срабатываний здесь очень много — эффективность работы системы превышает 7%. Очень странный результат, как в плане роста объема работы, так и увеличения числа положительных срабатываний.

У правозащитников вызывает тревогу постоянный рост систем видеонаблюдения с практически полным отсутствием контроля за доступом к данным наблюдения. Практически никогда не проводятся проверки правомочности использования данных видеонаблюдения сторонними агентствами и организациями. Кто, как и почему работает со всей этой информацией? Непонятно.

Во многих странах наблюдение ведут не только за автомобилями, но и за пешеходами. Здесь уже используется распознавание лиц, причем эффективность работы таких систем тоже не всегда удовлетворительна. В некоторых случаях положительные срабатывания есть, но они ошибочные. Эффективность работы системы, установленной полицией Уэльса во время проведения Лиги Чемпионов 2017 года составила около 8%.

Есть и другие примеры. Например, в Китае в апреле этого года поймали подозреваемого в совершении экономических преступлений на концерте с 50 тысячами зрителей. Он отправился туда за 90 км от города, в котором скрывался. После ареста китаец сознался, что если бы знал что-то о текущих возможностях полиции, никогда не поехал бы на концерт.

Китай — настоящий рай для адептов видеонаблюдения. Используются не только стационарные камеры, но и другие системы. К примеру, в городе Чжэнчжоу полиции в этом году выдали специальные очки с видеокамерами, которые подключены по беспроводной связи к программной платформе для распознавания лиц. Самостоятельно обнаружить преступника очень непросто, поскольку лишь через железнодорожную станцию Восточный Чжэнчжоу ежедневно проходит от 70 до 120 тысяч пассажиров.

Комментарии (3)


  1. SergeyMax
    18.11.2018 17:38
    +1

    средний результат по США в плане фиксации местонахождения разыскиваемого автомобиля — всего 0,5%. Это результат, который получен путем сравнения общего числа фиксации номерных знаков всех автомобилей, попавших в зону действия камеры с числом положительного срабатывания системы идентификации.
    То есть всего лишь 0,5% автомобилей угнано? Должно быть больше?


  1. DaylightIsBurning
    18.11.2018 17:47

    так и не понял, 0.5% чего и от чего? Сколько ожидается для хорошо работающей системы?


  1. Nubus
    18.11.2018 18:19

    Блин. Что за перевод. В оригинале говорится что 99.5% отсканированных машин чистые. Только 0.5% от общего количества отсканированных автомобилей были в розыске.