Команда НПО «СтарЛайн» разработала умный беспилотный автомобиль StarLine, проект реализуется по программе освоения пяти уровней автономности. В настоящий момент робомобиль достиг 3-го уровня, в мае 2018 года он прошел испытания в полевых условиях, преодолев расстояние в несколько десятков километров. Сейчас робомобиль преодолел более 2500 километров, проехав от Санкт-Петербурга до Казани.

Беспилотник, по словам разработчиков, умеет ориентироваться в дорожной обстановке. Он может следовать по заданному маршруту, держать дистанцию, считывать разметку и знаки, обходить препятствия и экстренно тормозить.

При движении по трассе робомобиль развивал скорость движения около 80 км/ч, улучшив свой результат в 40 км/ч. По словам руководителей проекта, в пути система вела себя стабильно и надежно, она справлялась как с плохим качеством разметки или полным ее отсутствием, так и с односторонним движением.


В автомобиле реализованы два режима автоматизированного управления. Первый — это удержание в полосе. Благодаря установленным сенсорам, датчикам и камерам робомобиль в сосотоянии распознавать разметку, «понимать полосу движения», распознавать дорожную обстановку. Поступающие данные использует система управления, которая рассчитывает маршрут, направляя по нему автомобиль.

Что касается второго режима, то он позволяет машине двигаться в условиях практически полного отсутствия разметки, при плохих погодных условиях, в условиях большого количества помех и непредвиденных факторов.

Для того, чтобы автомобиль передвигался без помех, разработчики компании создают высокоточную карту дороги с путевыми точками — они генерируются по принципу работы GPS-навигатора. Местоположение автомобиля на карте определяется при помощи высокоточного спутникового навигационного приемника, системы инерциальной навигации и одометрии.

В процессе движения по трассе автомобиль анализирует обстановку вокруг себя, распознает препятствия, принимает решения о модели собственного «поведения». Для того, чтобы компьютерная система ориентировалась в окружающей обстановке, необходимы лидар, радары, система технического зрения.

«Сейчас по трассе автомобиль движется без использования карты дороги и планировщика маршрута. Если нужно изменить направление движения – на перекрестке, при выездах и съездах с автомагистралей и прочих маневрах – система требует вмешательства оператора. Чтобы решить эту задачу, во время поездки мы собирали данные для построения карты дороги и автоматизации этих действий», – заявил Андрей Алексеев, инженер-разработчик проекта.



Стоит отметить, что робомобиль не работал в автоматическом режиме все время — для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, на наиболее сложных участках дорогих им управлял оператор.

Наиболее сложными моментами в процессе продвижения по маршруту стали распознавание дорожного полотна и работа с большими данными. Участники проекта сообщили, что на некоторых участках робомобиль не мог корректно распознать определенные области дорожного полотна. Что касается обработки больших объемов данных, то из-за высокой нагрузки на оборудование обработка данных периодически выполнялась недостаточно оперативно.

В целом, технологии автономного управления машинами совершенствуются буквально каждый день, а число компаний, которые ведут исследования в этой сфере, увеличивается. Один из успешных проектов — роботакси от компании Daimler AG и Bosch. Участники проекта уверены в возможностях робомобилей настолько, что приняли решение запустить сервис роботизированных такси во второй половине 2019 года.

На данный момент сервис будет работать лишь в определенном регионе Сан-Хосе, Калифорния, США. Причем интереснее всего то, что поездки будут бесплатными для пассажиров — таким образом, компания будет обкатывать свои автомобили в полевых условиях. Конечно, безопасность этих транспортных средств уже выведена на достаточно высокий уровень, позволяющий не особо переживать за качество вождения автопилота на дорогах общего пользования.

Среди отечественных проектов можно выделить еще и запуск беспилотного такси на территории «Сколково». Сервис обеспечивает «Яндекс». Изначально такси будет доступно лишь для резидентов инновационного центра, а заказ производится посредством приложения «Яндекс.Такси». На первых порах проезд будет бесплатным для пассажиров.

Комментарии (99)


  1. fivehouse
    25.11.2018 18:45

    Ехать по пустым дорогам депрессивных регионов почти каждый дурак может. А пусть от гостиницы Пекин в час пик по Ленинградке до Шереметьево дотянет. Это всего лишь 30-36 км. Если просто сможет доехать хотябы за 4 часа, то да — «беспилотный умный автомобиль». А пока все под вопросом…


    1. BlackMokona
      25.11.2018 18:50
      +1

      Написано же что может либо дорогу держать, либо ехать по GPS меткам. Усе, всё остальное оператор ручками.
      Да и полотно в первом режиме часто видит плохо.


    1. glioma
      25.11.2018 19:01

      Простите, давно ли Вы ездили по «пустым дорогам депрессивных регионов»? Я, кстати, в Кургане живу, депрессивней некуда, и часто езжу к дочери в Екатеринбург, и дороги далеко не пустые.


      1. fivehouse
        25.11.2018 19:51
        -4

        Поверте, после «от гостиницы Пекин в час пик по Ленинградке до Шереметьево» все остальные дороги Вам покажутся пустыми.


        1. peresada
          26.11.2018 07:44
          +1

          Поверьте, когда Вы на какой-нибудь трассе «депрессивного» региона хоть раз проедете хотя бы 50 км особенно зимой, вы будете радоваться час пикам на Ленинградке, потому что не встретите там фур на скорости 90 км\ч, с которыми едва помещаетесь на дороге


          1. alexhott
            26.11.2018 12:38

            Ехал тут из «депрессивного»Кургана в прогрессивный Екатеринбург.
            Есть там веселый железнодорожный переезд возле с.Логиново.
            Ночь, крутые виражи перед переездом, сплошная полоса, но при этом по встречке и обочине ехали не только легковые и джипы но и пассажирские маршрутки.


    1. VIPDC
      26.11.2018 04:23
      +1

      ИМХО как раз такая задача будет проще. Поток плотный дорога качественная. Кругом есть препятствия. Рваная езда, с постоянной маленькой скоростью при наличии вокруг объектов и наличием очень чётких карт.


      1. cyberly
        26.11.2018 09:05

        Угу, как робот-пылесос, на одних только парктрониках :)


        1. QDeathNick
          26.11.2018 10:50
          +3

          В ТЗ не написано, что биться нельзя, значит можно и вообще без парктроников и руль тоже необязателен. Да в принципе и двигатель, как нибудь в потоке "доплывёт".


      1. alexhott
        26.11.2018 12:40

        Поддержу, ориентиров много.
        Система не утомима и справится лучше человека.
        А вот ночью в дождь по трассе без разметки там где асфальт сливается обочиной…


    1. achekalin
      26.11.2018 10:51
      +1

      А с чего вы взяли, что Татарстан и Ленобласть — районы депрессивные, и пустые? Да и между ними, я бы сказал, не пустыня.
      Дурней на дорогах везде хватает, так что автопилот тестить вполне себе кейс.
      Другое дело, что даже по навигатору эту дорогу осилить не всегда хорошо — там есть некоторое число мест, где перманентный ремонт дороги, иногда даже без знаков, иногда с объездами такими, что не только комп, но и его оператор не вдруг осилит понять логику дорожников. Отсутствие на дорогах тупо знаков, с какой скоростью по этой конкретной дороге можно ехать, еще больше ломает голову. Ну и покрытие сотовых операторов «федерального уровня» там бывает таким, что машина легко может без интернета остаться в самый неподходящий момент.
      Собирать, кстати, карту дороги, чтобы ее потом использовать — дело то еще, именно из-за изменчивости дороги.
      В общем, вроде и есть повод для гордости, а вроде не особо звучит как «веха пути разработки».


    1. saterenko
      26.11.2018 11:02

      А вы съездите по этому маршруту, а лучше ещё подальше, до Челябинска, Новосибирска… Покатушки по Москве вам покажутся приятной прогулкой… Что-то мне подсказывает, что это вы в депрессивно-дурном настроении…


  1. dmitryredkin
    25.11.2018 18:54
    +1

    В настоящий момент робомобиль достиг 3-го уровня

    Согласно википедии, 3-й уровень автономности, это когда
    водитель может не контролировать машину на дорогах с «предсказуемым» движением (например автобаны), но быть готовым взять управление.

    Т.е. примерно то же, что есть уже сейчас у Tesla в последней версии автопилота… Так что пока что ничего особенно интересного. Ждем дальнейшего прогресса.


    1. Zoolander
      25.11.2018 20:59

      я бы все таки отметил — интересно, что это не Тесла, а какая-то другая компания


      1. Alexsandr_SE
        25.11.2018 23:08
        +1

        Ну так и умеют заметно меньше.


      1. Maximuzzz
        26.11.2018 22:41

        Судя по описанию это «такой себе» третий уровень… кроме удержания полосы, которое могут авто и без этой тормозной (опять же из описания, ничего не придумываю) кучи сенсоров, умеет двигаться по прописанным GPS координатом, что тоже не самый шик, как мне на видится.


  1. SDKiller
    25.11.2018 18:57

    Интересно только, был ли эскорт, согласовывалось ли как-то движение беспилотника по дорогам общего пользования с ГИБДД.


    Как бы решались вопросы в случае дтп?
    Я так понимаю, госрегулирования в этой области на данный момент нет. Кого считать участником движения, кто будет считаться виновным — оператор, который не взял вовремя управление на себя, разработчик софта?


    1. BlackMokona
      25.11.2018 19:16
      +1

      Как мне известно беспилотник считается обычно машиной которой управляет водитель со всеми вытекающими последствиями. Т.е 100% ответственности на операторе.


      1. mbait
        26.11.2018 10:15

        Согласно законодательству автомобиль, в конструкцию которого вносились изменения без сертификации, не должен допускаться до участия в дорожном движении. Поскольку самоуправляемому автомобилю нужно как-то посылать команды, то изменения вносились 100%. Остаётся вопрос о сертификации оных. StarLine один из крупнейших игроков на рынке автосигнализаций, поэтому не исключено, что у них даже имеется соответствующая сертификация.


    1. Simplevolk
      25.11.2018 19:19

      Наверное тот, кто сидел за рулем автомобиля…


      1. emmibox
        26.11.2018 03:56

        По нашим законам не обязательно даже сидеть за рулем.

        Владелец средства повышенной опасности отвечает даже в том случае, если он не сидел за рулем в момент ДТП. (например поставил авто на пригорке — пошел по своим делам, ручник не удержал, автомобиль покатился и кого то задавил).


        1. Milein
          26.11.2018 09:48

          Средство повышенной опасности является таковым только во время процесса нормальной эксплуатации. Т.е. для автомобиля — езды. Если твой выключенный автомобиль упадёт с эвакуатора, скатится по склону и задавит кого-то, то ты не при делах.
          Но про ручник пример не очень. Если ты тачку с кирпичами на склоне оставишь и она скатится, тоже отвечать будешь — ты же виноват что оставил её так.


          1. agat000
            26.11.2018 19:46

            Тем не менее, владелец имущества несёт ответственность за любой вред, причинённый таковым. Неважно, повышенной опасности или нет.


  1. MOPOH
    25.11.2018 19:51

    Если нужно изменить направление движения – на перекрестке, при выездах и съездах с автомагистралей и прочих маневрах – система требует вмешательства оператора.

    image


    1. biomassa
      25.11.2018 20:15

      А че это у него (робота) на спине? Выхлопная труба или саперная лопатка?


      1. SergeyMax
        25.11.2018 20:50
        +1

        По-моему это световой меч.


        1. Alexufo
          25.11.2018 22:36
          +3

          Это wifi антена с Алика) Разбирали уже)


  1. biomassa
    25.11.2018 20:04
    +2

    Вот это заявление :


    В настоящий момент робомобиль достиг 3-го уровня...

    удивило и заставило меня серьезно засомневаться.


    Тесла имеет уровень 2, и то у них сотни тысяч автомобилей и миллионы преодоленных миль на автопилоте.
    Waymo имеет максимум 2.5 и он лидер в отрасли, а ребята из России на коленках собрали уровень 3. "Не верю." (с)


    Я тут собрал как мне кажется ключевые пункты статьи:


    … разработчики компании создают высокоточную карту дороги с путевыми точками…
    … Местоположение… определяется при помощи высокоточного спутникового навигационного приемника…
    … автомобиль движется без использования карты дороги и планировщика маршрута…
    … Если нужно изменить направление движения – на перекрестке, при выездах и съездах с автомагистралей и прочих маневрах – система требует вмешательства оператора.
    … на наиболее сложных участках дорогих им управлял оператор.

    Все эти пункты яростно опровергают заявленный третий уровень автоматизации.


    Согласно этой статье: https://habr.com/post/419977/ есть 5 уровней. Если сопоставить приведенные мной цитаты, то StarLine это максимум 2 уровень, а то и ниже.
    Проехать по практически прямой трассе, да еще когда перед этим разработчики составили подробную дорожную карту… ну извините, это практически как на полигоне.
    Что-то мне говорит, что если сегодня StarLine запустить от Казани до Самары (там рядом), то уедет она недалече.


    Посему моя диванная оценка StarLine имеет 1.5 уровень автоматизации. Ребята конечно молодцы, стараются, но не надо завышать результаты.
    Если тут есть более сведущие в этом вопросе люди, буду рад опровержению с внятным описанием моих заблуждений.


    1. Alex_ME
      26.11.2018 10:19

      А можете пояснить разницу между первым и вторым уровнями? Из статье по ссылке:


      Первый уровень. Уже есть определенная автоматизации. Водитель управляет машиной сам, но автомобиль может взять на себя некоторые функции, в минимальной степени. Это, например, набор скорости или удержание курса машины.

      Второй уровень. Здесь уже свободы у автопилота побольше. Машина может как удерживать курс, так и ускоряться, при этом используя информацию о ситуации вокруг автомобиля. Для этого, конечно, нужны датчики, сенсоры и в некоторых случаях камеры. Водитель обязан держать руки на руле машины и не снимать их. Машина может тормозить в случае необходимости. Ко второму уровню можно отнести Autopilot от Tesla. Сейчас компания Илона Маска делает все, чтобы перейти от уровня 2 к уровням 3 и 4.

      Второй уровень подразумевает движение по трассе, т.е. удержание полосы и скорости, избегание других машин и торможение на светофорах или же способность к поворотам на перекрестках, менять полосы?


      А вот здесь тесла движется полностью автономно, включая повороты (ну насчет пятого я бы поспорил, но вот третий — вполне).
      https://www.youtube.com/watch?v=C3DbrYx-SN4&t=97s


      1. biomassa
        26.11.2018 19:01

        Машина может как удерживать курс, так и ускоряться, при этом используя информацию о ситуации вокруг автомобиля.

        То есть на первом уровне просто соблюдается дистанция спереди/сзади при помощи простейших датчиков.
        Во втором контролируется не только зад/перед, но и удержание полосы, учет ситуации по бокам, машина по требованию может принять решение о возможности перестроения на соседнюю полосу, и сделать это. Может ехать по маршруту и делать повороты и перестроения. Распознавать другие движущиеся предметы вокруг себя, анализировать их траектории и реагировать на них.


        … ну насчет пятого я бы поспорил, но вот третий — вполне

        Третий уровень — это полностью самостоятельный проезд из А в Б. То есть пассажир задает просто пункт куда ехать и практически не вмешивается, но все равно водительские навыки и руль в салоне нужны.
        Так что Тесла пока не дотягивает до третьего. Возможно Waymo через годик-другой выдаст "на гора", вот тогда это будет действительно прорыв.


  1. Dmitry88
    25.11.2018 20:52

    а конечная цель какая процесса? Куда ставить-то собираются?


    1. biomassa
      25.11.2018 21:20
      -2

      Ввиду довольно очевидных обстоятельств в России такая техника не приживется. Законодательства нет, дорог нет, клиентов (авто производителей готовых купить) нет.
      Спонсору/хозяину, как и любому инвестору в стартапы, интересно потом заключить жирный контракт с "буржуинами" ну или продать всю фирму вместе с наработками по очень симпатичной цене.
      Ребятам разработчикам интересна сама эта тема, и все перспективы быть купленными "буржуинами". Очень их всех понимаю. Кто хорошо работает имеет полное право хорошо жить.


      1. Dmitry88
        25.11.2018 21:48
        +1

        только, если у ребят реально есть какое-то ноу-хау, тогда да — купят. Но тут отставание серьезное и покупатель навряд ли найдется, скорее пригласят на хорошую работу, что тоже неплохой профит


        1. unalacuna
          25.11.2018 22:32

          На секундочку, прибыль Старлайна в прошлом году превысила 440 млн рублей при обороте более 4 млрд. Ребятам не надо искать покупателей, у них есть ресурсы чтобы довести свою технологию до выхода на любой интересующий их рынок.


          1. Dmitry88
            25.11.2018 23:50

            Верю, но сколько идет на r&d — мы не знаем + думаю, вопрос автоматизации авто — это вопрос очень больших денег, а не как 440 млн
            Хотя, может вояки чего купят, хотя сомнительно.


            1. unalacuna
              26.11.2018 08:32

              440 млн — это прибыль, расходы на ОКР они (скорее всего) списывают в расходы.

              Но можно примерно прикинуть: у Старлайна ~200 разработчиков в штате занимаются продуктами (не только беспилотником). А это одних зарплат с налогами минимум на ~25 млн. ежемесячно. С накладными расходами и материальными затратами, думаю, выйдет порядка 400 лямов в год — 10% от оборота. Это много даже по международным меркам, а для большинства компаний в РФ вообще недосягаемый космос.

              Конечно это всё чистой воды вангование, чтобы что-то реально понять надо смотреть их отчётность.


              1. RomanoBruno
                28.11.2018 03:48

                я ходил год назад на собеседование в этот отдел.
                автопилотом занимались 2 специалиста, искали третьего.


    1. navrocky
      25.11.2018 22:52

      Судя по всему будут предлагать комплект для установки в обычный автомобиль, типа навороченной сигналки =) Я бы взял


    1. kAIST
      26.11.2018 13:43

      Это авто сейчас работает в Иннополисе в роли беспилотного такси (проект Яндекса).
      Когда прочёл новость о беспилотном такси в Иннополисе, подумал что это очень просто (там очень простая схема движения, ни одного светофора и мало машин), но когда узнал что это такси само доехало в иннополис, мое мнение поменялось.


      1. unalacuna
        26.11.2018 14:11

        это другое авто


  1. courser
    25.11.2018 21:33

    И у него осталась цела подвеска? Не верю.


    1. kAIST
      26.11.2018 13:45

      А вы давно ездили по федеральным трассам?


  1. capitannemo
    25.11.2018 22:52

    -Тоже мне новость. У нас в деревне давно уже беспилотные автомобили. Кирпич на газ, а сам к бабам в кузов.
    -И что автомобиль?
    -А что с ним будет, все равно из колеи не выедет.


  1. aivs
    25.11.2018 23:17

    Вот когда фуры на трассе научится обгонять, тогда и поговорим ;)


    1. shalm
      26.11.2018 07:33

      скорость 80 км/ч, какие фуры? О каких тут уровнях автономности рассуждают, если машина сама даже повернуть на перекрёстке не способна без вмешательства оператора. Кадры просто пилят бабло и выгружают липовые отчеты, скопировали студенческие разработки десятилетней давности, а чиновники выделяющие деньги думают, что взрастили лидеров мирового автопилотостроения


      1. unalacuna
        26.11.2018 08:39

        Что вы несёте, какие чиновники?


        1. shalm
          26.11.2018 09:17

          Примерно те же, которые на фотке выше вокруг робота стоят с запредельно умными выражениями на лицах. Может тут есть ещё наивные люди, которые готовы поверить что это нпо способно что-то изобрести вкладывая деньги простых инвесторов за каждую копейку которых нужно отчитаться, а не государственных, которые просто требуется освоить создав видимость работы


          1. unalacuna
            26.11.2018 09:22

            я как раз из таких наивных


            1. shalm
              26.11.2018 09:34

              я много лет назад смотрел цикл передач на канале дискавери, которые были сняты как раз лет 10 назад о соревнованиях между американскими университетами с хорошими призами и десятками команд, которые строили беспилотные автомобили и на специально построенной площадке имитирующей городские улицы с перекрёстками их тестировали. Вот в таких условиях, когда сотни молодых инженеров весь процесс изучили и отработали и сейчас развивают те идеи где-то в теслах я готов поверить что сделают что говорят, в условиях жёсткой конкуренции и обладая необходимыми знаниями. А что за плечами инженеров этого нпо, какие тут предпосылки что-то создавать кроме показа сюжетов на первом канале, где как бы не требуется достоверность, главное зрелищность.


              1. unalacuna
                26.11.2018 09:44

                За плечами инженеров этого нпо — одно из самых мощных и технологичных производств электроники в РФ, линейка своих продуктов, более половины рынка систем автомобильной безопасности. Советую завязывать судить о жизни по старым передачам с Дискавери. Также советую гуглить, прежде чем чушь писать.


                1. shalm
                  26.11.2018 10:04

                  Вся продукция этих самых мощных и технологичных производств обычно вызывала лишь усмешку примерно ту же как на того робота на фотке, жизнь противоречит Вашим советам во всём к сожалению, я был бы только рад развитию и прогрессу, но выдавать желаемое за действительное от меня никто не требует, а от Вас?


                  1. unalacuna
                    26.11.2018 10:58

                    Ясно, понятно.


                  1. VIPDC
                    26.11.2018 14:17

                    Вот сейчас действительно зря продукцию данной организации обидели. Реально оптимум на рынке за разумные деньги. 10 лет стоит полет нормальный.


                    1. shalm
                      26.11.2018 18:49

                      Ну мы обсуждаем данную машину и Вы как считаете — лидар, радары стереокамеры, сам маршрутный компьютер изготовлены этим нпо или куплены ещё и по завышенной в разы цене? Программное обеспечение с нуля написано нпо или в основе чужой код с лёгкими правками? Мне давно ясно, что технологии не возникают на пустом месте, они долго эволюционируют и поэтапно развиваются, тут либо чудо либо спёрли, кто тут большой, но в сказки верит, минусуем )


                      1. unalacuna
                        26.11.2018 19:22

                        Вы правда думаете, что разработчику беспилотного автомобиля нужно сделать свой лидар, и это выйдет дешевле покупного?


                        1. shalm
                          26.11.2018 20:23

                          Я считаю, что собрать в одну кучу стандартный набор оборудования и скачать один из открытых проектов на эту тему может даже энтузиаст одиночка, если деньги найдёт на это, но это не будет великим прорывом или невероятным изобретением. Чем Вы восхищаетесь? Тем что смогли продающийся на ебее лидар привернуть и не спалить? Ниже человек пишет, что в 2005 году автономная машина была способна совершать обгон и проехать дистанцию в 211 км без водителя. 13 лет назад это было сенсацией и новостью, а то что копирнуло Ваше нпо даже до уровня 2005 года не дотянуло. Мне искренне больно смотреть на это убогие попытки делать хорошую мину при плохой игре, на все эти ё-мобили, падающие ракеты, на эту отсталость и мракобесие, но я хотя бы вижу проблему, а Вы её отрицаете. Погуглите DARPA Grand Challenge (2005) и посмотрите количество участников. И представьте как это было сложно 15 лет назад разрабатывать аппаратную и программную части на технологиях тех лет. Я считаю что те люди изобретали автопилот, а не Ваше нпо. Мне недавно довелось собрать из купленных на али деталей квадрокоптер, заметьте не изобрести, а собрать, чувствуете разницу? Там тоже всё сложно и софт надо закачать и настроить, и есть варианты как разместить все компоненты, но Вы же после этого не решили, что я великий инженер и программист.


                          1. unalacuna
                            26.11.2018 22:51
                            -1

                            Поздравляю, что смогли собрать коптер. И как обстоят дела с беспилотным управлением, из комнаты до кухни уже долетает?
                            Чувствуете разницу?

                            У вас в голове путаница из понятий, не нужно изобретать автопилот чтобы разработать беспилотник. Нет ничего плохого в использовании чужого кода, только дурак будет писать свою библиотеку если есть готовая, которая выполняет задачу как надо. Не нужно делать свой лидар или камеру, если есть подходящие готовые — они всегда будут дешевле. Участники упомянутого вами Дарпа Гранд Челлендж не проектировали собственные двигатели и автомобили, они (представьте себе) купили серийные Хамви и Фольксвагены и доработали под свою задачу. И это нормальный инженерный подход

                            Я восхищаюсь людьми, способными создать работающий продукт. Я не люблю людей, которые в любом чужом успехе начинают искать распил бабла и другие поводы докопаться.


                            1. shalm
                              27.11.2018 06:26

                              ваши представления о коптерах немного устарели, в наше время любой школьник используя inav может сделать дрон, автономно пролетающий маршрут. Вы восхищаетесь людьми, которые смогли изучить документацию на чужую разработку, купить детали по списку, собрать их правильно ( надеюсь с первого раза), настроить по в соответствии с рекомендациями разработчиков ( пока не осуждаю) и в итоге пойти и сказать " Мы изобрели автопилот". И вот этот момент всё портит. Я вот например смог дрон собрать, но не заявлял, что я его изобрёл, и кстати самолёт ещё не доделанный лежит, который планируется под полуавтономные полёты с inav. Может уже пора стране начинать мной гордиться?


                              1. unalacuna
                                27.11.2018 08:20

                                Вы задачу «лететь по маршруту, используя GPS, компас и бародатчик» путаете с задачей «распознавать окружающую обстановку». Я не случайно спросил про полёт из комнаты в кухню, для которого inav бесполезен.


                                1. shalm
                                  27.11.2018 09:04

                                  лететь из комнаты на кухню на дроне у которого скорость выше 100км/ч и который может человека в больницу отправить при столкновении не выглядит хорошей идеей. По квартире летаю на мелком с шасси 75мм, но на него кроме фпв ничего больше не установишь. Что касается Вашей задачи распознать окружающую обстановку, её решали не в наши дни, а полтора десятка лет назад, сейчас весь вопрос в нахождении денег на оборудование и в желании этим заниматься. Кстати даже тривиальная задача построения дрона и пролёта по маршруту используя gps и компас не всегда решается успешно. Менее удачливые инженеры и программисты из какого-то нпо недавно делали дрон для почты, освоить вагон денег они смогли, но дивайс размазался о ближайшую стену.
                                  Ваша идея сделать машинку которая будет автономно ездить по квартире, распознавая препятствия не выглядит такой сложной, что без сотрудников нпо не справиться. Если появится время свободное может и займусь, но дроны это другое, там основное удовольствие от управления, а не в том чтоб смотреть как он автономно по маршруту летает.


                                  1. unalacuna
                                    27.11.2018 09:08

                                    Я правильно понимаю, что вы, ни разу не занимавшись автономным управлением, считаете эту задачу простой, потому что её кто-то уже решил 15 лет назад?


                                    1. shalm
                                      27.11.2018 09:50

                                      я не считаю её простой, но это уровень не нпо, а любого человека, который может читать документацию, чтоб правильно разместить купленные по списку детали, правильно их соединить, установить ПО и по инструкции ПО настроить и потом разобравшись как это работает начать экспериментировать. Лично мне это не интересно, потому что даже если я буду уверен на 100% что мой автопилот работает хорошо, никто мне не разрешит использовать его на обычной дороге. Вот почитайте для расширения кругозора, как с автопилотами обстоит дело в наши дни


                                      1. cyberly
                                        27.11.2018 10:16

                                        Тут такое… например, задача распознавания речи много лет решалась с помощью скрытых марковских моделей. И да, есть опенсорсные библиотеки и даже больше одной. Все условия, чтобы "… установить ПО и по инструкции ПО настроить и потом разобравшись как это работает начать экспериментировать". Однако качество распознавания уперлось в потолок и было, в общем, невпечатляющим. А потом распознавание выкатил гугл, с ощутимо лучшим качеством и на другой математике. С машинным перводом — примерно то же самое.

                                        «Уровень любого человека» — собрать аналог с заранее известными ограничениями, «уровень НПО» — поставить цель сделать продукт принципиально превосходящий аналоги.


                                        1. shalm
                                          27.11.2018 20:25
                                          -1

                                          Я не думаю, что пример с распознаванием тут выглядит уместным, из него ничего не следует.
                                          И в чём аналоги превзошли? в том что повернуть без оператора не могут? в том что на многих участках не смогли даже дорожное полотно определить? и 80 км/ч на однополоске это ниже средней скорости транспортного потока и даже фуры поедут обгонять такое тс.
                                          Возможно автопилот за 700 баксов, который сделал студент, более функционален и безопасен и естественно ничего плохого нет в том что сотрудники нпо пытаются превзойти студентов, я лишь указал на то что слово создали ближе по смыслу к изобрели, а не к собрали из стандартных частей


                                          1. cyberly
                                            27.11.2018 21:38

                                            Я не думаю, что пример с распознаванием тут выглядит уместным, из него ничего не следует.
                                            Распознавание — такая же задача из области искусственного интеллекта, пока что не имеющая решения, гарантирующего хороший результат в любой ситуации. Если целью подразумевать создание системы, способной заменить человека — задача распознавания речи до сих пор никем не решена. С этой позиции, точно так же никем не решена задача создания самоуправляемого автомобиля. Из существования варианта решения, способного выдавать что-то полезное, вообще никак не следует, что можно добиться сколь угодно качественного результата, совершенствуя и полируя этот вариант. Возможно, это вообще тупиковая ветвь (как марковские цепи в распознавании, которые 10 лет топтались на месте, и весь прогресс там был за счет сбора более объемных словарей и тонкой настройки фильтров). Многие технологии вообще имеют принципиальные ограничения в плане того, чего от них можно добиться, и когда они упираются в этот предел, для движения вперед требуется именно что изобрести новую технологию.

                                            И в чём аналоги превзошли?
                                            Я писал, что имеют шанс превзойти в будущем, так как располагают хотя бы ресурсами для этого. А проекты, которые собирают одиночки из готовых частей, по моему мнению, напротив, принципиально никогда не прыгнут выше определенной планки, так как объем задачи в человеко-часах слишком велик для этих одиночек.

                                            … к изобрели, а не к собрали из стандартных частей
                                            А есть сведения, какой процент их управляющего ПО взят из существующих открытых проектов, а какой — авторский? А также, откуда известно, что их система построена на тех же принципах, что и «автопилот за 700 баксов, который сделал студент»?


                                            1. shalm
                                              28.11.2018 04:42

                                              Я уже раза 3 просмотрел статью, думаю может что-то я пропустил, но так и не заметил каких-то намёков на то о чём Вы пишете, что софт авторский, что части не стандартные, что количество потраченных часов переросло в новое качество, опять же на чьи деньги ведётся разработка и сколько их потрачено никто не объяснил. Со студентами всё ясно, 700 баксов, openpilot и несколько дней на сборку и подключение. И более того усложнение устройства наверняка будет происходить по мере появление дешёвых компонентов. Продукт нпо я думаю далеко дороже не только 700, а 7 тысяч баксов. Нет каких-то определённых целей разработки, типа установки в 20м году на вазы или продажи в 21м всем мировым автогигантам. То есть студенты уже ездят по дорогам и думают как улучшить свои адекватно работающие самодельные автопилоты, а тут первая стадия разработки, с виду полностью сырая, но непонятно на чём основанные заявления, что это будущее всего автопилотостроения.


                                              1. cyberly
                                                28.11.2018 07:15

                                                Однако, вы почему-то нашли там намеки на противоположное: судя по вашим комментариям, особенно верхним, вы считаете, что это «распил и откат», а технически проект — ниочем и вообще выдача готового решения за собственное. И мне непонятна ни категоричность этих высказываний, ни их логика, тем более, что вы, судя по всему, не принимали участия в разработке этой или какой-либо другой подобной системы.

                                                Вы пишете, что софт авторский, что части не стандартные…
                                                Неправда. Я писал, что система вполне может содержать авторские разработки. Я считаю, что коммерческая компания, начиная исследовательский проект, скорее ставит целью получить на выходе работающий продукт, а не попиариться, соответственно, с большей вероятностью будет «честно» вести разработку, а не тратить основную часть ресурсов на выдачу желаемого за действительное.

                                                … что количество потраченных часов переросло в новое качество ...
                                                И опять… Не переросло, а может перерасти. При этом, «потраченные часы» — обязательное условие, без «траты часов» никакого «нового качества» точно не будет. И крупная компания располагает несравнимо большими возможностями по организации этой «траты часов», чем энтузиасты-одиночки.

                                                … опять же на чьи деньги ведётся разработка и сколько их потрачено никто не объяснил

                                                А источники финансирования как влияют на успех проекта? И почему они должны быть обязательно названы при его презентации?

                                                Со студентами всё ясно, 700 баксов, openpilot и несколько дней на сборку и подключение.

                                                Допустим, студенты делают что-то дешево и оно как-то работает. Дальше, с большой долей вероятности, начинает работать принципы типа «90% усилий на последние 10% результата» и свойственные автомобильной отрасли ужасы сертификации. Вы, строго говоря, лишнюю лампу не можете просто так на машину повесить, представьте, какая жесть — протащить в легальную эксплуатацию систему, которая лезет в тормоза и рулевое управление… А еще сложность объекта роняет вероятность существования специалиста, детально разбирающегося в нюансах работы всех его систем до околонулевых значений. Поиграться с чем-то под соусом «software is proveded as is, with no warranties expressed or implied… use at your own risk» — это одно, сделать продукт — совсем другое. И во втором случае «студенты», как правило, мимо. То, что они «думают как улучшить...» — это, конечно, хорошо, но совсем не гарантирует, что им в итоге удастся это придумать. Особенно, если они, как вы говорите, сделали это «за пару дней по мануалу».

                                                Продукт нпо я думаю далеко дороже не только 700, а 7 тысяч баксов.
                                                Допустим. И какой из этого вывод? Как из стоимости прототипа выводится успешность проекта?

                                                Нет каких-то определённых целей разработки, типа установки в 20м году на вазы или продажи в 21м всем мировым автогигантам.

                                                Строго говоря, отсутствие ссылки на цели в довольно куцей заметке, написанной журналистом со слов других журналистов по мотивам показанной им презентации, не означает отсутствия этих целей. И если у разработчиков хватило ума в самом начале разработки воздержаться от шапкозакидательских комментариев, это, в моих глазах, характеризует их скорее положительно.

                                                … непонятно на чём основанные заявления, что это будущее всего автопилотостроения.

                                                А где эти заявления? Я вижу вполне нейтральное «мы пробуем создать самоуправляемый автомобиль, есть кое-какие успехи».


                                                1. shalm
                                                  28.11.2018 08:07

                                                  Вы пишете — может содержать авторские куски кода, может перерасти.
                                                  Далее много ли вы видели конечных продуктов с лидаром на крыше, если уже дело к сертификации?
                                                  Далее — целей нет просто для опытов собрали.
                                                  И как выглядит Ваша позиция с моей точки зрения — Аплодируем стоя и почему другие так не делают не понимаем.
                                                  А у меня нет розовых очков и когда муть вместо ясной чёткой и понятной информации я подозреваю худший вариант — недоговаривают или врут, если есть повод это делать, а не случайно.


                                      1. unalacuna
                                        27.11.2018 13:41

                                        >я не считаю её простой, но это уровень не нпо, а любого человека, который может читать документацию

                                        Где же тогда все эти «любые человеки» со своими беспилотными автомобилями? Почему они есть у Яндекса, Старлайна, Камаза, еще пары команд и на этом всё?


                                        1. shalm
                                          27.11.2018 20:34

                                          Да ладно, куча роликов на ютубе студенческих автопилотов. Но дело это потенциально опасное, любая ошибка угрожает жизни людей и только из-за этого многие не связываются даже если интересно, а лично меня пассивный круиз-контроль вполне устраивает, такие у нас в стране дороги, что автопилот ещё долго не сможет их определять адекватно.


                                1. bobermai
                                  27.11.2018 13:41

                                  В данном случае легкое лукавство в том, что большая часть этого «распознавания окружающей обстановки» — штатный функционал данного автомобиля.


                                  1. unalacuna
                                    27.11.2018 13:45

                                    Выше писал, что нет ничего плохого в использовании готовых решений. Если Старлайн в своей системе использует штатные возможности автомобиля — они смогут продавать комплект для автоматизации, подходящий к серийному авто, без необходимости обвешивать его ворохом доп. сенсоров. Система будет более дешевой, а значит доступной для многих. Это ведь круто, не?


                                    1. bobermai
                                      27.11.2018 14:25

                                      Не знаю. Я в принципе против «автопилотов» такого уровня, пробовал на прокатной машине. Там, конечно, без навигации «из п. А в п.Б», но полосу, скорость не выше заданной и дистанцию до впередиидущей машины успешно поддерживает. Только оговорка о том, что нужно все время быть готовым перехватить управление — она все убивает. Если я не могу, условно, лечь поспать/поработать/почитать новости, а обязан все время держать руки на руле, ноги на педалях, и следить за дорогой — это утомляет даже больше, чем обычное вождение. В итоге отключил нафиг эту автоматику.


                                      1. unalacuna
                                        27.11.2018 14:29

                                        Оговорка про руки на руле обусловлена законодательством, а не техникой, а законодательство всегда идёт с запозданием. Сейчас это так, а через 5 лет всё может быть совсем иначе, к этому времени и уровень автопилотов будет другим.


                                        1. bobermai
                                          27.11.2018 14:42

                                          Нет, она обусловлена именно техникой. В том смысле, что производитель не считает свои системы на 100% надежными, и не готов нести ответственность. В таком виде лично мне автопилот не нужен. Что будет в светлом будущем — не знаю, это к теме не очень относится.


  1. Stepan555
    25.11.2018 23:33
    -2

    Вот так буднично и обыденно, компания о которой первый раз узнал, отправила беспилотник по дорогам общего пользования из Питера в Казань. А народ ещё в комментариях кривит рожи и говорит «Подумаешь, Тесла то же самое может!» :-)))


  1. Alex_ME
    25.11.2018 23:33

    Они действительно используют zed-камеру?
    image
    В университете тестировали, как-то не впечатляет. Дорого, а толку не так много. Собственно карта глубины/облако точек дай бог, если метров на 5-7 будет, что для беспилотного автомобиля катастрофически мало. Да и незачем — у них стоит (ну, судя по картинке) лидар VLP-16, с дальностью метров 100, на 360 градусов и хорошей точностью. Единственное, что остается — они с этой камеры SLAM делают.


    1. dimm_ddr
      27.11.2018 17:51

      Они могут этой камерой дорогу снимать, упоминание про дорогу в посте было. ТАм в принципе и 5 метров то не надо для этой задачи.


  1. bro-dev0
    26.11.2018 02:50

    Забавно что в играх где прикручивают автопилот в машину, те не могу нормально все равно ехать, как пример такси в gta4-5 или farcry4-5, то есть полностью контролируемый мир вроде как и все равно происходят аварии без участия человека.


    1. sumanai
      27.11.2018 00:15

      Вот не нужно про такси в GTA5, они ездят нормально: обгоняют, нарушают, и вообще ездят хрен пойми как. Настоящие привокзальные таксисты.


  1. wikipro
    26.11.2018 09:11

    Мне кажется более актуально в настоящее время сделать беспилотник на базе газели, Газон Некст/ фуры чтобы возить 24 часа в неделю товары от склада на завод/магазин по одному и тому же маршруту. И такие маршруты официально сертифицировать в ГИБДД. Это решит проблему заправок каждые 500-600 км — т.к. беспилотники не скоро ещё смогут сами заправляться.


    1. emmibox
      26.11.2018 09:21

      А зачем маршруты сертифицировать?
      У нас ГК не требует маршруты сертифицировать.
      А вот наличие водителя в АМ — требует…


    1. Stepan555
      26.11.2018 10:49

      Если у вас есть технология робоавтомобиля, то ставить её можно на что угодно. Колёсная тележка в данном случае не принципиальна.


    1. agat000
      26.11.2018 19:52

      Неа. В большинстве случаев, водитель условной газели ещё и экспедитор, грузчик (если не тяжелые мелочи), и ещё много чего. Автопилот его не заменит полностью.


  1. Alex_ME
    26.11.2018 10:31

    Еще странно. На их блок-схеме указан RTK GNSS. Но ведь RTK — это когда у нас есть базовая станция с точно известными координатами и измеряется сдвиг фаз между приемником на БС и мобильным приемником. Откуда у движущегося автомобиля БС?


  1. bobermai
    26.11.2018 12:28

    Там же Суперб использовали?
    «первый режим автономного движения» — это его штатная функция, насколько я помню, контроль полосы и адаптивный круиз там от производителя. Правда, чтобы тронуться после остановки, надо газ тронуть, то ли это хакнули, то ли умолчали. И интересно, что считается «вмешательством оператора» — нажать да/нет на панели, или самому рулить?


    1. shalm
      26.11.2018 19:12

      в статье почему то забыли рассказать про систему автоматической парковки этой машины


  1. Ktulkhu_Triediniy
    26.11.2018 14:02

    Старлайн открылся мне с новой стороны. Всегда считал их небольшой компанией, разрабатывающей полусамостоятельные решения в нише автосигнализаций, а они вон чо…


    1. agat000
      26.11.2018 19:54

      А я узнал, что это российская контора. Хотя у меня в кармане их брелок от колёс. Мда. Успешная маскировка бренда под иностранцев.


      1. Ktulkhu_Triediniy
        27.11.2018 17:36

        Хм… Я даже и не задумывался об этом никогда, но вроде они позиционируют себя, как русских. Да и происхождение никогда не скрывали.


  1. DonArmaturo
    26.11.2018 17:21

    DARPA Grand Challenge 2005 — трасса 211 км. Никаких белковых в салоне. Впечатляющий обгон на скорости выше 50.
    2005 — год проведения.
    13 лет назад.
    Правда, на реальных дорогах ничего похожего нет.


    1. Alex_ME
      27.11.2018 01:08

      DARPA Grand (или Urban) Challenge 2007 — в имитации городских условий, еще сложнее.


  1. bond1768
    27.11.2018 03:12

    Как громко сказано «Команда НПО «СтарЛайн» разработала умный беспилотный автомобиль». А может команда взяла шкоду и присобачила туда костыли?
    Еще обычный автомобиль не научились делать, а уже умный типа разработали.


    1. Stepan555
      27.11.2018 10:41

      Не понятно ваше недовольство. Никто не претендовал, что Старлайн — автопроизводитель. Они сделали технологию управления автомобилем. Зачем они должны делать свой автомобиль? Если вы пишете программу, кто-то должен ворчать, что вы не умеете делать свой компьютер и процессор?


      1. bond1768
        27.11.2018 13:00

        В статье претензия не на автопроизводителя, а на авторазработчика как минимум.
        Если я напишу прогу к примеру калькулятор, а на Хабре буду бахвалится, что разработал ноутбук с технологией калькуляции мне как минимум справедливо скажут что я придурок. Программисты ведь написав какую нить прогу не говорят что они разработали проц или ПК.
        А тут как в анекдоте получается:
        — «СтарЛайн» разработала умный беспилотный автомобиль»
        — Разработала но не беспилотный автомобиль, а технологию беспилотного управления, и не разработала а только тестирует, и он умеет ездить только по прямой.


        1. Stepan555
          27.11.2018 15:57
          +1

          Дружище, не придирайтесь к словам :-) Разработчики умного дома тоже не чертят лестницы и унитазы а разрабатывают комплекты для автоматизации обычных домов :-)


          1. Dr_Faksov
            28.11.2018 03:32
            -1

            Умный дом нужно строить «с ноля», сразу закладывая все коммуникации и исполнительные механизмы. Остальное -костыли.


    1. Dr_Faksov
      28.11.2018 03:30

      Я тоже хотел позанудствовать.
      Разработали не автомобиль, а систему управления автомобилем.


  1. SDKiller
    28.11.2018 00:42

    А ну вот и новость в тему


    Согласно постановлению правительства, с 1 декабря 2018 по 1 марта 2022 года на дорогах Москвы и Татарстана стартует эксперимент по тестированию «высокоавтоматизированных» автомобилей.
    Цель мероприятия — выработать будущие правила дорожного движения для подобных транспортных средств, пояснил вчера премьер Дмитрий Медведев.

    https://auto.mail.ru/article/70825-v_rossii_vvodyat_novuyu_nakleiku_na_avto_s_bukvoi_a/